В сотне километров от Москвы, в городе Малоярославце Калужской области работает небольшое предприятие стартапа Greenwise. Фабрика производит из сои и пшеницы искусственное мясо, годовой мировой объем потребления которого через пять лет прогнозируют на уровне $30 млрд
В 2020 году, по оценкам Deloitte, продажи искусственного мяса мире составили примерно $12 млрд, доля России в этом объеме пока скромна — 0,7–0,8% от европейского (это примерно $36,5 млн), но российский рынок имеет большой потенциал: около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе.
Greenwise, по словам его основателей Юлии Марсель и Артема Пономарева, приносит прибыль с первого месяца работы, выручка компании, созданной всего два года назад, увеличилась почти в два раза, до 20 млн рублей в 2020 году. Что это за новый рынок и как создают для него новый продукт?
Город Малоярославец для Greenwise был выбран неслучайно. Цех находится на территории завода «Партнер-М», которым владеет Василий Пономарев, отец Артема. «Партнер-М» — один из крупнейших в России производителей пищевых и кормовых ингредиентов на основе соевого и пшеничного белка, ежегодно компания производит более 50 000 т продукции. Завод Пономарева-старшего сотрудничает со многими российскими мясопереработчиками, которые добавляют соевый, гороховый и пшеничный текстурат в колбасу и котлеты. «Это снижает затраты на производство, к тому же полноценный белок гораздо лучше использовать, чем какую-то химию — фосфаты или гидроколлоиды», — поясняет Пономарев-младший. В 2015 году он окончил Высшую школу экономики и начал работать в компании отца юристом, а Юлия Марсель пришла в «Партнер-М» спустя полгода создавать отдел маркетинга.
Искусственное мясо будущего
В 2016 году Пономарев-старший приобрел новое оборудование — экструдер, производивший волокнистый текстурированный белок. «Аналогов ни у кого тогда в России не было, — рассказывает Марсель. — Василию Васильевичу вообще свойственно предугадывать тренды, он сразу предложил нам: «Давайте разрабатывать новый продукт». Но у Артема и Юлии уже было запланировано получение дополнительного высшего образования в магистратуре права и цифровых технологий Лейденского университета в Нидерландах. Вернувшись в 2017 году, они решили производить очень популярный в Европе, но малознакомый в России продукт — растительное мясо.
«Василий Васильевич дал нам возможность бесплатно пользоваться лабораторией, где мы почти год сами изобретали продукт. Плюс предоставил небольшое количество сырья для экспериментов. Еще, конечно, мы мучили его технологов вопросами, как получить тот или иной вкус или эффект. Там и тестировали разные рецептуры — добавляли вкусы и запахи.
Мы перепробовали более 300 ароматических композиций», — рассказывает Марсель. По ее словам, за образцы бралась зарубежная продукция, которую европейские производители растительного мяса присылали бесплатно.
В декабре 2019 года на выставку Food Ingredients во Франкфурте-на-Майне они приехали тоже со старой упаковкой, но здесь сыграл как раз сам продукт. На выставке Марсель и Пономарев встретили Альбрехта Вольфмейера, одного из руководителей международной организации ProVeg International, которая занимается продвижением растительного питания во всем мире. «Он сидел за обедом. Мы с чемоданами к нему подбежали и кричим, что мы русские, мы растительное мясо делаем. И насыпали ему наши джерки в салат. Удивительно, но он пожевал и сказал, что ему нравится», — рассказывает Марсель.
Искусственное мясо: как его делают в России
Оказалось, что Вольфмейер также возглавляет бизнес-инкубатор ProVeg, который поддерживает стартапы в области производства растительной еды. Через пару дней он пригласил партнеров в Берлин в офис ProVeg для презентации, по итогам которой Greenwise получила поддержку от бизнес-инкубатора. «Мы получили не деньги, а знания», — рассказывает Марсель. По ее словам, в работе с ProVeg главным было не финансирование, а приобретение опыта и экспертизы у ведущих европейских и американских игроков рынка альтернативных белков.
Когда пришла пора выходить на рынок, в компании появился третий партнер — выходец из винной компании Simple Георгий Железный, имеющий опыт общения с ретейлом. Сейчас 34% ООО «Гринвайз» принадлежит Пономареву-младшему, у Марсель и Железного по 33%. Продажи в рознице стартовали в начале 2019 года. «Мы, как торговые представители начала 1990-х, с чемоданчиками, полными продукции, ездили по небольшим московским магазинам и предлагали товар на реализацию. Уговаривали просто поставить на полку, без денег, а если покупателям понравится, обещали привезти еще. Вопросов была куча: а что это? а разве это едят?» — вспоминает со смехом Марсель.
Первым сетевым продавцом продукции Greenwise стал «Вкусвилл», причем ретейлер проявил инициативу первым. «Мы очень хотели попасть к ним в отдел кулинарии, поэтому наш бренд-шеф посетила «Вкусвилл», выяснила, что там продается, и приготовила несколько блюд, заменив натуральное мясо на растительное», — рассказывает Марсель. Блюда понравились. Оборот Greenwise в 2020 году вырос с 11 млн рублей до 20 млн рублей.
«Продукты из растительных белков можно было найти в России всегда, но популяризация этой категории товаров связана с выходом [на рынок] Beyond Meat, — считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. — Поставки продукции именно этой компании начали образовывать новый рынок в России».
Компания Beyond Meat, среди инвесторов которой основатель Microsoft Билл Гейтс, актер Леонардо ДиКаприо и бывший гендиректор McDonald’s Дон Томпсон, в России громко заявила о себе весной 2019-го — тогда ее бургеры с растительным мясом начал продавать ресторанный холдинг White Rabbit Family Бориса Зарькова. К осени продукция Beyond Meat появилась в торговых сетях «Азбука вкуса», «Лента», «Утконос», «Город-сад» и «Перекресток».
Экспериментировали с растительным мясом американской компании ресторанные сети Pizza Hut, TGI Friday`s и «Теремок». Стоит она, правда, недешево. Упаковка из двух котлет Beyond Burger весом 227 г в «Азбуке вкуса» можно купить за 1200 рублей. На рынке есть варианты и подешевле.
В сентябре 2019 года российская компания Welldone начала продажи растительного аналога мяса более чем в 20 ресторанах Москвы: TGI Friday’s, Eat https://www.forbes.ru/biznes/422529-kak-startap-po-proizvodstvu-iskusstvennogo-myasa-greenwise-osvaivaet-novyy-dlya-rossii» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]
Обзор стартапов по производству искусственного мяса
Концепция выращивания мяса в пробирке была популяризирована Джейсоном Матени в начале 2000-х, после создания New Harvest, первой некоммерческой организации в мире, созданной в поддержку исследований мяса in vitro.
3719 просмотров
Индустрия 4.0 Индустрия 4.0
Спрос на мясо в ближайшие 40 лет возрастет на 70%. Из-за повышения спроса — в будущем мясо станет роскошью для людей. Предотвратить ситуацию может производство мяса методом тканевой инженерии.
Культивированное мясо, также называемое чистым или искусственным, производится с использованием методов тканевой инженерии. Это определенная форма клеточного сельского хозяйства.
Индустрия 4.0 Индустрия 4.0
По убеждениям Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), спрос на мясо в ближайшие 40 лет возрастет более чем на две трети, а нынешние методы производства не будут стабильными и устойчивыми. Благодаря повышенному спросу в будущем мясо и другие основные продукты питания станут роскошью для людей, поэтому производство говядины, курятины и т.д. методом тканевой инженерии может предотвратить эту ситуацию.
Индустрия 4.0 Индустрия 4.0
По состоянию на 2018 год, только лишь пять стартапов используют клеточное сельское хозяйство (наука о культивируемом мясе, занимающаяся производством многих продуктов животного происхождения в лабораторных условиях), привлекая инвестиции, поскольку это еще молодая, развивающаяся отрасль.
Первым, кто собрал $ 3 млн первоначальных инвестиций на развитие технологии по производству искусственного мяса курицы, оказался израильский стартап SuperMeat. Также в начале этого года Tyson Food Ventures объединился с Memphis Meats, у которых инвестиций — $ 17 миллионов.
В марте стартап Wild Earth, основанный в Беркли, штат Калифорния, с упором на корм для домашних животных, собрал $4 миллиона. Всего через несколько недель The Wild Type, основанный в Сан-Франциско, поднял инвестиции на сумму около $ 3,5 миллиона, чтобы сосредоточиться на выращивании мяса лосося.
Perfect Day Foods, калифорнийский стартап, использующий клеточное сельское хозяйство для производства молочных продуктов, поднял около $ 24,7 млн. в начале прошлого месяца. Также примечательно, что JUST (ранее Hampton Creek), который прогнозировал, что в этом году на полках магазинов уже появится культивированный мясной продукт, потерял в начале года своего директора по развитию и ведущего исследователя, который (как сообщает «Gizmodo») затем основал компанию под названием Mission Barns.
Индустрия 4.0 Индустрия 4.0
Каждый стартап имеет свой уникальный подход к готовому продукту — некоторые производят рыбу, другие — мясо, кто-то борется за высокое качество, а другие стремятся конкурировать на бюджетном уровне. Но все приверженцы того, чтобы именно их бренд встречался потребителям в продовольственных магазинах.
Много мякотки: Как Impossible Foods делает бизнес на искусственном мясе с кровью
В 2009 году 55-летний профессор биохимии Стэнфордского университета Патрик Браун взял отпуск на полтора года, чтобы привести в порядок мысли и понять, какому делу он хочет посвятить остаток жизни. В итоге он решил попытаться спасти мир от экологической катастрофы.
В 2009 году 55-летний профессор биохимии Стэнфордского университета Патрик Браун взял отпуск на полтора года, чтобы привести в порядок мысли и понять, какому делу он хочет посвятить остаток жизни. В итоге он решил попытаться спасти мир от экологической катастрофы.
Вегетарианец с 1970 года (и веган — с 2004-го), Браун верит, что планета станет чище, когда жители Земли откажутся от мяса: сократятся выбросы парниковых газов, снизится потребление пресной воды, освободятся гигантские площади сельскохозяйственных земель. Чтобы приблизить этот момент, учёный основал компанию Impossible Foods. За пять лет она создала технологию производства искусственного мяса, которое почти не отличается от настоящего, и подняла инвестиции на сумму более $180 млн.
Среди инвесторов Impossible Foods — основатель Microsoft Билл Гейтс, один из богатейших бизнесменов Азии Ли Кашин и венчурные фонды Кремниевой долины. В 2015 году Google предлагал за Impossible Foods $300 млн, но Браун решил остаться совладельцем бизнеса. В марте 2017 года он запустил первое крупное производство Impossible Foods, которое способно выпускать до 500 000 кг готовой продукции в месяц. «Секрет» рассказывает, как учёный-идеалист идёт к своей мечте о мире, в котором люди перестанут есть других млекопитающих.
Стартапер из Стэнфорда
«Съедая вместо обычного бургера котлету производства Impossible Foods, вы не участвуете в выбросе парниковых газов в объёме, который средний автомобиль выбрасывает за 18 миль, экономите столько воды, сколько вам одному хватит на месяц, и не наносите вред 75 кв. футов плодородной земли», — воодушевлённо рассказывает основатель Impossible Foods Патрик Браун. Его компания уже научилась делать искусственное мясо, которое мало отличается от настоящего. У ложных бургеров знакомый вкус, они точно так же, как котлеты из стопроцентной говядины, меняют цвет при жарке, так же пахнут и даже похожим образом «кровоточат». Главное видимое отличие — цена: искусственное мясо стоит в два раза дороже натурального. Чтобы продавать свои бургеры не только убеждённым вегетарианцам, Браун напирает на природоохранные ценности.
Патрик Браун
В этом году основателю Impossible Foods исполнится 62 года. Большую часть своей жизни он занимался исследованиями ДНК (сначала в Медицинском институте Говарда Хьюза, затем — в Национальной лаборатории Лоренса Беркли) и стал автором ряда важных открытий в этой области, а также преподавал генетику в Калифорнийском университете и Стэнфорде. В 2002 году будущий основатель Impossible Foods вошёл в состав Национальной академии наук США как один из 2000 самых заслуженных учёных Америки.
Вернувшись из творческого отпуска, который он взял в 2009 году, Браун вместе с несколькими коллегами организовал в Вашингтоне конференцию, посвящённую экологическим проблемам. Учёные хотели привлечь внимание больших медиа к экологическим проблемам, вызванным хозяйственной деятельностью человека. Но главный семинар — «Роль сельского животноводства в глобальной продовольственной цепочке XXI века» — внимание общественности не привлёк. Тогда Браун решил, что лучший способ уменьшить вред от сельского хозяйства — предложить альтернативу мясу. «Нет оснований утверждать, будто именно коровы производят лучшее мясо», — рассказывает директор Impossible Foods по исследованиям и разработкам Крис Дэвис, намекая на то, что не менее вкусный и полезный продукт можно получить в лабораторных условиях. Вообще, идея искусственного производства мяса витает в воздухе уже много десятилетий, но до недавнего времени всё сводилось к экспериментам с соей или грибковыми клетками, которые не всегда аппетитно выглядят и пахнут, а по вкусу, по мнению опытных потребителей вроде Брауна, напоминают хоккейную шайбу.
Мясная лаборатория
Целью Impossible Foods стало изобретение такого искусственного мяса, которое бы шипело на сковородке, пахло и кровоточило так же, как натуральная котлета из мраморной говядины. Браун в самом начале выбрал в качестве референса именно говяжий фарш по двум причинам. Во-первых, на него приходится 60% потребляемого мяса. Во-вторых, коровы, по мнению экологов, вредят экологии больше, чем любые другие сельскохозяйственные животные.
Источник: secretmag.ru