Если вы пройдетесь по офису маленькой, да и большой тоже, компании, то наверняка увидите множество записок, цветных стикеров на пробковых досках или на столах сотрудников. По сути, все эти записки – напоминания о текущих задачах. В случае небольшой компании в такого рода напоминалках может быть весь план текущего проекта. А иногда такой план может существовать и вовсе только в мыслях руководителя компании.
Почему же сейчас, в условиях всепроникающих информационных технологий и при уже не набирающем популярность, а уже устоявшемся тренде проектного подхода в организации деятельности не только в бизнес-среде, но и на государственном уровне, малый и средний бизнес зачастую предпочитает именно такую модель организации своей деятельности – «на коленке»? И это при повальной доступности недорогих, а то и вовсе бесплатных инструментов для управления небольшими проектами!
Зачем управление проектами малому и среднему бизнесу
Все без исключения организации в основе своей деятельности полагают получение определенных результатов. Все процессы организации – это непосредственно ряд действий, функций или изменений, которые и приводят к необходимому результату. Если рассматривать управление процессами небольшой организации, то, по сути, это и является управлением проектами данной организации. Проектами в малом и среднем бизнесе могут выступать такие временные процессы, как организация открытия нового офиса, создание лендинга для новой услуги или запуск рекламной кампании.
Сколько стоит открыть фирму по проектированию | расходы компании по проектированию
Для небольших компаний особенно важно, в условиях острой конкурентной среды, реализовывать исключительно необходимые проекты, которые помогут им достичь желаемых результатов с наименьшими рисками.
Конечно, на первый взгляд, кардинальная смена модели управления в небольших компаниях может быть встречена с сопротивлением не только сотрудниками, как это зачастую бывает в крупных компаниях, но и самими руководителями. Однако, чаще всего это лишь заблуждения, которые можно развеять при углублении в тему проектного управления.
Что же это могут быть за рассуждения?
Управление проектами – это дополнительные временные затраты
Да, действительно внедрение проектного управления – это затратное мероприятие как само по себе, так и в дальнейшем при следовании управлению процессами продолжительность исполнения операций может увеличиться. Но здесь важно учитывать тот факт, что грамотно выстроенные процессы в компании, пусть они и занимают теперь больше времени, чем раньше, существенно экономят на сорванных проектах и прекращенных сделках в тех случаях, когда из-за спешки все идет не по установленному плану. Очевидно, что лучше сделать качественно за большее время, чем быстро и плохо.
Управление проектами – это дополнительная административная нагрузка для небольшой компании
Любой предприниматель, решивший начать свое дело, рано или поздно столкнется в том или иной виде с организацией маркетинговой кампании, с проведением оценки рисков, с сотрудничеством с более крупными компаниями, в которых будет внедрено управление проектами. При этом знание процессов управления проектами и умение применить соответствующие инструменты (управление рисками, планирование коммуникаций и т.п.) помогут не только в решении возникающих задач, но и станут конкурентными преимуществами при бизнес-сотрудничестве перед теми компаниями, которые не используют в своей деятельности процессы проектного управления. Таким образом, возможная дополнительная административная нагрузка на компанию многократно компенсируется преимуществами, извлекаемыми из процессов проектного управления.
Как я построил бизнес: студенты открыли архитектурное бюро, которое стало одним из самых успешных
Управление проектами требует больших вложений
Размышления о том, что внедрение процессов управления проектами требует больших денежных вливаний, которые «съедят» часть средств, отведенных непосредственно на старт и развитие бизнеса, можно встретить довольно часто. Но это всего лишь заблуждение, так как сейчас существует большое количество бесплатных или же совсем недорогих инструментов для управления проектами, которые доступны повсеместно, где есть интернет. При грамотном подходе и тщательном финансовом планировании внедрение этих инструментов не потребует больших вложений. К тому же зачастую можно обойтись уже имеющимся в компании ПО – электронными таблицами, встроенными в почтовый клиент инструментами и другими распространенными приложениями, которые возьмут на себя некоторые функции в управлении проектами.
Экспертам не нужно управление проектами
Надо отметить, что экспертность в своей области не является панацеей при ошибках управления компанией. Большой опыт работы в выбранной нише – это безусловная основа бизнеса. Однако, управление проектами используется для претворения планов в жизнь. Отсутствие финансового планирования и качественного управления – вот главные причины закрытия небольших компаний. В свою очередь, принципы управления проектами, хоть и не гарантируют успешность компании, но могут значительно смягчить влияние допущенных ошибок, или и вовсе помочь их избежать.
Управление проектами задержит развитие компании
Истоки подобных заблуждений лежат в неправильном планировании. Внедрение управления проектами не только не замедлит развитие компании, но наоборот – позволит продвигаться вперед гораздо быстрее, обеспечив компанию необходимыми инструментами и методами, которые приведут к желаемому результату. Отсутствие планирования и всестороннего анализа ситуации может привести к непредсказуемым последствиям.
Управлением проектами должны заниматься профессионалы
Зачастую предприниматели недооценивают свои способности по достоинству и считают, что самим им не справится и обязательно нужен приглашенный профессионал для внедрения проектного управления. Несмотря на то, что это довольно логичный ход мыслей и определенными навыками и опытом всё же нужно обладать, но следует отметить, что навыки могут быть приобретены и развиты с течением времени, а у большинства руководителей уже есть знания, необходимые для управления проектами. К тому же никогда не поздно научиться чему-то новому, пройти соответствующие курсы повышения квалификации и с успехом применять их в своем деле.
По большому счету не все перечисленные примеры относятся исключительно к малому бизнесу, но именно такие доводы можно услышать от предпринимателей в пользу отказа от проектного управления. Управление проектами представляет ценность для компании, независимо от ее размеров, и не требует больших финансовых и временных затрат для внедрения. Для малого бизнеса проектный подход – это сведение к минимуму рисков, предостережение от ошибок, с которыми уже сталкивались другие компании, и возможность избежать проблем на пути достижения поставленных целей, а также создание условий для развития бизнеса.
Источник: vc.ru
Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт
Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.
Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.
Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.
Что это такое и зачем это нужно?
Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.
Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.
Как она организована?
Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.
В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:
- Создание портала сурдоперевода (на Laravel);
- Создание конструктора сайтов;
- Несколько сайтов для внешних заказчиков.
Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.
Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.
Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.
Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.
Инициативные проекты
Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.
Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.
Над чем я работаю в рамках ПД сейчас
В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.
Учебно-производственный стартап: как создать цифровую экосистему в вузе
Традиционно главные заказчики сложных цифровых систем — крупный бизнес и государство. В 2020 году компания Лаборатория институционального проектного инжиниринга (ИПИ-Лаб) из Санкт-Петербурга совместно с Государственным университетом управления из Москвы разработали уникальное решение — цифровую экосистему проектного предпринимательства для вузов BusinessChain. Чем она может быть полезна высшей школе и ее студентам?
Проектное обучение: зачем оно студенту и вузу
Долгое время проектное обучение упоминалось в сегменте дополнительного образования, где получение практических навыков и является конечной целью. Глобальные образовательные онлайн-платформы уже не первое десятилетие обвиняют в отсутствии привязки преподаваемой теории к реальной практической деятельности.
Хотя именно проектное обучение закрывает этот разрыв, приводя к единому знаменателю теоретические знания и профессиональные навыки. Регулярная проектная деятельность студентов позволяет выявить умение работать в команде, включая лидерские навыки, креативное мышление и прочие soft skills.
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ определяют проектное обучение как вид студенческой деятельности, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт. Но чтобы из базовой идеи вырос пусть маленький, но работающий стартап, одной идеи и технологической разработки мало. Нужна слаженная команда, которая сделает опытный образец (прототип). Из «питательной среды», сформированной вокруг студенческих лабораторий и университетских команд, вырастают те самые инновационные и высокотехнологичные стартапы, которые позже завоевывают мир больших денег.
Среда для научных инноваций
Компания ИПИ-Лаб с 2012 года специализируется на создании и запуске цифровых платформ в области проектного предпринимательства и управления инвестициями для научных и финансовых сфер. Еще одно направление деятельности — прикладные разработки в области импакт-инвестинга (социально-преобразующих инвестиций). Также ИПИ-Лаб сфокусирована на прикладных исследованиях в области социологии, экономики и создании цифровых платформ для управления деловыми сообществами. Так, например, было разработано несколько IT-платформ, позволяющих формировать цифровые экосистемы.
По сути, цифровые платформы и стали своего рода фундаментом для разработки ключевого проекта ИПИ-Лаб — экосистемы для вузов «Центр проектного предпринимательства: ВУЗ» на базе отечественного программного продукта цифровой платформы BusinessChain. Этот продукт представляет собой не только программно-методический комплекс, помогающий студентам тренироваться в проектной работе.
В экосистему заложен функционал акселерации стартапов, которые могут вырасти из потока студенческих проектов. Их доля будет увеличиваться с каждым годом, так как проектная деятельность в ГУУ входит как отдельная дисциплина («Проектная работа») на всех формах обучения, включая бакалавриат и магистратуру.
Это означает, что предмет есть в учебных планах всех курсов университета, с первого до выпускного. Разница лишь в том, что на программах для бакалавров ГУУ проектная работа возможна только в команде из 2–9 человек. В магистратуре же возможна защита индивидуальных разработок.
Основная цель проектного обучения — сформировать у студентов предпринимательские и управленческие навыки работы. То есть, как считают в ИПИ-Лаб, способность генерировать, апробировать и развивать различные идеи. До такого результата, впрочем, нужно еще дорасти. Как может выглядеть этот путь?
От исследования к бизнес-идее
Как известно, студенческие проекты делятся на исследовательские и прикладные. В сегодняшнем высококонкурентном научном мире традиционного для науки фокуса на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы или изучение какой-либо проблемы уже недостаточно.
В качестве результата требуются научные публикации, аналитический отчет или обоснование заявки на научный грант по вполне конкретной научной задаче. Дальше — больше. Заявленная задача должна быть решена, это и есть основная цель прикладного исследования. Готовое проектное решение, бизнес-план, бизнес-модель или программное решение и т. п. — такие проекты уже вполне могут быть стартапом.
Следующий шаг — экспертиза проектов. Они оцениваются не только преподавателями по профилю, но также и экспертным сообществом экосистемы в целом. Любой проект, начиная от самой первой, предпосевной (идейной) стадии, получает необходимую обратную связь и поддержку и проходит регулярный контроль со стороны проектного офиса университета на всем жизненном цикле развития. Такая экспертиза помогает сделать проектное обучение действительно работающим процессом. Прозрачным и удобным для всех участников: студентов, преподавателей, кураторов и даже возможных инвесторов, на тот случай, если стартап покажется им прорывным и перспективным.
На платформе BusinessChain такая работа с проектами автоматизирована, каждый проект приобретает цифровой профиль, состоящий из десятков показателей, с помощью которых можно определить жизненный цикл стартапа и параметры для дальнейшего развития. Все это позволяет сформировать, стандартизировать и упростить работу всех участников процесса — студентов, преподавателей, кураторов, членов жюри, менторов — за счет встроенных бизнес-процессов и удобных инструментов взаимодействия внутри системы.
Проектная деятельность в цифровом формате вполне может стать первым шагом в будущей карьере. Поскольку все студенческие проекты реализуются в рамках одной цифровой экосреды (то есть их путь можно отследить с самого начала обучения конкретного студента или группы), за годы обучения у каждого студента нарабатывается свое электронное портфолио. Использовать его он может не только для написания дипломной работы, но и отражать в резюме в процессе трудоустройства. Студенческие портфолио размещены на цифровой платформе BeeHive от ИПИ-Лаб и также входят в экосистему ГУУ.
От цифровой платформы к экосистеме
Платформа BeeHive предназначена для создания цифрового профиля выпускника с подробным описанием его компетенций. Профиль будет доступен потенциальному работодателю и сделан по прототипу другого продукта ИПИ-Лаб — Beehive.team, который формирует модели компетенций для любой профессиональной области и помогает собирать проектные команды и оценивать их соответствие инвестиционной стадии проекта. Для создания и управления сообществами (выпускников, экспертов, студентов) используется еще одна разработка ИПИ-Лаб — цифровая платформа MakeEvents, которую также можно использовать как витрину ВКР. Все три цифровые платформы составляют экосистему с единой учетной записью.
Благодаря создаваемой экосистеме ее участники могут формировать собственные связи с экспертным сообществом, инвесторами, потенциальными работодателями и выпускниками университета.
Расширяй, обучай, управляй
Уже в первый год своей работы платформа BussinesChain прошла апгрейд до новой версии «Цифровая проектная платформа: ВУЗ» (ЦПП:ВУЗ). Ее главное преимущество — возможность подключать к экосреде новых партнеров из числа других вузов и компаний. Переговоры о подключении новых участников как из академического, так и из бизнес-сообщества уже идут. Таким образом, из университетской экосистемы ЦПП:ВУЗ способна вырасти до экосреды федерального масштаба. Чем больше участников экосистемы, тем шире сеть и больше возможностей для сотрудничества.
Решение ЦПП:ВУЗ подойдет, даже если в учебном заведении проектная деятельность раньше не велась. Данный продукт включает в себя методику разворачивания проектного офиса и последующего обучения студентов в формате учебного процесса, одновременно его оцифровывая. Вуз может также выбрать необходимый ему набор модулей для подключения и с помощью платформы перевести в цифровую среду собственные наработки.
Следующий шаг — вовлечение в цифровую инфраструктуру управления проектами всех студентов и преподавателей ГУУ, что станет основой проектного университета нового поколения «Университет 3.0». В перспективе именно эта цифровая площадка будет представлять образовательные, научные и технологические работы университета для потенциальных заказчиков. И по замыслу разработчиков, она поможет монетизировать новые технологии, создаваемые в рамках университета. Есть и кадровый задел: в ГУУ сегодня обучаются более 12 000 студентов по 14 направлениям бакалаврской подготовки, 11 направлениям магистерской подготовки и аспиранты по 8 научным специальностям.
Создание экосистем в сфере образования способно стать питательной средой для появления прорывных стартапов и воспитания бизнес-лидеров.
* На правах рекламы
Источник: www.forbes.ru