Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на российских предприятиях — это, скорее, исключение, чем правило.
Многие предприниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет заниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года.
Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Отметим три основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:
1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;
2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга;
3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.
Лекция 6. Разработка бизнес-планов. Основы.
Подготовка полезного бизнес-плана — трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат и затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими.
Бизнес-планирование в России обладает рядом особенностей, в отличие от западных стран. Экономическая и общественная обстановка, в которой функционируют российские организации, нередко не разрешает им применять зарубежные методические разработки при формировании бизнес-планов.
На сегодняшний день российское законодательство не утверждает каких-либо норм по разработке бизнес-плана. Для многих российских организаций бизнес-план можно считать абсолютно новым документом. В современных условиях данную ситуацию можно считать достаточной для получения инвестиций под какие-либо проекты. Ситуация на современном рынке требует обязательного применения общеустановленной в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская особенность инвестиционного климата ухудшает процесс разработки бизнес-планов и учета в них ряда сложно предсказуемых моментов.
Даже при отсутствии законодательных актов, непосредственно обязывающих разработку бизнес-планов, сегодня в России принято внушительное число указов и иных актов, которые развивают деловую среду бизнеса. Функционирование в ней требует разработки бизнес-плана для получения финансирования. При переходном периоде бизнес-план должен решать задачи по улучшению финансового состояния или финансового оздоровления (санирования) организации.
Основные проблемы создания своего бизнес-проекта
Источник: economics.studio
2.2. Основные проблемы при разработке бизнес-плана
Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике российской деловой среды. Как правило, авторы и переводчики зарубежных пособий прямо и ненавязчиво подсказывают российским читателям: возьмите пособие, подставьте в формы и таблицы свои данные и вы получите отличный бизнес-план.
В популярном у нас переводном пособии «Составление бизнес-плана» так и написано: «Замените в тексте Нью-Йорк на Москву, а Сан-Франциско на Владивосток — и все, пора действовать». Что же касается работ российских авторов, то в большинстве своем — это компиляции из нескольких зарубежных источников, естественно, не адаптированных к нашей деловой среде.
С западными бизнес-планами связана еще одна проблема. Предлагая несовпадающие структуры документа, неодинаковые аналитические формы, практические пособия, как правило, утверждают, что именно данный вариант годится для разработки бизнес-плана любого конкретного проекта. Некоторые наши соотечественники спрашивают, почему же на Западе, если там накоплен такой огромный опыт, не составят единую стандартную форму для любых проектов. Зарубежные источники на вопрос не отвечают, хотя ответ достаточно прост: нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес-плана. Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах совершенно (или в значительной степени) неодинаковой информации в различных формах.
Другая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес-планов, — неправильное понимание того, какие аспекты, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на разработку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности реализации проекта», но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности.
Но если потребность в будущей продукции завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю. Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований.[10] В чем причина ошибок? Их несколько, причем они, как правило, встречаются одновременно.
Во-первых, разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области, обычно ведущим специалистам ПЭО или одного из производственных подразделений. Они берут ставшую у нас классикой книгу Ф. Котлера4 или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес-план.
При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить. Во-вторых, эти работники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом.
Им трудно понять, что маркетинг — это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, свое практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться. В-третьих, в нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый специалист, имеющий возможность получить какую-либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей компании. В-четвертых, плохую службу служит россиянам их опыт работы в планово-распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в развитых рыночных странах представлений о конкурентоспособности продукции, стратегии конкурентоспособности предприятия, конкурентной среде и конкурентных преимуществах. Но наиболее опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов инвестора или кредитора и их психологии.[10]
Источник: studfile.net
Проблемы разработки и реализации бизнес-проекта преобразования организации Собинский Владимир Георгиевич
Актуальность исследования. Закат административно-планового управления экономикой страны и переход на рыночные отношения потребовали выработки принципиально нового механизма управления организациями, который обеспечил бы им эффективное функционирование в этих условиях.
Анализ состояния производственной сферы позволяет сделать вывод, что переход многих промышленных организаций к рынку протекает на фоне отсутствия четкой инвестиционной политики государства и финансового кризиса.
Затянувшийся период промышленного спада привел многие организации к явной или скрытой форме банкротства, потере имущественного и кадрового потенциала, увеличению разрыва между текущим состоянием организации и моделью конкурентоспособной организации рыночного типа. Лишь незначительной части организаций удалось сохранить финансовую устойчивость, однако исследования показывают, что произошло это за счет ухода от налогов, снижения качества работ и услуг, других способов.
Изучение опыта функционирования организаций в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что он не может быть автоматически перенесен в условия отечественной переходной экономики, и требуются серьезные теоретические исследования, экспериментальные проверки и расчеты с целью создания организации рыночного типа в отечественных условиях. Более того, анализ экономического положения промышленных организаций свидетельствует о существенном разрыве между их реальным состоянием и моделью конкурентоспособной организации рыночного типа. Требуется преодоление негативного влияния внешней среды и
внутренних противоречий, что представляет собой сложную многоаспектную проблему, решение которой требует разработки новых подходов и методов управления процессами реформирования, т.е. преобразования или изменения слабых звеньев организации, не соответствующих рыночным требованиям. В отечественных исследованиях ведется поиск путей создания организационно-экономического механизма управления преобразованием организаций, однако пока нет единой концепции, охватывающей все аспекты исследуемой проблемы, поэтому требуются дополнительная разработка некоторых аспектов теорий и их апробация на практике.
Целью диссертационного исследования является обоснование новых теоретических подходов и выработка на их основе практических рекомендаций по проектному управлению преобразованием организации в условиях перехода к рынку.
Для достижения поставленной цели, следуя логике исследований автора, в рамках диссертации решены следующие задачи:
выявлены специфические особенности действия рыночных законов в условиях переходной экономики;
сформированы основы диагностики экономического и организационного состояния организаций;
определено понятие «бизнес-проект преобразования организации» и разработана методика управления;
обоснованы подходы к оценке эффективности бизнес-проекта.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории рыночных отношений, отраслевой экономики, системного анализа, управления в переходных условиях, экономического, финансового и управленческого анализа, организационного проектирования, теории и практики управления проектами, а также
законодательные, нормативные и методические материалы, регулирующие экономические отношения на современном этапе.
Организационный инструментарий исследования базируется на диалектических методах познания, обеспечивающих объективный характер изучения экономических процессов.
В процессе исследования использованы методы экономико-математического моделирования, логического анализа, экспертных оценок и др.
Объектом исследования являются организации пищевой отрасли.
Предметом исследования является проектное управление организацией в условиях перехода к рынку.
Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании и разработке научных положений, обеспечивающих на основе бизнес-проекта механизм управления преобразования организаций в соответствии с требованиями рыночной экономики.
В результате исследований автором получены новые теоретические, методические и практические научные результаты, состоящие в следующем.
1.На основе обобщения результатов теоретических исследований и практического опыта хозяйствующих субъектов, как в России, так и в странах рыночного типа, теоретически обоснован и экспериментально проверен подход к управлению
преобразованиями, основанный на теории и методологии управления проектами и отражающий специфику современного этапа развития экономических отношений.
2. Разработана система показателей оценки организационно- экономического состояния организаций.
понятий «бизнес-план» и «бизнес-проект».
4. Сформированы важнейшие разделы бизнес-проекта технического перевооружения организации, систематизированы его специфические свойства и определены основные параметры.
управление предметной областью реформирования, обеспечивающее приобретение организацией свойств конкурентоспособности и финансовой устойчивости;
организационное управление, управление маркетингом; дана систематизация факторов окружения проекта реформирования и выявлена логическая связь между поведением внешней среды, изменением состояния внутренних элементов и результатами бизнес-проекта.
6. Дана оценка эффективности реализации бизнес-проектов, которая предусматривает возможность оценки проектов.
Достоверность диссертационного исследования основывается на репрезентативном массиве статистической информации и бухгалтерской отчетности, использовании общепризнанных экономических и управленческих теорий и методов исследования, а также использовании в процессе исследования методов, научных положений и инструментария применительно к проектной области исследования.
Практическая ценность диссертации. Основные результаты исследования и рекомендации доведены до возможности их реализации на практике.
На основе теоретических исследований создана система организационно-экономического обеспечения бизнес-проектов.
На защиту выносятся обоснование целесообразности применения методики управления проектами для решения проблем управления преобразованиями организаций на основе бизнес-проектов.
Реализация и апробация исследования.
1. Результаты исследования доложены на различных научно- практических конференциях в г. Москве, г. Петрозаводске, а также на международных симпозиумах по проблемам управления проектами.
2. Разработаны и реализованы бизнес-проекты по преобразованию в ОАО «Петрозаводский хлебозавод САМПО в г. Петрозаводске и на аналогичном предприятии в г.Кондопоге на основе рекомендаций, изложенных в диссертации.
3. Проведены проблемные семинары по управлению реформированием деятельности различных организаций в условиях перехода к рынку для руководителей и специалистов этих организаций в рамках системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Публикация результатов исследования. По проблемам диссертационного исследования автором опубликованы две печатные работы общим объемом 1.0 печатный лист.
Источник: www.dslib.net