Рост спроса на внутренний туризм не смог компенсировать туроператорам выпадающие доходы от закрытия границ. Туристические компании столкнулись со слабо развитой инфраструктурой и дефицитом объектов размещения, которые могли бы конкурировать с зарубежными отелями
Российская туристическая индустрия оказалась одной из самых пострадавших за период пандемии. По данным мониторинга отраслевых финансовых потоков, который ведет ЦБ, объем входящих платежей в отрасли в мае отставал от докоронавирусной «нормы» примерно на 90%, в июне — на 80-90%, к концу июля — на 66%, к концу августа — на 54%. Даже к середине сентября, когда уже открылись несколько зарубежных направлений, отставание от докризисных уровней составляло более 50%.
Рост спроса на внутренних направлениях не смог полностью компенсировать туроператорам выпадающие доходы от прекращения выездного туризма. Например, в прошлом году «TUI Россия» отправила во внутрироссийские туры 40 000 туристов, по итогам 2020-го на внутренние направления компания планирует отправить порядка 150 000 человек, однако даже резкий рост турпотока по России не позволит оператору компенсировать потери от закрытия границ, говорит его гендиректор Тарас Демура. «На 2020 год мы строили план удвоить суммарное число туристов, отправив на отдых порядка 3 млн человек. Этот финансовый год для компании будет убыточным, в связи со снижением количества клиентов выручка туроператора в этом году будет в три раза меньше, чем в 2019 году, и в шесть раз меньше, чем планировали», — уточняет он.
Туристический бизнес в России. С какими проблемами сталкивается бизнес.
Турпоток в места массового отдыха в России, например в Краснодарский край и Крым, на 30% меньше, чем в 2019 году, рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Она указывает, что это вполне объяснимо: сезон в 2020 году из-за связанных с вирусом ограничений оказался на два месяца короче.
При этом, если ориентироваться на данные по покупке билетов, поток самостоятельных туристов, тех, кто не прибегает к услугам туроператоров, уже достиг уровней прошлого года и даже вырос. «Международных перелетов почти нет, но мы уже вернулись на прошлогодний уровень по объему проданных авиабилетов», — говорит операционный директор билетного поисковика Aviasales Антон Байцур. С июня по конец сентября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество бронирований выросло на 7,4%. Общее число проданных через сервис билетов компания не раскрывает. Среди самых востребованных направлений — Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Краснодар, Анапа, Калининград, Кавказские Минеральные Воды.
По данным Ростуризма, в июле-августе 2020 года юг России посетили более 10 млн человек, из них 6,2 млн — Краснодарский край, 3,35 млн — Крым, более 285 000 — Ставропольский край. Есть регионы, где число отдыхающих уже превысило показатели прошлого летнего сезона: суммарно Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) за два месяца посетили около 2 млн человек против 1,8 млн человек летом 2019-го. Более 74 000 человек посетили Бурятию против 64 000 годом ранее.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 2021-2030 года! БУДЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ТУРИЗМ ДАЛЬШЕ?
«Внутренний спрос оказался очень высоким, — отмечает Байцур. — Среди крупнейших стран мира только Россия и Китай смогли выйти на прошлогодние показатели благодаря огромному потенциалу внутренних воздушных линий». По данным исследования компании Skift, которая анализирует глобальные тренды в туристической индустрии, среднее значение Recovery Index составляет 43 (индекс отображает в реальном времени процесс восстановления туристической отрасли после пандемии COVID -19 неделя к неделе, за основу взяты данные прошлого года). У России этот показатель выше среднего — 60.
С какими проблемами столкнулась российская туристическая отрасль в условиях, когда зарубежные направления оказались закрытыми?
Дефицит отелей
«В этом году индустрия пережила несколько потрясений: в конце марта во время подготовки к сезону туроператорам «выключили свет», закрыв границы, а затем внезапно объявили об открытии Краснодарского края и Крыма», — говорит глава туроператора «Алеан» Илья Уманский. По итогам прошлого года «Алеан» отправил на отдых порядка 600 000 туристов, в этом году, по его прогнозу, компания недополучит около 30% выручки. По словам Уманского, дополнительный спрос со стороны туристов вызвал дефицит отелей на массовых направлениях, недостаток кадров в гостиницах и ресторанах, а также рост цен на проживание.
По данным Федерального агентства по туризму, в 2019 году в России насчитывалось 28,3 тысячи коллективных средств размещения (КСР) и более 2,5 млн койко-мест. Илья Уманский указывает на то, что из этого объема лишь 10% отелей и гостиниц имеют «звездность» и их справедливо сравнивать по уровню сервиса с зарубежными отелями. «Этот сегмент традиционно загружен туристами», — говорит он.
«Продажи туров стартовали в июле, и мы сразу зафиксировали значительный всплеск интереса россиян к внутреннему туризму, особенно черноморским направлениям, — говорит генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура. — Тем не менее, уже через три недели активных продаж мы столкнулись с дефицитом сертифицированного жилья, и к концу месяца предлагать было нечего, все было забито на 100%». Из этого следует и еще одна проблема внутреннего туризма — уровень удовлетворенности клиентов. По оценке «TUI Россия», летом 2020-го этот показатель в Сочи существенно снизился из-за ажиотажного спроса и недостатка качественных гостиниц. Частично компенсировать потери в доходе из-за нехватки номерного фонда в России «TUI Россия» помогло открытие Турции в августе.
Ломидзе отмечает, что дефицит был заметен лишь в отелях «четыре звезды» и «пять звезд». Спрос на них был высок среди платежеспособной аудитории, которая вынуждена была искать альтернативу зарубежному отдыху этим летом.
Надежда на чартеры
Чтобы сделать поездки дешевле, а также перераспределить потоки туристов и снизить нагрузку на черноморское побережье, крупнейшие туристические операторы решились на запуск собственных чартерных программ при господдержке. В начале лета вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании с председателем правительства Михаилом Мишустиным анонсировал открытие более десяти новых чартерных направлений в перспективные с точки зрения туризма российские регионы. В июне директор объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» Александр Осауленко сообщал, что Ростуризм планирует выделить на развитие чартерных программ 800 млн рублей субсидий (сумма вдвое больше, чем выделялась в 2019 году). В итоге летом в России появились пакетные туры и чартерные рейсы в Калининградскую область, Бурятию (Байкал), Хакасию, на Алтай. Для запуска собственной чартерной программы туроператору необходимо заключить контракт с авиакомпанией и заказать самолеты, учитывая периодичность вылетов, расстояние и т. д. По оценке АТОР, стоимость одного чартерного рейса может составлять для туроператора от 4 до 6 млн рублей.
Крупнейший туроператор на внутреннем рынке, «Библио-Глобус», с конца июня запустил программу чартерных перевозок в Калининград из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга — в августе компания увеличила число рейсов с четырех до шести в неделю. «У нас произошел огромный наплыв. Мы принимаем шесть чартерных бортов в неделю: это 1000-1200 туристов, — отмечает представитель туроператора в регионе Татьяна Лисиченко. — Мы готовились к масштабному увеличению, но такого не ожидали.
Сегодня практически все места закрыли до конца сентября». С учетом регулярных рейсов, а также самостоятельных путешественников, которые приобретают через «Библио-Глобус» проживание и страховку, число туристов составило более 40 000 за сезон.
В целом наплыв туристов в регион вызвал тревогу местных властей. «Заходишь на остров Канта — а там в пять раз больше туристов, — говорил в конце августа калининградский губернатор Антон Алеханов. — Я говорю: «Подождите, не вырос еще газон, отойдите, пожалуйста». То есть это толпы людей с этими селфи-палками и все остальное. Это ужасно. То есть давайте развиваться поступательно.
Я еще раз говорю: мы не готовы. Если завтра к нам прилетит не 2 млн 200 000 человек, а все пять, то мы здесь просто. И они не отдохнут. То есть это будет совсем не то впечатление, которое нужно получать от Калининградской области».
Anex Tour организовал эко-туры в Хакасию, чартерная программа была запущена с конца июля и продлилась до открытия границ с Турцией, ключевым направлением для оператора. «Направление оказалось необычным и малоизвестным для туристов, мы активно работали по его популяризации вместе с Ростуризмом. Однако ожидания от проекта не оправдались», — говорит заместитель гендиректора Anex Tour Яна Муромова. По ее словам, первый борт в Хакасию улетел со стопроцентной загрузкой, по остальным результаты были слабее из-за «специфичности направления и его незнания рынком». Специфичность Хакасии в том, что туристическая инфраструктура (отели, транспорт) в регионе отсутствует, красивая природа — фактически все, что там есть, говорит собеседник Forbes на туристическом рынке.
Зато чартерная программа «TUI Россия» на Байкал оказалась успешной. Первый в истории региона чартер Москва — Улан-Удэ оператор запустил 4 июля. Чартеры летали раз в девять дней до середины сентября. «Несмотря на ограниченный номерной фонд в регионе и инфраструктуру, требующую развития, новое для нас направление хорошо себя показало.
Удовлетворенность клиентов, согласно внутренним опросам, была высокой: туристы получали больше, чем ожидали», — говорит Тарас Демура. «При себестоимости авиабилета 30 000 рублей субсидии Ростуризма составляют до 50% — это немало», — уточняет он. Всего за летний сезон-2020 туроператор организовал отдых на Байкале для нескольких тысяч туристов. «Байкал — мечта многих россиян, и в этом году туда можно было отправиться в тур за 30 000-35 000 рублей. Раньше столько стоил только авиабилет», — отмечает Майя Ломидзе.
Местное чудо: 7 удивительных городов России, куда стоит отправиться в путешествие
Местное чудо: 7 удивительных городов России, куда стоит отправиться в путешествие
Источник: www.forbes.ru
Проблемы туризма в России
Туристический потенциал России просто поражает воображения: моря, океаны, горы, реки, тайга, исторические города и живописные села. Похвастаться подобным разнообразием не может ни одна страна в мире. Однако несмотря на столь богатый потенциал, в рейтинге туристических стран мира Российская Федерация замыкает. пятый десяток. Постараемся разобраться, почему это произошло и как это можно исправить.
07 08 2015
09:09
Причин такому несоответствию возможностей и их реализации, множество. Выделить какую-то одну невозможно. Рассмотрим комплекс проблем, которые стали причиной того, что Россия не рассматривается большинством туристов (как иностранных, так и русских), как желаемый объект для туристических поездок.
Проблемы транспортной инфраструктуры
Неожиданно против развития туризма в России сыграли ее большие размеры: для того, чтобы проехать с юга на север страны вам может понадобиться до семи дней выматывающего пути на поезде. Билеты на такие поезда чрезвычайно дороги, а вот условия в них оставляют желать лучшего. Несмотря на то что РЖД регулярно обновляет состав поездов, большинство из них способны испугать не только изнеженного западного туриста, но и наших соотечественников.
Альтернативный вариант — самолет. У гостей России цены на авиаперелеты в пределах государства вызывают изумление, граничащее с шоком: если перелет из Чехии во Францию вам обойдется в 60-80 евро, то для того, чтобы преодолеть расстояние между Москвой в Красноярском сумму можно смело множить на три.
Автомобильная инфраструктура также не особо развита. Плохие дороги (а в некоторых регионах и их повальное отсутствие) отпугивают многих владельцев машин от идеи автомобильных путешествий по просторам России.
Главное — правильно себя позиционировать
Как раз с этим у российского туризма существуют большие проблемы. Сочи, Байкал, Москва, Санкт-Петербург — места, которые на слуху у туристов. Даже о Золотом Кольце слышал не каждый россиянин. Что уж говорить об иностранцах? Проблема с недостаточной информированностью о достопримечательностях, исторических городах и местах для города не могла не сказаться.
Даже если закрыть глаза на плачевную ситуацию с внешним туризмом, внутренний удручает не меньше. Если в большинстве развитых стран средний показатель внутреннего туризма колеблется от 10 до 12%, то в России он составляет чуть более одного процента.
Решить эту проблему может правильное брендирование: необходимо говорить и показывать национальные достопримечательности, рекламировать их, объяснять преимущества перед иностранными курортами. Однако этим никто не занимается. Причина такому явлению — в следующем пункте.
Отсутствие централизованного управления
В любой туристической стране существует отдельное ведомство или министерство, занимающееся проблематикой туризма. Именно там принимаются меры по реконструкции важных туристических объектов, обсуждаются рекламные кампании и методы привлечения туристов. В России такой орган просто не предусмотрен законодательно.
Фактически туризм регулярно переходит из рук в руки — его курирует то министерство культуры, то министерство спорта. Это ощущается как на региональном, так и на федеральном уровне. Например, сферу туризма в Архангельской области курирует министерство спорта. Там существует значительный перекос в сторону «культурно-познавательного» туризма в ущерб всем остальным сферам.
Отсутствие общей управленческой базы и государственной поддержки фактически поставило туризм в условия самообеспечения. Естественно, что при таком режиме ожидать мощного притока туристов — наивно и попросту глупо.
Отсутствие регионального туризма
По неизвестным причинам государство не вкладывает финансов в развитие регионального туризма. А тем временем именно такие поездки давно получили феноменальную популярность во всем мире — небольшие домики, мангалы, уютные села.
Широкие просторы России дают превосходные перспективы для этого вида туризма. Однако на данный момент их реализация имеет весьма точечный характер и нередко исходит от частных лиц. Как пример можно привести одно из сел Ярославской области — Вятское.
Местный бизнесмен, при помощи сельской администрации, за свой счет открыл несколько национальных музеев — русских забав, ангелов, русской бани. Такой туристический объект может украсить любую страну. Но на практике о нем знают лишь немногие ценители.
Отсутствие профильного туризма
Велотуризм, экотуризм, фототуризм, экстрим. Все эти виды туризма в России не развиваются. Фактически в России существует только один вид туризма — отдых. Как показывает практика большинства туристических государств, именно профильный туризм приносит больше всего дохода. Если Россия хочет развивать туристический бизнес, необходимо найти что-то, что зацепит большинство избалованных туристов.
Гостиницы
На сайте booking.com турист из Австралии охарактеризовал российские гостиницы как «Или дешево и не комфортно, или дорого, роскошно. И не комфортно!». Определенная логика в таких рассуждениях есть. Большинство российских гостиниц застряли в Советском Союзе: минимальный сервис и отсутствие привычных избалованным туристам удобств.
Впрочем, существует еще одна каста отелей — элитные гостиницы. Цена в них начинается от 800 долларов, что делает этот вариант невозможным для большинства туристов.
Возможно, в этом вопросе следует равняться на Чехию: она покорила сердца туристов обилием небольших, семейных отелей и хостелов.
Мифы и легенды
Мощная информационная завеса, которая окружает Россию, играет ей дурную службу. Россия у многих ассоциируется со стандартным «Водка, медведи, балалайка». Иностранцы просто не хотят ехать в дикую страну, наводненную медведями гризли и алкоголиками. Причина этому —недостаток информации.
За пределами России мало кто знает о ее богатом культурном наследии современном образе жизни россиян.
Боязнь санкций
Последние политические события значительно сократили поток туристов в России. Причин тому несколько:
1. Неодобрение внешней политики России, как следствие — нежелание поддерживать ее экономику.
2. Искусственно насаженный образ России как страны-агрессора. Люди боятся ехать в до предела милитаризированную страну, в которой полностью запрещена свобода слова.
3. Боязнь пустых прилавков. Как ни странно, многие иностранцы поверили, что под влиянием санкций в России опустели магазины. Туристы опасаются, что им просто нечего будет есть!
Как решить проблемы?
К сожалению, с наскоку разобраться с упадком в туризме едва ли кому удастся. Пример тому — Сочинская Олимпиада. Многие ожидали после него большого притока туристов. Однако не срослось.
Для того чтобы вывести туризм в России на достойный уровень, необходим ряд комплексных мер: поднятие международного имиджа, информирование о туристической инфраструктуре, финансирование зон отдыха и отелей.
Но нужно учесть, что без централизованного управления этого всего не достигнуть. Остается надеяться, что Государственная дума в ближайшее время поймет важность туризма для экономики России.
Источник: obzor.press
Основные проблемы современного туризма в фактах
Специалисты знают, что основные проблемы современного туризма, в том числе и России, связаны множеством факторов, делающих отрасль крайне неустойчивой. Большая часть промышленности зависит от отдыхающего. Тем не менее, туризм состоит не только из туристов, но и из других групп.
Сюда входят бизнесмены, люди представляющие политику и аппараты управления, студенты, ведущие культурный и образовательный обмен. Многие поездки отражают дружеские и родственные узы. Такие путешественники без туристических целей часто проводят время так же, как отдыхающие.
Источники проблем туристической индустрии
Проблемы современного туризма основаны на политических, медицинских и экономических колебаниях. Все взлеты и падения находятся за пределами контроля туризмом.
В некоторой степени лидеры отрасли вынуждены реагировать на обстоятельства, осознавая текущие проблемы, могут подготовиться к возможным вызовам и искать способы уменьшить негативное воздействие обстоятельств.
Связанные записи:
- Всемирный день туризма под девизом «Цифровое преобразование»
- Виды туров и типы туризма в современной сфере отдыха
- Как написать уникальную статью по теме туризм за 15 минут
Некоторые проблемы современного туризма
Туризм — это сильно облагаемая налогом отрасль. Немногие люди, за пределами индустрии туризма, понимают, сколько платят платящие налоги. Посмотрите на процент налогов в авиабилете, гостиничном номере или арендованном автомобиле. В некоторых странах налоги, это почти 40% стоимости билета.
Проблема стандартизации тоже оказывает негативное влияние на туризм. Глобальный рынок означает наличие одинаковых продуктов доступных во всем мире.
То есть человек ищущий знакомства с уникальной культурой встречает во время путешествия туже еду и услуги, которые он покупает себя дома. Например, торговые центры по всему миру часто предлагают одни и те же продукты, и многие путешественники считают, что отели настолько стандартизированы, что они почти забывают, в какой стране находится отель.
Туризм и путешествия сильно зависят от стоимости топлива, цены на него часто создают проблемы современного туризма. Недавнее повышение цен на топливо, такое как бензин, оказывает большое влияние на всю отрасль. Лето — это высокий сезон для путешествий, и с ростом стоимости бензина многим путешественникам приходится корректировать свои расходы (или продолжительность отпуска), чтобы заплатить дополнительные расходы на топливо.
Телекоммуникационные проблемы современного туризма
Новый мир телекоммуникаций и мобильно связи может предложить множество преимуществ, как для путешественника, так и для индустрии туризма. Однако это также означает, отдыхающих будет больше, где есть связь и интернет. Революция в области телекоммуникаций также означает, что деловые встречи могут проводиться в режиме онлайн, а не лицом к лицу, и исключают необходимость многих деловых поездок. Наконец, революция в области телекоммуникаций означает, что виртуальная реальность часто заменяет классическую реальность и большой отряд потенциальных потребителей, знакомится с культурой других стран через интернет.
Безопасность — серьезная проблема для индустрии туризма и путешествий. Угрозу террористов, политические перевороты, местный бандитизм и природные катаклизмы отпугивают многих путешественников.
Слишком много туристических агентств не имеют (или почти нет) контактов со своими местными полицейскими управлениями. Слишком мало местные органы власти предоставляют своим службам безопасности, экономические и людские ресурсы для защиты посетителей и объектов туризма. Почти ни одно сообщество не провело оценку безопасности туризма персонала и объектов своей отрасли.
Безопасность — главная проблема индустрии туризма
Нынешнее население стареет, пожалуй, как никогда в истории. Поскольку поколение детского бума (родившихся между 1946 и 1960 годами) все больше приближается к своему шестому десятилетию.
Несмотря на то, что пенсионеры любят путешествовать, для путешественников преклонного возраста требуются особые условия, которые есть далеко не у каждой принимающей стороны. Это означает, что должностные лица от туризма будут сталкиваться со всеми видами вопросов безопасности. Могут понадобиться мобильные медицинские подразделения, специальные диеты и доступные аптеки, которые открыты 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Тесно связанные с безопасностью туризма, такие проблемы здоровья, как эпидемии, которые могут легко вызвать панику у туристов.
Мало того, что падение качества воды становится основной проблемой туризма. Напугать путешественника и нанести ущерб туристической отрасли, могут всего несколько репортажей. Подобным образом нервная общественность может связать событие со здоровьем с потенциальным терактом. Эпизоды с вирусом Коксаки в Турции 2017 года, являются примером того, как нервная публика может перестать посещать местность из-за проблем, связанных со страхом потерять здоровье.
Политические условия по-прежнему будут проблемой для индустрии туризма. На международном фронте туризм будет по-прежнему иметь дело с более сложной и запутанной политической реальностью. Например, несмотря на то, что правительства утверждают, что они поддерживают туризм, визовые ограничения стали более распространенными. Более того, ни одна нация не может быть защищена от уличных демонстраций, политически мотивированных беспорядков, террористических актов, войн или бюрократической волокиты. Эти обстоятельства не только дают негативную рекламу местной культуре, но и делают путешествие более сложным и менее привлекательным.
Плохие условия поездки тоже можно рассмотреть, как основные проблемы туризма. Немногие сегодня согласятся, что отдых проходит только романтично, путешествия несут многие стрессовые ситуации на транспорте.
Не только воздушные и морские путешествия становятся менее доступными, но и другие виды транспорта вносят свои проблемы. Все виды транспорта предлагают услуги с постоянным повышением цен. Наряду с растущей ценовой политики, которая ведет только к ограничениям количества отдыхающих, многие части отрасли страдают либо от ограниченного штата персонала, либо от плохого обслуживания клиентов. До сих пор эти основные проблемы туризма делают отрасль крайне неустойчивой. Уменьшение количества проблем и развитие потенциала туризма важны для развития промышленности.
Для чего нужно анализировать проблемы современного туризма
Русский клуб путешественников, на страницах сайта Traveldon.ru проводит анализ туристической ситуации постоянно. Мониторинг отрасли важен не только для самой индустрии, но прежде всего для самих туристов, которые желают хорошо, недорого и качественно отдохнуть.
Присоединяйтесь к поклонникам путешествий по всему миру, чтобы получать новые интересные статьи об интересных уголках планеты, станьте участником наших групп на или подписавшись на нас в .
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Источник: traveldon.ru