В нашейстране предпринимательская деятельность появилась сравнительно недавно, но ужесегодня набирает все большие и большие обороты. Так по данным налоговыхорганов, на 1 июня 2009 года на территории региона зарегистрировано 36548субъектов малого и среднего предпринимательства (107 тысяч человек или около 20процентов от числа экономически активного населения).
Вклад этих предприятий вВРП составляет порядка 12 процентов. За девять месяцев текущего года долясреднесписочной численности работников МСП в среднесписочной численностиработников всех предприятий и организаций выросла до 46,3 процента (посравнению с 42,9 процента за 2008 год). Согласно данным Национального институтасистемных исследований проблем предпринимательства, в январе-марте 2009 годаобъем оборота малых предприятий (без учета средних и микро – предприятий и ИП)в целом по России сократился на 22,4 процента по сравнению с прошлым годом.Прирост отмечен только в двадцати пяти регионах, в том числе – и на Смоленщине(прирост объема оборота за первый квартал составляет 32,4 процента). Доляоборота малых предприятий в общем обороте по всем видам экономическойдеятельности за шесть месяцев текущего года составила 18,83 процента. По итогам2008 года этот показатель был равен 14,7 процента.
3. «Малое и среднее предпринимательство: актуальные вопросы, проблемы и пути их решения»
Как отметил всвоем докладе заместитель начальника Департамента экономического развития иторговли Смоленской области Владимир Боровченков, объем налоговых поступлений вконсолидированный бюджет области по состоянию на май от субъектов малогопредпринимательства уже составил свыше 500 млн. рублей. Примечательно, чтотолько за первое полугодие 2009 года было зарегистрировано 1869 индивидуальныхпредпринимателей, из которых 488 – с использованием наемного труда. Такимобразом, население в кризисных условиях идет в малый бизнес достаточно активно.
По опросам представителеймалого и среднего бизнеса на вопрос: «чем Вас привлекает малый бизнес»большая часть респондентов указали возможность регулировать доход и желаниесамостоятельности. Многие респонденты указывали на то, что в периодэкономического кризиса, лица занятые в других секторах экономики стоят передугрозой потерять работу и постоянный доход, в то время как малое и среднеепредпринимательство, хотя и снизило производство товаров и услуг, все же имеетсредства к существованию.
Статистикауверенно демонстрирует – именно предпринимательский корпус наиболее успешнореагирует на трудности, с которыми приходится сталкиваться хозяйствующим субъектамв условиях экономического кризиса.
«Сегодня вопрос поддержки малого исреднего бизнеса является не только экономическим, но и социальным, иполитическим», – отметил Сергей Антуфьев и подчеркнул, что реальная поддержкамалого и среднего бизнеса в условиях вынужденной «перезагрузки» продолжаетоставаться одним из приоритетных направлений деятельности властей области. Врамках участия в федеральных конкурсах по поддержке предпринимательства в 2009году на Смоленщину удалось привлечь почти 100 млн. рублей. С учетом более 100млн. рублей, аккумулированных в Смоленском областном Фонде поддержкипредпринимательства, учредителем которого является Администрация области, внынешних непростых экономических условиях – это серьезная поддержкапредпринимательского сектора.
5 причин не начинать бизнес в 2022 году | Александр Высоцкий 16+
Но, не смотряна оказываемую помощь, у представителей малого бизнеса остается большоеколичества проблем некоторыми, из которых все также остается бездействиеместных властей. На вопрос:«Оцените состояние проблем, вставших перед Вамина начальном этапе функционирования» отвечали:
– поискперсонала (30% респондентов);
– нехваткасобственных финансовых средств на создание и развитие предприятия (20%респондентов);
– проблемав получении помещения (18% респондентов).
Большинствореспондентов оценивают состояние проблем, вставших перед ними на начальномэтапе функционирования как удовлетворительное, в частности высокие показателибыли получены по следующим параметрам:
– отношениес местными властями – 62%;
– необходимыеделовые связи – 67%,
– наличиезнаний и опыта – 73%.
Также вбеседе прошедшей 31.07.2008 в г. Гагарине между предпринимателями и ДмитриемМедведевым бизнесмены жаловались на действия надзорных органов, в частности,Роспотребнадзора, а также других федеральных служб. Еще одной из проблем, пословам предпринимателей, являются малые сроки и непростые условия банковскогокредитования. На вопрос:«Насколько деятельность органов контроля и надзорамешает развитию Вашего предприятия?» ответы смоленских предпринимателейпродемонстрировали достаточно интересные результаты
Рис. 1. Негативноевлияние деятельности органов контроля и надзора на развитие малого и среднегопредпринимательства в г. Смоленске.
Исходя из всего перечисленного, можносделать следующие выводы:
1. Состояниемалого и среднего бизнеса определяется смоленскими предпринимателями как среднестабильное и вызывает опасения на фоне общей негативной макроэкономическойдинамики.
2. Существуетнекоторое недоверие субъектов МСП к местной власти, что выражается в нежеланииобращаться за помощью (в т.ч. информационно-консультационной поддержкой) иучаствовать в различных программах и мероприятиях, проводимых Администрациейгорода.
3. Помнению респондентов, до сих пор сохраняется коррупционная составляющая вотношениях «власть-бизнес» и присутствуют административные барьеры.
4. Существенноосложняет развитие малого и среднего предпринимательства г. Смоленскадеятельность контрольно-надзорных органов.
Исходя изэтого,в первую очередь, предприниматели ожидают финансовой поддержки: льготноекредитование; отсрочку по платежам в бюджет; инвестиционную поддержкубизнес-проектов; расширение возможностей доступа к внебюджетным финансовымресурсам; обеспечение доступа к получению муниципальных заказов. Во вторуюочередь, предприниматели указывают на необходимость формирования фонданежилых помещений для использования субъектами МСП. В третью очередь,предприниматели ожидают проведение необходимых инфраструктурных преобразований:создание бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров, промзон малогои среднего бизнеса и т.д.
На основе вышеизложенного, задачаподдержки малого бизнеса становится одной из приоритетных в реализации местнойэкономической политики. В новых условиях решение этой задачи потребует иреализации ранее запланированных мероприятий, и разработки новых мер,учитывающих изменения в условиях кризиса.
При всехположительных тенденциях развития малого и среднего предпринимательства темпыроста экономической активности субъектов МСП не могут оцениваться какдостаточно высокие. Анализ развития малых и средних предприятий городаСмоленска позволяет систематизировать по группам проблемы, сдерживающиеразвитие субъектов малого и среднего бизнеса.
Во-первых,организационные проблемы: регистрация, юридическое оформление и открытие счетав банке, налаживание связей с поставщиками сырья и проблемы со сбытомпродукции, отсутствие инфраструктуры по оказанию услуг малым и среднимпредприятиям.
Во-вторых, имущественно – финансовыепроблемы: обеспечение помещениями, оборудованием, персоналом, формированиестартового капитала, отсутствие залога для получения кредитов, неразвитостьсистемы лизинга оборудования.
В-третьих,проблемы безопасности осуществления деятельности: влияние криминальныхструктур, налаживание отношений с контролирующими органами.
Вышеобозначенныепроблемы требуют скорейшего разрешения. На данный момент их пытаются решить, ноэто мало эффективно из-за отсутствия единой системы решения данных проблем. Всвязи с чем, поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательствана территории Смоленской области должна быть сконцентрирована по следующимнаправлениям:
– созданиеинфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– оказаниефинансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и организациям,образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
– содействиесубъектам МСП в продвижении производимых ими товаров и услуг, результатовинтеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранныхгосударств;
– поддержкав области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
– информационнаяи консультационная поддержка.
– развитиесистемы межсекторного взаимодействия.
Консолидацияусилий власти и бизнеса в обозначенных направлениях позволят обеспечитьускоренный рост и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства натерритории Смоленской области.
Развитиемалого предпринимательства – это, по сути, способ возрождения страны. «Если мысможем 40–50% людей вовлечь в реальное дело, – прогнозирует президент, – тополучим совершенно другую страну. Поэтому мы и дальше будем этим заниматься. Ая буду держать все эти вопросы под личным контролем». Данное высказывание даетнадежду на то, что через несколько лет все перечисленные в данной работепроблемы будут решены. Ведь развитие предпринимательства, по мнению главногофедерального инспектора АлександраКабанова на встрече 22 сентября 2009 г. В Приморье, – обязательное условиепоявления в России среднего класса как одного из основных гарантов стабильностигосударства[1]. Нагосударственном уровне поставлена задача к 2020 году – увеличить долю малого исреднего бизнеса в экономике страны в восемь раз
1. Федеральный закон от 24июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации»
2. Щукина С.А.,консультант отдела экономического анализа Аналитического управления АппаратаСовета Федерации. Статья: «Состояние и перспективы развития малого и среднегопредпринимательства в России»
3. Www. – официальный сайтАдминистрации Смоленской области.
4. Татьяна Зыкова. «Российскаягазета» – Неделя №4724 от 7 августа 2008 г.
5. Материалы анализадеятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориигорода Смоленска.
Источник: ronl.org
Проблемы среднего бизнеса и пути их решения
Овчинникова Т. В.
Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Развитие малого бизнеса является основой экономики любой страны. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что формирование и развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: формируется и развивается конкурентная среда; преодолевается отраслевой и региональный монополизм; происходит насыщение рынка товарами и услугами; осуществляется демонополизация экономики.
Доля малого бизнеса в ВВП страны составляет порядка 25%, в частном секторе экономики трудится свыше 60% занятого населения.
Вместе с тем наблюдается узкая сосредоточенность малого бизнеса в торговле, а не в производственном секторе. Так, более 46% активных предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 14% — в строительстве, 12,1% — в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, 10,9% — в промышленности.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в коммерческой сфере. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность практически не развиты.
Государство на сегодняшний день обеспечивает такие условия, чтобы субъекты предпринимательской деятельности имели возможность осуществлять свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной экономики. Действует специальный Фонд развития малого предпринимательства, который осуществляет адресную поддержку малого бизнеса. Создаются общенациональные институты для работы с малыми и средними предприятиями. Реализация программы общенационального союза «Атамекен» направлена на скорейшую адаптацию малых и средних промышленных предприятий к технологическим новшествам, рассматривается адекватный подход к инновационной политике в бизнесе.
Естественно, что конкурентоспособные и экспортоориентированные производства стоят на более высокой ступени бизнеса и имеют гораздо больше возможностей. В этой связи создаются новые технологичные предприятия, рассматривается укрепление сотрудничества между университетами и промышленным сектором.
Вместе с тем, несмотря на приятые государством меры по развитию малого бизнеса, в этой сфере сохраняются серьезные проблемы.
1. Неэффективная реализация принятых на государственном уровне документов в сфере малого бизнеса.
2. Недоосвоение бюджетных средств, направленных на поддержку малого бизнеса.
3. Сохраняется сложность выхода средних и малых предприятий Казахстана на внешние рынки.
4. Усиление проблемы кадрового обеспечения.
5. Концентрация определенной части малого бизнеса в теневом секторе.
6. Низкий уровень конкурентоспособности отечественного предпринимательства.
В настоящее время на казахстанских предприятиях отмечается низкий уровень производительности. Так, по уровню затрат электроэнергии на USD1 ВВП, а также по производительности труда в обрабатывающих отраслях экономики Казахстан отстает от ряда индустриально развитых стран более чем в 7—10 раз.
В связи с этим актуальными направлениями развития малого бизнеса в Казахстане должны стать следующие.
1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.
2. Привлечение малого бизнеса в формировании кластеров.
3. Проведение региональной политики по повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.
3. Осуществление целевого финансирования малых и средних предприятий.
Реализация указанных выше направлений (улучшение налогового обложения, реализация мер по борьбе с коррупцией, по ускоренному развитию малого бизнеса), на наш взгляд, будет способствовать развитию малого бизнеса республики в среднесрочной перспективе и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках в условиях вступления Казахстана в ВТО, а также решению стратегической задачи нашей страны по вхождению в состав 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира.
Список использованной литературы:
1. Малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан 2006-2010 гг. Статистический сборник. Алматы,2011.,88 стр.
2. Этапы становления малого и среднего предпринимательства в РК. АльПари, 2-3, 2011 г., 43 стр.
3. Отчет о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах. Выпуск 2. Фонд «Даму». Алматы,2010 г., 300 стр.
Источник: be5.biz
Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения
Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес.
Предметом выступают финансы малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы заключается в изучении роли финансов в развитии малого и среднего бизнеса. Из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
— дать характеристику малого и среднего бизнеса в России;
— выделить специфические особенности, виды и источники его финансирования;
— обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях;
— предложить рекомендации решения проблем малого и среднего бизнеса на основе финансового стимулирования.
Введение……………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы малого и среднего предпринимательства………….
5
1.1 Понятие и общая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской федерации……………………………….
5
1.2 Развитие малого и среднего бизнеса в России………………………………
12
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса……………………….
16
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса…………………………………………………………………………….
16
2.2 Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу……………………………………………………………………………..
20
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и пути их решения………………………………………………………………….
22
3.1 Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………
22
3.2 Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Красноярского края и пути их совершенствования….
Файлы: 1 файл
К восьмидесятым годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряда реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине восьмидесятых годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно- экономических отношений.
Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае имеются ввиду первые формы малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
К началу девяностых годов сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.
В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 — 1992 годах произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально- демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год» [22, с. 63]. Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.
Период 1993 — 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка шестидесяти пяти процентов всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5 процентов, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.
На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны [3, с. 340]. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.
В настоящее время Россия отстает от большинства развитых стран по основным показателям, характеризующим сферу малого бизнеса. Это свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора российской экономики, что не позволяет ему в полной мере осуществлять все свои функции. Однако с каждым годом количество малых предприятий возрастает. Согласно данным Росстата России, по состоянию на 1 января 2011 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,8 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей и 1,7 млн. юридических лиц. Был проведен анализ уровня активности развития малого и среднего бизнеса по регионам России, результаты которого представлены в приложении 2.
Как видно из таблицы, приведенной в приложении 2, по количеству малых предприятий лидирует Центральный и Приволжский федеральные округа. Всего в сфере малого и среднего бизнеса в Российской федерации занято 16,9 млн. человек, в том числе 12,8 млн. юридических лиц и 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей.
Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам 2009 года 41% от всех юридических лиц. Такие компании обеспечили 3505 тыс. человек рабочими местами.
Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в него вовлечено 18% компаний. В указанной сфере занято около 2000 тыс. человек. Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний – это строительство: 195961 компаний, которые предоставляют рабочие места для 1800 работников. На четвертом месте по числу действующих малых и средник компаний – обрабатывающие производства, которые предоставили 2000 рабочий мест.
Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении 10 лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли постепенно снижается. При этом динамика компаний, занятых в сфере науки, научных исследований отрицательна.
Так, в 2004 году такие компании составляли 2,5% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса. В 2009 году доля снизилась до 0,75%. В таких компаниях трудится 78400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе. Снижение постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло лишь на 3% и обусловлено, прежде всего, переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей. Однако наибольший интерес представляет сопоставление отраслевого распределения средних и малых компаний (приложение 3).
Как видно из таблицы, представленной в приложении 3, число средних компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых в сфере торговли.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном развитии данного сектора российской экономики как в большинстве регионов, так по отраслям, за исключением торговли. Одной из важнейших проблем при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала.
2 Роль финансов в развитии малого и среднего бизнеса
2.1 Классификация видов и источников финансирования малого и среднего бизнеса
Финансы — обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении. использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег.
Финансирование — процесс образования капитала фирмы во всех его формах, обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.
Необходимо отметить, что понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование». Однако они не тождественны. Если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.
Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.
- В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:
— внутреннее — образование финансовых ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.;
— внешнее — это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.
- В зависимости от субъекта финансирования:
— партнерское и др.
- В зависимости от способа финансирования:
— прямое — предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.;
— косвенное — передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).
Вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.
- Самофинансирование:
— накопленная капитализированная прибыль (за счет фонда развития фирмы);
— накопленный амортизационный фонд и текущие амортизационные отчисления;
— резервный фонд для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;
— уставный капитал (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
— средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;
— коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг
контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;
3. Привлеченные средства:
— от акционеров — учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
— от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;
- Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:
— выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;
— получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.
Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.
Банковский кредит — это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный сроки определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций.
Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.
В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долг осрочный кредиты.
Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.
Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов , расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов и других-данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.
Источник: www.yaneuch.ru