Региональный бизнес как политически

Баланс отношений «центр — регионы» предполагает конкуренцию двух политических институтов — централизованного контроля и регионального участия. Ситуация должна быть относительно симметричной, тогда можно говорить о поддержании баланса.
В отличие от региональной политики региональное участие нуждается в большей концептуализации, поскольку эта тема слабо разработана в научной литературе. Ее разработка затруднена по объективным причинам. Во-первых, иерархичность государственного устройства не позволяет развиваться многообразию форм регионального участия. Во-вторых, сами эти формы обычно устанавливает центр, делая их строго ограниченными. В-третьих, в большинстве государств институты регионального участия имеют сугубо неформальный характер, и только в децентрализованных странах, как правило, в федерациях происходит их формализация.
Способы регионального участия можно разделить на две группы.
• Формализованные способы. Они встречаются достаточно редко. Одним из ярких примеров служат «палаты регионов» в федеративных государствах. Возможны ситуации, когда государство официально определяет региональное представительство и квотирование в общегосударственной власти. Нередко это квотирование совпадает с этническим и носит смешанный, регионально-этнический характер (т.е. квотируется представительство этнических групп, которые одновременно по факту оказываются представителями определенных регионов, имеющих выраженную этническую окраску).

Как получить визу Е2 США открыв бизнес? Иммиграционный юрист США. Бизнес иммиграция США Айя Балтабек


• Неформализованные способы. Они распространены повсеместно, их можно прослеживать в неявном виде. Так, состав общенациональных властных структур всегда можно исследовать с точки зрения представленности тех или иных региональных сообществ (география власти).

Анализ позволяет определить влияние регионов через свои лобби на процесс принятия общегосударственных решений, в том числе на выбор приоритетов в региональной политике (особенно в связи с адресным подходом). Хотя региональные лобби могут сильно отличаться по степени своей активности. Возможна ситуация, когда региональное лобби пребывает в латентном состоянии и по каким-то причинам не занимается поддержкой своего региона.
В любом государстве имеются как минимум два уровня политического процесса. Один из них мы назовем общегосударственным, для политической регионалистики это — «центр» в широком смысле слова, как субъект отношений «центр — регионы». Другой уровень — региональный, это — «регион» в системе отношений «центр — регионы». Сразу следует подчеркнуть, что в зависимости от размеров и неоднородности государства региональный уровень может быть более или менее сложно устроенным и многослойным (т.е. это может быть не один уровень, а несколько, от субнационального уровня первого порядка до локальных микроуровней).
Исследование регионального политического процесса использует традиционные политологические подходы:
• институциональный подход (исследование субнациональных и локальных политических институтов, в том числе органов власти);

КАК ВЫЖИВАЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС в РОССИИ или СКОЛЬКО ПРИНОСИТ НЕБОЛЬШОЕ КАФЕ И МАГАЗИН. ВЛОЖЕНИЯ И ДОХОДЫ


• ресурсно-акторный подход (исследование региональных групп влияния и иных политических акторов и выявление их ресурсной базы);
• элитистский подход (исследование региональных элит)

Источник: cyberpedia.su

Место и роль бизнес-элиты в региональной политике

– сделан совокупный анализ и систематизированы механизмы и практики политической субъектности региональной бизнес-элиты в постсоветский период, определен комплекс институциональных и политических факторов, способствующих результативности их участия в региональном политическом процессе;

– дана авторская оценка мотивационных, стратегических и тактических компонентов участия региональной бизнес-элиты в политическом процессе в контексте перераспределения властных ресурсов в границах политического пространства региона;

– доказано, что базовой тенденцией развития политической субъектности региональных бизнес-элит на современном этапе является ослабление их влияния в рамках регионального политического пространства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особая роль бизнес-элиты в политической системе обусловлена сложными и многомерными отношениями государства с экономическими субъектами. Концептуальную основу анализа этих коммуникаций может составить теория общественного выбора, которая адекватно отражает уровень сложности переплетения политических и экономических процессов в современном обществе. Содержательное наполнение категории «бизнес-элита» возможно через ее вписывание в концепцию политической системы, что предоставляет широкие возможности для оценки взаимосвязи бизнес-элиты с иными политическими субъектами в условиях функционирования различных политических режимов.

2. Масштабные преобразования институциональной компоненты политической системы в постсоветской России, которые нашли свое отражение в реформах территориального устройства, избирательной и партийной систем, выступают базовыми факторами, определяющими поведенческие стратегии и политические роли региональных бизнес-элит. Эти трансформационные проекты на разных этапах развития отечественной политической системы определяли перед представителями бизнес-сообщества принципиально разный коридор функциональных и ресурсных возможностей активного участия в рамках центр-периферийных взаимодействий, а также в рамках политических институтов общефедерального и регионального уровней.

3. Во взаимоотношениях власти и бизнеса на региональном уровне в современной России отчетливо просматривается динамика, которая предопределялась форматом центр-периферийных коммуникаций в рамках политической системы. В 1990-е годы, в период активной регионализации, главным движущим механизмом стали взаимная заинтересованность бизнес-структур и представителей региональной власти (прежде всего губернаторского корпуса) во взаимовыгодном сотрудничестве. В 2000-е годы, с началом реализации комплекса политико-административных реформ Президента РФ В. Путина на первый план в коммуникативной системе «власть – бизнес» выходит фактор федерального Центра, который в своих интересах отстраивает формат и механизмы этого взаимодействия, способствуя тенденциям деполитизации крупного бизнеса и превращая его в действенный механизм государственного строительства.

4. Реформа федеративных отношений в России наложила серьезный отпечаток на характеристики региональной бизнес-элиты. В целом реформа ослабила позиции региональной бизнес-элиты, что прослеживается через такие показатели, как объем контролируемых финансовых ресурсов, уровень политической влиятельности, степень самоорганизованности. В субъектах Федерации наметился процесс быстрого перетекания активов в руки столичных финансово-промышленных групп. При этом региональный бизнес, не имея достаточных ресурсов для соперничества с общефедеральными структурами ни в экономической, ни в политической плоскости, лишается в ряде случаев поддержки региональной власти. Ослабление политического влияния региональной бизнес-элиты связано с изменением порядка выборов губернаторов, напрямую зависящих от центральной власти, а также устранение мажоритарной составляющей из избирательной формулы при формировании Государственной Думы, что уменьшило возможности местных бизнесменов лоббировать свои интересы на федеральном уровне.

Читайте также:  Интернет магазин как называется этот бизнес

5. Систему взаимоотношений губернаторского корпуса и бизнес-элиты можно охарактеризовать комплексом базовых трендов, которые проявились в постсоветский период. Во-первых, широкую распространенность получают открытые коммуникативные модели, основанные на накопительном эффекте, которые более эффективны с точки зрения конечных результатов и менее конфликтны.

Во-вторых, взаимодействие становится более конъюнктурным. Это проявляется и с позиций корпуса глав регионов, и с позиций бизнес-сообщества. Выбор экономического или политического союзника, как правило, делается в пользу наиболее сильного партнера. В-третьих, очевидны централистские тенденции в выстраивании отношений региональной власти и бизнеса. В регионах тон задают преимущественно крупные общероссийские или межрегиональные структуры, которые на современном этапе выступают скрепами политического пространства страны.

6. В постсоветский период отчетливо просматривается динамика функциональных характеристик бизнес-сообщества во взаимодействиях с региональной властью. Активно реализуя через интеграцию в губернаторский корпус свои экономические интересы, бизнес начинает выполнять политические функции, тесно связанные по своим характеристикам с процессами государственного строительства. Эта новая функциональная нагрузка российского бизнес-сообщества выступает неотъемлемой частью общефедерального проекта реформирования политической системы в период президентства В. Путина. Последовательное выстраивание в рамках отечественной политической системы вертикали, основу которой составляют крупные финансово-промышленные холдинги и компании межрегионального и федерального характера, позволяет фиксировать тенденции усиления зависимости регионального политического сообщества от позиций центральной власти, динамики экономического развития и стратегий поведения основных бизнес-акторов. В настоящее время внутригрупповая экономическая конкуренция и консолидация выступают значимым фактором политического развития региона, предопределяя его характер, направленность и формат.

7. Взаимоотношения регионального бизнеса и политических партий вписываются в общий контекст интеракций предпринимательского сообщества с политической сферой. Характерными чертами подобного рода отношений являются их неустойчивость, зависимость от конъюнктурных факторов, слабое законодательное регулирование и институциональное оформление. Партийные ресурсы региональных бизнес-элит предопределяются набором рациональных мотивов к вступлению в эти отношения как со стороны бизнеса, так и со стороны партий. Для партий это финансовое и кадровое спонсорство, а также ресурсы личностного влияния, имеющиеся у бизнесменов. Для бизнеса – лоббистские возможности стратегического характера, открывающиеся в органах законодательной власти субъектов Федерации.

8. Модель взаимоотношений регионального бизнеса и политических партий наилучшим образом может быть описана как «приватизация» региональных отделений. Сегодня сложились две базовые формы «приватизации» бизнесом региональных партийных отделений. Первая модель достаточно хорошо отработана на федеральном уровне и концептуально может быть обозначена как «финансово-организационная поддержка в обмен на голоса». Вторая – введение «в ткань компании» собственного «менеджмента» и внедрение собственных «акционеров» с последующей «сменой собственника». Вторая форма представляется региональному бизнесу более адекватной их политическим интересам.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования стоит в том, что полученные в ходе исследования результаты способствуют углублению имеющихся научных представлений о сущности и специфике политической субъектности региональной бизнес-элиты современной России, о тех разнообразных факторах, которые определяют ее структурные и функциональные параметры. Результаты диссертационного исследования содействуют лучшему пониманию политической ситуации, которая складывается в субъектах Российской Федерации после изменения порядка наделения полномочиями губернаторов, введения смешанной избирательной системы на выборах в региональные и местные представительные органы и внедрения иных политических новаций.

Положения и выводы исследования могут быть полезны как бизнес-сообществу, так и органам власти для оптимизации процессов взаимодействия и повышения их эффективности. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований по региональным проблемам, а также в процессе преподавания общих и специальных курсов по социальным и политическим наукам.

Апробация результатов исследования прошла в ходе ряда научных мероприятий, организованных на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и Поволжской академии государственной службы имени П.А.

Столыпина: XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов» (Саратов, 24–25 апреля 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Политико-правовые основы предпринимательства в России» (Саратов, 2–3 июля 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Становление гражданского общества и развитие российской государственности: тенденции, проблемы, противоречия» (Саратов, 30–31 января 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Политико-правовые приоритеты социально-экономического развития России» (Саратов, 2–3 июля 2008 г.); Межвузовской научно-практической конференция студентов и аспирантов «Политико-правовые проблемы современного общества» (Саратов, 23 апреля 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризиса» (Саратов, 2–3 июля 2009 г.). Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры политических наук и кафедры социологии, социальной политики и регионоведения ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина».

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в четырех публикациях общим объемом 8,0 п.л., из которых одна статья опубликована в периодическом научном издании, включенном в Перечень ВАК.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованной литературы. Общий объем диссертации – 169 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновываются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, определяются цель и задачи исследования, характеризуется степень научной разработанности заявленной проблемы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Основные подходы к исследованию роли бизнес-элит в современной российской политике» освещается история изучения проблемы взаимоотношения экономической и политической сферы в рамках общественной системы, проясняются необходимые теоретические понятия, раскрывается политико-институциональный контекст процесса интеграции бизнес-элиты в политическую систему постсоветской России.

Читайте также:  Социальные проблемы должно решать государство а бизнес только делать деньги

В первом параграфе первой главы «Место бизнес-элит в политической системе общества» определяется понятие «бизнес-элита», раскрываются теоретические аспекты политических взаимодействий бизнеса и власти и встраивания бизнес-элиты в различные концепции политической системы.

Для понимания сущности бизнес-элиты наиболее приемлем функциональный подход. Термин «бизнес-элита» свободен от ценностных суждений: указанная группа не обладает никакими выдающимися качествами «лучших людей». «Бизнес-элита» является ценностно нейтральным понятием, обозначающим функциональные особенности определенной социальной группы. В исследовании термин «бизнес-элита» используется для обозначения группы крупных бизнесменов, вовлеченных в политический процесс и оказывающих влияние на принятие политических решений.

Имеется множество концептуальных подходов к проблеме организации взаимодействия государства и бизнеса. В большинстве своем они были созданы в рамках экономической науки и поэтому поверхностно анализируют механизмы отношений бизнес-элиты и политической власти.

Первая традиция концептуального изучения этой проблемы связана с трудами Д. Кейнса. Кейнсианство стало мощной идеологической основой для оправдания активного вмешательства государства в дела бизнеса. Вторая традиция связана с идеями, сформированными в рамках либеральной и неолиберальной концепции (А. Пигу, Дж. Тобин, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард).

Эта модель мягкой формы взаимодействия государства и бизнеса характеризуется наличием ограниченного набора механизмов и практик участия государства в экономической сфере.

Еще одна точка зрения связана с научной деятельностью Д. Бьюкенена, которая получила известность как теория (школа) общественного выбора. Теоретическое наследие Д. Бьюкенена может служить методологической основой анализа отношений бизнеса и власти, помочь найти наиболее правильное место бизнес-элиты в политической системе демократического общества. Представители школы общественного выбора поставили и разработали важные вопросы взаимодействия экономики и политики: какие силы, стремясь удовлетворить свои групповые интересы, воздействуют на властные структуры; в чем конкретно проявляется такое воздействие; какое влияние на общество в целом оно оказывает.

Проблема встраивания бизнес-элиты в политическое пространство является важным вопросом как чисто теоретических, так и прикладных исследований. Во многом ответ на этот вопрос зависит от конфигурации политической системы страны в конкретный момент времени, которая определяет не только степень влияния крупнейших бизнесменов на процесс принятия политических решений, но и в более глобальном смысле детерминирует роль государства в экономической жизни.

Практически во всех концептуальных подходах к анализу взаимосвязи бизнеса и государства прослеживается отношение к бизнес-элите как занимающей особое место в политической системе общества. Бизнес-элите принадлежат достаточно устойчивые позиции в структуре политической системы даже в теоретическом плане. Кроме того, она участвует в выполнении ряда важных функций политической системы. Как известно, одной из функций политической системы является дистрибутивная, то есть распределяющая ценности и ресурсы, и государство распределяет их через систему посредников, один из важнейших среди них – бизнес-элита.

Новый социальный слой – российские предприниматели – проходит период своего политического оформления. Процесс этот длится вот уже более пятнадцати лет. За это время отношения российского бизнеса и российской власти претерпели значительные изменения. Можно выделить три этапа в таком взаимодействии: этап зарождения российского бизнеса и начало формирования его взаимоотношений с властью (конец 1980-х – середина 1990-х годов); 2) «олигархический» этап, когда власть была фактически приватизирована отдельными представителями капитала (середина 1990-х – 2000 г.); 3) этап «равноудаления», связанный с именем В. Путина, когда в отношениях с бизнесом явно доминировала власть.

Во втором параграфе первой главы «Основные направления трансформации политической системы современной России и структурирования отношений власти и бизнеса на региональном уровне» рассматривается политико-институциональный контекст процесса интеграции бизнес-элиты в политическую систему постсоветской России.

Наиболее значимыми направлениями реформирования институциональной компоненты политической системы в России в постсоветский период стали реформы территориального устройства, избирательной и партийной систем. Все эти процессы реформирования целесообразно рассматривать сквозь призму двух политических курсов, реализованных в ходе президентства Б. Ельцина и В. Путина. Логика каждого этапа определялась комплексом объективных и субъективных факторов развития российской политической системы, оказывавших существенное влияние на ресурсный потенциал и целевые установки ключевых акторов.

Взяв в начале 1990-х годов курс на последовательное строительство в постсоветской России асимметричной федеративной структуры, руководство страны стремилось сформировать баланс в отношениях с разными группами субъектов территориальной структуры государства, в первую очередь за счет различных уступок, а не путем решения внутренних проблем российского федерализма. Это сопровождалось расширением электоральных процедур на разных уровнях власти и предоставлением главам регионов возможности оказывать весьма сильное влияние на формирование институтов власти. Такая политика ставила под угрозу целостность государства и его национальную безопасность.

В 2000 г. начинается новый этап в развитии системы федерализма и территориального управления Российского государства. Выстраивание новой системы взаимоотношений федерального Центра с регионами стало системным и последовательным проектом, реализация которого началась фактически сразу после вступления В. Путина в должность Президента РФ. Курс был взят на восстановление единства правового пространства, обеспечение полного и прямого действия Конституции РФ на территории страны, создание комплекса работающих механизмов, обеспечивающих эффективное администрирование территориальных сообществ, пересмотр системы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным Центром и субъектами Федерации в духе централизации власти. Путинский проект был ориентирован на повышение предсказуемости электоральных практик за счет снижения роли губернаторского корпуса в этих процессах и повышения значимости вертикально ориентированных политических структур (административной и партийной вертикали).

Читайте также:  Производство искусственного мрамора из бетона как бизнес

Одной из главных характеристик современного этапа развития российского общества является отсутствие единой структуры и формата взаимоотношений экономической и политической подсистем. Это позволяет моделировать коммуникативные процессы в этой сфере, выстраивая многообразные идеальные модели. При этом целесообразно ориентироваться на коммуникативные стратегии как бизнес-групп, так и политической элиты региона.

Источник: dislib.ru

Региональные политические элиты

Под региональной политической элитой понимается элита, осуществляющая управление обществом в конкретном регионе.

Необходимо отметить, что объем региональных политических элит постоянно изменялся в течение истории, что приводило также к изменению их роли в истории конкретно государств. Наиболее подробно анализ региональных политических элит был осуществлён приблизительно в 1990-2000 годы с целью установить, насколько сильно изменялись региональные элиты в рамках конкретных государств, а также насколько сильно они зависели от развития федерации в целом.

Таким образом, региональная политическая элита выступает в качестве социальной группы, которая является основанием подготовки принятия различных политических решений на уровне субъектов Федерации. Особенно актуально данное положение для Российской Федерации, так как оно является федеративным государством.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

На основании деятельности элит создаются нормы, по которым должны жить абсолютно все свои общества. Данные нормы закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Так как региональные власти не являются конечной инстанцией, они обязаны прислушиваться к федеральным органам власти в различных отраслях власти.

При этом нельзя применить единый термин ко всем региональным властям, так как характеристики различных субъектов также будут различны. В частности, в отдельных регионах существуют достаточно сложные конгломераты сегментов элиты, различающиеся по группам интересов, а также по интеграции в политическую структуру.

Ресурсы региональных политических элит

Между региональными властями происходит борьба за ресурсы, что выступает в качестве необходимой предпосылки развития различных регионов. Очевидно, что ресурсы ограничены, что и способствует возникновению и развитию конкуренции в данной сфере. Подобные понятия можно применить не только каким-либо материальным ресурсам, но и также к ресурсам власти, что отождествляется с различными материальными и нематериальными средствами, которыми обладают носители власти. Наличие различных ресурсов обеспечивает им преимущество над другими структурами власти, социальными общностями. В частности, выделяют следующие категории ресурсов:

«Региональные политические элиты»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • административный ресурс;
  • политический ресурс;
  • экономический ресурс;
  • информационный ресурс.

Так, под административными ресурсами понимают нормы права, которые прописаны в законодательстве субъекта, а также неформальные права, которыми обладают руководителя того или иного субъекта федерации. В частности, необходимо учитывать взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Наличие административных ресурсов позволяет выстраивать отношения между ними.

Замечание 1

Говоря о политических ресурсах, необходимо упомянуть представительство в органах федеральной власти, способность влиять на решение центрального аппарата, контролировать принятое решение, а также обладание определенной поддержкой в регионах.

Необходимо отметить, что в России объем полномочий политических элит сильно изменился с момента управления Владимира Путина. В частности, стала выстраиваться более эффективная система управления с целью сосредоточения в своих руках различных категорий функций.

Однако при подобной политике стало невозможным сохранение влиятельных и самодостаточных элит регионов, что подразумевала пересмотр их статуса в субъектах федерации. В частности, российские регионы были объединены в 7 федеральных округов. В каждом округе были назначены полномочные представители президента, основной задачей которых являлся контроль за властями субъектов. Таким образом, на сегодняшний день в России существует мне двухуровневая система управления, как принято считать, а трехуровневая.

В последующем полномочия губернаторов были существенно расширены. Однако был введён институт федерального вмешательства, что позволяло президенту снять с должности любого главу региона. Кроме того, губернаторы лишились официальной площадки, на которой они могли бы собираться все вместе и разрешать различные вопросы в политической и иных сферах. Такая ситуация способствовала разобщение регионов. Губернаторы также лишились возможности взаимодействовать лично с президентом, они могут взаимодействовать только через представителей аппарата президента.

Нововведения в сфере региональной политической элиты

Таким образом, произошли существенные реформы в сфере управления региональной политической элиты, в связи с чем за последние годы она существенно изменилась. Основное усилие было сделано на укрепление партий и усиление роли политических лидеров. В настоящее время партии могут самостоятельно выдвигать кандидатов на выборы, также могут иметь место и самовыдвиженцы.

Однако несмотря на все предпринятые меры региональные политические элиты на сегодняшний день в значительной степени ослаблены. Это обусловлено тем, что представители данных властей не имеют возможности влиять на политическую обстановку государства в целом. Выборы на сегодняшний день проводятся по смешанной системе, что также усиливает разночтения между различными регионами. Однако если лидеры утрачивают свой вес на политической арене, это не означает, что свою позицию в политической системе утрачивает и конкретный регион.

Нередко именно средства массовой информации обращают внимание на протекающие политические процессы в регионах и конкуренцию, которая существует сегодня между региональными властями и журналистами. Многие считаю данную конкуренцию неизбежной в силу сложившихся общественных отношений. Например, исследователи говорят о том, что журналисты добывают информацию, в то время как региональные власти и не хотят ей делиться. Таким образом, СМИ заставляет региональные власти, в том числе элиту, отчитываться перед народом.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин