Ну, а сейчас, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, как строится модель, немного теории (без нее никуда).
Итак, методология IDEF0 .
Функциональный блок — представляется в виде прямоугольника и олицетворяет собой некую конкретную функцию. Имя функционального блока должно быть сформулировано в инфинитиве (например «открыть холодильник», а не «открытие холодильника», т.е. отвечать на вопрос «Что сделать?» в дальнейшем при создании диаграммы дерева узлов мы увидим преимущество данного требования).
Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свою специфику, а именно:
Верхняя сторона имеет значение «Управление» (Control) (используется для обозначения управляющего воздействия на функцию);
Левая сторона имеет значение «Вход» (Input) (используется для обозначения входящих ресурсов);
Правая сторона имеет значение «Выход» (Output) (используется для обозначения результатов выполнения функции);
Сквозной пример проектирования в методологии IDEF1X (erwin)
Нижняя сторона имеет значение «Механизм» (Mechanism) (используется для обозначения механизмов используемых в процессе выполнения функции).
Возникает вопрос: «Механизм является своего рода ресурсом, так как отличить механизм от входящего ресурса?» Ответ достаточно прост, необходимо определить, меняется ли природа ресурса в процесс выполнения функции, если нет, то этот ресурс является механизмом. Например «Тесто» и «Печь», во время выполнения функции «Испечь хлеб». «Тесто» переходит в новое состояние — «Хлеб», а «Печь» остается «Печью». Вот и получаем, что «Тесто» — входящий ресурс, а «Печь» — механизм.
Вторым элементом методики IDEF0 является стрелка . Стрелка отражает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком. В зависимости от того, к какой грани функционального блока подходит стрелка, она носит название «входящей», «исходящей» или «управляющей». По методике, каждый функциональный блок должен иметь по крайней мере одну «управляющую» и одну «исходящую» стрелки.
Третьим основным понятием является декомпозиция . Принцип декомпозиции заключается в разбиении сложного процесса на составляющие его функции. Построение модели начинается с диаграммы, содержащей один единственный функциональный блок, и стрелками, выходящими за пределы рассматриваемой области, эта диаграмма называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором «А-0». В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должны быть указаны цель (Purpose) построения модели и определена точка зрения (Viewpoint).
Рассмотрим некоторые особенности методики IDEF3 .
Данная методика предназначена для моделирования сценариев.
Генерация базы по модели ERWIN
Как видно из изображения, вид функционального блока несколько отличается от его представления в методике IDEF0. Также появились логические элементы:
Смысл в случае слияния стрелок
Смысл в случае разветвления стрелок
Все предшествующие процессы должны быть завершены
Все следующие процессы должны быть запущены
Все предшествующие процессы должны быть завершены одновременно
Все следующие процессы должны быть запущены одновременно
Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены
Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены одновременно
Один или несколько следующих процессов должны быть запущены одновременно
XOR (Exclusive OR)
Только один предшествующий процесс завершен
Только один следующий процесс запускается
Кроме функциональных и логических блоков, так же методика IDEF3 содержит блок ссылки (Referent):
Этот блок выражает идею, концепцию или данные, которые нельзя связать со стрелкой, логическим элементом или работой. Как правило, этот блок привязывают к стрелке.
Эта методика используется для описания документооборота и обработки информации.
Как видно, функциональный блок имеет вид прямоугольника с закругленными углами. Кроме функциональных блоков, в данной методике используются внешние ссылки и хранилища данных.
Используется для отображения входов и/или выходов из системы.
Используется для отображения объектов в покое (отображение очередей и т.д.)
Итак, вот, пожалуй, вкратце все, что нам потребуется знать о методиках моделирования, используемых в CA ERwin Process Modeler , для того, чтобы понимать, о чем пойдет речь в данной статье-руководстве.
Ссылки по теме
- Подписаться на рассылку » CASE-технологии»
- Курсы обучения по продуктам компании CA
- Приобрести продукты компании CA в электронном магазине ITShop.ru
- Обратиться в «Интерфейс» за дополнительной информацией/по вопросу приобретения продуктов
11.2009 | ||
Источник: www.interface.ru Создание моделей данных в eRwinИнструментальное средство ERwin было разработано фирмой Logic Works. После ее слияния в 1998 г. с фирмой PLATINUM technology оно стало выпускаться под логотипом PLATINUM technology. До настоящего времени ERwin выпускался фирмой Computer Associates. Это мощное инструментальное средство для построения модели данных. В настоящее время : Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов предназначено CASE-средство верхнего уровня CA ERwin Data Modeler, раньше оно называлось AllFusion Data Modeler (ERwin). Создание информационной системы предприятия — достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который содержит фазу информационного моделирования. Известны несколько точек зрения на информационную модель и, соответственно, несколько уровней модели. Логический уровень (точка зрения пользователя).Это абстрактный взгляд на данные, на нем используются данные в таком виде, в каком они известны в реальном мире. Объектом модели (сущностям и атрибутам) даются имена (на русском языке) понятные широкому кругу специалистов. Логическая модель данных является универсальной и никак не связана с особенностями реализации конкретной системы управления базой данных (СУБД). Это позволяет экспертам в различных предметных областях свободно обсуждать и всесторонне оценивать проектируемую модель данных. Физический уровень- определяет представление информации в базе данных (БД). На физическом уровне объекты модели должны обозначаться так, как того требуют ограничения выбранной СУБД (обычно латинскими символами). Если в логической модели не имеет принципиального значения, какой конкретно тип данных имеет атрибут, то в физической модели важно описать всю информацию о таблицах, колонках, индексах, процедурах и т.д. Обычно такую модель создают специалисты по СУБД. Разработка информационной модели начинается с создания логическоймодели. После этого проектировщик выбирает необходимую СУБД и с помощью специальных средств создает соответствующую физическую модель. На основе физической модели генерируется специальный каталог СУБД или соответствующий SQL – скрипт . Создадим новую модель. Модель ориентирована на СУБД типа SQL Server. Модель создается на логическом и физическом уровнях. Для создания моделей данных в ERwin можно использовать две нотации: IDEF1X и IE. Методология IDEF1X была разработана для армии США. Она широко используется в государственных учреждениях. Методология IE (Information Engineering) используется преимущественно в промышленности. Для выбора методологии выполните: Model / Model Properties /ВкладкаNotation. В дальнейшем будет использоваться методологияIDEF1X. Особенности панели инструментов в Erwin: Изменение уровня отображения модели (уровень сущностей, атрибутов, определений) Переключение между логическим и физическим уровнями. Переключение между областями модели Subject Area. Уровни логической модели
Палитра инструментов.Палитра инструментов, соответствующая логическому уровню, изображена на рис. .
Источник: studfile.net Технология создания диаграмм IDEF0 средствами ERwin Process modelerНа рабочем листе нового проекта уровня А0 располагается основой блок (рис. 6), для которого назначается название, определяются стрелки, цель и точка зрения проекта. Окно проекта (рис. 7) располагается справа и остается пустым до тех пора пользователь не введет имя основного блока и не выполнит его декомпозицию. Основная панель инструментов для создания проекта имеет не большой набор инструментов (рис. 8). На рис. 8 введены обозначения: 1 – Pointer Tool– используется для выбора и определения позиции объектов добавленных в диаграмму; 2 – Activity Box Tool– используется для установки блоков в диаграмме; 3 – Arrow Tool– используется, чтобы устанавливать дуги в диаграмме; 4 – Squiggle Tool– используется для создания тильды (squiggle,), которая соединяет дугу с ее названием; 5 – Text Block Tool– используется для создания текстовых блоков. Рис. 6. Начальное окно проекта уровня А0 на этапе создания |
![]() | ![]() |
На диаграмме уровня А0 отображение стрелок возможно только при соединении специальных областей входа и выхода. Для этого выбирается инструмент Arrow Toolи фиксируется одинарным щелчком мыши начало и конец стрелки в специальных областях (рис. 9). Области начала и конца стрелок определены для каждого края диаграммы (правой, левой, нижней, верхней) и каждой грани функционального блока.
Для определения названия блока или стрелки достаточно выполнить на этом элементе двойной щелчок, что приведет к открытию окна его свойств (Properties). Свойство Name определяет текст, который отображается на диаграмме (рис. 10).
а
б
в
Рис. 9.Порядок отображения стрелки на диаграмме:
а – начальная позиция изображения стрелки; б – конечная позиция изображения стрелки; в — результат
На рис. 10 показаны диалоговые окна для форматирования элемента «Стрелка». Поле Arrow Name– отображает имя объекта. На закладке Fontнеобходимо обратить внимание на несколько полей:
– Font– определяет вид шрифта;
– Size– устанавливает размер шрифта;
– Script– устанавливает отображение шрифта;
– Apply Setting To– устанавливает область применимости выбранных параметров для шрифтом (один элемент, одна диаграмма, весь проект).
Аналогичным образом устанавливаются свойства любого объекта, отображенного на схеме.
После определения всех объектов диаграммы А0переходят к декомпозиции элементов проекта. Для этого вызывается контекстное меню на элементе проекта, который подлежит декомпозиции и выбирается пункт Decompose. После чего выбирается вид диаграммы декомпозиции и количество блоков декомпозиции (рис. 12).
Рис. 10. Порядок форматирования объекта «Стрелка»
![]() |
Все канальные стрелки передаются по умолчанию на диаграмму декомпозиции с учетом их названий. Пользователю необходимо сделать разветвления и привязку канальных стрелок к блокам на новом уровне.
Для ведения глоссария введенных обозначений используется инструмент Dictionary, в котором также указываются все свойства объекта. При указании кратких наименований объектов на диаграмме в поле Definitionвыполняется полное описание объекта согласно синтаксису РД IDEF0- 2000.
![]() |
Построению проекта в нотации IDEFпредшествует тщательное предпроектное обследование предметной области. Следует помнить, что результат, полученный в виде диаграммы IDEF0 – это только визуализация по правилам нотации декомпозиции объекта.
Выполнить предпроектное обследование объекта диссертационного исследования для построения проекта в нотации IDEF0средствами ERwin Process modeler.
Выполнить визуализацию результатов предпроектного исследования в нотации IDEF0диаграммы средствами ERwin Process modeler.
При отсутствии результатов предпроектного исследования для освоения навыков отображения результатов декомпозиции средствами ERwin Process modelerможно воспользоваться диаграммами, приведенными в Приложении[5].
Контрольные вопросы
1. Перечислите средства, с помощью которых можно проиллюстрировать результаты научных исследований.
2. Укажите назначение ментальных карт и диаграмм Smart Art.
3. Для каких целей применяется классификация объектов/явлений/ процессов.
4. Перечислите основные символы для построения блок-схем.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru