Анализ бизнес-среды международных компаний осуществляется с позиций стратегических целей компании. Его выводы используются как основа стратегической оценки для анализа и разработки возможных вариантов планов стратегии развития ее. Основная цель оценки информации о бизнес-среду — выяснение факторов негативного и позитивного влияния на будущую деятельность фирмы. В процессе оценки фокус смещается от понимания сущности и составляющих среды как таковой к осознанию того, что этот его состояние среды может означать для компании, составляет угрозы или создает новые возможности.
Существует несколько методов оценки среды бизнеса. Наиболее распространенным является метод «5х5». Он был предложен в 1984 году. А. Месс-ком и включает пять вопросов о пяти факторов внешней среды бизнеса.
Если вы владеете информацией о факторах внешней среды бизнеса, назовите хотя бы пять из них:
1. Какие пять факторов внешней среды бизнеса представляют для вас наибольшую опасность?
2. Какие пять факторов из планов деятельности ваших конкурентов вам известны?
26 Внешняя среда организации
3. Если вы уже определили стратегические цели вашей компании, то какие пять факторов бизнес-среды могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?
4. Назовите пять внешних факторов бизнес-среды, которые включали возможность благоприятных для вас изменений.
Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из пяти вопросов, необходимо проработать уже существующую информацию о среде бизнеса и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.
Пределы окружающей среды определяются путем анализа стратегического местоположения международной корпорации по товарных и географических сегментов, в которых она конкурирует. Эти границы определяют широту, глубину и временные параметры анализа. Под широтой понимают тематический охват направлений анализа, глубина — уровень детальности исследования факторов внешней среды. Временные параметры анализа делятся на кратко-, средне- и долгосрочные.
Процесс анализа сегмента внешней среды состоит из следующих этапов:
1. Сбор данных о состоянии сегмента внешней среды.
2. Распределение информации в соответствии с принятыми критериями по группам: «критически важна», «важна», «в отношении важна», «не существенна».
3. Определение ключевых событий и тенденций в сегменте. Событие — это важное явление или случай в отдельной сфере.
Тенденция — это установленная направленность событий, которую можно выделить и описать. Важное значение имеет оценка динамики, стадии развития тенденции, значимости и зависимости от других факторов внешней среды. Прогрессирующие тенденции обычно вызывают наибольший интерес аналитиков и провоцируют ускорение процессов принятия решений. Значимость тенденции рассматривается как минимум с двух сторон: с точки зрения влияния на деятельность международной корпорации и широкие или узкие круги общества. Одно влияют на другие социально-экономические процессы и находятся под влиянием различных событий в региональном, национальном или глобальном среде, другие относительно изолированными и открыто не привыкать изменений в других сферах.
Урок 2. Международное предпринимательство и менеджмент
4. Оценка влияния тенденций и событий на международную корпорацию. Различают отрицательный, положительный и нейтральный воздействия.
Негативные воздействия могут препятствовать реализации стратегии корпорации, увеличивать риски, ухудшать технико-экономические и финансовые показатели деятельности.
Положительные влияния позвьязани с увеличением возможностей организации в получении конкурентных преимуществ, развитием бизнеса в строгом соответствии с разработанными планами, формированием и реализацией новых бизнес-идей. Нейтральные влияния не влияют на деятельность организации.
5. Оценка взаимосвязи между тенденциями.
Тенденции в отдельных секторах внешней среды в большинстве случаев влияют на различные параметры деятельности международных корпораций. Так, например, создание генетически модифицированных продуктов (технологическая среда) уже сегодня позволяет повысить качество жизни, стимулирует изменение демографической ситуации, создает условия для возникновения спроса на товары потребительского назначения и формирует новые рынки сбыта. Программы ООН по снижению количества непрофессиональных и предоставлению качественных медицинских услуг в развивающихся странах, способствуют повышению качества трудовых ресурсов в этих регионах и позволяют международным корпорациям снижать расходы, связанные с подготовкой сотрудников.
6. Оценка движущих сил тенденций.
В качестве движущих сил выделяют причины изменений и симптомы. Под причинами понимаются явления и события, которые вызывают появление некоторых трансформаций. Симптомы — это проявления изменений.
7. Прогноз развития ситуации и оценка ее влияния на деятельность международной корпорации и ее конкурентов.
Формируются сценарии оптимистичного, нейтрального и пессимистического развития событий с учетом изменений в движущих силах, оценке вероятности трансформации, а также влияния на особенности эволюции международной корпорации.
Анализ внешней среды на ведение бизнеса дает возможность сделать выводы, которые необходимо иметь в виду при осуществлении международной деятельности:
1. Контакты между различными странами расширяются, чему способствует развитие средств транспорта и связи, рост доходов населения. Одновременно растет глобальная конкуренция: усиливается борьба международных и транснациональных компаний в разных частях мира. Темпы изменений существенно влияют духовные и материальные факторы культурной среды ведения бизнеса.
2. Цели деятельности компаний, формы их организации и используемые технологии все больше стандартизуются. Однако люди в этих организациях продолжают придерживаться собственных культурных традиций. Иными словами, некоторые материальные факторы бизнеса становятся все более универсальной, но способы, с помощью которых предприниматели сотрудничают, решают проблемы и вознаграждают деятельность, никогда не станут абсолютно универсальными.
3. Для повышения эффективности бизнеса в стране-партнере необходимо ориентироваться на социальные группы, интересы которых наиболее близки вашему бизнесу.
4. Социальный статус и принадлежность к социальным группам индивида может иметь большое значение для его квалификационных характеристик и возможности получить определенную работу.
5. Множество вариаций культурной среды бизнеса порождает специфическое отношение к работе в государственных учреждениях или частных фирмах.
6. Наибольший интерес часто оказывается к изучению методов ведения бизнеса в развитых странах.
7. Культурные факторы во многом определяют успех или неудачу ведения бизнеса в других странах.
Источник: studentopedia.ru
Международный бизнес и его типы. Факторы, влияющие на организацию международного бизнеса
Международный бизнес — любые хозяйственные экономические операции, которые проводятся двумя и более сторонами и ее отдельными представителями, направленные на повышение благосостояния каждой из сторон и получение прибыли Экономическая сущность международного бизнеса Ориентация на прибыль составляет его отличие от того, что у нас длительное время называлось внешнеэконо-мическими связями, при которых мотивы, формы осу-ществления, включая создание и распределение дохода, были далеки от предпринимательства, составляющего душу бизнеса
Основные черты международного бизнеса:
-Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.
-Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала найти их), предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:
·ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов);
·емкости зарубежных рынков;
·правовых особенностей зарубежных стран;
Внешнеторговый бизнес — внешнеторговая деятельность (ВТД) Производственная кооперация (ПК), отличается множеством особенностей:
кооперация на лицензионной основе — передача ли-цензии;
передача лицензии и поставка комплектующих;
передача лицензии и оборудования по лизингу;
совместное производство (включая полностью иностранные предприятия);
совместное проведение НИОКР;
подрядная кооперация — подрядчик поставляет продукцию по документации или ноу-хау заказчика;
сотрудничество на основе раздела продукции; сотрудничество на компенсационной основе; переработка давальческого сырья (толлинг); лизинг;
свободные экономические зоны
Инвестиционный бизнес, обмен инвестициями, осуществляется в форме прямых инвестиций, портфельных и пр. Виды
Бизнес в сфере предоставления услуг (техническое обслуживание, в том числе целых заводов, и на станциях технического обслуживания) Валютно-финансовый бизнес (рынки ссудных капиталов, оффшоры, кредитные рынки) — содействие, сопровождение сделки или самостоятельныеоперации в банковской сфере
Бизнес в сфере экспорта и импорта рабочей силы, т.е. обмен трудовыми ресурсами между странами на постоянной и временной основе
Виды международного бизнеса:
Источник: studopedia.su
Факторы международной среды
Чтобы приспособить свои услуги и продукцию к характеристикам того или иного международного окружения, руководители организации должны научиться понимать факторы каждой международной среды. Если они считают, что среда другой страны аналогична внутренней, велика опасность ошибочных посылок и решений.
Наше рассмотрение факторов среды, в которой функционирует международный бизнес, сосредоточено на четырех факторах — культуре, экономике, законодательстве. государственном регулировании и политической обстановке.
КУЛЬТУРА. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни.
Культуру США можно охарактеризовать как индивидуалистическую, неформальную, материалистическую и ориентированную на самоценность времени. В то же время в Японии и Китае группе уделяется гораздо больше внимания, чем индивиду. Подчинение и сотрудничество важнее индивидуализма.
Американская культура не придает большого значения традиции, церемонии и формальности, которые являются важными характеристиками латиноамериканской, ближне- и дальневосточной культуры. Американцы не любят «ходит вокруг да около» в предпочитают без церемоний сразу переходить к делу. Однако в Латинской Америке или Саудовской Аравии принято сначала побеседовать на не относящиеся к делу темы и только потом сосредоточиться на истинной цели встречи.
Язык — еще один аспект культуры — всегда создает трудности для организации, ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений, придаваемых сходным словам, а также проблем, связанных с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией. Увеличить их непроницаемость может несовпадение языка жестов во взаимодействующих культурах.
Различия между культурами выражаются и в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтений. Исследователи установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, обычно становятся причиной неудач.
ЭКОНОМИКА. Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что руководство обязано оценивать воздействие общей экономической обстановки на деятельность компании в случае ее изменения, фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.
К числу некоторых экономических факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского процента, ВНП, налогообложение и общий уровень экономического развития.
ЗАКОНЫ И ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ. Фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям..
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции. Политические действия против правительства или внезапная смена режима, как минимум, означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора.
При некоторых обстоятельствах давление рынка оказывается сильнее политических предпочтений. Получение иностранной валюты может быть важнее, чем учет требований внутренних политических групп. Политические факторы необходимо оценить до вложения капиталов или принятия на себя обязательств по сбыту.
По мере поступления новой информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать соответствующие прогнозы. Конечно, можно было бы стремиться к исключению всякого риска. Но в других случаях, когда, к примеру, нужный продукт можно получить из единственного источника, фирме может понадобиться остаться на иностранном рынке, контролируя уровень риска и используя соответствующие методы его снижения.
Резюме
1. Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.
2. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие — к среде косвенного воздействия.
3. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимаются число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации.
4. Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.
5. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурныефакторы.
6. Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.
7. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся менее высокие производственные издержки за границей, стремление уйти от торговых ограничений и антитрестовского законодательства, действующих в США, а также производственные и инвестиционные возможности, открывающиеся в других странах.
8. Работающие на международных рынках предприятия экспортируют или импортируют готовые изделия или детали, занимаются лицензированием и созданием совместных предприятий или непосредственно ведут производственную деятельность.
9. Чтобы преуспеть в международной среде, руководитель должен понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке.
Источник: megalektsii.ru