Проблемы сотрудничества в бизнесе

Работа с деловыми партнерами позволяет вам разделить ответственность за вашу компанию, но также может привести к проблемам делового партнерства. Наиболее распространенными источниками трудностей для деловых партнеров являются разногласия по поводу равенства внутри компании в таких областях, как власть, справедливость и рабочая нагрузка. Важно найти решение любых проблем деловых партнеров, чтобы ваша компания работала наилучшим образом. В этой статье мы обсудим, почему у деловых партнеров могут возникнуть проблемы, общие проблемы, с которыми они могут столкнуться, и рекомендации по минимизации этих проблем.

Почему могут возникнуть проблемы делового партнерства?

Часто проблемы в деловом партнерстве являются естественным результатом несовпадения индивидуальных предпочтений, что может привести к разногласиям по поводу того, как должен работать бизнес. Хотя некоторые партнерские отношения являются результатом плохой совместимости партнеров, часто проблемы носят ситуативный характер и могут быть исправлены. Например, у партнеров могут быть разные стили управления, но они могут прийти к решению, определив, кто какой частью персонала будет управлять, и позволив другому партнеру контролировать эту группу без вмешательства другого партнера.

Коллаборации В Бизнесе На Вторсырье Бизнес сотрудничество решающее экологические проблемы

11 типичных проблем делового партнерства

Хотя некоторые разногласия естественны внутри компании, полезно понять наиболее распространенный источник проблем делового партнерства, чтобы вы могли определить области, в которых могут возникнуть разногласия, и уменьшить их вероятность. Общие области, в которых могут возникнуть проблемы делового партнерства, включают:

1. Потеря доверия

В рамках делового партнерства могут быть области бизнеса, о которых один партнер непосредственно осведомлен, а другой нет. Партнеры должны знать, что информация, которую они получают от своих партнеров, честна, и что, когда партнер говорит, что собирается выполнить задачу, он выполнит ее, когда обещал. Если доверие подрывается, это может привести к дополнительным проблемам, и партнеры должны работать над восстановлением этого доверия как можно быстрее.

Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)

2. Борьба компании

Когда бизнес не достигает своих целей, естественно, что те, кто в нем участвует, испытывают повышенное давление. Деловым партнерам важно найти выход для любого напряжения, связанного с борьбой компании. Это не только позволяет избежать переноса этих проблем во взаимодействие с партнером, но также позволяет беспристрастно принимать решения для решения любых проблем, что может быть полезным способом поиска решений.

3. Разные приоритеты

Деловые партнеры, у которых разные приоритеты, могут столкнуться с конфликтом из-за планов, когда один партнер хочет посвятить время или ресурсы проекту или отделу, который другой партнер считает малоприоритетным. В таких ситуациях партнерам важно находить компромиссы, которые устраивают все стороны.

Как избежать ошибок в бизнесе

4. Финансовая несправедливость

Важно, чтобы все партнеры в бизнесе чувствовали, что с ними обращаются справедливо в отношении справедливости в бизнесе. Если один из партнеров считает, что он получает непропорциональную долю в компании или долю прибыли по сравнению с процентом финансирования, который они предоставили компании, это может привести к разногласиям, которые партнеры должны разрешить для долгосрочного здоровья компании. компания.

5. Уровень инвестиций

Если партнеры по бизнесу не имеют одинаковых финансовых вложений в компанию, это может привести к проблемам, даже если доли в бизнесе компенсируют разницу. Партнер, вложивший в компанию больше денег, может разочароваться, если почувствует, что компания развивается не так быстро, как хотелось бы, и могут возникнуть разногласия, если он почувствует, что менее вложенный партнер не так обеспокоен. Часто партнер с более крупными инвестициями получает выгоду от усиления контроля или участия в прибыли компании, чтобы смягчить проблему такого типа.

6. Отсутствие границ

При работе с партнером важно сохранять разделение между работой и личными чувствами. Когда один или несколько партнеров в деловых отношениях не соблюдают границы между работой и не-работой, либо привнося внешние проблемы на работу, либо пытаясь чрезмерно проникнуть в личную жизнь партнера, это может привести к проблемам в партнерстве. Уважение личных границ друг друга в профессиональных отношениях снижает вероятность возникновения проблем.

7. Стиль управления

Если у вас, как у старшего сотрудника компании, и у вашего делового партнера разные подходы к управлению персоналом, это может привести к разногласиям. Однако это также может быть использовано в ваших интересах, поскольку разные сотрудники реагируют на разные раздражители на рабочем месте, и даже один и тот же сотрудник может лучше реагировать на один стиль в одних обстоятельствах и другой стиль в других. Наличие партнеров, способных к более широкому диапазону стилей, позволяет вам обеспечить наиболее эффективное руководство каждым из них.

8. Личные привычки

Важно, чтобы все партнеры уважительно относились к другим членам компании и находили решения, если поведение одного или нескольких партнеров расстраивает других. Личные разногласия могут быть вызваны тем, что один из партнеров считает поведение другого непрофессиональным или считает действия другого расстраивающими. Создание политики поведения компании позволяет искоренить проблемные личные привычки.

9. Дисбаланс мощности

Когда два или более партнера владеют совместным бизнесом, важно, чтобы каждая сторона чувствовала себя комфортно с уровнем власти, которой они обладают. Это особенно важно, если партнеры формально находятся на равном уровне в компании. Если сотрудники проявляют повышенное уважение к одному партнеру или один партнер имеет больший контроль над принятием решений, это может вызвать разногласия между деловыми партнерами. Когда возникает дисбаланс, для решения проблемы может потребоваться встреча с персоналом и обеспечение должного уважения ко всем партнерам.

10. Ролевой дисбаланс

Когда партнеры не несут ответственности за аналогичные рабочие нагрузки, это может привести к проблемам. Партнер, ответственный за большую работу в компании, может чувствовать, что его просят сделать больше, чем его справедливая доля работы, в то время как партнер с меньшими обязанностями может чувствовать, что его несправедливо не допускают к работе в компании. Если партнер считает свою нагрузку неприемлемой, корректировка распределения обязанностей может помочь исправить ситуацию.

11. Различия в стоимости

Личные ценности профессионала влияют на решения, которые он принимает профессионально, и могут влиять на ценности его компании. Если партнеры в компании расходятся во мнениях по ключевым вопросам личных ценностей, это может привести к проблемам в партнерстве. Поскольку люди часто твердо придерживаются ценностей, один из способов избежать проблем, связанных с ценностями, — это обсудить свои основные ценности с потенциальными партнерами до формирования партнерства. Когда различия в ценностях создают проблемы во время партнерства, подумайте, насколько сильно каждая из сторон относится к этому вопросу, и работайте над мировым соглашением.

Советы для здорового делового партнерства

Когда вы владеете своим бизнесом с одним или несколькими партнерами, важно сделать ваше партнерство как можно более совместным. Эти методы могут помочь вам получить наилучшие результаты для вашей компании:

  • Держите общение открытым: любое партнерство требует честного общения, чтобы добиться успеха. Наличие открытых линий связи позволяет вам обсуждать проблемы при их появлении, чтобы вы могли найти решения до того, как они перерастут в более серьезные проблемы, для решения которых потребуется больше времени и ресурсов.
  • Создайте четкую политику: неопределенность создает повышенную возможность для разногласий в бизнесе. Чем тщательнее политика вашей компании в отношении повседневных ожиданий и политики разрешения конфликтов, тем легче становится разрешать любые споры с партнерами, поскольку у вас есть установленная структура для работы.
  • Говорите, когда эмоции слабы: Часто трудности, возникающие в профессиональной обстановке, могут вызвать усиление эмоций у вовлеченных сторон. Обсуждение разногласий может быть более эффективным, когда ни одна из вовлеченных сторон не испытывает приподнятых эмоций. Если одному или нескольким из вас нужно время, чтобы сбросить свое эмоциональное состояние, и разногласие не связано с неотложными проблемами времени, подумайте о том, чтобы подождать, пока у каждой из сторон будет время расслабиться, прежде чем разрешать разногласие.
  • Ищите компромиссы: если вы и ваш деловой партнер не согласны, лучшее решение может не совпадать ни с одним из ваших предпочтений. Работая вместе над поиском компромисса, вы можете быть уверены, что и вы, и ваш партнер получите то, что вы хотите от решения, и вы оба почувствуете, что ваше мнение услышано и уважаемо в компании.
  • Работа с посредником. Обычный источник трудностей между деловыми партнерами возникает, когда обе стороны настолько уверены в правильности своего мнения или подхода, что не желают идти на компромисс для достижения решения. Когда вы обнаружите разногласие, которое не можете решить самостоятельно, решение может найти беспристрастный посредник. Если обе стороны доверяют суждениям и беспристрастности посредника, их мнение по спору дает ценную информацию, которая может помочь вам прийти к соглашению.
Читайте также:  Структура контента для бизнес аккаунта

Источник: buom.ru

Беседа десятая «Долгосрочное сотрудничество. Партнерство. Подводные камни»

Долгосрочное сотрудничество

Здравствуйте, уважаемые мной читатели блога. Сегодня мы с Вами поговорим скорее о психологической наполняемой, но затронем и юридическую составляющую этой темы. Прежде всего, помним, что Партнерство бывает коммерческим и некоммерческим, бизнес, социальным и государственно-частным!

Партнерство — неакционированное совместное предприятие нескольких физических и/или юридических лиц, каждое из которых является его пайщиком и принимает непосредственное участие в его деятельности. Бизнес партнер – это человек, который вместе со своим коллегой, берет ответственность за все коммерческие риски, за получение прибыли. Но если Вы ясно представляете то, что Вас ожидает, став бизнес партнером, тогда смело вступайте в бизнес Партнерство.

Партнеры со стажем поймут меня как нельзя лучше, а тем, кому предстоит еще хлебнуть горя от нечистоплотных людей, полезно будет узнать о не совершенности системы и постараться по возможности избежать подобных ситуаций. Не важно, на каком уровне заключается сделка, будь то частное лицо, малый бизнес или огромная российская или зарубежная компания, кидалово случается повсюду! Только ставки у кого поскромнее, у кого посерьезнее.…Случись такое с Вами, и Вы будете, недоуменно открыв рот хлопать глазами или возмущаться не совсем приличными словами в адрес своего еще минуту назад любимого клиента и преданного Партнера по бизнесу. Никто не застрахован!

Существует несколько правил, которые помогают предупредить, предугадать, рассмотреть подводные камни длительного партнерства.

5 правил грамотного долгосрочного сотрудничества:

1. Коммерческое предложение

Если Вы бизнесмен средней руки или представитель небогатой бюджетной организации, Вам лучше не замахиваться на длительную рекламную кампанию, а работать на телефоне и непосредственно на контакте с потенциальным клиентом. Вашим будущим преданным Партнером на выгодных предложенных Вами условиях для каждой из сторон, может стать любой постоянный или потенциальный клиент.

2. Сбор информации

Вам может показаться, что Вы хорошо знаете Вашего клиента, потому, что работаете с ним продолжительное время и считаете, что его дела в бизнесе прозрачны. Но стоит помнить, что это только с Вашей стороны. Следует досконально, но корректно изучить дела Вашего потенциального Партнера в глобальной сфере бизнеса, поинтересоваться его бизнес — репутацией.

Как он ведет себя со своими клиентами, как обстоят дела с поступлениями денег и проплатой. Осведомиться о будущих планах. Уверяю Вас, что если Вы услышите, хотя бы одно замечание в адрес желаемого Партнера, стоит немедленно прислушаться, потому, что в будущем расхлебывать придется Вам. Или, как Вам покажется, неверно сложившийся стереотип на самом деле мешает им спокойно и продуктивно работать, не верьте. Если клиент «чист», смело оформляйте отношения!

3. Бизнес – план сотрудничества (Партнерства)

Не маловажный пункт. Вы должны реально оценивать свои шансы, положение и роль в совместном бизнесе. Вы обязаны вместе с будущим Партнером четко изложить на бумаге свои планы. Некоторые считают, что это пустая трата времени, но, в сущности, не могут объяснить концепцию и суть настоящего проекта. Такой безграмотный подход к делу приводит к неутешительному результату.

Вы просто исчерпаете свой потенциал, не начав работать.

4. Устав Партнерства (коммерческий, некоммерческий аккредитованный) обязателен.

Включает в себя:

— предмет и цели деятельности Партнерства

— права и обязанности Партнерства

— права и обязанности членов Партнерства

— срок действия Партнерства

— юридические адреса сторон

5. Договор (соглашение).

— регулирующего права и обязанности пайщиков;
— порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли;
— сроки действия;
— условия прекращения деятельности;
— форму солидарной ответственности.

А Что делать, если Вы заподозрили в нечестности своего Партнера по бизнесу? Что предпринять, если Вы оказались в невыигрышном варианте сделки? Как доказать свои права по договору? Как указать на обязанности Партнера, по договору?

И, самое главное, как заставить не желающего идти на соглашение Партнера, выполнить хоть какие – нибудь обязанности по договору? Судиться не нравиться ни кому, а приходится! Каждая сторона понимает, что ввязывается в немыслимую рутину, которая истреплет последние нервы, причем больше той стороне, которая по логике действительно права, не говоря уже об обязанностях по договору! Самое страшное и несправедливое для Вас – это то, что Вы можете и не выиграть! Как избежать судебного процесса и постараться все решить мирным путем?

1. Нужно ожидать ситуацию, что Партнерство на долгосрочную перспективу может привести к драматическому расколу.

2. Не мало важен человеческий фактор — Вы можете проводить больше времени с Вашим бизнес-партнером, чем с кем-либо другим, так что потери очень интимные и личные деловые отношения могут привести к серьезным проблемам.

3. Вы должны консультироваться и вести переговоры с Вашим Партнером, так как Вы больше не можете принимать решения самостоятельно. Таким образом, Вы должны быть более гибкими.

4. Вы должны понимать — что является более ценным для Вашего сотрудничества:

— творческий генератор идеи

— или умение продать идею или услугу

Минусы:

1. Вы оба несете ответственность за долги бизнеса и ошибки других. Так что, если бизнес терпит неудачу, и Вы берете на себя долги, а ваш Партнер не платит свою долю, вы все равно Вы будете обязаны платить. Это даже в том случае, если долги образовались без Вашего ведома.

2. Вы должны уметь разделить свою прибыль и принять решение о том, как вы цените время и навыки друг друга.

3. Задумайтесь, что произойдет, если один из Вас вкладывает по 60 часов в неделю, а другой не прилагает никаких усилий?

4. Что произойдет, если один Партнер не может уложиться в более короткие сроки из-за личных обстоятельств, таких, как обязанности по уходу или болезнь?

5. Если нет никакого юридического требования для создания Партнерства, то вы крайне внимательно должны рассмотреть официальный письменный договор. Долгосрочные отношения похожи на долгосрочный брак, и за годы совместной работы, может возникнуть щекотливые ситуации, отношения могут измениться, и могут разгореться горькие правовые бои, если ничего не было оформлено в письменном виде в самом начале.

Плюсы:

1. Два человека, работающие вместе имеют бесплатные навыки, которые могут быть весьма экономически эффективными, Вы сможете специализироваться вместе во многих вопросах и быть более компетентными в определенных аспектах своего творчества.

2. Два человека, знают больше, чем один. Вы имеете доступ к более широкому кругу знаний, навыков и контактов.

3. Вы можете быть в двух местах одновременно.

4. Партнерство предоставляет моральную поддержку и позволяет обеспечить более творческие мозговые штурмы.

Читайте также:  Как пережить трудные времена в бизнесе

5. Вы можете обмениваться ресурсами, такими, как деньги или оборудование.

6. Вам нужно быть более организованным, чем когда Вы вели свой собственный бизнес, это часто означает, что партнерские связи более эффективны в управлении и в финансовой системе, чем индивидуальное предпринимательство.

Если вы хотите остаться друзьями после Вашего бизнес — раскола, то будет невероятно важным, чтобы Ваша правовая сторона была грамотно полностью охвачена. Хорошим примером являются модельеры Доменико Дольче и Стефано Габбана от Дольче и Габбана, которые недавно распались после 19 лет совместной работы и плодотворного сотрудничества, но которые успешно продолжают управлять компанией.

Проблемы сотрудничества в бизнесе

конкуренция
сотрудничество
виды сотрудничества
способность к сотрудничеству
психологическая готовность к сотрудничеству.

1. Адлер А. Техника лечения // Наука жить. — Киев, 1997. — URL: http://lib.ru/PSIHO/ADLER/Adler-2.txt_with-big-pictures.html.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. — СПб. : Питер, 2006. — 526 с.

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / пер. с англ. М.А. Ковальчука, под ред. В.С. Магуна. — М. : Аспект-Пресс, 1999. — 517 с.

4. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. — СПб. : Питер, 2002. — 544 с.

5. Граттон Л. Как возникает готовность к сотрудничеству. — Электронная версия: http://www.cfin.ru/management/people/motivation/hot_spots.shtml.

6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 480 c.

7. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005. Национальная психологическая энциклопедия. 23.03.2012. — Электронная версия: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/psihologicheskaja-gotovnost.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 480 с.
9. Курбатов В.И. Анатомия и психология бизнеса. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 320 с.

10. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции / пер. с англ. В. Батуринского, под ред. автора. — СПб, 1907 (В кн.: Сочинения. Т. 7).

11. Маликова И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству : автореферат дис. . канд. психол. наук. — Самара, 2005.

12. Молчанов И. Психология лидерства. Имидж лидера и психология лидерского поведения. — Электронная версия: http://psyfactor.org/lider4.htm.

13. Педагогика сотрудничества. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
14. Политический словарь. — URL: http://mirslovarei.com/content_pol/SOTRUDNICHESTVO-1523.html.

15. Психологическая готовность. Национальная психологическая энциклопедия. — URL: //http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/psihologicheskaja-gotovnost.

16. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения : автореферат дис. . канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 2004.

17. Сотрудничество. — Электронный ресурс: http://tolkslovar.ru/s10131.html .

18. Сотрудничество в семье и в бизнесе. — Электронный ресурс: http://www.b-seminar.ru/article/show/582.htm.

19. Сотрудничество // Энциклопедия практической психологии. — URL: http://www.psychologos.ru/

20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — В 4-х томах / пер. с нем. — М. : Генезис, 1998. — Т. 1. — 160 с.

21. Deutsch M. A theory of cooperation competition // Human Relations. — 1949. — № 2. — P. 129-152.

22. Keenan P., совместные действия, деятельность; работа в каком-либо учреждении; участие в качестве автора в работе какого-либо печатного органа» [17]; «совместный труд на достижение конкретной цели» [18]. В конфликтологии сотрудничество рассматривается как «кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон» [2, с. 409]. Стратегия сотрудничества противопоставляется стратегии соперничества в конфликтной ситуации. В работах психологов сотрудничество — «совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду» [19], «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников» [14].

Следует отметить, что в представленных определениях «сотрудничество» выступает преимущественно как процесс, знаменующий собой взаимовыгодную совместную деятельность, взаимодействие субъектов, что вполне соответствует эмпирическому проявлению данного феномена. В частности, призывы к сотрудничеству, подписанию соглашений о сотрудничестве — одно из важных направлений деятельности прогрессивных политиков и бизнесменов.

Создаются самые разнообразные «профессиональные» объединения бизнесменов — «от Ассоциации российских банков до Московской гильдии пекарей. Чтобы занять свою нишу на рынке не обязательно победить всех, часто проще всего договориться с партнерами. Существуют многочисленные ситуации, когда партнерство в бизнесе — и именно партнерство между конкурентами — выгодно обеим сторонам. При этом одно не исключает другого: быть партнерами — не значит отказываться от конкуренции, быть конкурентами — не означает отказываться от партнерства в любых ситуациях» [9, с. 164-165].

Значение сотрудничества в совместной деятельности продемонстрировано во многих экспериментальных исследованиях. Например, М. Дойч показал [21], что в группах, собранных для решения каких-то задач, наблюдается большее дружелюбие и внимание, когда создана атмосфера сотрудничества, а не преобладает атмосфера конкуренции. В исследованиях П. Кинани, П. Карневале показано, что сотрудничество внутри каждой из групп может стимулировать сотрудничество между группами [22]. То есть отношения сотрудничества, установившиеся в одной группе, часто выносятся вовне, когда позже этой группе приходится взаимодействовать с какой-то другой группой [цит. по: 3, с. 352].

Сотрудничество также широко рассматривается психологами и психотерапевтами в контексте психологического консультирования и психотерапии. В частности, А. Бек указывал на то, что одним из кардинальных принципов когнитивной психотерапии является создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия [4]. Традиционный для психотерапии термин «сопротивление клиента» А. Бек заменяет на «отказ от сотрудничества», который может проявляться прямо (например, опоздание или неявка на прием) или более тонко через нежелание сообщать некоторую информацию на сессиях.

Значимость сотрудничества в условиях учебного взаимодействия субъектов нашла свое отражение в педагогике сотрудничества, основывающейся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я» [13]. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова.

В отечественной психологии в многочисленных исследованиях также широко представлена проблема учебного сотрудничества (А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, В.Я. Ляудис, Г.А.

Цукерман, В.В. Рубцов, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, А.К. Маркова и др.). Анализируя эти исследования, И.А. Зимняя отмечает, что учебное сотрудничество — термин, обозначающий многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений [8, с. 407]. Психолог Т.А. Рунова [16] определяет учебное сотрудничество как особую форму учебного взаимодействия детей друг с другом и учителем, для которого характерна личностная инициатива детей, возникновение учебного диалога, взаимный обмен информацией, позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия. Согласно И.В. Маликовой [11], способность первоклассника к учебному сотрудничеству — это интегративное личностное образование, опосредующее предметные отношения субъектов учебного сотрудничества, характеризующее субъектную позицию первоклассника в этом процессе в единстве личностно-смыслового (осознанность сферы отношений, субъективная значимость партнера, мотивы сотрудничающего поведения), эмоционально-оценочного (эмоциональная привлекательность партнера по взаимодействию, эмоциональная децентрация как идеальная постановка себя в позицию другого, эмпатический отклик), функционально-ролевого (учебная инициатива, стремление овладеть нормами, образцами учебного сотрудничества) компонентов отношения «Я — другой».

Проблема создания условий для развития способности к сотрудничеству в процессе обучения актуальна и в зарубежных исследованиях. Будучи приглашенным в качестве консультанта департамента образования Остина (штат Техас), Э. Аронсон [3] наблюдал процесс обучения в младших классах.

В результате он сделал вывод, что при традиционном обучении, когда учитель вызывает отвечать лишь одного из нескольких желающих, которые должны дать ответ, удовлетворяющий учителя, ученики усваивают, что в классе есть один и только один эксперт — это учитель, и что есть только один правильный ответ на вопрос, заданный учителем. Задача учеников состоит в том, чтобы догадаться, какой именно ответ нужен учителю.

Читайте также:  Икона что помогает в бизнесе

Ученики также усваивают, что доставить удовольствие учителю они могут, активно демонстрируя то, какие они умные, опрятные, благонравные. Лишь тогда они заслужат любовь и уважение этого наделенного силой и властью человека, который будет добр к ним и расскажет родителям, какие у них хорошие дети. Общение же со сверстниками никакой подобной награды не приносит.

Сотрудничество между учениками в классе большинством учителей пресекается: во время урока оно рассматривается как помеха учебному процессу, а во время экзамена называется «жульничаньем». «Неуспешные» ученики испытывают чувство зависти и ревности по отношению к успешным ученикам, дразнят их, а на школьном дворе они могут перейти к физической агрессии. В свою очередь успешные ученики презирают «неуспешных». Результатом этого процесса является отсутствие дружбы и понимания среди детей в классе, а также в других ситуациях.

Таким образом, проблема сотрудничества достаточно широко представлена в различных исследованиях, но практически во всех определениях сотрудничество рассматривается в своем процессуальном аспекте как форма поведения, взаимодействия, совместной деятельности. Особый интерес представляет собой рассмотрение сотрудничества — как особого свойства личности, являющегося условием успешного взаимодействия субъектов в процессе совместной деятельности.

Одним из первых психологов, кто стал говорить о необходимости формирования способности к сотрудничеству, был ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии А. Адлер. Интерес к другим людям и способность к сотрудничеству А. Адлер рассматривал как главные условия психического здоровья человека, отмечая, что «человек никогда не будет невротиком, если он стремится к сотрудничеству».

Согласно А. Адлеру, «индивидуальная. психология придает большое значение тому, чтобы направить душевное развитие человека по нормальному пути с помощью формирования в нужной степени способности сотрудничества. Это вы должны себе уяснить совершенно четко. А затем и все жизненные проблемы должно научиться решать через сотрудничество. Всякий пациент, не обладающий способностью к сотрудничеству, будет перед лицом экзогенных факторов испытывать душевное напряжение» [1].

Способность к сотрудничеству необходима в любой совместной деятельности, при установлении деловых связей, коллегиальном, сопричастном стиле руководства, коллективном/групповом принятии решений, согласовании действий, целей и задач. Как отмечает генеральный директор инвестиционного банка Goldman Sachs Джон Тейн, «люди, которые не очень хорошо работают в команде, даже если они сами по себе отличные специалисты, как правило, не добиваются больших успехов в нашей фирме.

Так что отношение типа «я — суперзвезда, но не могу работать с другими» воспринимается нами как большой недостаток» [цит. по: 5]. Исследователями рассматривается вопрос, касающийся условий формирования готовности личности к сотрудничеству. По мнению Л. Граттон [5], готовность к сотрудничеству складывается как результат целой системы приемов, практики, поведения и норм.

При этом из всех факторов, влияющих на склонность к сотрудничеству, именно демонстрация руководителем компании готовности к сотрудничеству оказывается наиболее существенным. И наоборот, конкурентное поведение руководства организации и ожидания аналогичного поведения от рядовых служащих являются основными причинами, по которым в компании не возникает сотрудничества.

Американские психологи Дж. Кенджеми и К. Ковальски [12], исследовав особенности поведения 100 действующих руководителей высшего звена, обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров.

Одним из таких качеств была названа способность к сотрудничеству, согласно характеристике которой, успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне.

Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. В современных исследованиях можно найти упражнения, направленные на развитие способности детей и школьников сотрудничать. Например — книга К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» [20].

Но, как видим, в названии сотрудничество рассматривается как процесс, а в содержании книги отсутствует психологическая характеристика самого феномена «сотрудничество», не представлены механизмы его формирования. Таким образом, способность и готовность личности к сотрудничеству является не только условием успешного осуществления любой совместной деятельности, но и условием самореализации личности. Целенаправленное формирование способности к сотрудничеству может являться одной из задач психологической службы образования. Постановка данной задачи потребовала от нас формулирования понятийного аппарата исследования, результаты которого явились следующими.

Способность к сотрудничеству — это комплексное свойство личности, обеспечивающее взаимопонимание и согласие людей друг с другом в совместной деятельности. По своей сути данная способность проявляется в умении взаимодействовать (быть) с другими людьми ради сохранения отношений и достижения обоюдовыгодного результата. Психологическая готовность к сотрудничеству — сформированность у субъекта психологических свойств, обусловливающих взаимовыгодное взаимодействие с участниками совместной деятельности. Психологическая готовность к сотрудничеству включает в себя, помимо способности к сотрудничеству, также осознание необходимости и желание сотрудничать.

В соответствии с общей характеристикой феномена «психологической готовности» [15], а также сущности сотрудничества можно говорить о следующих компонентах психологической готовности к сотрудничеству:

  1. мотивационный компонент — желание и стремление общаться и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, предполагающее осознание ценности коллективного разума, ценности сохранения и поддержания позитивных отношений с окружающими как условия эффективной самореализации личности;
  2. когнитивный компонент — знание и когнитивное принятие психологических условий эффективного межличностного и командного взаимодействия, границ сотрудничества, барьеров общения и способов их преодоления;
  3. эмоционально-регулятивный компонент — умение преодолевать деструктивные психоэмоциональные состояния (зависть, обиду, злорадство, презрение, гнев, раздражительность и др.) и проявлять понимание, принятие, эмпатию, симпатию, признательность (чувство благодарности), альтруизм (заботливость);
  4. конативный (поведенческий) — владение психологическими приемами и средствами установления и поддержания контактов, коллегиального стиля общения, бесконфликтного конструктивного диалога и отказа от конфроктации, цивилизованного влияния на партнера по общению, проявления толерантности, формирования сплоченной команды.

Каждый из этих компонентов может целенаправленно формироваться в ходе специально подобранных заданий и упражнений. Базовым психологическим механизмом готовности к сотрудничеству является осознание и принятие ценности сотрудничества как условия успешной самореализации и самоактуализации.

В связи с рассматриваемой проблемой нами было проведено экспериментальное исследование способности к сотрудничеству у студентов первого курса, обучающихся по направлению «Управление персоналом» в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой. Для этого использовалась специально разработанная психодиагностическая методика (автор Т.А.

Дубовицкая). Также использовались: тест Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации; методика для определения уровня конструктивного взаимодействия в группе (авторы Т.А. Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая), методика социально-психологической самоаттестации коллектива (автор Р.С. Немов).

В ходе проведенного исследования установлено, что уровень сотрудничества у студентов сформирован в разной степени. Высокий уровень способности к сотрудничеству имеют 38,1% студентов; средний уровень — 57,1%; низкий уровень — 4,8% студентов. То есть, несмотря в целом на удовлетворительные результаты, способность студентов к сотрудничеству нуждается в специальном развитии, особенно это имеет отношение к студентам с низким и средним уровнем сформированности способности к сотрудничеству.

Заключение. Приоритетной задачей современного высшего профессионального образования становится подготовка компетентного специалиста, обладающего, в том числе, опытом конструктивного социального взаимодействия, способностью и готовностью к сотрудничеству с коллегами в совместной профессиональной деятельности. Целенаправленное формирование способности к сотрудничеству может осуществляться в процессе специальной тренинговой работы со студентами на основе представленной в данной статье структуры психологической готовности к сотрудничеству и ее компонентов.

Рецензенты

  • Маджуга А.Г., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Цветкова Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФКОУ ВПО «Псковский юридический институт ФСИН России», г. Псков.

Источник: science-education.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин