Проблемы ведения бизнеса с Китаем

Риски в Китае: С годами растет знание о торговле с Китаем среди российских импортеров и экспортеров, но следует понимать что бизнес с Китаем всегда манит новых бизнесменов, которые совершают старые ошибки именно поэтому подготовка к общению с китайскими партнерами является крайне важным фактором.

Торговля с Китаем — есть ли общее экономическое будущее у России и Китая?

Есть ли общее экономическое будущее у России и Китая с учетом обострения мировой обстановки вокруг России? О проблемах и будущем торговых отношений России с Китаем, о факторах, мешающих более тесному бизнес-сближению, изданию «Всем!ру» рассказал Николай Неплюев, экономист и эксперт по инвестициям.

Торговля с Китаем в последние годы на взлёте — Николай Неплюев.

Ужесточение санкций в отношении России после начала спецоперации в Украине привело к тому, что многие западные компании, автоконцерны, ретейлеры, сети общепита покинули рынок. Власть и российский бизнес ожидает, что им на смену придут предприниматели и производители из Китая.

9 ошибок при ведении бизнеса с Китаем. Вопросы и ответы

О том, как российско-китайские экономические отношения развивались в последние годы, рассказывает Николай Владимирович Неплюев, экономист и частный консультант по финансам. «Отношения между РФ и КНР вышли на новый этап развития после 2014 года, когда Запад только начал резкую санкционную политику. Именно тогда наша власть иначе взглянула на страну восходящего солнца, — не только как на регионального конкурента и импортёра сырья, но и как на союзника и инвестора.

Позитивные результаты разворота на восток действительно есть. Так, показатели товарооборота между Россией и Китаем в 2021 году выросли на 35,8%, достигнув своего рода рекорда — 146 млрд долларов. Китайский экспорт за последний год вырос на 33,8%, превысив 67 млрд долларов. Импорт же российских товаров и услуг увеличился на 37%, достигнув показателя в 79,32% млрд долларов.

Общий экспорт из России в 2021 превысил 491 млрд долларов, увеличившись на 46%. При этом на долю Китая в экспорте минеральных продуктов приходится 46% от всего товарооборота, машин, оборудования и аппаратуры — 13%, пластмассы, каучука и резины — 10%, металлов и металлических изделий — 7%, продуктов растительного происхождения — 6%. Российский импорт в прошлом году тоже увеличился — до 293 млрд долларов, увеличившись на 26,67%. В Китае наша страна закупала текстиль (общая доля импорта составила 34%), металлы и изделия из них (27%), инструменты и часы (20%), транспорт (14%), продукцию химической промышленности (12%).

Структура торговли с Китаем

Согласно данным китайской таможни, Китай закупает в России в основном сырьё, минералы и энергетические ресурсы — на долю этой продукции приходится 70% всего импорта. Сама РФ планирует до 2024 года увеличить объём прибыли от экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай до 9,5 млрд долларов. В ближайшей перспективе власти обеих стран намерены увеличить взаимовыгодный ежегодный товарооборот до цифры в 200 млрд долларов.

Ошибки ведения бизнеса с Китаем

Проблемы в деловых отношениях между Россией и Китаем, влияющие на внешнюю торговлю

Позитивные показатели торговли между Россией и Поднебесной, тем не менее, не должны вводить в заблуждение — основными бизнес-партнёрами для Китая по-прежнему остаются страны Запада и США. «Несмотря на то, что в последние годы Россия и Китай продолжают сближение, есть ряд проблем, с которыми сталкиваются прежде всего российские бизнесмены. Если объективно сравнивать показатели торговли Китая с РФ и с прочими странами мира, то выяснится, что на нашу страну приходится не более чем 2,4% от всей внешней торговли азиатского соседа.

Читайте также:  Как настроить рассылку в Ватсап бизнес

К примеру, товарооборот Китая с США рос в 2021 году также довольно значительно. Увеличение торговли составило 28,7%, общие показатели оборота оцениваются в 755 млрд долларов. При этом растёт как китайский экспорт (по оценкам экспертов сегодня он составляет свыше 576 млрд долларов), так и импорт (его оценивают цифрой в почти 180 млрд долларов).

Таким образом, главным деловым партнёром для Поднебесной по-прежнему остаются Соединённые Штаты, Россия не входит пока что даже в пятёрку по общим экономическим параметрам. Причины нежелания Китая полноценно разворачиваться навстречу России разноплановы, большую роль в этом играет геополитика.

Китайские власти на уровне заявлений не поддерживают антироссийские санкции, но и не игнорируют их, что продиктовано уже в большей степени экономикой. Сталкиваются с трудностями ведения бизнеса и российские компании, выходящие на китайский рынок.

Они связаны как со спецификой ведения торговли в азиатском регионе, так и с традиционными методами бескомпромиссного продавливания своих интересов. В целом, реакция Китая на антироссийские санкции показывает, что элита этой страны не будет рисковать экономическими интересами там, где это невыгодно. Китай по-прежнему очень тесно интегрирован в глобальный рынок, многие китайские предприятия, финансовые учреждения, страховые компании и международные структуры (например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) по-прежнему ориентированы на Запад. И только развязанная ещё при Дональде Трампе торговая «война» с США заставляет китайские власти как-то балансировать, вести разновекторную экономическую политику, в том числе с ориентацией на Россию.

Торговля с Китаем: каково будущее российско-китайских торговых отношений

Проблемы ведения бизнеса не мешают наращивать России и Китаю сотрудничество в тех областях, в которых уже реализуются крупные совместные проекты. Но планирует ли Китай вкладываться в российскую экономику полностью?

Ситуацию на рынке двух стран анализирует Николай Владимирович Неплюев, финансовый эксперт и частный консультант по инвестициям. «В феврале этого года в качестве итога российско-китайского саммита появился большой программный документ под названием «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». В нём были официально закреплены общие принципы стратегического партнёрства, которые выходят за рамки исключительно экономики. Важно понимать, что для Китая подписание подобного рода документа — это не просто ещё одна декларация о намерениях. Сегодня Поднебесная — крупная индустриальная страна, которая борется с экономическим доминированием США в мире. И такой значимый региональный лидер, как Россия, в качестве союзника очень важен для китайцев.

Поэтому, несмотря на всю сложность геополитических хитросплетений, сотрудничество в экономической области и торговля между Россией и Китаем будут не просто продолжаться, но и укрепятся.

По словам Виталия Манкевича, президента Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, многие китайские бренды в ближайшие годы могут заместить западные продукты в некоторых промышленных секторах. В частности, замещение может коснуться товаров лёгкой промышленности, автозапчастей, авиакомпонентов, промышленного химического сырья, машиностроительного оборудования, а также — спецтехники и стройматериалов.

Кроме отмеченных Манкевичем промышленных областей, дополню, что совместный российско-китайский бизнес может эффективно сотрудничать и в сферах продукции личной гигиены, медоборудования, электроники, бытовой техники. У Китая есть также ресурсы для замещения различных химических компонентов и красителей.

В качестве примера серьёзной бизнес-кооперации между двумя странами приведу кейс разработки дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта CR-929. Соглашение о сотрудничестве по этому проекту было подписано ещё в 2014 году, и на сегодняшний день, по сути, всё готово к сборке первого лайнера.

Читайте также:  Пойдет ли мой бизнес в это

Спроектированный лайнер вместимостью до 300 пассажиров, вполне может стать конкурентом для европейского Airbus и американского Boeing, а массовый выпуск самолётов может стартовать уже к 2025 году. В ближайшие 20 лет планируется выпустить до 800 лайнеров CR-929.

К слову, даже непростая геополитическая ситуация может подтолкнуть Россию и Китай к тесному сотрудничеству в экономических пространствах тех стран, которые не вовлечены в глобальные конфликты «холодной войны 2.0». К примеру, интересы обеих держав могут быть сосредоточены в вопросе освоения подземных богатств Афганистана, имеющего более 1400 месторождений полезных ископаемых.

Для вывоза металлов понадобится строительство полноценной железнодорожной инфраструктуры в Афганистане: один из имеющихся проектов предполагает как раз участие Китая (с проходом через Мазари-Шариф ветки до иранского города Хаф). Россия в этом случае может быть полезна Китаю в роли гаранта по безопасности, имеющего большое влияние в республиках Средней Азии, а также в качестве технологического партнёра, готового выходить через Афганистан на рынки Пакистана, Индии, Ирана.

Иными словами, сегодня Китай готов покупать российские энергоресурсы, а со совей стороны экспортировать автомобили, бытовую технику, некоторые товары люксовых брендов. Однако не очень пока понятно насколько Китай заинтересован в глубоком и полномасштабном промышленном сотрудничестве, включающем в себя крупные инвестиции в экономику РФ. Надо полагать, что проблемы в торговле с Китаем разрешатся после завершения горячей фазы российско-украинского конфликта, когда так или иначе будет смягчена санкционная политика. Тогда появится определённость в развитии и внешнеполитического вектора нашей страны, и экономического — с его учётом будет корректировать свою линию взаимодействия и Китай».

Источник: wsem.ru

5 типичных ошибок иностранных бизнесменов в Китае

Перед вами список из 5 типичных ошибок компаний, которые пытаются расширить свой бизнес на рынок Китая. Эти ошибки могут стоить очень дорого.

1 Недостаток культурного и исторического понимания

Источник: www.chinaroom.eu

Понимание межкультурных различий — это ключ к успеху. Источник: www.chinaroom.eu

Иногда вроде как вполне логичные решения, которые отлично выглядят на бумаге, могут обернуться серьезными ошибками на практике с не самыми хорошими последствиями. Когда Amazon приобрели один из ведущих онлайн книжных магазинов Китая, они направили своего руководителя высшего звена, который поначалу весьма впечатлил китайских руководителей. Но после этого Amazon поставили руководителя из Японии для работы над отдельными направлениями деятельности компании.

Китайские руководители книжного магазина были возмущены тем фактом, что руководитель более низкого звена из Японии будет говорить им, что и как делать. А еще им показалось, что руководитель из Японии не проявлял должного уважения и иногда складывалось впечатление, что он смотрит сверху вниз на китайцев.

Масло в огонь подлили исторические конфликты между Японией и Китаем во время Второй мировой войны.

2 То, что работает в одних странах — не всегда работает в Китае

Источник: asiasociety.org

Иногда нужно более продумано адаптировать иностранный бизнес к китайским реалиям. Источник: asiasociety.org

Решения многих предпринимателей учитывают только особенности их страны. Они делают те или иные действия только потому что так уже сработало в другой стране.

Например, сеть недорогих розничных супермаркетов Walmart из США попытались применить ту же стратегию недорогих товаров и в Китае. Цены, которые были конкурентоспособными в американских магазинах, в Китае уже такими не являются — китайские компании всегда могут предложить местные товары гораздо дешевле. Дело в том, что на полках магазинов Walmart много продуктов из других стран, включая США, и одна только перевозка этих товаров в Китай значительно повышает их цену.

Читайте также:  Бизнес на абонентском обслуживании что это

С другой стороны, потребители из Китая воспринимают товары из США как более качественные, поэтому можно было применить более эффективную стратегию — например, позиционировать свой товар как более дорогой, элитный, а саму сеть — как лидера рынка в области качественных товаров.

3 Неэффективное разрешение конфликтов

Источник: www.neacelukens.com

В Китае обо всем можно договориться лично, не нужно давить на своих партнеров. Источник: www.neacelukens.com

В Китае конфликты — это неотъемлемая часть любого бизнеса. Многие компании вообще не понимают искусства решения конфликтов по-китайски. Китайская бизнес культура основана на так называемом принципе «гуан си» — на первом месте личные отношения. О многом можно договориться, пока у вас есть хорошие личные отношения с бизнес-партнером.

Самая распространенная ошибка иностранных руководителей — это оказывать давление на партнеров из Китая. Надавите хоть немного — и все, после этого любые личные отношения заканчиваются. Например, у одного предпринимателя возникли проблемы с низким качеством китайской продукции. Он решил сразу рубануть с плеча и привлек местную полицию к решению вопроса. Китайские поставщики просто обиделись на такой подход и отказались дальше иметь дело с таким клиентом.

Проблему таки удалось решить отправкой в Китай консультанта, хорошо знакомого с бизнес-культурой страны. Его более мягкий и разумный подход привел к успеху — китайские партнеры вновь согласились сесть за стол переговоров.

4 Нельзя пренебрегать дружбой с китайскими властями

Источник: www.post-gazette.com

Слухи о тотальной коррумпированности китайских властей на деле не более, чем просто слухи. Источник: www.post-gazette.com

Предприниматели часто боятся начать диалог с представителями власти Китая. Они боятся столкнуться с якобы тотальной коррупцией на каждом углу, о которой так часто трубят западные СМИ.

Пример — одна реальная щекотливая ситуация, когда иностранный предприниматель сделал крупный заказ продукции из Китая, а получил совсем не то, что заказывал, еще и не в том количестве. В итоге он захотел получить полную компенсацию. Пришлось нанять консультантов, которые ездили в Китай и пытались договориться с местными властями. Они объяснили всю ситуацию, стараясь сконцентрироваться на важности сохранения репутации Китая, рассказывая о том, что такие ситуации могут отпугнуть иностранных бизнесменов от Китая и т.д. То есть упор сделан на важности сохранения доверия в бизнесе.

И что вы думали? Сработало, и предприниматель получил желаемую компенсацию

5 Изменения идут сверху

Источник: www.recruitingblogs.com

Какой лидер — такие и подчиненные. Источник: www.recruitingblogs.com

И последнее — вам не добиться успеха в Китае, если вы не знаете, как китайцы ведут свой бизнес. Если вы хотите эффективно продвигать компанию в Китае, то исполнительному директору крайне необходимо понимать основные культурные ценности, знать реалии страны и даже выучить несколько слов по-китайски — все это поможет расположить к себе местных людей.

Но все изменения идут сверху. Вы не поменяете ваших подчиненных, пока не поменяетесь сами.

Китай сегодня — важная составляющая успеха ведения глобального бизнеса. Не допускайте ошибки из этого списка — и тогда бизнес в Китае принесет вам долгожданные выгоды, а не обернется дорогостоящим провалом.

Наша страница в WeChat sinocomclub

Источник: laowai.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин