Проблемы сдерживающие развитие малого бизнеса

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Опыт двадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становления социально-ориентированной рыночной экономики:

Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.

Среди различных видов предприятий, которые выделяют по количественным показателям (малые, средние и большие), наибольшую роль в развитии предпринимательства, реализации его основных функций, прежде всего личностной, играют малые. Они содействуют созданию значительной части рабочих мест, внедрению в производство достижений научно-технического прогресса и т. п. Вместе с тем в развитии малых предприятий имеется и ряд сложных проблем.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Основные проблемы частного предпринимательства в России:

■ Экономическая ситуация в целом

■ Трудности получения и высокая ставка за кредит

■ Неплатежеспособность партнёров, клиентов

■ Несовершенство банковской системы

■ Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

■ Трудности с арендой, недостаток производственных площадей, офисов

■ Недостаток информации, культуры, опыта

■ Отрицательное отношение к предпринимателям

■ Недостаток собственных средств (и материальной базы)

■ Высокие цены на сырьё и материалы

■ Недоверие западных партнеров

Ключевые проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса.

Финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития -вклады учредителей стартового капитала 86% малых предприятий; 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке. Т.о. для предпринимателей получение кредита является проблематичным. Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам -значит поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.

5 проблем малого бизнеса! Как сохранить свой бизнес и повысить доход?

Чрезмерная бюрократизация малого предпринимательства со стороны государства. Ни один из действующих законодательных и нормативных актов не имеет четкого и продуманного механизма реализации.

Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности, вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров, а также ограниченные возможности повышения квалификации наемных работников.

Неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии малых наукоемких производств. Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом. При этом малые предприятия являются наиболее эффективными объектами для развития научных изысканий. Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.

Кроме того, к основным причинам, мешающим динамичному развитию инновационного предпринимательства относятся: не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция. В целом, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал негосударственного сектора экономики используется крайне нерационально.

Усложненный порядок оформления аренды земельного участка, связанный с большими временными и материальными затратами, регулируемый как на федеральном, так и на региональном уровне, высокая стоимость аренды и выкупа помещений, усложненная процедура регистрации прав на нежилые помещения также сдерживают предпринимательскую активность.

Отсутствие взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предпринимателей перспективы роста и развития. В то же время кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способствовали бы решению многих проблем, в частности, проблемы развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины неудач в предпринимательской сфере:

Читайте также:  Электромонтажные работы как бизнес

1. 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

2. 17% — отсутствие управленческого опыта;

3. 16% — несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

4. 15% — отсутствие опыта работы в отрасли;

5. 1% — небрежность в ведении дел;

6. 1% — мошенничество или бедствие;

7′. 6% — иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 97 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.008 сек.)

Источник: mybiblioteka.su

Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, − рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения.

Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

1.3 Основные положения программы государственной поддержки

малого и среднего предпринимательства в России

Цель программы — создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы — преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления — формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

– нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

– интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами — участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

– выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Читайте также:  Общие требования к бизнес инкубатору

Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий. [5]

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.

Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В

Источник: kazedu.com

Проблемы сдерживающие развитие малого бизнеса

1. Морковина С.С. Предпринимательство в лесном хозяйстве малолесной зоны: состояние и перспективы развития [Текст]: монография / С.С. Морковина, И.С. Зиновьева, И.В. Сибиряткина [и др.]. – Воронеж: ВГЛТА, 2013. – 280 с.

2. Российские лесные вести: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lesvesti.ru/news/capital/4701.

3. Сидоренко Е.В., Зиновьева И.С. Развитие малого бизнеса в лесном комплексе [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http:// http://www.scienceforum.ru/2013/64/363 (дата обращения: 06.12.2013).

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях, которые могут быть установлены законом, государственными органами или другими представительными организациями.

Зарубежный опыт со всей ясностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательства, так как именно оно способствует экономическому и социальному развитию страны.

На сегодняшний день тема малого предпринимательства очень актуальна для России. Рыночная экономика определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Рассматривая достоинства малого предпринимательства, прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно отнести к такой модели экономического поведения, для которой, в первую очередь, характерна инициативная творческая деятельность, связанная с тем или иным риском для ограниченного круга заинтересованных людей [1]. Также характерной чертой для многих малых предприятий является то, что и собственником, и управленцем является одно лицо.

Уровень развития малого бизнеса и активность предпринимателей определяет степень демократизации государства и открытость его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода (смягчение социального неравенства), а также малый бизнес в значительной степени способствуют пополнению бюджета за счет налоговые поступлений.

Однако в российском лесном хозяйстве существует множество факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, которые приводят к пассивности, бездействию предпринимателей и их нежеланию вкладывать в лесное хозяйство деньги. Отметим основные из них:

  • недостаток собственных оборотных средств предприятий, высокие процентные ставки по кредитам;
  • низкая доходность лесохозяйственной деятельности;
  • нехватка квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
  • невысокий правовой уровень предпринимателей;
  • недостаточный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • наличие административных барьеров;
  • несовершенное налоговое законодательство;
  • недостаточная государственная поддержка малого бизнеса.
Читайте также:  Как совмещать основную работу и свой бизнес с нуля

Согласно Лесному кодексу РФ у бизнеса есть только две легальные возможности лесопользования: через аренду или реализацию приоритетного инвестпроекта. Понятно, что и аренда, и крупный инвестиционный проект не по силам для малого предприятия. Малый бизнес, который все же рискнул взять в аренду лес, сталкивается и с другой проблемой – большой нагрузкой со стороны местных властей.

В договорах аренды власть прописывает такие условия, что 80 % от прибыли уходит на их выполнение. Помимо обязательных лесохозяйственных мер местных лесопользователей заставляют строить мосты через реки для освоения новых массивов и прохода большегрузной техники. Строительство одного такого моста обходится в несколько миллионов рублей [2].

Для поддержки малого предпринимательства власти ряда регионов предложили местным небольшим компаниям объединяться в холдинги, чтобы сообща иметь равные конкурентные возможности с крупными игроками.

На сегодняшний день, в большинстве субъектах Российской Федерации имеются государственными коммерческими предприятия, созданные региональной властью. Монопольное положение бывших лесхозов, преобразованных в государственные коммерческие структуры, по словам первого проректора ВИПКЛХ Надежды Ловцовой, тормозит развитие небольших частных предприятий. Объектами малого бизнеса являются подряды на лесозаготовку и лесохозяйственные работы, использование недревесных ресурсов леса, рекреация и лесное фермерство. Для того, чтобы малый бизнес существовал и развивался в лесном хозяйстве, необходимо отказаться от аренды лесных участков, когда речь идет о лесной рекреации, так как, по словам Н.В Ловцовой, в России рекреация зачастую приводит к скрытой приватизации лесных участков, на которых появляются сооружения, коттеджи, особняки, окруженные высоким забором.

Возможно, для улучшения ситуации, необходимо заменить аукционы конкурсными процедурами, при которых отбор компаний будет происходить по двум основным критериям:

  • оснащенность соответствующей техникой;
  • наличие специалистов, обладающих необходимым опытом, для качественного выполнения работ.

Постепенно избавляясь от монопольного положения госструктур на рынке лесных услуг, необходимо также вплотную заниматься подготовкой кадров. Предпринимательская деятельность в лесном бизнесе является, в первую очередь, производственной и требует от предпринимателей и их работников не только знаний по организации и ведению бизнеса, но и специальных знаний по технологии лесозаготовок и лесопереработки, нормам и стандартам производства, знаний по эксплуатации оборудования. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, оказания консультаций. На региональном уровне должны быть разработаны и реализованы целевые программы по подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса (арендаторов лесных участков, специалистов и рабочих подрядных структур) под методическим руководством учреждений дополнительного и высшего лесного профессионального образования.

Одним из факторов, вызывающим многочисленные упреки предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности – то есть административные барьеры. Следуют отметить многочисленные проверки предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также долгий процесс получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, выходе предприятий на внешние рынки, найме работников, тем более комфортными становятся условия для бизнеса, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.

Для реализации программ развития предприятий малого бизнеса необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, имущественной, консультационно-информационной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансов, муниципальных и государственных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства и средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный опыт ведущих стран современного мира, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малого предпринимательства, в том числе и в лесном хозяйстве [3].

Большая часть малых предприятий при осуществлении деятельности в лесной отрасли испытывает трудности, устранение которых способствует созданию благоприятного предпринимательского климата и ускорению экономического развития территорий. Некоторые из этих проблем решаются, но доля решенных проблем ещё не достигла критической точки, чтобы произошел толчок развития этих предприятий.

Источник: top-technologies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин