Проблемы развития бизнеса в рб

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников.

В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого и среднего предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

Долговой рынок Беларуси: текущая ситуация и перспективы.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Но, несмотря на все достижения, предпринимательство Республики Беларусь в своем развитии сталкивается со следующими проблемами:

1. недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки;

2. налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным;

3. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур;

4. излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц;

5. административные барьеры.

Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров — Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики — рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне — советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

1. Экономическая природа предпринимательства.

2. Развитие предпринимательства в Беларуси

История становления предпринимательства в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

О развитии бизнеса в Беларуси, венчурном финансировании и рисках

В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на вытеснение частного капитала.

Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами, необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц — частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

Источник: smekni.com

Проблемы развития предпринимательства в РБ

Важнейшая задача соврем периода — разви­тие предприним. Оно может быть частным и гос и осущ в индивид и коллективной форме.

Гос предприним осущ юр лицом, кот имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное им-тво, несет самостоят ответств по своим обязат-вам, может от своего имени приобретать и осущ имущ-нные и личные неимущ пра­ва, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основная форма юр лица, осущ-щего гос предприним — предприятие (ПР). ПРем как объектом прав признается имущ-нный комплекс, используемый для осущ предприним деят-сти.

Гос предприним осущ-тся полностью гос Прямо или ор­г со значительной степенью гос участия (в капитале и управлении).

В гос собственности находятся отрасли, про­дукция кот удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), + ПР, продукция и услуги кот необходимы для совместного общественного потребления, но кот оказыва­ются эко неэффективными для целей частного биз­неса (комм хоз-во, дорожное строит-во и др.). Cактуальна проблема обеспечения эффективного функционир гос ПРий. Необходима всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры ПРий с усилением менеджмента и др меры для адаптации их к развивающей­ся рыночной среде. Для повыш эффективности работы гос ПРий в рын условиях необхо­димо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:1.повыш эффективности исп-ния имущ-ва; 2.оптимизация структуры гос объектов уп­равления;3.пополнение доходов республ и местн бюджетов;4.создание благопр условий для привлечения инвес­тиций.

Читайте также:  Дает успешному руководителю ту энергию без которой невозможна победа в современном бизнесе

Разновидность гос предприним — предоставление концессий — сдача в коммер­ческую аренду принадлежащих гос природных и про­изводственных ресурсов.

Переход к рын эко связан с уве­личением негос собственности и развитием час­тного предприним. В РБ частное предприним представлено малым бизнесом — это предприним де-ность, дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение Малое предприним в РБ предст 2 формами: юр лица и инд предприниматели.

При отнесении ПР к субъектам малого предпри­ним исп критерии:

кол (числ занятых на ПР, годовой V продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов); кач (небольшая доля рынка, управление ПР осущ лично владелец, ПР независимо).

Небольшие размеры малых ПРий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично осваивают новые виды продукции и заполнять ниши, непривлекательные для крупного бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действ законы о предприним, гос поддержке малого предприним, + спец Указ През РБ от «О гос поддержке малого предприним». + ежегод программы гос под­держки и соотв-щие региональные программы. Созданы Совет по развитию предприним при През РБ и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию мало­го бизнеса при СовМине РБ.

Сущ инфраструктура поддер­жки предприним: фонды финансовой поддержки пред-телей, центры поддержки предприним, инкубаторы малого предприним, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

+ работают советы по развитию предприним, объед усилия гос орг, пред­принимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

43. Преобразования форм собственности в РБ

Переход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Гос. собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:

• формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;

Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:

• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО); • выкуп арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

Источник: infopedia.su

Проблемы развития предпринимательства в РБ

Предпринимательство можно рассматривать, с одной стороны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой – как фактор повышения уровня жизнеобеспечения населения. Поэтому его развитие в стране является предпосылкой становления нового типа воспроизводства на микро- и макроэкономическом уровнях, то есть предпринимательского типа производства.

Читайте также:  Лучшие номера телефонов для бизнеса

Предпринимательству свойственны особые черты, которые отличают это вид деятельности от других.

Так, первая черта – независимость хозяйствующих субъектов и их экономическая самостоятельность. В основу поведения субъектов положена не команда сверху, а внутренние побуждения. Производственная самостоятельность в отношении – что, как и для кого производить, решается самостоятельно, исходя их экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Коммерческая свобода выражается в выборе путей и способов реализации своей продукции, в выборе поставщиков и покупателей, с которыми предприниматель будет иметь дело. Данные экономические связи закрепляются договорами. Производственная и коммерческая самостоятельность связана со свободой в ценообразовании. Но свободу, самостоятельность предпринимателя нельзя абсолютизировать, т. к. свобода всегда относительна. Предприниматель не свободен от рынка.

Вторая черта – личная экономическая заинтересованность. Выгода предпринимателя материализуется в стремлении получить максимальную прибыль. В рыночной экономике хозяйствующий субъект одновременно, преследуя свои особые интересы, «невидимой рукой» направляется к общественным целям, работает на общественные интересы. Таким образом, проявляется диалектика и переплетение личных и общественных интересов.

Третья черта предпринимательства – личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распылена. Она лежит на конкретном предпринимателе и не перекладывается на вышестоящие органы. Все это вызывает соответствующую связь между затратами и результатами производства.

Так как рынок не уживается с убытками, результаты производства должны быть выше всех видов затрат. Личная экономическая заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет, стимулирует предпринимателя работать в жестком режиме.

Четвертая важная черта – новаторство и творческий поиск. Предпринимательство неразрывно связано с творческой природой человека, раскрытием его потенциальных возможностей. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны не столько цены, сколько качество и обновление продукции. А для этого нужны новая техника и технология, новые формы организации труда, производства и управления, нестандартные решения, творческий подход к оценке ситуации. В конечном счете предпринимательство становится своего рода способом самореализации личности.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом. Малый бизнес — предпринимательская деятельность, даю­щая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законода­тельству малое предпринимательство в нашей стране представ­лено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъек­там малого предпринимательства — юридическим лицам — от­носятся предприятия и организации со среднесписочной чис­ленностью работников:

— в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

— сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

-строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

— других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торгов­ле — до 30 человек;

— других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек.

На сегодняшний день в Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

1 индивидуальные предприниматели;

2 юридические лица.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. С 1 января 2008г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) не более 3 человек.

На первом этапе (1991-1995) практическое отсутствие системной правовой базы и минимизация поддержки государства привели к быстрому стихийному росту численности субъектов малого и среднего предпринимательства.

На втором этапе (1996-2000) создание правовой сферы и установление государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности вызвали сокращение числа малых предприятий и рост удельного веса убыточных предприятий до 21,9%. Правовая сфера того времени не стимулировала развитие и качественное преобразование предпринимательства и привела к ухудшению финансового положения предприятий.

Третий этап (2001-2006) характеризуется стабилизацией (консервацией) численности и структуры сектора малого предпринимательства и дальнейшим ухудшением социально-экономических показателей деятельности предпринимательства в связи с сложностью процедур государственной регистрации и лицензирования, высоким уровнем налогообложения.

Малое предпринимательство сосредоточиваются, главным образом, в торговле и общественном питании, к производству продукции и товаров народного потребле­ния имеют незначительное отношение, во всех отраслях они малочисленны, объем производства, работ, услуг прирастает, в сравнении с крупной промышленностью, медленно.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.

Читайте также:  Бизнес безлимит xl МТС описание тарифа

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В республике доля малого предпринимательства в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.

В качестве основных факторов, сдерживающих развитие и реализацию инновационной деятельности малых предприятий, эксперты отметили следу­ющие внешние факторы: существующую налоговую систему (63,9 %), малодоступность кредитов (48,5 %), неразвитость инфраструктуры поддер­жки инновационной деятельности (39,7 %); а также внутренние: недостаток финансовых средств (53,3 %), высокий уровень износа основных фондов (31,2 %) и недостаточную квалификацию персонала (28,9 %).

С 2007 года ситуация в стране улучшается, поэтому можно выделить четвертый этап, который продолжается и по настоящее время.

Переход индивидуальных предпринимате­лей в юридические лица — целенаправленная государственная политика, которая ориенти­рована на стимулирование процесса накопле­ния предпринимателями капитала с целью дальнейшего их перехода в более крупные сферы бизнеса. Кроме того, данная политика призвана способствовать созданию равных ус­ловий конкуренции для различных предпри­нимательских структур.

Условия, создаваемые в нашей стране для успешной работы предпринима­тельского сектора, положительно оценивает Всемирный банк. Согласно рейтингу условий ведения бизнеса «Doing Business-2010», Республика Беларусь за последний год поднялась на 27 позиций — с 85 на 58 место и вошла в число десяти стран, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулиро­вания предпринимательской деятельности. Произошло это главным образом вследствие упрощения порядка регистрации предприятий, отмены требования о минимальном размере уставного фонда, сокращения времени необходимого для открытия бизнеса. Вместе с тем Беларусь заняла последнее, 183 место по налогообложению, что оставляет значительный резерв для проведения преоб­разований в этой области.

В целом, основными препятствиями для развития существующего бизнеса и станов­ления новых предприятий в кризисный период являются: отсутствие необходи­мой поддержки со стороны кредитных учреждений в финансировании субъек­тов предпринимательства и снижение совокупного потребительского спроса.

1 февраля 2009 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Декретом утверждено Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

В Положение, а соответственно и в процесс регистрации фирм, предприятий внесены существенные изменения. Открыть фирму в Беларуси стало еще дешевле, легче и быстрее.

В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов, до пяти рабочих дней сокращены сроки постановки на соответствующие виды учета при предоставлении минимального перечня документов.

Для этого предоставляются:

— устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;

— электронная копия устава (учредительного договора);

— легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными организациями;

— копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В целом, расходы по регистрации фирмы следующие:

— вклад в уставный фонд;

— госпошлина за регистрацию организации;

— плата за открытие счета (по тарифам банка).

Снижены ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения.

В целом количество административных и технических процедур сокращено на 36 % от их общего числа. Кроме того, упрощен порядок совершения 330 административных процедур, совершаемых 24 органами государственного управления.

Главным принципом государственной поддержки предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться путем развития финансовых механизмов, а также мер стимулирования субъектов малого предпринимательства при реализации ими следующих проектов: по выпуску продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение; в производственной и научно-инновационной сферах; по производству и переработке продукции, выполнению работ, оказанию услуг, развитию экспорта продукции собственного производства, созданию новых рабочих мест.

Источник: stydopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин