Разрешение на ведение бизнеса в России

Отдельные виды хозяйственной деятельности требуют наличия лицензии. Однако государство постепенно сокращает этот список. При этом не многие предприниматели знают, нужна ли лицензия ИП? Поэтому нужно разобраться в каких случаях документ является обязательным.

Когда лицензия нужна

Основным документом, регулирующим сферу выдачи разрешительной документации, является ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ. Статья 12 закона устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию. Также предпринимателю нужно учитывать другие нормативные документы, регулирующие конкретную сферу хозяйствования.

Нужна ли лицензия ИП на строительные работы? Нет. Индивидуальный предприниматель обязан получить исключительно разрешение на строительство от саморегулируемой организации (это не относится к предоставлению отделочных и сантехнических услуг).

Нужна ли ИП лицензия на образовательную деятельность? Да. Исключением является самостоятельное обучение без привлечения специалистов на условиях трудового договора, несистематические уроки, преподавание без выдачи документа о полученных знаниях. Последнее положение относится к дополнительным кружкам и семинарам. Предприниматель, осуществляющий деятельность по танцам и вокалу, обязан получить разрешение в случае систематического обучения, подтверждаемого документом.

Бизнес в России. Что нужно знать? Плюсы и минусы

Деятельность, связанная со сбором и транспортировкой мусора, также не требует разрешения. Лицензия на отходы необходима только для работ по обезвреживанию веществ, отнесенных к 1–4 группам опасности.

Нужна ли лицензия ИП для медицинской деятельности? Да. Работа по изготовлению и реализации фармацевтической продукции, техническому обслуживанию медтехники и лечению требует государственного разрешения. Получение лицензии на услуги подобного рода невозможно без специального помещения, оборудования и документа о соответствующем образовании.

Нужна ли лицензия для ИП на аутстаффинг? С 2016 года подбирать и направлять сотрудников для работы к третьим лицам вправе исключительно организации. Следовательно, индивидуальный предприниматель должен изменить форму собственности, открыть частное агентство и пройти аккредитацию. Для найма сотрудников необходимо соответствовать требованиям ст.18.1 Закона «О занятости населения…». Получение лицензии нужно также для агентств, трудоустраивающих российских граждан за границу.

На видео: Прохождение процедуры лицензирования

Разрешение для осуществления перевозок

Нужна ли лицензия ИП для перевозки грузов и пассажиров? Законодательство обязывает хозяйствующих субъектов получать разрешительные документы при осуществлении следующей деятельности:

  • перевозка железнодорожным транспортом опасных веществ и людей;
  • перевозка пассажиров и опасных грузов внутренним морским или водным транспортом;
  • перевозка грузов или людей воздушным транспортом;
  • автоперевозка более 8 пассажиров;
  • извоз в виде предоставления услуг такси.

Грузоперевозки свыше 3.5 тонн

Предприниматель не обязан получать специальный документ для обеспечения нужд предприятия в сфере транспортировки грузов или пассажиров. Кроме того, лицензирование ИП и юридических лиц отменено для грузоперевозок свыше 3.5 тонн.

Предприниматели, желающие открыть таксопарк или лично предоставлять услуги извоза, обязаны получить соответствующее разрешение. Законодательство обязывает каждого владельца автомобиля оформить на него документ. Цена лицензии составляет от 5 000 руб. Для ее получения нужно обратиться в Министерство транспорта. Лицензия такси выдается сроком на пять лет.

Существует способ обхода законодательства путем сдачи личного автомобиля в аренду таксопарку, имеющему документ на извоз. Но подобная схема является дорогостоящей для предпринимателя. За использование разрешения потребуется ежемесячно платить ренту. Тогда как за извоз без лицензии штраф составляет 50 000 руб.

Общий порядок получения разрешений

Чтобы оформить разрешительный документ нужно обратиться в региональное управление органа, осуществляющего государственный надзор в определенной сфере. Для медицинской деятельности – Росздравнадзор. Для охранной сферы – Министерство внутренних дел.

Форма лицензии стандартная для всех видов деятельности. Она утверждена Постановлением Правительства от 2011 года. Порядок получения документа един. Обратиться в лицензирующий орган можно лично, с помощью почтовой связи или через доверенное лицо.

Документы, которые понадобятся для получения разрешения:

  • заявление;
  • заверенные нотариально копии регистрационных или учредительных документов;
  • документы, необходимые для определенной сферы деятельности (к примеру, для получения разрешения на преподавательскую деятельность нужно согласие санитарно-эпидемиологической службы, договор аренды помещения);
  • опись документов.

В заявлении указываются следующие данные:

  • полное название предприятия;
  • паспортные данные бизнесмена;
  • сведения о регистрации хозяйствующего субъекта (номер свидетельства или данные о записи в ЕГРИП);
  • контактные сведения частника, адрес;
  • ИНН;
  • сфера деятельности, подлежащая лицензированию;
  • реквизиты квитанции о внесении государственной пошлины.

Выдача разрешения

Поданные документы рассматриваются в течение 45 дней. После чего принимается решение о выдаче разрешения или об отказе в услуге.

Срок лицензии зависит от вида деятельности. Хотя в ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ указан ее бессрочный характер, это положение следует уточнить в отраслевом акте.

Если индивидуальному предпринимателю не требуется разрешение на длительный период, он вправе указать срок, на который ему понадобится документ. Продление лицензии осуществляется путем подачи заявления в региональный орган, выдающий документы.

Государственные структуры в любой момент вправе осуществлять контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов. Они могут проверить лицензию и срок ее выдачи. Штраф за отсутствие документа зависит от сферы хозяйствования. Конкретные размеры санкций указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

На видео: Лицензирование учебных центров

Понравилась статья? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье, а именно — Нужна ли ИП лицензия, проголосуйте — это анонимно и полезно для других. Может есть чем поделиться и дополнить?

Источник: biznes-prost.ru

Особенные разрешения для предпринимателей

Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета – вот вроде бы основные процедуры, пройдя которые, можно осуществлять предпринимательскую деятельность. Да, это, может быть, и верно. Но не всегда. В ряде случаев предпринимателю не обойтись без дополнительных специальных разрешений. Речь идет о получении лицензий и сертификатов на продукцию.

Читайте также:  Бизнес в топ 24

Дело в том, что если предприниматель осуществляет деятельность, требующую получения лицензии или сертификата, не имея таких разрешений, то ему грозит не только административная, но и уголовная ответственность. О том, как, когда и где получить лицензию и сертификат, вы узнаете из статьи.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на­ осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, требующих лицензии, строго определен статьей 17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никто больше. Передача данного разрешительного документа одним лицом другому не допускается.

Для получения лицензии предприниматель должен представить необходимый набор документов в соответствующий отрасли его деятельности государственный орган. Это может быть МВД России – для частных охранных предприятий, ФМС – для предпринимателей, занимающихся трудоустройством граждан РФ за рубежом, Росздравнадзор – для предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью, Ространснадзор – для предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, и т.д. (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45). Чтобы документы не потерялись, их нужно сдавать по описи, на­ которой лицензирующий орган ставит свою отметку о приеме документов.

В представляемый набор должны входить следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя с указанием лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный ­предприниматель намерен осуществлять;
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
    документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Закон № 128-ФЗ дает право помимо указанных бумаг требовать от предпринимателя копии таких документов, перечень которых определяется в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Их наличие будет свидетельствовать, что предприниматель сможет выполнить лицензионные требования и условия. Лицензирующий орган также может попросить предпринимателя представить документы, которые предусмотрены для осуществления определенного лицензируемого вида деятельности, наличие которых предусмотрено федеральными законами, регламентирующими данный вид деятельности.

В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом № 128-ФЗ и иными федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Причем он варьируется в зависимости от вида деятельности предпринимателя (ст. 333.33 НК РФ). Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании можно продлить по заявлению лицензиата.

Кстати, работой без лицензии считается:

  • осуществление деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;
  • ведение бизнеса после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
  • осуществление деятельности в период приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
  • работа после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;
  • ведение бизнеса по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;
  • необращение в лицензирующий орган за лицензией, хотя ­деятельность требует лицензирования.

Если предприниматель ведет деятельность, для которой необходимо специальное разрешение, но не получает его, то он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в соответст­вии со статьей 6.2 КоАп РФ предприниматель, занимающийся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, будет оштрафован на сумму до 2 000 руб.

Читайте также:  Как в инстаграм подключить Ватсап бизнес аккаунт

А статья 14.1 КоАП РФ предусматривает общее наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в размере до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной ­продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, установленных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, грозит предпринимателю штрафом в размере до 4 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

К подобным нарушениям относятся:

  • несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и ­реализуемой продукции;
  • несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;
  • иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ).

Если такое произошло и предприниматель работал без лицензии, нанося ущерб гражданам или организациям, то он может быть наказан штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода (своего) за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Сертификация товаров, работ, услуг

Итак, лицензию вы получили. Но оказалось, что произведенные вами продукция или услуги должны быть сертифицированы. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

Заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие ­выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить ­добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно для проверки на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона № 184-ФЗ). Его объектом может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Заявитель должен следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов, и выпускать ее в обращение только после подтверждения соответствия (п. 2 ст. 28 Закона № 184-ФЗ).

Как определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации? Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, косметические товары и т.п.

Закон разрешает обращаться в любой из аккредитованных органов по сертификации. Это важно, поскольку услуги по сертификации являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Значит, предприниматель может выбрать тот орган, где сертификацию проведут дешевле и быстрее.

Например, некоторые органы сертификации запрашивают для рассмотрения не менее 28 различных документов. В их число входят следующие:

  • заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТа Р;
  • приложение к заявке на сертификацию услуг;
  • анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли);
  • свидетельство о госрегистрации предпринимателя;
  • заключение ЦГСЭН;
  • журнал регистрации государственных проверок;
  • инструкция по охране труда;
  • график проведения инструктажа.

Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать внушительных сумм (нескольких десятков тысяч рублей), то становится ясно, что очередное благое начинание государст­венных органов превращается в тяжелое бремя для предпринимателей. Поскольку на этапе становления бизнеса (да и в ходе его функционирования) сумма расходов за сертификацию, как и сама процедура прохождения ­сертификации, не каждому предпринимателю по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответст­вовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение ­административного штрафа в размере до 1 000 руб. с конфискацией товаров.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям КоАП РФ. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, влечет наложение административного штрафа в размере до 2 000 руб.

Читайте также:  Hr бизнес партнерство это

Кроме получения лицензий и сертификатов существует еще одна необходимая процедура – проведение обязательных медосмотров среди работников. Об этом читайте в следующем номере журнала.

Источник: delo-press.ru

Лицензирование

Закон о лицензировании отдельных видов деятельности

В начале 2002 года, после вступления в силу нового ФЗ № 128 от 08.08.2001г., закон о лицензировании № 158-ФЗ, действовавший с 1998 года на территории РФ, утратил силу. Почему понадобилось принимать новый закон о получении разрешений для деятельности на территории РФ и в чем основные отличия старого и нового ФЗ о лицензировании?

ФЗ № 158 устанавливал порядок получения разрешительных санкций. Данная роль в соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности 2001 года, поручена Правительству РФ, путем утверждения Положений, относящихся к определенным видам деятельности. Важным отличием, которое способствует упрощению ведения бизнеса и снижению затрат предпринимателей на процедуру получения разрешения на ведение дел, является существенное уменьшение количества лицензируемых видов деятельности. Если ФЗ № 158 содержал на дату принятия нового закона 216 видов, подлежащих лицензированию, то в первоначальной версии ФЗ № 128 получение разрешений было установлено для 119 видов деятельности.

За 10 лет функционирования данного закона список, определяющий лицензируемые виды деятельности, существенно изменился. Его корректировка происходит благодаря либерализации российского законодательства и его гармонизации с международными требованиями. Вносятся коррективы в ФЗ тогда, когда случается очередное вступление в действие Технического регламента (ТР) по соответствующему виду деятельности. Т.к. по закону о лицензировании отдельных видов деятельности основным законодательным актом, регулирующим тот или иной бизнес в определенной сфере, является действующий ТР, где прописываются основные требования к сертификации и лицензированию.

С введением ФЗ от 2001 года лицензирование или получение разрешения на проведение работ, услуг или производственной деятельности по другим законам РФ запрещено.

При вводе в действие ФЗ № 128 начали работать правила получения разрешения для таких видов деятельности, которые раньше лицензированию не подвергались. Например, производство криптографических средств, различного рода работы и услуги, связанные с электронной цифровой подписью, работы и услуги, которые применяют огнестрельное оружие, производство табачных изделий, воздействие на геофизические процессы и другие виды.

Для того чтобы определить в настоящее время, подчиняется ли рассматриваемый Вами бизнес или планируемая деятельность закону о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо подробно изучить статьи 17 и 18 и статью 2 нового закона.

Лицензии следует получать на виды бизнеса, которые прямо названы в статье 17 закона. А прекращено действие на производства или услуги, которые перечислены в статье 18. Кроме того, в статье 2 указаны направления, на которые данный закон не распространяется.

Если деятельность попала в список статьи 2, то не на все виды распространяется правило, что лицензирование не нужно. Вид деятельности, обозначенный в этой статье, может подвергаться разрешению, если этот факт отражен в статье 18. Другие законы о лицензировании, не указанные в ФЗ № 128, считаются не действительными.

В ФЗ № 128 не произошло изменений, связанных с процедурой лицензирования, остался тот же перечень необходимых документов, которые подаются при оформлении заявки. Существенно (в два раза) увеличился срок рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении разрешения по сравнению с ФЗ № 158. Новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет органу сертификации 2 месяца на данную процедуру. Но существенно увеличился срок, в течение которого лицензия считается действительной (с 3 до 5 лет по новому закону). Лицензии на отдельные виды деятельности могут выдаваться бессрочно.

В новом законе значительно усложнилась процедура приостановки лицензии. Поводом могут служить лишь неоднократные нарушения условий лицензирования, и то часто в этих случаях законодательство предусматривает определенное время, которое предоставляется лицензиату для устранения обнаруженных в результате инспекции нарушений (до 6 месяцев). Решение об аннулировании лицензий может принимать только суд по представлению лицензиара.

Количество нарушений, которые ведут к лишению лицензии, существенно уменьшилось. В качестве причин могут выступить только те, что в случае нарушения лицензионных требований, приведут к убытку государству или обороне, ущербу здоровью, правам и интересам граждан, а также урону культурному наследию, которое негативно скажется для любого из народов России.

Если у Вас возникли вопросы — будем рады Вам помочь!

Источник: rostest.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин