Разработка программы развития малого бизнеса на примере

«Разработка программы развития системы малого предпринимательства на примере Красногорского района (Московской области)»

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Отзывы

Айжамал 26.08.2020

Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.

Татьяна М. 12.06.2020

Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.

Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое.

Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018

Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4. Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам.

Ольга С. 09.02.2018

Курсовая на «5»! Спасибо огромное.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.

Разработка программы лояльности, которая приносит прибыль — Максим Борисов

Ксения 16.01.2018
Спасибо большое. Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018

Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу. оценили на 5!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО.

Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое 🙂
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору. Это именно то, что нужно.
Спасибо, что ВЫ есть.

Поделиться

1. Роль малых предприятий в экономике России 7

1.1. Малое предпринимательство: понятие, сущность, значение 7

1.2. Состояние и проблемы малого предпринимательства в современной России 13

1.3. Формы и методы государственного регулирования в области малого предпринимательства 33

2. Малое предпринимательство и стимулирование его развития 45

2.1. Состояние малого предпринимательства в Красногорском районе Московской области 45

2.2. Формирование системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Красногорском районе Московской области 50

2.3. Организация работы органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства 54

3. Разработка муниципальной программы развития системы малого предпринимательства Красногорского района Московской области 62

3.1. Определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства 62

3.2. Меры стимулирования развития малого предпринимательства 67

3.3. Управление программой и расчет эффективности реализации программы 72

Список использованной литературы 82

Источник: prorektor.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ. Основные правила разработки и реализации стратегии.

Разработка программы развития и поддержки малого бизнеса на примере района Академический

Пример готовой дипломной работы по предмету: Государственное и муниципальное управление

1. Значение малого бизнеса для экономического развития города

1.1. Основные функции малого и среднего бизнеса

1.2. Государственные программы поддержки малого бизнеса

1.3. Система поддержки малого бизнеса в г. Москве

1.3.1. Малый бизнес Москвы

1.3.2. Организационное обеспечение поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве

1.3.3. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.»

2. Анализ развития малого бизнеса в районе Академический

2.1. Общая характеристика района Академический

2.1.1. Историческая справка по району

2.1.2. Характеристика Управы района

2.2. Анализ развития малого бизнеса на территории района

2.3. Анализ системы поддержки малого бизнеса в районе

3. Разработка программы поддержки малого бизнеса в районе «Академический»

3.1. Основные направление поддержки малого бизнеса в районе.

3.2 Прогнозируемая эффективность от реализации программы поддержки

Выдержка из текста

Разработка программы развития и поддержки малого бизнеса на примере района Академический

Цель дипломного проекта – исследование деятельности местных органов управления по регулированию и поддержке малого бизнеса на примере Администрации Красногорского муниципального района Московской области и разработка мероприятий по совершенствованию указанной деятельности.- проанализировать основы регулирования и поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании на примере Администрации Красногорского муниципального района Московской области,Предмет исследования: методы, средства оптимизации деятельности по регулированию и поддержке малого бизнеса в Администрации Красногорского муниципального района Московской области.

Глобальное долгосрочное равновесие в сфере развития малого предпринимательство в регионах Российской Федерации не может быть достигнуто без помощи государства, так как рынки постоянно эволюционируют благодаря частной информации, вследствие внешних шоков, воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать, и масштабных непредвиденных инноваций, способных изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом.

Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).

Целью работы является изучение реализации муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства в Петропавловск-Камчатском муниципальном образовании.- Поддержку предпринимательства на муниципальном уровне;

  • Основные направления и механизмы программы развития и поддержки малого предпринимательства в Петропавловск-Камчатском муниципальном образовании;

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу

  • рассмотреть этапы разработки программы развития производства промышленного предприятия;
  • разработать программу развития и повышения эффективности производства на предприятии;

Методологическая база. В качестве методов анализа использованы общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования, способствующие более глубокому раскрытию исследования.

Однозначного определения малого бизнеса не существует, и множество разных определений применяется в разных странах и разными исследователями в течение многих лет. Определение малой фирмы несет в себе немало проблем. Выделим некоторые, ключевые, на наш взгляд.

Численность занятых является наиболее распространенным критерием выделения малой фирмы. Это наиболее удобный в практическом отношении показатель. Однако, недостаток этого критерия очевиден на примере электростанции или автоматизированного производства, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Ясно, что такие предприятия не могут быть отнесены к малым.

Особенности финансов предприятия малого бизнеса (на примере)

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (в ред. 2009 г.) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2.ФЗ РФ от

2. июля 2007 года N 209-ФЗ «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ,от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006

3.ФЗ РФ от

2. декабря 2008 года N 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ,от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ)// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249

Читайте также:  Для чего нужны стандарты взаимодействия в парикмахерском бизнесе

4.ФЗ РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г . № 5340-I (с изм . И доп. От

2. марта 2002 г .) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №

33. Ст. 1390; Собрание законодательства РФ. 1995. №

21. Ст. 1930; 2002. №

5.Закон города Москвы от 26.11.2008г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»

6.Постановление Правительства Российской Федерации от

2. июля 2008 г. N

55. «О ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

7.Постановление Правительства Москвы от 26.01.2010 г. N 55-ПП «О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от

1. июня 1999 года N 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»

8.Постановление Правительства Москвы от 10.01.2010 г. N 19-ПП Об итогах проведения открытого конкурсного отбора для формирования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.

9.Постановление Правительства Москвы от 29.12.2009 г. № 1479-ПП «О реализации дополнительных мер государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период 2010-2012 гг.»

10.Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 г. № 724-ПП «О городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.» (в ред. постановлений Правительства Москвы от 09.02.2010 N 116-ПП, от 24.02.2010 N 164-ПП)

11.Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 г. N 674-ПП «Об утверждении положения о Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы».

12.Постановление Правительства Москвы от 09.09.2008 г. № 818-ПП (ред. от 09.02.10) «Oб утверждении положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в городе Москве».

13.Постановление Правительства РФ от

2. июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

14.Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009г. № 1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы»

15.Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП (ред. от 27.07.2010) «О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.» (вместе с «Положением о Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства», «Требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»)

16.Устав МО Академическое (с изм. внесеными решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Академическое в городе Москве от « 22» сентября 2010 года № 04-08-2010)

17.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2008. с. 432

18.Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. М.: МЦФЭР, 2008. 304 с.

19.Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции.- М.: Финансы и статистика, 2008. -451 с.

20.Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2009. 459 с.

21.Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2010. с. 427.

22.Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 357 с.

23.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.– М. ГУ ВШЭ, 2008. – 495 с.

24.Западноевропейские страны: Особенности социально-экономических моделей/ Отв.ред. В.П.Гутник; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 2011. 297 с.

25.Инвестиционные стратегии бизнеса и экономика регионов/ А.С.Четверикова — М.: ЛКИ, 2011.- 155 с.

26.Кузнецова И.В. Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. М.: Высшая школа экономики, 2008.

27.Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России. — М.: МОНФ, 2009.

28.Муравьев А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007. -с. 357

29.Основы городского самоуправления. Учебное пособие для муниципальных служащих / Под ред. С.В.Вобленко – М.: ЮНИТИ, 2011

30.Савченко В. Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. – М.: Известие, 2011- 312 с.

31.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2008 г. с. 304.

32.Щепотьев А.В., Сафронова Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от

2. июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2011. 56 с.

Периодические издания (журналы, газеты)

33.Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и исторические решения // Городское управеление. — М., 2009. — № 2. — с. 3-33.

34.Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. — М., 2008. — № 5. — С. 24- 45.

35.Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2009. Сентябрь — октябрь.

36.Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса // ЭКО. 2012. N 2. С. 105 — 127.

37.Колыхалов П.И., Гладкова Е.Г., Трефилов Д.Н., Кондратьева Ю.С. Мониторинг государственного и муниципального заказа на IT-продукцию // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2008, № 11.

38.Кузнецова И.В., Трефилова Т.Н., Еременко Н.В.. Размещение заказа в 2006-2008 годах: подводим итоги//Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2009, №№ 15-16

39.Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. 2011. N 4.

40.Лаптев В.А. История возникновения предпринимательских (хозяйственных) объединений // Юрист. -2011.- № 8. -с.11-14.

41.Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд.- 2009. -№ 9. — с. 81.

42.Машков Р.В. Инновационная программа предприятий в условиях кризисной ситуации //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 3. с.29

43.Орлов О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?//Вопросы экономики, -№ 10, -2010.-с. 44

44.Рожков М.А., Балаева О.Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2009, № 18.

45.Ряховский Д.И. К вопросу государственной поддержки финансирования инноваций // Финансы и кредит. 2009 г., — № 5, — с. 29-33.

46.Санжиев Д. Приоритетные нацпроекты: 5 лет реализации // Экономика и жизнь. 2011. N 3. С. 1.

47.Шиняева Н. Большой шаг малого бизнеса // ЭЖ-Юрист, 2010, № 32

Читайте также:  Что такое бизнес группа в совкомбанке

48.Юдкевич М.М., Пивоварова С.Г. Классификация благ и выбор оптимальной процедуры в системе государственных закупок» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2009, № 18.

49.Яковлев А.А, Как дальше развиваться системе госзакупок // «Российская Бизнес-газета» № 740 (7) от 2 марта 2010 г.

51.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2010 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. / Авторы: Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов: http://www.oporarb.ru/content/files/analitika_msp_rf

52.Зыpянoв А.В. Влияние размера предприятия на его эффективность и издержки: http://www.elitarium.ru/2009/07/02/razmer_predprijatija_jeffektivnost.html

53.Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/

54. Сайт Мосгорстата. Режим доступа: http://www.mosstat.ru/

55. Сайт Центра развития малого предпринимательства г. Москвы. Режим доступа: http://www.mbcenter.ru/

56.Сайт Академического района. Режим доступа: http://akadem.uzaomos.ru/doc.aspx?docid=692https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/razrabotka-programmyi-razvitiya-i-podderjki-malogo-biznesa-na-primere-rayona-akademicheskiy/» target=»_blank»]referatbooks.ru[/mask_link]

Модель программирования развития малого предпринимательства

Программирование как инструмент государственного воздействия на экономику и ее регулирование существует практически во всех странах. В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей программирования, вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления, включающих законодательно оформленные процедуры программирования, подходы к прогнозированию, методики выбора приоритетов национального социально-экономического развития,

механизмы реализации и мониторинга разработанных программ развития.

В зарубежной практике государственного программирования ведущее место занимают региональные целевые программы, направленные на решение конкретных проблем, в частности для развития малого бизнеса. Разработка таких программ широко используется в Германии, Великобритании, Норвегии, Франции и США [16, c. 6].

Применительно к российской действительности мы можем говорить о «моде» в России на различные государственные программы развития. Только на федеральном уровне насчитывается около 300 различных документов программного, планового, стратегического характера, распределенных по министерствам и ведомствам, и это без учета региональной практики разработки программных документов.

Одним из распространенных результирующих видов государственного планирования выступает целевая государственная программа, представляющая собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам

осуществления комплекс мероприятий (научно-исследовательских, опытно-

конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др.), обеспечивающих решение конкретных проблем развития определенной территории или сферы деятельности [3, с. 184].

Исключением не стала и сфера предпринимательства, активизация

которого в условиях современного роста межрегиональной конкуренции в

России и одновременно нарастающей диспропорции социально-экономического развития территорий призвана стать одним из ключевых факторов их устойчивого развития. Не снижающееся внимание властей к малому предпринимательству связано и с надеждой, что в условиях действия

кризисных явлений оно сможет сгладить негативные моменты в силу своей не только экономической, но и социальной функции. Современное, все

возрастающее, экономическое и социальное значение малого предпринимательства для различных территорий ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом [1, с. 11]. Государственная поддержка развития данного сектора экономики территориальных образований рассматривается как одно из основных направлений государственной политики, механизмом реализации которой выступает программно-целевой подход [12].

Оказывая влияние на развитие территорий, малое предпринимательство само подвержено влиянию территориальных факторов — социально-

экономических, демографических, географических, этнических, административных, политических и др., определяющих специфику территории его функционирования. Различным уровнем социально-экономического развития территорий России вызвана сильная диспропорция в развитии малого предпринимательства. Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации c наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. В сегменте

индивидуальных предпринимателей показатель концентрации составляет

37% для первых 10 регионов. Как следствие, динамика сектора малого и

среднего бизнеса в целом по стране фактически зависит от его состояния

в регионах-лидерах [5, с. 11].

Данная проблема детерминирует необходимость со стороны представителей государственных органов власти вести учет специфики развития каждой конкретной территории, факторов ее внутренней и внешней среды. К таковым специалисты по государственному управлению и маркетингу относят:

— в разрезе внутренней среды: весь комплекс ресурсов, находящийся на территории в количественном и качественном измерении (природно-географические, научно-технические, инфраструктурные, человеческие

и пр.), параметры социально-экономического состояния территории (финансы территории, экономическое благополучие жителей, уровень развития производственной и непроизводственной сферы на территории), ситуационные факторы (факторы государственного управления);

— в разрезе внешней среды: потребителей, представителей бизнеса

внутри и за пределами территории, вышестоящие органы исполнительной

власти, а также политико-правовые, макроэкономические, социокультур-

ные и технологические факторы рынка [9, с. 28].

Оценка выше обозначенных территориальных факторов призвана по-

высить качество управленческих решений в сфере поддержки развития

сектора малого предпринимательства, что позволит:

— вырабатывать меры целенаправленного воздействия на размещение

малых предприятий на определенной территории;

— сглаживать сложившиеся диспропорции, обеспечивая более равномерное распределение малых предприятий и занятости населения (посредством соотнесения рейтингов различных территорий по выбранным

факторам) [4, с. 169].

Получается, что территориальные особенности можно учесть при разработке и реализации государственных программ развития малого предпринимательства, однако зачастую данные особенности при формировании программ опускаются. Государственные программы развития предпринимательства призваны выступать в качестве одного из инструментов реализации стратегии развития регионов. Но сегодня, как свидетельствует практика, принятый и утвержденный в программных документах стратегический вектор государственной политики в сфере поддержки предпринимательства часто не отвечает потребностям и потенциалу внутреннего пространства развития территории и слабо коррелирует с реальными или потенциальными точками роста регионов. Поэтому не удивительно, что результаты реализации целевых программ в данном направлении свидетельствуют об их фактическом провале [10, с. 46].

На это накладывается разнонаправленность и рассогласованность государственных мер в отношении малого предпринимательства. Когда, с

одной стороны, постоянно звучат официальные речи о необходимости государственной поддержки сектора малого предпринимательства, выделяются бюджетные средства на осуществление данной поддержки, и одновременно с этим целый ряд принимаемых мер идет в разрез c интересами малых предприятий и вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничивает предпринимательскую инициативу. Данный факт фиксируется и на официальном уровне [5, с. 11]. Значит, есть понимание проблемы, но нет ее решения. И в результате на практике констатируется снижение уровня доверия предпринимателей к государству, что приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, формирует у предпринимателей «психологию временщиков» и как результат — нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

На наш взгляд, это обусловлено отсутствием грамотного и комплексного методологического обеспечения программирования территориального развития и поддержки малого предпринимательства. Во-первых, необходима рабочая модель программно-целевого управления сектором малого

предпринимательства, учитывающая специфику внутренней и внешней

среды регионов. Во-вторых, сформирована настоятельная потребность в

проработке инструментария, который бы позволял эффективно организовать весь процесс программирования на территориальном уровне. Это и

определило цель данного исследования — разработать модель программирования территориального развития малого предпринимательства на основе маркетингового подхода к функционированию программно-целевого механизма с учетом анализа региональной практики реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства. Анализ практики использования программно-целевого механизма в региональной системе государственной поддержки малого предпринимательства проводился на примере конкретного региона — Чувашской республики. Практическая значимость выработки новой модели обусловлена необходимостью повышения эффективности государственных программ развития малого предпринимательства, а также формированием механизма эффективного управления данными программами.

Читайте также:  Бизнес наш смерть идет хорошо

Модель программирования развития малого предпринимательства

Реализация программно-целевого принципа организации деятельности

органов исполнительной власти на всех уровнях управления требует формирования научно обоснованного механизма программирования, обеспечивающего организацию разработки, реализации и оценки программ.

Ниже предлагается авторская модель программирования территориального развития и поддержки малого предпринимательства на региональном уровне на основе маркетингового подхода(рисунок2).

Рисунок 2. Модель программирования территориального развития

малого предпринимательства.разработан авторами

В данной модели отражена практика государственного программирования, при которой национальные приоритеты, системно представленные в федеральном стратегическом плане, находят отражение в региональных стратегиях развития, реализуемых на практике через программы и/или проекты. Такой подход соответствует требованиям к системе стратегического планирования, установленным Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (статья 11.2), согласно которому система стратегического планирования должна быть вертикально интегрирована: «документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований».

Такая увязка целей и задач на разных уровнях административного управления будет способствовать превращению государственных программ поддержки малого предпринимательства в действующий инструмент реализации территориальных стратегий развития. В настоящее же время на практике фиксируем отсутствие увязки всех уровней планирования в стране, когда реализуемые программы не связаны ни друг с другом, ни с бюджетом, ни с прогнозами и не подвергаются мониторингу с целью сопоставления запланированных индикаторов с достигнутыми показателями [6]. Это в свою очередь приводит к существенным просчетам при разработке и реализации программ на местах и неэффективным тратам финансовых ресурсов. Невозможна эффективная реализация национальных стратегических ориентиров развития без эффективно функционирующего механизма реализации программно-целевого подхода.

Разработанная модель представляет собой двухуровневую систему территориального управления развитием и поддержкой малого предпринимательства.

Первый уровень — методологический, в основу которого, на наш взгляд, должен быть заложен маркетинговый подход к функционированию программно-целевого механизма. В частности комбинация активно

развивающихся концепций маркетинга территорий и маркетинга партнерских отношений позволяют задать общие принципы и правила управления процессом программирования, согласно которым:

· должен осуществляться индивидуальный (адресный) подход к отбору системных и ресурсных мер поддержки в рамках конкретнойтерритории с учетом ее социально-экономического развития и имеющейся специфики (например, территория является приграничной, что также можно учесть при формировании программ развития малого предпринимательства);

· в процедуру территориального программирования должны обязательно быть включены все заинтересованные стороны (власть, бизнес, наука, общество), а процесс их взаимодействия должен быть организован наиболее эффективным способом (на основе технологий, снижающих трансакционные издержки).

Второй уровень — методический (инструментальный), на котором

предполагается отслеживать процесс программирования на каждом этапе

его осуществления (от начала формирования программ до окончания их

реализации с промежуточным мониторингом и оценкой эффективности),

что станет возможным благодаря применению гибких управленческих методов, получивших широкое распространение в зарубежной практике государственного управления [17, c. 338]:

1. Бенчмаркинг — в самом общем виде это процесс определения,

разделения и использования знаний и лучших практических примеров.

В рамках программирования развития малого предпринимательства данный метод может быть использован для поиска лучших практик разработки и реализации программ развития малого предпринимательства. На основе бенчмаркинга может быть сформирован рейтинг отбора программ

(по перспективности их реализации) в условиях ограниченных финансовых ресурсов, а также рейтинги качества реализации программ, выявления причин неудачного опыта и пр. [18].

2. Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия

на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных

интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий. Форсайт и его инструментарий применительно к программам развития

малого предпринимательства позволит выявить основные тренды в данном секторе экономики с учетом желаемых будущих позиций территорий,

что в свою очередь приведет к качественной корректировке структуры государственных программ, ее механизмов и мероприятий [14, c. 173].

3. Краудсорсинг представляет собой использование творческих решений, поступающих на основании открытого конкурса предложений от территориального сообщества. Наряду с другими формами привлечения населения к решению проблем развития территорий краудсорсинг позволяет

более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Краудсорсинг позволит учесть интересы общества и представителей бизнеса при территориальном программировании, постоянно поддерживать взаимоотношения с

целевыми группами программ и проводить мониторинг реализации программ в сфере развития малого предпринимательства [13, с. 11].

4. Аутсорсинг — это инструмент управления, подразумевающий передачу государственными структурами некоторых функций или бизнес-

процессов на обслуживание представителям бизнеса, которые специализируется в нужной области. Аутсорсинг позволяет не только эффективно организовать сам процесс территориального программирования, но и обеспечивает работой представителей малого предпринимательства [15, c. 26].

Авторы придерживаются позиции, согласно которой обозначенные методы не могут полностью заменить текущий традиционный инструментарий стратегического планирования и устоявшиеся технологии программирования территориального развития (по факту, они и не претендуют на это), но вполне могут их дополнить. На сегодняшний день применение гибких методов управления возможно на каждом этапе процесса программмирования развития малого предпринимательства, однако лучше всего потенциал данных методов раскрывается на стадии разработки программы, а также на стадии оценки ее реализации и корректировки. Системное применение рассмотренных методов управления на регулярной основе позволит оперативно принимать грамотные управленческие решения на каждом этапе жизненного цикла программ развития малого предпринимательства.

В итоге представленная модель государственного программирования

развития малого предпринимательства позволяет:

· вовлечь все заинтересованные стороны развития территории в процесс программирования развития малого предпринимательства;

· маркировать специфику территорий, которая определяет направления и инструменты программ развития малого предпринимательства;

· может быть адаптирована под разные территориальные уровни (федеральный, региональный, муниципальный, вплоть до отдельного поселения);

· применить в методическом сопровождении гибкие методы управления процессом программирования (бенчмаркинг, форсайт, краудсорсинг и аутсорсинг), что подразумевает осуществление планирования не столько от текущего положения, сколько от желаемого будущего (перспективное/стратегическое планирование) и позволяет разработать методику формирования программ (на примере лучших практик), критериев их отбора в условиях ограниченных ресурсов и оценки качества их реализации;

· учесть весь жизненный цикл существования государственных программ развития малого предпринимательства.

Модель программирования развития малого предпринимательства не

только учитывает особенности территорий в рамках разработки программ

поддержки малого предпринимательства, но и способствует формированию методического аппарата для повышения качества управленческих решений государственных структур в данной сфере экономики.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин