— «В школе я сам учился плохо, но хочу, чтобы ребенок был отличником», — с этими словами бизнесмены ведут детей в школы раннего развития, торопятся усадить их за парты. Количество занятий набирает обороты: взрослые теряют покой и деньги, а малыши — волшебство детства.
К ребенку родители подходят как к бизнес-проекту. На годы вперед составлены стратегические планы: лучшая школа развития, самый продвинутый учитель по английскому, педагог по музыке, тренер по фехтованию, танцевальные классы. Амбиции зашкаливают.
Вкладывают в развитие малыша деньги и хотят скорейшей отдачи. «Жду от дочери хороших оценок и побед в олимпиадах, а их все нет! С трех лет занимаемся. » — негодует мама одиннадцатилетней Оли. Не получая результата, думают, что с ребенком что-то не так. Детский «бизнес-проект» ставится под угрозу. «Надо спасать будущее сына и дочки!» — начинаются суматошные показы отпрыска психологам, врачам, учителям.
Жизнь по плану
Педагоги, в свою очередь, с лозунгом «Ваш ребенок станет вундеркиндом!» делают упор на развитие логики. До фанатизма доводят навык раскладывания по полочкам. Детей, как обезьянок, «натаскивают» на различные алгоритмы, схемы действий и забывают о творчестве.
Первый бизнес проект в 6 лет — Как ребенок может заработать деньги?
Те, конечно, смогут потом учиться на «отлично», но работать — только как рядовые специалисты-исполнители. А уж вести свой бизнес — не про них. Они не умеют принимать нестандартные решения в сложных ситуациях.
Да еще и дело выбирают не по собственному желанию — какая тут мотивация? На днях разбирали ситуацию: родители мечтают, чтобы сын был выдающимся экономистом, закончил ВШЭ и далее по плану мамы — стал ректором этого вуза, а по плану папы — уехал работать и жить в Америку. Неплохие планы. Правда, мальчик мечтает стать ветеринаром и из Кирова уезжать не собирается.
За каждую тройку по алгебре родители «выедают ему мозг», а все пятерки по химии, зоологии не замечают. В итоге любой разговор в семье переходит на крик и упреки.
Каждому — «поле побед»
Так что же вы хотите? Чтобы ваши мечты реализовались или чтобы ребенок стал успешным? Если все-таки последнее, тогда с ранних лет создавайте ему «поле побед». Неважно — ручку он правильно взял, встал у доски и ответил под ободряющий взгляд первого учителя. Главное, чтобы почувствовал, что он может это сделать сам.
Учеба — это не единственная цель. Вспомните наше детство, когда учились в школе рядом с домом, играли с друзьями во дворе, ходили в походы и на рыбалку. Все было без «плана». И выросли достойными, и нашли себя в жизни. Кстати, Илья Муромец до 33 лет сидел на печи, а потом встал и пошел Русь охранять.
И, если верить былинам, был неплохим защитником. Так что смело разрушайте придуманные кем-то планки, у каждого на дистанции жизни свои нормативы.
Источник: bk43.ru
Родительский сценарий. ребенок как бизнес-проект
Прогуливаемся по парку с хорошей знакомой. Обе с детьми. Только мои дети бегут где-то впереди, собирая по пути турники и качели, а ее ребенок уютно свернулся в мамином животике. Она светится от ожидания. И с упоением рассказывает о подготовке к предстоящему событию.
Отцовство как бизнес-проект. Предисловие
Уже изучена куча сайтов, прочитаны сотни отзывов, выбраны самая лучшая коляска, автокресло, стульчик для кормления. Уже по рекомендациям найден лучший врач в роддоме, лучший педиатр, который ходит к пациентам прямо на дом, лучший массажист, лучшая школа раннего развития, лучший педагог по английскому и тренер по теннису… Я смотрю на круглый животик, и зреет у меня вопрос к пузожителю, захочет ли он заниматься теннисом?
– Еще обязательно нужно будет отдать его на танцы! Это же осанка, выправка, способность к самопрезентации! – вдохновенно-радостно закончила свой рапорт моя знакомая.
Танцы? Я подавляю усмешку. У меня есть своя история про танцы для сына…
В прежнюю нашу встречу, год назад, эта же знакомая рассказывала мне об учебе на курсах МВА, о стратегическом менеджменте и о развитии бизнеса. С теми же интонациями, что сейчас, – о лучшем педагоге по английскому и тренеру по теннису, и у меня невольно зародилась ассоциация: ребенок – это еще один мамин бизнес-проект.
Но к ребенку нельзя применять тот же подход, что при бизнес-планировании. Ребенок приходит в этот мир вовсе не для того, чтобы оправдывать наши надежды и жить по нашему плану. У него свои задачи на эту жизнь. В этом смысле ребенок не наше продолжение, а самостоятельная личность. Родительские амбиции относительно того, каким ребенок должен быть, мешают рассмотреть, какой ребенок есть на самом деле.
А моя знакомая тем временем рассказывает, что через шесть лет хорошо бы переехать жить в район одной престижной гимназии, где учатся дети ее приятельницы. Очень хорошая гимназия.
– Ты как школу для старшего выбирала?
Ее вопрос, неожиданно прервавший монолог, выбил меня из состояния медитативного слушания. Я вдруг на мгновение почувствовала вину за то, что так беспечно подхожу к планированию будущего своих детей.
– По принципу близости к дому. Меня очень устраивает, что школа находится прямо во дворе. Сын с первого класса самостоятельно ходит на занятия.
– Но учителя-то ты выбирала?
– Нет. По жизни ребенку будут встречаться разные люди. Разные учителя в школе, разные преподаватели в колледже или институте, разные работодатели. И требования у них будут разными, и характеры. Я же не смогу всю жизнь выбирать ему окружение.
Моя задача – научить сына устанавливать контакт и налаживать отношения с любыми людьми. К тому же лучший педагог, как и лучшая школа, – вовсе не гарантия успехов в учебе. У любого учителя в классе есть успевающие и отстающие.
– Но что же тогда делать, чтобы ребенок был отличником?
– А зачем обязательно быть отличником? Лично я ориентирована на эмоциональное благополучие. В этой школе, с этим педагогом, в этом детском коллективе моему ребенку хорошо, комфортно. Если вдруг станет плохо – буду думать, что менять. Относительно успеваемости… Есть у меня мнение, что в большей степени это зависит от усилий родителей, а не от учителя.
Моя знакомая помолчала. Потом задала вопрос, касающийся раннего этапа моего родительства.
– А школу развития ты как выбирала?
– Никак. Мы и не ходили. Я – ленивая мама. Мне было лень с утра будить ребенка, везти на занятия. Куда приятнее проснуться, когда захочется, спокойно позавтракать, без спешки собраться на прогулку в ближайший парк.
Проводить эксперименты с песком, считать шишки, выкладывать палочки по возрастанию, кормить белок.
– Ходит на айкидо.
– А почему именно айкидо?
– Потому что ребенку там понравилось. Сам выбрал. Начинали с фигурного катания, но через месяц тренировок Арсений наотрез отказался выходить на лед.
– И ты не стала настаивать?
– Нет. Зачем уговаривать ребенка заниматься тем, что ему не нравится, если можно найти то, что ему по душе, куда он будет ходить с желанием. В музыкальной школе мы прозанимались полгода – ушли. Еще был кастинг в балетную школу. Моего семилетку гнули, тянули, выворачивали ему стопы, а потом сказали, что у него есть данные для балета и мы можем приходить на занятия.
Я обрадовалась, как будто меня приняли. Мечта детства. Кстати, фигурное катание это тоже мечта детства. В городке, где я жила, не было ни балета, ни фигурного катания. Но Арсений быстро опустил меня на землю: «Мама, ты хотела, чтобы я сходил на кастинг? Я сходил. Но балетом я заниматься не буду».
А я-то уже видела себя в зрительном зале, со слезами умиления на глазах любующуюся сыном. Это был мой сценарий. Который не совпал со сценарием сына.
– Ну, не знаааю, – скептично протянула знакомая. – Меня вот родители заставляли ходить в музыкальную школу. Я ее через «не хочу» окончила, но сейчас очень им благодарна, что они научили меня не отступать, преодолевать трудности.
– Благодарность родителям – это хорошо. Но учиться преодолевать трудности, брать новые высоты можно и занимаясь тем, что тебе нравится, что ты сам выбрал. Тогда и настроение другое, и сил больше, и совсем другая мотивация. Время – слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на то, что хотят от тебя другие. Ты сейчас играешь на инструменте?
– Поешь? Дома или в караоке-клубе?
– А чем бы ты стала заниматься в детстве, если бы ушла из музыкалки?
Знакомая задумалась. Взгляд стал отрешенным, обращенным в прошлое.
– Я бы пошла в художественную школу. Там тогда был недобор, моя подружка пошла и позвала меня с собой. Но в двух школах, музыкальной и художественной, одновременно было нереально учиться. Расписания занятий совпадали. Родители настояли на музыкальной, потому что я туда уже несколько лет отходила: «Нельзя бросать начатое!»
– А с чем сейчас связана твоя деятельность?
– Ты же знаешь! Рекламная полиграфия, сувенирка.
– Знаю. Я просто хотела, чтобы ты это сама сказала и сопоставила. Что ближе к твоему нынешнему бизнесу: музыкальная или художественная школа?
Знакомая помолчала. А потом, прищурившись, задала провокационный вопрос, надеясь, вероятно, разрушить мою теорию свободного выбора:
– А ты чем в детстве занималась?
Вот скажу «психологией», и она меня поднимет на смех. Нет, конечно!
В моем детстве был школьный кукольный театр. Мы ходили с представлениями по детским садам, показывали малышам сказку о правилах дорожного движения. Тогда я мечтала, что когда-нибудь приду в садик уже не в роли мамы непослушного лисенка Огнехвостика, а в роли воспитателя.
Что еще? Танцевальный кружок при ДК. Выступали на детских праздниках. Все зимние каникулы работали на елках, водили с малышами хороводы. И вот эти хороводы с малышами мне нравились даже больше, чем кружение на сцене.
Художественная школа. Особенно нравилось не классическая живопись, а декоративно-прикладное искусство. Нравилось осваивать разные техники, использовать разные материалы. Это мне потом очень пригодилось при работе с детьми в оздоровительном лагере, детском саду и даже в колледже, потому что среди студенческих групп периодически устраивались конкурсы стенгазет, агитационных плакатов, разных поделок.
Но художественной школе я благодарна не только за это. В процессе обучения у меня сформировалось чувство композиции, рисунка. Впоследствии к этому добавились знания из области психологии, и теперь с детских рисунков я могу «считать» эмоции ребенка. И могу провести коррекцию его эмоционального состояния, рисуя вместе с ним.
Я также умею «читать» коллажи взрослых, обнажающие проблемы, о которых взрослые вслух не говорят, потому что не хотят или (чаще) сами не замечают, что в какой-то области жизни наметился явный перекос. Не знаю, была бы я сейчас так влюблена в арт-терапию, если бы не художественная школа.
Когда-то я бросила лыжную секцию. Потому что медленней всех бегала. И баскетбол. Потому что постоянно боялась, что мяч попадет мне в голову. Надо ли было мне тогда преодолевать страх или продолжать бегать на лыжах, вместо того чтобы ходить в художественную школу?
Было бы сейчас моим клиентам, приходящим за помощью психолога и арт-терапевта, лучше от того, что я когда-то научилась неплохо играть в баскетбол?
Ну и в качестве последнего аргумента я рассказала знакомой про мою воспитанницу Дашу. Дашина мама еще до рождения дочки решила, что та обязательно станет гимнасткой, и непременно чемпионкой. И тоже нашла лучшего тренера. Но тренер посмотрел на Дашу и сказал, что девочка для гимнастики полновата.
Взглянув на расстроенную маму, он добавил, что девочка может еще похудеть, и пригласил прийти через полгода. Мама решила «похудеть» дочку. И мне, как воспитателю группы, в которой «надежда российской гимнастики» проводила по десять часов пять дней в неделю, было поручено следить за ее рационом. «Никаких добавок! Никакого хлеба!
Не давайте ей булки и печенье на полдник!» А Даша слезно просила хлеба… И она не любила шумных подвижных игр. Медлительная, мечтательная, она любила рисовать красками восхитительные для ее возраста картины. Через полгода Даша не похудела, несмотря на строгий рацион. А я все это время целенаправленно акцентировала внимания мамы на рисунках дочери: «Посмотрите!
В этом возрасте далеко не все дети рисуют сюжетные картины. Обычно лист хаотично заполняется каляками-маляками, и дети даже не разбирают, где верх, где низ. Посмотрите! Она экспериментирует с красками! Она сама дошла до того, что их можно смешивать. Даша может рисовать с утра до вечера. У нее ярко выраженные способности к рисованию. Ее надо развивать в этом направлении».
Хорошо, что мама прислушалась. У Даши появился шанс стать талантливым художником, а не посредственной гимнасткой.
– Ой, не факт, – скептично заметила моя знакомая. – Совсем не факт, что девочка станет талантливым художником. Может, она вообще через год рисовать бросит.
– Может быть. Но этот год она будет заниматься тем, что ей нравится, к чему лежит душа, к чему есть способности. Будет расцветать от успехов, а не думать, что она хуже всех, занимаясь гимнастикой. Ребенок быстрее и гармоничней развивается через то, что ему нравится. А приобретенные навыки все равно останутся с ней и, возможно, пригодятся в другой деятельности.
– Нельзя же всю жизнь заниматься тем, что нравится!
– А разве ты бы этого не хотела? Разве во взрослой жизни мы не к этому стремимся, подыскивая себе работу по душе?
Понятно, что в жизни ребенка есть обязательная школа с обязательной программой. Но дополнительное образование пусть будет по устремлению души.
Знакомая погрузилась в молчание. Молчание – хороший знак. Это значит, происходит внутренняя работа. Конечно, она еще не готова согласиться со мной и отказаться от своего нового бизнес-проекта под названием «Мой чудо-ребенок». Но, с другой стороны, я не услышала категоричного протеста. А значит, у пузожителя появился шанс на свободу выбора. Малыш, я ничего не имею против тенниса.
Но только если ты сам захочешь.
Воспитание в ребенке самостоятельности невозможно без признания его личностью, без признания его права на самоопределение: чем он будет заниматься, что ему будет нравиться, во что он будет верить.
Самостоятельность и родительский перфекционизм
Дети становятся самостоятельными не раньше, чем мама задушит в себе перфекциониста.
– Привет! Проходи, сейчас будем пить чай. С минуты на минуту чай из магазина придет, – шучу я.
– Ты пользуешься услугой доставки продуктов?
– Да, с тех пор как сын подрос и пошел в школу, пользуюсь. Ребенка в магазин отправила.
– Серьезно? А я вот не готова к тому, чтобы посылать своего одного за покупками.
– Да я и мужа не отправлю одного. Он же купит не то, что нужно. Я всегда сама за продуктами езжу. Муж рядом ходит, только чтобы пакеты носить.
– Я же лучше знаю, что нужно.
– Так объясни, что тебе нужно.
– Ой, объяснять долго. Понимаешь, я пробовала поначалу, но проще самой. Я могу сказать, чтобы купил колбасу вот с таким названием, вот такой фирмы. А ее не окажется. И тогда нужно выбрать другую. Он будет звонить и спрашивать, какую брать.
И начнет долго перечислять ассортимент. «А что в составе? – спрошу я. – А срок годности? А цена?» Меня это утомляет.
– Могу представить… Полагаю, это утомляет не только тебя. Муж, наверное, тоже предпочитает, чтобы ты сама ходила.
– Да! Он же вообще к этому не приспособлен! Сколько раз за маслом посылала, столько раз не то приносил! То процент жирности не тот, то срок годности уже вот-вот закончится, то вообще не масло, а спред растительный, то хорошее, но по такой цене! Ну, неужели ты, говорю, цены не запоминаешь, чтобы сравнить и понять, что это очень дорого?
– А к чаю у тебя тоже определенные требования?
– Конечно. Если я и отправляю мужа в магазин за чаем, то только с фотографией упаковки на телефоне!
– А если именно этого чая не окажется, муж будет тебе звонить, как с колбасой?
– Слушай, я отправила сына в магазин, попросив купить любой черный чай. И я сильно сомневаюсь, что это будет именно тот чай, что на фотографии в телефоне твоего мужа. Как быть? Ты не станешь его пить?
– Глупости. Конечно, стану. Я же в гостях, я готова к тому, что у тебя не будет моего любимого чая.
– Вот и я готова к любому чаю. Поэтому смело отправляю сына за покупкой. Если он купит чай не в пакетиках, а листовой, ничего страшного – узнает, в чем разница и как заваривать листовой. Если купит не черный, а зеленый или каркаде, узнает, что бывает и такой чай, узнает, что чай может отличаться по вкусу. Тоже хорошо – определится, какой ему больше нравится.
Любая покупка – это жизненный опыт. Когда я прошу купить рафинированное растительное масло, я готова к тому, что в итоге он принесет нерафинированное масло. Будет повод обсудить с сыном разницу. Если я прошу купить стиральный порошок-автомат, а он принесет из магазина порошок для ручной стирки, я смогу это пережить, это не критично, просто объясню разницу.
В следующий раз, покупая порошок, ребенок будет внимательнее. Если купит что-то совсем ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности – спокойно обсудим, сделаем из этого выводы.
– Но на это же лишние деньги тратятся. Я не могу так спокойно реагировать.
– А я фокусируюсь на том, что приобретается. Приобретается опыт. Он тоже имеет цену.
Я готова к несовершенствам и ошибкам своего сына (и своим собственным). На ошибках учатся. Но только если при этом отсутствует критика. Критика, особенно если она грубая, насмешливая, унизительная, способна блокировать любую активность. И да, чтобы спокойно относиться к «неидеальным» покупкам, важно сначала задушить в себе перфекциониста.
Перфекционизм конфликтует с самостоятельностью не только в покупках. У перфекциониста все должно быть идеально. Или хотя бы близко к этому. Доверить помыть пол ребенку? Нет. Пол же грязным останется. Пропылесосить? Нет, ребенок только середину комнаты пропылесосит, а под кровать не заглянет. Уж лучше я сама. Уроки сам сделает?
А если ошибка?! Потом придется переписывать. Я буду рядом, я буду смотреть, как он буквы выводит. Посуду из посудомойки выгрузить? Нет, он неправильно тарелки расставляет. Не параллельно друг другу и по размеру не сортирует. Игрушки? Я сама приберу. Только я знаю, как их правильно рассортировать. Он опять динозавров с солдатиками в кучу смешает.
В прошлый раз с папой прибирали и все перепутали. Я потом за ними повторно все сортировала. Вот как можно детали от трех разных конструкторов свалить в одну коробку?! И машины все в одну кучу. Уж сколько раз объясняла, что гоночные от грузовых нужно отдельно складывать. Никто не может навести порядок такой, какой мне нужен.
Поэтому я сама.
А если мама всегда сама, то у ребенка нет пространства для проявления самостоятельности.
Источник: lektsia.com
Воспитание ребёнка, как бизнес-проект
В последние годы бизнес стал занимать умы миллионов наших соотечественников. Как тех, которые сидят у власти и которым порой нечем заняться, кроме как производить на свет более чем странные законы для изумлённого населения, так и тех, кто собственно и является тем самым изумлённым населением, пытающимся выжить.
И вот, как в известном мифе о царе Мидасе, благодаря нашим удивительным чиновникам, у нас в стране всё превращается в бизнес: медицина, образование, кино, литература. Буквально всё охвачено бизнесом. Возникает закономерный вопрос: а что бы такого ещё охватить бизнесом? Отвечаю. Осталось превратить в бизнес воспроизводство и выращивание народонаселения.
И вот именно сегодня ночью мне приснился сон, в котором в законченной форме сформировался сей, не побоюсь этого слова, гениальный бизнес-план.
Итак, рассмотрим вопрос воспитания ребёнка с точки зрения бизнеса.
Ребенок — это долгосрочный проект. Для воспитания ребёнка нужны некоторые активы, а именно:
Детская комната — часть основных средств, отчуждению и продаже не подлежит. Коляска, автокресло, стульчик для кормления — это оборудование, не входящее в основные активы, то есть, его можно потом сбыть на вторичном рынке, с учетом износа — по остаточной стоимости. Горшок — неликвидное оборудование, подлежащее списанию и утилизации.
Детская одежда, учебники — материальные активы, которые можно частично реализовать на открытых торговых площадках, а частично превратить в имиджевый ресурс в качестве подарков знакомым или путём передачи на благотворительные цели. Подгузники, детское питание, тетради, ручки — это всё расходные не восполняемые материалы.
Изрисованные обои, разбитые тарелки, порезанные занавески и прочие побочные продукты детской жизнедеятельности внесём в статью не застрахованных форсмажорных ситуаций.
А всякие «уси-пуси, ляси-тряси» и «кто тебя обидел, как дела в школе?» относим к нематериальным активам, которые каждый оценивает по своему разумению.
Когда ребенок вырастает, сводим дебет с кредитом, разумеется, выявляем отрицательное сальдо и — вуаля! — признаём процесс реализации данного проекта убыточным. Затем изымаем из пользования субъекта воспитательного процесса жилую площадь и через суд взыскиваем с него же компенсацию за долгосрочную аренду и причинённый ущерб в целях оздоровления финансового климата на производстве.
Ничего личного, детка, просто бизнес!
P.S. Если же кто захочет воспользоваться этой идеей, то напоминаю о законе об авторских правах!
Задолго до своего рождения новый россиянин становится объектом бизнеса нашего загнивающего капитализма.
С поддержкой темы.
И не дай бог вся эта муть на семью перекинется. Я много американских фильмов и сериалов посмотрела, и меня всегда удивляло такое отношение к детям: исполнилось 18 лет, уходи. Я против того, чтобы дети жили с родителями до 40 лет, но в 18.
Спасибо Вам за отклик.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru