Опубликовано в журнале «Право и политика» в № 10 за 2011 год в рубрике «Власть и управление» на страницах 1639-1643.
Аннотация: Для исследования политических механизмов взаимоотношений государства и бизнеса наиболее эффективным является системный подход, в рамках которого политическая система представляется, как совокупность политических процессов, а ключевой основой отношений между бизнесом и государством выступает мера контроля над политическими процессами. Взаимоотношения государства и бизнеса в настоящее время характеризуются доминирующей ролью государства над бизнесом. Следует признать, что сейчас роль государства усилилась, а бизнес перестал играть существенной роли в их взаимоотношениях.
Ключевые слова: Политология, государство, Российская Федерация, власть, развитие, бизнес, управление, бизнес-структуры, инновации, интеграция
Статья опубликована с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0) – Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая».
Правительство не доверяет бизнесу | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
Для получения статьи свяжитесь с редакцией.
Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография:
Крыштановская О. В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998-2002 // Социс, ОЦИС, М., №8, 2002.
–С.34-43.
Медведев Д.А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
4 ноября 2010 года.
Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений. // Наука, М.: 2003. – 352 с.
Туровский Р.Ф. Власть и бизнес в регионах России: современные процессы обновления региональной элиты //
Региональная элита в современной России. М., 2006. – С.126-132.
Туровский Р.Ф. Центр и регионы. Проблемы политических отношений. М., 2007. – 400 с.
Трофимова И.Н. Социальная ответственность бизнеса: дисбаланс ожиданий и интересов // Социально ответс-
твенный бизнес и проблемы межсекторного взаимодействия, М., 2005. — С. 29-47.
Шохин А.Н. Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти. // ГУ-ВШЭ, М., 2004. – 25 с.
Шохин А.Н., Королев Е.А. Взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе // Издательский дом ГУ-
ВШЭ, М., 2008. – 160 с.
Ясин Е.Г. Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн./ М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ,
2004, — 589 с.
Правильная ссылка на статью:
просто выделите текст ссылки и скопируйте в буфер обмена
Источник: nbpublish.com
Взаимодействие бизнеса и государства
Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.
Взаимодействие государства и бизнеса
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4
1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4
1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5
2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России. …9
3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..……………11
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ.И.М.ГУБКИНА
Кафедра экономической теории
Реферат по государственному регулированию экономики
«Взаимодействие бизнеса и государства»
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4
1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4
1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5
2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России. …9
3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..………… …11
На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства и бизнеса.
О развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, в числе которых неизменно стоит и бизнес, государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.
Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. Понимает это и государство, и те, у кого других ценностей предостаточно.
Примеров взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса в последние годы становится все больше, поскольку оба этих игрока научились решать общие и свои проблемы одновременно. Так, государство развивает экономику, а бизнес, помогая ему в этом, зарабатывает деньги, как и должно быть при нормальной общественной ситуации.
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности.
Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.
1.1.Понятие бизнеса и его функции.
Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.
Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.
По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес — организации — начинающий, развивающийся, сложившийся.
Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.
Бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:
·Экономическая — развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;
·Инновационная — бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.
·Политическая — бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества.
·Лидерская — в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.
·Социальная — бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.
·Этическая (нравственная) — этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.
1.2.Понятие власти и её функции.
Еще одним субъектом исследуемых отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.
Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.
Рассмотрим сущность феномена власти и государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.
А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:
Первая функция — дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его — и музыка тотчас превратится в какофонию.
Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал Дж. Кейнс — самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории.
Однако в России были, оно не было востребовано.
Подвид второй функции — государство как гарант инвестиций. Государство должно вкладывать средства в экономику страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.
Вторая функция также включает в себя создание базы для крупных проектов. Например, строительство делового центра «Москва-Сити» было бы неосуществимо лишь силами частного бизнеса. В режиме самоорганизации оно бы затянулось на десятки лет. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, так как прибыль, в конечном счете, окупает затраты.
Третья функция — государство как катализатор экономических процессов. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.
Четвертая функция государства — социальная. Никто кроме государства не в состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение средств в экономике страны в интересах социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.
Пятая функция — антимонопольная. В России она выражена очень слабо, в то время как в той же Америке соответствующие ведомства обладают огромными возможностями. Они способны, если нужно, даже расчленить «Майкрософт». Ясно, что в нашей стране с ее монополистической структурой рынков антимонопольные ведомства должны обладать серьезными полномочиями.
Шестая функция — планирование и прогнозирование. Никто, кроме государства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у крупной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.
Седьмая функция — стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной системы, которая позволила бы России быть конкурентоспособной в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.
Восьмая функция заключается в создании устойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство.
Гарантия экономических и социальных прав населения, охрана окружающей среды, устранение региональных диспропорций, диффе-ренциация ставки налогов и др. являются прерогативами государства и власти.
Анализ функций бизнеса и власти приводит к выводу о их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.
Таким образом, функции бизнеса являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном и территории пребывания, а функции власти — более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения.
Источник: www.myunivercity.ru