Проблемы развития малого бизнеса в России статья

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

ShonanovA.A. Saint-Petersburg Institute of Humanities, Russia

Modern problems of small and medium business in Russia

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.

В данной статье мы акцентируем внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.[2]

Внешняя среда для предприятий имеет важное значение[1]:

1. как источник ресурсов;

2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие

3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая — это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая — формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.[1]

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

— в способах разделения труда;

— распределения прав и ответственности;

— проведения маркетинговой политики;

— налаживания финансовых потоков на предприятии;

— получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России — формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.[5]

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.[6]

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Академии народного хозяйства при правительстве РФ), вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.[5]

На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник — это самое опасное, что может быть для бизнеса».[5]

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.[5]

Читайте также:  Производство пенобетона как бизнес

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях. [6]

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства

Библиографический список 1. Б.М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б.М. Маклярский. — М.: Международные отношения, 2001, 304 с. 2. Л.Н.

Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 — 67 3. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с. 4. А.Г. Зельднер, И.Ю.

Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. — М.: Наука, 2003, 214 с. 5. З.И. Калугина.

Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 — 127 6. Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В.

Бутова, М.В. Ерхов. — М.: Маросейка, 2007, 192 с.

1. B.M Maklyarsky. Russia’s economy. Textbook / BM Maklyarsky. — Moscow: International Relations, 2001, 304 p. 2. L.N Nikitin, M.I Hudilaynen. Becoming a small business in Russia / / Innovations, № 9, 2006, p. 63 — 67 3. A.I Arkhipov, A.K Bolshakov. Economy / A.I Arkhipov. — Moscow: TC Welby, Publisher Avenue, 2006, 840 p. 4. A.G Zeldner, I.U Vaslavsky, V.K Yuzhelevsky. State and Economy: Growth Factors / A.G Zeldner, I.U Vaslavsky, V.K Yuzhelevsky. — Moscow: Nauka, 2003, 214 p.

5.Z.I Kalugin. Big problems of small business Siberia / / IVF. Economics and Industrial Engineering, № 2, 2006, p. 105 — 127 6. T.V Butovo, M.V Erkhov. Government and business in modern society / T.V Butovo, M.V Erkhov. — Moscow: Maroseyka, 2007, 192 p.

Источник: be5.biz

Статья «Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России»

Актуальность выбранной темы определена высокой значимостью малого и среднего бизнеса в рыночной экономике. Особенно сейчас, когда западные страны ввели политические и экономические санкции в отношении России. И ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции, ограничен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России»»

Щепихина Г.И. преподаватель

ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Актуальность выбранной темы определена высокой значимостью малого и среднего бизнеса в рыночной экономике. Особенно сейчас, когда западные страны ввели политические и экономические санкции в отношении России. И ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции, ограничен.

Малый и средний бизнес помогает решать проблемы, связанные с занятостью населения, он повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, способствует внедрению инноваций, которые потом служат всему обществу, а также является источником постоянных отчислений в бюджет (налогов).

В настоящее время, как никогда, поддержка малого бизнеса необходима, т.к. он является залогом к развитию экономики страны, а, следовательно, и росту ее международного престижа.

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 23,6% сейчас). Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60% – 70% ВВП.

Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 25% сейчас). К примеру, в странах ЕС малый и средний бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике. Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 39% от всех малых и средних предприятий. 20% предприятий заняты в сфере услуг, 12% – строительные компании, 10 % предприятий составляют обрабатывающие производства, 6% — транспорт и связь, 13% — прочее. [2]

Каковы же итоги минувшего 2014 года в сфере малого и среднего предпринимательства в России?

6,12 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня работают в России. Из них 2,5 миллиона предприятий и 3,62 миллиона индивидуальных предпринимателей.

36,51 миллиарда рублей бюджетных ассигнований и 25 миллиардов рублей государственных гарантий было в 2014 году выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета.

В России очень сложно заниматься малым и средним бизнесом. Для этого необходимо большое количество ресурсов, готовность ко всем возможным трудностям и очень хорошее знание своего дела.

Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит квалифицированных кадров. В 2013 году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 68% представителей, занятых в малом и среднем бизнесе; в 2014 году — уже 72%. [6] Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая — относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Значимой в настоящее время является тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы + подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах».

Для сравнения: в Казахстане налоги существенно ниже. Например, налог с оборота, взимаемый при упрощённой системе налогообложения, в Казахстане 3%, в России 6%. НДС: в России 18% — в Казахстане 12%. Все налоги с зарплаты: в России 43%, в Казахстане 24%. (Налог на прибыль одинаковый – по 20%).

Наиболее проблемными аспектами развития деловой среды в России являются высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Молодым предпринимателям требуется существенная финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса — закупку новых товаров или оснащение производства.

Читайте также:  Может ли муниципальный депутат заниматься бизнесом

Вообще уровень кредитования российскими банками частного сектора в два раза ниже, чем за рубежом. Главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам.

В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).

Для преодоления вышесказанной проблемы следует:

— развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса, упростить процедуру получения таких кредитов;

— обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий;

— предоставлять при получении таких государственных кредитов льготы для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю.

Еще одна немаловажная проблема малых и средних предприятий — это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний. Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Чтобы воплотить все в реальность, необходимо, в первую очередь, увеличить спрос на товары и услуги малого бизнеса, ведь если рассмотреть вопрос объективно, то малый бизнес может производить огромную номенклатуру товаров, работ и услуг.

Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции.

Засилье крупных торговых сетей – еще одна преграда для развития МСП. Засилье торговых сетей ведёт к разорению малого и среднего бизнеса. При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам Роспотребнадзора, действующим не оперативно.

— усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями;

— вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.

Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. Для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими.

Постоянный рост цен на электроэнергию, сложная и запутанная система получения технических условий на подключение к электросетям. Эти проблемы можно преодолеть с помощью таких мер, как:

— снизить тарифы на электроэнергию и на подключение к электросетям;

— обеспечить прозрачность и доступность информации о наличии свободных мощностей и возможных точках подключения;

— выработать и законодательно закрепить прозрачный и понятный юридический механизм, который гарантировал бы частным инвесторам получение энергетических мощностей в обмен на соответствующие инвестиции в строительство энергосетей и подстанций.

Другой преградой малого и среднего бизнеса являются административные барьеры. Однако исследование выяснило, что в основном это касается новых предприятий.

Рассмотрев вышеперечисленные проблемы развития малого и среднего предпринимательства , следует отметить, что главная роль в их предотвращении принадлежит государству: должны действовать различные льготы, стажировки, гранты, , субсидии, возможность обучения. Однако нужно подчеркнуть, что решение проблем предпринимательства не может быть «игрой в одни ворота».

Да, конечно, государство должно перестроить систему образования под нужды реальной экономики, но и бизнес должен четко сформулировать свои требования к качеству знаний специалистов и количеству выпускников, которые будут трудоустроены. Власть обязана прислушаться к предпринимателям и снизить страховые взносы, но и предприниматели, в свою очередь, должны повысить зарплаты работникам и платить ее «в белую». То же самое и с доступностью финансовых услуг: пока бизнес не захочет выйти из тени и показать свои реальные доходы – банки вряд ли станут охотнее его кредитовать. И все усилия государства здесь окажутся бессмысленными. Говоря образно, «Если пас никто не принимает – мяч окажется в ауте».

1. «Российская Бизнес-газета» №882 (4). Задержка в развитии. Елена Березина

2. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России. http://zakupki-tendery.ru/articles/item/4-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii

3. «Российская Бизнес-газета» №922 (44). Успешные компании надо выращивать. Елена Шмелева.

4. Россия добивает малый и средний бизнес. http://novosti-n.org/ukraine/read/50241.html

5. Исследование: в России 5,75% трудоспособного населения являются предпринимателями. Экономика и бизнес. http://itar-tass.com/

6. «Российская Бизнес-газета» №876 (47). Ожидается потепление. Елена Шмелева

Источник: kopilkaurokov.ru

Проблемы развития малого бизнеса в россии статья

Суть работы заключается в изучении проблемных вопросов в области малого бизнеса и выявление современного этапа его развития. Также в статье авторами акцентируется внимание на проблемы в данной области, предлагаются направления, характеризующие стабильное развития малого бизнеса в России. Дается оценка проводимым со стороны государства действиям, направленным на пресечение неблагоприятных тенденций развития. Проведен анализ в области численности предприятий и их распределения по видам экономической деятельности, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Авторы предприняли попытку показать, что проводится не совсем эффективная политика развития в данной области и предложили пути роста развития малого бизнеса в России.

приватизация
бизнес-цикл
комплексная поддержка
предпринимательство
развитие инфраструктуры
инвестиционные ресурсы

1. Каирова Ф.А., Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б Ориентиры предпринимательства в современной России [Текст] / Ф.А.Каирова,И.Л.Валиева,Е.Б. Гогицаева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Сборник материалов ХIV Международной научно-практической конференции Новосибирск, 3 октября 2014 г. №14

2. Каирова Ф.А., А.А. Саркисян, С.Ш. Алиева Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Ф.А.Каирова, А.А. Саркисян, С.Ш. Алиева // Современные концепции научных исследований», №6,ч.1, 2014, материалы IV международной научно – практической конференции, Москва, 26–27 сентября.

3. Лазарова Л.Б., Пухаева А.А., Шанаев Г.Т. Проблемы развития предпринимательства в Республике Северная Осетия – Алания [Текст] / Л.Б.Лазарова,А.А.Пухаева, Г.Т. Шанаев// Российское предпринимательство. – 2014. – № 16 (262). – С. 41-48.

4. Пухаева А.А., Лазарова Л.Б. Анализ финансов домохозяйств [Текст] / А.А.Пухаева,Л.Б. Лазарова// Экономика и управление в 21 веке: тенденции развития. – 2014. – № 17. – С. 101-108.

5. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – URL: www.gks.ru(дата обращения: 19.10.2014).

Сейчас малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируется, и принято много мер, в числе которых следует отметить такие, как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Однако все это не привело к необходимым изменениям в экономике и значительному увеличению количества малых и средних предприятий в ней.

В развитых странах малое предпринимательство сегодня играет важную роль в экономике: малые предприятия производят основную часть валового внутреннего продукта во многих промышленно развитых странах (до 70% в среднем по странам ЕС, 61 % – в Японии, 40 % – в США); обеспечивают работой большинство трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78 % – в Японии, 75,3 % – в Южной Корее, 73 % – в Италии, 54 % – во Франции и в США); в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу; малое предпринимательство способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.Стабилизирующая роль малого предпринимательства в экономическом развитии государства подтверждается мировым опытом. Процессы становления малого бизнеса, наряду с такими общепризнанными факторами, как повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности, внедрение инновационных продуктов играют важную роль при формировании среднего класса и способствуют политической и экономической стабильности государства. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений выхода России из социально-экономического кризиса, так как способствует решению ряда важных задач, таких как формирование рыночной инфраструктуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; увеличению налоговых поступлений в различные уровни бюджетов; укреплению деловой этики, накоплению опыта передовых технологий по управлению хозяйственными единицами в различных отраслях экономики.

Читайте также:  Роль малого бизнеса в экономике оренбургской области

В настоящее время одной из проблем, с которой сталкиваются малые предприятия, является развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Крупные предприятия имеют возможность создать инфраструктуру самостоятельно: формируют учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру – подъездные пути, инженерные сети, открывают представительства и торговые точки, сотрудничают с коммерческими банками как внутри страны, так и зарубежом, имеют в своем распоряжении социальные объекты для своих служащих. Малое предпринимательство в силу сложных экономических проблем на этапе становления не можетсамостоятельно создать инфраструктуру такого уровня. Но правила в рыночных условиях хозяйствования одинаковы для всех. Следовательно, для успешного продвижения своей продукции руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у высококвалифицированного юриста, экономиста, заказать маркетинговое исследование, иметь возможность продвижения товаров и услуг как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Исходя из вышесказанного, следует, что в регионах должны быть созданы условия по формированию инфраструктурыпо поддержке малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы в этом направлении ведется большая работа, без системной государственной поддержки и, прежде всего, органов местного самоуправления комплексная и эффективная поддержка малого бизнеса невозможна.

В период становления предпринимательства необходимо было создать соответствующую законодательную базу. Начиная с 1988 года, в этом направлении велась активная работа, и последовательно были рассмотрены и введены законы «О кооперации в СССР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», «О торгово-промышленных палатах».

Был принят Указ Президента РФ от 30.02.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации». Бесспорно, позитивное значение для развития малого бизнеса имели постановления союзного правительства от 08.08.90 г. № 790, а также постановление Правительства России от 18.07.91 г. № 406. В данных правовых актах было четко сформировано понятие малых предприятий на основании показателей предельной численности занятых; предусмотрена возможность установления для них налоговых преференций, возможность применения механизмов ускоренной амортизации основных средств, гарантии государственной поддержки. Бюджетные средства направлялись в фонды финансовой поддержки малых предприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения составили:

для микропредприятий – 60 млн рублей;

для малых предприятий –400 млн рублей.

Работа в этом направлении продолжается, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ в 2014 году субсидии из бюджета на поддержку малого бизнеса составили 21 млрд рублей.

Расширению рынка сбыта для малых и средних предприятий способствует принятый Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно принятому закону 15 % от закупок будет приходиться на специализированные торги для малого бизнеса.

В европейских странах малый бизнес составляет около 50 % ВВП, в России аналогичный показатель находится на уровне 20% ВВП.

На 01.01.2014 года количество микропредприятий составило 1828,6 тыс. единиц, малых предприятий 234,5 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей 2629,8 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 6452,3 тыс. человек, с оборотом 15680,3 млрдрублей.

Согласно рисункам 1 и 2 наибольшее колчестсво предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (30%).

Рис.1. Число предприятий и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г. (тыс.ед.)

Рис.2. Число предаприятий и их распределение по видам экономической деятельностина 01.01. 2013г.(%)

Рис. 3.Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по Федеральным округам Российской Федерации на 01.01. 2013г.

Рис. 4. Количество зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек на 01.01.2013г.

Слабо задействованный потенциал малых предприятий характерен для Северо-Кавказского Федерального округа. Так, данный округ стоит на последнем месте по показателю среднесписочной численности занятых и производительности труда на малых предприятиях на одного занятого, по объему инвестиций в основной капитал. По количеству зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек данный округ также находится на последнем месте. Для стимулирования инвестиционных потоков в малый бизнес и совершенствования механизма финансовой поддержки малого предпринимательства должно стать не прямое кредитование субъектов малого бизнеса, а компенсации части сумм процентов по кредитам коммерческим банкам и иным финансово-кредитным структурам.

Если анализировать проблемы развития малого бизнеса за 2014 год, то можно сделать следующие выводы: в целом отмечается падение инвестиций в основной капитал, высокий уровень процентных ставок, сокращение количества индивидуальных предпринимателей.

Распыленность имеющихся инвестиционных ресурсов, отсутствие информационной базы о перспективных и высокодоходных направлениях инвестиционных вложений, является серьезным препятствием на пути роста малого бизнеса в России.

Для развития малого бизнеса необходимо:

-снизить процентные ставки по кредитам;

-создать условия для продвижения на рынок товаров и услуг;

— снизить уровень налогообложения;

-снизить уровень коррупции;

— создать гарантийный механизм кредитно-инвестиционной поддержки малых и средних предприятий.

В России на малое предпринимательство возложены стратегические задачи в качестве важного направления модернизации экономики и общества – в перспективе представлять не менее половины рабочих мест, стать сектором интеллектуального и творческого труда, интегрироваться в глобальный рынок, экспортируя свои продукты и услуги.

Однако институциональные преобразования в российском обществе в последние двадцать лет, осуществлявшиеся в русле неолиберальной политики и с упованием на «невидимую руку рынка», привели к тому, что малый бизнес как один из значимых институтов рыночной экономики не оправдал надежд, на него возлагавшихся.
Современный отечественный малый бизнес занимает весьма неоднозначное место в современном российском обществе. При всем формально положительном отношении населения к малому бизнесу, он имеет незначительную социальную базу для своего развития, так как предпринимательский потенциал россиян является крайне низким. В совокупности с неблагоприятной институциональной средой российский малый бизнес находится на грани стагнации, которая, очевидно, наступит по мере реализации стратегии пенсионной системы России, которая особо тяжело отразится на индивидуальных предпринимателях, составляющих большинство в малом бизнесе страны.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Менеджмент» ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Гуриева Л.К.,д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), г. Владикавказ.

Источник: science-education.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин