Одной из целеполагающих задач развития малого и среднего предпринимательства является сохранение и создание рабочих мест, что косвенно возможно охарактеризовать, как борьбу с безработицей. Уровень безработицы является одним из важнейших экономических показателей, предназначенный оценить уровень и интенсивность социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельного региона. Изучая феномен безработицы, необходимо иметь в виду, что это один из главных факторов, препятствующих стабильному экономическому росту. Указанная данность предопределяет потребность общества в разработке различных методов борьбы с безработицей, определяя стратегические ориентиры развития, одним из которых является формирование различных форм малого предпринимательства, в частности становление и функционирование самозанятости населения, что позволит стимулировать уменьшение уровня безработицы и развитие предпринимательства в различных регионах страны.
Меры по борьбе с безработицей (ЕГЭ2020)
уровень безработицы
экономический цикл
экономический рост
налог на профессиональный доход
малое и среднее предпринимательство
меры государственной поддержки
национальные проекты российской федерации
самозанятость
1. Азаренко В.Е. Проблема легализации предпринимательской деятельности самозанятых граждан в РФ // Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 39-41.
2. Валеева А.М., Журавская Е.В., Котова О.В., Новикова Н.Ю. Инвестиционная привлекательность Свердловской области // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6(31). С. 56-59.
3. Давлетбаева А.Р., Шеина Е.Г. Самозанятость как стратегический ориентир борьбы с безработицей населения // Основы экономики, управления и права. 2022. № 3 (34). С. 14-19.
4. Инициатива «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp/podderzhka-samozanyatykh (дата обращения: 27.10.2022).
5. Киракосян C.А., Акаева Э.А. Государственная поддержка самозанятых граждан в период пандемии коронавирусной инфекции // Право и политика. 2021. № 6. С. 129-139.
6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (дата обращения: 20.11.2022).
7. Новикова Н.Ю., Котова О.В., Попова Н.И. О состоянии инвестиционной активности Свердловской области // Финансовый бизнес. 2022. № 1(223). С. 37-39.
8. Панферова Л.В., Романова Д.И. Поддержка малого бизнеса государством как одна из приоритетных задач // Oeconomia et Jus. 2020. № 2. С. 24-30.
9. Паспорт федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400533889/ (дата обращения: 11.11.2022).
10. Уровень безработицы в России составляет менее 4% – Путин // Аргументы и факты. 07 сентября 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/money/vef-22/uroven_bezraboticy_v_rossii_sostavlyaet_menee_4_-_putin (дата обращения: 18.11.2022).
Введение
В настоящее время, когда все отрасли экономики стремительно развиваются, основой прогресса являются предприятия малого и среднего бизнеса. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удовлетворяются не только потребности населения на бытовом уровне, но и с точки зрения экономических процессов на уровне национальной экономики – сохраняются существующие рабочие места, создаются дополнительные рабочие места, формируется благоприятная конкурентная среда, а также происходит рост налоговых доходов государственного бюджета [1, 8], что позволит снизить уровень безработицы в регионах страны.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи и взаимозависимости между ростом количества самозанятых граждан и уменьшением количества безработных в разрезе исследования показателей федеральных округов Российской Федерации за период 2017-2021 гг., что позволило авторам разработать комплексную модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также паспорт Национального проекта Российской Федерации «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В качестве инструментов обоснования представляемых в исследовании результатов и выводов авторами применяются такие методы, как обобщение, статистический анализ данных, мониторинг целевых показателей и моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие малого предпринимательства всегда было одной из приоритетных задач государства. Для реализации этой задачи Правительством РФ был разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целью которого является поддержка бизнеса на всех этапах его развития, в том числе, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами [4, 6].
Главными положительными моментами рассматриваемого национального проекта необходимо выделить возможность перехода на льготное налогообложение (4% и/или 6% для самозанятых), получение льготного кредита (9,25% для субъектов малого и среднего предпринимательства), возможность получения гранта на фермерское хозяйство для фермеров.
Национальный проект состоит из нескольких инициатив, одной из которых является создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами. По мнению авторов, данная инициатива является одной из самых актуальных в наши дни, что обусловлено положительным влиянием на экономику, проявляющееся в сокращении теневой сектора, увеличении доходов государства за счет налогов, сокращение официально оформленных безработных людей [4].
Для большего понимания сути федерального проекта «Поддержка самозанятых» рассмотрим основные положения из паспорта указанного федерального проекта (таблица 1).
Показатели национального федерального проекта, тыс. человек (план) [9]
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД, накопительным итогом
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД и получивших меры гос. поддержки, накопительным итогом
Финансовое обеспечение результатов, тыс. рублей [9]
Эксплуатация централизованной ИТ-инфраструктуры по внедрению подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан
Внедрена информационная система «УСН-онлайн» в целях обеспечения аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности представления налоговой декларации субъектами МСП
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и
образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки МСП и федеральными институтами
Сопровождение и эксплуатация прикладного программного обеспечения подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан
В таблице 1 представлены основные показатели реализации федерального проекта, предполагающие прирост в 31,25% и 242,86% соответственно за 3 года, в период с 2021 по 2024 гг. Стоит отметить, что плановые показатели по официально зарегистрировавшимся самозанятым, которые находятся на льготном налогообложении, были достигнуты в первый год реализации, а на 31 августа 2022 год фактические показатели превосходят плановые чуть более чем на 3,8 млн человек (5 608,198 тыс. человек против 1 800,000 тыс. человек), что свидетельствует о положительных результатах реализации федерального проекта по поддержке самозанятых.
К мерам государственной поддержки, предоставляемым данным федеральным проектом, относятся:
– предоставление микрозаймов по льготной ставке в размере до миллиона рублей сроком до трех лет;
– льготное финансирование с помощью альтернативных финансовых инструментов, к которым относятся краудинвестинговые и краудфандинговые платформы;
– дополнительный налоговый вычет (1 МРОТ) для несовершеннолетних предпринимателей;
– льготное условие регистрации на электронных торговых площадках;
– получение консультации в центрах «Мой бизнес» и прохождение образовательных программ [5].
Предоставление микрозаймов на льготных условиях должно быть обеспечено государственными микрофинансовыми организациями в период с 2021 по 2024 гг. в размере 2 000,00 млн рублей. Возможность получить дополнительный налоговый вычет у предпринимателей 16-18-ти лет появилась не с первого дня реализации проекта, а только с принятием федерального закона в 2020 году. Предполагается, что информационные услуги за 4 года, в период с 2021 по 2024 гг., будут предоставлены 140,0 тыс. человек. За пятилетний срок услугами и сервисами по продвижению товаров и услуг должны воспользоваться по меньшей мере 12 тыс. человек. Также ко всему вышеперечисленному, около 7 тыс. человек с 2020 года могут быть обеспечены обучающими мероприятиями АО «Корпорация «МСП».
На реализацию федерального проекта выделено 4 103 692,7 тыс. рублей из федерального бюджета, включающего в себя, в том числе и консолидированные бюджеты субъектов РФ (таблица 2).
Количество индивидуальных предпринимателей за 2019-2022 гг., чел.
темп прироста 2022 г. к 2021 г., %
Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше, за 2017–2021 гг., %
Российская Федерация, в т.ч.:
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Примечание: составлено авторами по данным Росстата.
Самозанятость способствует сокращению количества безработных, является одним из альтернативных способов борьбы с безработицей [2, 7]. Именно расширение этого направления сейчас продиктовано временем и новой реальностью.
Одной из поставленных задач является рост субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим статистические данные по динамике роста/снижения индивидуальных предпринимателей и проведем параллель между показателями количества индивидуальных предпринимателей и роста количества индивидуальных предпринимателей-самозанятых (таблица 3).
Несмотря на то, что наблюдается рост индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в качестве микропредприятий, количество индивидуальных предпринимателей, применяющих налог на профессиональный доход, за 2,5 года выросло более, чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что большинство граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, отдают предпочтение самозанятости, несмотря на то, что для применения данного статуса более жесткие рамки – отсутствие вторых лиц, полностью самостоятельная деятельность, ограничение по величине максимального дохода в год до 2,4 млн рублей.
В настоящее время уровень безработицы в Российской Федерации имеет нестабильную тенденцию [10]. Ниже представлены данные со статистикой уровня безработицы, согласно данных Росстата (таблица 4).
Обращая внимание на представленные данные, стоит отметить, что на общую статистику большое влияние оказывают показатели Северо-Кавказского федерального округа, так как в данном регионе фигурирует наибольший показатель уровня безработицы. По мнению экспертно-аналитического центра «Юг», такая динамика может сопровождаться высокой долей теневой экономики и неразвитой промышленностью. Показатели за 2020 и 2021 гг. можно связать с наиболее актуальной на то время проблемой – пандемией, то есть общий рост на 1,3% в абсолютном показателе связан с экономическим кризисом, возникшим из-за карантина. Относительно других годов большой процент населения, трудящихся на предприятиях малого и среднего бизнеса, потеряли работу, и как следствие возникла циклическая безработица.
Комплексная модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (составлено авторами)
В 2021 году снижение уровня безработицы можно связать с началом восстановления экономических процессов – появление новых рабочих мест, возникновение новых проектов с рабочими местами и т.д. [3].
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, авторы считают необходимым систематизировать совокупность мер государственной поддержки самозанятых и их влияние на национальную экономику посредством формирования комплексной модели развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (рисунок 1).
Необходимо отметить, что при реализации одной из положительных сторон для самозанятого населения осуществляется также положительное влияние для государства, и наоборот. Также при переходе индивидуальных предпринимателей на уплату налога на профессиональный доход возникает такой негативный момент для государства и субъектов РФ в целом, как сокращение налоговых доходов из-за разницы в налоговых ставках, хотя в абсолютных показателях доходы субъектов РФ должны балансировать за счет их увеличения от вновь зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и самозанятых.
Предпринимательство – это средний класс, который должен быть крепким и устойчивым в любой стране. Благодаря предпринимательству решаются многие экономические проблемы в регионах, например, обеспечение рабочих мест, развитие конкурентоспособности региона, что в дальнейшем может сказаться на экономическом потенциале конкретного субъекта РФ при реализации крупных федеральных проектов и/или проведения крупных инвестиционных мероприятий.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 г.
Источник: vaael.ru
Рекомендации по совершенствованию развития малого бизнеса, как способа борьбы с безработицей
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства и разработать рекомендации по совершенствованию малого бизнеса.
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.
На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.
Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных технологий. С учетом сложившейся тенденции потребность инновационных малых предприятий в инвестиционных ресурсах сверх их собственных ресурсов составит свыше 9,0 миллиардов рублей в год.
Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 200 миллиардов рублей. Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тысяч предпринимателей. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
Следует отметить, существующая ранее практика предоставления льготных кредитов через систему фондов поддержки малого предпринимательства в настоящий момент практически сведена к нулю.
Во-первых, несмотря на положения Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», предоставивших право государственным фондам поддержки малого предпринимательства выдачу кредитов малым предприятиям без получения соответствующей лицензии, настоящее положение не признается ни налоговыми, ни судебными, ни другими контролирующими органами Российской Федерации.
Во-вторых, введение в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации практически лишило возможности передавать бюджетные средства фондам поддержки малого предпринимательства для последующего предоставления их в виде займов во временное пользование малым предприятиям, тем самым, заморозив объем средств, для этого предназначенных, на уровне ранее имеющихся у фондов финансовых ресурсов.
Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг — весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала.
Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, именно в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.
Определенным барьером на пути развития лизинга оборудования в определенных случаях является существующее антимонопольное регулирование. Так при проведении некоторых лизинговых сделок и сделок купли-продажи предмета лизинга необходимо уведомлять или получать предварительное согласие Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации или его территориальных отделений. Кроме того, на участника лизинговой сделки возлагается несвойственная ему компетенция (например, быть осведомленным о процентном соотношении балансовой стоимости предмета лизинга к балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов и о суммарной балансовой стоимости активов контрагента). Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем развития малого предпринимательства в России является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки
При этом необходимо отметить, что эта проблема является значимой прежде всего для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.
Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Продолжают оказывать существенное негативное воздействие на деятельность предприятий малого предпринимательства органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни.
Анализ имеющей в последние три года место практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, выявляет многочисленные противоречия в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого предпринимательства, непоследовательность и несбалансированность упрощенных систем налогообложения, отсутствие единой методологии в определении базовой доходности и свидетельствует о необходимости серьезного реформирования применяемых систем налогообложения малого предпринимательства.
Для большинства малых предприятий и, тем более, предприятий с числом занятых в 2-4 человека, ведение бухгалтерии и отчетности в их нынешнем виде является трудноосуществимым. В 2001 году в связи с введением второй части Налогового кодекса, объем отчетности возрос еще больше. Однако упрощенная система налогообложения, учета и отчетности свидетельствует, что данная система резко ограничивает круг малых предприятий, которые могут ее использовать — из-за низкого предела численности работающих и необходимости ежегодного прохождения процедуры получения патентов.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности в ряде субъектов Российской Федерации привёл к установлению дискриминирующих режимов налогообложения для малых предприятий. Принцип расчета налога создает значительные сложности для многопрофильных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих несколько видов деятельности, которым приходится применять различные системы налогообложения.
Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных). В то же время, имеет место порочная практика установления «вилок» на размеры налагаемых на предпринимателей штрафов по усмотрению представителей фискальных органов.
Несовершенство налоговой системы усугубляется, как уже было сказано, чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий носит противоречивый характер. Ни один из действующих законодательных и нормативных актов не имеет четкого и продуманного механизма реализации. Невыполнение государством принятых им же решений порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса.
Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления частнопредпринимательской деятельности.
Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.
Однако даже решившее завершить предпринимательскую деятельность малое предприятие не в состоянии сделать это юридически корректно. Действующим законодательством установлена излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.
Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности.
Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий малого предпринимательства.
Совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства лежит в одном русле с проблемой обучения. Проведенные исследования свидетельствуют о неразвитости системы информационной поддержки малых предприятий.
На рынках доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о том, кто хочет купить (продать) производимые товары или услуги. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе — льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.
В современном обществе успех предпринимателей на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции (товаров и услуг), в огромной степени определяется достигнутым уровнем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. В условиях конкурентной борьбы только тот, кто обладает наиболее полной информацией, способен принимать эффективные решения, обеспечивающие в конечном итоге стабильное развитие и успех.
Другой причиной того, что на малых предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств.
Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей. При этом малые предприятия являются наиболее эффективными объектами для развития научных изысканий.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в силу отсутствия у предприятий собственных и привлечённых средств, труднодоступности заемных средств, отсутствия системы гарантирования высоко рискованных научных проектов, низкого спроса на научно-техническую продукцию.
Кроме того, к основным причинам, мешающим динамичному развитию инновационного предпринимательства относятся: не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция. В целом, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал негосударственного сектора экономики используется крайне нерационально.
В результате в настоящее время 30% предприятий использует оборудование произведенное еще в СССР, а еще 49% — произведенное в России после 1991 года. Это даёт основание половине опрашиваемых предпринимателей считать, что низкий уровень материально технического обеспечения малого предпринимательства является серьёзной или даже первостепенной проблемой. Используемые субъектами малого предпринимательства помещения (офисные, складские и производственные) более чем в половине случаев арендуются.
· Усложненный порядок оформления аренды земельного участка, связанный с большими временными и материальными затратами, регулируемый как на федеральном, так и на региональном уровне, высокая стоимость аренды и выкупа помещений, усложненная процедура регистрации прав на нежилые помещения также сдерживают предпринимательскую активность.
Между тем, для кооперации малого и крупного бизнеса имеется многочисленные возможности, которые одинаково выгодны обоим партнерам. Однако, например, такой действенный механизм взаимодействия, как франчайзинг сегодня в России используют только иностранные компании (Кока-Кола, Пицца-Хат, Макдональдс и другие). Интеграция между российскими крупными и малыми предприятиями в таком виде отсутствует.
Если для малых промышленных предприятий целесообразность взаимодействия с крупными предприятиями очевидна, то руководители крупных предприятий далеко не всегда видят в этом для себя выгоду. Сказывается многолетняя и в целом оправданная объективными экономическими условиями тенденция максимально ориентироваться на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию.
Таким образом, в сегодняшних условиях инициатива крупного предприятия по взаимодействию с малым бизнесом может в подавляющем числе случае свестись лишь к двум вариантам: учреждению дочернего малого предприятия или к инкорпорации малых предприятий в свои структуры.
Отсутствие взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предпринимателей перспективы роста и развития.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
Итак, из существующих на сегодняшний день проблем развития малого предпринимательства, можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию развития малого бизнеса как способа борьбы с безработицей:
- · Открыть доступ предпринимателей к кредитам — значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий.
- · Оптимизировать налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократических барьеров).
- · Пересмотреть нормативно правовые документы, регулирующие социально — трудовые отношения в Российской Федерации, ( социальная защита наемных работников малых предприятий).
- · Обеспечить информационной поддержкой малые предпринимательства и решить проблемы с подготовкой переподготовкой и повешением квалификации кадров для малых предприятий.
- · Усовершенствовать систему страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких производств.
- · Повысить низкий уровень материально-технического обеспечения малого предпринимательства
- · Кооперация малых предприятий между собой и с крупными предприятиями, это способствовало бы решению многих проблем, в частности, проблемы развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.
- · применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
- · оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешне экономической деятельности.
К сожалению, недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Источник: vuzlit.com