Проект «20 идей по развитию России», созданный предпринимателем Дмитрием Давыдовым, опубликовал данные: ежегодно у 350 миллионов фанатов азартных игр фиксируется зависимость от «лёгких денег».
11 октября 2021, 10:41
Распространённость болезни доходит до 5,8%. С 2009 года в России запрещён игорный бизнес за исключением нескольких специально выделенных территорий: в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях и Калининградской области. Тем не менее сегодня тяга заработать деньги на везении приобрела глобальные масштабы, учитывая уход сферы в электронное пространство. В Интернете сейчас можно сделать ставку на всё что угодно, начиная от результатов футбольного матча и заканчивая подтверждением конспирологических теорий о том, что Майкл Джексон на самом деле не умер, а просто скрывается. Понятно, что со стороны государства должны приниматься уже более действенные меры.
Исследования проблемы гемблинга (участие в азартных играх и ставки на деньги) были проведены в рамках проекта «20 идей по развитию России» и предложены меры по борьбе с игровой зависимостью.
Закрытие игорного бизнеса, и коммунальные проблемы в Новосибирской области (02.05.2023)
Джекпот в магазине. Игорный бизнес ожил в терминалах оплаты
По данным исследования, тяга к ставкам и желание сделать деньги из воздуха перерастает в патологическую зависимость, она называется лудоманией. Из-за неё распадаются семьи, увеличивается преступность и даже количество суицидов. В 2017 году Всемирная организация здравоохранения даже указала на эпидемиологический характер лудомании, с которой, по её мнению, нужно бороться всей планетой.
В Великобритании, США, Новой Зеландии и Австралии создали даже целые организации, которые оказывают помощь психологически зависимым игрокам. Но в России нет не то что ни одной такой организации, но даже электронного ресурса для профилактики этой болезни. В отличие, например, от объединений против наркомании и алкоголизма.
Правда, в нашей стране есть единый регулятор азартных игр (ЕРАИ). Но в его задачи входит лишь отслеживание ставок, а не работа с игроками. Если, например, зависимый от «лёгких денег» человек заявит о том, чтобы его ставку не принимали, то его заблокируют на всех ресурсах и лишат доступа к игре. Но, как показывает исследование, проблемы это не решает, ведь нередки случаи появления подпольного бизнеса.
Как бороться с зависимостью?
Дмитрий Давыдов утверждает, что решение проблемы всё-таки есть, но оно должно быть комплексным. В первую очередь нужно предпринимать превентивные (или предупреждающие) меры. Для этого необходимо самих операторов игорного бизнеса обязать делать отчисления в специальные фонды по борьбе с лудоманией. Так, например, уже поступили в Великобритании. Там казино и организаторы ставок обязаны делать ежегодный вклад в каждое из направлений по снижению вреда от гемблинга — в исследование, профилактику и лечение зависимости.
В России, например, утверждена программа внебюджетной поддержки развития спорта за счёт денег от игорного бизнеса. Кто мешает направить эти средства на лечение страшной зависимости? Для государства это будет тоже вполне выгодно, утверждают эксперты, ведь появятся новые рабочие места, а сотни тысяч граждан, которые находятся в трудном положении из-за чрезмерного увлечения ставками, смогут воспользоваться бесплатным быстрым доступом к квалифицированной (в первую очередь психологической) поддержке. Кроме того, снизится преступность, когда азартный игрок, как наркоман, грабит или убивает ради получения очередной дозы.
Специальный репортаж «Москва-24» об Игорной зоне «Красная Поляна»
Внедрение подобных мер возможно только на законодательном уровне, поэтому автор проекта надеется, что его инициативы будут услышаны и поддержаны государством.
Источник: life.ru
Проблемы и перспективы развития азартных игр в России в специализированных игорных зонах
Романова И.Н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского института экономики, менеджмента и права.
Одной из важнейших новелл Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), введенного в действие с 1 января 2007 г., явилось требование о переводе игорного бизнеса в специально созданные на территории четырех субъектов РФ игорные зоны.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.
Такая вынужденная мера была вызвана повсеместной не поддающейся контролю и зачастую нелегальной деятельностью индивидуальных предпринимателей в сфере азартных игр, с вовлечением в игорную индустрию обширных масс российских граждан вне зависимости от уровня благосостояния; территориальной близостью игорных заведений к жилым кварталам и объектам социально-культурной сферы.
Однако становится очевидным, что стремление законодателя упорядочить отношения в области азартных игр, используя жесткие ограничительные меры и предъявляя сложно выполнимые требования, способствует лишь тому, что мелкий и средний игорный бизнес либо закрывается, либо пытается адаптироваться к новым правилам, нередко принимая незаконные формы, а большинство представителей крупного игорного бизнеса стремится освоить сферу игорного бизнеса в других государствах, переводя за рубеж свой капитал.
Решение проблемы упорядочивания игорной сферы было объективно необходимо, однако следовало учитывать уже имеющийся опыт, который показывает, что запреты на игорную деятельность в нашем государстве еще ни разу не принесли ожидаемого результата. Решение же о размещении казино и залов игровых автоматов исключительно в игорных зонах вполне сопоставимо с запретом азартных игр. Ориентируясь на успешный зарубежный опыт регламентации игорного бизнеса, российскому законодателю в ходе работы над проектом будущего закона следовало учитывать, что ни крупнейшая в мире по доходности игорная зона в китайском Макао, ни американский Лас-Вегас не были образованы искусственным путем, как это происходит в России в настоящее время.
На строительство объектов четырех игорных зон: «Азов-Сити» на границе Азовского района Ростовской области и Щербиновского района Краснодарского края; «Янтарная» в Калининградской области; «Сибирская монета» на территории Алтайского края, а также зоны, размещенной в Приморском крае под не утвержденным пока названием «Приморье», по данным Минфина, основанным на проектах игорных зон, представленных администрациями четырех регионов, потребуются колоссальные затраты в 727,5 миллиарда рублей .
Lenta.ru Издание Rambler Media Group от 10.04.2008 // http://www.lenta.ru/news/2008/04/10/gamezone/.
Предполагается, что на финансирование строительства будут направлены некоторые средства федерального бюджета и государственных акционерных обществ, однако на сегодняшний день ни в одном из перспективных документов Минфина такого указания не содержится. В сложившейся ситуации становится очевидным, что без активного привлечения капитала крупных инвесторов реализация столь грандиозного проекта по перемещению игорного бизнеса в специализированные зоны окажется весьма затруднительной.
Положение п. 7 ст. 9 Федерального закона N 244-ФЗ, устанавливающее, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством до истечения десяти лет с даты ее создания, еще больше осложняет ситуацию, поскольку лишает сферу азартных игр инвестиционной привлекательности как для российских, так и для иностранных предпринимателей, согласных финансировать строительство в игорных зонах, лишь заручившись законными гарантиями своей деятельности. При таких условиях гарантированный Законом десятилетний срок представляется недостаточным для осуществления крупного финансового инвестирования субъектами, заинтересованными в сохранении и обеспечении своих вкладов, поскольку в данном случае речь идет не только о приобретении права собственности на возводимые недвижимые объекты, но также и о том, на сколько деятельность по организации и проведению азартных игр может быть продлена в игорной зоне по истечении определенного законодателем времени.
На готовность инвесторов вложить средства в строительство игорных зон влияют и причины организационного характера: исходя из сроков подготовки документации, строительства, создания инфраструктуры, завершение строительства даже части объектов игорной зоны к 1 июля 2009 г. представляется весьма проблематичным.
Сложившаяся ситуация привела к попытке законодательного увеличения сроков застройки зональных территорий. Так, в Государственную Думу РФ на рассмотрение был внесен проект закона о переносе на три года срока вывода игорного бизнеса в зоны — с 1 июля 2009 г. на 1 июля 2012 г. Однако данный законопроект, не выдержав критики парламентариев, был отозван его автором . Вполне вероятно, что причиной недовольства депутатов послужила не только попытка отсрочить «переселение» азартных игр, но и отраженная в проекте закона идея о передаче Правительству России права принятия решений о создании игорных зон на территории других субъектов Федерации, помимо предусмотренных действующим законодательством, как стремление отойти от неукоснительного соблюдения требований Закона о регулировании игорного бизнеса.
Законопроект, внесенный депутатом А.В. Поповым (фракция «Единая Россия») был отозван им 2 июля 2008 г. / Ассоциация деятелей игорного бизнеса // http://adib92.ru/.
Создание специализированных игорных зон представляется также не вполне обоснованным и с экономической точки зрения. С введением Закона в действие все региональные бюджеты, за исключением пяти регионов, лишаются поступлений от налогообложения организаторов азартных игр, а ведь эти довольно крупные средства могут быть направлены на социально полезные цели.
По данным управления ФНС России, в одной только столице за 2007 г. было получено 6,426 миллиарда рублей налога на игорный бизнес // Российский налоговый курьер. 2008. 2 июля.
В числе негативных последствий установления нового правового режима деятельности организаторов азартных игр — потеря рабочих мест многими гражданами, занятыми в данной сфере. Здесь следует обратить внимание на то, что, закрепляя необходимость перемещения организаторов азартных игр в специально отведенные игорные зоны с полным прекращением к 1 июля 2009 г. игорной деятельности на ранее занимаемой территории, законодатель в то же время по отношению к организаторам тотализаторов и букмекерских пари устанавливает более демократичные нормы, предоставляя таким субъектам возможность действовать и вне игорных зон, при условии выполнения следующих требований: во-первых, наличие лицензии, порядок выдачи которой определяется Правительством РФ; во-вторых, соблюдение организаторами пари запрета на осуществление в букмекерских конторах и тотализаторах деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов; в-третьих, расположение букмекерских контор и тотализаторов в зданиях, строениях и сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, за исключением ряда недвижимых объектов — мест расположения детских, образовательных, медицинских учреждений, культовых, религиозных и т.п. организаций, на территории расположения которых не могут находиться организаторы пари. Сохраняя за организаторами пари право действовать вне игорных зон, законодатель не исключает также возможность открытия букмекерских контор и тотализаторов непосредственно в специализированных игорных зонах.
Изложенное позволяет заключить, что заимствованный зарубежный опыт по осуществлению игорного бизнеса в специализированных зонах на российской почве приживается с трудом, сталкиваясь со многими проблемами, требующими незамедлительного разрешения. Категоричный настрой законодателя в отношении азартных игр, возможно, и принесет ожидаемые парламентариями результаты, но с огромными потерями не только для организаторов игорного дела, но и для Российской Федерации и ее субъектов.
Вероятно, что более гибкий законодательный подход к решению проблемы урегулирования практически вышедшего из-под контроля игорного бизнеса мог бы привести к определенному компромиссу между государством и организаторами азартных игр. Представляется, что решение задачи по сокращению численности игорных заведений на территории Федерации возможно и без применения методов «радикальной изоляции» азартных игр путем установления следующих требований:
- разрешить открытие казино площадью не менее 1000 кв. м в гостиницах и туристических комплексах субъектов Федерации;
- разрешить открытие залов игровых автоматов с выплатой денежных выигрышей в гостиницах и туристических комплексах субъектов Федерации.
Таким образом, при использовании инфраструктуры туризма и отдыха могла быть достигнута максимальная эффективность принципа зонирования. Это, в свою очередь, стало бы стимулом для притока инвестиций в инфраструктуру туризма и отдыха за счет средств компаний, занимающихся игорной деятельностью; смогло бы обеспечить достаточный объем налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и, наконец, способствовало бы сокращению численности нелегальных игорных заведений и снижению коррупционной составляющей.
Проблемы развития игорного бизнеса в россии
К 21-му веку доход от игорного бизнеса в России составлял уже миллиарды долларов. Будем честны. На фоне общего бардака «непорядок» имел место и в игорном бизнесе. В погоне за доходом функционеры «игровухи» шли на все. Минимизировали процент отдачи, допускали к игре несовершеннолетних, игровые автоматы стояли буквально на каждом углу.
4 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил кардинальное изменение в порядке ведения игорного бизнеса в стране.
C 1 июля 2009 года игорный бизнес мог осуществляться лишь в четырех специально организованных игорных зонах в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Позже к ним добавилась Республика Крым.
Но несмотря на этот запрет, практически все игровые клубы продолжили свою работу. Игорные заведения стали функционировать под видом интернет-кафе, лотерей, букмекерских контор либо в виде клубов со строго ограниченным допуском. Дело в том, что уголовную ответственность ввели только в 2011 году, добавив в уголовный кодекс ст. 171.2.
За полгода действия указанной статьи в 2011 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано только 20 преступлений, при этом лишь одно уголовное дело было направлено в суд для рассмотрения по существу. В 2012 году в суд с обвинительными заключениями направили лишь 33 уголовных дела.
В последующие годы картина принципиально не изменилась.
Это было связано с тем, что уголовная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр наступала при извлечении дохода в крупном размере: одного миллиона пятисот тысяч рублей, получение которого еще нужно было доказать.
Возникла потребность в изменении законодательной базы.
В конце 2014 года в ст. 171.2 УК РФ были внесены изменения, уголовная ответственность наступала за сам факт организации и (или) проведение азартных игр.
Но владельцы игорного бизнеса тоже не стояли на месте. Преступные схемы совершенствовались.
Рынок игорного бизнеса мгновенно перераспределился. В городах России появились Holy Trade, «Гермес», что-то под названиями «бинарные опционы» и «вексельные системы» и — внимание — «государственная лотерея» «Победа». «Победа», будучи государственной, числилась на офшорных счетах, проработав до лета 2015 года.
Контроль за исполнением соответствующего закона на местах взяли на себя не только официальные структуры, но и активисты, в том числе автор данной публикации, открывший фонд «Гражданско-Правовой контроль».
Мы начинали с «контрольных закупок» и «дёргания» полиции. Снимали то, что происходит в клубах, и вызывали людей в погонах. Те, поначалу реагировали неохотно, но под прицелом СМИ начали выезжать на места и потихоньку прикрывать местечки, где обосновались «однорукие бандиты». Некоторые из них, к слову, настолько обнаглели от безнаказанности, что работали без лицензии, которую раньше вообще-то имели. Документ разрешал им вести брокерскую и дилерскую деятельность.
Постепенно ситуация улучшалась, появилась правоприменительная и судебная практика.
В статье «Нового компаньона» от 22 марта 2016 года (эта статья есть в интернете под названием: «Игры, в которые играют люди») мной было сказано следующее: «Самая значимая высота — это совместное с краевым ГУ МВД России составление поправок в федеральное законодательство. Согласно этому документу под запрет должны уйти «мультики» и другие анимационные изображения, которые так гипнотизируют играющего. Пока этот документ пылится в столе».
И как приятно читать изменения 2021 года в ФЗ № 244. Согласно новой редакции запрещены визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.
Это почти дословно то, о чем я просил в далеком 2016 году.
Сейчас нужно следить, чтобы законодательство в сфере игорного бизнеса соблюдалось. И игорная деятельность в России была ограничена строго игорными зонами, где будет гарантированное государством соблюдение всех законодательных норм. Это нужно всем, и прежде всего игрокам, которых не обманут с выигрышем, не «подкрутят» процент отдачи, не допустят к игре несовершеннолетних.
А люди будут рассматривать поход в казино как развлечение, проведение досуга, так же, как кино, театр или ресторан.
В заключение можно привести слова председателя Ассоциации операторов индустрии развлечений и спортивно-зрелищных мероприятий (АИРИС) Дмитрия Анфиногенова:
Могу сказать определенно, что казино — давно не злачное место. Это центр развлечений, центр притяжения новых впечатлений. По крайней мере, таков мировой тренд, в рамках которого будем развиваться и мы.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.
Источник: www.aeso.su