Проблемы развития бизнеса в регионах

SAKOV Igor Aleksandrovich, Postgraduate at the Department of Cooperation Economics and Entrepreneurship, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, малое предприятие, микропредприятие, индивидуальный предприниматель, налогообложение, государственный заказ, финансовая поддержка

Key words: entrepreneurship, small business, small enterprise, micro enterprise, sole trader, taxation, public order, financial support

В статье на основе статистического анализа выявляются основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Мордовия, а также факторы, сдерживающие этот процесс.

On the basis of statistical analysis, the paper identifies the main trends of development of small business in the Republic of Mordovia, as well as the factors constraining this process.

Влияние малого предпринимательства на развитие экономики страны огромно. Опыт развитых стран показывает, что малые предприятия способны играть важную роль в развитии экономики и обеспечении занятости населения. Небольшие компании способны быстрее адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, реагировать на динамику рыночной конъюнктуры. Сектор малой экономики обеспечивает экономической системе гибкость и маневренность, необходимые для функционирования в динамично меняющихся условиях рыночной экономики, позволяет ей скорее восстановиться после кризисов.

Предприниматели Нефтекамска обсудили проблемы развития бизнеса в регионе

Малый бизнес способен быстрее и точнее выявить динамику потребительских предпочтений, перестроить производство в связи с изменениями на рынке, учесть и удовлетворить запросы небольших групп населения. Создавая рабочие места, он способствует оздоровлению рынка труда.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Большая часть индивидуальных предпринимателей занята оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Однако удельный вес этого вида деятельности в численности индивидуальных предпринимателей по сравнению с данными 2008 г. существенно сократился — на 14,9 %. Это произошло за счет сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (рост показателя на 4,8 %), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (прирост структурной доли составил 2,9 %), транспорта и связи (рост показателя на 2,53 %), строительства (прирост структурной доли на 2,4 %) и др. Увеличение числа индивидуальных предпринимателей отмечается в большинстве отраслей, за исключением оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, здравоохранения и предоставления социальных услуг.

Услуги по ведению домашнего хозяйства в 2008 г. оказывали 2 индивидуальных предпринимателя, в 2013 г. не было зарегистрировано предпринимателей, занятых этим видом деятельности. Вероятно, это связано с низким уровнем жизни населения в Мордовии. Недоступными для индивидуальных предпринимателей остаются добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Проблемы развития предпринимательства в регионе

Количество малых предприятий в Мордовии до 2010 г. стабильно возрастало. В 2009 г. было зарегистрировано 5 858 ед. малых предприятий, что на 47 % больше, чем в 2007 г. Но в 2010 г. их количество уменьшилось до 5 621 ед., или на 4 %. В 2011 г. по мере улучшения экономической ситуации в регионе после кризиса количество малых предприятий начало расти. В 2011 г. их насчитывалось 6 258 ед., что на 11,3 % больше, чем годом ранее, 2012 г. — еще на 14,2 % больше (7 146 ед.) (табл. 2).

В целом за 2005—2012 гг. количество малых предприятий в регионе возросло в 2,9 раза (с 2 455 в 2005 г. до 7 146 в 2012 г.). Наиболее динамично развивалось малое предпринимательство в гостинично-ресторанном бизнесе: количество малых предприятий в этой сфере увеличилось более чем в 7,0 раз. В 5,6 раза возросло количество малых предприятий в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, в 5,5 раза — в рыболовстве, в 5,0 раза — в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, в 4,6 раза — в сельском и лесном хозяйстве, в 4,2 раза — на транспорте и в связи.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Высокие темпы увеличения количества малых предприятий отмечаются и в таких видах деятельности, как финансы, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Самые низкие темпы увеличения количества предприятий отмечены в добывающей и обрабатывающей отраслях.

В структуре малого бизнеса в Мордовии преобладают предприятия торговли — 37,5 % в 2012 г. Отметим, что в 2005 г. их структурная доля была больше — 43,3 %. Далее следуют операции с недвижимым имуществом, арен-

да и предоставление услуг — 17,2 %. Вторую позицию в структуре малого бизнеса этот вид деятельности занимает с 2009 г. Ранее второй по числу предприятий отраслью было строительство. Операции с недвижимым имуществом в 2007 г. составляли около 13,0 %.

Строительные предприятия в 2005 г. составляли около 16,0 % общего количества малых предприятий Республики Мордовия, в 2012 г. их доля немного уменьшилась. Удельный вес обрабатывающих производств в структуре малого бизнеса региона в 2005—2012 гг. уменьшился с 14,1 до 9,8 %. Доля сельскохозяйственных предприятий, напротив, возросла с 5,0 % в 2005 г. до 8,0 % в 2012 г. Рост числа предприятий транспорта и связи обеспечил прирост структурной доли с 3,5 % в 2005 г. до 5,0 % в 2012 г. По 1,3 % в структуре малого бизнеса Мордовии имеют малые предприятия, занятые в сфере финансовой деятельности и прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Другие виды деятельности не пользуются популярностью среди предпринимателей республики, их доля в структуре составляет менее 1,0 %.

Важный показатель, характеризующий масштабы малого предпринимательства, — оборот таких компаний. За 2005—2012 гг. оборот малых предприятий республики увеличился в 6,7 раза. Обращает на себя внимание тот факт, что в разгар экономического кризиса в 2009 г. показатель был довольно высоким — 61,5 млрд руб., превысить это значение удалось только в 2012 г.

Читайте также:  Татуаж выгодный ли это бизнес

В 2012 г. оборот малых предприятий превысил 65,0 млрд руб. Самые высокие темпы роста за анализируемый период отмечались в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 651 раз), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (в 38 раз), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (в 17 раз), транспорте и связи (в 15 раз), гостинично-ресторанной деятельности (в 14 раз), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (в 11 раз) (табл. 3). Уменьшение оборота отмечено на малых предприятиях рыболовства, рыбоводства (почти в 4 раза), финансовой деятельности (на 9 % по сравнению с показателями 2008 г.). Самый большой оборот за весь рассматриваемый период обеспечивали: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,бытовых изделий и предметов личного пользования — 50,6 % от республиканского уровня в 2012 г.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Наибольший рост отмечается на предприятиях, занятых производством, распределением электроэнергии, газа, воды. Средняя численность возросла со 13 до 1 тыс. чел., т. е. в 77,0 раза. Быстро увеличивалось число работающих на малых предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (в 5,6 раза). В 4,0 раза увеличилась численность занятых на предприятиях сельского и лесного хозяйства, в 3,0 раза — занятых в гостинично-ресторанном бизнесе, в 2,5 раза выросла численность занятых на предприятиях транспорта и связи, более чем в 2,0 раза — в образовании, здравоохранении, в сфере социального обслуживания.

На малых предприятиях, относящихся к обрабатывающим производствам, численность занятых почти не изменилась. В строительных организациях средняя численность занятых уменьшилась на 20,5 %. Снижение числа работающих отмечается также в финансовой деятельности (на 59,5 %), рыболовстве, рыбоводстве (на 48,0 %), добыче полезных ископаемых (на 5,5 %), оптовой и розничной торговле, а также ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 1,0 %).

Отмеченные изменения привели к преобразованию структуры малого бизнеса по числу занятых. Наибольшую долю в структуре занятости в 2012 г. занимали малые предприятия торговли (22,8 %). Хотя в 2006 г. этот вид деятельности занимал более 40,0 % в структуре занятости малого бизнеса.

Вторая по числу занятых отрасль малой экономики Мордовии — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 22,6 %. Структурная доля этого вида деятельности возросла за рассматриваемый период на 16,4 %. Третья отрасль малой экономики по числу занятых — промышленность. В 2012 г. в ней трудилось около 14,0 % от общего числа занятых на малых предприятиях Мордовии. В 2005 г. этот показатель составлял более 20,0 %. Малые предприятия в сфере строительства в 2012 г. предоставляли рабочие места 12,3 % общего числа занятых в этом секторе экономики региона, хотя еще в 2005 г. это была вторая после торговли отрасль малого бизнеса по числу занятых и обеспечивала почти 1/4 рабочих мест в этом секторе. Затем следуют отрасли: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (12,0 % общего числа занятых на малых предприятиях Мордовии), транспорт и связь (7,0 %), гостиницы и рестораны (3,1 %).

Таким образом, малый бизнес Мордовии динамично развивается. За 2005—2012 гг. количество малых предприятий увеличилось почти в 3,0 раза, оборот — в 6,7 раза. Численность индивидуальных предпринимателей тоже растет. Однако сравнение с другими регионами показывает, что этот сектор экономики Мордовии развит слабо (табл. 5).

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Отечественные малые предприятия в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная их проблема — недостаток финансовых ресурсов. Даже при желании у основной массы населения нет средств, необходимых для того, чтобы начать собственное дело. Кредитные ресурсы недоступны для многих предпринимателей.

У большинства субъектов малого бизнеса нет необходимого залогового обеспечения (недвижимость, депозиты, другие ценные бумаги, личное имущество, драгоценные металлы и др.), нет кредитных историй. Финансовые учреждения не доверяют предпринимателям, не хотят идти на риск потерь вследствие невозврата денег.

Еще одна проблема малых предприятий — их слабая материально-техническая база. Одним из направлений развития материально-технической базы малых предприятий является лизинг. Финансовая аренда позволяет экономить на налоге на прибыль (лизинговые платежи относятся на себестоимость, чем уменьшается налогооблагаемая база), использовать механизм ускоренной амортизации объекта сделки (быстро уменьшается стоимость товара и налогооблагаемая база). В экономически развитых странах значительная часть инвестиций в основной капитал обеспечивается путем лизинговых операций. В России эта форма кредитования малых предприятий только начинает внедряться.

Другая «болезнь» российской экономики, мешающая развитию малого бизнеса, — всевозможные административные ограничения. Важной мерой, способствующей созданию условий для развития предпринимательской инициативы, может стать переход от разрешительных процедур создания малого бизнеса к уведомлениям. Предприниматель, обязуясь соблюдать все действующие правила и нормы, начинает свою деятельность. Введение уведомительного порядка будет означать не только снижение административного бремени для бизнеса, но и снижение стоимости товаров и услуг для потребителей.

Еще одним из факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в российских регионах, является слабая правовая база. Основы государственной поддержки малых предприятий в России заложены федеральным законодательством. Вместе с тем значительная свобода в регулировании деятельности малых предприятий предоставлена регионам с тем, чтобы, конкретизировав положения российских законодательных актов, можно было учесть местную специфику, выявить региональные приоритеты. Однако далеко не все российские регионы должным образом используют полномочия в этой сфере. В большинстве субъектов Федерации региональные законы чаще копируют федеральные.

Серьезным недостатком государственной региональной политики в области малого предпринимательства является отсутствие четкого представления о региональных отраслевых приоритетах — сферах деятельности малых предприятий, куда государственная помощь должна быть направлена в первую очередь. Без выделения таких направлений средства на поддержку малого предпринимательства, как правило небольшие, распыляются и ощутимого эффекта не дают. Действительно, приоритетными конкретные сферы деятельности становятся тогда, когда за работающими в этом направлении будут законодательно закреплены определенные льготы, например в части налогов, кредитования, участия в региональных госзаказах и др.

Читайте также:  Малый бизнес кто относится

В Приволжском федеральном округе наличием положительного опыта в рассматриваемой сфере выделяются Республика Башкортостан, Пермский край, Саратовская, Кировская, Нижегородская и Ульяновская области. В Пермском крае и Республике Башкортостан дополнительно в числе приоритетов выделены отрасли, не входящие в федеральный перечень. В Саратовской области областным законом установлены специальные зоны, на территории которых субъектам малого предпринимательства предоставляются льготы в части региональных и местных налогов. Такую меру целесообразно применять в районах, где ситуация на местном рынке труда наиболее напряженная. В Кировской, Нижегородской и Ульяновской областях предприятия, осуществляющие приоритетную для области деятельность, платят налоги по пониженным ставкам.

Другая сложная проблема малого бизнеса — невозможность для многих участвовать в государственных заказах. Привлечение малых предприятий к участию в государственных и региональных заказах позволило бы стимулировать инвестиционные процессы в этой сфере в пределах имеющихся бюджетных средств.

1 См.: Липатова Л.Н., Еремкина Т.В. Занятость населения региона в условиях экономических реформ // Регионология. 2011. № 4. С. 234—240.

2 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 21; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 28.

3 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 211; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 213.

4 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 214; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 218.

5 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 213; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 216.

6 Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 444.

I. A. Sakov. Main Tendencies and Problems of Development of Small Business in a Region

In comparison with the Volga Region, small business in the Republic of Mordovia is poorly developed. In the beginning of 2013, 18,219 individual entrepreneurs were registered in the Republic of Mordovia, which is 25 % more than in 2008. The number of small businesses in the Republic increased nearly 3 times in 2005—2012. The structure of small business in Mordovia is dominated by trading enterprises. In 2005—2012, the turnover of small enterprises in the Republic of Mordovia increased by 6.7 times.

The biggest turnover of the entire period in question was provided by wholesale and retail trade.

The main problem of development of small forms of entrepreneurship is the insufficient resource base. Besides, high taxes, lack of proper regulation, administrative barriers, and unreadiness of the population for entrepreneurial activity constrain development of small businesses.

An important shortcoming of common regional policy in the sphere of small business is the lack of clear understanding of regional sectoral priorities. The experience of such regions as the Republic of Bashkortostan, the Perm, Saratov, Kirov, Nizhny Novgorod, and Ulyanovsk regions can be useful in terms of strengthening the state support for subjects of small business.

Источник: regionsar.ru

Современное состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса и власти в регионах России

Процесс управления взаимодействием бизнеса и власти имеет региональные аспекты, обусловленные спецификой возможностей и условий их реализации в рамках хотя и единых федеральных правил, но используемых применительно к местным условиям хозяйствования субъектов Российской Федерации. Субъекты малого и среднего бизнеса оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона.

Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Поэтому выбор путей и механизмов достижения взаимодействия бизнеса и власти в регионе становится таким же актуальным, как и решение подобной задачи в масштабе государства. В региональном бизнесе аккумулированы значительные ресурсы рыночного развития. Причем наряду с традиционными ресурсами, весомое место принадлежит профессиональным кадрам, обладающим высокой компетенцией, передовыми управленческими, организационными и финансовыми технологиями. Поиск и выбор путей их наиболее рационального использования во многом предопределяют возможности развития экономики регионов, решения их социальных проблем.

В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.

Основная проблема развития государственно-частного партнерства в России в том, что государство нуждается в бизнесе больше, чем бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства именно бизнес является «инициатором совместных инфраструктурных проектов», государство обеспечивает ему высокую доходность.

Развитие малого бизнеса в регионах России значительно отстает от возможностей и потребностей российской экономики и российского общества. Существует значительная разница в уровне развития и системе поддержки малого бизнеса в отдельных регионах России.

Наибольшее развитие малый бизнес получил в тех регионах, где местные власти целенаправленно и систематически оказывают ему поддержку (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и др.). В то же время, в некоторых других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей (Бурятия, Калининградская обл., Воронежская обл. и др.). При этом при достаточном внимании региональных властей, сектор малого бизнеса может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы трудоустройства, пополнения региональных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП. В настоящее время бизнес в регионах испытывает множество проблем. К основным проблемам относятся: несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения малого бизнеса, слабая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, наличие многочисленных административных барьеров, несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса, неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса, проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса, недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу, несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом.

Читайте также:  R keeper что это в ресторанном бизнесе

В апреле 2011 года в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» состоялся VIМеждународный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2011». Выступившие на секции «Взаимодействие власти и бизнеса в условиях инновационной модернизации российской экономики» большое внимание уделили проблемам и перспективам развития бизнеса и власти, имеющимся резервам и возможностям, механизмам реализации концепции, поиску эффективных форм сотрудничества органов власти и бизнеса.

Так, участник секции Н.М. Куршиева, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Дагестанского государственного технического университета в докладе отметила, что комплексный анализ ситуации с развитием малого бизнеса в Республике Дагестан показал низкий уровень развития этого сектора предпринимательства в республике.

В Дагестане создана определенная правовая база для развития малого бизнеса, создана и функционирует инфраструктура поддержки малого бизнеса, вопросы развития малого бизнеса рассматривались на заседаниях руководящих органов республики, принята Концепция государственной поддержки и развития малого бизнеса республики (2002 г.), однако уровень оказываемой поддержки со стороны органов власти невысок. Основными проблемами, препятствующими успешному развитию бизнеса, предприниматели Дагестана считают: ограниченность финансовых средств — 18,8%, высокая налоговая нагрузка — 16,3%, проверки контрольно-надзорных органов — 15,5%, коррупция в органах власти и контрольно-надзорных органах — 10,3%, административные барьеры — 8,2% высокие ставки арендной платы — 6,1%. Кроме того, были названы такие проблемы, как трудности с получением кредита, нестабильность законодательства, проблемы при регистрации, лицензировании и сертификации и др. Одним из наиболее злободневных является вопрос о необоснованных проверках малых предприятий республики контрольно-надзорными органами, зачастую с превышением своих должностных полномочий.

Анализ опыта передовых регионов Российской Федерации в области государственного стимулирования, поддержки и развития предпринимательства

Как было ранее отмечено, существуют регионы, где бизнес развивается достаточно динамично, местные власти прилагают определенные усилия для его поддержки (Краснодарский край, Новосибирская область, Санкт-Петербург и др.). Следует отметить, что для регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и позитивной динамикой роста и развития малого и среднего бизнеса, характерны следующие черты:

активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования;

положительная оценка со стороны предпринимателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития малого и среднего предпринимательства;

активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, социальное партнерство власти и бизнеса;

разнообразная адресная и селективная поддержка малого и среднего предпринимательства в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний;

активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях;

высокий уровень информатизации, представленность в Интернет-пространстве.

Источник: studwood.net

Названы худшие регионы для бизнеса в России

Салехард

В 2020 году убытки зафиксировали 29,4 процента средних и крупных российских компаний, но в отдельных регионах потери оказались более существенными. Оценку субъектов федерации на убыточность провела аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza, материалы исследования есть в распоряжении «Ленты.ру».

Худшими для бизнеса в абсолютном значении стали Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Санкт-Петербург, Татарстан и Красноярский край. На предприятия в этих регионах пришлось две трети всех потерь российского бизнеса.

Материалы по теме:

Клановая экономика Россия ищет новый путь развития. Почему пример хотят взять с Кореи?

Клановая экономика Россия ищет новый путь развития. Почему пример хотят взять с Кореи?
23 марта 2021

Нетрадиционные ценности Ученые узнали о последствиях торговли на бирже. Как она меняет политические взгляды россиян?

Нетрадиционные ценности Ученые узнали о последствиях торговли на бирже. Как она меняет политические взгляды россиян?

12 февраля 2021

По динамике самые большие проблемы в ЯНАО — за год убытки увеличились в 61,5 раза до 529,2 миллиарда рублей. Главным пострадавшим оказалась нефтедобывающая отрасль. За ним идет Магаданская область, где потери выросли в 15,8 раза.

Если смотреть по доле убыточных компаний, то минимальные значения в Республике Алтай (16,9 процента) и Ингушетии (21,4 процента), а максимальные — в Ненецком автономном округе (60,9 процента) и Еврейской автономной области (52,5 процента).

По отраслям хуже всего в абсолютных цифрах себя чувствовала торговля, потерявшая 1,15 триллиона рублей (21,6 процента общих убытков бизнеса). Обрабатывающие производства ответственны за потерю 937,6 миллиарда рублей.

Единственной отраслью, где с убытками год закрыло больше половины предприятий, остается сфера гостиничного бизнеса и общепита (58,6 процента компаний). Во всех остальных число прибыльных бизнесов все же оказалось выше.

Ранее эксперты сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка» выяснили, что предприниматели из Южного федерального округа чаще, чем коллеги из других регионов, довольны условиями ведения бизнеса. Положительно на вопрос ответили 79,2 процента респондентов.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин