Процессный подход в управлении позволяет выделить этапы и отдельные операции бизнес процесса

Современные реалии заставляют приспосабливать аппарат управления к динамично развивающейся среде с жесткой конкуренцией. Мнения профессионалов в этом плане расходятся. Одни полностью отрицают важность организационно-экономических методов, другие предлагают назначать ответственного за каждую функцию управления.

Практический опыт показывает, что применение только функционального подхода ведет к снижению эффективности менеджмента. В чем суть других управленческих методов? На что ориентирован процессный подход и каковы его преимущества?

4 подхода к управлению

процессный подход в управлении

В современном менеджменте выделяют четыре вида, которые позволяют по-разному взглянуть на организацию и процесс управления. Это количественный, процессный подход, системный, ситуационный, возникшие в ХХ веке.

Возник в 1950 г., с развитием точных наук. Компьютеры, достижения математики, физики стали активно использоваться в управлении. Конструирование виртуальных моделей по распределению ресурсов, управлению запасами, обслуживанию, стратегическому планированию и т. д.

Основатель направления А. Файоль, время возникновения – второе десятилетие ХХ века. Согласно подходу, управление представляется в виде непрерывного процесса или цикла. Его фундамент составляют основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Появился в середине ХХ века. Рассматривает организацию как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой. Внутренняя среда содержит элементы подсистемы: подразделения, технологии, уровни менеджмента.

Сформировался в 60 г. ХХ века. Сторонники подхода рекомендуют выбирать управленческие методы с учетом ситуации и факторов среды. Более эффективен тот метод, что соответствует сложившимся обстоятельствам.

Процессный подход в менеджменте

Современный процессный подход базируется на системном подходе к управлению и рассматривает любую организацию как единый организм. На каждом предприятии протекают разнообразные бизнес-процессы, на входе принимающие ресурсы, а на выходе дающие полуфабрикат или продукт. Весь цикл замкнут на выпуске готового товара, услуги.

процессный подход в менеджменте

Данный подход состоит в такой организации работы, которая основана на разделении всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, а аппарата управления по блокам. Вся система может быть представлена в виде схемы, цепочки с отдельными звеньями – операциями. Конечным итогом производственной цепочки становится продукт. Звенья, отвечающие за конкретный бизнес-процесс, формируются из структурных подразделений.

Основы процессного подхода

Для того, чтобы было более понятно, мы все постулаты скомпоновали в таблице, представленной ниже.

Процессный подход базируется на нескольких принципах

Основные черты подхода

  • Ориентация на повышение качества продукции и потребительские предпочтения.
  • Все участники цепочки несут ответственность за хозяйственные результаты.
  • Мотивация сотрудников на высоком уровне.
  • Ослабление бюрократии.
  • Полномочия и ответственность широко делегируются рядовым сотрудникам руководством.
  • Решения принимаются быстрее за счет сокращения числа управленческих ступеней.
  • Качество продукта или услуги находится под пристальным вниманием.
  • Все технологии, связанные с бизнес-процессами, формализованы и автоматизированы.

Проблемы по внедрению процессного подхода

В теории процессный подход выглядит просто и логично, но его внедрение в деятельность предприятия на практике оказывается сложным. При этом стоит обращать внимание на реальные примеры, практический результат других организаций, мнение профессиональных консультантов. Для любой организации воплощение в жизнь непроверенной теории выливается в большие денежные и другие затраты.

Читайте также:  Плавка алюминия как бизнес

процессный подход системный ситуационный

Применение на практике процессного подхода связано с рядом проблем:

  • руководство внедряет процессный подход в управлении только на формальном уровне;
  • созданная система не соответствует реальному положению дел в организации;
  • попытка внедрить подход на неформальном уровне;
  • менеджеры не воспринимают подход как новую организационную идеологию;
  • руководство не задумывается о необходимости регламентации процессов или не умеет ими управлять;
  • менеджеры не готовы к кардинальным переменам, например, пересмотру структуры компании;
  • недостаток компетентности, мотивации, целеустремленности, настойчивости в деле оптимизации процессов.

Процессный подход в организации и система менеджмента качества

процессный и системный подход

Одно из главных предписаний ИСО 9001:2000 – это внедрение процессного подхода. Согласно стандарту необходимо провести выделение процессов и организовать управление ими, но не дана конкретная система действий.

Многие руководители, начиная работу по созданию СМК, воспринимают ее внедрение как неформальное. При этом подчеркивают, насколько значимы ожидаемые перемены к лучшему, возникающие по мере внедрения, а не сам сертификат СМК. На практике воплощение проекта порождает сложности. Они пугают руководство организации, которое решает ограничиться соблюдением формальных предписаний ИСО.

Таким образом, СМК остается на формальном уровне. В результате разочарованный персонал с негативом относится к самой системе и к процессному подходу.

Методы перехода на процессное управление

Все они представлены в таблице:

Процессный и системный подход базируется на выделении бизнес-процессов на основе действующей организационной структуры. После происходит переход к процессной структуре. Его фундаментом являются несколько положений.

Процессный и ситуационный подход. Руководство выделяет сквозные бизнес-процессы, для которых готовят описание документооборота и последовательности работ. Следующим этапом они включаются в новую процессную структуру, как правило, матричную.

  • Выделение и классификация требуемых бизнес-процессов.
  • Формирование цепочки бизнес-процессов в пределах работающей структуры.
  • Разработка стандартов и методов, обеспечивающих результативность управленческих процессов.
  • Создание информационной базы и подбор ресурсов для выполнения работ в рамках бизнес-процессов.
  • Мониторинг и анализ процессов.
  • Внедрение мер по достижению запланированных целей.
  • Улучшение бизнес-процессов.
  • Подготовка модели по ситуации.
  • Анализ существующих бизнес-процессов.
  • Разработка улучшенной модели.
  • Реорганизация бизнес-процессов на ее основе.
  • Подготовка новой процессной организационной структуры.

Что дает описание и регламентация процессов?

процессный подход в организации

Увеличение эффективности напрямую не связано с регламентацией процессов. Описаний и регламентов может и не быть на предприятии. Работа все равно будет выполняться сотрудниками по принятым правилам, так как персонал знает процесс производства. Подобная организация работы приводит к постоянным потерям ресурсов. Описание и регламентация процессов открывают ряд возможностей:

  1. Деятельность в рамках стандартов, повторяемость процессов создают возможности для управления.
  2. Выявление проблем, сложных моментов, потерь ресурсов при осуществлении процессов.
  3. Разработка мероприятий по улучшению процессов.
  4. Опыт и знание рабочих процессов, которые можно передать новым сотрудникам, филиалам, другим организациям.
  5. Осуществление бенчмаркинга, сравнения своего предприятия с конкурентами для улучшения бизнес-процессов.
  6. Внутренний аудит.
Читайте также:  Как аналитика помогает бизнесу

Регламентация приносит эффект, если сопровождается анализом, разработкой и внедрением улучшений.

Идеология процессного подхода

процессный и ситуационный подход

Процессный подход и его реальное, а не формальное внедрение в систему управления вызывает много трудностей. Проблемой для руководства становится недостаток лидерских качеств и умения вовлечь персонал. Перемены при создании новых систем прежде всего должны произойти в умах работников.

Вовлечение сотрудников облегчается, если воспринимать данный подход как идеологию. Сначала идея проникает в сознание людей, а потом становится инструментом. Тогда персонал будет готов применить новые методы и программы, за что обязательно должен быть поощрен.

Заключение

процессный подход

Во многих странах мира процессный подход в управлении воспринимается как основной фактор успеха в бизнесе. Он неслучайно стал основой стандартов менеджмента качества. Результативность подхода пока не подтверждается реальными примерами внедрения на российских предприятиях. Примеров, как и новых преимуществ от реализации стандарта немного.

Причина в том, что многие организации просто сменили терминологию: был отдел продаж, стал процесс «Продажи». Начальники подразделений превратились во владельцев процессов.

Процессный подход в менеджменте – это основной инструмент среди средств, которые применяются руководством для реорганизации управленческой системы.

Источник: www.syl.ru

Внедрение процессного подхода в организации

Процессный подход — это совокупность принципов и методов управления деятельностью организации, которые исходят из необходимости выделения и рассмотрения взаимосвязанных бизнес-процессов.

Сущность процессного подхода

В настоящее время у бизнесменов все большую популярность набирает такая методология управления организациями, как процессный подход. Он известен так же, как управление бизнес-процессами.

Замечание 1

Процессный подход к управлению организацией (точнее говоря — ее функционированием) заключается в том, чтобы выделить и рассмотреть взаимосвязанные бизнес-процессы. Причем данная взаимосвязь имеет место не только между самими бизнес-процессами, но и еще между ними и внешней средой.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

Все бизнес-процессы современной организации существуют в виде системы или сети. При этом отдельно выделяют такие крупные блоки бизнес-процессов, как процессы производственного цикла и процессы управления / обеспечения необходимыми ресурсами.

Внедрение процессного подхода в организации — это один из принципов стандартов ISO 9000, которые устанавливают требования к системе менеджмента качества. Это значит, что деловое сообщество на основе мирового опыта признало необходимость реализации данного принципа. Во многом это объясняется теми преимуществами, которые процессный подход может принести организации:

  • клиентоориентированность;
  • нацеленность на результат;
  • гибкость, которая проявляется в более оперативном принятии решений и в проведении инноваций в связи с изменением внешней среды;
  • непрерывность управления;
  • возможность построения эффективной системы мотивации, которая была бы направлена на максимальный учет результатов работы;
  • прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации.

«Внедрение процессного подхода в организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Читайте также:  Бизнес процессы и процессный подход его отличие от функционального

Ключевым понятием процессного подхода является понятие бизнес-процесса. Им принято называть регулярно повторяющуюся последовательность действий, которые ориентированы на получение заданного, ценного для организации результата.

Этапы внедрения процессного подхода в организации

Процессный подход в организации обычно внедряется в результате реализации последовательного ряда этапов. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:

  1. Создание каталога бизнес-процессов.
  2. Выполнение верхнеуровневого и детального описания бизнес-процессов.
  3. Формирование ролевой модели.

Для того чтобы управлять бизнес-процессами в организации, можно воспользоваться многочисленными методическими рекомендациями и стандартами. В то же время каждая организация имеет право на самостоятельный выбор себе ролевой модели и принципов процессного подхода. Как правило, эта информация находится в специальном документе организации, который называется политикой управления бизнес-процессами.

Составление каталога бизнес-процессов является первым шагом к внедрению процессного подхода в организации. Каталог бизнес-процессов представляет собой полный иерархический перечень всех бизнес-процессов организации.

Обычно каталог бизнес-процессов визуализируют в виде таблицы (иерархического перечня) или графической схемы. Он содержит в себе основные сведения о бизнес-процессах, а именно — тип бизнес-процесса, роли в нем, регламентирующие его документы, результаты бизнес-процесса, требования к результату.

В организациях, как правило, выделяют следующие типы бизнес-процессов:

  • основные процессы — это процессы, ради которых была создана организация;
  • обеспечивающие (поддерживающие) процессы — это процессы, которые необходимы для функционирования организации, но не имеют внешнего по отношению к ней потребителя (например, кадровые и финансовые процессы);
  • управленческие процессы — это процессы принятия решений внутри организации, которые направлены на управление организацией в целом;
  • процессы развития — это процессы управления изменениями внутри организации, а также процессы, которые направлены на развитие всех ее элементов.

Каталог бизнес-процессов должен быть согласован со всеми структурными подразделениями организациями. При этом важно учесть границы бизнес-процессов (это предотвращает возникновение «пустых» зон в каталоге). С этой целью проводят верхнеуровневое описание бизнес-процессов. Оно заключается в использовании модели SIPOC. В соответствии с ней определяют потребности пользователя, заказчика, необходимые шаги для получения продукта и сигнал для начала выполнения процесса.

Детальное описание каждого бизнес-процесса может быть осуществлено в текстовой (наиболее распространенная форма), табличной (шаги внутри бизнес-процесса представляют в виде иерархического перечня) или графической (в виде схематического изображения, блок-схемы и т.п.) форме. Стоит учитывать, что при описании бизнес-процесса важно изучать, как он идет в реальной жизни. С этой целью регулярно проводят аудит.

Формирование ролевой модели управления бизнес-процессами организации означает распределение четырех основных ролей: владельца, архитектора, участника и процессного офиса. Владелец как ключевая фигура несет ответственность за бизнес-процесс и наделен по отношению к нему полномочиями и ресурсами. Архитектор обычно знает все детали бизнес-процесса. Участник выполняет шаги бизнес-процесса, которые закреплены за подразделением или сотрудником. Процессный офис отвечает за методологию, описание бизнес-процессов, мониторинг и оптимизацию.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин