Проблемы современной этики бизнеса

Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства — бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом рассмотрения в данном издании.

Работа содержит 1 файл

Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства — бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело. Но, прежде всего, охарактеризуем базовые понятия и определения того, что является предметом рассмотрения в данном издании.

Бизнес — инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Современные проблемы этики в психотерапевтическом пространстве. А. Шаболтас. А. Хидоятов. М.Спасская

Иными словами, бизнес — это профессиональная экономическая деятельность, построенная на инициативе и постоянных инновациях, направленная на увеличение капитала, получение прибыли, используемой на расширенное воспроизводство и качественное совершенствование предприятия, своего дела, удовлетворение собственных и общественных потребностей. Цель бизнеса в России сегодня — не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного кризиса.

Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

Психология бизнеса — сфера науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействия и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально-психологического климата; исследование психологии руководства и лидерства, личности и деятельности руководителя, отношений между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, вопросов подготовки кадров руководителей, психологических аспектов управления персоналом, факторов, влияющих на процессы принятия и реализации управленческих решений.

Дискуссия. Медиа в современном мире: главные проблемы. И как их надо решать?

Состояние современной этики бизнеса в России

Проще что-то сделать сразу хорошо, чем потом объяснять,

почему это сделано плохо.

В бизнесе обычно выделяют три составные части: предприниматель, условия предпринимательства, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура современного бизнеса – предприниматель, постоянно готовый идти на риск, с неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений, с нестандартностью мышления.

В нашей стране в настоящее время идет активный процесс становления предпринимательского слоя. На смену прежним партийно-хозяйственным руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и лишенные инерции мышления. Именно они и стали реализовывать возникшие в ходе перестройки новые возможности в сфере экономики. Социальный портрет российского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен. Этот новый класс сформировался из разных социальных слоев: из предпринимателей прошлых лет, в большинстве своем функционировавших в теневых структурах; из представителей номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в новом экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей профессии; из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но уже постигших азы бизнеса.

На состояние этики в обществе, в бизнесе России накладывают свой отпечаток многообразные, порой противоречивые изменения в самых различных сферах жизни страны. Так, не секрет, что в России ныне очень активно развиваются религиозные факторы.

Предприниматели жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы, проповедуемые церковью, способны сыграть огромную роль в нравственном перерождении российского бизнеса, в формировании новых этических ценностей. Как известно, религия всегда была и остается хранительницей тех принципов человеческого общежития, которые опираются на объединение людей, на взаимовыгодное, справедливое их взаимодействие. Вспомним «золотое правило» Моисея – поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Заметим, что нравственные принципы во всех мировых религиозных системах во многом совпадают.

Независимо от того, объявляется ли человек атеистом или верующим, в его интересах соблюдать эти принципы. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов. Все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса. Моральные принципы, почерпнутые из религии, не мешают в делах, а то и помогают.

Известно далее, что российское общество сегодня очень криминализировано. Теневая экономика по официальным данным ныне объемлет не менее сорока процентов экономики страны. Связанные с преступными миром люди рвутся не только в бизнес, где они в ряде сфер уже имеют господствующие позиции, но и в органы власти.

Поэтому для россиян при оценке этических основ предпринимательства очень важно принимать во внимание действие тех этических норм, на которых держится криминальное сообщество, которое очень жестко организовано, но на основе неформальных законов. Заметим, что криминальный бизнес функционирует часто более эффективно, чем легальный, поскольку соблюдение принятых обязательств обеспечивается в нем угрозой смерти.

Интересно, что когда честные люди ведут друг с другом дела, то нередко подозревают друг друга в жульничестве. А жулики обычно исходят из того, что другой жулик — «порядочный» человек. Многие представители преступного сообщества надеются, что их дети станут респектабельными гражданами «нормального», а не воровского общества. Тем не менее, воздействие «воровской» этики на этику бизнеса вообще недооценивать нельзя – многие поплатились за это жизнью.

О социальной роли богатых в нашем обществе мнения разошлись, и очень полярно: от надежды и будущего нации до тюрьмы. «Дорожки» социального назначения богатого слоя населения представлены так: инициаторы процветания страны в будущем, локомотив реформ, те, на ком уже сегодня держится экономика страны, неизбежное зло, воры и мироеды, те, по кому тюрьма плачет.

Такой колоссальный разброс мнений о социальной роли богатых в России свидетельствует, что она еще абсолютно не определилась. К тому же жизнь новоявленных крупных капиталистов у нас отнюдь не сладка. Богатые живут и работают в России под угрозой террора. Больше всего они опасаются действий со стороны криминальных структур.

Второй по значимости источник опасности — угроза со стороны конкурентов. Реально и возмездие со стороны народных масс и притеснения со стороны государства.

Конечно, многие из новых русских считают, что в обстановке неуверенности и страха главное — выжить. И тут не до сантиментов, не до соблюдения этических требований. Но на деле это — глубокое заблуждение. Если в России создается цивилизованный рынок, а не криминальный, то без соблюдения этических норм и подходов не обойтись. Без этого деловых успехов не добиться, а имеющийся капитал легко растерять.

Сегодня в зарубежных деловых кругах убеждены, что российский стиль поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, неумением держать слово, стремлением что-то выгадать для себя. Даже лучшие представители нашего нарождающегося делового мира нередко оказываются в проигрыше в работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку просто не умеют себя вести. Хотя наши деловые люди обычно представляют свои собственные компании, авторитета пока им, как правило, не хватает. За рубежом ценят проверенных временем деловых партнеров, а к новичкам относятся очень осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим элементарные основы современной деловой этики, надеяться на успех бесполезно.

Во всем мире имеется конкретное понятие деловой этики и обязательности. В США, например, в ходу понятие «техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются о каком-то деле. Если кто-то нарушил условия договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

В России необходимо формирование бизнесменов иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке и разгульному образу жизни, а подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий «подать» себя и свою фирму в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним — знание бизнеса и его этики. Этого требует веление времени. В XXI веке конкуренция станет беспощаднее. Будет создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого клиента, а значит, усиливать позиции на рынке.

Читайте также:  Какой можно сделать бизнес в деревне в 14 лет

Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.

Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена имеется много друзей, знакомых, их можно приобрести в качестве потенциальных клиентов. Здесь все определяется честностью, вежливостью, умением быстро ориентироваться. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Очень важна профессиональная репутация производителя. Такую репутацию трудно приобрести, на это уходят годы, утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность. Для репутации важны и культура речи, и манеры, одежда, интерьер офиса и многое другое. Для наших предпринимателей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне. Опыт убеждает — контакты обрываются сразу, как только обнаруживаются некомпетентность, непорядочность, рвачество наших предпринимателей.

Этика предпринимательства, имеющая глубинные корни в российском обществе, в новых условиях как бы заново формируется. Это же относится и к культуре бизнеса.

Облик нового русского, который сколотил свой капитал на спекулятивных операциях, на обмане людей и государства, наложил свой отпечаток и на формирование особой предпринимательской культуры, которую можно назвать спекулятивной. Ее характерные особенности — стремление к быстрому финансовому успеху, для которого любые пути и средства хороши, высокий риск, максимальное использование открывающихся шансов.

Проповедуют эту культуру в основном молодые бизнесмены, девиз которых: «Быстрые сделки — быстрые деньги». У такого делового человека ускоренно развиваются бойцовские, агрессивные качества. Чувства, эмоции остаются в стороне. Главное — быстрый и крупный финансовый результат любой ценой и любыми методами. Интересно, что такие бизнесмены обычно более суеверны, больше уделяют внимания разным приметам и т. д.

Спекулятивная деловая культура не нацелена на производство и реализацию высококачественных продуктов, налаживание современного обслуживания потребителей, на увеличение числа рабочих мест, на развитие общества. Здесь ориентация — на максимальную прибыль по возможности без производительного труда.

Упор делается на сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьевыми ресурсами и т. п. Но по мере продвижения России в современную рыночную экономику постепенно меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении и ноше, вновь проявляются на новом качественном уровне старые добрые российские традиции в предпринимательстве. Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты, новые, более современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших предпринимателей, что свидетельствует о том, что процесс приобщения их к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной этики бизнеса, что является залогом будущего процветания нашего отечества.

Источник: www.stud24.ru

Этика деловых отношений Современные этические проблемы В

Этика деловых отношений

Скачать презентацию Этика деловых отношений Современные этические проблемы В

Скачать презентацию Этика деловых отношений Современные этические проблемы В EDO_LEKTsIYa_1.pptx

  • Количество слайдов: 24

Этика деловых отношений

Этика деловых отношений

Современные этические проблемы В 1964 г. на площади перед вокзалом в Нью Йорке в

Современные этические проблемы В 1964 г. на площади перед вокзалом в Нью Йорке в три часа ночи было совершено убийство женщины. Убийца затратил 30 минут, чтобы в три атаки заколоть громко звавшую на помощь жертву. Особенное в этом случае заключалось в том, что в соседних домах проснулись и наблюдали происходившее на улице 38 человек и не вмешались.

Не только никто не пришел женщине на помощь, что еще можно объяснить, но никто даже не позвонил в полицию n Германское общество защиты детей в 1983 г. провело эксперимент в Гамбурге. Из квартиры многоквартирного дома вблизи оживленной станции метро из открытого окна на первом этаже раздавались угрожающие крики мужчины, звонкие пощечины и душераздирающие крики ребенка (все это воспроизводилось с магнитофонной пленки). Мимо дома в течение часа прошло 989 пешеходов, которые эти звуки слышали. Только четыре возмущенных пешехода сообщили о происшествии в ближайший полицейский участок, трое позвонили в квартиру от входной двери, а 982 человека просто прошли мимо n В 1989 году в Олимпийском парке в Мюнхене зимой днем под тремя маленькими мальчишками сломался лед на озере, глубина которого составляла всего 1, 3 м. Вокруг гуляло два десятка человек, которые наблюдали отчаянные попытки ребят выбраться на берег, но никто не пришел на помощь. Когда приехала скорая помощь, и санитары вытащили ребят из озера, было уже поздно. Ребят спасти не удалось n

Степень допустимости нарушения социальных обязанностей и норм Недопустим о Крайне предосудитель но Отчасти предосудитель

Степень допустимости нарушения социальных обязанностей и норм Недопустим о Крайне предосудитель но Отчасти предосудитель но Ничего предосудительного Уклоняться от службы в армии 28 15 25 23 Скрывать часть дохода, чтобы не платить налоги 25 24 28 14 «Выносить» что-либо с предприятия 31 25 23 8 Ездить в транспорте без билета 16 18 37 21 Не возвращать долги 57 26 9 3 Скрыть от государства найденный клад 16 16 26 15 14 17 31 22 Покупать «левую» продукцию 12 14 28 28 Не заплатить за покупку в магазине 55 26 10 4 Насколько допустимо, по Вашему… Покупать вещи и «вынесенные» с предприятия продукты,

Предмет и задачи этики n «Этика (греч. ήΰικα , от ήΰικος –относящийся к нраву,

Предмет и задачи этики n «Этика (греч. ήΰικα , от ήΰικος –относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – практическая философия, наука о морали (нравственности)» (Новая философская энциклопедия. Т. 4. М. , 2001); n «Этика – часть философии человека, изучающая человеческую волю…» Ф. Бэкон; n «Этика – область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно – практической деятельности» (Основы этических знаний. СПб. , 1998).

Предмет и задачи этики Этика – часть гуманитарного знания, объектом которого является человек. Этика

Предмет и задачи этики Этика – часть гуманитарного знания, объектом которого является человек. Этика исследует человеческую жизнь через систему отношений, ключевой составляющей которых является общение, выступающее как необходимость, потребность и способ существования человека. Отсюда и цель этики – «создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения» n Являясь философской наукой, этика рассматривает лишь одну форму общественного сознания – мораль. Этика – это наука о морали, исследующая происхождение и развитие нравственности, принципы и нормы поведения людей. Цели и задачи этики определялись пониманием морали.

Понятие морали Мораль (лат. moralis) понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших

Понятие морали Мораль (лат. moralis) понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами “добро” и “зло”, “добродетель” и “порок”, “правильное” и “неправильное”, “долг”, “совесть”, “справедливость” и т. д. Мораль – это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках

Проблемы этики К важнейшим проблемам, которые рассматривает этика, относятся: § вопрос о происхождение морали;

Проблемы этики К важнейшим проблемам, которые рассматривает этика, относятся: § вопрос о происхождение морали; § проблема понимания моральной свободы и свободы морали; § определение критериев, на основе которых выносится суждение о нравственности или безнравственности поступков; § проблема истины в морали: существует ли она и, если существует, что собой представляет; § вопрос о возможности прогресса в нравственности – есть ли он и если да, то каковы его критерии. Основными задачами этики являются: § описание и объяснение морали, т. е. рационально понятийное осмысление ее природы, специфики, происхождения, развития, социальной роли и т. д. (теоретическая этика); § защита и обоснование моральных принципов и норм (нормативная этика); § научение морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни» .

Структура этики Философская этика Прикладная этика Общая этика Теория этики Этика техники и науки

Структура этики Философская этика Прикладная этика Общая этика Теория этики Этика техники и науки Протоэтика Социальная этика Бизнес этика Этика права Индивидуальная этика Политическая этика

Структура этики n n 1) история этики и морали, 2) теория морали, 3) нормативная

Структура этики n n 1) история этики и морали, 2) теория морали, 3) нормативная этика, 4) прикладная этика

Структура этики n История этики и морали описывает развитие этических учений с древности до

Структура этики n История этики и морали описывает развитие этических учений с древности до наших дней. n Дескриптивная (описательная) этика – особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно социологическим и историческим анализом морали того или иного общества.

Структура этики Теория морали или теоретическая этика представляет собой учение о сущности морали, ее

Структура этики Теория морали или теоретическая этика представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, пытается объяснить происхождение и эволюцию морали. Она доказывает, почему человек должен быть нравственен, какие основания он может использовать для аргументации правильности своих поступков

Структура этики n В своих повседневных поступках люди руководствуются как знаниями, так и моральными

Структура этики n В своих повседневных поступках люди руководствуются как знаниями, так и моральными ценностями. Ценности – это индивидуальные оценки событий, процессов или ситуаций с точки зрения «вреда» или «блага n Законы морали выражают нормативно ценностный характер морали. Законы выступают как система (кодекс) вменяемых человеку в исполнение норм и ценностей

Читайте также:  Бизнес идеи не требующие вложений денег

Категории морали n n n n общее благо, добро, справедливость (Сократ, Платон, Аристотель, Бруно,

Категории морали n n n n общее благо, добро, справедливость (Сократ, Платон, Аристотель, Бруно, Спиноза, Юм, Н. Гартман, Маритен ); удовольствие, интерес (софисты, Аристипп, Эпикур, Лоренцо Вала, Гельвеций, Гольбах, Гете, Гартли, Бентам, Ницше, Гюйо, Спенсер); долг (стоики, Кант, Фихте, Соловьев, Ноуэлл Смит); совесть (Кант, Гегель, Киркегор, Л. Толстой, Н. Гартман, Дж. Мур, Фрейд, Фром); свобода, ответственность, забота, согласие с собой (Фихте, Шеллинг, Киркегор, Пирс, Дьюи, Джемс, Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс, Шестов, Швейцер); любовь (Блаженный Августин, Фейербах, Ганди, Барт, Ильин); сила, могущество (Макиавелли, Гоббс, Дарвин, Ницше); честь, честность (Пико дела Мирандола, Помпонацци, Ницше); сострадание (Шопенгауэр, Достоевский); блаженство (Фома Аквинский); счастье (Локк, Сен Жюст); смирение (Л. Толстой, Шеллер); выгода (Чернышевский);

В этические категории сгруппированы по трем основаниям: n n n 1) категории, определяющие универсальные

В этические категории сгруппированы по трем основаниям: n n n 1) категории, определяющие универсальные значения нравственности, конечные цели личностного развития, наиболее общие принципы морали ( «добро» , «благо» , «добродетель» , «справедливость» , «счастье» , «правда» , «любовь» и др. ); 2) категории, выражающие всеобщие нравственные основания личности ( «долг» , «совесть» , «честь» , «достоинство» и др. ); 3) категории, фиксирующие конечные формы отрицательных значений и принципов морали, сконцентрированных в понятии «зло» (ложь, ненависть, зависть, предательство, подлость и пр. ).

В структуре теоретической этики могут быть выделены следующие разделы: n n n аретология –

В структуре теоретической этики могут быть выделены следующие разделы: n n n аретология – учение о добродетелях; деонтология – учение о долге; аксиология – учение о ценностях; фелинология – учение о счастье; танатология – учение о смерти; учение о справедливости

Понятие метаэтики n n n Дж. Э. Мур Метаэтика – понятие, введенное для обозначения

Понятие метаэтики n n n Дж. Э. Мур Метаэтика – понятие, введенное для обозначения философской теории морали, взятой в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем. Метаэтика исследует логику нравственного мышления.

Нормативная этика n n обосновывает моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных

Нормативная этика n n обосновывает моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. Нормативная этика – составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Прикладная этика включает в себя: n представляет собой совокупность принципов, норм и правил, которые

Прикладная этика включает в себя: n представляет собой совокупность принципов, норм и правил, которые должны научить людей правильному (должному) поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности.

Структура прикладной этики Прикладная этика включает в себя: n n n экологическую этику, этику

Структура прикладной этики Прикладная этика включает в себя: n n n экологическую этику, этику гражданственности, ситуативную этику, профессиональные этики, этику делового общения.

Экологическая этика n учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы

Экологическая этика n учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Этика гражданственности n главной ценностью выступает Свобода личности, в том числе свобода морального выбора,

Этика гражданственности n главной ценностью выступает Свобода личности, в том числе свобода морального выбора, обеспечивающая возможность самосто ятельного обнаружения Добра и Зла.

Ситуативная этика n определенный подход, который учитывает то обстоятельство, что практически ни одна норма

Ситуативная этика n определенный подход, который учитывает то обстоятельство, что практически ни одна норма морали не может иметь абсолютного характера

Профессиональная этика n это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному

Профессиональная этика n это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и регулируют нравственные отношения людей в трудовой сфере.

Профессиональная этика изучает: n n отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные

Профессиональная этика изучает: n n отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии; особенности профессионального воспитания.

Источник: present5.com

Проблемы современной этики бизнеса

государство
«человеческий капитал»
монетаризм
благотворительность
социальное партнерство
экономическая этика
рыночная экономика

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности // М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 592с.

2. Иноземцев В. Тому, кому надо // Профиль. — 2010. — № 41. – С. 47

3. Катасонов В. Экономические итоги России 2014 года: ограбление страны в особо крупных размерах. [Электронный ресурс]. сайт — URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1883032.html#ixzz3OcDUUTgS (дата обращения: 23.12.2014)

4. Крупнов Ю. В 2014 году Россия переживет сильнейший экономический кризис [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.proektnoegosudarstvo.ru› (дата обращения: 8.01.2015).

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. — С. 314.

6. Макчесни Р.Д. Исламская благотворительность и филантропия // Из-во М.: ВШЭ, Фонд «Отечественные записки». — 2006. — С. 99–116.

7. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. // Учеб пособие. Изд. 3-е, переработ. и доп. М.: Дело, 2008. — С. 342.

8. Проблема деоффшоризации в России. [Электронный ресурс] // Оффшорная мудрость. Режим доступа: ffshorewealth.info›index…1492…problem…russia.html (дата обращения: 23.12.2014).

9. Тульчинский Г.Л. Бизнес, государство и общество в современной России // Управление и власть. СПб: ЗАО «Полиграфическое предприятие», 2004. С. 277–301.

10. Фромм Э. Человек для себя // Минск, 1982. — С. 72–73.

Слабость соблюдения этических начал в экономике является одной из причин кризиса экономической системы современной России. В этой связи очевидно, что одной «невидимой руки» рынка совершенно недостаточно для организации экономической жизни общества, поэтому все чаще и чаще учеными обсуждается вопрос в научной литературе о том, что необходим возврат к соблюдению этических и моральных норм в сферу экономики, игнорирование которых может стать причиной не только социально-экономических, но и негативных политических последствий.

В начале 1990-х гг. в качестве основной концепции рыночных реформ был провозглашен монетаризм. Это одно из направлений неоклассической школы, заключающееся в непомерном насаждении частнособственнических интересов небольшой кучки российских «прихватизаторов» и политически господствующего меньшинства в приращении их доходов и сохранения богатства. Экономисты-реформаторы, ориентированные на «свободно-рыночные» постулаты, выступили за монетарную экономику с необходимостью сокращения влияния государства и профсоюзов на деятельность рынка. При этом произошло своеобразное сращивание некоторых представителей российской власти и политиков с крупным бизнесом в понимании государства как «ночного сторожа», дающего возможность безнаказанного разграбления ресурсов ради обогащения меньшинства.

К сожалению, достаточно поздно приходит понимание обществом того, что важнейшей проблемой нынешнего экономического кризиса и ослабления морально-этических норм в экономике является потеря государством как контроля над экономикой (обусловленная произволом части коррумпированных чиновников и олигархов, а также низкой эффективностью судов и правоохранительных органов), так и возможностей осуществления социального диалога в обществе на основе партнерства и равноправия. Социальное партнерство как категория рыночного общества возникает на определенном уровне его зрелости в совместной деятельности социальных субъектов по достижении сбалансированности их взаимопересекающихся интересов. К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между государством, работодателями и работниками.

В этих условиях возрастает роль государственного участия в экономике как регулятора экономических отношений, как законодателя норм и правил, которым обязаны подчиняться все без исключения экономические агенты. При этом государство должно занять активную позицию, так как только оно имеет полную возможность реформировать экономику страны в сторону социальной ориентированности экономических отношений в обществе.

Однако сегодня мы наблюдаем колоссальное расхождение между официальными оценками ситуации и реальным ухудшением дел не только в экономике, но и в социальной, идеологической, политической сфере. Как отмечает Ю. Крупнов, сегодня «Россия уже сползла в зону экономической катастрофы, полностью исчерпав ресурсы, оставшиеся нам от Советского Союза, на которых мы и держались последнюю четверть века» [4].

В этой связи необходимо осознать, что требуется новый социально-этический подход в развитии экономики, как и новых созидательных и патриотичных управленцев, способных отодвинуть от руля экономики так называемых эффективных менеджеров, разваливших страну и нанесших ей большой экономический и социальный урон. Выход из такой ситуации видится в осознании властью, бизнесом и обществом России всей значимости идей социальной справедливости и соблюдении моральных основ в экономической сфере, а также в понимании важности развития сбалансированных социально-экономических отношений, основанных на реализации такого механизма, как социальное партнерство. Справедливо будет отметить, что система социального партнерства складывается в нашей стране в значительной мере спонтанно, этот процесс недостаточно регулируем государством, практически нивелируется бизнесом, как и пустыми декларациями об успехах профсоюзов в коллективно-договорной практике. Данный факт позволяет серьезно опасаться, что этот процесс может зайти в тупик.

В этой связи приходит понимание, что невозможно решить эту проблему без усилий социально-ориентированного государства, социально-ответственного бизнеса и активных рыночных профсоюзов. Для этого обществу необходимо освободиться от догм монетаризма, ибо «свободный рынок» всегда имеет приоритетной целью накопление и умножение роскоши, богатства меньшинства, но никак не обеспечение достойной жизни большинства населения и укрепление морально-этических норм в экономической жизнедеятельности человека.

В настоящее время в многочисленной философской, социологической, культурологической и экономической литературе понятие «экономическая этика» встречается относительно редко. Чаще всего фигурируют такие понятия, как «деловая этика», «этика бизнеса», «предпринимательская этика» и «служебная этика», но все они, по нашему мнению, не охватывают экономическую этику в целом, а характеризуют лишь частные, отдельные ее стороны и компоненты [7]. В этом смысле, на наш взгляд, понятие «экономическая этика» является системным и интегральным и означает:

1) особую область прикладного социально-этического исследования и этико-экономическое учение, в центре которых находятся моральные и нравственные основания экономического бытия человека, этические проблемы экономики, производства и хозяйствования, богатства, денег, бизнеса, рынка, деловых отношений, экономической и коммерческой деятельности различных организаций, экономической политики государства, взаимоотношений работодателя и работников, а также их нравственных и деловых качеств;

Читайте также:  Решить проблемы в бизнесе

2) общественную экономическую мораль, моральные требования, предъявляемые к субъектам труда, экономики и экономического управления, которые представлены в определенной системе моральных норм, оценок, ценностей и правил;

3) общественно-экономическую мораль в действии, нравственную практику, реальные этические действия и поступки людей в экономической сфере общества, их действительные деловые отношения, превращение морали в материальную силу, в массовое экономическое поведение граждан.

Эти три значения экономической этики определяют три ее составные части.

В данном случае мы в основном коснемся понимания экономической этики как общественно-экономической морали, в которой моральные требования, предъявляемые к субъектам труда, экономики и экономического управления, представлены в определенной системе моральных норм, оценок, ценностей и правил, выполняющих регулятивную и гуманистическую роль применительно к сфере экономики в целях усиления ее эффективности и роста и достойной жизни населения страны. Важно подчеркнуть, что проблема взаимоотношений морали и экономики с позиции идей гуманизма и этики всегда выглядела сложной.

Рынок, рыночные, товарно-денежные отношения, присущие капиталистическому обществу, конечно, обеспечивают прогресс в области экономики, стимулируют предпринимательскую деятельность, бизнес, занимая важное место в производстве товаров и услуг населению. Однако в результате всего этого создается «мир вещей и вещных отношений», порождающей экономическое отчуждение. Думается, прав в этой связи А. Арсеньев, считающий господство этого мира главным препятствием личностного развития и дегуманизации общества [1]. В условиях рынка практически все продается и все покупается, всеобщим эквивалентом являются деньги, которые становятся источником богатства и дают власть, являются главной ценностью и целью деятельности рыночного общества, в котором человек теряет «чувство значительности и уникальности индивида», становится орудием внешних целей[10]. В свете рыночных отношений осуществляется утилитарно-прагматический подход к человеку, который рассматривается преимущественно как «рабочая сила», трудовой ресурс», «покупатель», «клиент» и «продавец» соответственно.

Идея «экономического человека», сформулированная еще А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», приобрела наиболее четкие черты в большинстве экономических учений XX в. при трактовке человека как «рационального максимизатора» полезности, в которой отсутствует гуманитарная, морально-этическая составляющая экономической жизни людей, где человек выступает средством, а не целью экономического роста.

Сегодня в России имеются определенные положительные моменты для возможности реализации норм, принципов и правил экономической этики в рамках осуществления социального партнерства, однако они весьма скромны и слабо просматриваются на практике экономической жизни. Если в теоретическом плане в экономической этике (а именно в области исследований) за последние годы произошли существенные сдвиги, то этого нельзя сказать, о практической стороне экономической этики, здесь очевиден разрыв между теорией и практикой.

В данной статье мы обратим внимание преимущественно на вопросы, связанные с этикой взаимодействия таких крупных социальных субъектов, как государство, бизнес, общество, а именно трудящихся и их представителей, профсоюзов. В настоящее время при рассмотрении вопросов этики экономических отношений в системе «государство-бизнес-работники» мы наблюдаем нарушение баланса со смещением акцента на «бизнес- государство» в том плане, что государство в своей деятельности все больше опирается на такого партнера, как крупный предпринимательский корпус. В этой связи важно, чтобы государство с предпринимательством осуществляли корректный и разумный диалог в рамках повышения социальной составляющей в развитии экономики. Однако мы сегодня наблюдаем коррупцию, бюрократизм и непрозрачность в принятии решений государственных органов, низкую квалификацию и отсутствие деловой культуры чиновников, с одной стороны, а со стороны бизнеса — нарушение деловых обязательств и договоренностей, правовой нигилизм и низкую социальную ответственность. Справедливо отмечает Г. Тульчинский, что «нынешние отношения российской государственной бюрократии и бизнеса блокируют развитие конкурентных рыночных отношений, как и идею правового государства, как государства, ограниченного законом» [9].

Для того чтобы данная ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо произвести существенные изменения в правовой и законодательной сфере, обеспечить оптимальное и сбалансированное государственное регулирование экономики посредством механизма и принципа социального партнерства, позволяющего регулировать социально-экономические отношения сторон на основе консенсуса, соблюдения законности, демократии и норм экономической этики. Это обязывает государство оказывать помощь как этичным предпринимателям, так и популяризации этического бизнес-строительства, стимулировать развитие механизмов социальной ответственности, партнерства и благотворительности как стратегии жизни экономически успешных предпринимателей крупного, малого и среднего бизнеса, а также как одного из рычагов выдавливания из экономики России влияния кланово-криминальных структур.

Экономическая этика, этика предпринимателя предполагает участие бизнеса в благотворительной деятельности, которая содержит, помимо материальной поддержки, сильную моральную сторону, что определяется желанием получить общественное признание и удовольствие от возможности увидеть результаты своей благородной деятельности. Кстати, в мировых религиях — буддизме, христианстве, исламе — широко представлена идея благотворительной деятельности, которая рассматривается как богоугодное дело. Британский исследователь Р.Д. Макчесни отмечает, что в священных исламских текстах нет недостатка в призывах творить добро и помогать ближнему: «Тот, кто дарует богатство свое в богоугодных целях, подобен пшеничному зерну, что прорастает семью колосьями по сто зерен в каждом. Так Бог умножает для тех, для кого пожелает» (Коран 2: 263). [6]

Партнерские отношения «государство-бизнес-общество» в России, как известно, традиционно строятся в патерналистском ключе. Суть патернализма заключается в стремлении регламентировать все стороны экономической жизни по выгодным для власти и бизнеса «правилам игры», что очень показательно охарактеризовал Ф. Энгельс: «Капиталист отдает рабочему колбасу, чтобы выиграть окорок» [5].

Так, например, профессор В. Катасонов в своей статье пишет, что в 2014 г. валютно-финансовая система государства осуществила одно из крупнейших ограблений нашего народа за последние два десятилетия. У населения, хранившего свои сбережения на рублевых депозитах российских банков, значительное количество денег было украдено за счет обесценивания рубля, которое было допущено властью, обогатившей при этом на миллиарды валютных спекулянтов (может быть, даже не рублей, а долларов). А вот у простых граждан было украдено 6,5 трлн руб. [3]. При этом главнейшей задачей Центробанка согласно Конституции Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности нашего государства и благосостояния граждан посредством укрепления стабильности национальной денежной единицы — рубля.

Понятно, что все это не прибавит государственным, финансово-кредитным институтам, как и бизнесу в целом, доверия. В этих условиях важно, чтобы чиновники, представители бизнеса, как и депутаты всех рангов и мастей, сами стали личным примером в области морали и этики, осуществляли гуманистически и этически ориентированную деятельность.

А пока мы наблюдаем их участие в громких коррупционных скандалах, выводе капитала на зарубежные оффшоры. Так, по подсчетам экспертов, в оффшорных юрисдикциях размещено 38% финансовых активов миллионеров России. Для сравнения — в оффшорах размещено 2% активов японских миллионеров и 3% — американских миллионеров. При этом свои доходы богатая часть российского населения предпочитает не вкладывать и инвестировать в экономику страны, а тратить за ее пределами или «уводить» в оффшоры [8].

Система господствующих этических ценностей на протяжении всей истории человечества определяла не только темпы, но и направления экономического развития, которые позволяли разрешить такие этические вопросы, как общая цель экономического развития, главные хозяйственные ценности, соотношение таких категорий, как справедливость, гуманизм, равенство и свобода. А недостаток доверия и социальной интеграции, господство эгоистического интереса (ярким примером здесь является постсоветская Россия) всегда становились тормозом для социально-ориентированного экономического развития.

В настоящее время в России идет наступление власть имущих на социальные права трудящихся. В этом отношении наблюдается снижение уровня и качества жизни населения страны по целому ряду направлений. Думается, справедливо отмечает директор Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцев, что «мало-помалу российское государство трансформируется в структуру, высасывающую деньги из граждан и передающую их отдельным компаниям» [2]. Принятая в налогообложении плоская шкала на доходы является одной из главных причин сложившегося в РФ высочайшего уровня социального неравенства, однако о намерениях смены ее на прогрессивную шкалу не разу не было заявлено политиками с больших трибун. Происходит увеличение заниженных социальных стандартов и уменьшение социально ориентированных проектов и мер по обеспечению социальной защиты и достойной жизни населения.

Таким образом, в настоящее время современная система экономических интересов нуждается в оптимизации их взаимосвязи, так как нарушение ведет к чрезмерному преувеличению роли одной группы над другой, а значит, к ее разбалансировке и эскалации конфликта. В этой связи возрастает необходимость оптимального государственного участия в экономике, где человеческий капитал должен стать доминантой социально-экономического развития общества, а этическая и гуманистическая составляющая — одним из регуляторов этих отношений, основанных на таком договорном механизме, как социальное партнерство.

Рецензенты:

Рафикова Н.Т., д.э.н., профессор, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа;

Авдонин А.Н., д.филос.н., доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа.

Источник: science-education.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин