Проблемы развития малого бизнеса в Москве

В последние годы в России были проведены серьезные изменения в законодательстве, касающиеся малого и среднего бизнеса. Большую работу в этом направлении проделало, в том числе, и правительство Москвы. Многие инициативы мэрии помогли бизнесу устоять в период кризиса. В настоящее время даже наметился небольшой рост численности малых предприятий, хотя проблемы существуют.

Усилиями региональных властей сокращается количество проверок на предприятиях малого и среднего бизнеса, однако инструкции, регулирующие порядок проведения таких проверок все еще далеки от идеала. Представителям предпринимательской общественности по-прежнему не ясно, каким образом на основании данных инструкций можно оспаривать неправомерные действия органов власти.

Другая серьезная проблема – рейдерские атаки. Вопреки распространенному мнению рейдерство – не только проблема крупного бизнеса. Основную роль в реализации рейдерских схем играют специалисты, ранее участвовавшие в корпоративных конфликтах.

Для захвата собственности используется широкий спектр действий, от давления и подкупа менеджеров, до создания искусственных долгов и подделки уставных документов предприятия. Процесс отъема активов происходит в основном по причине недоработок в законодательной сфере. Здесь нужны радикальные жесткие шаги, хорошо продуманные изменения в корпоративном законодательстве.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Требует внимательного рассмотрения и вопрос осуществления госзаказов для малого бизнеса. Об этом, кстати, не раз заявлял мэр Москвы. Особенно актуальной данная проблема стала в связи с кризисными явлениями в экономике, когда спрос на услуги и продукцию малых предприятий значительно сократился. Для многих госзаказ становится единственной возможностью выжить в сложившейся ситуации.

Решая социальные проблемы горожан власти Москвы, в том числе Московская городская дума, не жалеют денег. Выделяемые городскими властями суммы значительно превышают затраты на поддержание и развитие малого бизнеса, а ведь он тоже нуждается в поддержке. В этой сфере работают тысячи людей.

Своим трудом они способствуют процветанию города не меньше, чем крупные производственные предприятия и финансовые структуры. Неправильно будет сказать, что программы поддержки малого и среднего бизнеса не работают или малоэффективны, но касаются они в основном вопросов финансовой поддержки, а потребностей у бизнеса намного больше. Кому-то действительно нужны деньги, другие ищут консультационной поддержки, возможности реструктуризировать свое предприятие, продвинуть на рынок свои товары и услуги.

С этого года начала работать очередная комплексная программа, утвержденная правительством Москвы. В ней предусмотрена поддержка в правовом, имущественном, финансовом, информационно-консультативном и других направлениях. Будем надеяться, что во взаимодействии всех этих механизмов удастся добиться успеха, на который рассчитывают и предприниматели, и городские власти.

Источник: finansy.asia

Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Москве

Нынешний год ознаменован рядом серьезных изменений законодательства, касающихся малого и среднего бизнеса.Большая работа проведена Московский правительством, что, помогло городскому бизнесу устоять в кризисный период. Даже рост небольшой численности МП наметился. Радоваться бы такой ситуации в бизнес-сообществе. Но знатоки городской экономики утверждают, что рост мог быть намного больше, если бы…О проблемах, мешающих укреплению сектора малого и среднего бизнеса корреспонденту «Вечерки» рассказал [b]Александр Иоффе, председатель общественно-экспертного Совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы[/b].[i][b]Калитку прикрыли, а ворота настежь[/i]- Александр Давидович, если движение малого и среднего бизнеса можно сравнить бегом с барьерами, то не могли бы вы охарактеризовать эти барьеры?[/b]- Барьеров, увы, еще много. Только несколько штрихов по этой теме. Усилиями федеральных и региональных властей количество проверок на предприятиях малого и среднего бизнеса сокращается, хотя это и не вызывает восторга у проверяющих органов. Мы еще только в начале пути.Возьмем, например, правоохранительные органы, где еще далеко не все ладно – вроде бы внепроцессуальные проверки запретили. Однако до сих пор не выпущена инструкция по правилам проведения проверок со стороны милиции. А если инструкции нет, то наша доблестная милиция, в соответствии с общими законами («О милиции» и «Об административных правонарушениях») проводит их так, как считает нужным.Правда, Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ, обещал в ближайшее время выпустить такую инструкцию. Согласовать ее с представителями предпринимательской общественности (во всяком случае, выслушать их мнение по этому поводу). Надеемся, что она будет достаточно жесткая (для проверяющих). Появится, наконец, некое правило, которым можно будет пользоваться, встречая «око государево». То есть, оспаривать на основании этой инструкции неправомерные действия представителей органов внутренних дел.[b][i]Лень… по старой дружбе[/i]- Рейдерство – проблема не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. Об этом в последние годы немало говорилось в средствах массовой информации.[/b]Противостоять незаконному захвату бизнеса пытались и политики, и представители деловых кругов. Процесс отъема собственности и активов происходит, в немалой степени, по причине больших недоработок в законодательной сфере.Вот недавно пришло письмо в ответ на мой запрос в налоговую инспекцию. Я просил руководство этого органа обратить внимание на то, что одно из предприятий систематически подвергается атакам рейдеров через поддельные изменения документов общества, и просил поставить блоки на эти попытки.Получил стандартный ответ (у них, видимо, этот конвейер реагирования на запросы хорошо отлажен). Мы, мол, принимаем те документы, которые нам приносят на регистрацию. Не наше дело проверять их достоверность.В то же время, по этому же факту, работники органов внутренних дел одного из административных округов столицы отказываются завести уголовное дело. По совершенно очевидному факту несправедливого захвата собственности малого предприятия! Это очень серьезный вопрос. Тут надо предпринимать весьма серьезные, даже радикальные, шаги. Более жестко менять законодательство в этой сфере. В корпоративном законодательстве и в практике применения. Может быть, кому-то и лень заводить уголовное дело по подобным фактам. Возможно, по тем или иным причинам. И здесь, к сожалению, нельзя исключить сговор с властными структурами.[i][b]Пошли по шерсть, а вернулись стрижеными[/b][/i]- Другой сюжет, и о нем тоже стоит поговорить подробно, это закон «О саморегулируемых организациях».Очень сложный вопрос. Так долго боролись с несовершенством государственного лицензирования, с теми негативными явлениями, которые были в него заложены, что в результате в строительстве лицензирование отменили. А саморегулирование, которое стоит на порядок дороже, с невнятной нормативной базой, ввели в действие.При очевидном желании чиновников в области строительства и архитектуры, проектирования, жилищно-коммунального хозяйства подгрести под себя эти самые саморегулируемые организации. Загнать туда побольше предприятий, особенно, ориентированных на госзаказ, создав инструменты управления этим бизнесом и, в какой-то степени, кормушку.Очень опасная тенденция. Очень опасная! Мы долго спорили по поводу этого закона. Как всегда поторопились. Переходной период между лицензированием и саморегулированием должен быть значительно более мягким. Но закон приняли. Хотя он далеко не идеальный. На мой взгляд, это большая ошибка. Иной возможности начать строительную деятельность, как вступив в саморегулируемую организацию, у предприятий малого, среднего, да и крупного бизнеса уже нет. Предпринимателям приходится платить довольно большие деньги для вступления в саморегулируемую организацию. Самое смешное, что в этом повинны и сами предприниматели – хотели, как лучше, а получилось еще хуже, чем было. Лучшее враг хорошего.Сейчас не только в Москве, но и по всей стране идет негативная реакция на этот закон со стороны строительных компаний. Где выход? Вроде, в Госдуме будет рассмотрен закон о некоторых послаблениях для малых строительных предприятий.[i][b]Горе от ума[/b][/i]- Требует внимательного рассмотрения проблема госзаказа для малого бизнеса. Особенно он важен в период кризиса, когда спрос на продукцию, на услуги малых предприятий падает. Госзаказ для многих становится возможностью выжить, получив государственные деньги на выполнение тех или иных работ, на поставку тех или иных товаров.К сожалению, и мы об этом не раз говорили, закон, который определяет правила, формы и методы предоставления государственного заказа, весьма несовершенен. В принципе этот закон о государственном заказе достаточно прост при применении. Кто предложит меньшую цену на аукционе, тот госзаказ и получит. Остальные условия практически не играют никакой роли. Его надо менять. Но пока правительство не считает это необходимым. И опять-таки (учитывая нынешнюю любимую тему об инновациях в малом и среднем бизнесе), вообще непонятно, как, пользуясь методами и нормами этого закона продвигать и реализовывать продукцию инновационных предприятий. Как она может попасть в государственный заказ?! Ведь такая продукция, по определению, особенно на первых этапах, дороже. Ее вообще трудно оценить – нет аналогов и надо считать долгосрочную эффективность.[i][b]Сыны и пасынки[/b][/i]- Всем памятна нынешняя история с АВТОВАЗОМ, на котором работают больше 100 тысяч человек. Решая их социальные проблемы, государство не пожалело огромные деньги. Они значительно больше сумм, выделенных федеральным бюджетом на поддержание и развитие малого и среднего бизнеса, который тоже нуждается в экономической и социальной поддержке. В этой сфере, кстати, работают уже не сотни тысяч, а десятки миллионов тружеников. Тольяттинцев понять можно. Но и малых бизнесменов тоже не нужно оставлять в обозе. Они своим трудом и продукцией заполняют огромный рынок страны.Нельзя сказать, что на федеральном уровне не развиваются программы государственной продержки малого и среднего бизнеса. Развиваются и работают. Но на протяжении последних лет, они касались в основном финансовой поддержки малого бизнеса.Создавались различные фонды: гарантии, венчурные фонды, другие инструменты поддержки. Дело это хорошее.Деньги предпринимателям нужны. Но если говорить о моей точке зрения и тех, кто ее разделяет, то мы считаем, что государственные программы должны носить комплексный характер.Нет одного инструмента, который мог бы поддержать и развить малый бизнес. Малого бизнеса очень много. И он очень разный. Кто-то сидит в палатке и булочками торгует.Кто-то занимается высокими технологиями. У кого-то 5 человек работают, а у кого-то – 100. Разные абсолютно задачи. Кому-то для поддержки, действительно, нужны реальные деньги, а кому-то надо провести переподготовку своих сотрудников. Кто-то нуждается в юридической консультации. Другим необходимо продвинуть товары и услуги на региональные или международные рынки. Третьим надо бизнес реструктуризировать, пользуясь услугами высококвалифицированных консультантов. Четвертым надо изучить, что происходит с подобным товаром на своей территории и на других, определиться с правильным направлением развития бизнеса. Именно поэтому федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса должна быть комплексной и направленной на удовлетворение большинства возможных потребностей, которые возникают у малого и среднего бизнеса.Иной предприниматель считает, что вся проблема у него в нехватке денег. Но, когда знакомишься с таким предприятием, выясняется, что проблема не в финансах, а в организации бизнеса. В неправильном выстраивании маркетинговой политики. Поэтому наша позиция такова: разному бизнесу нужна разносторонняя поддержка. Эта позиция не абстрактна. Она основана на опыте поддержки малого и среднего бизнеса в Москве, которая уже много лет выстраивается системно правительством Москвы при участии предпринимательского сообщества. Поэтому в столичной программе, которая утверждается каждые 3 года, есть разные блоки поддержки, обеспечивающие потребности малого бизнеса в различных услугах. С 2010 года у нас начнет работать 7-я комплексная программа, где предусмотрена поддержка в правовом, финансовом, имущественном, информационно-консультативном, обучающем и других направлениях. И только во взаимодействии этих механизмов, получается успех. Предприниматель понимает, что ему может быть оказана необходимая помощь.В значительной степени этот процесс поддержки малого и среднего бизнеса зависит от региональных властей, от позиции руководителя. Но ничуть не менее развитие МСП зависит от федерального законодательства и экономической политики. Думаю, кризис немного повернет что-то в мозгах людей, которые принимают решения о поддержке малого и среднего бизнеса.[b][i]Пусть расцветают все цветы[/i]- Что сегодня в нашем городе могло бы способствовать еще более активному развитию малого и среднего бизнеса? Денег, вроде бы, этому сектору экономики выделяется в достатке, а он, по вашей же оценке «скорее жив, чем мертв». Какой еще живой водой его побрызгать?[/b]- Судя по официальной статистике, даже несмотря на кризис, количество предприятий малого и среднего бизнеса в городе не уменьшилось. Даже немножко увеличилось. Другое дело, что около трети всех предприятий чувствуют себя, скажем так, неуютно. Кто-то сокращает производство. Кому-то не удается найти сбыт своей продукции. У кого-то возникают долговые цепочки. Это то, что связано с финансовым кризисом. Можно сказать: так случилось и ничего здесь не поделаешь.[b]- То есть, это проблемы преходящие?[/b]- Да, но очень серьезные. И пока, на мой взгляд, не уходящие.[b]- Насколько адекватен этот рост (или эта устойчивость) тому объему средств, который правительство города вложило в поддержку и развитие малого и среднего бизнеса?[/b]- Конечно, размер имеет значение, но не менее важно законодательство, механизмы поддержки, различные льготы и преференции.Если говорить непосредственно о финансовой поддержке, то количество денег, необходимых малому бизнесу нашего города, исчисляется не десятками, а сотнями миллиардов рублей. А у нас вся программа 2,5 миллиарда рублей. Поэтому говорить о том, что бюджетных денег в малом бизнесе «навалом» неправильно.Увы, банки выделяют малому бизнесу деньги чрезвычайно неохотно, но зато под большой процент. Даже несмотря на то, что Центробанк снизил ставку рефинансирования до 10 процентов, ставки по коммерческим кредитам для малого бизнеса практически не понизились. Да и отказов в выдаче кредитов предостаточно – банки не хотят рисковать деньгами.[b]- Из ваших слов напрашивается вывод: правительству нашего города надо создать собственный банк по кредитованию малого бизнеса. Не так ли?[/b]- Не так. Во-первых, организация Банка потребует очень больших средств. Второе – учитывая объем резервирования средств по кредитам МП, стоимость их будет достаточно высокой. Я не думаю, что его создание поможет быстрому выходу из сложившейся ситуации. Надо активнее развивать те инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, которые уже существуют и проверены на практике. Поэтому Фонд гарантий, венчурные фонды, микрофинансовые организации, субсидии начинающим, в такой ситуации намного эффективней.Мы уже много лет говорим о том, что нужен закон о микрофинансировании. Пока его Госдума не приняла. Есть и сопротивление банковского сообщества, которое видит в организацияхх микрофинансирования серьезных конкурентов. Одно дело, если эти организации будут давать микрокредиты в пределах 300400 тысяч рублей. Это банкирам не страшно. Они такой мелочевкой и сами не любят заниматься. Накладные расходы по оформлению любого кредита почти всегда одинаковы (надо отвлекать людей, проводить экспертизу, составлять документы). Но если микрофинансовые организации начнут развиваться и выдавать кредиты от 500 тысяч рублей и больше, то это станет серьезной конкуренцией банковскому розничному бизнесу.[b]- Значит, пора начинать выдавать такие кредиты, чтобы расшевелить банкиров?[/b]- Пора. Микрофинансовые организации нужны. Я надеюсь, что в ближайшие месяцы закон о них будет принят. Они, на самом-то деле, существуют. Действуют в рамках нынешнего законодательства. Но этого недостаточно.[b]- Ну, пока до этого закона далеко, не приступить ли представителям малого бизнеса к созданию «черных» (или товарищеских) касс взаимопомощи? Ну, чтобы развиваться и не зависеть от капризов банкиров?[/b]- Такие кассы уже действуют. В Москве в меньшей степени. В регионах их больше. Это своеобразные финансовые кооперативы. Предприниматели собираются, вносят средства на определенный счет. Создают свой…[b]- …Общак, да?[/b]- Вроде того. Под небольшой процент в этой кассе можно взять кредит для решения какой-то финансовой, обычно сиюминутной, проблемы. Есть механизм, разрешающий выделение денег из этой кассы.[b]- Эти кассы имеют перспективы к развитию?[/b]- Да, такого рода инструменты очень развиты в Европе.[b]- Сколь велики суммы, которые в них вращаются?[/b]- Десятки, если не сотни миллиардов евро.[b]- И банковское сообщество, и правительства европейских стран воспринимают эти кассы нормально?[/b]- Вполне.[b]- То есть, если наших банкиров будет сильно «душить жаба», то они рискуют остаться без клиентуры в малом и среднем бизнесе столицы?[/b]- Я так не думаю. Есть много способов финансировать и поддерживать малый бизнес. У нас всегда пытаются найти какую-нибудь одну веревочку, за которую потянешь и все разом откроется и решится. На самом деле надо развивать самые разные формы взаимодействия. Надо и банкам работать, и саморегулируемые организации создавать, общества взаимного кредитования стимулировать. Каждый из этих инструментов имеет свои недостатки и достоинства. Лучшее надо брать и внедрять в дело. Как говорят китайцы – пусть расцветают все цветы.[b]Справка «ВМ»[/b][i]26 декабря 2008 года президентом РФ был подписан закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В Москве, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на период мирового финансового кризиса и реализации положений данного закона, издан указ мэра Москвы от 10.02.2009 г. № 8 – УМ.Им приостановлены плановые проверки малых и средних предприятий органами исполнительной власти города до конца 2009 года. Сейчас идет обсуждение возможности продления моратория до 2010 года. Правительством Москвы принято также постановление от 17 февраля 2009 года № 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы».Кроме того, утверждена «Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Она предусматривает оказание правовой поддержки предпринимателям за счет средств бюджета города, в частности, защиту их прав при проведении проверок.[/i][b]Цифра дня[/b]С января по сентябрь 2009 года в службу «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы (телефон горячей линии – [b]782-00-82[/b]) поступило 6750 обращений предпринимателей. По ним проведено 13275 консультаций. В том числе 750 консультаций с выездом в малые предприятия (из них – 182 выезда на проверки контролирующими органами).Результаты 24 проверок обжалованы в суд либо вышестоящему лицу и отменены.[b]Кстати[/b][i]Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с 01 мая 2009 года установил новые подходы к пожарной безопасности.В том числе, существенно сокращено количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности. Введен новый институт – пожарная декларация. Она позволяет собственнику объекта заявлять о соблюдении требований пожарной безопасности в уведомительном порядке. Однако и ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности отныне будет возложена на собственника объекта (или лицо, уполномоченное на управление этим объектом), который получит право самостоятельно выбирать способы пожарной защиты своего объекта.[/i]

Читайте также:  Как распечатать выписку Сбербанк бизнес онлайн за месяц

Источник: vm.ru

Экономические аспекты развития малого предпринимательства в городе Москве Резникова, Екатерина Валерьевна

Резникова, Екатерина Валерьевна. Экономические аспекты развития малого предпринимательства в городе Москве : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.05. — Москва, 2006. — 201 с. : ил.

Глава 1. Малое предпринимательство в региональной системе рыночной экономики:
экономические и организационно-правовые основы 10

1.1 Малое предпринимательство в рыночной экономике: сущность, роль и функ
ции 10

1.2 Состояние малого бизнеса в городе Москве и его влияние на социально-
экономическую ситуацию в регионе 21

1.3 Система государственного регулирования малого предпринимательства в городе
Москве 33

Глава 2. Механизм формирования благоприятной внешней среды для развития мало
го предпринимательства в Москве 45

  1. Устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства 45
  2. Оптимизация налогообложения малого предпринимательства 65

2.3 Взаимодействие малых предприятий с организациями финансово-кредитной сфе
ры 87

Глава 3. Анализ эффективности государственной поддержки малого предпринима
тельства в городе Москве 104

3.1 Финансовая поддержка малого предпринимательства Москвы 104

  1. Лизинговая поддержка малого бизнеса 118
  2. Обеспечение малых предприятий Москвы нежилыми помещениями 122
  3. Расширение деловых возможностей малого бизнеса 133

Список использованной литературы 161

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В России развитие малого предпринимательства носит ярко выраженный региональный характер, что обусловлено высокой степенью дифференциации субъектов РФ по экономико-географическому положению и уровню социально-экономического развития. Кроме того, малые предприятия по масштабам своей деятельности ориентированы, прежде всего, на региональные производственные ресурсы и рынки сбыта. Поэтому анализ условий развития малого бизнеса целесообразно проводить применительно к каждому отдельно взятому региону, учитывая при этом влияние на деятельность малых предприятий совокупности факторов общегосударственного, регионального и местного значения.

Для региональной экономики малое предпринимательство является фактором экономического роста и основой социальной стабильности. Малые предприятия насыщают региональный рынок товарами и услугами, обеспечивают гибкость экономики субъекта РФ и поддержание конкурентных отношений; способствуют снижению безработицы, росту доходов населения и объема налоговых поступлений в бюджет региона; повышают эффективность деятельности крупных предприятий на основе установления субконтрактных отношений; играют ведущую роль в разработке новых технологий, средств производства, товаров и услуг.

Читайте также:  Маркетинговые идеи для развития бизнеса

Актуальность исследования проблем развития малого бизнеса в городе Москве связана с особой ролью данного региона в формировании общегосударственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. В столице, которая является крупнейшим в стране финансовым, промышленным, научным и политическим центром, создана одна из наиболее передовых в стране систем государственного регулирования малого предпринимательства. Поэтому Москва, как правило, выступает полигоном, где проходят апробацию новые формы и методы поддержки малого бизнеса с последующим распространением положительного опыта в масштабах всей страны. Городские органы власти также принимают активное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов федерального уровня, затрагивающих интересы малого бизнеса.

В динамике развития малого бизнеса города за последние пять лет наблюдался ряд отрицательных тенденций: снижение уровня рентабельности (с 9 до 8%) и инвестиционной

активности (с 1,7 до 0,2% выручки от реализации); преимущественное развитие малых предприятий в сфере торговли и общественного питания на фоне снижения доли приоритетных для города отраслей промышленности, науки, бытового обслуживания; высокая доля «теневого» сектора, который в той или иной степени охватывает до 50% малых предприятий столицы.

Можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективному развитию малого бизнеса г. Москвы: сохраняющиеся административные барьеры на пути развития предпринимательства, отсутствие у действующей системы налогообложения субъектов МП стимулирующего характера, затрудненный доступ к внешним источникам финансирования (банковским кредитам, средствам микрофинансовых организаций) и различным формам государственной поддержки (финансовой, лизинговой, имущественной и

В Москве имеется значительный потенциал для дальнейшего роста сектора малого

предпринимательства. Это подтверждается тем, что размер вклада малых предприятий в формирование основных экономических показателей столицы (количество предприятий, занятость, объем выручки от реализации) пока на 20-30% ниже, чем в странах Европейского Союза.

В теоретическом плане представляет интерес раскрытие сущности понятия «малое предпринимательство», а также выработка подхода к определению системы государственного регулирования малого предпринимательства в регионе. На сегодняшний день в экономической науке отсутствует единство мнений по указанным вопросам.

Таким образом, проблема повышения эффективности развития малого предпринимательства является научно-практической, востребованной экономической наукой и практикой, что и предопределяется актуальность темы диссертационного исследования.

Степень исследования проблемы. В последние 10-15 лет проблемы развития малого предпринимательства неизменно находятся в центре внимания российских ученых. Вопросам государственной поддержки малого бизнеса страны посвятили свои работы Н. Агур-баш, М. Аушев, А. Блинов, А. Буяновский, Е. Бухвальд, X. Валиева, О. Гончарова, О. Гражданина, О. Девятова, М. Еваленко, С. Канюков, И. Крестьянинова, А. Крутик, М. Мир-зов, О. Оганян, А. Орлов, Проскурин, В. Рубэ, И. Сальников, И. Семенушкин, Л. Слуцкий, Г. Столбов, А. Трофимов, В. Фадеев, Л. Ходов, О. Шестоперов и др. Налогообложение

субъектов малого предпринимательства исследовали И. Андреев, А. Борисов, А. Варнав-ский, Д. Жилюк, И. Зиновьев, Ю. Камкина, Т. Карпова, М. Климова, А. Кольцова, О. Кузина, Н. Кузнецов, В. Лоскутов, Н. Малик, М. Мишенина, Н. Чернышев, М. Шадурская, О. Юликова. Финансово-кредитные отношения в сфере малого бизнеса изучены в работах И. Александровской, И. Антипина, В. Артемьева, В. Васильева, Р. Гаврилова, В. Гамзы, А. Григоряна, А. Зайцева, А. Казьмина, Т. Каменской, В. Киевского, С. Мальковой, В. Петрова, Е. Сухачевой, В. Сафронова, М. Царегородцевой. Существенный вклад в анализ административных барьеров в сфере малого предпринимательства внесли А. Виленский, А. Дегтярев, Б. Зайцев, П. Крючкова, Р. Маликов, И. Николаев, И. Осетрова, И. Шульга, А. Обыденов.

Читайте также:  Открыть свой бизнес услуг населению

Многие авторы использовали в своих трудах отдельные примеры передового опыта столицы в области государственного регулирования малого предпринимательства, но при этом осталась без внимания специфика преломления общероссийских проблем развития малого бизнеса в столице. Это обусловливает необходимость проведения комплексного исследования экономических аспектов развития малого предпринимательства в городе Москве. При этом важно уделить особое внимание влиянию на деятельность субъектов МП города совокупности региональных факторов, а также анализу эффективности использования органами власти столицы имеющихся в их руках инструментов государственного регулирования малого предпринимательства.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в решении научной задачи повышения уровня развития малого предпринимательства в мегаполисе.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

проанализировать понятийный аппарат малого предпринимательства, исследовать его роль в экономике региона;

выявить факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в регионе;

выработать подход к определению системы государственного регулирования малого предпринимательства в регионе и раскрыть ее основные элементы;

— провести анализ современного состояния и тенденций развития малого
предпринимательства в городе Москве;

— разработать рекомендации по устранению административных барьеров на пути раз-

— проанализировать эффективность действующей системы налогообложения субъек
тов МП выработать предложения по ее оптимизации;

разработать комплекс мер по облегчению доступа субъектов МП к заемным источникам финансирования;

дать рекомендации по совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства в городе Москве, в т.ч. направленные на облегчение доступа субъектов МП к различным формам поддержки.

Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства города Москвы.

Предметом исследования выступает развитие малого предпринимательства в мегаполисе.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, единство исторического и логического подходов к анализу социально-экономических процессов, методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, научной абстракции, прогнозирования и экспертных оценок. Анализ статистических данных осуществляется с привлечением методов выборки, группировки, сравнения и обобщения.

Работа выполнена в рамках пункта 10.6 «Становление и развитие форм предпринимательства» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Теоретической базой диссертации послужили исследования ведущих ученых и практических работников в области малого бизнеса в виде монографий, публикаций в периодических изданиях, материалов научных конференций, аналитических исследований Московского центра развития предпринимательства и Ресурсного центра малого предпринимательства.

Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные акты Российской Федерации и города Москвы по вопросам малого предпринимательства, статистические сборники, статьи в периодических изданиях, материалы конференций, аналитические исследования.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений по повышению уровня развития малого предприниматель-

ства в мегаполисе, а именно:

— уточнены подходы к определению малого предпринимательства, в частности, в данном случае предлагается использовать широкую трактовку термина «предпринимательство» как хозяйственной деятельности в целом, а не только инновационной. Кроме того, обоснована необходимость отражения в определении малого предпринимательства двух аспектов: во-первых, в малом бизнесе имеются специфические особенности организации производства, труда и управления, которые обусловили объективный процесс вьщеления субъектов МП в самостоятельный сектор хозяйствующих субъектов; а во-вторых, — государство путем установления количественных критериев субъектов МП, очерчивает границы круга экономических субъектов, на которых распространяются меры государственной поддержки;

выявлены тенденции развития малого бизнеса в Москве (в частности, положительные темпы роста показателей численности малых предприятий, количества занятых и выручки на фоне низкого уровня рентабельности и инвестиционной активности субъектов МП; высокая доля «теневого» сектора; преимущественное развитие малого бизнеса в отраслях торговли и общественного питания, снижение удельного веса приоритетных для города отраслей — промышленности, науки, бытового облуживания; значительный удельный вес в структуре субъектов МП начинающих предприятий и микропредприятий);

на основе анализа факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства столицы, сформулирован подход к определению системы государственного регулирования малого предпринимательства в регионе как совокупности четырех элементов (субъектов регулирования; форм, методов и инструментов регулирования; правовых основ; финансовой базы), охватывающих все три уровня управления — федеральный, региональный и местный;

даны и научно обоснованы рекомендации по устранению сохраняющихся административных барьеров в области регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности, стандартизации и сертификации товаров и услуг, проведении органами государственной власти контрольных мероприятий;

в целях повышения рентабельности субъектов МП, стимулирования их инвестиционной и инновационной деятельности, а также поддержки начинающих малых предприятий и микропредприятий обоснована необходимость введения для субъектов МП налого-

вых льгот, изменения порядка отнесения на себестоимость затрат на НИОКР и механизма компенсации убытков, уменьшения границ перехода на УСН, изменения параметров расчета ЕНВД и др.;

разработан комплекс мер по облегчению доступа субъектов МП к заемным источникам финансирования, в частности предложено изменить порядок отнесения на затраты процентов по банковским кредитам; определить правовые основы деятельности микрофинансовых организаций — обществ взаимного кредитования, обществ взаимного страхования и обществ взаимных гарантий, оказывать им организационно-техническую поддержку со стороны органов власти города, предоставлять налоговые льготы и др.;

обоснована необходимость совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства в Москве, в т.ч. путем постепенного перехода от прямой финансовой поддержки в виде субсидий и бюджетных кредитов к ее косвенным формам, ориентированным на привлечение внебюджетных источников (государственные гарантии, компенсация части процентной ставки по банковским кредитам и облигационным займам, а также части затрат малых предприятий на страхование), сохранения для субъектов МП льготного порядка предоставления в аренду нежилых помещений, создания условий для участия представителей малого бизнеса в выполнении государственных заказов на субконтрактном уровне и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения, рекомендации и выводы ориентированы на широкое использование федеральными органами власти в целях создания в стране благоприятной внешней среды для развития малого бизнеса, а также органами власти города Москвы и других регионов для совершенствования системы государственного регулирования малого предпринимательства на региональном и местном уровнях. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут найти применение в текущей деятельности субъектов МП при выборе режима налогообложения и определении источников привлечения финансовых ресурсов.

Самостоятельное практическое значение имеют рекомендации по:

устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, оптимизации системы налогообложения субъектов МП;

облегчению доступа малых предприятий к внешним источникам финансирования (банковским кредитам и средствам микрофинансовых организаций);

совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринима-

тельства в городе Москве.

Основные теоретические и практические положения исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе в ВУЗах экономического профиля при изучении курсов «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Государственное регулирование экономики», «Экономика малого предпринимательства», а также на курсах подготовки и повышения квалификации специалистов для малого бизнеса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были представлены на Круглом столе кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансовой академии при Правительстве РФ на тему: «Развитие организаций и регионов — основа устойчивого развития России в XXI веке», 21 марта 2005 г..

Материалы диссертации используются в учебном процессе на кафедре «Экономика и антикризисное управление» Финансовой академии при Правительстве РФ.

Практические рекомендации работы нашли применение в деятельности малого предприятия ООО «Хлебкомплектсервис». В частности, материалы диссертации используются при обосновании с учетом специфики деятельности предприятия выбора в качестве оптимального режима налообложения традиционной системы, а также при определении структуры источников привлечения заемных средств в процессе составления бизнес-плана и финансового плана предприятия.

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликованы статьи в периодических изданиях общим объемом 2,4 п. л.

Источник: www.dslib.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин