Целью данной работы является изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Для осуществления данной цели были определены следующие задачи:
— рассмотреть основные направления государственного воздействия на предпринимательскую деятельность;
— проанализировать деятельность института развития по поддержке предпринимательства фонда «Даму», как одного из механизмов государственного регулирования бизнеса.
— рассмотреть основные проблемы и мероприятия по совершенствованию государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.
1 Основные направления государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность 5
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства 5
1.2 Роль предпринимательства в системе модернизации экономики РК 6
1.3 Механизм поддержки предпринимательства в РК 10
2 Анализ деятельности института развития по поддержке
предпринимательства в РК фонда «Даму» 13
Состояние цветочного бизнеса в Казахстане и перспективы его развития
2.1 Фонд «Даму» как один из механизмов государственного воздействия
на развитие предпринимательства 13
2.2 Реализация программы «Даму-Колдау» 16
2.3 Меры поддержки предпринимательства по программе
«Дорожная карта бизнеса 20» 18
3 Проблемы развития предпринимательства в Республике Казахстан 22
3.1 Основные проблемы на современном этапе развития РК 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК 26
Заключение 29
Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
Если учесть, что отечественные банки при этом имеют высокий уровень доходности и чистой прибыли, то можно сделать однозначный вывод о неоправданно высоком уровне тарифов банка. Но такая практика, в конечном счете, может ко всему прочему оттолкнуть значительное число добросовестных заемщиков и банки в конечном итоге потеряют определенную клиентскую базу.
При этом программа выплаты части процентов вознаграждения банкам за счет государства через Фонд «Даму» мало помогает расширению рынка кредитов для малого бизнеса.
Проблему развития малого бизнеса в Казахстане следует решать в комплексе посредством целенаправленной ограниченной по времени государственной программы, затрагивающей не только проблемы финансирования малого бизнеса, наличие проектов и т.п., но и такого мощного рычага государственного управления, каким является налоговое регулирование.
Другой проблемой является то, что многие бизнес-организации предпочитают классические механизмы получения дохода, а наукоемкие исследования и разработки являются для них рискованными. Такая незаинтересованность определяет низкий спрос на инновации со стороны предприятий производственной сферы.
К этому можно добавить недостаточное и неадаптированное под потребности спроса предложение знаний со стороны отечественных научных организаций, разрывы в «технологическом коридоре», обеспечивающем их передачу и коммерциализацию, слабость государственной инновационной политики в целом. Все это приводит к низкой инновационной активности предпринимательской среды в РК (не более 4%), хотя и наметилась тенденция к ее повышению.
Три главные проблемы казахстанского бизнеса и как их решить
Для сравнения в развитых странах этот показатель составляет 30-40%. При этом, необходимо отметить, что более 50% инновационной продукции поставляется за пределы Республики Казахстан. Конечно, с одной стороны это укрепляет экспортный потенциал отечественных инновационно-активных предприятий, а с другой — свидетельствует о недопоставке инновационной продукции на внутренний рынок либо о ее невостребованности на внутреннем рынке. Разработка инновационной политики, в свою очередь, требует детального рассмотрения национальной инновационной системы, выявления слабых мест и проблем ее функционирования с тем, чтобы наметить основные пути ее совершенствования [2, c. 193; 5, c. 39; 10, c. 16; 20].
3.2 Мероприятия по совершенствованию предпринимательства в РК
Исходя из практики выделения кредитов, не учитывающей совокупные потребности страны в том или ином продукте или услуги, необходимо ориентироваться на мировую практику, которая показывает, что данная проблема имеет достаточно эффективное решение. Это государственное прямое или косвенное регулирование.
Например, в Германии правительство прямо ограничивает участие немецких компаний в инвестиционных проектах за рубежом с высоким уровнем риска. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии на основе глубокого анализа рынка регулярно публикуют рекомендации по направлениям инвестирования.
Японские предприниматели формально могут и не прислушиваться к советам министерства. Однако на практике никто и никогда не будет инвестировать средства, брать кредиты под проекты, не рекомендованные властями, поскольку знают, что вложенные средства с большой долей вероятности будут потеряны для инвестора. Таким образом, уже на стадии проектирования отсекаются бесперспективные варианты развития компании. Такой подход, безусловно, снижает вероятность появления безнадежных и сомнительных кредитов, в случае инвестирования посредством кредитов.
На уровне правительства необходимо издавать более ориентированные рекомендации по потребностям страны в тех или иных производствах. Тогда инвестирование в реальный сектор экономики станет более нацеленным на выполнение программы диверсификации экономики страны по пути индустриализации, рынок сможет принять выпущенную продукцию, а выданные кредиты будут работающими.
Обобщить кредитные материалы, собираемые в кредитном бюро и вынести по ним заключение — задача вполне посильная для правительства РК.
Для повышения профессионализма кредитных менеджеров необходимо создать в Казахстане школы по повышению квалификации кредитных менеджеров, с привлечением для чтения лекций профессионалов кредитного дела из западных авторитетных банков, для распространения передового опыта кредитного менеджмента в Казахстане.
Необходимо отметить, что бизнес проекты для малого бизнеса есть, но их количество незначительно, не покрывает существующие потребности страны для успешного и быстрого развития малого бизнеса. Если проанализировать импорт структуры товаров в Казахстан, то можно легко заметить, что многое из того, что завозится в страну может с успехом производится внутри страны.
В этой связи государство должно стимулировать развитие рынка бизнес проектов, которого до сих пор в стране нет. Увеличение количества предлагаемых бизнес проектов создаст на рынке конкуренцию и соответственно позволит выбраковывать не нужные проекты и реализовывать реальные, востребованные рынком.
Совершенствуя процессы налогового регулирования необходимо расширить возможности малого бизнеса предоставив ему налоговые льготы, в виде освобождения от налогообложения той части доходов, которая идет на развитие бизнеса, на приобретение основных средств, т.е. в значительной степени помочь решить финансовые проблемы малого и среднего бизнеса.
Как известно такой нормы в Налоговом кодексе нет. Но она необходима и будет весьма полезной для накопления капитала в стране.
Действительно, введение в налоговую систему освобождения от уплаты налогов с подоходного налога предприятий малого бизнеса на сумму приобретаемого капитального оборудования, даст прирост стоимости основных фондов в стране, т.е. произойдет накопление капитала. Предприниматель не будет стремиться всеми правдами и неправдами уйти, скрыть свои доходы, вывезти их за границу.
В свою очередь приобретенное оборудование начнет работать и «зарабатывать» больший объем доходов, с которого государство, в конце концов, получит больше налоговых поступлений.
В развитых странах мира малый бизнес часто представляет высокотехнологичные производства, кооперирующие со сложными технологическими производствами. К таким можно отнести малые предприятия, работающие для сборочных цехов автомобильных компаний. Естественно s таких предприятиях работают более квалифицированные специалисты и соответственно у них уровень заработной платы выше, чем в целом по стране.
Точно также, в Казахстане малый бизнес должен быть представлен не только торговлей или низко квалифицированными услугами. Малый бизнес во многих сферах должен стать пионером инновационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественного производственного корпуса. Значит, налоговое законодательство нашей страны должно в большей степени стимулировать развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных производств.
Таким образом, развитие малого бизнеса в Казахстане должно решаться в комплексе с масштабным использованием финансовых инструментов регулирования, включая кредитование и при активной, целенаправленной и функциональной поддержке со стороны государства [2, c. 193; 20; 15, c 7 ].
Источник: www.yaneuch.ru
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в РК
Становлению современного Казахстана способствовало интенсивной развитие сферы малого и среднего предпринимательства, которое является базой экономической и социально-экономической стабильности общества и по оценкам различных аналитических агентств должно занимать в экономике страны не менее 40-50%. К сожалению, приходится признать тот факт, что доля малого и среднего бизнеса в экономике РК пока не достигла желаемых показателей, однако, процесс этот достаточно динамичен, руководство страны всемерно способствует интенсификации данных процессов, в том числе путем организации консалтинговых, консультационных услуг на безвозмездной основе, путем финансирования, софинансирования и субсидирования некоторых проектов по развитию малого и среднего бизнеса, в особенности связанных с развитием приоритетных направлений экономики страны.
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер.
Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. Ряд проблем, связанных с развитием предпринимательства в целом, в стране решен. Существует концепция по разрешительной системе. Созданы программа индустриально-инновационного развития, отраслевые программы.
Ряд других программ, связанных с такими важными вопросами, как финансирование на льготных условиях реальных секторов экономики, оператором которых является фонд «Даму»: с оказанием бесплатных консультационных услуг, операторами которых являются общественные организации, консалтинговые компании найдено правильное решение – курс экономики страны на повышение производительности труда, то есть процесс в целом неплохой. Однако, сегодня существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство.
Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса – руководителей общественных объединений, которые более десяти лет профессионально этим занимаются, в Парламенте Республики Казахстан — нет. Мнение малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается.
Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты.
Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика.
Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. Также проблемой малого предпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика. Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта.
Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие четкого планирования финансовых показателей. Совершенствование малого бизнеса также должно затрагивать кадровую политику.
Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Одним из важнейших этапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий. Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которые возникают при управлении предприятием. Единственным правильным направлением развития предприятия является постоянное совершенствование малого бизнеса и применение новых технологий, как при производстве продукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.
В соответствии с Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» одним из основных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого и среднего предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения и уплаты таможенных пошлин. С целью постепенного и последовательного вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу легальной экономики на начальном этапе необходимо уменьшение уровня налогообложения в рамках действующего законодательства, включая регулирование стоимости патентов и лицензий.
Важное значение приобретают налоговые стимулы для организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития малого и среднего бизнеса, включая содействие организации собственного дела, обеспечение информацией в области маркетинга, инжиниринга и менеджмента. Внедрению смешанной формы малого и крупного бизнеса – франчайзинга – в сферу малого и среднего бизнеса должно способствовать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг по содействию в организации бизнеса по договорам франчайзинга.
Формирование благоприятной для субъектов малого и среднего бизнеса таможенной политики неразрывно связано с решением вопросов в сфере налогообложения, что определяет его комплексный подход. Исходя из опыта стран с рыночной экономикой основным принципом построения справедливой и разумной системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса должно стать преобладание общеэкономических интересов над фискальными. Одной из ключевых форм совершенствования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является внедрение в экономику новых форм организации производства и услуг, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса. Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса обеспечивается не только через содействие в решении конкретных проблем регистрации, налогообложения кредитования и других вопросов деятельности, но и через регулирование в законодательном порядке социально-правовых и экономических сторон деятельности представителей отдельных социальных слоев, составляющих фундамент среднего класса.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в Казахстане становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону.
Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу. Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность.
Одной из причин того, что в Казахстане формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций.
Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства. Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства — снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
Большинство населения в Казахстане составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство. Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
Источник: znanio.ru
Проблемы развития малого бизнеса в РК
Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест.Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого бизнеса……………………………………………………………………. 5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства…………………………….7
1.3 Предпринимательство как экономический процесс…………………………9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………11
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности………………………. 11
2.2. Конкурентоспособность предприятия……………………………………….12
2.3 Предпринимательский риск…………………………………………………..14
ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ…………………………………………………………………….17
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Казахстан…………..17
3.2 Проблемы малого предпринимательства…………………………………….24
3.3 Принципы государственной поддержки малого предпринимательства…. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Источник: www.myunivercity.ru