Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
рассмотреть основные определения и особые показатели малого бизнеса
оценить текущее состояние этой отрасли в стране
выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ) 10
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране 12
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране 18
2.1 Сводка и группировка 18
2.2 Расчет средних величин 21
2.3 Расчет показателей динамики 23
2.4 Расчет показателей вариации. 24
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ 25
2.6 Индексный метод 27
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса 28
Статистика | Штрафы | СТАТОТЧЕТНОСТЬ в РОССТАТ для бизнеса | МАЛЫЙ БИЗНЕС | Предприниматель | ИП ООО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложения 33
Оборот общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Оборот оптовой торговли – выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.
Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Финансовый лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
Договор финансового лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Общая стоимость договоров финансового лизинга представляет собой общую сумму всех инвестиционных затрат лизингодателя, связанных с приобретением и использованием предмета финансового лизинга, независимо от оплаты.
Выборочное наблюдение за деловой активностью малых предприятий
проводится Росстатом ежеквартально, начиная с 1999 г.
В 2009 г. в ежеквартальных опросах участвовали более 2000 малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Проблемы малого бизнеса. Как решить проблемы малого бизнеса и увеличить продажи в 5 раз?
Основная цель обследования — получение данных, характеризующих общую экономическую ситуацию, складывающуюся на малых предприятиях, а также прогнозных оценок их развития.
Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы, или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Инновационные товары, работы, услуги включают товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Индивидуальный предприниматель — гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента его государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г.
Наиболее привлекательной сферой деятельности для предпринимателей являются розничная торговля и общественное питание. Выборочные обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле проводятся во всех субъектах Российской Федерации. При осуществлении выборочных наблюдений используется метод расслоенной случайной выборки с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ)
В начале 2007 года Национальный банк «ТРАСТ» запустил уникальный для России проект — регулярное исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, получившее название «ТРАСТ Индекс МСБ» (МСБ — Малый и Средний Бизнес). Это исследование позволяет определить индекс самочувствия малого и среднего бизнеса России, который отражает как текущие настроения частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Благодаря тому, что исследование проводится регулярно, можно отследить, как меняется отношение предпринимателей к происходящему в стране и в сфере их деятельности.
Экономически развитые страны уже более 50 лет регулярно измеряют самочувствие малого и среднего бизнеса, поскольку это важнейший индикатор состояния экономики в целом. Однако в России подобные исследования только начали проводиться, а «ТРАСТ Индекс МСБ» проводится с использованием уникальной методологии, разработанной социологическим центром ROMIR Monitoring на основе подхода Мичиганского университета (это наиболее авторитетный и самый распространенный в мире подход, используемый для формирования индексов МСБ.) В разработке Индекса приняли участие «теоретики» и «практики», работающие в сферах, так или иначе сопряженных с развитием малого и среднего бизнеса в России. Это представители государственных, общественных, научных организаций, профессиональных объединений, международных организаций и самих банковских структур.
Каждые 2 месяца 1000 предпринимателей из всех регионов России отвечают на пять вопросов: два из них по теме текущего состояния бизнеса и сектора МСБ, остальные посвящены ожиданиям предпринимателей в таких областях как инвестиции, взаимоотношения с органами власти и перспективы кредитования. В результате сами предприниматели, государство и финансовые институты получают достоверную информацию о ситуации в этом важнейшем для экономики страны секторе. Проект «ТРАСТ Индекс МСБ» осуществляется по инициативе и на средства Национального банка «ТРАСТ». Данные исследования находятся в открытом доступе для всех желающих.
Расчет индекса проводится по следующей формуле: , где:
wi–весовые коэффициенты, отражающие степень влияния соответствующего показателя на общее состояние малого и среднего бизнеса;
Pi –доля положительных ответов;
Ni–доля отрицательных ответов.
Сумма весовых коэффициентов равна единице: wi=1.
Весовые коэффициенты приведены в таблице 1.
Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ Индекса МСБ
Группа показателей | Показатель | Весовой коэффициент |
Индекс текущего состояния | Изменение объема рынка | 0,2 |
Развитие бизнеса | 0,2 | |
Индекс ожиданий | Изменение объема инвестиций | 0,3 |
Изменение взаимодействий с властью | 0,1 | |
Планы по кредитованию | 0,2 |
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране
Сравнительный анализ состояния малых предприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. Это вылилось в существенный рост числа предприятий малого бизнеса с сопутствующим снижением эффективности их работы. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. Подтвердим это некоторыми фактами.
На рисунке 1 видно, что происходил значительный рост числа малых (включая микро-) предприятий в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Количественно сектор значительно вырос. По состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.
Рис.1. Изменение числа малых предприятий в РФ за последние 10 лет
При этом активнее всего «рос» микросектор с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%).
На первый взгляд, кажется, что, несмотря на кризис, сектор не только не пострадал, но и продемонстрировал «бурный» рост предпринимательской активности. Однако, рассмотрим ситуация более детально. Фактически в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора малого предпринимательства. Предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика (рост или снижение) тех показателей, которые составляют реальную финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это: занятость, обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело (чем больше вкладываю сегодня в самого себя, тем больше уверенность в своем развитии завтра).
Учитывая, что число малых и микропредприятий в 2009 году выросло, количество занятых на них составило 98,9% от уровня предыдущего года (10 254,0 тыс. человек). Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,72 процентных пункта и составил 21,7%. Вывод один: сектор малого предпринимательства высвободившуюся сокращал рабочую силу (рис.2).
Рис.2 Динамика изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса за последние 10 лет.
Номинальный объем оборота малого бизнеса в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17%, составив 16 873,1 млрд. рублей).
Динамика изменения объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009 годах представлена на рисунке 3.
Рис.3 Прирост оборота малых предприятий в 2006-2009 годах
Инвестиции – один из самых ярких показателей предпринимательской активности и уверенности бизнеса в будущем – в 2009 году составили номинально всего 73,3% от уровня предыдущего. Исследование НИСИПП, основанное на данных опросов малых предприятий, показало также общее сокращение реинвестируемой предприятиями прибыли, что подтверждало скачок неопределенности в отношении будущих условий деятельности. Уменьшилось и число предприятий, которые в принципе занимаются реинвестированием прибыли: по результатам первого раунда (2007 год) реинвестировали прибыль а развитие 48% респондентов, по результатам второго раунда (2009 год) доля таких предприятий составила лишь 35%.5
Динамика изменения объема инвестиций на малых предприятиях в 2001-2009 годах представлена на рисунке 4.
Рис. 4 Прирост инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2001-2009 гг.
Чем же тогда может объясняться такой удивительный феномен: бизнеса вроде как становится больше, а реальные показатели его деятельности, которые только и могут свидетельствовать о предпринимательской активности, падают? Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития) и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития).
В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей. Что касается статистики профильного департамента МЭРа, то она не столь очевидна. Приказ министерства определял порядок и условия предоставления грантов на 2009 год — не более 300 тыс. рублей на «брата».
Уровень софинансирования из региональных бюджетов должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, около 8600 начинающих должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. То есть около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных средств. Мониторинг успешности дальнейшего развития таких предпринимателей не проводился, но очевидно, результаты далеко не самые радужные (об этом говорят приведенные выше цифры).
Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации (Табл.2).
Проблемы субъектов малого предпринимательства
Источник: www.myunivercity.ru
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Соколова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Актуальность. Предпринимательство является наиболее активной формой экономической деятельности страны. Это такая деятельность, которая влияет на экономический рост, способствует новаторской разработке продукции, применению нанотехнологий, развитию научно-технического прогресса, помогает решать социальные проблемы страны.
Фирмы отличаются друг от друга не только по составу участников, формам собственности и так далее, но и по объему выпускаемой продукции. Таким образом, фирмы делятся на крупные, средние и малые.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение [4].
В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%. В таблице 1 представлены критерии разделения предприятий на микропредприятие, малое и среднее предприятия в зависимости от численности сотрудников и их дохода, а также количество организаций по данным на 1 августа 2017 года.
Таблица 1. Критерии малого и среднего бизнеса.
до 15 (включая ИП)
Предельный доход (млн. руб.)
Количество на 01.08.2017
ИП, хозяйственные партнёрства или общества, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы
Источник: данные Росстата
В 1 половине 2017г. в России было создано около 218500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе – 1636987. Рекордсменом по числу МСБ является г. Москва: 451979 микроорганизаций, 170000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны. [9]
Несмотря за заявляемую активную поддержку малого и среднего бизнеса в России, фактические темпы роста числа субъектов МСП крайне низки. Одна из основных причин этого – низкий уровень развития финансовой системы в регионах [9].
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемому ФНС, по состоянию на 10 октября 2017 г. в России наблюдался весьма скромный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – всего на 1,3% в годовом выражении до 5,8 млн. субъектов (см. таблицу 2). Самые относительно высокие темпы роста наблюдались в Центральном ФО (+3,4%) и Северо-Западном ФО (+2,1%), при этом были отмечена отрицательная динамика в Северо-Кавказском ФО (-1,8%), Дальневосточном ФО (-1,6%) и Приволжском ФО (-0,7%). Между тем, положительные темпы роста по данному показателю в целом по России достигнуты были исключительно за счет роста микропредприятий, в то время как число малых и средних предприятий за год даже сократилось. Данная тенденция наблюдалась почти во всех федеральных округах, кроме Южного и Северо-Кавказского округов.
Таблица 2. Изменение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2017 (в % к уровню 10.10.2016)
Источник: данные ФНС
В 2017 г. наблюдается снижение темпов роста числа МСП в сельскохозяйственной сфере.Хотя в текущем году и сохраняются положительные темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей-глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), тем не менее, заметно их замедление. Так, по данным ФНС, за три квартала 2017 г. прирост числа таких ИП составил 5,7 тыс. однако, это на 42,8% меньше, чем за тот же период прошлого года (см. рис.
1 и рис. 2). При этом, с учетом того, что к концу года число прекративших свою деятельность ИП, как правило, превалирует, то высока вероятность того, что текущие потоковые показатели изменятся в еще более худшую сторону. Вместе с тем, число иностранных граждан, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя-фермера, в этом году продолжает расти. Так, за три квартала 2017 г. прирост числа хозяйств этой категории составил 160 человек [8]
Рисунок 1: Изменение числа КФХ (число зарегистрированных минус число прекративших свою деятельность) по месяцам в 2014-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Рисунок 2: Изменение числа КФХ в 2012-2017 гг., единиц
Источник: составлено автором по данным ФНС
Одной из причин низких темпов роста числа МСП являются проблемы доступа к финансовым средствам.
По данным Банка России, темпы кредитования субъектов МСП растут — по состоянию на 1 сентября 2017 г. объем предоставленных с начала года кредитов субъектам МСП составил 3,8 трлн. руб., что на 19,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее, доля кредитов, приходящихся на субъекты МСП, составляет всего лишь 16,1% от объема всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (см. рис. 3). [10] Проблема доступности средств в регионах остается актуальной и в связи с продолжающейся политикой Банка России по ужесточению банковского надзора. В результате данной политики число кредитных организаций с конца 2014 г. сократилось во всех федеральных округах на 20-40% (см. рис. 4), что, в свою очередь, наносит ущерб и без того слабо развитой системе региональных банков, критически важной для развития МСП в регионах [1].
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Рисунок.3: Доля кредитов предоставленных субъектам МСП (в % от объема кредитов, выданных юр. лицам и ИП)
Источник: составлено автором по данным Банка России
Так, по данным Банка России, большинство кредитов предоставляется субъектам МСП кредитными организациями других регионов, имеющих местные филиалы. [10] Тем не менее, если рассматривать данный показатель в разрезе субъектов РФ, то картина выглядит довольно «грустно». Например, в одном из самых благополучных федеральных округов – Центральном ФО – 93,0% кредитов МСП выдается местными кредитными организациями.
Однако такой высокий благоприятный показатель по округу достигается исключительно за счет Москвы, а при этом из 18 субъектов, входящих в Центральный ФО, в 13 субъектах более 40% предоставленных кредитов выдается кредитными организациями других регионов, причем даже не имеющих местных филиалов (см. рис. 5). Почти аналогичная картина выявляется, если пройтись по всем ФО. Отсутствие же региональных банков, знающих местный бизнес, без сомнения негативно сказывается на динамике развития субъектов МСП [8].
Рисунок 5: Распределение объемов кредитов, предоставленных субъектам МСП (с начала года по состоянию на 1.09.2017) в зависимости от места нахождения кредитных организаций и их филиалов
Источник: составлено автором по данным Банка России
Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает ресторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. В 2017 году показатели возросли до 20%.
Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.
Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям, т. е. вновь открытые старые объекты.
Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На рисунке 6 показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:
Рисунок 6. Рейтинг отраслей по популярности
Источник: составлено автором по данным ФНС
Статистика цветочного бизнеса показывает, что за праздничные дни можно сделать выручку на год вперед. Свадьба, выпускной, 1 сентября, день учителя, 8 марта, юбилей – все эти торжества не обходятся без букетов. Статистика бизнеса говорит, что один проданный цветок приносит прибыль в размере 200–300%. Оборот отрасли в нашей стране составляет более 2 млрд. долларов за год.
Большое количество споров вызывает вендинговый бизнес. Однако статистики 2017 года недостаточно чтобы сделать окончательный вывод о выгодности этой отрасли. Вендинговый бизнес не требует больших вложений – достаточно лишь закупить автомат и периодически восполнять расходные материалы.
Сегодня вендинговые автоматы предлагают огромный спектр услуг: пополнение счетов телефонов, покупку напитков и продуктов питания. Выгодность автомата зависит от места расположения. Наиболее востребованы автоматы в центральной части России.
Одним из выгодных направлений является оффшорный бизнес. У него есть ряд преимуществ. Какая статистика оффшорного бизнеса? По состоянию на 2009 год было зарегистрировано более 60 тыс. компаний в оффшорных юрисдикциях. Зарегистрировать компанию можно за короткий срок.
А также есть возможность за пару часов купить готовое предприятие. Статистика продаж бизнеса подтверждает данный факт. Высокий спрос на оффшоры вызван низкими налогами. По статистике треть миллионеров заработали свой капитал на оффшоре.
Также популярен по статистике семейный бизнес. Такие компании закрываются в три раза реже остальных. Около 70% фирм в мире – семейные. На Востоке показатель составляет 90%.
Проблемы малого бизнеса в России
Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.
Подводя итоги, стоит отметить, чтов настоящее время в России действует около 900 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято почти 20 млн. человек. Их географическое распределение крайне неравномерно. В основном, малые и средние предприятия сосредоточены в четырех мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Московской области, Краснодарском и Приморском краях и др. При этом в трех округах из семи число малых предприятий сократилось в два раза.
Тем не менее, производительность труда на малых предприятиях в 1,5-3 раза выше, чем у крупных, а на их долю приходится 26% оборота розничной торговли, 51% оборота оптовой торговли и 28% объема подрядных работ. Следует, однако, отметить, что, по мнению некоторых специалистов, вклад малых предприятий в России во внутренний валовой продукт не превышает 12%, а удельный вес в производстве промышленной продукции находится на уровне 4%. При этом доля работающих на малых предприятиях в общей численности занятых колеблется на уровне около 12%. [ 9 ]
Список литературы
Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. т. 6. № 4
Гусарева Н.Б., Тарькина М.М. Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики. 2017. С.46-50.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы. Статистика. URL : https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 18.11.2018)
Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — «Волтерс Клувер». 2014 г.
Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Банковское кредитование. 2015 г. N 2. С.42 – 44
Количество индивидуальных предпринимателей по данным государственной регистрации. URL : https://www.fedstat.ru/indicator/42962.do (дата обращения 19.11.2018)
Консультант Плюс. URL : www . consultant . ru (дата обращения 19.11.2018)
Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс] URL : http :// rf — biz . ru /10. php (дата обращения 17.11.2018)
Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru (дата обращения 18.11.2018)
Центральный Банк России. URL : http :// www . cbr . ru / (дата обращения 17.11.2018)
Источник: scienceforum.ru
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
Семина Л.А. Анализ состояния развития малого бизнеса в России / Л.А. Семина, К.С. Можевикинч // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 119-121.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Л.А. Семина, д-р экон. наук, профессор
К.С. Мо жевикинч, студент
Алтайский государственный университет
(Россия, г . Барнаул)
Аннотация . В статье проанализированы основные факторы развития малого бизнеса в России. Авторами отмечено, что предпринимательство – важный компонент цивилизова н ной рыночной экономики, который является неотделимой частью от характерного ему р ы ночного механизма. Он несет мощный потенциал антимонопольного законодательства, решает проблему занятости и другие важные социальные проблемы, иногда выходящие д а леко за рамки экономики.
Ключевые слова: экономика, бизнес, анализ, предпринимательство, рыночная экономика.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, предпринимател ь ство – это « независимая, осуществляется на свой страх и риск деятельность, направле н ная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи тов а ров, работ или услуг лицами, зарегистрир о ванными в ус тановленном законом поря д ке» [1] .
Становление предпринимательства и р ы ночных отношений в России имеет ряд о т личительных черт, и в основном они закл ю чаются в том, что наше государство входит в категорию стран (Германия, Италия, Яп о ния), которые с некоторой задержкой, во втором составе, начали индустриализацию своей экономики, и в результате чего были часто вынуждены полагаться в своем у т верждении не только на экономические, но и на административные методики. При Ро с сийской империи, государство имело ос о бенно важную роль в экономике. Основной акцент делался не на свободе предприним а тельства, как в Англии или США, а именно на государственное регулирование, что и объясняет относительно жесто кую подч и ненность бизнеса общенациональным зад а чам, а также впол не равно душное отнош е ние к низкой эффективно сти управления [2] .
Теперь малый бизнес в рыночной экон о мике является одним из ведущих отраслей. В развитых государствах его процент в н а циональной выработке составляет около 60-70, а в других районах до 80%. Таким обр а зом, на сегодняшний день большее число развитых стран, поддерживает работу в м а лом секторе экономики.
Малые и средние предприятия (МСП) в России, да бизнес в целом, прошли длинный и сложный путь развития. На протяжении всех лет в истории его уровень развития был не намного выше, по сравнению с др у гими государствами.
Поддержка малого бизнеса в России уже давно была объявл е на, и был принят целый ряд мер и путей, среди которых можно выделить такие, как, снижение налогового бремени, огранич и вающее административное бремя, льготы в области регистрации и лицензирования де я тельности. Тем не менее, все это не опра в дало ожидания и не внесло коренные пер е мены в экономике и, следовательно, не пр и вело к значительному прибавлению числ а малых и средних предприятий. Как все зн а ют, в программе социально-экономического развития в средне-срочной перспективе (2012-2015 годы) одной из главных задач Правительства Российской Федерации, в ы деляется становление малого бизнеса как рыночного института, обеспечивающего конкурентную среду, само занятость и п о стоянность налоговых взносов. По состо я нию на 1 января 2013 года, в соответствии с Федеральной службой государственной ст а тистики и Федеральной налоговой службой России, зарегистрировано около 4,6 млн. малых и средних предприятий, на которых работают более 18 млн. людей. Период вр е мени от 2009 до 2013 г . , был отмечен как позитивный, где определялся ежегодный рост в Российской Федерации малого би з неса в 35 тысяч фирм, однако, в полном в ы ражении это очень мало. Например, в Польше, каждый год появляется около 100 тысяч компаний во Франции – 250 тысяч, а в среднем в развитых государствах – возн и кает ежегодно о т 25% до 35% новых комп а ний [3] .
По данным Росстата, на 1 января 2014 года, в России зарегистрировано 5,6 млн малых и средних предприятий. Здесь занято около 25% от общей занятости в экономике и на них приходится около 25% от общего объема оборота товаров и услуг, вырабат ы ваемых предприятиями в стране. Как мы можем наблюдать, ход развития малого бизнеса повысился и поменялся, но не н а столько, как хоте- лось бы. 62,8% малых и средних предприятий – это индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из которых 32,7% – микро предпр и ятия, 4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия). Основными видами деятельности малых и средних предприятий является торговля (б олее 39,6%) и услуги (35,4%) [4] .
Множество рабочих мест возникает именно в оптовой и розничной торговле и в сфере услуг – 4,2 млн. (47%). Промышле н ность и строительство обеспечивают 1,8 млн. и 1,6 млн. мест соответственно (19% и 17%).
Цифры занятости на малых предпр и ятиях и в других областях, мягко говоря, неутешительные: здравоохранение – 1,2%, жилье и коммунальные услуги – на 2,7%, наука – на 1,3%, транспорт и связь – 5% из-за значительного присутствия государства в этих секторах. По темпам роста занятости в малых компаниях ведущими являются и н формационные и компьютерные услуги (около 11,5% в год), что указывает на обр а зование положительных тенденций в разв и тии малого бизнеса в 46 этой сфере.
Распр е деление по секторам занятости является о т ражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности. То р говля представляется здесь наиболее более распространенным типом деятельность в сфере малого бизнеса. На его долю прих о дится более 72% оборота малых предпр и ятий. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8% и 7%).
В с убъектах Российской Федерации в 2015-2020 гг. могут быть приняты законы о налоговых льготах для индивидуальных предпринимателей. Главное условие п о ставки – переход в течение двух лет после вступления в силу таких законов на УСН или патентную систему налогообложения. Ставка по этим налогам будет 0% в течение двух лет с даты регистрации предприним а теля (Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении измен е ний в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ).
Проблема в связи с этим заключается в том, что решение о введении налоговых льгот отдано на откуп регионов, и потому не все из них решат использовать это пр е имущество, так как за этим влечет потеря финансовых средств из региональных и м у ниципальных бюджетов. Однако, Прав и тельство России надеется заинтересовать местные органы власти в поддержку малого и среднего бизнеса. Минфину России нео б ходимо выработать меры, направленные на повышение доли взносов в бюджеты мун и ципалитетов всех налоговых поступлений, выплачиваемых малым и средним бизнесом (увеличение может быть до 75%).
В копилку недостатков налоговых кан и кул идет и тот факт, что они будут досту п ны лишь индивидуальным предпринимат е лям, работающими в научных, промышле н ных и социальных сферах (около 15% от общего количества). Юридические же лица, даже если они небольшие предприятия, под эту программу не подпадают. Министерство экономического развития предоставляет возможность некоторым предпринимат е лям, которые не пользуются наемным тр у дом в своей деятельности, перейти в катег о рию «самозанятых» и только для своих оп е раций купить патент в налоговой службе. То есть с 1 января 2015 года можно будет купить патент на некоторые виды деятел ь ности без регистрации ИП по предъявлении паспорта в течение срока от 1 месяца до 1 года. Это еще и удобно тем, что после пр е кращения деловой активности не придется лично заниматься удалением из регистра, потому, что статус предпринимателя авт о матически удаляется по истечении времени патента.
В то же время доходы от патентов, гос у дарство лично поделит на пенсионные взн о сы, социальные отчисления и налоги в г о род. Минимальная стоимость патента будет шесть тысяч рублей в год, или 500 рублей в месяц. Тем не менее, регионы имеют право самолично устанавливать свои собственные расценки патента, а также, п ри необходим о сти, увеличить их.
Следует отметить, что за последние пару лет, практически все наиболее масштабные идеи развития бизнес-сообщества, включая (налоговые каникулы, экономическая амн и стия, надзорные каникулы) до сих пор по д держивается, развиваются и реализуется государством, даже если и не на вместо. Это дает возможность говорить о некотором прогрессе в отношениях между правител ь ством и бизнес-сообществом, которое в ближайшие годы может помочь переломить тенденцию «исчезновения» мелких и сре д них предприятий.
Таким образом, можно сделать заключ е ние, что формирование и развитие предпр и нимательства, особенно средних и малых фирм, является одной из основ н ых, а то и главных задач реформы экономической п о литики в период кризиса. Предприним а тельство – важный компонент цивилиз о ванной рыночной экономики, который я в ляется неотделимой частью от характерного ему рыночного механизма. Он несет мо щ ный потенциал антимонопольного закон о дательства, решает проблему занятости и другие важные социальные проблемы, ин о гда выходящие далеко за рамки экономики.
1. Идигова Л.М., Юсупова А.Ш., Салги риев Р.А., Эскерханов Р.З. Моно графия. Научный подход к системе оценки персонала предприятий как фактор роста эффективности произво д ственной инфра структуры региона. М: Издат ельско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013 г.
2. Идигова Л.М., Юсупова А.Ш., Исмаилов М.Х. Региональные особенности функцион и рования производственной ин фраструктуры// Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал АПК: Регионы России, 2012, №11. С.77–82
3 . http://www.moluch .ru/archive/63/9711/
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
L.A. Semina, doctor of economic sciences, professor
K.S. Mezhevikin ch , student
Altai state university
Abstract. The article analyzes the main factors of development of small business in Russia. The authors noted that entrepreneurship is an important component of a civilized market economy, which is an integral part of the characteristic of the market mechanism. It carries the powerful p o tential of the antitrust laws, and solves the problem of employment and other important social i s sues that sometimes go far beyond the economy.
Keywords: economy, business, analysis, entrepreneurship, market economy.
Источник: economyandbusiness.ru