Проблемы социальной ответственности бизнеса в России

Современное состояние социальной ответственности бизнеса

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги.

По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое.

В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами.

Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями [7, с. 52].

Как и многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.

В последние несколько лет дискуссия о социальной ответственности стала в России одной из ведущих общественных тематик. Выборочный опрос предпринимателей Российской Ассоциации менеджеров в России показал, что важной проблемой в России является проблема взаимодействия бизнеса, государства и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса.

Причем это относится как к внутренним, так и к внешним социальным проектам. Однако публичная дискуссия о социальной ответственности как правило затрагивает только вопросы социальной ответственности бизнеса.

Это понятно, так как население в значительной степени воспринимает крупный бизнес, особенно олигархический, как неправедный, получивший свой основной капитал за счет присвоения общенародных природных ресурсов и средств производства, в результате чего государство не может эффективно и в полной мере удовлетворять социальные потребности большинства населения. У российских предпринимателей пока нет четкого понимания того, какая модель социальной ответственности бизнеса для них наиболее приемлема.

Для большинства из них выбор модели социальной ответственности пока новация, а корпоративная социальная ответственность бизнеса чаще всего отождествляется именно с внешней корпоративной социальной политикой. Можно сказать, что не только теория, но и практика социальной ответственность российского бизнеса находится в процессе становления.

Выборы в 2007 г. Государственной Думы и в 2008 г. Президента страны обострили обсуждение проблем социальной ответственности бизнеса. И это несмотря на попытки российских предпринимателей посредством многочисленных социальных проектов (затраты бизнеса в 2005 г. составили 150 млрд. руб.) продемонстрировать свою ответственность перед обществом. В настоящее время в Российской Федерации все еще преобладают сформированные олигархическим капиталом представления, согласно которым бизнес имеет право и должен самостоятельно определять степень своего участия и меру своей ответственности за социальное развитие общества. Это связано с тем, что, начиная с 1990-х гг., в России была выбрана американская (раннеиндустриальная) модель экономического развития и, соответственно, стала практиковаться американская модель социальной ответственности. В последние годы, с ростом экономики страны, российские предприниматели начинают все больше тяготеть к современной европейской модели корпоративной социальной ответственности, считая необходимым активизацию роли государства в этих вопросах. Однако, хотя в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. наша страна определяется как социальное государство, и через 15 лет новой истории России нельзя категорически утверждать, что эта статья Конституции РФ в полной мере выполняется [3, с. 42]

Социальная хартия российского бизнеса исповедует принципы корпоративной социальной ответственности. Хотя документ излишне декларативен, его принятие имеет позитивный социальный эффект с точки зрения влияния на все деловое сообщество.

Анализ практики участия российского бизнеса в социальных программах демонстрирует переход от традиционной «хаотичной» модели благотворительности к социально инвестирующему бизнеса. В области социальных инвестиций в России выявляются проблемы, связанные с рядом институциональных несовершенств: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, и, как следствие, бизнес — структуры вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещать» государство в социальной сфере.

Во взаимоотношениях государства и предпринимателей главную роль играет государство, а подчиненную — бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью.

Выстраивая ту или иную налоговую политику и иную политику в отношении бизнеса на федеральном и региональном уровнях, власть может создавать условия или препятствовать, как развитию бизнеса вообще, так и его социальным проектам. Чрезмерное налоговое бремя сокращает доходы и препятствует социальной активности бизнеса.

Действует административный произвол, при этом значительная часть «пожертвований» бизнеса не доходит до социальных потребителей. Проект (начиная с муниципального уровня) может быть крайне невыгоден предпринимателю, но давлением административных структур он принуждается к его финансированию. Представление о социальной ответственности бизнеса искажается, так как социальная ответственность превращается таким образом в разновидность «скрытого социального налога», простое «социальное пожертвование». Согласно выборочному опросу предпринимателей Российской Ассоциации менеджеров в России, социальные инвестиции бизнеса направлены в основном на внутренние программы. По данным исследования, от общего объема социальных инвестиций крупный бизнес направляет средства: на развитие персонала — 52,3%; на ресурсосбережение — 17%, на охрану здоровья — 12,6% и только 10% предназначаются на развитие местного сообщества [2, с. 47].

Исследование, проведенное Ассоциацией российских менеджеров в 2004 г., показало, что в российском обществе сущность социальной ответственности по- разному понимается менеджерами, потребителями, региональными чиновниками и СМИ. По мнению менеджеров и населения, социальная ответственность бизнеса — это:

  • — выпуск качественной продукции (47,5% опрошенных менеджеров и 46% населения);
  • — соблюдение законов (35% и 35,5% соответственно);
  • — уплата налогов (29,5% и 30,4%);
  • — охрана окружающей среды (31,5% и 30%);
  • — улучшение условий труда (33,5% и 22,5%);
  • — выплата высоких зарплат (11,5% и 19,1%).
Читайте также:  Изготовление натурального масла дома как бизнес

Все проблемы можно разделить на три группы: взаимодействие между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом и самоорганизация бизнеса. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в последний год произошли существенные изменения.

Опасения вызывает тот факт, что около 40 процентов опрошенных руководителей предприятий указали на то, что в течение последний трех лет нарушались законные права их предприятий. Интересно, что больше всего этим грешат именно федеральные, а не местные органы власти. Причем, еще в 2002 году этот факт отмечали только 26% респондентов.

Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти.

А с другой — на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий.

Еще более наглядно проявляет себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию.

Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних трех лет фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.

Ситуация осложняется еще и тем, что наличие качественных законов не является гарантией игры по правилам в российской экономике. Большую роль играет складывающаяся практика правоприменения.

Предприятия берут на себя социальную ответственность частично потому, что само государство не в состоянии качественно оказывать социальные услуги населению, а это влияет на их собственную экономическую эффективность.

Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн.

Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий реального сектора экономики является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений эта проблема выглядит еще более острой.

При этом и качество среднего профессионального образования оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень подготовки его выпускников.

Уже многие динамично развивающиеся сферы бизнеса имеют свои собственные образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу не регулирует. И вся система функционирует только за счет средств бизнеса [4, с. 27].

Можно сказать, что в виде выпускника предприятие получает отечественный автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном из совещаний, организованном департаментом образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?

Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства и это называется социальной ответственностью. Это связано в первую очередь с отсутствием соответствующей государственной политики в сфере социальной ответственности бизнеса. Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. Ведь их в мире существует порядка пяти.

От европейской модели — ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечения их эффективного использования, до модели Японии и Южной Кореи, где бизнес отвечает практически за все. В России сегодня «портфель социальных услуг» предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств. А в ряде случаев, и под давлением власти. Он часто связан не столько с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи бизнеса выполнение функций власти.

Предприниматели оценивают перспективы российской экономики очень показательно. На фоне сегодняшнего относительного благополучия будущее в оценках предпринимателей выглядит, по меньшей мере, неясным. Прогноз экономической ситуации достаточно пессимистичен: оценка средне-стабильная в ближайшей и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе руководители видят угрозу потери стабильности.

Наиболее оптимистичным выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.

Источник: studwood.net

Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России

Эта проблема становится одной из самых серьезных. Значительная часть российского бизнеса стала осознавать ошибочность неолиберальной концепции чистого рынка, ее негативное воздействие не только на социальную стабильность, но и на чисто экономические результаты деятельности корпораций.

Одна из иллюзий массовых ожиданий в начале экономических реформ в России состояла в том, что «богатство» (предпринимательский доход), накапливаясь на одном «полюсе», затем будет перераспределяться между остальными членами общества в виде создания рабочих мест, поступлений в бюджет для обеспечения нетрудоспособных граждан и выплаты заработной платы работникам бюджетных отраслей. Российская реальность не подтвердила этих ожиданий.

Читайте также:  Аттракцион качалка как бизнес

В результате крупномасштабной приватизации стала расти безработица, возросла дифференциация доходов разных групп населения, увеличилось социальное расслоение, значительная часть населения оказалась на грани или за чертой бедности, упала эффективность производства и т.д. Многим стало ясно, что экономическая эффективность и получение прибыли не могут быть единственными целями цивилизованного бизнеса. В массовом сознании россиян утвердилось понимание того, что огромные состояния, которые были нажиты за несколько лет в процессе разгосударствления собственности, являются результатом не упорного труда и честной конкуренции, а чаще всего — результатом неравного доступа к распоряжению госсобственностью и легализации теневых капиталов.

Само накопление денег в нынешних условиях признается делом несправедливым, а концентрация «неправедных» денег — тем более. О проблеме обеспокоенности бизнесменов отношением к ним общества было заявлено еще в 1995 г. на Втором конгрессе российских предпринимателей. «Нас не любят» — так в общем можно резюмировать высказывания участников форума на тему «Предприниматель и общество». И хотя на конгрессе была принята Хартия бизнеса России, задачей которой фактически было провозглашено формирование положительного имиджа предпринимателя, отношение общества к российским бизнесменам с тех пор существенно не изменилось.

Тема социальной ответственности бизнеса получила дополнительный импульс в 2003 г., когда президент Путин в послании Федеральному собранию назвал приоритетной задачей победу над бедностью и призвал олигархов делиться. Вскоре после этого был арестован топ-менеджер ЮКОСа Платон Лебедев. А в октябре 2004 г. РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) решил помогать государству в реализации масштабных социальных программ и создал в РСПП пост вице-президента по социальной ответственности бизнеса.

Принципы корпоративной ответственности

В ноябре 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) была одобрена Социальная хартия российского бизнеса, в которой провозглашаются основные принципы ведения бизнеса в условиях экономической и финансовой устойчивости предприятий, обеспечения качества продукции, экологической безопасности, а также участия в развитии местного сообщества.

Социальная ответственность сегодня определяется как выстраивание деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:

  • • производство качественной продукции и услуг для потребителей;
  • • создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
  • • соблюдение требований налогового, экологического, трудового законодательства;
  • • эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
  • • учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
  • • вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Этот документ основан на принципах корпоративной социальной ответственности, его принятие имеет позитивный эффект. При этих заметных положительных тенденциях в развитии социальной ответственности предприятий не следует преувеличивать социальную активность российского бизнеса. Так, «сырьевой» бизнес продолжает проводить политику «взять ресурсы», а не закрепиться на территориях. Предприниматели во всех сферах деятельности мало внимания уделяют природоохранной деятельности и развитию социальной инфраструктуры территорий.

С другой стороны, государство тоже не проявляет особой активности, оно пока не определилось, какую часть социальной ответственности должен взять на себя бизнес, а какую — государство. Провозгласив Россию социальным государством (при наличии огромных запасов полезных ископаемых и топливно-энергетических ресурсов), государственная власть пока не нашла эффективных схем развития реального сектора экономики и построения действительно социального государства, не определила в нем место и роль бизнеса.

Тем не менее нынешнее состояние социальной ответственности по сравнению с совсем недавним прошлым создает более благоприятные условия для улучшения социального климата в российском обществе и служит делу повышения качества жизни населения.

Источник: studme.org

Проблемы социальной ответственности бизнеса в россии

Концепция социально ответственного бизнеса не является однородной по своему содержанию, ряд ее положений остаются дискуссионными. В их число входит: трактовка самого понятия социальной ответственности бизнеса; экономическая эффективность политики социальной ответственности; достоверность и объективность оценки критерия вовлеченности компании в решение социальных проблем общества; добровольность социальной ответственности бизнеса; непредсказуемость последствий активного вмешательства представителей бизнеса в социальные процессы Сахранова К.Л.Основные факторы формирования концепции социально-ответственной реорганизации предприятий (СОРП) // Материалы Международной научной конференции МГУ «Ломоносов-2012». С. 19..

В результате полемики между представителями крайних позиций сформировываются промежуточные позиции, в основе которых, в свою очередь, лежит основанная на принципе «разумного эгоизма» теория социальных инвестиций. Как считает автор, теория социальных инвестиций отражает сложившееся положение, при котором, в свою очередь, благодаря глобализации и институционализации социальной ответственности она превращается в безальтернативную политику для значительно большинства компаний.

Классификация программ корпоративной социальной ответственности по группам стейкхолдеров (заинтересованных сторон), на удовлетворение интересов которых нацелены эти программы, подразумевает выделение подобных групп стейкхолдеров, как:

г) поставщики и иные деловые партнеры;

д) местные жители;

е) общество в целом.

Развитие корпоративной социальной ответственности в России проходило в три этапа:

1991-1998 гг. — создание новой рыночной основы развития социальной инфраструктуры компаний, которая была обусловлена приватизацией государственной собственности и появлением нового слоя собственников достаточно крупного производства, участвующих в благотворительной деятельности;

1999-2006 гг. — развитие крупными предприятиями целевых социальных программ, которые выходили за пределы помощи отдельным трудовым коллективам;

2007-2013 гг. — формирование стратегического, комплексного подхода к социальной ответственности, как обязательного условия развития компании, что стало обязательным условием во время выхода на международные рынки капиталов.

Специального внимания заслуживает подобное направление социально ответственной политики компании, как венчурная филантропия, конечная цель которой, в свою очередь, в отличие от социального инвестирования, лежит не в области экономической эффективности, а в социальном реформировании.

Деятельность государства, которая направлена на расширение и закрепление социальной ответственности бизнеса, ставит под сомнение принцип добровольности, как одну из определяющих характеристик этой ответственности Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. / Под ред. С.Е.Литовченко, М.И.Корсакова. М. 2007. С. 20..

Главным субъектом социально ответственного бизнеса в России выступает достаточно крупный бизнес. Малые и средние предприятия включены в программы социально ответственного бизнеса в наименьшей мере и чаще выступают как получатели социальной помощи со стороны достаточно крупного бизнеса.

Читайте также:  Как работает девелоперский бизнес

Само понятие бизнеса формировалось в новой России после распада государственного социализма и создания предпосылок для проявления частной производственной инициативы. В течение 90-х гг. ХХ в. исторически первой формой социальной ответственности бизнеса стала благотворительность Суханова (Сахранова) К.Л.Отношение руководителей российских фирм к идее социально ответственного бизнеса // Социология власти. № 2. 2013. С. 24..

С точки зрения направленности социальных инвестиций трактовка социальной ответственности бизнеса представляется суженной: не все группы стейкхолдеров осознаются в роли получателей социальных инвестиций. Более того, понятие стейкхолдеров подменяется понятием социальных партнеров, в число которых, в свою очередь, входят общественные организации, инициативные группы общественности, местные и государственные органы власти Суханова (Сахранова) К.Л. Институционализация концепции социально-ответственного бизнеса // Современные гуманитарные исследования. № 2 (27). 2013. С. 19..

Анализ мотивации социально ответственного бизнеса в России показал, что представители российского бизнеса в своей социально ответственной политике руководствуются в значительно большей мере стремлением выполнять указания органов государственной или муниципальной власти достаточно крупных мегаполисов. На втором месте по значимости стоит мотив заботы о состоянии своих трудовых ресурсов компании, на третьем — стремление соответствовать западным стандартам. Потом, необходимая традиционная благотворительность (милосердие), которая реализуется в форме помощи нуждающимся. Достаточно низкой является значимость мотивов, таких как забота об экологии или мероприятия по сохранению русской культуры.

В целом, результат анализа мотивации КСО, подтвердил «этатистскую» природу социальной ответственности российского бизнеса. Основным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти.

На сегодняшний день рождается новая парадигма социальной ответственности российского бизнеса, а его главными элементами являются:

— корпоративное гражданство, которое подразумевает взаимную ответственность власти и бизнеса перед обществом, а кроме этого учет интересов предпринимателей не лишь в экономической, но и в социальной сфере;

— формирование взаимовыгодных механизмов социальных инвестиций бизнеса;

— главной политической моделью реализации социальной ответственности российского бизнеса в современных условиях становится модель его социального партнерства с обществом и государством;

— социальные инвестиции, которые расширяют понятие социальной ответственности бизнеса, предполагают переход от благотворительности к фокусированным социальным инвестициям компаний на региональном и национальном уровнях, нацеленным на решение актуальных для страны проблем в борьбе с бедностью, в области занятости, образования, безопасности, жилья, охраны здоровья и среды обитания Федорова Н. Н., Молькина М. В. Политические модели реализации социальной ответственности российского бизнеса в контексте социального партнерства // Высшая школа. — 2013. — № 1. — С. 67..

Именно соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной прозрачности компаний позволит судить о бизнес-сообществе, как о серьезном и надежном партнере государства в решении задач социальной политики, так и улучшении социального самочувствия населения. К настоящему времени в России еще не сложилась приемлемая модель взаимоотношений власти, общества и бизнеса. Население страны слабо консолидировано за счет отсутствия развитого гражданского общества и не способно цивилизованными методами влиять на государство в силу отсутствия определенных институтов, которым, в свою очередь, можно было делегировать собственные права и ожидать результативного их применения. Вложения бизнеса в корпоративную социальную ответственность не стимулируются государством, поэтому рост и масштабы социальных инвестиций бизнеса должным образом не увеличиваются. Ситуация усугубляется еще и сохраняющимся недоверием к бизнесу со стороны российского общества и западных партнеров, которые, в свою очередь, не видят реального вклада российских компаний в социальное инвестирование и не имеют открытой информации о состоянии дел в данной сфере деятельности Федорова Н. Н., Гусев А. А. Политические принципы, факторы и модели формирования концепции социального партнерства // Высшая школа. — 2013. — № 12. — С. 78..

Своеобразную типологию социальных программ российского бизнеса предлагает Н. Зубаревич:

Это благотворительность по типу Римской империи — «хлеба и зрелищ» («Разовые благотворительные проекты . в преддверии выборов» и «завоз попсы . на День металлурга или нефтяника»).

Систематическая имиджевая помощь социально уязвимым группам (искусство, культура, спорт (обычно футбол-хоккей)).

Социальные проекты на стыке внешней и внутренней социальной политики, когда в одно и то же время решаются внешние и внутренние социальные задачи (к примеру, переселение «Норникелем» собственных пенсионеров из Норильска для оптимизации расходов на социальную инфраструктуру города).

Социальные инвестиции в общество, в развитие человеческого капитала (вложения в здоровье населения, профилактику наркомании, в образовательные проекты).

На базе анализа существующих в мировой практике терминов и понятий, а кроме этого, многократных дискуссий и обсуждений, Ассоциация менеджеров предлагает следующее определение этого термина. Социальные инвестиции бизнеса — это технологические, материальные, управленческие или другие ресурсы и финансовые средства компаний, которые направляются по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов главных внешних и внутренних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен некоторый (хотя и не всегда и не просто измеряемый) экономический и социальный эффект.

Социальные инвестиции являются самой прогрессивной формой социально ответственного поведения бизнеса. В зарубежной литературе термин «социальные инвестиции» обычно относится к деятельности бизнеса в местном сообществе. В российских же условиях термин «социальные инвестиции» способен быть применим к какой угодно долгосрочной социально значимой деятельности компаний, которая направлена на решение социальных проблем как внутренних, так и внешних заинтересованных сторон.

Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать следующие выводы:

Первый вывод: российскому бизнесу необходимо самому активизировать политический процесс перевода социальной ответственности в правовую плоскость.

Второй вывод: в российских условиях общество и государство являются самыми важными стейкхолдерами современного бизнеса.

Третий вывод: государство располагает политическими, экономическими, информационными и административными ресурсами, а бизнес — финансовыми, инновационными и экспертными ресурсами, которые, в свою очередь, могли бы быть более эффективно применены для реализации социальной политики в стране.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин