Радио как бизнес в мире

В 1906 году нью-йоркский подросток-иммигрант Давид Сарнов пришел работать посыльным в «Маркони и Ко» — самый главный радиостартап той эпохи. Через 5 лет он организовал первую медицинскую консультацию по радио, а через 15 — подсадил Америку на радиовещание. А еще он очень любил рассказывать о себе самые разные басни. Разбираемся в его биографии, рождении радиовещания и отделяем зерна от плевел вместе с автором канала «история экономики» Александром Ивановым.

Стэнфордский университет будущий изобретатель радиовещания Чарльз Херрольд так и не окончил — проучившись три года, он вынужден был по причине слабого здоровья оставить вуз. Зато за время учебы юноша успел вдохновиться идеями Гульельмо Маркони и понял, что мир ожидает бум радио, а раз так, то будет и спрос на специалистов в этой области, и в своем родном Сан-Хосе он открыл колледж радиосвязи.

На крыше колледжа Херрольд установил параболическую антенну и с июня 1912 года транслировал музыку, которую мог слышать всякий обладатель приемного устройства.

Так, собственно, родилась первая в мире радиостанция, ведущая регулярные трансляции для неограниченного круга слушателей.

БизнесМеханика. Радио как бизнес

Это радио не приносило своему создателю ни славы, ни денег, оно было истинным hobby для настоящего джентльмена (а Херрольд, автор множества изобретений, который много лет спустя закончил свою жизнь в нищете и забвении, работая уборщиком в доках Сан-Франциско, без сомнения, был настоящим джентльменом), которое не слишком-то обращало на себя чье-то внимание — в конце концов, с приемными устройствами дело обстояло тогда совсем никак и слушателей у этой радиостанции было меньше, чем пальцев на руке.

Для такого способа распространения передач Херрольд придумал даже специальное слово — «бродкаст», которое тогда означало только «разбрасывание семян в землю». Лет десять этот образ никому не говорил ничего, ничего больше, кроме как сельскохозяйственные работы, не означал и получил распространение в заложенном Херрольдом значении уже в 1920-е. Заметим, что бродкаст — один из англицизмов, так и не прижившихся на нашей почве, попытка его перевода (с современным значением) как «широковещательный канал» выглядит несколько громоздко и тоже не прижилась.

Мир отчего-то никак не хотел понять и принять тот факт, что радио способно дать ему нечто большее, чем просто общение без проводов двух абонентов, по образу и подобию уже известного всем телефона, — хотя самого Херрольда вдохновил на его хобби некий фантастический роман, который описывал, как в далеком будущем музыку передают по телефону сразу нескольким абонентам.

Но что взять с фантастов и фантазеров? Поиск следов хоть каких-то дискуссий в обществе на тему будущего радиосвязи не приводит ровно ни к чему — известно только, что в 1915 году в Нью-Йорке младший менеджер компании «Маркони и Ко» пишет президенту компании письмо о том, что будущее — за радиотрансляциями, их ждет коммерческий успех, а приемные устройства (он называет их «мьюзик бокс» и приводит ссылку на подходящий патент) будут востребованы в миллионах экземпляров.

Сколько зарабатывает радио? Как открыть радиостанцию. Радио как бизнес

Звали этого младшего менеджера Давид Сарнов (David Sarnoff), и к этому 24-летнему пареньку из глухой белорусской деревни, карьерные дела которого как раз шли в гору, в целом прислушивались, вот только время, по мнению президента компании, было выбрано неудачно — шла Первая мировая, и «Маркони» был завален военными заказами. Во всяком случае, официальный ответ на официальное письмо был дан.

К счастью для радиовещания, Сарнов был именно тем человеком, который понимал, где лежат деньги, и доводил дела до конца.

Его биографию часто приводят как пример человека, который «сделал себя сам», и как образец «американской мечты». Во всяком случае, история его жизни и в самом деле достаточно любопытна, чтобы ознакомиться с ней хотя бы вкратце.

Давид Сарнов родился в местечке Узляны (около 40 км от Минска), его отец был маляром, семья жила впроголодь, и отец решил попытать счастья в Нью-Йорке, куда отправился сначала один, чтобы заработать денег на билет для семьи. Необходимые для покупки самых дешевых билетов 144 доллара он копил долгие 4 года (Давид эти 4 года провел в Борисове, в хедере, изучая Тору), а когда семья прибыла в Нью-Йорк, то выяснилось, что здоровье главы семьи окончательно подорвано. Так, в возрасте 9 лет Давид отправляется искать работу, а самым простым и очевидным заработком оказалась продажа газет. Надо сказать, что, на счастье семьи Сарновых, мальчишка оказался трудолюбивым и предприимчивым — спустя пару лет у него уже своя «газетная биржа»: он занимает место в очереди за утренними газетами с вечера, скупает такую часть тиража, на которую только хватает денег и перепродает газеты тем, кто приходит позже, — его наценка минимальна, а перепродаваемые тиражи — большие, и это дает больший заработок, чем приставание к прохожим с целью впарить им свежую газету, да и времени на бизнес тратится меньше. А время мальчишке из самых низов нужно для получения хотя бы самого минимального образования.

К 14 годам у него уже свой газетный киоск, но Сарнов не зацикливается на этом скромном успехе. Он прилежный ученик бесплатных программ «Образовательного альянса» (больше получить хотя бы зачатки образования негде — учеба стоит денег), где больше всего уделяет внимание английскому и естественным наукам.

Сам он позже будет говорить, что на программах альянса усвоил главное из знаний — умение учиться — наверное, это так, во всяком случае, в дальнейшем судьба будет не раз сводить его с гениальными учеными, инженерами и изобретателями, и, как правило, Сарнов мог их понять и разобраться в теме.

В то время уже много говорят о радио и телеграфе, и Сарнов оказывается в компании, которая находится на пике самых передовых достижений: в 1906 году он становится сотрудником «Маркони и Ко». В компанию он приходит посыльным — это, собственно, максимум из того, что он мог получить со своим образовательным багажом и связями.

Здесь Сарнов завоевывает доверие и внимание самого Маркони, который чуть ли не лично учит его пользоваться телеграфным ключом и дает поручения — сначала попроще, а потом — всё более сложные.

Сарнов и сам неплохо работает на собственный имидж — в 1911 году его имя впервые попадает в газеты в связи с дистанционно установленным диагнозом (инфицирование зуба) одному из членов экипажа рыболовного судна врачом с берега. Не совсем ясна роль Сарнова (вроде бы он устанавливал оборудование на судне и на берегу), но с газетчиками общался только он. Нашим современникам, возможно, сложно понять, в чем тут сенсационность, но в 1911 году подобное было из разряда фантастики.

Аналогичный опыт год спустя сделал его знаменитым — в 1912 году именно он (это по озвученной им легенде, конечно же) поймал сигнал бедствия с «Титаника», а затем в течение трех суток общался с кораблями, участвовавшими в спасении людей.

Так вышло, что именно Сарнов стал для прессы главным источником информации, и хотя злые языки говорили, что сам он тогда не умел работать на ключе и был просто менеджером группы телеграфистов из трех человек, это оказалось неважным, во всяком случае для той же прессы.

Неизвестно, услышал ли Сарнов идею об оснащении кораблей радиостанциями от умных людей и развил ее или пришел к этой мысли сам, но именно его имя «приклеилось» к закону о том, что любой корабль, на котором размещено более 50 пассажиров, должен быть в обязательном порядке оснащен рацией.

После выхода этого закона дела Сарнова внутри корпорации «Маркони» сделали очередной скачок: в компании решили назначить 21-летнего юношу главой группы менеджеров, занятых оснащением судов. Заметим, что справился он с этой задачей очень уверенно.

Одним словом, когда Сарнов впервые обратился к руководству с темой организации бродкаста, он уже был в корпорации «Маркони» фигурой заметной и авторитетной и состоял в должности главного инспектора компании (повышение он получил, оснастив радио железную дорогу — и станции, и локомотивы), но и отказ прозвучал вполне мотивированно — и Сарнов, как он позже говорил, «поступил как солдат»: всё свое время и силы он тратил тогда на выполнение военных заказов, но не переставал думать о бродкасте.

Судьба постоянно сталкивала Сарнова с людьми, которые что-то придумывали в области радио, — дело было новое, изобретателей вокруг радио было не меньше, чем сейчас создателей мелких или глобальных продуктов вокруг интернета.

Годы вынужденного простоя Сарнов посвятил «наращиванию мускулов» в теме радиотрансляций, которая, как теперь становится понятно, не оставляла его ни на минуту. Он узнал о скромной радиостанции в Сан-Хосе и в дальнейшем применял слово «бродкаст», показавшееся ему очень удачным.

Но главное — он много общался с изобретателями, среди которых и его приятель Альфред Голдсмит, человек, воплотивший мечту Сарнова о «музыкальном ящике» в жизнь. Свое творение Голдсмит назвал радиолой. Однако в производство в дальнейшем пойдет не радиола приятеля нашего героя, а разработка Эдвина Армстронга, отличавшаяся компактностью, отсутствием внешней антенны, более качественным приемом сигнала и воспроизведением звука — как говорится, ничего личного, только бизнес.

Под тем же лозунгом — «ничего личного» — происходит поглощение компании «Маркони» группой инвесторов, среди которых «Дженерал Электрик». Говорят, сделку активно лоббировал сам Сарнов, рассказывая инвесторам, что стоит создать компанию, аккумулирующую патенты в области радио, благо сама тема радио находилась на пике роста. При этом Сарнов полагал, что поскольку бывший благодетель Маркони не принял его идею бродкаста, то стоит попробовать сделать то же самое в новых условиях.

Читайте также:  Гражданин России сергей к имеет собственный бизнес

Вскользь заметим, что сам Маркони бизнесу предпочел службу в армии, куда он с началом войны отправился в скромном чине лейтенанта связи, а позже представлял Италию на Версальской мирной конференции — конечно, воротилы бизнеса воспользовались его отходом от дел.

Так была создана корпорация RCA (Radio Corporation of America), в которой Сарнов получил должность менеджера коммерческого отдела и где он очень быстро продвинулся по службе, реализовав то, на что никак не мог получить одобрения, так как в новой структуре его идея бродкаста тоже не вызывала понимания.

Базовая идея радио, активно развиваемая во всем мире, заключалась всё-таки в передаче информации по принципу «точка — точка», возможности радио как средства массовой информации никто в мире не рассматривал всерьез, людям, принимающим решения, казалась крайне смешной мысль о том, что кто-то, кто бы то ни было, сможет разговаривать с размытой и непонятной аудиторией, состоящей из случайных лиц. Кстати, кажется, сам Сарнов тоже поначалу сомневался в таких перспективах, но он полагал, что музыка — вот то, что объединит многих, отсюда и идея «мьюзик бокса». Его оппоненты и в самом деле к идее трансляции музыки относились более сдержанно, во всяком случае, приступов остроумия она не вызывала — Сарнов апеллировал к широкой популярности граммофонов и патефонов и пластинок с записями.

Так или иначе, но Сарнов, опираясь больше на собственный авторитет и служебные возможности, чем на мнение своего начальства, пробил покупку патента Армстронга на «музыкальный ящик» (Армстронг стал миллионером, к неудовольствию друга Сарнова Голдсмита) и построил первую радиостудию, откуда шло музыкальное вещание.

Дело, однако, двигалось не слишком активно: в течение 1919 года в 120-миллионной Америке было куплено всего 5 тысяч устройств Армстронга. Сарнов, конечно, ожидал, что потребитель, в отличие от инвесторов, проголосует за радио кошельком, но этого не случилось — в стране нашлось не так уж много меломанов, которые предпочли радио пластинке на своем патефоне. Идея с музыкальным бродкастингом нуждалась в расширении.

Всё изменило событие, о котором писали все газеты Америки и которого ждал каждый американец: на 2 июня 1921 года был запланирован боксерский поединок между тяжеловесами — кумиром американцев Джеком Демпси и французом Жоржем Карпентье. Сарнов почувствовал, что его детище может себя проявить, RCA трудилось, оборудовав место для комментатора на стадионе в Нью-Джерси и развесив столько громкоговорителей-«колоколов», сколько смогла.

В итоге репортаж услышали более 300 тысяч американцев, и хотя радиопередатчик сломался в момент нокаута в четвертом раунде (Демпси победил), участь радио была решена. Как и участь радиослушателей, потому что в тот момент страна полностью и безоговорочно влюбилась в радио и «приняла его в свой дом».

В 1924 году не меньше 2,5 млн американских семей уже имели радиоприемник, в 1927-м число проданных радиол превысит 10 млн, а доходы RCA от продажи приемных устройств составили в 1924 году 80 млн долларов и надолго стали самой большой из доходных статей компании — больше, чем эксплуатация трансконтинентальных линий связи, выполнение военных заказов и передающих и принимающих устройств типа «точка — точка», на которых всего несколько лет назад предполагалось строить коммерческое благополучие компании.

Идея о том, что недорогой массовый продукт выгоднее, чем дорогой и уникальный, в очередной раз восторжествовала.

Летом 1921 года одна из крошечных радиостанций в Нью-Йорке, принадлежавшая соучредителю RCA, компании AThttps://knife.media/broadcasting/» target=»_blank»]knife.media[/mask_link]

Радио как бизнес идея

Радио как бизнес идея thumbnail

Открытие своей собственной радиостанции – серьёзная затея, которая потребует много сил, времени и денег, но в итоге даст возможность очень неплохо зарабатывать. Самое перспективное начинание – это коммерческая радиостанция, являющаяся средством массовой информации и работающая в УКВ-2 или УКВ-3 диапазоне частот (более известные как FM). Это диапазоны от 76 до 100 МГц (УКВ-2) и от 100 до 108 МГц (УКВ-3), но наиболее известные радиостанции работают именно в последнем диапазоне. Общероссийские радиостанции передают достаточно мощный сигнал, чтобы его нельзя было заглушить, поэтому определённая частота всегда остаётся за ними, но существует и местное радио, которое работает на незанятых частотах и вещает на небольшую территорию.

Радио представлено совершенно разными форматами, и предложить слушателю что-то по-настоящему интересное достаточно затруднительно. В таком виде бизнеса всё решает идея – стоит придумать что-то новое, что привлечёт аудиторию, и успех практически гарантирован. Если же эфирное время будет занято неинтересными передачами и отвратительной музыкой, то слушателей станет совсем немного, и зарабатывать на рекламе не получится, а это основной источник дохода коммерческой радиостанции. Поэтому творческий человек с хорошей идеей имеет все шансы на успех в таком интересном начинании.

Но прежде чем эфир впервые наполнится звуками нового радио, предстоит пройти немало трудностей. Всё начинается с простой регистрации юридического лица – оптимально, конечно, выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, но можно стать и акционерным обществом – это в дальнейшем только упростит работу с инвесторами. Регистрация не будет бесплатной, и на всю волокиту может понадобиться до 20 тысяч рублей. Стать простым индивидуальным предпринимателем не получится – им серьёзные лицензии на радиовещание не выдают. Вид деятельности строго определён, ему присваивается исчерпывающий код (ОКПД 2) 60.1 Услуги в области радиовещания.

На этом столкновения с бюрократией не закончатся, и нужно будет обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сокращённо – Роскомнадзор. В местном отделении для начала нужно зарегистрировать средство массовой информации (СМИ). Для этого нужно предоставить все документы и их нотариально заверенные копии, свидетельствующие о правовом статусе зарегистрированного юридического лица, а также копию устава редакции. То есть нужно будет уже на этом этапе хотя бы документально иметь в штате главного редактора и устав работы непосредственно редакционного отдела СМИ. Нужно будет заплатить пошлину (для радиостанций – 6 тысяч рублей) и ждать решения Роскомнадзора, которое будет определено по истечению месяца.

Пока ожидается ответ, можно обратиться в Главный радиочастотный центр (ГРЧС), который выдаст заключение экспертизы, позволяющей использовать определённые частоты – это нужно, чтобы не занять тот диапазон, который используется военными и гражданскими организациями. На самом деле, это самая большая сложность подобного начинания – свободных частот может не оказаться вообще, а тендер на их получение проводится, как правило, раз в год, в течение которого новые частоты разрабатываются. Если же на руках уже есть заключение, то можно возвращаться в Роскомнадзор за получением лицензии уже на радиовещание. Здесь есть некоторая особенность, если вещание предполагается в пределах города с населением до 100 тысяч человек, то можно получить лицензию на любую свободную частоту, но вот если город имеет большее количество жителей, то частоты выдаются уже на конкурсной основе.

Для коммерческой радиостанции это может стать очень важным вопросом, ведь звучная частота тоже некоторым образом влияет на слушателей, которые проще её запоминают, а значит, и чаще настраиваются на нужную волну. Срок рассмотрения заявки на получение лицензии на радиовещание уже составляет 45 рабочих дней и за неё также нужно отдать 6 тысяч рублей. Можно существенно упростить себе задачу, передав задачу получения лицензий сторонней организации. В этом случае посредник сам будет обращаться к лицензиату, решать все бюрократические вопросы, но за свои услуги может попросить до 30 тысяч рублей. При этом сроки вряд ли удастся сократить, поэтому тут каждый сам для себя решает, что ему важней – нервы или деньги.

Работать без лицензии опасно для свободы, хотя имеются и так называемые «пиратские радиостанции», которые представляют собой мобильную радиоточку, которая забивает эфир. Да, после получения лицензий нужно приступить к работе в течение года, иначе лицензию на СМИ могут аннулировать. В дополнение также будет нужно получить разрешение на использование полученной частоты и свидетельство о регистрации радиопередатчика.

Самый сложный вопрос – именно правовой, можно понять, что на все оформления уйдёт несколько месяцев, при этом само дело продвигаться не будет (даже после всей бумажной волокиты Роскомнадзор выделит время на тестирование, и заниматься коммерческой деятельностью будет запрещено). Впрочем, пока рассматриваются вопросы лицензирования, можно заниматься поиском места, оборудованием помещения и наймом персонала. Всё это зависит от формата станции и города работы.

Крупные радиостанции разделяют помещения для техников и ведущих, то есть звукооператоры сидят и по ходу дела настраивают качество сигнала в своей каморке, в то время как в соседней комнате ведущий только при помощи пульта и микрофона ведёт передачу. В простой же (а значит, и в начинающей тоже) радиостанции такого разделения нет – один человек управляется со всем. Но в подобном бизнесе можно обходиться и без DJ, если просто вещать информацию, а не заниматься выпуском передач, не вести конкурсы и вообще не обращаться к творчеству.

Ещё одним из выгодным вариантов можно считать работу с известными радиостанциями, которые будут только рады передать возможность вещания агенту. В этом случае собственное радио станет всего лишь рабочим инструментом крупной компании, которая будет забирать себе часть денег с рекламы и обязывать запускать спонсорские рекламные ролики бесплатно.

Но и выгода здесь существенная – не нужно заниматься набором и развитием команды, вступать в тяжелейшую конкурентную борьбу за слушателя, да и обязательств станет меньше, ведь средства массовой информации всё же не освобождены полностью от цензуры. Одно условие – лицензия должна быть получена не на собственную организацию СМИ, а на агентское продвижение (хотя на этапе лицензирования СМИ можно выбрать обе формы). На самом деле именно так работает очень большое количество радиостанций, становясь частью большой сети. Но иногда человек хочет о чём-то заявить миру, и здесь начинается совершенно иной вид бизнеса, который может привести к грандиозному успеху, а может очень быстро обанкротить.

Читайте также:  Как найти совладельца в бизнес

Чтобы открыть новую радиостанцию в понимании слушателя, то есть своё радио с ведущими, программами и форматом, нужна команда. Один человек вряд ли вытянет подобное дело, но творческий потенциал предпринимателя также необходим. Лучше всего в этом случае поначалу ориентироваться на регион, в котором начинается работа, чтобы предложить слушателям что-то действительно новое. Все тематики, в общем-то давно заняты (есть и детское радио, и о животных, и о бизнесе и много всего остального), но поймать все существующие волны нереально даже в городах федерального значения. Где-то чего-то нет, поэтому можно использовать новый для жителей окрестностей формат.

Если удастся придумать нечто совершенно новое, то вполне в обозримом будущем можно претендовать на слушателей всей страны (сразу нужно отметить, что работа в нескольких регионах возможна только по решению главного отделения Роскомнадзора, поэтому ехать придётся в столицу, если изначально работа освоена не там).

Главное – это интересные и увлекательные программы, которые ведут грамотные и интересные люди. Бубнящий что-то невнятное мужик с мерзким голосом заставляет слушателя переключиться – а это потеря аудитории, за которой следует потеря привлекательности радио для клиентов, которые хотят разместить рекламу. Ведущие должны быть энергичными людьми, а ещё лучше – теми, кто умеет заставлять их слушать. Передача может быть увлекательной, но её нужно уметь преподать.

Конечно, радио – это в первую очередь в сознании слушателя музыка, но тараторящие в перерывах люди тоже многим бывают интересны. Музыка должна быть лицензирована, и этим занимаются специальные компании, которые предлагают либо музыку пакетами или отдельными исполнителями, но в этом случае невысокая цена оборачивается ограниченностью репертуара.

Можно же получить лицензию для отчислений в Российское авторское общество (РАО) и Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), чтобы без ограничений использовать совершенно любую музыку всех исполнителей. Но тогда придётся заплатить весьма солидные суммы. Конечно, для радио предпочтительна работа с определёнными исполнителями или жанрами, поэтому гораздо выгодней приобретать право публичного воспроизведения только часть всемирного фонда интеллектуальной собственности. Тем более, что всегда можно обратиться к новым исполнителям. Цены здесь зависят от компании, с которой будет заключаться договор, и от количества используемых композиций.

Что касается самого помещения, то можно обойтись и небольшой каморкой в каком-нибудь недорогом в качестве аренды здании. Что гораздо дороже – это установка антенн и передатчиков. Лучше всего найти владельцев вышек, которые разместят антенны на своей собственности, ведь возведение своей вышки – это многомиллионные вложения в саму конструкцию, в покупку земли для неё, в подведение питания и в обеспечение её работоспособности. С передатчиками гораздо проще, они располагаются на самой станции и передают сигнал на антенну. Весь список оборудования может выглядеть так:

  • Радиовещание
  • Консоль – от 70 тысяч рублей.
  • Рекордер – от 50 тысяч рублей.
  • FM-передатчик – от 40 тысяч рублей.
  • Антенно-фидерное оборудование – от 20 тысяч рублей.
  • Микшер – от 60 тысяч рублей.
  • Микрофон – от 50 тысяч рублей.
  • Монитор – от 40 тысяч рублей.
  • Наушники – от 10 тысяч рублей.

Итоговая сумма – 340 тысяч рублей. Конечно, это не самое дорогое (а значит, не самое высококачественное и не самое мощное) оборудование, это вообще практически самый минимум, но для начинающей радиостанции этого должно хватить. Также здесь произведён учёт одного рабочего места для одного DJ, но разные передачи могут проводиться разными людьми, а иногда и вообще в эфире присутствует диалог двух ведущих.

Впрочем, начинающей радиостанции иногда хватает и предпринимателя, который занимает место ведущего сам. При этом все сопутствующие процессы, которые не относятся к основной деятельности лучше передать на аутсорсинг. Зарабатывает радиостанция в основном на рекламе, но проводимые викторины могут стать хорошим дополнительным источником дохода. Здесь придётся приобрести платный номер, на который можно звонить, и короткий платный номер для получения sms.

Но не только с помощью розыгрышей можно зарабатывать – все помнят о передачи приветов в прямом эфире, так вот, чтобы ведущий привет зачитал, его нужно отправить всё на тот же платный номер. Правда, с первых же дней заниматься такой деятельностью вряд ли получится. Поэтому нужно нанять менеджера по продажам, который будет искать клиентов, готовых разместить рекламу.

Радио получает деньги за каждую секунду эфирного времени, но её стоимость, конечно, сильно зависит от уровня и известности радиостанции. Не исключено, что в первое время придётся работать только на покрытие расходов. Чтобы быть более привлекательной площадкой для рекламодателей, можно обратиться в агентства по сбору статистики, которые будут отслеживать объем аудитории слушателей, а потом выкладывать эту информацию в свободный доступ. Это необходимо, чтобы ценовая политика была понятна клиенту.

Стоит упомянуть новый способ открытия своей радиостанции, который получил распространение в последнее время. Это работа интернет-радио. Суть его заключается в том, чтобы не использовать стандартную радиоаппаратуру, а проводить трансляцию именно через интернет. Преимущества такого способа очевидны – меньшие затраты, выход на большую аудиторию, более качественный уровень сигнала при наличии скоростного интернета, хорошего оборудования и прямых рук. При этом именно студийное оборудование закупить придётся (микшер, хороший микрофон с наушниками), но вот антенны и радиопередатчики уже будут не нужны.

Для организации нужно найти радио-провайдера (по сути, это обычный хостер, который предоставляет место на своём сервере для файлов интернет-радиостанции, но и ведущий трансляцию). Подобных фирм немало, с разной ценовой политикой и условиями. После этого на компьютер нужно установить профессиональное программное обеспечение для обработки звука, без этого слушатели не смогут нормально оценить радио – лишь помехи и шумы. Также, если планируется воспроизведение музыки, придётся заплатить организациям, регулирующим вопросы авторских прав (это мало чем отличается от решения подобного вопроса в случае обычной радиостанции).

Таким образом, вещание можно осуществлять фактически из дома, однажды купив оборудование и ПО (но лицензии никто не отменял) и ежемесячно оплачивая только пользование интеллектуальной собственностью, услуги хостера и электроэнергию. В случае успеха такую домашнюю студию могут начать транслировать крупные и настоящие радиостанции или, заработав на рекламе посредством интернет-радио, можно начать открывать полноценную радиостанцию, но уже имея свою постоянную аудиторию и известное имя. Однако при обилии интернет-радиостанций выбиться в топ и стать известным и слушаемым большим количеством людей радио достаточно проблематично, зато именно творческие решения могут стать хорошим преимуществом, ведь большинство конкурентов тут – дилетанты, подразделы других радиостанций и просто радиолюбители.

В завершение нужно упомянуть об альтернативных способах радиовещания. Это проводное и спутниковое вещание. С привычным радиовещанием все эти способы роднит лишь сам принцип – передача звуковых сообщений «от одного многим», но вот технологии и способы существенно отличаются. Недостатком проводного вещания является стационарность приёмников слушателей (это не телефон, который вообще не имеет проводов и даже не автомагнитола, которая хоть и стационарна, но принимает не проводные сигналы). Спутниковый же способ передачи данных требует недешёвого оборудования и относительно дорогих приёмников у слушателей, хотя оба способа выигрывают в качестве у традиционного, но компаний, которые специализируются на альтернативном радиовещании гораздо меньше, чем обычного радио.

Привычное ещё с прошлого века стандартное радио не теряет, на удивление, актуальности и в наши дни, современные телефоны оснащены FM-приёмниками, радиоволны многих станций легко поймать на самом простом оборудовании, и радио прочно занимает позицию хорошего канала для ATL-маркетинга; эффективней в этом отношении, пожалуй, только телевидение. Сегодня крупные метры радиовещания используют абсолютно все способы занятия эфира – от интернета до спутников, но начинать можно с абсолютно любого метода донесения своего радиосигнала до благодарного слушателя.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Все материалы по тегу: радио

282 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 13102 раз.

Источник: oroalbero.ru

Стриминг-платформы, новые форматы и гибридные проекты: пути развития радио после пандемии

Что удерживает аудиторию радио на любимых станциях и как привлечь рекламодателей

Пандемия оказала сильное влияние на все медиаканалы, и в том числе на радио. Снижение автомобильного трафика в 2020-м году привело с резкому снижению медиапотребления и, соответственно, падению рекламных бюджетов. Однако уже в 2021-м этот канал продвижения вновь наверстал упущенное, и отчасти благодаря диджитализации — выходу на новые платформы и освоению новых форматов коммуникации с аудиторией. Как поменялись предпочтения слушателей и что с этим делать радиостанциям, в колонке для Sostav рассказала директор департамента маркетинга и аналитики Европейской медиагруппы EMG Екатерина Ерошкина.

Пандемия поменяла структуру потребления

Чтобы лучше разобраться в сегодняшней ситуации и в том, что будет происходить с аудиторией и рекламой на радио, стоит начать с изменений, которые отчасти вызвала, а отчасти ускорила пандемия. Стиль жизни людей изменился практически повсеместно. И как следствие — преобразовалось медиапотребление и слушание радио, в частности.

Один из основных факторов — «удаленка». По данным опроса компании GFK Rus, проведенного в марте-мае 2021 года, около 20% всех работающих людей в России, частично или полностью работает из дома. И это месяцы, когда ограничения, связанные с COVID-19, были не самыми строгими. Эти изменения, а также ограничения в передвижении, вызывают чувство одиночества и депрессию, а также по неясным пока причинам снижают потребность быть частью социума (GFK Consumer Life 2021).

Читайте также:  Овердрафт Тинькофф бизнес что это такое

Складывается парадоксальная ситуация: люди во всем мире меньше стали ценить общество, и при этом больше — удобство и заботу о них со стороны того же общества. И если, в целом, по миру потребительский тренд «все для меня» набирает около 12%, то в России он значительно выше — 19% (GFK Consumer Life 2021). Люди хотят иметь возможность участия в создании продукта или услуги, формировании предложения производителя под себя. При этом в шкале ценностей россиян резко взлетает потребность в материальной обеспеченности. И в альтернативе «свободное время или дополнительные деньги», в 2021 году соотечественники на 40% чаще по сравнению с предыдущим годом выбирают деньги (GFK Consumer Life 2021).

Доходы россиян падают, что вызывает рост желания экономить и меняет структуру потребления. В частности — люди переходят на более дешевые марки привычных товаров. Естественным следствием этого станет перераспределение долей рынка в тех товарных категориях, которых коснется этот тренд.

Слушатели остаются на любимых радиостанциях в интернете

У большинства людей в условиях пандемии изменился бюджет времени. «Удаленка» размывает понятия рабочего и свободного времени. А запреты на массовые мероприятия ведут к перераспределению временных и финансовых затрат на развлечения в сторону более камерных домашних вариантов. В этой ситуации общее медиапотребление по сравнению с докризисным 2019 годом вырастает.

По данным исследования компании Deloitte «Медиапотребление в России — 2021», общий индекс медиапотребления по сравнению с 2019 годом вырос на 25,5 процентных пункта. Причем, этот индекс вырос и в 2021 году по сравнению с 2020, хотя основной рост, конечно же, пришелся на 2020 год. По данным того же исследования, в 2021 году по сравнению с 2020-м слушание радио выросло на 6 процентных пунктов, а телесмотрение только на 2. Таким образом, сейчас слушание радио в России практически вернулось на уровень 2017 года, чего нельзя сказать о телесмотрении (Deloitte, Медиапотребление в России; 2020, 2021).

Эти данные расходятся с данными Mediascope, где цифры телесмотрения выглядят гораздо более оптимистичными. Но надо помнить о разнице в методологии — Mediascope представляет данные пассивного измерения аудитории ТВ с помощью стационарных пиплметров, а Deloitte — интернет-опроса. То есть у последней респонденты — достаточно активные пользователи интернета. Кроме того, в опросе Deloitte участвуют с 14 лет, а в исследовании Mediascope — с четырёх.

Наверное, будет правильно сказать, что данные Deloitte — это отражение более узкого сегмента населения. Тем не менее, к ним стоит присмотреться. С приходом пандемии люди во всем мире все больше вовлекаются в коммуникации с помощью диджитал-ресурсов, и можно предположить, что активные интернет-пользователи представляют позицию, которая позже распространится на более консервативную часть населения.

Как бы то ни было, даже в данных Mediascope можно найти повод для оптимизма в отношении радио. Согласно исследованию «Radio Index Россия», репрезентирующему городское население, совокупная еженедельная аудитория радио в 2021 году на 5,6% ниже, чем в 2019-м (данные за апрель-октябрь). Однако доля слушателей радио исключительно через интернет за этот же период выросла на 78%. Хотя объем этой аудитории пока не слишком велик, её взрывной рост свидетельствует о том, что слушатели готовы поменять привычный приёмник на другой канал — лишь бы остаться с любимой станцией.

Примерно о том же говорят данные другого исследования Mediascope — Brand Pulse. При сравнении объемов аудитории радио и тех, кто пользуется стриминговыми сервисами, выясняется, что для потребителей контента музыкальных сервисов слушание радио более характерно, чем для тех, кто их не включает. То есть, если человек активно слушает радио, то относительно новая опция — музыкальный сервис — будет хорошим дополнением к его «меню» в части аудиопотребления, но не заменой.

Именно поэтому, хотя аудитория радио и не будет восстановлена в том объеме, как в «доковидные времена», резервы для роста все же есть. Если радиостанции продолжат делать продукт, за который их уже успели полюбить слушатели, аудиторию ждет постепенное перераспределение и трансформация каналов коммуникации с ними. Об этом же говорит внутреннее исследование, проведенное на сайтах «Европейской медиагруппы» (ЕМГ) в сентябре 2021 года. Посетителям интернет-ресурсов радиостанций задавался вопрос: «Почему вы слушаете радио?». И параллельно с ним — вопрос о слушании музыкальных сервисов.

График 1. Исследование компании «Европейская медиагруппа» «Почему люди слушают радио?» Источник: Опрос аудитории сайтов радиостанций ЕМГ. Август — сентябрь 2021, Share of Voice. Общая выборка опроса – более 20 000 респондентов.

В столбиках рядом с ответами зеленым отмечены ответы, характерные для группы, а красным — не характерные. Если сравнить характерные ответы о причинах слушания радио среди тех, кто использует ещё и музыкальные сервисы, с теми, кто их не использует, а слушает только радио, выясняется причина, по которой аудитория радио остается верной любимым станциям. Это — живое человеческое общение, живой голос .

Для слушателей только радио характерны ответы «нравится музыка», «создает настроение», мотив удобства. А для тех, кто дополняет радиостанции музыкальными сервисами, эти мотивы не так актуальны. Людям, слушающим и радиостанции, и музыкальные сервисы, более привлекательны информация о модных новинках, интервью с гостями в студии, игры и шоу в эфире. То есть радио удерживает аудиторию двумя вещами — живым общением и созданием настроения через музыку. Того особого настроения, которое формирует бренд радиостанции, её лицо, за которым люди охотно идут и в социальные сети, и на сайты, и на другие диджитал-ресурсы.

По данным Mediascope, около трети ежемесячной аудитории эфирных радиостанций (33,8%) заходят также и на сайты станций. И там они не только слушают эфир, но и читают новости, смотрят концерты, слушают подкасты. 22,8% радиослушателей также следят за мероприятиями, которые организуют станции.

А практически у каждой крупной радиостанции с сильным брендом до пандемии были такие «титульные» мероприятия — фестивали и концерты, собирающие десятки или даже сотни тысяч людей. Например, Europa Plus LIVE или «Нашествие». В 2020 году пришлось, конечно же, отказаться от таких крайне важных для любой радиостанции возможностей живого общения со слушателями. Но взамен пришли концерты, встречи со звездами, тематические мероприятия в онлайн-формате.

На графике 2 представлены данные опроса, проведенного компанией «Медиаскоп» в рамках исследования Radio Index — Москва в период с декабря-2020 по июнь-2021. Из этих показателей следует, что слушатели часто смотрят материалы, размещаемые радиостанцией как на телевидении, так и в диджитал-среде — на YouTube, на сайтах и в мобильных приложениях станций. Более того, в сети трансляции даже более популярны, чем на ТВ.

График 2. Участие слушателей эфирного радио в мероприятиях, которые организуют станции вне эфира. Данные дополнительных вопросов исследования компании Mediascope Radio Index Москва, усредненные за период с 16.12.2020 по 13.06.2021. Дополнительно усредненные по месяцу.

Мультимедийные проекты — лучшее, что радио может предложить рекламодателям сейчас

Из представленного выше напрашивается вывод, что аудитория радио — уже давно не только слушатели эфира. Люди охотно идут за известным брендом и на сайты, и в мобильные приложения, и в социальные сети. И это тоже фактор, внушающий оптимизм. Радиостанции могут и должны предоставлять случшателям возможность потребления контента в разных средах.

Для рекламодателя это означает, что радио сейчас вполне может предложить актуальные проекты 360°. И аудитория такого проекта останется понятной, прозрачной и однородной, ведь она сформирована брендом радиостанции. Для радиохолдингов такие кейсы становятся дополнительными точками роста, которые просто необходимы в условиях жесткой конкуренции на рынке. По сути, это самый лучший способ уйти от практически неминуемого демпинга в сегменте роликов прямой рекламы .

При этом совершенно не обязательно, чтобы кейс был реализован именно на радиостанции сетевого вещания с высоким охватом. Весьма эффективны могут быть и нишевые локальные ресурсы: если у станции есть сильный бренд, чёткий формат и понятная аудитория, её команда вполне может придумать привлекательный для рекламодателя проект. Таким образом повышаются шансы достижения сразу двух целей — ухода от прямой конкуренции в части рекламного инвентаря и развитие диджитал-ресурсов радиостанции.

В то время, как эфирные станции стремятся развить свои диджитал-ресурсы, крупные цифровые экосистемы приходят на радио, пробуют продвигаться и остаются. Среди таких новых для радио клиентов — «Сбер», Mail.ru Group (теперь VK), Aliexpress и ряд других. Достигнув максимальных охватов в вебе и мобайле, они используют радио для продвижения своих предложений и услуг массовым сегментам аудитории. Все это говорит о том, что у этой медиаотрасли есть точки роста как в плане работы с аудиторией, так и в плане монетизации имеющихся ресурсов. Стоит, правда, отметить, что все сказанное выше, возможно в том, и только в том случае, если радио и дальше будет заниматься трансформацией своих ресурсов.

Помимо этого, чтобы успешно продолжать восстановление рекламных бюджетов, радио необходимо озаботиться доказательной базой эффективности рекламы на индустриальном уровне. Эта сфера тоже ускорила перемены под влиянием событий, связанных с пандемией, и радио не должно довольствоваться старыми подходами и методологиями.

Источник: www.sostav.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин