Предприятие — это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для осуществления производственной или непроизводственной деятельности (выполнения работ, оказания услуг) в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально-значимых функций (образования, медицинского обслуживания, культурно-просветительной работы и др.).
Основные характеристики предприятия:
1. организационно-техническое и пространственное единство;
2. предпринимательский тип ведения хозяйства;
3. деятельность на правовой основе;
4. обособленность имущества, право распоряжения им по своему усмотрению;
5. собственное наименование.
Предприятие рассматривается с двух экономических сторон:
технико-экономическая сторона характеризует предприятие с точки зрения осуществления им реального технологического процесса, участия в технологическом цикле производства и выполнения опытно-конструкторских и научных разработок. Предприятие — средство производства (предприятие с принадлежащими ему зданиями, сооружениями, машинами и оборудованием, транспортными средствами и др.);
Производственная программа предприятия
социально-экономическая сторона характеризует предприятие с позиции места и роли его в системе хозяйственных отношений. Предприятие — экономически целесообразная, отдельная часть общественного производства, несущая определенные специфические интересы. Предприятие имеет цели и интересы товаропроизводителя.
Как субъект хозяйствования предприятие имеет определенные права и обязанности и выступает отдельным самостоятельным звеном в экономике.
Как объект управления предприятие рассматривается в качестве организационной структуры производства с точки зрения контроля и управления собственностью.
12. Цели и социально-экономическая эффективность объединения предприятий.
Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия сохраняют самостоятельность и права юридического лица.
Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, принимется по согласованию с трудовым коллективом. Объединения предприятий создаются на основе добровольного вхождения и выхода субъектов на условиях, определяемых уставом объединения предприятий; соблюдения антимоно-польного законодательства; свободы выбора организационной формы объединения предприятий; организации отношений между предприятиями, входящими в состав объединения предприятий, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. Объединения предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава.
ЕГЭ по обществознанию. Производственный кооператив как форма предпринимательства
Основными целями объединения предприятий в корпорации являются:
-увеличение рыночной доли
-повышение качества товаров
-снижение издержек по сравнению с конкурентами
-расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности
-укрепление репутации перед потребителями
-повышение качества обслуживания
-расширение применения инноваций
-укрепление конкурентных позиций на международном уровне
-увеличение доходов на инвестируемый капитал
-повышение кредитного и облигационного рейтингов
-рост потоков наличности
-повышение курсов акций
-улучшение и оптимизация структуры источников доходов
13 Система целей предприятия, понятие приоритетности целей
Предприятие преследует краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Все эти цели образуют систему целей предприятия.
Различают: взаимоотношение целей, ранги целей и конкретизацию целей.
Цели находятся в определенных взаимоотношениях друг к другу:
· Комплиментарные цели, при которых мероприятия по достижению одной цели одновременно ведут к достижению другой цели.
· Конкурирующие цели, когда мероприятия по достижению одной цели приводят к снижению степени достижения другой цели.
· Индифферентные цели, когда достижение одной цели никак не влияет на достижение другой цели.
Цели предприятия находятся в иерархической подчиненности:
· Цели высшего порядка — задаются на уровне руководства предприятия и важны для стратегического планирования.
· Цели среднего уровня — определяются на уровне менеджеров среднего звена и имеют преимущественно тактическое значение.
· Цели нижнего уровня — устанавливаются на нижнем уровне управления и носят оперативный характер.
Отделение целей среднего и нижнего уровня от высших целей не должно приводить к искажению или изменению целей высшего уровня.
Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы степень их достижения можно было измерить. Такие цели носят название операциональные. Конкретизация целей происходит на всех уровнях предприятия:
Содержание — повышение прибыли на.
Показатель -. 3%.
Срок -… в 1997 году.
Виды издержек производства
С точки зрения экономики, все издержки (TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.
Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.
Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме.
В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и 2) цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).
Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.
Все экономические издержки могут быть разделены на две большие группы: постоянные и переменные. Такое деление наблюдается в коротком периоде, в течение которого могут изменить любые факторы производства, кроме капитала (К – const). В длительном периоде все факторы переменны.
Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. То есть, предприятие будет нести их даже не производя продукцию. К постоянным издержкам относят затраты на аренду помещения, амортизацию основного капитала, зарплату административно-управленческого персонала и отчисления от нее на социальное страхование.
Переменные издержки (VC) – это издержки, зависящие от объема производства, если продукцию не выпускают они равны нулю. К ним относят затраты на сырье, материалы, топливо, зарплату производственных рабочих и отчисления от нее на социальное страхование.
С ростом производства переменные издержки растут быстро. Объем Q1 характеризует необходимый технологический выпуск (минимум) продукции. При дальнейшем расширении производства (Q1–Q2) начинает сказываться экономия на масштабе (положительный эффект) и рост издержек становится уже более медленным, чем расширение производства.
Объем Q2 показывает переход от оптимального производственного варианта (минимум затрат при максимуме объема) к затратному хозяйственному варианту. Это связано с действием заказа убывающей отдачи, когда переменные издержки обгоняют рост производства. Объем Q3 характеризует технический максимум в производстве продукции – это граница, больше которой выпускать нельзя, т.к. дальнейший рост затрат не приведет к росту объема выпуска.
Валовая выручка (TR) –денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара TR=P*Q.
Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки (себестоимость продукции) (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции в денежной форме.
Средние издержки (АТС) подразделяются на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки.
Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что свидетельствует о том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек приходится на все возрастающее количество единиц продукции.
Кривые AVC и ATC имеют U-образную конфигурацию. По мере расширения производства издержки снижаются, но потом в силу действия закона убывающей отдачи вырастают (увеличение числа работников при постоянном капитале сопровождается снижением продуктивности труда, вызывая рост средних издержек).
Для понимания поведения фирмы очень важна категория предельных издержек (MC), означающих прирост издержек, связанных с производством и реализацией каждой последующей единицы продукции
Первоначально MC ниже AVC и ATC, однако вследствие действия закона убывающей отдачи, по мере увеличения объема возрастают, что в свою очередь отражается на росте AVC и ATC, т.к. они связаны с объемом.
Источник: lektsia.com
Предприятие как форма организации производства
Производственные системы (отрасль, объединение, предприятие и их подразделения) в качестве главной функции имеют выпуск продукции заданного технического уровня (качества). Предприятие – производственная система, является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основные задачи организации предприятия:
— предприятие как самостоятельная система является главным звеном общественного производства, где происходит непосредственное решение основной экономической задачи национальной экономики,
— создание продуктов и оказание услуг происходят посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации общественного труда;
— предприятие предоставляет места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ;
— именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства;
— предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника.
Максимальная прибыль — это не только большие дивиденды для акционерной компании или единоличного собственника предприятия, но и развитие каждой отдельной отрасли дела до наивысшей ступени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации этой прибыли.
Максимальное благосостояние для каждого занятого в предприятии работника — это не только более высокое вознаграждение, по сравнению с обычно получаемым людьми его профессии, но, что гораздо важнее, оно еще означает развитие каждого работника до максимально доступной ему степени производительности, которая позволила бы ему, говоря обобщено, давать труд самого высокого качества, в пределах его естественных способностей.
То, что достижение максимальной прибыли для предприятия, в соединении с максимальным благосостоянием для занятых в нем работников, составляет две главнейших задачи управления предприятием.
На предприятиях создаются вес материальные ценности, а с их помощью воспроизводятся и нематериальные блага. Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства, такие, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы.
Кроме того, предприятия и организации формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены. Обеспечение нормальных условий жизни, труда и быта населения решается ими совместно с местными органами власти. Следовательно, предприятия, их коллективы представляют собой элементы, из которых формируются одновременно и отраслевые территориальные комплексы, образуются министерства, ведомства, края, области, города. Поэтому во всех государственных документах предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса. Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий.
Источник: studfile.net
Производственная компания
Производственная компания – это форма бизнеса, при которой основной целью является производство того или иного товара. Чаще всего производственные компании не занимаются продажей выпущенных изделий, эту функцию берут на себя торговые предприятия. Задача производственной компании – произвести как можно более качественный товар по наименьшей цене, то есть сделать расходы на его производство минимальными. Создание производственной компании, по сравнению с торговой, – более сложный процесс, требующий большого знания дела и хороших предпринимательских способностей. Сегодня не стоит понимать под «производством» только создание каких-то материальных вещей, потому что огромного размаха достигло создание информационной продукции, знания в различных областях продаются и покупаются.
Основные направления деятельности производственной компании и ее значение в экономике
Во вступлении мы указали, что любая производственная компания преследует две цели: выпустить товар наивысшего качества и сделать это по как можно меньшей цене. Почему это важно?
Потому что качественный товар привлекает потребителей, расширяет возможности предприятия, а маленькая минимальная цена (сумма расходов на ресурсы и факторы производства) позволяет получить больше прибыли при совершении торговых операций. Вопрос: как эти цели достигаются? Наиболее популярный метод выпуска качественного и недорогого товара – развитие технологии производства, совершенствование существующих методов создания товара. Например, современные технологии изготовления посуды позволяют получать изделия со свойствами, которые просто не могли быть присущи посуде ручного производства. Современные технологии позволяют выпускать посуду с относительно невысокой минимальной ценой.
Каково значение производственных компаний в экономике? Самое основное – производство товаров, которые потом будут поставляться на рынок и продаваться потребителям.
Производственные компании являются основным источником дохода от внешней и внутренней торговли государства: произведенные товары продаются как внутри страны, так и за рубежом, с торговли уплачиваются налоги, пополняющие государственную казну. Кроме этого в производственных компаниях находят применение новые научные открытия и инновационные разработки, следовательно, развивается институт науки. Производственные предприятия создают тысячи рабочих мест, а ликвидация безработицы – это гарантия стабильности государства. Экономисты отмечают, что успешное развитие производственных компаний будет позитивно сказываться на всех общественных институтах.
Источник: utmagazine.ru