Ниже приведены эпизоды реальных консультаций и психотерапевтических сеансов [2] . Определите техники консультирования и предполагаемые стадии консультационного процесса.
Кл-1. Вчера вечером я с ним снова разговаривала, но он даже не захотел пошевельнуться. Он действительно меня даже не слышал (тяжело вздыхает). Я еще ужасно не хочу сдаваться, потому что. ну, иногда мы.
К-1. Когда ты так разочарована, как сейчас, ты думаешь о том, как это бывает в другие моменты.
К-2. Джой, ты говоришь, что иногда чувствуешь «отчаяние». Не могла бы ты сказать об этом побольше?
Кл-3.1 Я пыталась. Бог свидетель, я старалась, как могла, но мне, кажется, ничего не помогает (вздыхает, качает головой).
К-3.1 (понимающий тон). Кажется, что ничего не помогает. Кл-3.2. Ну да. Честно говоря, иногда мужество меня совершенно покидает, и я чувствую, что все безнадежно.
К-3.2. Джой, ты много раз пыталась, и тебе кажется, что ты не можешь до него достучаться. Ты думаешь о том, чтобы уйти, чтобы все бросить. Иногда ты просто впадаешь в отчаяние.
Основы психологического консультирования. Лекция 1. Введение
Кл-3.3. Ох да, все так. Именно так все и обстоит. Эпизод 4.
Кл-4. Я годами убеждала его кого-нибудь повидать, буквально годами. Я знаю, что ему нужна помощь, но я не могу помочь ему.
К- 4. Что впервые натолкнуло вас на мысль, что ему нужна помощь?
К-5. Мы достигли точки, с которой работа может пойти лучше, если вы возьмете на себя больше ответственности за то, чтобы рассказывать мне обо всех своих мыслях в эти дни, когда вы пытаетесь решить, что делать. А я буду слушать и иногда подбрасывать мысли или предложения, но не буду говорить столько, сколько говорил до сих пор. Таким образом, вы сможете более глубоко исследовать сами себя, чтобы быть уверенной в том, что ваше решение настолько четкое, насколько это вообще возможно. Вам это подходит?
К-6. Как я понимаю, вы можете или остаться с ним до тех пор, пока не проработаете все проблемы здесь, или на время уехать и посмотреть, станет ли вам хоть немного легче. Что вам кажется более реальным?
Кл- 7. Всегда одно и то же. Мы начинаем нормально, а потом. ну, как прошлой ночью. Ох, зачем все это?
К-7. Джой, сейчас просто расскажи мне о прошлой ночи, придержи свое беспокойство о других вещах на потом.
К-8. Иногда людям нужно перепробовать все, что они могут себе сами вообразить, прежде чем они захотят обратиться за помощью.
К-9. Что сейчас может быть полезно, Джой, так это если бы ты выбрала один из этих вопросов, которые, как ты говорила, тебя «достают», и исследовала его как можно более полно. Ты упомянула раздел по суду, совместную поездку, визит к консультанту по семейным вопросам и еще несколько возможностей. Какое из предложений, как тебе кажется, имеет смысл сейчас проанализировать?
К-10. Джой, ты уже убедилась, что, когда ты пытаешься справиться со своей депрессией, стараясь самостоятельно отыскать ее причины, это не очень помогает. Сейчас ты опять соскальзываешь на этот путь. Может быть, лучше будет, если ты позволишь себе сейчас погрузиться в свои чувства?
Пример психологической консультации. Как преодолеть страх консультирования? Сессия-минутка
К-11. Я знаю, ты сердита, Джой, и хочешь сделать что-нибудь, чтобы отомстить, но я вынужден тебе напомнить, что каждый раз, когда ты это делала, ты об этом потом жалела. Мы оба знаем, что тебе лучше остыть, прежде чем что-то делать.
К-12. Джой, тебе было очень тяжело, когда ты столкнулась с этой проблемой, но сейчас, похоже, ты реально продвинулась в ее решении. Ты уже видишь, что если действительно включить в общую картину твои собственные чувства, то можно принимать решение о том, чего ты хочешь, опираясь на более прочную основу.
К-13.1. Одна из вещей, которые так тяжелы для тебя сейчас, — это то, что ты не знаешь, что требуется, чтобы войти в эту программу. Пока ты еще раздумываешь и не уверена, совершенно неудивительно, что ты чувствуешь уныние. Никто из нас не любит пребывать во тьме относительно вещей, которые напрямую нас касаются.
К-13.2. Насколько я знаю, чтобы получить это место, тебе нужны три вещи: ты должна иметь нужный диплом, который у тебя есть. Ты должна иметь по крайней мере три года соответстзующего опыта. Ни ты, ни я ничего не знаем о том, какой опыт необходим. И ты должна иметь рекомендацию опытного члена организации. Ты сказала, что ты можешь ее получить.
Стало быть, мне кажется, что тебе лучше сосредоточиться на втором моменте.
К-14. Хелен, ты знаешь, как смущаться, тревожиться или уходить от чего-либо. Как мы вместе видели, ты много раз тревожилась и смущалась, но теперь ты знаешь и то, как избавляться от проблемы и действительно бороться с ней. Ты и только ты решаешь, какой путь сейчас выбрать, но ты должна будешь вскоре выбрать то или другое.
К-15. Я устал слушать, как вы снова и снова копаетесь во все том же старом дерьме! Почему, черт побери, вы тоже от этого не устаете?
К-16. Статистики предостаточно: ранние браки очень часто оказываются неудачными. Я думаю, вам нужно сказать об этом дочери так, чтобы она смогла услышать и понять это. Вы можете это сделать?
К-17. Джой, ты знаешь, как для тебя важно проконсультироваться с медиками по этому вопросу, и я искренне надеюсь, что ты не будешь это больше откладывать.
К-18. Нам сейчас надо, чтобы вы собрали все возможные мнения относительно этого вопроса в целом. Подойдите к каждому, скажите ему, что вы делаете, и спросите их мнение. Когда у вас будет эта информация, принесите ее сюда и мы подумаем над следующим шагом.
Кл-19. Я просто стоял тут, когда она это делала. Что еще я мог сделать? Я был беспомощен.
К-19. Вы скорее будете беспомощны, чем прямо взглянете на конфликт, который был непосредственно тут, перед вами.
К-20. Хорошо, я должен сказать, что с облегчением услышал, что это не так серьезно. Я рад, что ты это выяснила.
К-21. Вы снова и снова говорили мне, что хотите как-то изменить отношения с ней, но каким-то образом все время возвращаетесь к тому же.
Кл-22. Я старалась, как проклятая, но, похоже, все равно ничего не получается. Иногда кажется, что все налаживается, а потом все идет к черту, и я возвращаюсь к тому, с чего начала.
К-22. Я знаю, что тяжело продолжать попытки, ког да дела так плохи, но тебе необходимо понять, что в действительности ты не возвращаешься к тому, с чего начала. Вспомни, в прошлом месяце, после безуспешных попыток целого года, ты смогла решить в целом проблему с домом. Теперь, в этом месяце, ты, похоже, уже выработала основные вехи финансового соглашения. Были возвраты, но если ты посмотришь на картину в целом, ты увидишь, что прогресс есть.
К-23. Вы действительно хорошо поработали, исследуя все это, ничего удивительного, что сейчас вы чувствуете некоторое опустошение. Мы оба знаем, что вам нужно достичь большего, но не сегодня. Сейчас расслабьтесь на несколько минут.
К-24. Приятно слышать, что ты взяла на себя некоторую ответственность в этом вопросе, вместо того, чтобы опять быть несчастной жертвой.
Кл-25. Я уже сказала тебе все, что думала по этому поводу. Больше нечего обсуждать, я все рассказала.
К-25. Хелен, тому, что ты говоришь, на самом деле конца нет. Конец этому можешь положить только ты сама — определив, насколько глубоко ты намерена в это погрузиться. Я не верю, что в тебе уже ничего нет.
Ниже представлены четыре (А, Б, В, Г) возможных ответа консультанта-психотерапевта на одно и то же высказывание клиента. Разница заключается в том, сколько активности (влияния, давления) консультант в него привносит.
Проранжируйте ответы консультанта от минимальной до максимальной степени оказываемого давления.
Кл. Ну, я и сказала ему, что мне надоело, я устала от его постоянных жалоб на то, какая я, и если он не прекратит, я уйду и. (Она сбивается, видно, что ей неуютно.) Ну, во всяком случае, думаю, что мне пора было на чем-то остановиться и. (снова кажется, что она потеряла нить и сидит, напрягшись).
К-А. Сейчас ты выглядишь такой несчастной, Джой. Что происходит у тебя внутри?
К-Б. Гм-хмм. (Терпеливо ждет.)
К-В. Если ты будешь останавливаться каждый раз при подходе к чему-то неприятному, то ты просто не дашь консультированию (психотерапии) хоть как-то помочь тебе.
К-Г. Скажи мне, пожалуйста, на что похоже то, что происходит внутри тебя, когда у тебя вот так «кончается завод»?
Ниже приведены 11 возможных ответов консультанта- психотерапевта на высказывание клиента.
A). Определите использованную технику консультирования в каждом ответе консультанта.
Б). Как вы думаете, чем отличаются эти варианты ответов в сравнении друг с другом, кроме различия в техниках? По выявленному принципу сгруппируйте (объедините между собой сходные) варианты ответов. Сколько групп ответов у вас тогда получилось?
B). Объясните, в каких ситуациях (на каких стадиях) консультирования эффективно каждое из предложенных высказываний консультанта.
К. Вы сейчас чувствуете сильную боль и гнев.
Кл. Да. Ощущение такое, будто это уже слишком, и я боюсь, что не смогу это вынести.
1. Ммммм. (С симпатией.)
2. Вы чувствуете, что ваши боль и гнев могут оказаться слишком сильными.
3. Как вы сейчас ощущаете эту угрозу в своем теле?
4. Могли бы вы дать мне возможность быть с вами сейчас, когда вы встретились с этими пугающими чувствами?
5. Вам не нужно проходить через все это сразу. Вы можете делать постепенно, по одному шагу за раз.
6. Каждый раз, когда мы добираемся до этих чувств, у вас возникает этот страх, что вы вот-вот окажетесь перегружены. Несмотря на то, что вы избегаете обращаться к ним, ваши чувства все время возвращаются.
7. Хотя боль и гнев пугают вас, они всего лишь часть вас самого. Все ваши и мои силы будут здесь с вами, чтобы помочь вам справиться с ними.
8. Вот опять вы хотите уйти от своих собственных чувств и опять вы откладываете то, к чему, как мы оба знаем, вам когда- нибудь придется обратиться. Вам необходимо понять, что они не собираются уходить.
9. Не обманывайте себя, Бен, это ваши чувства и они будут приходить до тех пор, пока вы к ним не обратитесь. Я с вами, но не могу сделать это за вас. Пришло время позаботиться о себе и сделать ■угу работу.
10. Конечно, это страшно. Со мной тоже так было, но сейчас пришел ваш черед прямо взглянуть на свои чувства. Лучшего момента не представится.
11. У вас действительно нет выбора. Это такая штука, с которой каждый из нас должен встретиться и вынужден что-то делать с ней. Если вы попытаетесь избежать этого, то будет только еще больше боли и надолго; так что решайтесь. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы быть с вами.
К. О чем вы сейчас думаете? Кл. Я думаю о том, что я должен сейчас сказать.
1. Составьте 10 возможных вариантов ответов консультанта на высказывание клиента.
2. Проанализируйте и объясните, чем отличаются между собой придуманные вами варианты ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник: poisk-ru.ru
Упражнение Отработка навыков ведения консультативной
Аннотация дисциплины «Психотерапия: теория и практика» Общая трудоемкость дисциплины: Форма контроля:
Этический Кодекс Консультанта
Цель, задачи и этапы консультирования
ЧТО ТАКОЕ ПРОЦЕССНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ? Филонович С.Р.
Добавить этот документ в коллекции
Вы можете добавить этот документ в свои учебные коллекции
Войти Доступно только авторизованным пользователям
Добавить этот документ в сохраненные
Вы можете добавить этот документ в свой список с сохраненными документами
Войти Доступно только авторизованным пользователям
Разделы
Поддержка
Предложить улучшение
Нашли ошибку в текстах или интерфейсе? Или знаете, как улучшить наши инструменты? Смело отправляте нам свои предложения! Это очень важно для нас!
Источник: studylib.ru
Методы психологического консультирования
Текущее состояние мировой психологической науки можно оценить как период значительного прогресса в ее развитии. Научная психология постоянно обогащается новыми данными, улучшается ее концептуальный аппарат и методы исследования.
Актуальность изучения вопросов, связанных с оказанием психологической помощи, в частности процесса психологического консультирования, оправдана тем, что это одна из наиболее развивающихся областей практической психологии.
В настоящее время растет потребность населения в психологической помощи, вызванная рядом компонентов. Это глобальные метаморфозы в обществе и пересмотр стандартов психического здоровья; частые ситуации нестабильности, путаницы, неопределенности относительно завтрашнего дня; Новые критерии профессионального и личного самоопределения, адекватные происходящим изменениям; Новый звук конфликта «отцы и дети».
Все это позволяет говорить о значимости и социальной значимости изучения психологического консультирования в свете проблем современной психологической науки, то есть всего, что может помочь практикующим психологам работать более эффективно.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, возникшей в результате психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, у которых нет клинических расстройств, но кто нуждается в психологической помощи и осознает эту потребность. Поэтому в психологическом консультировании психологи сталкиваются прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни, например, конфликтами на работе и дома, плохой академической успеваемостью, отсутствием уверенности в себе, склонностями к самоубийству и т. п.
Кроме того, психологическая консультация, как молодая область психологической практики, еще не имеет строго очерченных границ; в его поле зрения входит широкий круг проблем.
Сегодня теоретическому обеспечению психологического консультирования уделено большое внимание, его проблемы рассматриваются в работах таких авторов как Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Е.А. Климов, Н.Д. Линде, В.Ю. Меновщикова, А.П.
Чернявская и другие.
Проблема заключается в противоречии между потребностью общества в психологическом консультировании по самому широкому кругу вопросов повседневной жизни среди населения и недостаточной рефлексией в теории всех методологических методов прикладной консультативной психологии. Консультативная психология накопила богатый эмпирический материал, но нет единого логического ядра, «единой теории процесса оказания психологической помощи», способной охватить и связать знания, накопленные отдельными школами, в целостную картину, объединив практикующих различных областей под их крылом.
Объект исследование – психологическое консультирование.
Предмет исследования – анализ методов психологического консультирования.
Цель данного реферата заключается в изучении особенностей психологического консультирования и его методов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическое консультирование: понятие и задачи;
рассмотреть виды психологического консультирования;
изучить характеристику методов психологического консультирования.
Теоретической базой при написании данного реферата послужили труды учёных: В. И. Андреева [1], А.Г. Асмолова [2], В. С. Библера [3] и других.
Методологическую базу данного исследования составили методы анализа и синтеза научной литературы, научных статей по рассматриваемой теме.
Структура реферата включает в себя: введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы.
1 Психологическое консультирование: понятие и задачи
Психологическое консультирование — довольно молодая область профессиональной деятельности каждого психолога. В Российской Федерации, эта деятельность представлена независимой сферой деятельности. Помимо знаний и навыков, она также требует тщательной профессиональной подготовки в области психологии. В современном мире психологическое консультирование является одним из незаменимых элементов университетских подготовительных программ [14, c. 51]. В ближайшем будущем планируется подготовка психологов-консультантов.
В качестве основной психологической практики консультирование направлено на оказание неотложной моральной помощи клиентам, которые сталкиваются с проблемами, требующими неотложных решений. Проведение устных консультаций может быть незаменимым фактом для решения психологических проблем в каждом отдельном случае. Все чаще психологическая консультация требуется для понимания любой полученной информации, для понимания и решения личных проблем человека. Все чаще люди, нуждающиеся в моральной поддержке или же для поддержания уверенности в себе, стали обращаться к профессиональным психологам за помощью.
Задачи психологического консультирования в каждом отдельном случае решаются индивидуально [1, c. 96]:
1. Сначала психолог выясняет, с какими проблемами столкнулся клиент, и что заставило его обратиться за профессиональной психологической помощью;
2. На следующем этапе оценивается сущность проблемы, возникшей для клиента и степени ее серьезности
3. Психолог-консультант наблюдает за особенностями личности и характером клиента, чтобы определить, как решить проблему;
4. Если клиент может самостоятельно справиться со своей проблемой, психолог должен дать ему все необходимые рекомендации, которые способствуют лучшему решению проблемных жизненных ситуаций;
5. Клиент, который обращается за профессиональной психологической помощью, должен пройти курс лечения, направленный на предотвращение возникновения таких ситуаций и ошибок в его жизни.
Клиент, пройдя полный курс, должен самостоятельно решать возникающие проблемы, используя элементарные психологические знания, полученные от психолога [6].
Таким образом, задачи психологического консультирования заключаются в том, чтобы оказать компетентную психологическую помощь клиенту в каждом отдельном случае.
2 Виды психологического консультирования
Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.
Выделяют следующие виды психологического консультирования [15]:
1. Интимно-личностное консультирование;
2. Семейное консультирование;
3. Психолого-педагогическое и психолого-управленческое консультирование;
4. Деловое консультирование.
Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.
К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.
Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.
Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса.
Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.
3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают [11]:
1. Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;
2. Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;
3. Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;
4. Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года [14].
Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.
Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта — это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».
3 Характеристика методов психологического консультирования
Основным типом психологических методов консультирования является беседа, собеседование, активное и эмпатическое слушание и наблюдение. В дополнение к этим фундаментальным методам в рамках психологического консультирования могут использоваться и другие методы, которые являются профессиональными практиками отдельных психологических школ и основаны на конкретных «личных» теориях [5].
Разговор (здесь мы говорим о разговоре не в филистерском представлении, а в концептуальной сфере психологии) строится с использованием разных методов и приемов, позволяющих психологу достичь желаемого результата. Его основной целью в этом случае является тщательный и скрупулезный сбор информации о психоэмоциональном состоянии его клиента и установление доверительных отношений с ним. Большое значение здесь имеет изменчивость в проведении диалога, утверждение мнения пациента, его мотивация к разговору, ясность и краткость речи психолога.
Беседа может использоваться как средство психотерапии, чтобы уменьшить беспокойство пациента. В этом случае он служит одним из способов перенести акцент на психологические проблемы субъекта и является своего рода фоном или, если хотите, «фоном» для всей психотехники, используемой специалистом.
Разговор может быть проведен спонтанно, интуитивно или, наоборот, структурирован в рамках предварительно скомпилированной программы, так сказать, «словесной стратегии». Такой заранее спланированный разговор называется интервью [10].
В рамках психологического консультирования существует несколько типов интервью:
стандартизован (на основе проверенной тактики и четкой стратегии);
частично стандартизованный (основанный на той же хорошо продуманной стратегии, но несколько более гибкий с точки зрения тактики);
бесплатное диагностическое интервью (у него есть заранее разработанная стратегия и абсолютно свободная «необремененная» тактика, которую можно постоянно трансформировать в зависимости от индивидуальных характеристик клиента) [10].
3. Активное слушивание.
Целью этого метода психологического консультирования является наиболее достоверное отражение информации о спикере. Этот метод обеспечивает более точное понимание друг друга участниками процесса, помогает создать дружескую атмосферу и эмоциональное сочувствие, а также помогает психологу-клиенту полностью понять его личную проблемную ситуацию. Активное прослушивание включает в себя использование ряда конкретных методов и методов:
искренний и всякий проявленный интерес к собеседнику (поза, взгляд имеет особое значение);
использование уточняющих вопросов («Вы имеете в виду это . », «Я правильно понял, что . »);
Повторите реплику собеседника («Вы сказали, что . »);
«переформатирование» фразы собеседника («Другими словами . »);
Суп «поддерживающие» реакции (так называемая «уг-реакция», выражаемая кивком или словесным «да-да» и т. Д.), Стимулирование собеседника к дальнейшему разговору («говорить, говорить», «это очень интересно», );
Подводя итог («Мы говорили о . », «В общем, вы хотите сказать . », «Мы можем заключить . », «Подведение итогов . »).
Метод «активного слушивания» обязательно включается в «вербовку джентльмена» психолога во время психологического консультирования. Владение им — это ответственность любого специалиста в области психологии, который утверждает, что он профессионал в своей области. Часто любитель психологии недооценивает важность этого метода.
В таких ситуациях псевдоконсультант заменяет свою задачу точно отражать полученную от клиента информацию с его собственной интерпретацией его личностных качеств, мотивами своих действий и стремиться к «слепой» поверхностной оценке его личности. Использование такой методики активного прослушивания, например повторения, позволяет клиенту следить за тем, чтобы его внимательно слушали и понимали. Кроме того, он, кажется, слышит себя извне, что позволяет ему лучше осознавать ситуацию и свою роль в ней [2].
4. Эмпатическое слушание.
В эмпатических слушаниях основная задача психолога — точно отражать чувства клиента. Используется в случаях, когда собеседник должен поделиться своим опытом, и он проявляет инициативу. Эмпатический слух не предусматривает оценку и интерпретацию скрытых мотивов поведения клиента: самое главное здесь — точно отразить чувства и эмоции чувств собеседника, быть своего рода резонатором или даже пресловутым «жилетом», в который клиент может «кричать». Следующая триада является важным инструментом для эффективной коммуникации в процессе эмпатического слушания:
сопереживание или, если честно, сопереживание. Он состоит в желании понять собеседника на уровне чувств, испытывающих те же эмоции, которые испытывает другой человек;
отражение: способность видеть себя глазами собеседника, анализировать свои действия, поступки, психическое состояние;
Идентификация: ассимиляция другому человеку, идентификация себя с ним, способность перевести себя на место другого [13].
Под наблюдением в рамках психологического консультирования понимается преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических процессов и явлений с целью изучения их изменений в определенных ситуациях и поиска истоков этих явлений. Психолог должен уметь наблюдать как вербальное, так и невербальное поведение своего клиента. В последнем случае очень важно знать разные типы невербальных языков [6].
Психическое здоровье является самым важным результатом и ресурсом личного развития. Это основа любой деятельности человека, включая его профессиональный успех.
Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья человека, среди которых наиболее развитым является психологическое консультирование. В процессе психологического консультирования обращается внимание на более глубокие аспекты личности, ее ментальные конфликты. Содержание психологического консультирования заключается в том, чтобы работать с конкретным запросом, исходящим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.
Психологическое консультирование можно определить как прямую работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенный способ построения разговора. Психологический смысл консультирования — помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.
Консультирование — это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях с участием других людей в этом взаимодействии, доступных для наблюдения и внешнего вмешательства. В этой связи мы можем говорить о открытости ситуации психологического консультирования, его структуре, контексте и динамике.
Психологическое консультирование — это оказание конкретной помощи взрослым и детям, которые обращаются, чтобы понять характер их трудностей, анализировать и решать психологические проблемы, связанные с их собственными характеристиками, преобладающими обстоятельствами жизни, отношениями в семье, среди друзей, в школе.
В целом психологическое консультирование (за некоторыми исключениями) уделяет большое внимание достижению психологического комфорта и поддержания психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также подчеркивает повышенную личную ответственность клиентов за ход их собственная жизнь, а окончательный отчет — это возможность жить без помощи консультанта.
Список использованной литературы
1. Андреев, В.И.. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань. Центр инновационных технологий. – 2015. 315 c.
2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». – 2013. -768 с.
3. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. Москва. – 2008 — 57 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. Москва: Междунар. пед. акад.- 2012. — 209 с.
5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. — М.: Высшая школа, 2013. — 64 с.
6. Елизаров А. Н. Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2012. — №4. – С. 31 – 39.
7. Зинченко, В.П. (2001). Размышление о душе и ее воспитании. М.: РАО. 34 с. 8. Зинченко Ю.П. Системный характер исследования безопасности в психологии // Материалы II Международного симпозиума. – М., 2011. – 25с.
9. Лубовский Д.В.Введение в методологические основы психологии Издательства: МОДЭК, МПСИ, 2013. — 224 с.
10. Меновщиков В.Ю.Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2014. — 109 с.
11. Никандров В. В. Н62 Методологические основы психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. — 235 с.
12. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия, 2-е изд. СПб.: Питер. 2009. – 403 с.
13. Толстая С. Методы арт-терапии при работе с людьми, пережившими психотравмирующее событие. Chi-sinau, CEP USM, 2016. 213 с.
14. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос». – 2016. — 320 с.
15. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.Психологическое консультирование и психотерапия. Ме¬тоды, теории и техники: практическое руководство. — М. 2009 — 487 с.
Источник: www.b17.ru