Одной из основных движущих сил для развития экономики регионов являются предприятия малого и среднего бизнеса. Именно они дают возможность совершить большой рывок вперёд и укрепить экономическую ситуацию рассматриваемого рынка.
Особенностями данных предприятий являются высокая мобильность, быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, восприимчивость к новациям, а также тем, что для их организации и функционирования требуется небольшое количество ресурсов. Следует отметить, что предприятия малого и среднего бизнеса являются наиболее востребованными не только в период благоприятного развития экономики, но и в период кризиса. Это связано с тем, что именно эта часть предпринимательства способна оказать благотворное влияние на экономику и социальное развитие регионов. Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются основой для региональной экономики. Но следует отметить тот факт, что уровень состояния среды малого и среднего предпринимательства в каждом регионе различный и имеет как положительные, так и отрицательные тенденции.
«Рабочая группа». Как масштабировать бизнес из регионов. Разбираем бизнес сувениров и подарков.
Объекты и методика исследования
В качестве объектов исследования выступают предприятия малого и среднего бизнеса Амурской области. Методика исследования заключается в рассмотрении структуры малых и средних предприятий; сравнительном анализе их деятельности на территории региона; сравнении и группировке основных показателей данных предприятий, отражённых в статистических источниках; выявлении основных причинно-следственных связей формирования условий, в которых находятся малые и средние предприятия на текущий момент, и основных проблем, препятствующих их нормальному функционированию на территории Амурской области.
Амурская область характеризуется рядом факторов, оказывающих, в целом, положительное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства. К этим факторам следует отнести: большой ресурсный потенциал, достаточно развитую транспортную инфраструктуру, которая позволяет осуществлять транзитные перевозки между странами АТР (в первую очередь, КНР), западными районами России, имеет два собственных речных торговых порта.
Одновременно с этим большая степень зависимости региона от государственной поддержки, слабо развитая инфраструктура, недостаток трудовых ресурсов, низкая покупательная способность большей части населения, отдалённость от дешёвых источников энергии, и как следствие, высокие энергетические и транспортные тарифы, значительно снижающие конкурентоспособность производимой в области продукции, отрицательно сказываются на перспективах экономического развития территории.
В целом, если характеризовать эволюцию предпринимательской деятельности в Амурской области, то следует отметить тот факт, что её становление и развитие изначально не имели одинаковых стартовых условий и проходили в недостаточно благоприятной обстановке по отношению, например, к западным регионам РФ. Так, в вышеуказанных регионах были в более значительной степени развиты такие наиболее привлекательные для предпринимателей отрасли, как пищевая и лёгкая промышленность, сфера услуг и др., сформирована и действовала производственная инфраструктура, и существовал ряд других факторов, которые повлияли на производство и реализацию конкурентоспособной продукции. Да и отношение органов государственной власти РФ в большей степени направлено на поддержку предпринимательства тех регионов, которые максимально приближены к центру. Амурская область, впрочем, как и другие регионы ДФО, рассматривалась как нечто незнакомое и очень далёкое.
Наталья Зубаревич — регионы России год спустя
Следует заметить, что малый и средний бизнес на территории рассматриваемого региона развивался не в отрыве от того, что происходило в России и, следовательно, те проблемы, которые характерны для аналогичных российских предприятий, не обошли стороной амурские предприятия. К ним относятся: высокие налоги и несовершенство системы налогообложения, несовершенство нормативно-правовых основ со стороны государственных органов, отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и другие факторы, характерные в целом для России. Но нам хотелось бы обратить особое внимание на моменты, которые в большей степени осложняют жизнь субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области.
В рамках проведённой работы по анализу деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Амурской области была выявлена интересная особенность, характерная, на наш взгляд, для рассматриваемого региона. Она заключается в том, что присутствуют отрицательные моменты, препятствующие развитию данной группы предприятий, которые при детальном рассмотрении могут являться позитивной основой для развития данного вида бизнеса на территории Амурской области. В частности, территория региона максимально приближена к КНР. Приближённость к Китаю создаёт одновременно и сложности, и возможности для развития малого и среднего предпринимательства в области. Проблемы в основном связаны с высокоразвитой производственной базой и одновременно с этим — низкими ценами на потребительские товары и товары производственно-технического назначения в КНР, что делает неконкурентоспособной аналогичную продукцию нашего региона, в первую очередь, по ценовому фактору.
С другой стороны, данная ситуация даёт определённые преимущества для формирования и развития некоторых отраслевых направлений деятельности малого и среднего предпринимательства в области (в частности, торговли, туризма, а также отдельных видов производственной деятельности).
Особенность, которая сдерживает развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в Амурской области и является явным региональным фактором — это отдалённость от центра России. Как мы уже говорили выше, такая отдалённость формирует неравные условия для развития регионов, максимально приближённых к центру и значительно удалённых от него. Основные производственная, технологическая, научная базы располагаются в центральных регионах России, что, естественно, тормозит развитие в большей степени производственного и инновационного предпринимательства в Амурской области.
По данным Амурстата, в 2008 г. в Амурской области действовало 96 средних предприятий, 6456 малых предприятия, 5194 микропредприятий (без учёта сельскохозяйственных микропредприятий), 22964 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2009 г. в Амурской области в общем числе действующих хозяйствующих организаций малые предприятия составляют 42%, а средние предприятия — 1%. На сегодняшний день в сфере малых предприятий работает каждый шестой из числа занятых в экономике области. Малыми предприятиями оказывается 18,0% объёма платных услуг населению, 24,8% оборота розничной торговли. Доля средних предприятий в общем объёме платных услуг составила 0,8%, в обороте розничной торговли — 5,5%.
К сожалению, в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует потребностям экономики области. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их возможностей в формировании валового регионального продукта. По-прежнему низкой остаётся доля малых предприятий в ВРП, в 2008 г. по области он составил 8,0%.
Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии составила 8 человек, на малом предприятии
(без микропредприятий) — 33 человека, на среднем — 110 человек.
Эти данные очень наглядно характеризуют экономическую ситуацию в Амурской области. Мы видим, что в экономике области преобладают малые предприятия, имеющие небольшое количество работников и не оказывающие большого влияния на формирование ВРП.
В этой связи следует заметить, что основной задачей регионального малого и среднего бизнеса является забота о своей собственной сохранности. Основная цель их деятельности — не стать банкротами.
Вследствие этого предприятия малого и среднего бизнеса лишены возможности эволюционировать из малых в средние, а затем и крупные бизнес-структуры и остаются в сфере своей первоначальной деятельности. Отсюда у данной группы предприятий отсутствует всякое стремление к развитию. Малая численность работников этих предприятий также предполагает, что масштабы деятельности этих фирм невелики. Следовательно, у крупных компаний нет никакого желания развивать кооперационные связи с такими малочисленными и неэффективными предприятиями. Соответственно, интеграционные связи между крупным, средним и малым бизнесом в регионе практически не сформированы, и на текущий момент мало положительных предпосылок для их формирования.
Низкий уровень развития экономики Амурской области в советский период, её специализация — всё это повлияло на сложившуюся отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства. Те преимущества, которыми обладает Амурская область (значительные площади, которые можно использовать для сельхозугодий, богатейшие природные ресурсы), повлияли на то, что в большей степени она рассматривалась как аграрный регион и источник различных природных ресурсов.
Данная тенденция сохраняется и до настоящего времени. Если посмотреть на отраслевую структуру малых и средних предприятий Амурской области, представленную на рисунках 1 и 2, то можно наглядно убедиться в этом. Преобладание малых и средних предприятий наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли. Данная отрасль занимает одну из ведущих позиций среди других отраслей, распространённых в Амурской области. Столь высокие показатели развития этой отрасли обусловлены тем, она является традиционной для региона.
Кроме того, общеизвестно, что торговля — это отрасль, которая обеспечивает быстрое получение прибыли и не требует таких финансовых вливаний, как, например, производство и сельское хозяйство. Что касается сельского хозяйства — отрасли, которая обеспечивает продовольственную безопасность региона, то показатели удельного веса малых и средних предприятий невелики. Но следует отметить тот факт, что несмотря на это прослеживается небольшая положительная динамика по развитию предприятий данной отрасли. Увеличение количества этих предприятий на территории Амурской области обусловлено тем, что она является традиционной для региона.
Серьёзнейшей проблемой, сдерживающей развитие предприятий малого и среднего бизнеса в области, является уровень регионального государственного менеджмента. Так, с целью создания правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства в Амурской области принята областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области в 2008-2010 годах». На 2008 г. в соответствии с Законом «Об областном бюджете на 2008 год» на выполнение областной программы поддержки предпринимательства было предусмотрено 13790 тыс. руб., выполнение за отчётный период составило 4043,07 тыс. руб., или 29% к годовому лимиту. То есть было выделено 467 руб., а фактически получено 137 руб. в пересчёте на 1 предприятие и 1 предпринимателя.
На финансовую поддержку предприятий малого и среднего бизнеса выделено 2066,45 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета — 1423,57 тыс. руб., федерального бюджета — 642,88 тыс. руб. На реализацию областных мероприятий из областного бюджета выделено 1882,36 тыс. руб. Но это также ничтожно малые суммы, которых, конечно же, недостаточно для эффективной финансовой поддержки данного сектора предпринимательства.
Рис. 1. Структура малых предприятий по видам деятельности в 2008 г.
Рис. 2. Структура средних предприятий по видам деятельности в 2008 г.
Выводы и предложения
На основании данных, полученных в ходе исследования, можно выделить основные проблемы, которые мешают развитию малых и средних предприятий на территории Амурской области:
— преобладание крайне малых форм хозяйствования;
— отдалённость региона от центральной части России;
— уровень развития территории в советский период и её специализация;
— качество регионального государственного менеджмента.
Следовательно, можно сказать, что уровень развития малых и средних предприятий в регионе можно повысить за счёт решения проблем, характерных для аналогичных общероссийских предприятий. Но самое главное — необходимо определить собственную модель развития малого и среднего предпринимательства в Амурской области, которая в полной мере будет учитывать все особенности и возможности, характерные для данного региона.
1. Иванов В.В. Система управления развитием малого бизнеса территории / В.В. Иванов, А.И. Михальченков / / Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 2. — С. 128-140.
2.Лялин В.Е. Развитие малого предпринимательства / В.Е. Лялин, В.И. Ляшенко, К.В. Павлов, В.В. Хахулин. — М.: Эконо-мистъ, 2006. — 254 с.
3. Малое и среднее предпринимательство Амурской области в 2008 году: стат. сб. — Благовещенск, 2009. — 83 с.
УДК 64.011.328.003.13:338.33 И.В. Ишанкулова
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗОНАЛЬНОСТИ И УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Традиционно Челябинскую область относят к промышленным регионам нашей страны. Благодаря территориальному расположению на землях Восточноевропейской равнины и ЗападноСибирской низменности Челябинская область занимает три природно-климатические зоны: горную лесостепную, лесостепную, степную, что позволяет населению заниматься и сельским хозяйством.
Область обеспечивает свое население продукцией животноводства и зерном. Анализ результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2003-2008 гг. показал, что основным направлением специализации аграрного сектора Челябинской области является производство зерновых культур. В выручке от реализации сельскохозяйственной продукции наблюдается следующее соотношение: доля реализованных зерновых культур в общей выручке составляет 61,4%; доля реализованного молока — 17,1%; остаток (21,5%) распределяется между прочими видами сельскохозяйственной продукции. Таким образом, основное производственное направление Челябинской области — производство зерна с высоким уровнем специализации (коэффициент специализации в среднем за шесть исследуемых лет равен 0,4).
Вопросы размещения и специализации в сельском хозяйстве широко освещены в трудах многих отечественных ученых, среди которых следует выделить: Н.П. Александрова, А.И. Барбашина, Н.В. Васильева, Д.Ф. Вермеля, Л.М. Зальцмана, К.П.
Оболенского; среди современных — С.А. Муромцева, И.Н. Са-фиуллина, Э.Т. Алиева, Ю.В. Пануса, А.М. Зигангирову, Е.А. Захарову, С.В. Черепухину и др. Вклад И.Н.
Сафи-уллина состоит в том, что он обосновал необходимость размещения производства товарной с.-х. продукции по административным районам и природно-экономи-ческим зонам [1, с. 20]. С. А. Муромцев
МАЛЫЙ БИЗНЕС СРЕДНИЙ БИЗНЕС СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРУКТУРА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ small-sized business medium-sized business small and medium-sized business entities
Источник: uchimsya.com
Региональные аспекты проблем развития предпринимательства
В данной статье авторами подробно рассматривается вопрос о проблемах развития предпринимательства в городе Волгограде. Представлены анализ выявленных проблем и заключение о направлениях их решения.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, БИЗНЕС, ВНЕШНЯЯ СРЕДА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Текст научной работы
Важным значением для развития экономики региона выступает совершенствование предпринимательства. Также предпринимательство выступает одним из главных элементов стабильности в стране, позволяет повышать качество предоставляемых услуг, осваивать новые виды товаров, проводить эффективную инновационную политику. Благодаря предпринимательству поддерживается конкурентная среда, увеличиваются налоговые поступления в разноуровневый бюджет государства, поддерживается занятость населения, создаются новые рабочие места [3]. Именно развитие предпринимательства региона выступает актуальной темой на сегодняшний день. Однако, совершенствование системы невозможно без рассмотрения проблем предпринимательства региона и выделения направления решения выявленных проблем.
В современное время мировая практика определила принципиально новые механизмы управления предприятиями, в которых учитывается влияние не только факторов внешней среды, но и внутренней. Волгоград является индустриально-развитым городом, им формируется экономическое пространство, представленное упорядоченной организацией с размещёнными в ней и сконцентрированными производительными силами и экономическими отношениями [1].
Субъекты предпринимательской деятельности в городе Волгограда высоко концентрированы. В основном они представлены сферами производства и распределения. Именно это г. Волгоград — это первичная административно-территориальная единица в вопросе осуществления политики в сфере экономики и поддержки бизнеса. Решение социально-экономических проблем г. Волгограда тесно связано с развитием бизнеса на его территории. Первоочередные экономические и социальные задачи развития Южного Федерального округа решаются при помощи малого и среднего бизнеса региона [2].
Волгоградская область по количеству малых предприятий находится на пятом месте среди регионов, которые входят в состав Южного Федерального округа. Волгоградская область по данному показателю в рамках общероссийской классификации находится на 37 месте. Общая численность работников, занятых в сфере бизнеса — более 370 тыс. человек. Статистические данные по Волгоградской области за последние годы показывают небольшой, но стабильный рост количества предприятий [4,5].Это позволяет сделать вывод о том, что сфера бизнеса в регионе сформировалась.
Предпринимательство в городе Волгограда охватывает многие отрасли экономики. Отраслевая структура предпринимательства в Волгоградской области, которая не соответствует современным требования, является сдерживающим фактором для развития предпринимательства. Данная ситуация за последние годы не изменялась и является аналогичной общероссийской. Абсолютное большинство предпринимателей (64,5%) действуют в сферах оптовой и розничной торговли [4]. Наиболее отстающими отраслями являются строительство, производства по обработке, а также сельское хозяйство.
Проведя комплексный анализ результатов деятельности отдельных отраслей экономики города Волгограда было выявлено следующее. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области предприятиями города в течение 2015г. было выпущено продукции и оказано услуг на 605567,6 млн. руб. (на 26,6% больше, чем в 2013 г.).
Вначале 2016 года сохранялась положительная тенденция динамики основных показателей экономико-производственной деятельности предприятий города. Также это касается объёмов производства, численности занятого населения, среднего уровня загрузки производственных мощностей. Однако, темпы роста были снижены.
Что касается индекса промышленного производства, то в сравнении с прошлым годом он составил 106,3% [4]. Увеличение темпа роста предпринимателей в регионе, а также данные структурные изменения вызваны действием факторов внешней деловой среды бизнеса в г. Волгоград. Среди таких факторов выделяют конъюнктуру рынка, экспортную направленность производства, интеграцию субъектов рынков, реформирование системы налогообложения.
Проведённый анализ рыночной конъюнктуры показал, что в 1 квартале 2015 года основные показатели ухудшились: наблюдается снижение динамики балансовых оценок спроса, ухудшение состояния «портфеля заказов» на 41%, отмечается относительное сокращение роста спроса на продукцию промышленного производства. Данный факт негативно отражается на возможных перспективах развития бизнеса города Волгограда.
Проведение мероприятий для поддержки экспортно-ориентированных субъектов бизнеса говорит о недостаточном уровне использования потенциала городу по экспорту. Одними из основных партнеров Волгоградского бизнеса на внешнем рынке являются представители стран Ближнего Зарубежья. Однако рынок стран Дальнего Зарубежья также представляет для него значительный интерес [2].
Проблемы развития малого бизнеса возможно решить только благодаря объединённым усилиям и согласованным действиям как предпринимателей, так и органов местной власти города Волгограда. Совершенствование малого и среднего бизнеса в Волгоградской области станет возможным только при условии решения ряда вопросов. Данное развитие должно касаться действенной и реальной поддержки малого и среднего бизнеса города, как муниципального, так и государственного уровня. Только после этого предпринимательство в г. Волгоград сможет занять более крепкую позицию [2,3]. Стремительная адаптация малого и среднего бизнеса к новым условиям и потребностям рынка при небольшой доли инвестиций и предельно-минимальном риске может выступить рычагом для развития социальной и экономической сфер города.
Предпринимательство в Якутии
- Тихонов М.П.
Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ
- Воробьева Т.Ю.
- Шайхутдинова Н.А.
Совершенствование деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей
- Байназаров Р.Х.
Источник: novainfo.ru
Региональные проблемы развития бизнеса
Статья посвящена актуальным вопросам экономического развития Дальневосточного региона – вопросам развития регионального бизнеса и предпринимательства. Целью исследования является обозначить условия и выявить проблемы развития бизнеса и предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Обозначены тенденции развития предпринимательской деятельности в регионе, а именно, объема производства, торговли, представлена динамика внешнеторгового оборота. Особое внимание уделено инвестиционной политике в ДФО, ее тенденциям и результатам за последние несколько лет. Среди проблем, препятствующих развитию бизнеса и предпринимательства в регионе, можно назвать дефицит собственных финансовых ресурсов, узость потребительского рынка, неэффективность транспортно-логистической системы, административные и финансовые трудности при открытии собственного дела, нехватка профессиональных компетенций и достоверной коммерческой информации, неадаптированность предпринимателей к сложной экономической ситуации.
предпринимательство в России
экономика Дальневосточного региона
1. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2010. – № 4. – С. 121–128.
2. Деловой портрет Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Восток России». = URL: http://www.eastrussia.ru/material/delovoy-portret-dalnego-vostoka (дата обращения 21.12.16).
3. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. – 2016. – Т. 12. № 2. – С. 569–585.
4. Осипов В.А., Горобец Я.В. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур в целях инновационного развития экономики Приморского края // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2012. – № 4 (64). – С. 12–21.
5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения 21.12.16).
Дальний Восток – крупный экономический район России, занимающий стратегически важное геополитическое положение (36 % территории и 4,2 % населения страны). Вместе с тем по ряду важнейших экономических и социальных показателей Дальневосточный федеральный округ (ДФО) можно отнести к проблемным территориям, освоение которых сопряжено с определенными объективными трудностями. Проблема реализации намеченных стратегических мероприятий по развитию региона на ближайшую и особенно отдаленную перспективу является важной и актуальной.
Одним из важнейших факторов, способствующих развитию дальневосточных территорий, является деловая активность населения, расширение деятельности предпринимательских структур. После серьезного снижения объемов производства и реализации продукции в 2015 г. в текущем году наметилось улучшение ситуации, которое, несмотря на свою незначительность, вселяет надежду на дальнейшее устойчивое улучшение условий ведения бизнеса. Так, за период с января по сентябрь 2016 г. оборот предприятий и организаций ДФО по всем видам деятельности составил 4,0 трлн. рублей, или 104,0 % к уровню соответствующего периода предыдущего года. Объем строительных работ, выполненных в январе-сентябре 2016 г., составил 249,9 млрд. рублей, или 98,6 % к уровню января-сентября 2015 года. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 6,3 % [5].
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2016 г. уменьшился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. на 2,4 % и составил 892,8 млрд. рублей. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 144,1 тыс. рублей, хотя в среднем по России – на 138,8 тыс. рублей. В январе-сентябре 2016 г. населению было оказано платных услуг на 377,8 млрд. рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. составил 95,7 %. Оборот оптовой торговли организаций в январе-сентябре 2016 г. составил 1,0 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2015 г. на 2,4 % в сопоставимых ценах.
Внешнеторговый оборот Дальневосточного округа в I полугодии 2016 г. характеризовался положительным торговым сальдо – 6,4 млрд. долларов США (экспорт – 8,9 млрд. долларов США, импорт – 2,5 млрд. долларов США) и составил 5,5 % общероссийского внешнеторгового оборота.
Развитие бизнеса и предпринимательства всецело опирается на инвестиционную политику. На развитие экономической и социальной сферы ДФО в январе-сентябре 2016 г. выделено 621,1 млрд. рублей инвестиций, что составляет 93,2 % к уровню соответствующего периода предыдущего года. Объем инвестиций в округ составил 6,8 % всех инвестиций в России.
Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 47,7 %, привлеченных средств – 52,3 %, в том числе 9,7 % – за счет средств федерального бюджета [5]. К сожалению, в последние годы наметилась тенденция снижения реального объема инвестиций (табл. 1), что связано, с одной стороны, с завершением масштабных государственных проектов по развитию социально-экономической инфраструктуры (2010–2012 гг.), с другой стороны, с относительно низкой конкурентоспособностью экономики региона.
Высокая доля инвестиций на Дальнем Востоке направлена на развитие крупномасштабных проектов, реализуемых государственными компаниями и субъектами крупного предпринимательства, таких как «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «РусГидро». Таким образом, становится очевидной проблема недостатка инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса.
Говоря об иностранных инвестициях в основной капитал, нужно отметить, что их доля в общем объеме региональных инвестиций достаточно мала и составляет лишь 20 %. Изначально объяснить недоверие со стороны зарубежных инвесторов можно было географическими факторами, а именно, большими, малозаселенными и холодными территориями. Однако, в настоящее время наиболее важными факторами привлечения иностранных инвестиций являются: наличие запасов природных ресурсов, уровень развития социально-экономической инфраструктуры, а также степень правовой защиты и безопасности. Именно указанные факторы влияют на доходность и надежность вложенного иностранного капитала. Территориальная структура иностранных инвестиций в экономику ДФО демонстрирует приоритет фактора наличия природных ресурсов: основная часть инвестиций «достается» Сахалинской области с его масштабными нефтегазовыми месторождениями (табл. 2).
Динамика инвестиций в основной капитал в ДФО за 2006–2015 гг. [5]
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ДФО и его субъекты (сальдо операций платежного баланса), млн. долл. [5]
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)
Евpейская автономная область
Чукотский автономный округ
Как видно из табл. 2, в целом по Дальневосточному округу наблюдается рост объемов инвестиций, но он крайне неравномерно распределен среди субъектов Федерации, и инвестиции сосредоточены преимущественно в сфере добычи полезных ископаемых. Сахалинская область с начала 2000-х годов лидирует по уровню ПИИ: ее доля в общем дальневосточном объеме ПИИ в 2005 г. достигла уровня 96 %, в 2011 г. – 70 %, к 2015 г. – 76 %, в 2016 г. – 89 %. Сахалинская область выделятся и по другим параметрам инвестиционного климата. В частности, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения область лидирует не только среди регионов Дальнего Востока, но и занимает 4–е место по стране с показателем 429,47 тыс. руб. У данного субъекта Федерации отмечается наибольший профицит бюджета среди всех субъектов РФ (15,7 % в 2014 г.), в то время как все остальные регионы Дальнего Востока, как и большинство российских, имеют дефицит.
Инвестиционные процессы в ДФО имеют противоречивый характер. С одной стороны, развитие частной собственности и увеличение конкурентоспособности предприятий и организаций требует уменьшения присутствия государства и увеличения притока ПИИ, с другой стороны, это невозможно сделать силами самих регионов, без федеральной поддержки. Вероятно, в ближайшее время невозможно добиться равномерного развития всех регионов Дальнего Востока, но, в любом случае, появление отдельных точек роста будет стимулировать деловую активность на территории всего макрорегиона [2].
Ученые выделяют ряд проблем развития бизнеса и предпринимательства, характерных как для всей страны, так и весьма специфичных проблем, характерных в большей степени для региона. Среди общероссийских факторов традиционно выделяют: негибкость налогообложения, высокие административные барьеры и бюрократические проволочки в решении тех или иных вопросов, нестабильность нормативно-правовой базы осуществления предпринимательской деятельности, высокие процентные ставки по кредитам, особенно ощутимые для малого бизнеса, коррупцию.
Для малого и среднего бизнеса очень остро стоит вопрос дефицита собственных финансовых ресурсов. Разновидностями проблемы нехватки собственных финансовых средств являются: нехватка оборотных и основных средств, дефицит нежилых помещений и земельных участков, а также их высокая арендная стоимость.
Учитывая это, государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является сегодня актуальным вопросом. Основным инструментом механизма помощи предпринимателям в рамках государственной финансовой политики является реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства отмечает, что, несмотря на то, что федеральная программа поддержки предпринимательства работает с 2005 г., статистически значимой связи между объемами финансовой поддержки и развитием предпринимательства нет. Возможно, основная часть субсидий адресована не субъектам малого и среднего предпринимательства как таковым, а организациям, образующим инфраструктуру поддержки [6].
Главными проблемами бизнеса в регионе являются: снижение конкурентоспособности предприятий, низкая эффективность освоения инвестиций, низкое значение мультипликатора государственных инвестиций, недоиспользование производственного потенциала, сужение потребительского рынка, повышение финансовых рисков, высокий уровень бюрократизации экономики и слабая исполнительская дисциплина государственных структур.
Относительно невысокая эффективность действующей в регионе транспортно-логистической системы также негативно влияет на скорость развития регионального бизнеса. В частности, долгое и утомительное таможенное оформление товаров, ввозимых из других стран – известная с советских времен, но не решенная до сих пор проблема Дальневосточного региона.
В ряде случаев простои ввозимого товара могут достигать двух недель. Для сравнения, в ведущих мировых портах свободного типа (Гонконг, Сингапур) среднее время таможенного оформления занимает меньше суток. Высокие таможенные ставки, простои товаров приводят к повышению стоимости ввозимой продукции, неполному и неэффективному использованию логистических мощностей – портов, аэропортов и т.д. Технические характеристики портов накладывают определенные ограничения на вхождение судов с большой осадкой: на значительной части территории причалов глубина не превышает 9,5 метров, в то время как осадка крупных грузовых судов может достигать 16 метров. Проведение углубительных работ в ближайшей перспективе не представляется возможным в силу отсутствия необходимых инвестиций [2; 4].
Также следует выделить проблему поддержки начинающим предпринимателям. Сравнительно низкий уровень реального дохода и безработица в регионе являются побудительными факторами в открытии собственного бизнеса и развитии самозанятости, однако, начальная предпринимательская активность существенно замедляется или ограничивается трудностями, с которыми предпринимателям приходится столкнуться при открытии собственного дела.
Данные проблемы обусловлены как правовыми и финансовыми проблемами, так и недостаточным уровнем подготовки начинающих предпринимателей в сфере бизнеса: наблюдается дефицит профессиональных компетенций для успешного ведения дела. Недостаточная адаптированность к современным экономическим и правовым условиям, наличие коррупционных барьеров создают административные препятствия для открытия молодыми предпринимателями собственного бизнеса [1]. Также среди основных проблем, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели на Дальнем Востоке, можно выделить недостаток и асимметричность информации о конкретных рынках. В городах Владивосток, Хабаровск, Благовещенск можно наблюдать ситуацию, когда неправильно оценившие потребительский спрос предприниматели, функционирующие на рынках одежды, общественного питания или бытовых услуг, вынуждены закрывать свои магазины либо распродавать свой товар, сужая и без того небольшой потребительский рынок региона. Пустующие помещения торговых центров с объявлениями «Продается» и «Сдается», к сожалению, стали частью текущей экономической обстановки региона.
В целом, можно сказать, что у дальневосточников предпринимательство ассоциируется в большей степени не как деятельность, направленная на достижение определенных целей и получение дохода, а как тяжелая работа, на которой необходимо постоянно преодолевать трудности без каких-либо гарантий возмещения понесенных затрат. Это во многом обусловливает неготовность населения активно включаться в предпринимательскую деятельность и идти на риск. Многие трудоспособные граждане предпочитают сменить место жительства на более комфортные с их точки зрения и перспективные в части работы и получения дохода западные регионы России. Отток населения с Дальнего Востока продолжается: за 2010–2015 гг. регион покинули порядка 97 тыс. чел. Образуется своего рода демографическая «ловушка»: чем ниже уровень предпринимательской активности и возможностей для получения дохода, тем выше отток населения; чем выше отток населения, тем ниже уровень предпринимательской активности населения.
Для выхода из создавшегося положения в российском экономическом пространстве развивается и культивируется идея территорий опережающего развития (ТОР). В 2014 г. был запланирован целый комплекс мер по созданию в регионе благоприятного экономического, инвестиционного и делового климата, а в 2015 в результате проведения аудита территорий были составлены прогнозы по развитию территорий, которые имеют наибольший потенциал.
Уже в феврале 2015 г. было одобрено создание первых трех ТОР: «Комсомольск», «Хабаровск» и «Надеждинская» (Приморский край). Постановления Правительства Российской Федерации от 21 и 28 августа 2015 г. создали еще шесть ТОР – «Камчатка», «Беринговский» (Чукотский автономный округ), «Михайловский» (Приморский край), «Индустриальный парк «Кангалассы» (Республика Саха), «Белогорск» и «Приамурская» (обе в Амурской области). В декабре 2015 г. были созданы ТОРы «Большой Камень» в Приморском крае, «Горный воздух» и «Южная» в Сахалинской области. Общая сумма планируемых инвестиций составляет 452 миллиарда рублей, также планируется создать около 26300 рабочих мест. Создание территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности – одно из самых эффективных средств государственного регулирования экономики в современных развитых странах [3].
Реализация бизнес-идей в рамках ТОР, а также вне их, позволит создать условия для привлечения инвестиций, опережающего социально-экономического развития дальневосточных территорий, повышения качества жизни населения, прекращения его оттока. ТОРы будут способствовать решению главных проблем предпринимательских структур на Дальнем Востоке – нехватки собственных средств и отсутствия инвестиционной привлекательности для инвесторов, жесткий режим налогообложения, а также различного рода административных барьеров.
Источник: applied-research.ru