Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
Ресурсное обеспечение. Речь идет о нехватке и недостаточной подготовке трудовых ресурсов. Также можно выделить такую проблему, как «утечка кадров». Такая ситуация складывается из-за невостребованности большого количества подготавливаемых в системе высшего образования кадров, и многие, наиболее способные, вынуждены уезжать за рубеж [20,с. 8].
Идеологическое обеспечение. Еще одной из проблем развития малого бизнеса является негативное отношение населения страны к рыночным отношениям и предпринимательству. Эта проблема обусловлена тем, что более 70 лет Республика Беларусь развивалась в условиях государственной собственности на средства производства и в условиях идеологии равенства[9,с. 23].
Андрей Копыток — Что ждет малый и средний бизнес (БТ-1, РКП)
Активному развитию малого бизнеса в РБ в настоящее время препятствуют: несовершенное и недостаточное законодательство; высокий уровень налогов; недостаточность денежных накоплений у населения; слабая финансовая поддержка со стороны государства и международных финансовых организаций; недоброжелательное отношение определенной части государственных служащих и значительной части населения к предпринимательству.
Под влиянием приведенных выше обстоятельств развитие и результативность деятельности малого бизнеса, несмотря на определенные успехи и положительную динамику, остается самым низким по сравнению с другими странами.
Пути решения проблем малого бизнеса в РБ. Основополагающим документом государственной политики поддержки предпринимательств в Беларуси является закон “О поддержке малого и среднего предпринимательства”. В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2010–2012 годы состоит на сегодняшний день из 7 разделов, в которые входят 47 мероприятий. Целью является увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме ВВП, увеличение общего числа занятых в микро-организациях, малых и средних субъектах хозяйствования. Программа определяет следующие направления:
- Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность МСП;
- Финансовое обеспечение, включающее предоставление кредитов на льготных условиях, предоставление имущества на кредитной основе (лизинг);
- Совершенствование инфраструктуры МСП;
- Расширение и стимулирование кооперации между малыми и крупными предприятиями;
- Информационное обеспечение деятельности МСП, проведение конкурсов, семинаров, издание отчетов и информационных бюллетеней;
- Стимуляция международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;
- Программа обучения кадров для МСП[22].
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определяет цели, задачи и показатели развития малого бизнеса. Стимулирование предпринимательства и деловой иницативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса страны. Прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса, в формирование ВВП в 2015 году до 30% и более. В основу разработки прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве , в 1,8 раза.
В Беларуси утвердили новую стратегию развития малого и среднего бизнеса
Соответственно в Программе деятельности правительства 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не мене чем до 1,8 млн. чел. к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктиризации крупных предприятий.
Дополнительными факторами обеспечения запланированного обьема вклада МСП в ВВП страны в прогнозном периоде станут:
- увеличение удельного веса видов деятельности с высокой долей добавленной стоимости в общем объеме добавленной стоимости МСП;
- повышение вклада инновационно — активных МСП в общие показатели этого сектора экономики:
- сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства [8, c.42-46].
Вышеназванные программы не только являются определяющими в проведении государственной политики развития малого и среднего бизнеса в стране, но и взаимно дополняют друг друга. Улучшение экономических условий хозяйствования для малого бизнеса требует принятия следующих мер:
сокращение налоговой нагрузки на малые предприятия с 60% от объема валовой прибыли до 30-35%; передача в собственность СМП и ИП длительно арендуемого государственного имущества и активов, неиспользуемой недвижимости; создание системы льготного кредитования для малых предприятий; более действенные шаги по развитию малого бизнеса в малых городах и городских поселках[23, c.19].
Решение поставлены задач предусматривает упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статической отчетности , в том числе путем расширения применения электронного документооборота. Предусматривается поэтапное введение в республике электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , уменьшение длительности процедуры регистрации собственности, расчетов налогов, количества выплат и необходимых административных процедур при налогообложении.
Намечено упрощение процедур лицензирования, гигиенической регистрации и сертификации товаров, работ и услуг, а так же процедур, связанных с возможностью использования субъектами предпринимательств необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуникации связи).
Конкретными мерами по выполнению поставленных задач станут: сокращение длительности процедуры регистрации собственности с 15 до 5 дней, количества выплат при налогообложении с 82 до 24 и длительности расчета налогов с 789 до 250 часов, количества необходимых процедур для получения разрешений на строительство-с 16 до 8; упрощение административных процедур, связанных с подключением субъектов предпринимательства к электросетям, сокращение длительности и снижение их общей стоимости в расчете на душу населения до уровня лидирующих стран в соответствии с отчетом МФК “Getting electricity”; сокращение количества документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, импорт- с 8 до 5, времени, требуемого для экспорта, с 15 до 8 дней,импорта-с20до 9 дней; упрощение порядка изменения значения использования земельных угодий и недвижимого имущества (перевод земель одного назначения в другое, перепланировка производственных и иных помещений, сокращение сроков рассмотрения документов при переводе жилых помещений в нежилые); упрощение процедуры передачи (в том числе сокращение сроков) субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности[8, c.46].
В Беларуси в 2013 году будут изменены условия применения упрощенной системы налогообложения. Смягчение условий применения упрощенной системы налогообложения, по мнению представителей бизнес-сообщества, позволит в ближайшие годы существенно повысить заработную плату их работников, а также создать новые рабочие места.
Сегодня существуют 2 основные ставки — ставка при работе без уплаты налога на добавленную стоимость и ставка с уплатой налога на добавленную стоимость. Со следующего года ожидается их снижение с 7до 5% ставки при работе без уплаты налога на добавленную стоимость, и с 5 до 3% — ставки с уплатой налога на добавленную стоимость.
Следующее, чего стоит ожидать в 2013 году представителям малого бизнеса, это изменение критериев численности работающих на предприятиях, которые смогут принять упрощенную систему без уплаты НДС, а также расширение критериев валовой выручки. На сегодня право не выплачивать НДС при упрощенной системе налогообложения имеют предприятия с численностью не более 15 человек, валовая выручка за год у которых не превышает Br3,4 млрд. Со следующего года критерий численности будет расширен до 50 человек, критерий валовой выручки — более чем в 2 раза до Br8,2 млрд.
«Это те базовые условия, которые, по мнению представителей бизнес-сообщества, необходимы для того, чтобы существенно повысить не только уровень заработной платы своих работников, но также и роль малого бизнеса в экономике страны», — сказал начальник главного управления. Он отметил, что в соответствии с программой социально-экономического развития до 2015 года предусматривается значительное увеличение доли малого бизнеса в создании ВВП, а также увеличение количества занятых в этой сфере. Поэтому со стороны бизнес-сообщества были взяты социальные гарантии о том, что расширение критериев применения упрощенной системы налогообложения в ближайшие 2 года позволит в малом бизнесе обеспечить как выход на показатель заработной платы $500-700, так и на создание новых рабочих мест, что не менее важно, добавил Дмитрий Кийко. Он отметил, что препятствий для их осуществления государство не видит, поэтому, конечно же, ожидает выполнения этих условий.
По последним данным, упрощенную систему налогообложения в республике применяет почти 130 тыс. субъектов, более 50 тыс. из которых — организации. Около 17 тыс.из них — организации материального производства, где трудятся около 130 тыс. человек. На долю субъектов малого предпринимательства в системе упрощенного налогообложения приходится около 53% [24].
Проблема кредитования. По мнению сотрудников международного валютного фонда, принятие Директивы №4 и мер по ее безусловной реализации создаст благоприятную среду для ведения бизнеса, будет содействовать развитию частного сектора экономики и повысит её привлекательность для инвесторов.
Программой деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечения численности занятых в этом секторе не менее 1.8 млн. человек к концу 2015 года. Во многом достижению этого результата будет способствовать реализация принимаемых президентом и правительством страны решений по поддержке предпринимательства, одним из ключевых направлений которой выступает кредитная поддержка.
В настоящее время практически все белорусские банки активно развивают сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса. Соответствующие задачи перед банковским сообществом еще в начале года поставил председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова.
Банки должны создавать специализированные подразделения по кредитованию МСБ, которые помогут сделать бизнес –планы, максимально поддерживать его в вопросах выбора напралений деятельности. Банки должны сопровождать такие предприятия, искать инвесторов для них. То есть должны по максимуму взять на себя обеспечение быстрого развития МСБ.
В конце минувшего года в Беларуси были определены новые требования к центрам поддержки предпринимательства. С этой целью в новой редакции приняты положения о центрах поддержки предприним ательства. Документы утверждены проставлением Совета Министров от 30 декабря 2010 года № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “ О поддержке малого и среднего предпринимательства”. Постановлением также утверждены положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и учреждениях финансовой поддержки предпринимателей.
Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей определяет порядок их создания и длительности. Создается путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих программ, проектов и мероприятий. Призваны содействовать субъектам малого предпринимательства в реализации инвестиционных проектов. Поддерживают инновационную деятельность субъектов, внедрение в производство новых видов продукции.
Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет соответствующего местного бюджета, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на текущих. А так же за счет поступлений от уставной деятельности и других источников.
Учреждение могут осуществлять финансовую поддержку предпринимателей посредством предоставления финансовых средств на возвратной возмездной либо без возмездной основе; путем предоставления имущества на условиях финансовой аренды; гарантий по льготным кредитам, выдавливаемым банками Беларуси за счет денежных средств соответствующих местных бюджетов.
При этом обязательным условием предоставления финансово поддержки субъектам малого предпринимательства является создание ими новых рабочих мест.
Помимо этого, в целях развития системы микрофинансирования в Минске создан гарантийный фонд поддержки предпринимательства. Этот проект является актуальным для решения задач дальнейшей либерализации экономики, развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Беларуси. Цель создания гарантийного фонда -получить инструмент, который обеспечит доступ к кредитным ресурсам банков предприятий малого и среднего бизнеса при недостаточности залогового обеспечения. Тем самым будет расширена линейка инструментов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
В настоящее время Мингорисполком в работе по поддержке малого и среднего бизнеса сотрудничает с 7 банками. Из 13 млрд. рублей, направленных в 2010 году на поддержку малого предпринимательства через банки, более 4,5 млрд. было выделено БПС — Банком. В частности, БПС- Банк поддержал 4 крупных инвестпроекта.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) открыл ОАО “БПС — Банк” кредитную линию на 50 млн. долларов США для финансирования малого и среднего бизнеса. Согласно условиям финансирования 16 млн. долларов из этой суммы будут направлены на кредитования микро- и малых предприятий, а остальные 34 млн. малых и средних. Размер пятилетних субкредитов составит до 200 тыс. долларов для микрозаемщиков, и до 3 млн. долларов для малых и средних предприятий.
ОАО “БПС-Банк” будет самостоятельно отбирать компании малого и среднего бизнеса для финансирования, отвечающие согласованным с ЕАБР(Евразийский банк развития) критериям, и целевым образом предоставлять субкредиты на развитие бизнеса.
В целом БПС — Банк видит серьезные перспективы развития малого и среднего бизнеса в стране. Доля кредитной задолженности субъектов малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле корпоративных клиентов увеличилась за это время на 7 процентных пунктов (с 2,4% до 9,4%).
Источник: www.myunivercity.ru
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………. …5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства……………. 5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………. 10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………. ………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………. 14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………. …….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………. ………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………. 25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………. 39
Содержимое работы — 1 файл
Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с субъектами малого предпринимательства государственные предприятия легкой промышленности, так как запасы продукции на их складах превышают месячный объем производства в 2-3 раза. Необходимо признать, что самим предпринимателям не всегда выгодно сотрудничать с белорусскими производителями: на товар, закупавшийся в Москве на Черкизовском рынке, они могли устанавливать надбавки в размере 70-200% от себестоимости, а на белорусский товар эта наценка ограничена 30%. Несмотря на это, многие производители, в частности обувные предприятия, готовы предоставлять предпринимателям разнообразные скидки, проводить различные акции и всячески способствовать в продаже товара. В свою очередь, сами предприниматели активно участвуют (в отличие от некоторых предприятий Минторга и Белкоопсоюза) в различных акциях и предоставляют информацию о наиболее удачных продажах и не слишком хорошо продаваемых товарах это позволяет производителям совершенствовать производственный процесс.
Экспертами Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) м Республиканской конфедерации предпринимательства подготовлены предложения по упрощению процедур внешней торговли. В адресованном МИД республики письме содержится предложение создать в сети Интернет единую электронную базу данных об экспортных товарах белорусских производителей (с указанием цен, описания товаров, наличия на складах, месторасположения складов отгрузки).
С этой целью предлагается ускорить работу, проводимую в Беларуси над проектом «Электронный паспорт товара» с участием Республиканской конфедерации предпринимательства. По мнению экспертов, необходимо снять все ограничения для отпуска товаров производителями и оптовыми предприятиями субъектам малого предпринимательства с целью реализации товаров на экспорт. Предлагается также создать механизм зачета НДС индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, работающим по упрошенной системе налогообложения, при подтверждении вывоза товаров за пределы страны. Внесены предложения разрешить производителям и оптовым предприятиям производить уценку товаров, находящихся на складах более трех месяцев, до цен, складывающихся на международном рынке; рекомендовать руководителям предприятий-производителей при заключении договоров с субъектами малого предпринимательства, которые будут поставлять их продукцию на экспорт, предусматривать отсрочку платежа не менее чем на 60 дней.
По мнению предпринимателей республики, целесообразно ускорить введение нормы о расширении применения наличных расчетов между субъектами хозяйствования, увеличить предельный размер выручки для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, на сумму выручки от экспортных операций. В числе внесенных предложений –отмена лицензирования транспортных услуг при осуществлении поставок товаров в Россию собственным транспортом и по договорам перевозок, создание условий для расширения бартерных экспортно-импортных операций. Росту экспорта могло бы способствовать, полагают представители бизнеса, и снижение требований для получения статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, создание механизмов максимальной компенсации субъектам малого бизнеса расходов, связанных с участием в выставках, ярмарках за пределами Беларуси.
В рамках антикризисных мероприятий в Беларуси с 2009 г. оказывается достаточно существенная поддержка предпринимательства, в том числе подготовка и принятие законодательных актов по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Как представляется, именно законодательным порядком должна быть определена предпочтительность создания в этой ситуации наукоемких инновационных предприятий.
Целесообразно ввести соответствующую квалификацию этого бизнеса, что позволит на правовой основе устанавливать соответствующие налоговые льготы, государственные гарантии по кредитам, предусматривать участие этого бизнеса в государственно-частных партнерствах при формировании и реализации инновационных проектов, финансируемых частично (до 50-73%) за счет бюджетных ассигнований. Именно этот тип малого и среднего бизнеса должен стать приоритетным для государственной поддержки его развития и с целью стимулирования в посткризисный период развития инновационной экономики Беларуси. Кроме того, государство должно оказывать помощь предприятиям такого рода при увеличении их затрат на НИОКР. Это будет содействовать росту доли промышленных НИОКР в стране, в чем Беларусь довольно сильно отстает от промышленно развитых стран. К примеру, в странах ЕС эта доля составляет до 70% от общенациональных расходов на НИОКР.
Кроме того, с позиций организационно- институциональных преобразований представляется целесообразным рассмотреть возможность реализации ряда мероприятий по поддержке инновационного предпринимательства, включая формирование:
- национального агентства по малому инновационному предпринимательству при Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь и соответствующей республиканской программы оказания поддержки (прежде всего финансовой) этому бизнесу (в США, например, созданы агентства по малому бизнесу и несколько соответствующих национальных программ поддержки такого рода инновационной деятельности);
- полноценной и действенной системы государственно-частного партнерства по кредитованию наукоемких начинающих малых предприятий, в том числе создаваемых при высших учебных заведениях, и по предоставлению семенного капитала на начальной стадии производства инновационной продукции (по мнению специалистов, наиболее диверсифицированная в этой области система создана в результате структурной перестройки государственных органов управления и реформы национальной инновационной системы во Франции и Великобритании, что может быть использовано при разработке белорусской системы);
Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 20 лет.
За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса. На современном этапе малый бизнес является важнейшим компонентом экономики.
Развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, занятость населения и создание новых рабочих мест, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения. Однако развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь препятствует ряд проблем.
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование бизнеса: — преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 40% от общего количества предприятий; — недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям; — вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки; — отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются.
Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений. В этой связи действующее законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций как способа производства. Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительными органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства. Подводя итог, можно сказать, что предпринимательство в Беларуси – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.
- Балашевич, М. И. Малый бизнес – отечественный и зарубежный опыт // М. И. Балашевич – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 224 с.
- Законодательство Республики Беларусь // http://www.levonevski.net/ pravo/
- Догиль, Л. Ф., Семенов, Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. // Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов – Мн.: Вышэйшая школа, 1997. – 266 с.
- Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учеб. пособие для подготовки к экзаменам // Под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003. – 192 с.
- Материал подготовлен учеными ГНУ «НИЭИ Минэкономики РБ», Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2006 года: развитие малых предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь – 2006 – №8.
- Малое предпринимательство в Беларуси // Малый и средний бизнес в Беларуси: сб. статей – Минск, 2002 – 128 с.
- Романчук Я. Лицо Белорусского бизнеса // Белорусская газета – 2000 – №18.
- Развитие малого и среднего бизнеса в экономическом потенциале региона // О. С. Башлакова Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона – Гомель, 2004.
- Исследовательский центр ИПМ // http://research.by/
- Пятинкин С. Ф. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и проблемы развития // Вести ИСЗ 2006, №3
- Тимошенко М. В. Современные тенденции функционирования малых предприятий в Республике Беларусь // Проблемы экономической науки в XXI веке: Сб. научных статей магистрантов и ст-ов экон.фак. – Гомель, 2006.
- Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/.
- Борушко, Е. П., Кузьмич, Е.А. Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства, Слонимский, А.А, Слонимская М. А. Малое предпринимательство: кризисные последствия и антикризисные меры // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики – 2010 – №3.
- И. В. Мальгина Вопросы программно-целевого обеспечения развития малого и среднего предпринимательства // Проблемы управления – 2010 – №2.
Источник: www.turboreferat.ru
Неразвитость малого и среднего бизнеса в Беларуси – миф
Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси сопоставим со многими странами Восточной Европы, в том числе входящим в ЕС. Вместе с тем, он еще существенно уступает среднему показателю по ЕС (свыше 50% ВВП). В 2017 г. в Беларуси подготовлен обширный пакет правовых мер по развитию предпринимательства. Заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси Татьяна Садовская – о том, как развивается малое и среднее предпринимательство в Беларуси и какие меры поддержки ему оказываются.
Малый и средний бизнес в экономике Беларуси
Малое и среднее предпринимательство (МСП) в Беларуси вносит весомый вклад в развитие национальной экономики. Доля малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь – это около 24% ВВП, 40% выручки от реализации продукции, 37% инвестиций в основной капитал, 28,5% налоговых поступлений, более 42% объема внешней торговли. В сфере малого и среднего бизнеса в настоящее время работает более 30% занятого населения.
Принимаемые меры по улучшению условий ведения бизнеса способствовали устойчивому приросту количества субъектов малого предпринимательства за период с 2010 по 2016 гг. Их количество увеличилось с 86,9 тыс. до 107,4 тыс. (рост на 23,5%). Количество индивидуальных предпринимателей к 2016 году составило 240 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 4,2 тыс. человек или 1,8% (рис.1).
Рисунок 1 – Количество МСП в 2010-2017 гг., единиц (на конец отчетного периода)
* Данные по состоянию на 1 июля 2017 г.
В Беларуси отмечается устойчивый рост количества лиц, осуществляющих ремесленную деятельность. С 2010 по 2016 годы их число возросло в 5,4 раза и составило по итогам 2016 года более 23 тыс. человек. Такой рост объясняется тем, что для занятия этой деятельностью созданы достаточно комфортные условия.
Несмотря на положительную динамику относительных показателей, следует отметить сокращение занятых в данном секторе. За последние три года общее число работников в секторе малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,2% (рис.2).
Рисунок 2 – Средняя численность работников в микро-, малых и средних организациях с учетом внешних совместителей, тысяч человек (на конец отчетного периода)
Частично падение занятости в секторе малого и среднего предпринимательства компенсировалось ростом количества работников, нанятых индивидуальными предпринимателями. Этому способствовали принятые в последнее время решения по отмене ограничений для индивидуальных предпринимателей по найму работников, а также сокращение численности работников на государственных предприятиях.
Малый и средний бизнес распределен по территории Беларуси неравномерно. Более высокая степень его концентрации отмечается в столице и крупных городах (рис.3). Основная причина такого положения заключается в том, что в столице и крупных городах более развита инфраструктура, способствующая развитию МСП, более высокий уровень доходов и выше покупательский спрос.
Рисунок 3 – Количество МСП, тысяч единиц (на конец отчетного периода)
Существуют и отраслевые различия в развитии сектора малого и среднего предпринимательства.
Так, за последние годы произошло увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске продукции сельского хозяйства. Этим видом деятельности занимаются преимущественно средние предприятия.
Однако необходимо учитывать, что сельское хозяйство Беларуси в значительной мере зависит от мер государственной поддержки, поэтому связь между развитием этих предприятий и изменением деловой среды является менее выраженной.
В традиционных для малого и среднего бизнеса видах деятельности – обрабатывающей промышленности, торговле и строительстве – их вклад либо сокращался, либо оставался относительно стабильным.
Меры по оказанию помощи безработным в организации предпринимательской деятельности
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости и экономического роста. Базовые условия стимулирования занятости населения в сфере агротуризма и ремесленной деятельности заложены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. №342 «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности».
В соответствии с ним содействие осуществляется путем информирования безработных о порядке и об условиях организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, направления безработных на профессиональное обучение, оказания им помощи в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки.
Финансовая поддержка оказывается безработным в виде субсидии за счет средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, передаваемых в местные бюджеты на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
При организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высоким уровнем безработицы, а также в сельских населенных пунктах, субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок, субсидия предоставляется в размере 20-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
Таким образом, предоставление субсидий стимулирует к занятию предпринимательской деятельности даже тех безработных, которые не имели для этого первоначального стартового капитала.
Кроме того, размер субсидии стимулирует к предпринимательству безработных из наиболее проблемных регионов с высоким уровнем безработицы, а также по видам деятельности, имеющим потенциал для внедрения результатов НИОКР. Это совпадает с приоритетами государства, связанными с повышением инновационной составляющей экономики.
В 2017 г. в части развития мер поддержки индивидуального предпринимательства и самозанятости Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября подписал указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц».
Документом расширяется перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога. Такие меры также направлены на снижение безработицы, развитие самозанятости населения, вовлечения его в экономическую деятельность и, следовательно, на развитие предпринимательства.
Меры поддержки, оказываемой субъектам предпринимательства
В настоящее время Республике Беларусь уделяется внимание проблемам развития и формирования механизмов поддержки малого и среднего бизнеса как основы развития конкуренции. Происходит реализация последовательного процесса изменения правил ведения бизнеса, направленного на совершенствование делового климата и повышение инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь.
Поддержка субъектам МСП оказывается в рамках Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего», Указа президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Постановления Совета Министерства Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. №1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры). Она включает в себя 88 центров поддержки предпринимательства (далее – ЦПП) и 19 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор). Вместе с тем, эти субъекты неравномерно распределены по регионам и крайне мало представлены в малых городах. Наиболее развитыми в этом отношении являются г.Минск, Минская и Гродненская области, в которых сконцентрировано около 67% от общего числа ЦПП.
В настоящее время деятельность субъектов инфраструктуры зачастую не в полной мере отвечает стоящим перед ними задачам по поддержке малого и среднего бизнеса.
Это связано, прежде всего, с их недостаточным количеством, неравномерным распределением по регионам, слабой материально-технической базой и интеллектуальными возможностями, узким ассортиментом предлагаемых услуг, недостаточной мотивацией для достижения главной цели – оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, особенно на начальном этапе деятельности.
Банковская система Беларуси предлагает малому и среднему бизнесу довольно широкий спектр финансовых услуг: предоставление кредитов, в том числе микрокредитование; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); финансовая аренда (лизинг); и др.
Так, только в 2016 г. банками Беларуси субъектам малого и среднего бизнеса были предоставлены кредиты на сумму 13,1 млрд руб. или 29,1% от общей суммы кредитов, выданных субъектам хозяйствования.
Вместе с тем, кредитные ресурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства часто являются недоступными в связи с высокой процентной ставкой, а также не всегда выполнимыми условиями их получения и обеспечения. Большинство кредитов являются краткосрочными (в 2016 г. – 73,3% от их общего количества); в основном кредиты предоставляются для обеспечения текущей хозяйственной деятельности, а не для инвестирования и инноваций.
Немаловажным фактором для развития МСП в регионах стал Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июля 2012 г. №6
«О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Только за три года реализации мер, предусмотренных Декретом № 6, число субъектов хозяйствования (включая индивидуальных предпринимателей) на территории сельской местности, а также малых и средних городов выросло более чем на 39%. На территориях крупных городов за тот же период рост составил чуть более 1%. Это подтверждает необходимость и целесообразность принятия специальных мер по поддержке МСП с учетом специфики регионов.
Что мешает развитию малого бизнеса в Беларуси
Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие МСП и не позволяющими ему усилить вклад в экономику Беларуси, являются:
1. нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, неразвитость института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет малому и среднему бизнесу осуществлять перспективное планирование своей деятельности;
2. отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных предприятий;
3. высокая контрольная нагрузка на бизнес, высокий уровень штрафных санкций, в том числе за формальные нарушения, что способствует ухудшению производственных и финансово-экономических показателей и зачастую приводит к вынужденному прекращению предпринимательской деятельности;
4. недостаточное развитие современных финансовых институтов, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций, краудфандинговых площадок, венчурных фондов.
Источник: mirperemen.net