Сегодня, 9 декабря, проходит Международный день борьбы с коррупцией, который появился в 2003 году благодаря подписанию Конвенции ООН против коррупции и с тех пор проходит ежегодно. Что такое коррупция? Как с ней борются на высшем уровне? Какие действия может предпринять обычной человек, чтобы минимизировать ее влияние и почему это важно, рассказывает ivbg.
Фото: Depositphotos.com / Fascinadora
Что такое коррупция?
Коррупция — это использование своей должности и связанных с ней прав и обязанностей для получения личной выгоды.
Как государства борются с коррупцией внутри своих территорий?
Согласно конвенции, все страны, которые являются участниками борьбы против коррупции, вводят меры, накладывающие обязательства на должностных лиц предоставлять всю информацию в соответствующие органы о деятельности вне служебных полномочий, своих занятиях, активах и инвестициях.
Почему бороться с коррупцией важно?
Коррупция подразумевает под собой взяточничество, присвоение ресурсов, организованных для общего пользования, покровительство и предпочтение близких и родственников вне зависимости от их навыков и умений, оказание давления при формировании законов и правил для извлечения личной выгоды. Все эти факторы оказывают негативное влияние на обстановку как в бизнесе, так и в разных сферах деятельности:
Лекция Закон о противодействии коррупции
- квалифицированным специалистам не дают развиваться;
- закрываются полезные для общества предприятия и организации;
- снижается качество продукции и услуг;
- граждане не могут отстоять свои права, прописанные в законодательстве;
- активно развивается преступность и другое.
Подобная атмосфера вызывает недовольство обычных граждан и недоверие к вышестоящим инстанциям, что приводит к разладу в обществе, тормозит его развитие.
Международный валютный фонд подсчитал, что, если бы все страны свели коррупцию к минимуму, то доход от ныне потерянных налогов мог бы достигнуть один триллион долларов или 1,25% мирового ВВП.
Как противостоят коррупции в России?
В мае 2008 года в РФ создали Совет по противодействию коррупции при президенте России. К концу года глава государства одобрил четыре закона по борьбе с коррупцией. Один из них — основной закон «О противодействии коррупции». Остальные внесли поправки в функционирующие на тот момент законы. С тех пор в России действуют следующие правила, способствующие противодействию коррупции:
- организация и защита основных прав и свобод жителей страны;
- правомерность действий;
- открытая для публики деятельность госорганов и органов местного самоуправления;
- привлечение к ответственности лиц, уличенных в коррупции;
- совместное применение политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других способов для уменьшения коррупции;
- совместная деятельность правительства России с институтами гражданского общества, международными сообществами и физлицами.
Согласно действующим правилам, чиновники обязаны передавать работодателю информацию о собственных доходах, имуществе и обязательствах, связанных с ними. Сведения о доходах членов семьи – супруги или супруга и несовершеннолетних детей также положено передавать вышестоящей главе. Это касается и сотрудников полиции, прокуратуры, органов внутренних дел России, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.
За взяточничество в УК РФ введены штрафные санкции, отстранение от должности и/или отбывание наказания в местах лишения свободы.
С 2013 года в России ввели Федеральный закон, который запрещает главам субъектов России, лицам, занимающим или замещающим государственные должности, должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, членам Совета директоров Центробанка РФ, должности федеральной государственной службы иметь счета или вклады, хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
С 2020 года в силу вошел Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации». Закон запрещает членам правительства иметь счета или вклады, хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, находящихся вне российских территорий, а также иметь и использовать иностранные финансовые инструменты. Запрет также касается ближайших родственников — супруги или супруга и детей, не достигших 18-летнего возраста. Закон гласит, что членам правительства нельзя лично или через других лиц вести предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, не считая преподавательской, научной или творческой. Теперь им запрещено принимать подарки, деньги на службе и выезжать в рабочие командировки за рубеж командировки за границу, оплаченные физ или юрлицами.
Сейчас, если чиновник не может подтвердить законность приобретения земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, их можно взыскать в пользу государства.
По указу главы России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. А в марте нынешнего года в Госдуму внесли законопроект, согласно которому можно будет изымать деньги чиновников, если сумма на счете превысит официально установленный доход за последние три года.
Источник: ivbg.ru
Коррупция: противодействие или победа без борьбы
Если говорить простыми словами, коррупция — это противоправное использование своего служебного положения, полномочий для получения каких-либо выгод. Полное официальное определение этого термина закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Российское законодательство содержит более 3 344 нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы коррупции. В 2006 г. наша страна ратифицировала две основополагающие международные конвенции:
- Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г.;
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. (Совета Европы и других государств, подписавших конвенцию).
Число преступлений коррупционной направленности в России в 1 квартале 2021 года выросло на 18,7% (с 10 000 до 11 900) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре этих преступлений около половины приходится на факты взяточничества.
Причины коррупции в России
- Стремительный переход к рыночным отношениям на фоне глобальных процессов в мире;
- Смена или изменение государственного устройства;
- Низкая эффективность управления (несовершенство административной реформы);
- Проблемы законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
- Состояние общественной морали, популяризация новых нравственных ценностей, культ личного преуспевания и обогащения;
- Правовая неграмотность населения страны;
- Неэффективность функционирования большинства институтов власти;
- Кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
- Низкое материальное обеспечение и отсутствие гарантированного социального пакета.
На сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции. При этом ее причины остаются практически без внимания.
Борьба с коррупцией
Чтобы бороться с коррупцией, ее нужно опознать. Пункт 2 ст. 1 ФЗ-273 дает следующее понятие:
«Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- По предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
Статья 3 ФЗ-273 дает основные принципы противодействия коррупции в РФ:
- Признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека, гражданина;
- Законность;
- Публичность, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Предупреждение коррупции
Обязанность разработки и принятия мер по предупреждению коррупции распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Меры по предупреждению коррупции в организации могут включать:
- Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- Принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- Недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.
Конфликт интересов: истинные причины коррупции
Выявление конфликта интересов является одной из ключевых антикоррупционных технологий, применяемых в целях противодействия коррупции как в системе государственного и муниципального управления, так и в сфере деятельности любых организаций.
Конфликт интересов диагностируется посредством выявления личной заинтересованности (прямой или косвенной) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), как это закреплено в ст. 10 ФЗ-273.
Также необходимо отметить несколько основополагающих принципов:
- Выявление конфликта интересов как антикоррупционная технология может и должно применяться не только в рамках государственной и муниципальной службы;
- Круг заинтересованных лиц включает помимо лица, определенного ст. 10 ФЗ-273, лиц, состоящих с ним в близком родстве, граждан и организаций, с которыми это лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
- Для определения конфликта интересов используется не только юридическая аффилированность, но фактическая — скрытая аффилированность.
Карта рисков: как она может помочь?
Министерством труда и социальной защиты РФ, исходя из наилучших мировых практик предотвращения коррупции в частноправовой сфере, изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (от 08.11.2013 г.). Эти Рекомендации служат обеспечению применения нормы ст. 13.3 ФЗ-273, которая обязывает организации принимать меры по предупреждению коррупции.
Рекомендуемый Минтрудом РФ порядок проведения оценки коррупционных рисков включает несколько этапов, в том числе подготовку карты коррупционных рисков организации — сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. В карте рисков в разделе мер по снижению рисков должны быть мероприятия, направленные на истинные причины коррупции. Поскольку речь идет о правонарушениях, то правовое сопровождение потребуется и на данном направлении борьбы с коррупцией.
Выявление коррупции
К сожалению, не существует единого мнения относительно наиболее эффективных способов выявления коррупции. Оно происходит по определенным каналам информации:
- В связи с выявлением признаков преступления коммерческого подкупа и взяточничества:
- Из обращения гражданина, с которого требуют взятку, на горячую линию комплаенс или в правоохранительный орган (о посреднике или вымогателе взятки);
- Должностное лицо уведомляет представителя нанимателя и правоохранительные органы об обращении к нему взяткодателя, посредника;
- Информация получена инициативно проверяющими в ходе проверки по другим обстоятельствам;
- Информация, указывающая на факты совершаемого или совершенного коммерческого подкупа или взяточничества, получена анонимно (по телефону доверия, почте, через сайт в интернете и т.п.) или через СМИ, из обращений и жалоб граждан и организаций, например, по результатам закупочных процедур.
- В связи с выявлением иных преступлений (например, злоупотребление полномочиями, хищение, отмывание денег и др.) формируется в рамках служебного или иного расследования (например, форензик):
- О профессиональных преступлениях в какой-либо сфере деятельности (государственные и муниципальные закупки, налоги, строительство, здравоохранение, образование, банкротство и т.п.);
- Крупных хищениях и отмывании денег, незаконного транзита и обналичивания денег, которые, как правило, не могут быть реализованы без коррупционной составляющей;
- Организованной преступной деятельности, которая тесно связана с коррупцией.
Основным источником информации о совершении коррупционных преступлений в негосударственном секторе экономики являются сообщения от негласных сотрудников (98,7% опрошенных респондентов–оперативных сотрудников).
Реагирование на выявленный факт коррупции
В России по различным данным от 68 до 82% всех обвинительных приговоров по делам о взяточничестве (ст. 290 — 291.2 УК РФ) и коммерческом подкупе (ст. 204 — 204.2 УК РФ) основаны на доказательствах вины, полученных в результате проведения тактической операции, которую принято называть «Задержание с поличным» на основе оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент».
Реагировать на выявленный факт коррупции следует классическим образом:
- Формировать обоснование и передавать собранные доказательства вместе с заявлением в правоохранительные органы. Они уже будут расследовать факт коррупции на наличие признаков состава преступления или правонарушения;
- Сделать выводы и исправить бизнес-процессы, убрать из них коррупционные риски;
- Проводить регулярное обучение сотрудников, обучая их соответствующему поведению, не имеющему признаков коррупционности.
Инструменты комплаенса для борьбы с коррупцией
Предотвратить коррупционные преступления проще и дешевле, чем реагировать на ситуацию, когда компания уже стала жертвой таких преступлений или оказалась вовлечена в расследование в связи с противоправными деяниями своих сотрудников или партнеров.
В настоящее время освоение бизнесом инструментов противодействия коррупции идет достаточно активно. В крупных коммерческих организациях формируются специальные подразделения, ответственные за антикоррупционный комплаенс.
Источник: compliance.su
Защита бизнеса от коррупции: реальность и мечты
Бизнес, как отрасль с концентрацией финансовых потоков, оказался самой благоприятной средой для расцвета взяточничества и широким полем для творчества мошенников. То есть коммерция породила в России, как-то так не запланировано, коррупцию, она же первая и страдает от неё. Как помочь предпринимателям своё дело обезопасить?
Можно ли заниматься купле-продажей или производством чего бы то ни было честно? Или можно, но только не в России? Об этом рассуждали в докладах и жарких спорах во время дискуссий коммерсанты, адвокаты, финансисты, представители общественных организаций по противодействию коррупции за круглым столом на первой в своём роде конференции «Бизнес против коррупции» в пресс-центре РБК. Обсуждение длилось более 6 часов. Того требовала тема встречи.
Адвокат — партнёр Московской Коллегии Адвокатов, руководитель «Департамента защиты бизнеса» Владимир Китсинг рассказал об особенностях внутренней коррупции компаний, а именно нерадивом поведении топ-менеджеров крупных организаций. Есть три основные схемы хищений ими активов фирм:
— откаты, когда управленец искусственно завышает стоимость товаров и услуг, входя в преступный сговор с контрагентами;
— использование аффилированных компаний, когда менеджер помимо того, что завышает стоимость товара, составляет цепочку контагентов и похищает часть активов компании;
— создание параллельного бизнеса, то есть выведение клиентов и заказов из финансово-хозяйственной системы компании.
Самое пугающее во всей этой истории то, подчёркивает Китсинг, что «как показывает практика, собственники ограничиваются только увольнением таких менеджеров, а доказать их вину, проворовавшихся менеджеров, просто не могут». Вот в чём проблема. Хотя здесь зачастую и мошенничество (ст. 159 УК РФ), и причинение имущественного вреда обманом (ст. 165 УК РФ), и злоупотребление полномочий (ст.
201 УК РФ). Но опять же, из практики адвоката, повторим, что многие просто не заинтересованы в уголовном преследовании. Почему?
На это вопрос постаралась ответить Ирина Новикова, специалист с большим опытом работы, как в России, так и за рубежом в области раскрытия финансовых преступлений в рамках Закона о борьбе с коррупцией. Так, Ирина считает, что в России есть исторические риски развития коррупции, ключевые из них:
1) высокая степень доверия к посредникам;
2) так называемая, «болезнь роста», когда в компании нет сотрудников, которые бы следили за коррупцией внутри компании;
3) недостаток прозрачности во взаимоотношениях с государством.
По всей видимости, оттого и отечественное законодательство в борьбе с коррупцией недостаточно эффективно. Например, в ст. 13 ФЗ 273 «О противодействии коррупции» от 2008 г. прописаны обязанности компаний и организаций принимать меры по предупреждению коррупции. А, это, — поясняет партнёр группы по финансовым расследованиям фирмы PwC, Ирина Новикова – «это комплаенс, то есть соответствие антикоррупционному законодательству. Однако меры ответственности за соблюдение прописанных обязательств не упомянуты, следовательно, носят только лишь рекомендательный характер».
В США, где один из самых сильных законопроектов в части противодействия коррупции (Foreign Corrupt Practices Act), знают все предприниматели, нужно обязательство иметь в своей фирме чёткую систему внутреннего контроля, которая позволяет в любой момент убедить третьи лица, что здесь не дают и не берут взяток. Результат такого отношения к делу на лицо — в год госбюджет Америки поступает порядка 2 млн. долларов штрафов, собранных с тех, кто нарушил антикоррупционное законодательство.
Одна лишь всем хорошо известная компания Siemens, между прочим немецкая, заплатила в казну США в общей сложности более полутора миллионов долларов штрафов. Потому Штаты и в лидерах рейтинга по уровню благоприятных условий для развития бизнеса в плане коррумпированности системы. А Россия на 133 месте из 167-и возможных, где-то между Азербайджаном и Нигерией. У нас один из самых высоких средних показателей размера взятки – 3 млн. рублей.
Председатель правления Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев в стороне разговора не остался. Голубев является основателем комитета, который и возглавляет. Работает комитет с 2005 года. Получили свыше 100 тысяч обращений, по началу функционирования поступало по 300 жалоб от граждан на противоправные действия в день.
Со знанием проблемы изнутри Анатолий Юрьевич Голубев заверил: «все органы гос. власти включились в борьбу с коррупцией, но, к сожалению, кроме как к её росту это ни к чему не привело». Вывод печальный, но правдивый, как и то, что коррупция «превратилась в образ жизни, а для многие она единственное средство выживания». В чём корень проблемы? По мнению спикера она «в том, что нет осознанной поддержки со стороны бизнеса и общества в содействии власти в противодействии коррупции, нет соц. класса, который был бы заинтересован в том, чтобы коррупции не было». Реалии жизни таковы, что всё что делается сейчас — это ужесточение наказания, но это даёт обратный эффект — уровень коррупции повышается: «чиновник обрастает посредниками, суммы взяток и откатов увеличиваются», — пояснил глава «Комитета по борьбе с коррупцией».
Руководитель Департамента по работе с обращениями предпринимателей Автономной некоммерческой организации «Центр общественных процедур» «Бизнес против коррупции», а также Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека — Ирина Киркора напротив уверена в том, что есть в нашей стране люди с активной гражданской позицией, которые хотят жить без того же взяточничества и готовы помогать в выявлении случаев коррупции. Вопрос в том, чтобы это движение грамотно развивать и не дать ему образоваться в ещё один могущественный орган контроля над теми же бизнесменами.
Ключевой момент в честности всего общества и прозрачности схем любых финансовых операций. Но это из разряда несбыточных мечтаний. Тогда ведь не над изменением системы нужно корпеть, а сознанием граждан. Так, Ирина Новикова поясняет: «судя по обращениям, которые поступают в наш центр не отрасль основополагающая, а интерес конкретных людей, которые на месте возникают к определённому бизнесу. Инициаторы — правоохранительные органы, бизнес партнер или конкурент на рынке».
Имеем, что имеем, других людей нет. Общество – это каждый из нас. Но этот каждый гражданин сегодня сам за себя и живёт в большинстве случаев только в своём «мини обществе». Анатолий Голубев, руководитель «Комитета по борьбе с коррупцией», так поясняет явление раздробленности в обществе, которая и приводит к коррупции: «Чиновники отчитываются сами перед собой.
Пока мы не нарушим этот конгломерат они будут вариться в собственном соку. Мы живём своей жизнью, они своей. Бизнес делает вид, что платит налоги, государство – что их получает. Ничего с этим не сделаешь, сами виноваты».
Выходит решение в изменении единицы социума, то есть воспитании человека. Если мыслить шире и говорить словами Анатолий Голубева, то решение в «введении персональной ответственности чиновников перед обществом, чтобы голос гражданского общества был ключевым при принятие кадровых решений, тогда во власть пойдут, как во врачи пойдут врачи, а не чьи-то родственники, и во власть также — не тот, с кем родился, крестился, воевал, а профессионал». С этой точкой зрения согласилось большинство участников бизнес-конференции.
Так, адвокат Владимир Китсинг подчеркнул: «Пока не будет ответственности чиновников перед гражданским обществом, пока не будет личной ответственности, когда чиновник отвечает не перед государством и своим руководителем» ничего не изменится. «Вы знаете, что у нас судьям запрещено выносить оправдательные приговоры? Законом не запрещено. Это устное указание и, когда будет ответственность судьи не только перед президентом, но и перед обществом, я думаю, что вопрос с судебной системой хотя бы сдвинется с мёртвой точки», — заключил Владимир Китсинг.
Коррупция есть, её не может не быть. Она есть во всём мире. Общий объём воруемых средств на Земле исчисляется триллионом долларов (по данным Мирового банка). Если страны развитого гражданского общества успешно справляются с огнедышащим драконом под именем Коррупция, значит и в России не всё потеряно. Всё впереди.
Нефть когда-нибудь да закончится, видимо только тогда и задумаются о морально-нравственной составляющей жизни общества.
Источник: pasmi.ru