Проблемы управления международным бизнесом

Проблемы менеджмента и международного бизнеса в постковидный период: монография / Н.Ю.Конина, Р.Б.Ноздрева, В.В.Шаповалов [и др.]; под общей редакцией и с предисловием Н.Ю.Кониной. — Москва: МГИМО-Университет, 2023. — 302, [1] с.
ISBN 978-5-9228-2665-5

В монографии, подготовленной большим коллективом авторов, в числе которых — профессора и преподаватели МГИМО и других ведущих ВУЗов, представители бизнеса и других организаций, дается комплексный анализ широкого спектра теоретических и прикладных вопросов эволюции деятельности фирм и трансформации их бизнес-моделей с учетом сложных процессов в мировой экономике в условиях постковидной реальности.

Детально проанализированы тенденции развития международного менеджмента и бизнеса в условиях современной динамичной внешней среды постковидного периода.

Книга предназначена для руководителей всех уровней управления, специалистов по международному бизнесу, менеджменту, маркетингу и внешнеэкономической деятельности, предпринимателей, научных сотрудников, аспирантов.

Проблемы Международников

  • Университет
  • Подразделения
  • MGIMO Family
  • Гранты и конкурсы
  • Медиазеркало

Источник: mgimo.ru

Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции

Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Ее основу составляет рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция. Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.).

Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является транснационализация — становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процесса глобализации связана качественно новая эпоха в развитии международного предпринимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании и транснациональные банки (ТНК и ТНБ). Безусловно, сами эти корпорации возникли значительно раньше, но лишь сегодня возникает специфическая транснациональная экономика, представляющая собой своеобразную “мировую шахматную доску”, на которой соперничают ведущие международные компании [1]. Конкуренция этих компаний нередко является более острой, чем на национальном уровне, используются принципиально иные методы конкурентной борьбы. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства — в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный “полюс власти” в мировой экономике.

Читайте также:  Как начать туристический бизнес на алтае

«Мне мало платят!» — как решить эту проблему в своем бизнесе РАЗ И НАВСЕГДА

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возмож­ностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаи­модействия.В общем смысле можно заключить, что международный менеджмент – это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.

Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включает в себя пробле­мы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

• исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализа­цию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и коорди­нацию);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Различия проистекают из оперирования фирмы в иных странах, чем страна ее базирования, что заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды и, в пер­вую очередь, всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурент­ные преимущества: экономики, политики, права, культуры, социальных про­цессов и иных аспектов жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фир­мой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом, знание и понимание культуры страны и соответ­ствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ро­лей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опас­ностей — в негативном варианте).

Читайте также:  Список организационно правовых форм бизнеса

К тому же, серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального обеспе­чения управленческих решений. Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же многонациональной средой.

Хотя внешне такие оп­ределяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация, и уж тем более технологические параметры, не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но все, что касается главного — людей, их потребностей, восприятия, ожиданий и, главное, ценностей и целей поведения, то возникает необходимость учета национально-культурных факторов. Различия здесь могут быть очень большими. Например, почти половина японцев рассматривает работу преж­де всего как добывание средств к существованию, в то время как среди бель­гийцев или голландцев этот процент не достигает и трети. Или другой столь же показательный факт: время, планы и программы — важ­нейший элемент западной культуры вообще и менеджмента в особенности, в то время как восточная культура просто не приемлет мысль о том, что «второго шанса не будет» и относится ко времени как к некоему бесконечному ресурсу.

С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менедж­мент в сфере коммуникаций, где все: от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения — несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом пред­определяют и национально-культурную специфику принятия решений, и то, что в одной культуре будет моделью рационального принятия решений, в дру­гой будет считаться просто неразумным поведением руководителя.

Сложной проблемой для международного менеджмента является соотношение глобального и локального подходов в деятельности фирмы, а следовательно правильного формирования и развития отношений фир­мы со страной пребывания в целом и ее отдельными регионами. Не­редки случаи, когда глобальная оптимизация деятельности фирмы требует таких решений от ее руководства, которые противоречат представлениям об оптимальности у местных властей и насе­ления (например, закрытие местного предприятия).

Читайте также:  Этапы развития информационного бизнеса и электронной коммерции

Кроме того, руководство международной фирмы вынуждено принимать комплексные решения, связанные с учетом политических, социально-экономических, валютных, криминальных рисков в различных странах.

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин