Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения
Аннотация. Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, ему свойственны многие преимущества. Установлено, что уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. В статье проанализированы проблемы малого и среднего бизнеса, путях их решения на современном этапе.
Abstract. Small and medium business plays an important role in the economy of any country, even developed, it is characterized by many advantages. It is set that the level of development of small and average business in Russia measured on the standard indexes in industrialized countries obviously insufficient. The article analyzes the problems of small and medium-sized businesses, and ways to solve them at the present stage.
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка малого бизнеса.
Keywords: small business, the state support of subjects of small business.
Утверждение о значимости малого и среднего бизнеса для развития и становления рыночной экономики общеизвестно, но колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство опасно как для экономики и для политической стабильности государства.
В целом, уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем 6 малых предприятий, тогда как в странах — членах ЕС — не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого бизнеса приблизилось к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 малых предприятий.
У малого и среднего бизнеса еще множество проблем. С начала 2013 года сумма страховых взносов индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд выросла в 2 раза, в итоге — минус сотни и тысячи индивидуальных предпринимателей по всей стране. Они могли бы внести немалый вклад в ВВП страны, потери ожидают на только индивидуальные предприниматели, но и рынок кредитования.
С 2013 года сумма обязательных платежей для самозанятого населения стала рассчитываться, исходя не из одного, а двух МРОТ, в итоге получаем 35,6 тысяч рублей вместо 14 тысяч годом ранее.
По данным министерства экономического
развития, за три последних месяца количество ИП в стране сократилось почти на 300 тысяч. Как отметила директор департамента Минэкономразвития РФ по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции Наталья Ларионова, это почти 7% от всех зарегистрированных частных предпринимателей в стране. В Петербурге, по словам первого заместителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, частных предпринимателей уже стало на 5 тысяч меньше.
Проблемы малого и среднего бизнеса
В Ленинградской области, число ИП начало сокращаться уже в конце 2012 года: за 3 месяца — минус 200 предпринимателей от 41,8 тысяч ИП в целом. В начале этого года счет «убывших» уже пошел на тысячи.
По мнению А. Горбунова, в ближайшее время стоит ожидать ухода еще 5-10% предпринимателей. «Это недальновидная политика, закон приняли, ни с кем не посоветовавшись. «Опора России» неоднократно обращалась к чиновникам с просьбой этот закон отменить, но нас опять не послушали. Как не послушали при увеличении страховых взносов до 34%.», — пояснил эксперт.
При повышении ставок отчисления с 26% до 34%, часть предприятий предпочли скрыться в тени. Сейчас сумма взносов фиксированная и уплачивается вне зависимости от величины получаемого дохода. Под основным ударом оказались те бизнесмены, чей годовой доход не превышает 500 тысяч.
Ликвидация малого и среднего бизнеса —
это увеличение безработицы, снижение конкуренции, рост цен на товары и услуги, потери рынка кредитования, убытки самого Пенсионного фонда. Так, по прогнозам аналитического центра «МСП Банка», из-за сокращения числа ИП рынок кредитования малого и среднего бизнеса может потерять 30 млрд рублей в год.
По мнению экспертов, от ликвидации малого бизнеса Пенсионный фонд России уже потерял 9,5 млрд. рублей. Однако специалисты ПФР отказываются связывать массовый исход ИП с повышением взносов.
Полтора года назад правительству России была поставлена задача увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2020 году до 60-70%. Оценки существующего состояния разнятся, все они не превышают 30%. Ранее Минэкономразвития прогнозировал 2013-му году 21,8% малого и среднего бизнеса в структуре ВВП. При этом на США или Европу этот показатель превышает 50%.
В связи со сложившейся ситуацией Минэкономразвития вместе с Минтрудом и Минфином ищет новые подходы к расчету размера страховых взносов ИП, сокращая тарифы или привязывая их к объему пенсионных прав самозанятых. Бизнес-сообщество, в свою очередь подготовило соответствующее обращение к Владимиру Путину, а «Опоры России» на специальном сайте собрала подпили за пересмотр величины страховых взносов.
Проблемы малого и среднего бизнеса всем известны: произвол чиновников, несовершенное законодательство, прессинг со стороны крупного капитала. Но руководитель «Опоры России» Сергей Борисов назвал еще одну — нехватка кадров.
По словам экономиста Никиты Кричевско-го произвол бюрократии, коррупция потеряли свою значимость, т.к. малый и средний бизнес к этим проблемам приспособился. Он научился играть по тем правилам, которые устанавливают бюрократы и коррупционеры. Это, положительный фактор для малого и среднего бизнеса, потому что помогает ему выживать. Постепенное привыкание бизнеса к навязываемым ему псевдорыночным условиям существования, сложившейся финансово-хозяйственной деятельности ничего хорошего для него не несет.
Кадровая проблема стала одной из важнейших не только для малого и среднего предпринимательства, но и экономики в целом. Есть люди, не знакомые со спецификой производства, не понимающие особенностей функционирования тех областей экономики, в которых развивается малый и средний бизнес. Для них лучшим устройством собственной карьеры было бы получение должности либо в сырьевой компании, либо в бюрократической государственной или муниципальной структуре.
За прошедшие 20 лет была утрачена промышленная база для применения компетенции новых специалистов. Крупные предприятия либо вообще закрыты, либо работают на износ,
используя для выпуска продукции старые кадры пенсионного и предпенсионного возраста.
Малый и средний бизнес сегодня пытается занять освободившиеся ниши и поднять те отрасли, которые входят в промышленную зону. Но он испытывает острый недостаток в кадрах соответствующей квалификации. Промышленность возрождается из руин и потребность в этих специалистах возрастает из года в год.
Еще одной проблемой является — формальная и неформальная экономика. Еще недавно первая из них существовала в той степени, в которой ей позволяла это сделать другая. В этих условиях малому и среднему бизнесу трудно занять достойное место и прочно стать на ноги.
Неформальная экономика делится на «серый» и «теневой» секторы. Первый из них подразумевает деятельность в легальном правовом поле, но с «вскраплением» незаконных финансовых, организационных и юридических операций. «Серые» схемы используются в той или иной степени 90 % всех российских предприятий.
По оценке Всемирного банка и «Дойче банка», объем неформального сектора в российской экономике составлял за 2010 год 49% ВВП. Из-за «серых» схем наша страна ежегодно теряет не менее 60% ВВП. Такая ситуация не изменится, до тех пор, пока государство будет мириться с формально законными, а то и значительно незаконными схемами работы предприятий.
На фоне фактически неконтролируемых в ценовом отношении государственных закупок, слабой конкуренции и внутреннего рынка потребления, готового переварить продукцию по любым ценам, российский малый бизнес по-прежнему не включен ни в производственный процесс, ни в процесс опытно-конструкторской и научно-исследовательской деятельности. Это объясняется тем, что у нас слабая конкуренция, сильные монопольные начала в экономике, иностранные предприятия не допускались в систему гос.закупок. На сегодняшний день положение дел меняется. Так, президент Владимир Путин 7 мая 2013 года поручил правительству разработать механизм, позволяющий иностранным компаниям принимать участие в строительстве российских автомобильных дорого. Реализация этого поручения сыграет только положительную роль: расширится конкуренция, придут новые технологии, будет сэкономлена значительная часть средств.
«Опора России» входит в Общероссийский народный фронт. Участие его в работе, сотрудничество с другими общественными организациями помогает расширить социальную базу организации, решать проблемы малого и среднего бизнеса. В рядах «Опоры России» представители многих политических сил — «Единая Россия», ЛДПР. КПРФ, «Справедливая Россия».
«Опора России» одновременно работает с другими организациями, которые одной из сво-
их основных задач ставят защиту интересов малого и среднего бизнеса. На это нацелены усилия «большой четверки», в которую, наряду с «Опора России», входят «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата.
В качестве положительного примера, где развитию малого предпринимательства удел
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
Проблемы среднего бизнеса в россии и пути их преодоления
В статье рассмотрены проблемы существующие в настоящее время в сфере инвестиций и перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей. Предложены практические меры для их преодоления.
Средний бизнес в мировой развитой экономике составляет основу общественного бытия. Он занимает промежуточное положение между крупным корпоративным бизнесом, над которым так или иначе осуществляет контроль государство, в силу его стратегического влияния на экономику и малым бизнесом, который несет на себе, как правило функции обслуживания.
В целом, в сфере среднего бизнеса сегодня задействовано подавляющее количество работоспособного населения, а, следовательно, именно они определяют количество социальное благосостояние общества.
Экономические процессы, происходящие в мировой экономике, непосредственно относятся к экономике России. Вступив на путь развития рыночной экономики, мы проходим в исторически сжатые сроки этапы развития, которые связаны со своими специфическими проблемами. Сегодня именно в сфере среднего бизнеса наиболее отчетливо видны эти проблемы. В данной статье мы попытаемся раскрыть истоки этих проблем и ключевые пути их преодоления.
Российский средний бизнес можно расчленить на несколько направлений: торговлю и сферу обслуживания, в которые государство не должно вмешиваться, строительство и промышленное производство.
Именно промышленному производству, в большей степени будет посвящено рассмотрение вопроса. В этой сфере сегодня сконцентрированы основные проблемы развития.
Когда речь идет от перехода экономики ориентированной на продажу сырьевых ресурсов к перерабатывающей промышленности, производства с высокой степенью переработки необходимо подразумевать, что речь идет, прежде всего, о среднем промышленном бизнесе.
Сегодня с самых высоких трибун говорится о развитии и стимулировании среднего и малого бизнеса. Однако вряд ли, кто из участников среднего бизнеса ощутил реальные сдвиги в своем деле.
Говоря об успехах последних лет, следует отметить увеличение инвестиционной активности. Только в 2007 году по сравнению с 2006 годом инвестиции возросли на 20%. Причем основной вклад внесен средним бизнесом. Источником стали средства сформированные ранее, в период первоначального накопления, часто за счет нефтяного и другого сырьевого бизнеса.. Создание крупных вертикально интегрированных корпораций последующего периода, с существенным государственным влиянием сделали их неконкурентоспособными в этой сфере.
Именно он сейчас проявляет наибольшую инвестиционную активность и вкладывает средства в свои собственные предприятия. Все это происходит не благодаря действиям государства, а скорее вопреки им.
Приобретенные перерабатывающие предприятия исчерпали запас и без того морально устаревших производственных мощностей и требуют расширения производства на новой технологической основе.
Реконструкция производства требует значительных материальных вложений. Стоимость приобретения современных конкурентных технологий и оборудования оценивается десятками миллионов евро. Использовав средства из первоначальных накоплений, средний бизнес вынужден инвестировать свою прибыль. Прибыль перерабатывающей промышленности не позволяет удовлетворить ее инвестиционные потребности.
На фоне постоянно растущей стоимости первичного сырья, которое несомненно имеет большую экспортную привлекательность, стоимость производимой продукции имеет среди потребителей большую инертность, что не позволяет сформировать необходимую прибыль предприятия и компенсировать производственные издержки текущего периода.
Финансовые структуры призванные способствовать развитию, фонды, банки, со своими высокими кредитными ставками, условиями кредитования на сегодняшний день не создают импульса для развития экономики.
Очередным мифом является низкая составляющая заработной платы в структуре себестоимости выпускаемой продукции. Приобретаемое высокотехнологичное оборудование требует привлечения высококвалифицированных кадров. Инновационные технологии не могут внедряться при низкой заработной плате качественной рабочей силы.
Средний бизнес, как ни какая сфера экономики, ориентирован на рынок. Вместе с тем существующая административная система на всех уровнях не способствует основным принципам его развития, экономического и промышленного роста. Нельзя говорить о реальном стимулировании производственной сферы, о справедливости решений по тендерам в отношении производителей, особенно проводимых в бюджетной сфере несмотря на их государственную значимость и многое другое.
Сегодня Российской промышленности недостаточно выпускать просто новые виды товаров. Она ориентируется на выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции мирового уровня, и для этого приобретает дорогое качественное оборудование европейских производителей.
Ввозимые новейшие технологии и технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при ввозе облагается в полной мере ввозными пошлинами. В итоге с учетом уплаты налога на добавленную стоимость, молодому производству, новое оборудование обходится дороже почти на 35%.
Попытки же создания технопарков и промзон, с льготным налогообложением, на основе принятых законов оказались для частных предприятий среднего бизнеса на практике малоприменимыми, если не сказать мертворожденными. Создание таких технопарков стали прерогативой исключительно крупных уже территориально и технологически сформированных научно-технических центров.
На фоне отсутствия реальной поддержки российских промышленных предприятий, производители ряда стран Азии имеют экономические преференции со стороны своих государств. В итоге стимулируется импорт многих товаров произведенных в этих странах, что позволяет предлагать товар низкого качества по конкурентным ценам. Экспансия этих товаров обеспечивается свободной рекламно-информационной поддержкой на территории России. Об этом говорится пожалуй на всех симпозиумах и конференциях с участием производственников, об этом регулярно обращаются, профильные ассоциации и объединения в законотворческие организации.
Защита отечественных производителей от недобросовестного импорта является хрестоматийной практикой в защите своей экономики в европейских странах и странах Нового Света не один десяток лет.
Кратко обсудив наболевшие проблемы среднего промышленного бизнеса можно резюмировать, что для успешного развития его, как основы современной экономики страны следует принять хотя бы минимальный комплект мер на основе решений на самом высоком уровне:
- установить льготные схемы кредитования для приобретения новых технологий промышленными предприятиями с реальными сроками инвестирования 5-7 лет.
- сформировать пакет льгот при импорте нового оригинального технологического оборудования.
- на законодательном уровне создать таможенные барьеры зарубежным аналогам и защиты отечественных произво-дителей.
Поднятые в статье вопросы возникли из ежедневной практики в сфере инвестиций и перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей.
Создание условий для нормального развития отечественной перерабатывающей промышленности — неотложная задача. С вступлением России в ВТО возможности создать преференции отечественному производителю может не оказаться. Сколько осталось — полгода — год?
Источник: top-technologies.ru
1.3 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая.
Практически речь идет о создании широкого сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения не могло образоваться резерва средств, необходимого для того,
чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы в условиях инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост, имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Кризис в экономике, последовавший после 17 августа 1998 г., привел к тому, что в первом полугодии 1999 г. инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с 1998 г. (в сопоставимых ценах) упали на 32,5 %, составив лишь 7,2 млрд. р.
По данным Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в 2000 г. выделение средств из бюджета на развитие малого предпринимательства было минимальным: до 90 % вложений на эти цели составляли частные инвестиции.
При этом, по данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, лишь 20 % малых производственных предприятий осуществляли инвестиции в приобретение отечественного оборудования в виде отдельных установок и только 20 % внедряли технологические линии.
На приобретение дорогостоящего импортного оборудования у малых предприятий нет денег. Но гораздо эффективнее применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Переход к ускоренному развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды, в которой существует малый бизнес — в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Большинство положений действующего федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, разработанного в начале 90-х гг. и принятого в 1995 г., устарело, не соответствует сложившимся реалиям. Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.
Исходя из вышесказанного, следующая проблема — это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она не совершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, в том, что во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные постановления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например,
потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Серьезные проблемы испытывают субъекты МП в области имущественной поддержки:
отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);
длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества;
высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов.
Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15 % общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допущены к госзаказу.
Для решения проблемы имущественного обеспечения конференция считает необходимым осуществить следующее:
Разработать и принять нормативные документы, определяющие специальные условия (льготы, преференции) и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг.
Создать на региональном и муниципальном уровнях базы данных по имуществу, которое может быть передано в аренду или продано субъектам малого предпринимательства. Обеспечить свободный доступ субъектов МП к базам данных (через Интернет, средства массовой информации).
При формировании бюджетов всех уровней предусмотреть возможность зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы.
Установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы.
Ввести в практику и законодательно закрепить заключение договоров аренды по принципу «одного окна», отменив предварительное согласование в многочисленных инстанциях договоров аренды.
Разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства.
Снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью.
Реализовать в течение 2002 г. первоочередные меры по созданию в регионах экспериментальных инкубаторов малого бизнеса на базе нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности и переданных на льготных условиях.
Практиковать создание «генеральных арендаторов» (организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства), получающих имущественные комплексы для вложения капитала в их пере- и дооборудование для сдачи в аренду малым предприятиям, в том числе использования их для получения кредита под залог.
Упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно- разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов для субъектов МП.
Разработать и внедрить механизм взимания арендной платы, не допускающий возможности «теневой оплаты».
В целях более эффективного использования лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса конференция рекомендует выполнить следующие мероприятия и провести корректировку нормативно-правовой базы по следующим направлениям.
Выделять лимит государственной гарантии с целью привлечения дешевых международных финансовых ресурсов для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми предприятиями.
Разработать и ввести в действие механизм частичной компенсации снижения процентной ставки по кредитам для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с малыми предприятиями, выданными кредитно-финансовыми организациями.
Расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.
Инструкции ЦБ РФ о порядке осуществления валютных операций, в части операций в рамках лизинговых правоотношений, привести в соответствие с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Использовать предстоящее рассмотрение проекта новой редакции Таможенного кодекса РФ (ТК) и предложить:
а) включить в проект ТК РФ пункт о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей лизинговыми компаниями, импортирующими предмет договора лизинга;
б) урегулировать вопрос определения таможенной стоимости имущества, ввозимого на территорию РФ, на основании договора лизинга;
в) решить проблему с вывозом имущества с территории РФ в случае нарушения лизингополучателем принятых на себя обязательств;
г) предусмотреть в новой редакции ТК ситуацию, при которой в случае, когда лизингодателем выступает российская лизинговая компания, режим временного вывоза имущества предусматривает специальные условия для арендных (лизинговых) правоотношений.
В связи с тем, что проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя не решена, внести изменения в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ «О лизинге»:
включить «исполнительную надпись» в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия;
ввести в арбитражную практику процедуру выдачи «судебного приказа» по требованиям лизингодателя об изъятии лизингового имущества у лизингополучателя;
использовать механизм изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя «судебным приставом» (исполнителем) на основании заявления лизингодателя.
В главу 25 части II Налогового кодекса внести изменения, предусматривающие сохранение действующих норм для лизинговых сделок в части:
применения ускоренной амортизации активов с коэффициентом до трех для целей налогообложения;
отнесения процентов по кредитам и займам, используемым для приобретения активов для лизинговых операций на себестоимость лизинговой компании без ограничений;
включения лизинговых платежей в полном объеме в себестоимость продукции лизингополучателя;
свободы выбора учета лизингового имущества на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя; а также дополнить разъяснением:
а) вопроса отнесения на затраты процентов уплаченных по кредитным договорам до ввода имущества в эксплуатацию (включаются ли эти проценты в стоимость предмета лизинга или относятся к внереализационным затратам);
б) определения первоначальной стоимости предмета лизинга (в частности, включаются ли в первоначальную стоимость затраты, связанные с вводом имущества в эксплуатацию).
Внести изменения в Таможенный кодекс РФ, в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О лизинге», дающей право лизинговым компаниям уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей
и осуществлять лизинговые операции без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, и им требуется приобрести определенный объем знаний. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит не лучшим образом.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях рынка оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства.
Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, в том числе и наукоемкую, стало не только не эффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование окажется под вопросом.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» № 446 от 11.05.93 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое и консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Следует отметить некоторое оживление производственного малого предпринимательства после кризиса 17 августа 1998 г. Дело в том, что многократный рост цен на импортную продукцию после девальвации заставил население переключиться с подорожавшей импортной продукции на аналогичные российские товары. В результате производство импортозамещающей продукции стало делом вполне доходным. Эта тенденция в свою очередь стимулирует российских производителей чаще обращаться в банки за кредитом на расширение производства или приобретение оборудования.
Источник: economics.studio