Для российской экономики остается насущной проблемой развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Темпы развития МСП в разных регионах значительно отличаются. Также вклад МСП в развитие экономики более чем в два раза меньше, чем в зарубежных странах.
В работе рассматриваются основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и Республике Марий Эл. Во многом они кроются в слабой поддержке данного направления развития, низкой финансовой и правовой грамотности предпринимателей, недоступности финансовых средств из-за высоких процентных ставок и сложности сбыта произведенной продукции. Исходя из проблем развития МСП, рассмотрены основные мероприятия, осуществление которых поможет дальнейшему успешному развитию малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделено совершенствованию налогообложения и кредитования данной сферы деятельности. Осуществление постоянного мониторинга и внимательного отношения к проблемам развития МСП, всемерной поддержки позволит активизировать их развитие и будет способствовать укреплению экономики страны в целом.
В Дагестане обсудили проблемы развития малого бизнеса
предпринимательство
малый и средний бизнес
экономические барьеры
экономическая ситуация
государственная поддержка предпринимательства
1. Артеменев Н.В. Организационно-экономические проблемы декриминализации малого бизнеса России. – М.: Проспект, 2015. – 115 с.
2. Государственное регулирование развития предпринимательства. Опыт, проблемы, инновации // под ред. А.Я. Быстрякова. – М.: Проспект, 2015. – 144 с.
3. Гудашова Л.Е. Предпринимательство в России: проблемы и особенности. – М.: Феникс, 2015. – 96 с.
4. Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации // www.fedstat.ru / [электронный ресурс] / Электрон. дан. – М., 2016. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=42962, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 20.03.2016 г.).
5. Потехина Е.Н., Юричева Е.Ю. Конкурентные преимущества сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках разных режимов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.Science-Education.ru/120-17178.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.
7. Ржавина Ю.Б. Управленческий учет в вопросе повышения конкурентоспособности предприятий АПК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15788
8. Ржавина Ю.Б. К вопросу об управленческом учете и конкурентоспособности // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2015. – Вып. 2. – С. 260–264.
9. Юричева, Е.Ю. Конкурентоспособность – как обобщающая характеристика эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / МарГУ; отв. ред. В.Е. Мамаева. – Йошкар-Ола, 2015. – Вып. 2. – С. 272–274.
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
10. Федеральная служба государственной статистики – http://www.gks.ru.
Устойчивое развитие экономики страны невозможно без эффективного малого и среднего предпринимательства (МСП), которое не только создает определенную долю продукции, но и способствует созданию новых рабочих мест, повышает уровень самозанятости и самообеспечения населения. Также МСП быстрее реагирует и приспосабливается к изменениям и требованиям в экономике. Но в своей деятельности оно сталкивается с различными трудностями, которые необходимо решать совместными усилиями и на федеральном, и на региональном уровнях.
Цель исследования. Для успешного развития МСП необходимо проводить постоянный мониторинг, вовремя выявлять основные проблемы и вырабатывать пути их решения. Целью данного исследования является выявление проблем и разработка рекомендаций по развитию МСП в республике.
Материалы и методы исследования
Для исследования данной проблемы использовались материалы федеральной и региональной службы государственной статистики по развитию малого предпринимательства, программы развития предпринимательства министерства экономического развития, проанализированы публикации по данной тематике.
Результаты исследования и их обсуждение
В развитии экономики и формировании среднего класса населения определенную роль имеет малое предпринимательство. По Российской Федерации вклад малых предприятий (МП) в экономику составляет около 20 %. Критерии отнесения субъекта предпринимательской деятельности к категории малого или среднего предприятия установлены Федеральным законом от 29.06.15 № 156-ФЗ. В данном законе среди критериев выделяются на численный состав работников, объемы выручки и участие в них других организаций.
Вклад в экономику и тенденции развития малого предпринимательства в разных регионах страны неодинаковы. Республика Марий Эл (РМЭ) в основном дотационная, и поэтому развитие данного направления имеет особое значение. Общая динамика деятельности МП в республике за последние годы положительная. Происходит рост количества подобных предприятий, численности работников и оборота.
В республике в 2014 году по сравнению с 2012 годом темпы прироста по созданию малых предприятий (25 %) превышают темпы прироста по ПФО (2,9 %) и в целом по РФ (5 %). При этом численность работников, занятых в малых предприятиях, возросла только на 0,2 %, а стоимость производимой продукции в данных предприятиях возросла на 23,7 % [6].
Распределение малых предприятий в Республике Марий Эл по отраслям следующее: обрабатывающие производства – 27,9 % (по РФ 9,5 %), предприятия оптовой и розничной торговли; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 26,9 % (по РФ 24,7). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на предприятиях малого бизнеса – 16524,9 рублей, или 75,0 % от средней номинальной заработной платы по республике (по РФ – 19201 руб).
Объем валового регионального продукта Республики Марий Эл в 2014 году составил 144140 млн руб., и немаловажная роль в создании ВРП принадлежит малым предприятиям. На положительную динамику валового регионального продукта оказывает существенное влияние развитие промышленного производства и сельского хозяйства. Доля добавленной стоимости данных отраслей в общем объеме валового регионального продукта составляет порядка 50 %. Также значительная доля приходится на такие отрасли, как строительство (10 %) и торговля (9,5 %) [10].
Динамика развития малого предпринимательства в РМЭ, ПФО и РФ
Относительное изменение 2014 к 2012 гг., %
1. Общее число малых предприятий, тыс.:
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл
2. Средняя численность работников в малых предприятиях, тыс. чел.: Российская Федерация РФ
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл
3. Оборот в малых предприятиях, млрд руб.: Российская Федерация
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл
Динамичное развитие МП связано с осуществлением государственной помощи малому бизнесу. Основными направлениями поддержки являются:
– Возмещение части затрат на приобретение оборудования в целях модернизации производства. Данное направление способствует активизации инвестиционной деятельности реального сектора экономики.
– Развитие микрофинансирования через создание специальных фондов, осуществляющих финансирование МП. В республике действует микрофинансовая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл», которая ежегодно увеличивает объемы финансирования, способствует сохранению и образованию новых рабочих мест.
– Поддержка регионального интегрированного центра, который нацелен на развитие международного и межрегионального партнерства в разных областях.
– Активно работают и способствуют развитию предпринимательских качеств у молодежи бизнес-инкубаторы. Они оказывают дополнительные услуги по поддержке МП.
Данные направления входят в подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013–2020 годы)».
Несмотря на положительные тенденции, у малых предприятий остается ряд проблем, которые требуют решения. Основными факторами, ограничивающими рост производства малых промышленных предприятий, являются: недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке; высокий уровень налогообложения; неопределенность экономической ситуации; недостаток собственных финансовых средств; высокий процент коммерческого кредита; изношенность и отсутствие оборудования; недостаток квалифицированных рабочих.
Часть проблем возникает еще на этапе государственной регистрации. К ним относятся:
– Низкая финансовая и правовая грамотность, которая приводит к потерям еще на начальном этапе развития. Например, выбор оптимальной системы налогообложения на стадии регистрации общества с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимателя во многом определяется спецификой той деятельности, которую планируется осуществлять, и может способствовать оптимизации налоговой нагрузки [7].
– Срок государственной регистрации, установленный нормативными актами, фактически может намного отличаться, что опять же не стимулирует создание малых предприятий.
– Также проблемным нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели, является Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). В частности, реальные сроки получения лицензий и их средняя цена фактически оказываются значительно выше установленных в законе.
Очень важной проблемой является нехватка финансовых ресурсов особенно на начальном этапе деятельности. Потребность в кредитах у субъектов малого и среднего бизнеса в России составляет от 750 млрд до 1 трлн руб. в год [3, с. 67]. Для получения заемных средств в банке необходимо обеспечение залогом по кредиту, что не всегда возможно, иначе процентные ставки резко возрастают и становятся недоступными для предпринимателей. Банки в своем большинстве предпочитают работать с уже проверенным устойчивым клиентом, нежели с начинающим малым бизнесом. Поэтому деятельность различных фондов по поддержке бизнеса является очень важной, но не всегда достаточной [8].
В системе налогообложения тоже существуют определенные трудности. Для малого и среднего бизнеса в России на сегодняшний день установлены 4 специальных режима налогообложения: Упрощенная система налогообложения (УСН), Патентная система налогообложения (ПСН), Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и Единый сельскохозяйственный налог. Каждый из этих режимов при грамотном подходе позволяет оптимизировать налоговую нагрузку малого и среднего предприятия в соответствии со спецификой его деятельности [5].
Однако, несмотря на это, налоговое бремя для малого бизнеса не всегда оказывается посильным. Например, двукратный рост в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей повлек за собой их резкое сокращение. Пересмотр ставок дал положительные результаты, и уже в 2014 году число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось [4].
Кроме этого не все предприниматели имеют возможность осуществлять электронный документооборот. Но по закону с 2014 года представление декларации по НДС на бумаге ограничивается. То есть если нарушена форма подачи декларации, то она считается не представленной вообще, что влечет в дальнейшем штрафные санкции [1].
Анализ тенденций в развитии малого и среднего предпринимательства и своевременное выявление наиболее важных проблем позволили бы избежать ликвидации деятельности многих предпринимателей и способствовали бы повышению их конкурентоспособности. Надо отметить, что в деятельности МСП по сравнению с более крупным бизнесом есть как преимущества, так и недостатки. В частности, к преимуществам можно отнести более быстрое приспособление к изменениям, происходящим в спросе на новые виды продукции, меньшие затраты на управление предприятием, малые обороты капитала не приводят к крупным потерям. К недостаткам – небольшие масштабы не способствуют снижению себестоимости единицы продукции, недостаточность средств, направляемых на маркетинговые исследования, низкая инвестиционная активность [9].
Исходя из анализа проблем развития малого предпринимательства необходимо проведение следующих мероприятий, осуществление которых поможет успешному развитию малого и среднего бизнеса.
В первую очередь необходимо проводить дальнейшее совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности с целью устранения административных барьеров в деятельности субъектов МСП. Чтобы они имели не только декларативный характер, но и реально выполнялись в полном объеме.
В сфере налогового законодательства необходимо доводить информацию в более доступной и понятной форме, т.е. вести разъяснения порядка взимания и уплаты налогов, а также порядка их начисления. Кроме этого налоговая нагрузка должна быть оптимальной, не обременительной для плательщика, чтобы не было стимула для ведения серой бухгалтерии и ухода от выплаты налогов. Но при этом налоговые ставки должны быть оптимальными не только для налогоплательщиков, но и для бюджета страны.
Деятельность бизнес-инкубаторов должна быть направлена на поиски и практическое обучение будущих предпринимателей, информационную, консалтинговую и финансовую поддержку действующих малых предприятий. Они должны налаживать более тесные контакты с учебными заведениями, с начинающими и действующими предпринимателями. Длительное сотрудничество будет способствовать укреплению позиций предпринимателей в экономике регионов, выявлению проблем, обсуждению и передаче опыта их деятельности. [2].
Разработка и расширение финансирования программы оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, по линии Минтруда РФ, отраслевых министерств также будет способствовать развитию предпринимательства. И повышение доступности финансовых средств через более низкие процентные ставки на длительное время для малого бизнеса, более упрощенные системы получения кредитов также позволят и модернизировать производство, исходя из современных тенденций развития техники и технологии производства, и дадут больше возможностей для устойчивого развития и расширения деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что выполнение данных рекомендаций будет способствовать повышению вклада МСП в экономику региона и страны, эффективности и устойчивости деятельности, защите интересов предпринимателей.
Источник: fundamental-research.ru
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Хохлова О.Д. 1
1 МГУ им. Н.П. Огарёва
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.
Этот процесс требует больших затрат, поиска новых творческих идей их воплощения в новом предприятии и получения конкретного результата в виде товара, продукта, услуги, технологии, приносящих предпринимательский доход.
Для наглядности, проанализируем несколько показателей развития малого предпринимательства в ПФО за период 2013-2016 гг. (таблица 1)
Т а б л и ц а 1 — Число малых предприятий ПФО, единиц
Приволжский федеральный округ,
Республика Марий Эл
Число малых предприятий в ПФО в 2016 г. относительно 2013 г. выросло на 10 %. Наибольший рост за этот период отмечается в таких регионах как Республика Марий Эл, Кировская область, Саратовская область. Наименьшие темпы роста отмечены в Республике Татарстан и Удмуртия. Снижение показателя за исследуемый период можно проследить в Пермском крае, Нижегородской и Самарской областях. В целом за последние два года по ПФО количество субъектов малого бизнеса сократилось на 25 % [5].
Далее рассмотрим динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых организаций в регионах ПФО за 2012–2016 гг. (таблица 2) [5].
Как видно из таблицы 2, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий почти всех регионах ПФО увеличивается в исследуемом периоде. Лидером по уровню заработной платы на 2016 года является Пензенская область. На втором месте — Республика Марий Эл, на третьем – Кировская область.
Таблица 2 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий ПФО, рублей
Республика Марий Эл
Основными проблемами, тормозящими развитие малого предпринимательства в республике Мордовия, являются [4]:
слабо ориентированную нормативно-правовую базу;
недостаточное ресурсное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Это касается не только финансовых ресурсов, но и информационных, имущественных. Данная проблема включает:
— отсутствие доступа к стартовому капиталу для начала собственного дела;
— отсутствие средств для реализации перспективных инвестиционных проектов;
— недостаточно развитый институт государственной гарантийной поддержки субъектов малого предпринимательства. – неразвитая система информационной поддержки малого предпринимательства;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса на всех уровнях, что определенным образом сдерживает развитие малого предпринимательства.
отсутствие квалифицированных кадров;
низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Ввиду острой необходимости развития малого предпринимательства в стране и регионах как основного двигателя экономики и повышения конкуренции, государство и региональные органы власти разрабатывает различные программы, направленные на поддержку предпринимательства. Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются [1]:
1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Как показывает мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого предпринимательства является программно-целевой метод. Одно из направлений, которое необходимо развивать, – малое инновационное предпринимательство [2].
В Мордовии действует ряд предприятий, деятельность которых связана с инновациями. Среди них:
— ООО «СОФТРИД» (разработка прикладного программного обеспечения различной направленности, веб-приложений; консалтинг в области разработки программных систем; производство «коробочных» программных продуктов; производство программных продуктов «на заказ»; интеграция программного обеспечения интеллектуальных систем);
— ООО «НОВИСОФТ» (автомобильные, туристические, портативные спутниковые навигаторы);
— ООО «Композитные Технологии» (предложение высоковольтного композитно-алюминиевого провода или «АК», что является новым продуктом для двукратного увеличения мощности существующих сетей передачи электроэнергии и сооружения новых линий передачи. Система внешних композитных систем шпунтовых свай Water Pro TM);
— ООО «НПЦ Манометр» (выпуск приборов для измерения малых давлений, тягонапоромеров и технических манометров класса точности 1.0, 1.5 и 2.5);
— ООО «Информационные технологии в строительстве Саранска» (проектирование, реализация и сопровождение в строительстве технологии «Умный дом» и систем, интегрирующих радиосенсорные и компьютерные технологии для обеспечения сохранности оборудования, инструментов и материалов);
— ГОУ ВПО Научно-исследовательский сектор Мордовского госуниверситета (разработка и производство ионизаторов воздуха-люстр Чижевского, ряда ионизаторов воздуха под общим названием «Аэроион-25», ионизаторов воздуха «Пальма» с вращающимся излучателем (ионизирущим электродом));
— ООО «Феникс-пласт» (производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах);
— ООО «Новые Композитные Материалы» (изготовление стеклокомпозита методом пултрузии, используя при этом стекловолокна, пропитанные термоактивными смолами);
— ЗАО «ТРАНСВЕТ» (разработка, производство, реализация светильников для горэлектротранспорта и ж/д транспорта) и др. Для развития малого бизнеса в Мордовии необходимо также совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства на местном уровне. Конкретными мерами по развитию малого бизнеса на местном уровне и созданию благоприятного предпринимательского климата могут являться:
— проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории муниципального образования;
— организация фонда нежилых помещений в муниципальных образованиях для размещения субъектов малого предпринимательства;
— предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы);
— оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения;
— создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях;
— продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий;
— помощь в установлении деловых контактов, внешнеэкономических связей;
— формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования;
— открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий.
Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д [3].
Особую проблему в создании эффективно действующего механизма поддержки малого и среднего бизнеса представляет его комплексность. Важным для бизнеса является получение всех необходимых консультаций и услуг в режиме «одного окна». Во многом решению этой проблемы способствовало внедрение на региональном и муниципальном уровне проекта «МФЦ для бизнеса».
В целях повышения доступности получения государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо разработать концепцию организации деятельности МФЦ, ориентированную на взаимодействие с представителями бизнес-сообщества.
Комплексный подход к оказанию услуг в сфере предпринимательства должен включать в себя не только предоставление государственных и муниципальных, но и сопутствующих услуг. Так, в окнах МФЦ может быть организовано предоставление таких услуг как:
— оказание консультационной поддержки (в части создания бизнеса — регистрация, системы налогообложения, ОКВЭД, лицензирование, памятка по проверкам контролирующих органов);
— организация возможности комплексного получения услуг в рамках жизненной ситуации «Открытие своего дела»;
— оказание юридических услуг (консультирование по вопросам правового характера, составление проектов правоустанавливающих документов (уставы, протоколы, решения, заявления);
— составление бизнес-планов и технико-экономических обоснований;
— предоставление услуг коммерческих банков в части оформления заявок на заключение кредитных договоров, открытие расчетного счета, платежные переводы, кредиты.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в Мордовии сформирован большой потенциал развития малого предпринимательства, создана система мер поддержки малого бизнеса. Важную роль играет развитие малого инновационного предпринимательства, поэтому важно закладывать основы эффективной структуры экономики с наличием высокотехнологичных наукоемких отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Необходимо продолжать проведение последовательной политики по поддержке малого бизнеса, основанной на потребностях предпринимательского сектора и целях государства и региона в данной области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глинский В. В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В. В. Глинский, Л. К. Серга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 19. – С. 2 – 8.
Зубова Л. Г. Малое инновационное предпринимательство в ведущих российских университетах: состояние и факторы различия / Л. Г.Зубова, О. Н. Андреева, О. А. Антропова // Инновации. – 2013. – № 6. – С. 54–63.
Кузнецова А. Ю. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия / А. Ю. Кузнецова, Н. В. Девятаева // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 175 – 177.
Источник: scienceforum.ru
Проблемы развития малого бизнеса в республике
В статье актуализируется роль и значение малого бизнеса для устойчивого развития сельских муниципальных образований нашей страны. Показано стратегическое значение субъектов малого бизнеса в действующей системе сельских территорий с учетом имеющихся производственных связей, реализуемого потенциала, определенного вклада в достижение продовольственной самообеспеченности сельского и городского населения основными продуктами питания.
Рассмотрены современные направления развития малого бизнеса в сельской местности региона на примере Башкортостана и определен вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в общем региональном объеме производства агропродовольственной продукции. Авторами выделены ключевые проблемы функционирования субъектов малого предпринимательства в сельской местности региона. Подчеркивается необходимость поддержки местными властями «стартующего» малого бизнеса в сельской местности. Резюмируется возможность активизации процессов стратегического партнерства между органами муниципального управления, сельскими предпринимателями и фермерами.
сельское предпринимательство
малый бизнес
агробизнес
сельские территориальные образования
сельская местность
1. Аренс Х.Д., Галиев Р.Р. Реалии и перспективы трансформированного сельского хозяйства Восточной Германии // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2017. № 4 (44). С. 128-132.
2. Lukyanova M.T., Kovshov V.A., Galin Z.A., Zalilova Z.A., Stovba E.V. Scenario method of strategic planning and forecasting the development of the rural economy in agricultural complex. Scientifica. 2020. Vol. 2020.
P. 9124641.
3. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. 2012. № 7 (31). С. 153-163.
4. Хайнц Д.А., Галиев Р.Р. Продовольственное самообеспечение России: аспекты полезности и издержек // Проблемы прогнозирования. 2021. № 5 (188). С. 162-172.
5. Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Оценка факторов воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 11. С. 89-91.
6. Гусманов Р.У., Низомов С.С. Обеспечение продовольственной безопасности региона на фоне принятых санкций и политики импортозамещения // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 55-58.
7. Алпатов А.В., Ловчикова Е.И. Управление рисками для целей эффективного экономического развития субъектов агробизнеса // Вестник аграрной науки. 2022. № 2 (95). С. 79-90.
8. Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Фермеры неполной занятости: детерминанты возникновения и субъективное равновесие // Российский электронный научный журнал. 2018. № 1 (27). С. 47-61.
9. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 5 (383). С. 32-35.
10. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303.
11. Стовба Е.В. Применение методов кластерного анализа при разработке стратегии развития сельских территорий (на примере Республики Башкортостан) // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 233-237.
12. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2021. 72 с.
13. Аренс Х.Д., Галиев Р.Р. Жизнеспособность фермерских домохозяйств в России: теоретические подходы и практические выводы // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3 (174). С. 65-79.
14. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Низомов С.С. Состояние зернового хозяйства в регионе и пути повышения эффективности производства зерна // Агропродовольственная политика России. 2016. № 9 (60). С. 23-25.
15. Мирошниченко Т.А. Повышение финансовой инклюзии для малого агробизнеса как фактор устойчивого развития сельских территорий // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28. № 5. С. 93-100.
16. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. М.: Издательство «Перо», 2012. 155 с.
Введение
На современном этапе эффективное развитие субъектов малого бизнеса как основополагающего базиса функционирования сельских территорий является одной из основных стратегических целей аграрной политики, проводимой правительством нашей страны. Необходимо констатировать, что в сложившихся условиях пандемии коронавируса Covid-2019 малый бизнес оказался одним наиболее пострадавших экономических сегментов, и его государственная поддержка приобретает еще более важное и актуальное значение, чем в стабильное время экономического развития.
Проводимое реформирование системы местного самоуправления предъявляет особые требования к формированию экономической самодостаточности сельских территорий и обуславливает создание позитивных предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и принимаются различные программы, направленные на решение проблем развития сельского предпринимательства и поддержки предприятий малого бизнеса. Для реализации соответствующих проектов выделяются конкретные объемы финансовых ресурсов, однако в процессе межбюджетного перераспределения определенная часть трансфертов «теряется» и целый ряд сельских муниципалитетов «недополучает» необходимый объем бюджетных средств.
Мировой опыт свидетельствует, что на нижних иерархических уровнях управления (особенно на уровне сельских поселений и муниципальных образований) укреплению экономической базы местного самоуправления призван служить именно малый бизнес [1]. Также следует отметить, что непосредственно на муниципальном уровне происходит взаимодействие бизнеса и власти и именно на нижних иерархических уровнях управления необходимо решать проблемы, препятствующие развитию сельского предпринимательства.
Безусловно, органы местного самоуправления должны способствовать развитию и поддержке этого важнейшего сектора экономики, как наименее защищенного от воздействий внешней среды или внешнего окружения. При этом определенную озабоченность вызывает формирование экономической среды сельских территорий, и, в частности, развитие агробизнеса, фермерства современное состояние которого может являться источником образования различных кризисных явлений социальной направленности [2].
Фактически действующая система организации управленческих структур актуализирует разработку и внедрение эффективного механизма взаимодействия власти и предпринимательских кругов, прежде всего, на уровне «сельская территория – сельское поселение». В общем формате применение данного механизма должно ознаменовать поворот от схемы противостояния между властными структурами и малым бизнесом, к формированию позитивной модели сотрудничества и конструктивного диалога.
На наш взгляд, сегодня объективно необходим поиск драйверов экономического роста отдельных отраслей сельского хозяйства и создание «точек роста» развития среди всей совокупности экономических субъектов, функционирующих на региональном рынке агропродовольственной продукции, в том числе и субъектов агробизнеса [3, 4]. В то же время стратегическое значение субъектов малого бизнеса обусловлено их местом в действующей системе сельских территорий с учетом имеющихся производственных связей, реализуемого потенциала, определенного вклада в достижение продовольственной самообеспеченности населения основными продуктами питания [5, 6].
Материалы и методы исследования
Методологическим базисом настоящего исследования являлось применение системного подхода к оценке современного состояния и развития субъектов малого бизнеса в сельской местности Башкортостана. Теоретико-методологической основой исследования выступали современные публикации отечественных ученых, посвященных проблематике функционирования субъектов малого бизнеса, сельского предпринимательства, агробизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и их партнерскому взаимодействию с местными властями, управленческими структурами сельских муниципалитетов [7, 8].
Современными исследователями рассматриваются различные методы, разработки и информационные технологии, призванные оказывать поддержку развития малого предпринимательства [9]. К их числу, например, относятся: льготное налогообложение, предоставление субсидий и кредитов, создание фондов развития малого бизнеса, организация бизнес-инкубаторов [10, 11]. Действительно, вышеперечисленные механизмы номинально призваны решить многие проблемы предпринимателей сельских территорий и поселений, однако при этом возникает актуальный вопрос: как использовать данные инструменты в условиях преимущественной дефицитности бюджетов сельских муниципалитетов?
На наш взгляд, одной из эффективных форм финансовой поддержки сельского предпринимательства может считаться предоставление муниципального обеспечения по обязательствам хозяйствующих субъектов за счет местного бюджета. Однако данный механизм приемлем для самодостаточных муниципальных образований, да и то используется в ограниченной форме, вследствие наличия потенциально высокого риска. По нашему мнению, создание муниципальных фондов поддержки малого бизнеса за счет местного бюджета без поддержки бюджетов верхних уровней для большинства сельских муниципалитетов Башкортостана представляется маловероятным.
При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать определенные льготы по уплате ограниченного числа местных налогов. Таким образом, предоставление налоговых льгот существенно снижает величину налоговых поступлений в местные бюджеты сельских муниципальных образований и, соответственно, органы местного самоуправления в большинстве случаев стараются не практиковать использование данного инструмента формирования доходной части бюджета.
Результаты исследования и их обсуждение
Следует подчеркнуть, что проводимая до настоящего времени политика, ориентированная на сохранение в сельских территориях производственного потенциала агроорганизаций, как правило, не имела значительного успеха, так как эти предприятия в условиях становления рыночной среды и формирования конкуренции резко снижали эффективность своей деятельности и переходили в разряд убыточных. В итоге большинство предприятий сельской местности, не имеющих жизнеобеспечивающего значения для муниципального образования, фактически прекращали свое существование, или же трансформировались в частный сектор, представленный в экономике преимущественно малым бизнесом.
В настоящее время на уровне сельских территорий республики наряду с развитием торгового бизнеса наметились позитивные тенденции формирования частной производственной предпринимательской среды, крестьянских (фермерских) хозяйств, следствием чего является определенное укрепление позиций агробизнеса. Так, например, необходимо отметить повышение удельного веса крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х) в региональном объеме производства продукции сельского хозяйства за последние годы (рис. 1).
Согласно статистическим данным удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продуктов растениеводства Башкортостана составляет: для зерна 35 %, для сахарной свеклы – 19 %, для подсолнечника – 32 % (рис. 2).
В 2020 г. при сопоставлении с 2019 г. наблюдается рост объемов производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами таких видов сельскохозяйственной продукции как зерно, молоко и мед. В то же время данной категорией хозяйств допущено снижение объемов производства сахарной свеклы, масличных культур и шерсти (рис. 3, 4).
На наш взгляд, важнейшая задача органов местной власти в контексте реализации муниципальной реформы выражается в формировании условий для позитивных тенденций развития агробизнеса. Следовательно, одним из самых эффективных способов решения задачи по расширению экономической базы местного самоуправления является развитие малого предпринимательства на территории конкретных сельских муниципальных образований Башкортостана.
Рис. 1. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции хозяйств всех категорий Башкортостана в 2015-2020 гг., % [12]
Рис. 2. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства зерна, сахарной свеклы и подсолнечника хозяйств всех категорий Башкортостана, % [12]
Рис. 3. Динамика производства отдельных видов продукции растениеводства К(Ф)Х, т [12]
Рис. 4. Динамика производства отдельных видов продукции животноводства К(Ф)Х, т [12]
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления сельских территорий решают большой круг актуальных задач как экономического, так и социального характера посредством развития малого предпринимательства на своей территории, и, формируя те позитивные предпосылки развития, при которых агробизнес стремится к расширению и диверсификации аграрного производства, созданию новых рабочих мест, развитию производственной и социальной инфраструктуры, росту благосостояния сельского населения [13]. При формировании положительных условий развития малый бизнес с учетом незначительных затрат со стороны органов местного самоуправления способен решать задачи не только экономического, но и социального плана. Становление инновационной хозяйственной структуры сельских территорий на основе частного предпринимательства в условиях местного самоуправления является одним из возможных решений, позволяющих преодолеть негативные тенденции развития отдельных сельских муниципальных образований республики [14,15].
Следует отметить, что эффективное функционирование муниципальных образований, качественное выполнение муниципальными органами управления своих полномочий невозможно без формирования качественно новой сельской экономики. Однако успешному развитию предпринимательства и малого бизнеса в пределах сельских территорий и поселений препятствует большое количество проблем, значительная часть которых носит специфический характер именно для данного иерархического уровня управления (рис. 5).
Недостаточный практический интерес крупных инвесторов к экономике целого ряда сельских территорий определяет, что в функциональной структуре поселений Башкортостана могут превалировать небольшие предприятия, имеющие в основном местное или локальное значение.
Рис. 5. Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в сельской местности региона
Ключевым моментом в настоящих экономических условиях является соблюдение конкретных условий и ограничений, при реализации которых органы местного самоуправления не должны поддаваться влиянию сформированных бизнес-структур, определяющих, по сути, функциональную зависимость местной власти от малых предприятий. В то же время пассивность самого сельского бизнес-сообщества должна стать предметом пристального внимания местной власти.
Органам местного самоуправления необходимо стремится к тому, чтобы на рассматриваемой территории были сформированы малые предприятия, ориентированные на региональный рынок. Если в пределах сельской территории подобные малые предприятия уже образованы и успешно функционируют, то административные структуры сельских поселений должны сосредоточить свое внимание на их информационной поддержке.
Однако если на уровне сельских территорий эти предприятия еще не сформировались, то необходимо на основе использования современных методов моделирования и прогнозирования дальнейшего развития сельских муниципальных образований определить наиболее перспективные предпринимательские структуры, которые могут стать своеобразными «точками роста» и сосредоточить особое внимание на их становлении, тем самым, формируя благоприятную среду для бизнес–сообщества [16]. Данные предприятия должны составить своеобразный каркас экономики сельских территорий, вокруг которого будет формироваться основная предпринимательская среда. Ключевым моментом в настоящих экономических условиях является соблюдение условий, при которых органы местного самоуправления не должны поддаваться влиянию сформированных бизнес-структур, определяющих, по сути, функциональную зависимость местной власти от малых предприятий.
Выводы
Важно подчеркнуть, что представители малого бизнеса, в том числе позиционирующие себя как стейкхолдеры непосредственно в сельской местности должны осознавать, что предпринимательство – это не только определенная структура, направленная только на систематическое получение прибыли, но и часть системы, которая именуется местным сообществом. Более того, малый бизнес является наиболее активным элементом этой системы и сельские предприниматели по определению не могут самоустраниться от деятельности местного сообщества.
Необходимо резюмировать, что в современных условиях местными властями должна осуществляться поддержка «стартующего» бизнеса в сельской местности. Ведь на этой начальной стадии предприниматель является наиболее уязвимым и в то же время у органов власти имеются возможности оказания реальной помощи малому бизнесу, например, поддержка в регистрации (открытии) предприятия, информационный консалтинг.
Безусловно, государственная поддержка малого бизнеса имеет стратегическое значение для функционирования сельских территорий. В то же время активная помощь бизнеса в решении социальных задач на селе должна сопровождаться не методами элементарного директивного давления муниципальных управленческих структур, а с помощью поиска компромиссных вариантов, что, в свою очередь, невозможно без взаимного и встречного движения административных и предпринимательских структур.
Развитие стратегической ситуации, при которой малый бизнес на уровне сельских территорий и поселений начнет занимать серьезные позиции, оказывая решающее влияние на существующую социально-экономическую ситуацию, предполагает формирование предпосылок реального, а не декларируемого партнерства в отношениях сельского предпринимательства и органов местной власти. Все это, в конечном итоге, будет способствовать достижению важнейшим целям устойчивого развития сельских муниципальных районов Республики Башкортостан, а именно: эффективному обеспечению жителей на селе комфортными условиями проживания, полноценному доступу ко всему спектру социальных услуг, повышению уровня и качества жизни сельского населения.
Источник: vaael.ru