Недавно я задался вопросом, как обстоят дела с IT-стартапами в России? Что сейчас в тренде? Я взял Excel таблицу, собрал публикации из трибуны за последние 3 года, очистил их и разметил по тематикам стартапов.
2189 просмотров
Изучив публикации в СМИ, мне не удалось найти подтвержденных цифр и динамики. Кстати если вы что-то такое видели, делитесь в комментариях!
По экспертным оценкам венчурных фондов рынок просел на 70%. По другим оценкам теперь многие крутые стартапы с русскоязычными фаундерами запускаются не в России. Я стал изучать предысторию команд, которые поднимали крупные инвестиции, и увидел, что все они на старте публиковались на трибуне VC.
Получается, трибуна VC — и есть лучший источник цифр по стартапам России и их динамике. Получившиеся данные показались мне интересными, поэтому делюсь ими с читателями VC. Надеюсь, администрация VC не будет против, учитывая что данные публикую на VC, делая вклад в копилку общего дела площадки и рынка.
Начнем с динамики публикаций в целом. Я попробовал смотреть по месяцам и годам, но наиболее наглядно выглядит динамика по кварталам.
Беляев: бизнес привлекает растущий рынок в России
На первый взгляд количество публикаций колеблется между 150 и 300 в квартал, никаких интересных трендов не видно. Однако это не так, если наложить графики по годам друг на друга.
Теперь видно, что колебания не являются следствием сезонности, а это воздействие других факторов. В 2020 году первую половину года рынок рос, далее было падение в течение 3х кварталов. Далее весь 2021 год рынок рос. Весь 2022 год рынок падал, и к 4 кварталу падение год к году составило 34%.
Интересно, но ведь на рынке происходят изменения, и в каких-то сегментах стартапов должно становиться больше, а в каких-то меньше. Я разметил все публикации по тематическим сегментам и посмотрел на них в этом разрезе. У меня получилось две группы, первая с крупными тематиками.
B2B — продукты полностью нацеленные на бизнес-аудиторию.
Health — все, что связано со здровьем. Маркетплейсы докторов, диагностика заболеваний.
Messengers — различные продукты, связанные с Telegram и другими мессенджерами. Я был удивлен, насколько это растущее направление.
Edtech — образовательные платформы, курсы.
Fintech — финансовые проекты, включая крипту и NFT.
Вторая с более мелкими (но тем они более интересны как тренды)
AI — продукты, где основной упор делается на искусственный интеллект.
Ecom — все, что связано с электронной коммерцией, включая маркетплейсы.
Relocate — продукты, помогающие переехать и перевезти бизнес.
HR — продукты по найму и работе с командой, включая трекеры активности сотрудников.
Food — маркетплейсы и доставка еды.
Также интересно посмотреть на отклик аудитории VC на разные тематики и публикации. Это не всегда соответствует количеству публикаций по тематикам.
Источник: vc.ru
Этот бизнес рвет рынок России в 2023
Продавцы, держитесь: рассказываем, что стало с e-commerce и чего ждать в 2023 году
Российский рынок электронной торговли в 2022 году удивил всех — он не только не обрушился, но и увеличил объемы. В этой статье посмотрим на основные цифры e-commerce в России за 2022 год и обозначим тренды 2023 года. А подробно обсудить маркетинговые перспективы отрасли сможем на приближающейся конференции Callday.Ecom — подробности о ней тоже расскажем в статье.
Эффективный маркетинг с Calltouch
- Анализируйте весь маркетинг и продажи в одном окне
- Удобные дашборды и воронки от показов рекламы до ROI
Немного статистики: российский рынок e-commerce 2022
Приводим данные Data Insight — агентства, которое специализируется на исследованиях рынка e-commerce в России.
Рынок вырос несмотря на кризис
Объем рынка российской электронной торговли в 2022 году увеличился на 38% и составил 5,7 трлн рублей. Покупатели сделали 2,8 млрд заказов — на 64% больше, чем в 2021 году. Средний чек покупок — 2010 рублей.
Почти половина рынка — за маркетплейсами
Крупнейшими игроками остаются Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Aliexpress Россия и СберМегаМаркет. Совокупный объем их продаж составил 2,7 трлн рублей, рост по сравнению с 2021 годом — на 80%. Пользователи площадок сделали 1,99 млрд заказов со средним чеком 1370 рублей.
Люди активно заказывали еду и лекарства онлайн
Службы доставки продуктов питания в 2022 году заработали 553 млрд рублей. Всего пользователи заказали еды на 402 млн. Средний чек — 1375 рублей. Рынок e-grocery вырос на 66%. А интернет-аптеки получили 110 млрд рублей — на 50% больше, чем в 2021 году.
Доля e-pharma от всего аптечного рынка составила 12%.
По прогнозам, рынок e-commerce будет расти на 13.5% ежегодно. Источник фото: Freepik, ru.freepik.com
Причины роста в кризис
- Уход зарубежных компаний . Согласно исследованию швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена , в прошлом году из России ушло 9% иностранных брендов. Они заполняли залы торговых центров, и когда те опустели, покупатели стали заказывать вещи и продукты онлайн.
- Сокращение трансграничной торговли . По итогам 2021 года она достигала 13% от общего объема, в 2022 году составила всего 3,6%.
- Расцвет параллельного импорта . По данным Федеральной таможенной службы , в Россию в 2022 году по параллельному импорту ввезли товаров на 20 млрд долларов.
- Перебои в сфере логистики . По данным Росстата , авиационные грузоперевозки по итогам 2022 года сократились в 2,4 раза — с 1,48 млн до 606 000 тонн. Но остались автомобильные и морские. Грузооборот перевозок автотранспортом вырос на 1,8%, а через порты Балтийского бассейна упал на 2,9%.
- Рост числа отечественных и локализованных брендов. Согласно данным президента Российской ассоциации маркетинговых услуг Елены Леоновой, в 2022 году в России появилось более 28 000 новых брендов.
Из России ушли множество брендов, но появляются новые — отечественные и зарубежные. Источник фото: Pressfoto, ru.freepik.com
5 трендов e-commerce 2023
Согласно исследованию Tinkoff eCommerce, объем рынка интернет-торговли в России к концу 2023 года может увеличиться в 3 раза — и составить около 15 трлн рублей. На какие тренды стоит обратить внимание:
- Онлайн-продажа подержанных вещей увеличится. В прошлом году показатель вырос в 2,5 раза. Секонд-хенд товары в 2022 году стал продавать Яндекс Маркет — сейчас там можно купить использованную технику.
- В 2023 году наблюдается рост популярности классифайдов Avito и «Юла», а также прямых онлайн-продаж через социальные сети и мессенджеры. Этот тренд активно развивается.
- В ближайшие пять лет можно ждать появления более 200 специализированных онлайн-магазинов, таких как цветочная площадка Flowwow с оборотом 2,5 млрд рублей.
- Электронную торговлю продуктами тоже ждут благоприятные прогнозы в 2023. В прошлом году сегмент уже увеличился на 56%. Этот рост продолжится.
Положительная динамика роста e-grocery сохранится до конца 2023 года. Источник фото: Freepik, ru.freepik.com
- Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью онлайн-продаж. Технологии помогают оптимизировать бизнес-процессы, взаимодействовать с клиентами, анализировать большие объемы данных и делать рекомендации на основе статистики. Так, E-commerce аналитика Calltouch позволяет владельцам интернет-магазинов изучать лиды с привязкой к источнику, строить воронки продаж и размещать на сайте удобный коллбэк.
Аналитика для интернет-магазина
- Отслеживайте корзины, звонки, заявки и продажи с них с привязкой к источнику
- Постройте воронку продаж и оптимизируйте маркетинг
Как продвигать e-commerce в 2023 году
Об этом мы поговорим с экспертами 22 июня на Callday.Ecom — большой конференции про сквозную аналитику и эффективный маркетинг в сфере электронной торговли.
Какие вопросы обсудим:
- Что сейчас происходит в e-commerce в России и чего ждать к концу 2023 года;
- Как увеличить конверсию интернет-магазина с помощью диджитал-рекламы;
- Как система сквозной аналитики поможет увеличить продажи;
- Как с кризисом справляются конкуренты: разберем кейсы e-commerce компаний.
- Павел Мрыкин, руководитель направления клиентского опыта в Calltouch
- Александр Багринцев, директор по performance-маркетингу Sunlight
- Татьяна Коровина, client chief МАКО
- Алиса Банова, руководитель отдела маркетинга компании iTAB
- Анастасия Гнитько, директор по развитию онлайн продаж в компании МОСЦВЕТТОРГКОМ
- Ксения Ревзина, digital director VBI
Посетить Callday.Ecom можно в формате офлайн или онлайн — требуется регистрация.
После официальной части конференции всех участников ждет Wine-time. Обсудим тренды и перипетии e-сommerce с экспертами за бокалом вина.
До встречи 22 июня на Callday.Ecom!
Источник: www.calltouch.ru
В России растет спрос на покупку готового бизнеса и франшиз
—>
В России в 2022 году среди готового бизнеса были наиболее востребованы торговля и общепит, но быстрее всего рос спрос на бизнесы, связанные с медициной, туризмом и индустрией красоты, говорится в исследовании «Авито». Примерно те же направления интересны и покупателем франшиз. Другие эксперты говорят, что ничего принципиально нового на рынке не произошло. Просто развивались тренды, сформировавшиеся еще раньше. С небольшими поправками.
По данным экспертов портала Franshiza.ru, рынок оперативно реагирует на любые изменения. Он, имея общий тренд к росту, в прошлом году дал две серьезных просадки: в марте и в сентябре. По понятным причинам. А в основном все более или менее стабильно. В топе — франшизы подешевле: до 1,5 млн рублей. По отраслям заметно просел ретейл, но активно росли другие отрасли, указывает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская:
Анна Рождественская эксперт Franshiza.ru «Интерес сохранился к франшизам сегмента услуг. В первую очередь это франшизы, связанные с детским бизнесом, а также с ремонтом. В 2022 году особенно эта тема стала популярна — проблемы с покупкой новой техники, новых автомобилей. Поэтому все, что связано с ремонтом той техники, которой владеет человек, с запчастями, — это один из ярких трендов.
Остался интерес к франшизам общественного питания. Прежде всего это фастфуд, какие-то недорогие концепции. Конечно, стоит отметить еще интерес к покупке франшиз пунктов выдачи заказов».
Но это предмет отдельного разговора. Там много подводных камней и негативных отзывов. И, по некоторым оценкам, рост этого сегмента замедлился.
В «Авито» посчитали, что компании, специализирующиеся на оказании стоматологических и медицинских услуг, в среднем продавались за 700 тысяч рублей, туристические объекты — за 490 тысяч рублей, заведения общепита — 340 тысяч рублей. В сегменте покупок готового бизнеса, по словам экспертов, среднюю температуру по больнице определить сложно. Слишком разные бизнесы продаются.
Сделки от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Крупные предприятия могут продаваться с гарантиями: вносится первый транш, а дальше, если бизнес показывает заявленную доходность, выплачиваются остальные средства. А если доходность оказалась ниже, на остаток может делаться серьезная скидка, рассказывает гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова. С мелкими бизнесами гарантий нет. Бывает, что продаются и убыточные предприятия. Но причин для продажи даже успешно работающих проектов может быть масса, продолжает эксперт:
Тамара Касьянова гендиректор аудиторской группы «2К» «Иногда у людей не хватает инвестиций, и они ищут себе партнеров. Например, люди пытаются заниматься несколькими видами бизнеса, они понимают, что один не очень идет: потенциально неинтересен, доходность не устраивает — и они решают сконцентрироваться на другом виде бизнеса, который у них идет лучше, тогда они продают тот бизнес, который им неинтересен. Таких случаев достаточно много. Понятно, что продается и убыточный бизнес, но менеджер, который работал в этой сфере деятельности по найму, готов купить аналогичный бизнес, он знает, как его развивать, для него это перспектива выйти на другой уровень».
В минувшем году многим пришлось продавать готовые бизнесы второпях и с большими скидками. А еще, по словам экспертов, покупка готовых бизнесов и франшиз для многих стала новым, ранее не распробованным инструментом инвестиций на фоне резко свернувшихся альтернатив.
Источник: www.bfm.ru