Зачем и как регистрировать товарный знак самозанятым?
Сегодня в России более 4 млн самозанятых. В июне 2022г. Государственная Дума приняла закон, который разрешает этой категории регистрировать товарные знаки, но только компаниям и индивидуальным предпринимателям. В свою очередь, Президент РФ подписал закон, разрешающий регистрировать товарные знаки всем гражданам, включая самозанятых.
Закон вступит в силу через год после опубликования — 28 июня 2023 года. Зачем и как регистрировать свой товарный знак? Почему стоит подготовиться к процессу уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу закона? В материале ниже разбираемся вместе с Евгением Царевым, управляющим RTM Group. Для начала, давайте определимся, что такое вообще товарный знак.
Это уникальное изображение или сочетание букв, слов, которое помогает отличить товар или услугу конкретного производителя, продавца от предложения конкурентов. Если вы зарегистрируете товарный знак, его не смогут использовать конкуренты. За незаконное использование товарного знака правообладатель может получить компенсацию от 10 000 до 5 000 000 руб. на усмотрение суда.
Что такое товарный знак? Регистрация товарного знака. Часть 1
Что может зарегистрировать самозанятый в качестве товарного знака?
- Слоган, который вы уже используете или планируете использовать для продвижения товара или услуги. Например, если вы делаете сайты на заказ, это может быть фраза «Сайт – сегодня, новая жизнь – завтра»;
- Доменное имя, как это сделали «эльдорадо.ru» или «hh.ru»; в случае с сайтами это может быть vsemposaitu.ru;
- Вашиимя и (или) фамилия, как это сделал Артемий Лебедев;
- Название группы, аккаунта, канала в социальной сети, например, «Сайты – каждому»;
- Упаковка товара, например, документы для контракта в стильной коробке с надписью «все ценное – в одной коробке».
Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака?
- Общепринятые и уже зарегистрированные обозначения, такие как «Памперс», «Xerox»;
- Логотипы, которые выглядят как официальные государственные символы или знаки;
- Аморальные изображения, фразы;
- Знаки, которые вводят потребителя в заблуждение, являются ложными относительно товара;
- Изобразительные знаки, похожие на объекты культурного наследия (например, изображения известных картин).
Также стоит отличать товарный знак от логотипа, который является обывательским названием и не имеет юридического определения в Российском законодательстве. Товарный же знак имеет четкое определение, которое закреплено в ст.1477 Гражданского кодекса РФ, и имеет правовую охрану, т.е. защищен от незаконного применения конкурентами.
Кому нужен товарный знак и для чего?
Товарный знак нужен тем предпринимателям, самозанятым, которые хотят оградить себя от копирования и незаконного использования своего бренда и наработанной положительной репутации. Регистрация товарного знака дает гарантию того, что лица, незаконно использовавшие товар под вашим товарным знаком, будут наказаны в судебном порядке и заплатят компенсацию за незаконные действия.
Помимо этого, регистрация и использование собственного товарного знака позволяет выделить товары и услуги из общей массы, может положительно влиять на имидж компании или персоны, позволяет повысить узнаваемость бренда. В конечном итоге, при грамотно выстроенной стратегии продвижения, в сочетании с другими инструментами, товарный знак может способствовать повышению прибыли.
Как зарегистрировать товарный знак?
Шаг 1. Подготовка товарного знака к регистрации
Прежде чем направить заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент, необходимо проверить его на уникальность, отличность от зарегистрированных значений. Для этого необходимо провести небольшое маркетинговое исследование, т.е. осуществить мониторинг рынка схожих услуг, а также оценить совпадения с уже представленными на рынке товарными знаками. По статистике, не более 10% товарных знаков, представляемых впервые, уникальны. Осуществить сравнение можно как на сайте Роспатента, так и на платных ресурсах по типу Линкмарк.ру.
Шаг 2. Подготовка заявки на регистрацию в Роспатент
Инструкцию по заполнению, образец заявки, возможно получить на сайте Роспатента, такие данные находятся в свободном доступе.
Шаг 3. Оплата госпошлины
Для того, чтобы Роспатент принял заявку, необходимо корректно и в правильном объеме оплатить сумму госпошлины. Рассчитать госпошлину возможно, воспользовавшись таблицей госпошлин, расположенной здесь.
Шаг 4. Подача заявки
Заявка подается несколькими способами: лично в ФИПС, по почте, через портал Госуслуг или через сайт Роспатента.
Шаг 5. Прохождение формальной экспертизы
На данном этапе будет проведена проверка наличия требуемых документов, и в случае, если чего-то не хватает, в течение 3 месяцев возможно предоставить дополнения.
Шаг 6. Экспертиза по существу и ответы на запросы экспертов Роспатента
На данном этапе эксперты проверят регистрируемый товарный знак на уникальность, отличность от других регистрируемых и зарегистрированных товарных знаков. В случае, если у экспертов возникнут вопросы, они будут направлены заявителю. На ответы также предоставляется 3 месяца.
Шаг 7. Получение свидетельства о регистрации товарного знака
После прохождения экспертизы по существу принимается решение о регистрации товарного знака и выдаче соответствующего решения. И заявителю остается лишь оплатить соответствующую этапу госпошлину и получить свидетельство о регистрации товарного знака.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак самозанятым?
Стоимость регистрации товарного знака для юридического лица, ИП и самозанятого на данный момент одинакова, и составляет в среднем 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей, однако может меняться в зависимости от количества выбранных классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), продления сроков рассмотрения заявки (в случае, если заявитель не может предоставить документы вовремя) и т.д. Все детали – на сайте Роспатента.
Почему важно подготовиться к регистрации заранее?
Если ваш бизнес растет существенными темпами и вам важно выделяться из массы конкурентов и защитить свой товар или услугу от подделок, мы рекомендовали бы уже сейчас зарегистрировать ИП и товарный знак. Если по каким-то причинам вы не настроены этого делать и предпочитаете дождаться вступления в силу закона для «физиков», стоит уже сейчас задуматься о выборе уникального товарного знака и проверить его на соответствующих ресурсах.
Важно знать о том, что в данной сфере активно действуют сквоттеры, которые подают сотни заявок в Роспатент со звучными названиями и слоганами, чтобы в дальнейшем предлагать их предпринимателям. Несмотря на то, что они не оплачивают пошлины, не так-то просто аннулировать приоритет их заявок. В том числе, и поэтому стоит озаботиться как можно раньше подготовкой и регистрацией своего товарного знака.
Источник: rtmtech.ru
Бизнес на регистрации товарных знаков
Современные компании ставят перед собой цель привлечь как можно больше клиентов. Для этого они изготавливают, реализуют или предоставляют качественные товары (услуги). Но этого недостаточно. Конкурирующие фирмы вытесняют друг друга, поэтому владельцам бизнеса нужно выделить свою компанию среди других. Это помогает сделать товарный знак, но без регистрации он не представляет особой ценности.
- Как открыть свой бизнес на регистрации товарных знаков
- Какие документы понадобятся для оформления товарного знака
- Технология бизнеса
- Сколько можно заработать на регистрации товарного знака?
- Сколько нужно денег для старта бизнеса
- Как выбрать оборудование
- Какой ОКВЭД необходимо указать для бизнеса на регистрации товарного знака
- Какие документы нужны для открытия
- Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса на регистрации товарного знака
- Нужно ли разрешение для открытия
По-другому его называют торговой маркой, которая выделяет товар компании среди аналогичных образцов, выражает основную идею бизнеса. Она предусмотрена в маркетинговых стратегиях всех крупных компаний, достигших успеха. Покупатели наблюдают товарный знак на продукции, а для услуг применяется обозначение «знак обслуживания».
Юридическому лицу следует зарегистрировать торговую марку в государственном органе. Так компания будет удостоверена в том, что другая фирма не использует ее.
Как открыть свой бизнес на регистрации товарных знаков
Ни каждый бизнесмен в состоянии сам зарегистрировать товарный знак. Для этого нужен опыт и аналитический склад ума. Поэтому вы вполне можете стать помощником в этом вопросе всем, кто желает официально оформить знак обслуживания. Открыв организацию по регистрации, вы сможете получать приличный доход без особых вложений.
Выделяют несколько основных типов символик, в качестве которых выступают:
- слово (фраза);
- изображение;
- комбинация.
Какие документы понадобятся для оформления товарного знака
Подать заявление на оформление товарного знака может только представитель организации или владелец индивидуального предприятия.
Чтобы зарегистрировать товарный знак, вы должны попросить у клиента следующий пакет документов:
- реквизиты, в которые входит юридический адрес, ОГРНИП, наименование организации;
- подтверждения уплаты пошлин (платежные поручения) или внести стоимость пошлины в расчет стоимости услуги и оплатить ее самостоятельно;
- изображение или слово (фраза) символики;
- список групп продукции, по отношению к которой будет действовать торговая марка.
Технология бизнеса
Чтобы все оформить, вы должны пройти основные пункты.
Подготовка | Сначала вам потребуется провести анализ выбранного клиентом наименования или изображения. Чтобы быть уверенным в том, что его не использует другая компания, вам понадобится база данных регистрации товарных знаков, отображающая даже те, которые находятся на этапе оформления. |
Составление заявки | Патент выдается, когда в заявлении есть изображение (наименование) и описание знака обслуживания, список продукции, который определяется в соответствии с МКТУ – международная классификация товаров и услуг. |
Подача заявления | После того как вы заполните вместе с заказчиком основной документ, можно приступать к его отправке. Заявление нужно доставить в Федеральный институт промышленной собственности, используя факс, почту, форму сайта, также вы можете прийти лично. В дополнение к нему предоставьте 6 фото символа, копию заявления, учредительные документы фирмы. |
Экспертиза | ФИПС проверяет документы на соответствие формальным нормам. Государственный орган вправе потребовать дополнительную информацию в случае, когда предоставленные данные не подходят для присвоения товарного знака. Экспертиза длится в течение 3 месяцев. |
Анализ заявки | ФИПС проверяет заявление на сходство с другими. |
Принятие решения | Организация, выдающая сертификат, решает вопрос о его присвоении на основе полученных данных или информации, предоставленной после подачи заявления. |
Получение свидетельства | Патент выдают клиенту, который вовремя оплатил пошлины в государственном органе и подходит по всем нормативным параметрам. |
Продление патента | Его можно пролонгировать через десять лет после получения сертификата. |
Сколько можно заработать на регистрации товарного знака?
В среднем, стандартная процедура регистрации товарного знака стоит около 55 – 60 тыс. руб. Различные компании, которые занимаются подобным бизнесом, устанавливают цены на услуги, ориентируясь на региональное местонахождение клиентов.
Нужно учитывать, что государственные пошлины обходятся примерно в 30-35 тыс. руб., поэтому за один контракт вы можете выручить 30 тыс. руб., некоторая часть из которых уйдет на коммерческие и управленческие расходы компании. В пошлину включаются следующие пункты:
- подача заявления и проверка документации – 2700 тыс. руб.;
- выдача патента – 16200 тыс. руб.;
- анализ на сходство по МКТУ (не более 1 класса товаров и услуг) – 11500 тыс. руб.
Также дополнительная сумма, относящаяся к обязательным платежам, — 20250 тыс. руб. Она уплачивается для продления срока использования патента.
Если каждый месяц к вам будет обращаться не менее 5 клиентов, то вы сможете получать прибыль от 100 тыс. руб.
Регистрация товарных знаков – это прибыльный бизнес, который не требует крупных инвестиций на этапе открытия, поэтому им может заняться даже начинающий предприниматель. Важно понимать, что человек, который хочет построить успешное дело в этой сфере, должен обладать аналитическим складом ума и коммуникативными навыками.
Сколько нужно денег для старта бизнеса
Стартовый капитал для бизнеса на регистрации товарного знака не требуют капитальных вложений. Основные затраты будут связаны с приобретением необходимого оборудования. Достаточно иметь около 50 000 рублей, чтобы начать оказывать названную услугу.
Как выбрать оборудование
Какое-либо особое специальное оборудование для оказания услуги по регистрации товарных знаков не потребуется. Все что необходимо это приобрести офисную технику: компьютер, принтер, факс, ксерокс и т.д. Это основная часть финансовых затрат.
Какой ОКВЭД необходимо указать для бизнеса на регистрации товарного знака
Подавая документы на регистрацию в независимости от выбранной правовой формы указывается код ОКВЭД, согласно которому будет осуществляться предпринимательская деятельность. Для бизнеса на регистрации товарного знака указывается код 69.10, который включает в себя оказание услуг в области права. В качестве дополнительного кода отмечаем 82.99. Этот код относится к оказанию различного рода вспомогательных услуг, которые не отражены в других группах.
Какие документы нужны для открытия
Для налаживания названного направления деятельности достаточно пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Срок регистрации занимает не более 5 дней. Для этого необходимо будет подать заявление установленного образца в орган для регистрации. К заявлению необходимо будет приложить квитанцию об уплате государственной пошлины и ксерокопию паспорта.
Помимо подаваемых документов потребуется стать на учеты в органы государственной власти и открыть расчетный счет в банке. Если налаживается крупный бизнес, то необходимо изначально регистрировать общество с ограниченной ответственностью.
Законодательством предусмотрен более расширенный перечень подаваемых документов, чем для ИП. В частности, потребуется подать Устав и указать юридический адрес, решение акционеров и т.д.
Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса на регистрации товарного знака
Для уплаты налогов можно выбрать одну из разрешенных систем налогообложения. ОСНО, патентную или упрощенную. При выборе той или иной системы необходимо тщательно провести расчеты и определиться с наиболее подходящей системой для уплаты налога.
Нужно ли разрешение для открытия
Дополнительно получать разрешения на оказание услуги по регистрации товарного знака не потребуется.
Источник: vipidei.com