Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Беларуси

В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:

  • — право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
  • — защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
  • — научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • — страхование предпринимательского риска;
  • — запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства имеет свои эффективные формы, которые широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это — Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

В Беларуси утвердили новую стратегию развития малого и среднего бизнеса

Субъектами инфраструктуры являются:

  • 1 центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.
  • 2 инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

  • — отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
  • — средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
  • — ассигнований из республиканского бюджета;
  • — банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;
  • — иных поступлений и доходов.
  • — финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;
  • — финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;
  • — установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малого предпринимательства:

  • — финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • — имущество на условиях лизинга;
  • — гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.

В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи — до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат — при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита — от 30 дней до 12 месяцев, лизинга — от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая.

Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии — до 3 лет.

Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, исследования показали, что в последнее время в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации условий экономической деятельности, принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, упразднение необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008-2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформы прошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, инфраструктуры.

Очередное исследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса — 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. [16]

Читайте также:  Что такое роял бизнес

Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.

Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве.

С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия.

Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги.

Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.

В целях стимулирования экспорта белорусских товаров правительство пошло на диалог с частным бизнесом, предлагая ему льготные условия по реализации белорусских товаров на внешних рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указ президента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий льготы при экспорте белорусских товаров индивидуальным предпринимателям.

Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.

Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.

Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса — создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).

И, тем не менее, принятые меры за 2008 ? 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • — формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  • — создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • — введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
  • — лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
  • — поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • — организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • — реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
  • — организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Таким образом, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.

Источник: studwood.net

2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления в Беларуси

Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. История развития малого предпринимательства в республике Беларусь насчитывает почти 19 лет. За это период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур (Приложение 4).

Таблица 2. Периоды развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Период развития субъектов малого предпринимательства

1. Период (1988–1991 гг.)

перестроечных процессов в экономике Советского Союза, как этап становления субъектов малого предпринимательства.

Читайте также:  Сгорел бизнес что делать

Субъекты малого предпринимательства вы-

ступали в экономике Беларуси в качестве

кооперативов, где основой являлся принцип:

коллективного самоуправления. В связи со:

льготами предоставляемым данным субъек-:

там союзным законодательством, а также с|

возможностью получения большого дохода: посредством посреднической деятельности,!

разницей между фиксированной ценой госу-: дарственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост предста-] вителей кооперативного движения. Данное; положение не способствовало развитию ре-:

ального сектора экономики Республики Бе-

ларусь, подрывало устойчивость денежно-

кредитной системы страны, а самое главное

не оправдывало ожиданий возложенных на!

данных субъектов как реформаторов эконо-!

2. Период (1992–1995 гг.);

в нормативно-правовом неадаптированном поле.

Бурный рост количества субъектов малого:

предпринимательства без долгосрочных!

программ развития. Данные субъекты при-

обретают некоторую самостоятельность от

государственных структур. Происходит:

ужесточение налогового пресса без учёта

специфики малого предпринимательства,:

следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику»

3. Период (1996–1998 гг.) Деятельность субъектов малого предпринимательства в период формирования нормативно- правового законодательства ориентированного на их специфику.

Период попыток адаптации нормативно- правовой базы к потребностям субъектов малого предпринимательства. Формируется «вертикаль», призванная к координации деятельности всех государственных структур, ответственных за развитие субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является не адаптация нормативно-правового законодательства для данных субъектов, а периодическое изменен ние подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимай тельства, на существующую в Республике Беларусь налоговую систему, которая требует реформирования.

4. Период (1998 г. – по настоящее время) деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках жёсткого государственного регулирования.

Данный период можно охарактеризовать как «разрастание» органов государственного; управления, призванных к проведению раз личного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Нескоординированность действий государственных органов, ужесточение налогового законодательства, бессистемность принимаемых правовых документов приводит к уменьшению стимулов предпринимательской деятельности. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.

Примечание. Источник: собственная разработка

Помимо исторических этапов, малое предпринимательство в период становления и развития проходит этапы организационного характера, такие как этап создания; этап развития; этап выхода на рынок и развитие производства; этап роста; этап консолидации. Данным этапам соответствует ряд мероприятий, проводимых предпринимателями, причём у каждого этапа присутствует свой набор проблем.

Источник: studfile.net

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Основные проблемы развития малого предпринимательства в Беларуси и пути их решения

Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь», подготовленный в развитие Директивы №4. В течение месяца с 27 марта по 25 апреля 2015 года документ был размещен на сайте Министерства экономики для проведения публичных консультаций и общественного обсуждения.

Высокая стоимость кредитных ресурсов является сегодня одной из насущных проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства и в значительной мере препятствует становлению и развитию бизнеса. В связи с этим программой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено выделение финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, а также субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление льготных кредитов за счет средств местных бюджетов.

В 2014 году Банком развития начата программа по предоставлению кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется через 10 банков-партнеров. При этом размер процентной ставки по данной кредитной линии максимально приближен к ставке рефинансирования, что, разумеется, существенно ниже стандартной ставки по кредитам, предлагаемой субъектам малого и среднего предпринимательства другими коммерческими банками [14].

В 2014 году финансовая поддержка по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства была оказана 47 субъектам малого предпринимательства на сумму порядка 13 млрд руб. В целом банками по стране предоставлены льготные кредиты 36 субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет средств местных бюджетов на сумму 39,5 млрд.руб., за счет средств Банка развития на сумму 90 млрд.руб. В первом квартале нынешнего года Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства профинансировано 12 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Банком развития 35 проектов, общая сумма кредитных ресурсов составила около 31 млрд руб.

В настоящее время представители бизнес-сообщества выступают с инициативой о создании специальных институтов финансовой помощи по продвижению интересов малого и среднего бизнеса, который в условиях Единого экономического пространства не сможет полноценно сотрудничать с российским бизнесом, так как он в основном уже представлен крупными финансово-промышленными группами.

В настоящее время микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с указом от 30 июня 2014 года №325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций». С начала этого года деятельность по регулярному предоставлению займов осуществляется только микрофинансовыми организациями, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и фонды. В целях совершенствования деятельности обществ взаимного финансирования МСП Министерство экономики совместно с заинтересованными разработало изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в соответствующее постановление Совета Министров, которые направлены на формирование прозрачных механизмов создания этих обществ, состава, компетенции органов управления и контроля с целью наибольшего привлечения МСП [14].

Что касается той инициативы, то действительно, в Министерство экономики, в том числе был представлен проект, который был направлен на развитие микрофинансирования в Беларуси. В настоящее время его изучают. Также он был направлен в Национальный банк в структуру, которая является компетентным экспертом в этой сфере деятельности. У заявителей есть информация о ситуации с рассмотрением этого проекта и его продвижением.

Читайте также:  Таксопарк в Москве как бизнес

Еще одной проблемой малого бизнеса в Республике Беларусь является низкая информированность.

Сегодня субъектам хозяйствования не хватает определенных знаний, чтобы грамотно воспользоваться возможностью получения финансовой поддержки.

Развитие консультационной поддержки подразумевает возможность создания сети кредитных консультантов, которые будут помогать субъектам хозяйствования правильно оформлять кредитные документы. Субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют ряд центров поддержки предпринимательства.

В настоящее время предоставление консультационных услуг адвокатскими, юридическими службами, консалтинговыми агентствами осуществляется на возмездной основе, и не каждый субъект хозяйствования может позволить платить за это определенную сумму.

Именно поэтому Министерство экономики прорабатывает вопрос о модернизации системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что будет определен пакет услуг, которые будут предоставляться на безвозмездной основе. Таким образом, определенный минимум услуг, которые наиболее востребованы, будет оказываться бесплатно. Адреса центров поддержки предпринимательства, инкубаторов можно найти на сайте Министерства экономики.

До сих пор не снята с повестки дня такая острая проблема, как высокая стоимость аренды для многих предприятий и предпринимательских структур. Сейчас механизмы определения арендной платы определяются Указом №150. В соответствии с ним арендная плата уплачивается в белорусских рублях, исходя из размера базовой арендной величины, которая установлена на день оплаты. В зависимости от состояния, местоположения и спроса на объект недвижимости при определенной ставке арендной платы применяется механизм повышающего или понижающего коэффициента. Это касается госимущества.

Что касается частной собственности, то, учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, граждане и юр.лица по взаимному согласию заключают договор аренды и определяют размер арендной платы. Когда-то при реализации Директивы №4 была закреплена норма, предусматривающая отмену регулирования арендных отношений на государственном уровне. Она была реализована.

По данным Министерства экономики на 01.09.2015г. около 40% субъектов МСП работают на арендных площадях [15]. При этом в законодательстве закреплена норма, что субъекты хозяйствования, которые добросовестно арендуют имущество в течение трех лет подряд, имеют преимущественное право на приобретение этого имущества. Практика отчуждения такого имущества есть.

Вместе с тем, по нашей информации, удовлетворяется только около половины заявок бизнеса на приобретение арендованного имущества. В связи с этим в проекте Директивы предусматривается норма, которая предполагает определенный перечень критериев. По ним субъекту хозяйствования могут отказать в продаже имущества, которое он арендует более трех лет. Если соответствия таким критериям нет, то отказать нельзя. В настоящее же время этот вопрос решают органы, к которым относится имущество: местные власти или республиканские органы.

Следующей проблемой является обеспечения первоочередного доступа к сырьевым ресурсам для отечественных предприятий.

С точки зрения Минэкономики, и это отражено в проекте Директивы, необходимо действительно обеспечить возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в распределении квотируемых сырьевых ресурсов на конкурсной основе, для чего должен быть введен конкурсный механизм их распределения, исходя из заранее установленных, четко оговоренных и известных всем критериев. К ним, например, могут быть отнесены эффективность производства, темпы наращивания экспорта, вопросы привлечения дополнительной занятости. Их выработка будет темой и предметом реализации положений Директивы.

Вместе с тем для решения этой задачи на первоначальном этапе представляется необходимым определить перечень ресурсов, доступ к которым у субъектов хозяйствования в настоящее время действительно затруднен.

Следующей проблемой является классификация субъектов малого бизнеса.

В Беларуси к малому и среднему бизнесу относят не по прибыли компании, а по численности работников (малый бизнес до 100 человек, средний до 250). Таким образом, к малому бизнесу у нас относится, например, Белорусская калийная компания, Белорусская нефтяная компания и Банк развития. Соответственно, и финансовые показатели по МСП больше зависят от таких компаний, чем от всех остальных представителей этого сегмента [14].

С учетом процессов гармонизации национальных законодательств в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается внесение изменений в критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Но существует проблема, потому что у всех стран-участниц свои критерии и подходы к определению, какая категория субъектов относится к субъектам МСП.

При этом на сегодняшний день вопрос стоит гораздо шире, чем дополнение к численному критерию финансового. Должен еще появиться такой критерий, как зависимость от крупных компаний или государства, который будет определяться по доли участия крупной организации в уставном капитале субъекта либо доли участия государства. Когда общий для всех стран подход будет выработан, сказать сложно. Но работа в этом направлении ведется, и данная тема также обсуждается на межнациональном уровне.

На сегодняшний день в Республике Беларусь один из самых простых порядков регистрации субъектов хозяйствования, который от года к году совершенствуется. В этом году данная система перешла на онлайн-режим, и зарегистрировать свой бизнес можно, не выходя из дома.

Определенные проблемы в ликвидации своего дела на сегодняшний день все-таки существуют. В частности, тот же бизнес выказывает нарекания на некоторую обременительность процедур и достаточную растянутость их по времени. Но стоит отметить, что в определенных случаях вопрос, насколько все пройдет быстро и эффективно, зависит от самого бизнеса.

В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» [17]. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин