31 января 2006 года в Республике Казахстан был принят Закон РК «О частном предпринимательстве». Данный Закон открыл новую страницу в процессе реформирования отношений, возникающих в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определил основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства.
Поистине, Закон «О частном предпринимательстве» является ощутимым в плане государственной и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Он, как указано в преамбуле самого Закона, является оплотом правовых, экономических и социальных условий и гарантий свободы осуществления малого и среднего бизнеса. Хочется отметить, что этот Закон подразделил субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Здесь же стоит добавить, что субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
— деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
Рустам Журсунов о бизнесе в Казахстане и защите прав предпринимателей | 101 друг Шаекина №27
— производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
— деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
— деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
— деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством;
— деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергий;
— деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
— банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
— профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Дипломная работа: Состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республики Казахстан (2014 г.)
Введение. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в экономике. 7
1.2 Элементы системы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. 12
1.3 Теоретическое осмысление опыта государственной поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. 19
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса Республики Казахстан. 25
2.2 Анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в Алматинской области. 33
2.3 Анализ проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в Казахстане. 43
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Перспективные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. 48
Заключение. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие малого и среднего бизнеса стало составной частью экономических преобразований в условиях реформирования системы государственного управления в Казахстане. Такого рода сдвиги требуют формирования новых принципов взаимоотношений государства и предпринимательства. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выдвинул 5 (пять) приоритетных задач в соответствии с новой идеологией партнерства государства и бизнес-сообщества. Первая задача — это принцип «государство для предпринимательства и населения».
Три главные проблемы казахстанского бизнеса и как их решить
Вторая — выработка «Меморандума о взаимодействии между госорганами и предпринимательством».
Третья — уверенность предпринимателей, что «бизнес в Казахстане безопасен и перспективен».
Четвертая — конкурентоспособность продукции Казахстана в международном масштабе.
Пятая — со слов Президента: «государство должно создать адекватную систему поддержки реализации перспективных бизнес-идей и проектов, особенно в инновационной сфере».
Тема исследования остается актуальной в связи с тем, что .
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.3 Анализ проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в Казахстане
Помимо государственных организаций, в Казахстане работают многочисленные общественные и международные организации, целью которых является поддержка малого и среднего бизнеса (объединения, ассоциации, торгово-промышленные палаты, центры поддержки предпринимательства, международные консультанты, фонды и др.). Однако все они работают несогласованно, их функции и сферы ответственности не разграничены и частично дублируются. Более того, ввиду отсутствия четко поставленных целей, объективных критериев их достижения, адекватных показателей оценки эффективности работы в целом и надлежащего контроля со стороны государства, нет и самой ответственности. Ряд организаций, на наш взгляд, преследуют откровенно популистские и притворные цели.
Крупнейшие бизнес-ассоциации Республики де-факто конкурируют между собой, лоббируя интересы своих членов. Это проявляется при обсуждении условий программ поддержки бизнеса. При этом многие субъекты бизнеса являются членами всех крупнейших ассоциаций.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Перспективные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Концептуальную роль в системе государственной поддержки играет стимулирование кооперирования субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их конкурентоспособности по отношению к крупным отечественным и иностранным фирмам. Это также создает механизм взаимопомощи некрупных предприятий, что потенциально сокращает число банкротств.
В целях выявления эффективности мер государственной поддержки АО «Институтом экономических исследований», функционирующим при Министерстве экономики и бюджетного планирования в 2013 году были проведены исследования, результаты которых показаны на рисунке:
Рисунок — показывает, что в настоящее время основные меры по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане должны быть направлены на расширение налоговых льгот. Более 70% респондентов считают несовместимым существующее налоговое бремя с функционированием и дальнейшим развитием частного предпринимательства на территории Республики Казахстан.
60% опрошенных для развития своего бизнеса смущает высокая аренда помещений.
Около 50% предпринимателей, принимавших участие в исследовании призналось, что система налогообложения Республики Казахстан остается сложной для их понимания.
Более 40% отечественных предпринимателей волнует несовершенство нормативно-правовой поддержки индивидуального предпринимательства в Республике.
Источник: examenna5.net
Малый и средний бизнес Республики Казахстан
Первое десятилетие экономических преобразований в странах, сбросивших давление командно-административной системы управления, стало для них началом нового политэкономического обустройства в векторе мирового развития.
Радикальные и в целом последовательные рыночные преобразования в Республике Казахстан, как и во многих странах постсоветского пространства, позволили создать государство с динамично развивающейся рыночной экономикой, достичь стабильного роста ВВП, приемлемого уровня инфляции и относительной устойчивости обменного курса.
Банковские кредиты предоставляются на чрезмерно жестких условиях, что побуждает крупных отечественных промышленников обращаться за заемными ресурсами и консультациями к иностранным банкам, а предпринимателей среднего и малого звена — привлекать кредиты лишь, в крайнем случае. Банки не стремятся оказывать своим клиентам консалтинговые услуги в реструктуризации с целью повышения их кредитоспособности. Они в большей мере работают над поиском прибыльных проектов, тогда как их интересы зависят от экономической эффективности заемщиков.
Заемщики, в свою очередь, не всегда соблюдают целевое и эффективное использование кредитов, что обусловливает невыполнение обязательств по возврату кредитов и процентов за кредит.
Следует учитывать, что решение задач, поставленных Стратегией развития «Казахстан — 2030», достижение устойчивого развития экономики в значительной мере предопределены годом реализации Программы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года, программой развития села, что в свою очередь требует преобразования накопленных сбережений в инновации. Для этого необходимы инструменты свободного перелива капитала в перспективные отрасли, обеспечивающие экономическую защищенность инвестиций.
Представленная характеристика определяет социально-экономическую значимость финансов в устойчивом развитии национальной экономики и обусловливает необходимость теоретического осмысления закономерностей, проблем и перспектив его развития.
Несмотря на множество исследований, связанных с общественным воспроизводством, многие теоретические и методологические проблемы рыночной экономики в странах постсоветского пространства слабо изучены. В первую очередь это касается проблемы национального капитала.
Актуальностью курсовой работы является объективная необходимость в функционировании финансово- хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
— разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия отдельных звеньев финансово-кредитной системы с субъектами бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-экономистов и зарубежных исследователей, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.
Информационной базой исследования явились материалы Агентства Республики Казахстан по статистике. Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. Министерства иностранных дел, Национального банка Республики Казахстан, отдельных банков второго уровня, субъектов малого бизнеса, а также материалы, опубликованные в официальных периодических изданиях.
В процессе исследования были использованы методы системного анализа, экономико-статистическая обработка информации, сравнения, обобщения, компьютерное программирование.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности Комитета по поддержке бизнеса Министерства индустрии и торговли, ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства», центральных и местных органов исполнительной власти в проведении государственной, политики развития бизнеса, а также рекомендованы банкам второго уровня. Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
предпринимательство государственная поддержка зарубежный
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки
.1 Предпринимательство как объект государственного регулирования
Государственное регулирование предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство — достаточно многогранное и сложное экономическое явление. Рассмотрим сначала тенденции развития малого предпринимательства, а затем систему государственного регулирования в этой области.
Понятие малого предпринимательства. Предпринимательство — это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Это особый вид бизнеса. Его цель — получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.
Создание новой экономической системы вызвало необходимость решения вопроса об оптимальном соотношении различных по масштабам производственно-коммерческой деятельности субъектов предпринимательства — малых, средних, крупных (корпоративных) предприятий.
Выделяют количественный, качественней и комбинированный (экономический) подходы к определению малого и среднего предприятия.
При количественном подходе для выделения малых предприятий используются такие критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Между тем ни численность работников, ни величина оборотного капитала, ни доля в рынке сбыта не могут служить достаточными критериями для определения малого предпринимательства, позволяющими выделить его и анализировать как феномен, имеющий экономическую и социальную специфику.
Качественный подход предусматривает использование следующих критериев: относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированном и гибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компаний высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле), постоянным развитием, адаптируемостью к изменениям и др.
Комбинированный (экономический) подход основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; правовая независимость — собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений.
Для различных целей и задач правомерно использование разных подходов. В экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей.
Малое предпринимательство — наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
МП вынуждены вести конкурентную, борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования,
Источник: www.studsell.com