В нынешнем году Минэкономразвития РФ планирует пересмотреть еще 800 нормативных правовых актов, которые дублируют друг друга или содержат избыточные требования к бизнесу.
Мероприятия проводятся в рамках так называемой регуляторной гильотины. Помимо сокращения объема документов, она подразумевает уменьшение проверок, цифровизацию услуг.
Мораторий на большинство плановых проверок бизнеса с этого года продлен до 2030 года. Они остались только на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда. Внеплановые – могут быть инициированы на основании индикаторов риска, на практике бывают редко.
Также в этом году правительство РФ планирует завершить цифровизацию лицензионно-разрешительной деятельности. На портале госуслуг появится 180 новых видов разрешительных документов.
Опрошенные редакцией «ГеоИнфо» эксперты дали неоднозначную оценку надзорно-регуляторной реформе. Сказали, что плюсы есть, но и минусов достаточно. Из-за снижения контроля стало сложнее отстаивать свои интересы и защищаться от недобросовестных участников рынка.
Топ-5 регуляторных изменений аптечного рынка в 2022 году
Почему хотели, как лучше, и разочаровались
Массовое обсуждение регуляторной гильотины пришлось на 2019 год, когда готовился к принятию федеральный закон «Об обязательных требованиях в РФ». Он вступил в силу первого января 2020 года и запустил пересмотр и отмену излишних документов, которые негативно влияют на деловую среду, мешают работе, дублируют друг друга.
Масштабная приостановка проверок впервые имела место в 2020 году, с началом пандемии. Тогда предприниматели узнали, что бизнес может спокойно работать, и его не будут кошмарить.
«Метод регуляторной гильотины не нов. В Сербии, Хорватии, Мексике, Вьетнаме, Кении и других странах кампании по массовому пересмотру обязательных требований привели к сокращению зарегулированности от 12 до 54%», — прокомментировал управляющий партнер ООО «Консалтинговая компания «2Б Диалог» Борис Богоутдинов.
В каждой стране – своя гильотина, процедуры отличаются по скорости, объему работы, потребности, результативности.
С 2019 года в России были признаны утратившими силу 12 тысяч правовых актов, взамен принято 447 новых. В их числе не обязательно «плохие документы». Например, Декрет Совета народных комиссаров 1917 года о восьмичасовом рабочем дне, безусловно, правильный, но данная норма закреплена в других законах, в Трудовом кодексе, и логичнее признать Декрет неактуальным.
«Существенная часть подпавших под упразднение документов не прошли процедуру упразднения. В «белом списке» более 1200 документов», — уточнил Богоутдинов.
Сейчас обсуждение гильотины уже не ведется с таким энтузиазмом, как было в 2019 году. «Затея правильная, но, как часто у нас бывает, в том объеме, в каком она должна была реализоваться, не реализовалась», — объяснил основатель компании «Датум Групп» Сергей Замиховский из Ростова-на-Дону.
«Не почувствовали изменений, если честно», — сказал генеральный директор компании «Искра» Игорь Машин из Владивостока. Одна зарегулированность отменяется, ей на смену приходит другая, сказали другие собеседники.
Регуляторная гильотина: удобный навигатор по реформе от «Техэксперт»
Что улучшилось или не изменилось
В судебной практике руководителя «Агентства правовой и бухгалтерской помощи» Марии Головиной немало разбирательств, которые усложняются и затягиваются из-за избытка или нехватки правовых документов.
«Если честно, кроме уменьшения проверок со стороны ведомственных органов, других изменений не произошло. В законодательстве особо ничего не изменили, просто снизили контроль, что само собой облегчило жизнь бизнесу», — сообщила она.
Ранее контрольные органы легко инициировали проверку, достаточно было ведомственного нормативного правового акта. Количество проверочных мероприятий было огромно, с ними соседствовали коррупция, вмешательство в работу предприятия.
«Сейчас процедура усложнилась, требуется согласование с прокуратурой. В большинстве случаев приходит отказ, поэтому ведомственные органы ограничиваются камеральными, бесконтактными, проверками», — продолжила Мария Головина.
Взять, к примеру, пожарный надзор. Раньше контрольные органы могли остановить деятельность бизнеса, если он не соответствовал требованиям. «Невозможно соблюсти все нормы противопожарной безопасности, и не существует противопожарного аудита. С введением моратория на проверки пожаров больше не стало, штрафы уменьшились. Освободившиеся денежные суммы идут в прибыль бизнеса», — добавила Мария Головина
Иногда предприниматели путают необходимые процедуры с избыточными.
Директор «Центра земельных исследований Триремис» Евгений Клименко из Краснодара рассказал, что необходимость археологических изысканий перед освоением земельного участка порой воспринимается клиентами как препятствие. Хотя бывает, что ответа из госструктур приходится долго ждать.
«Никогда не приходилось сталкиваться с избыточными проверками. Требования могут восприниматься как избыточная бюрократия, если предприниматель привык к определенной свободе взаимоотношений и столкнулся с документооборотом, необходимым для цивилизованного ведения бизнеса», — констатировал независимый эксперт, специалист по подземным сооружениям Денис Коробкин из Москвы.
Что отменили зря
Эксперты указали и на минусы регуляторной гильотины. Уменьшение проверок бизнеса со стороны Федеральной службы судебных приставов отрицательно сказалось на бизнесе, уверена Мария Головина.
«Теперь никто не следит за погашением задолженности юридическими лицами. Предпринимателям-кредиторам приходится самим возвращать свои деньги», — уточнила она.
Другой пример – уменьшение экологических проверок. Для бизнеса это облегчение работы, но здесь же кроются и возможные негативные последствия для населения, если предприниматель нарушает природоохранное законодательство.
По мнению Сергея Замиховского, мораторий на проверки вряд ли массово сделает предпринимателей добросовестными, а вот если бы наказывали нарушителей на крупные суммы, а не на 5-10 тысяч рублей, это имело бы больший эффект.
В США была громкая история, когда женщина отсудила у компании два миллиона долларов, потому что на стакане не было написано, что напиток горячий. Все возмущались, мол, подумаешь, палец обожгла, а тут смысл в том, чтобы дисциплинировать поставщиков товаров и услуг.
«Потребитель – слабая сторона, и до суда доходят единицы. Если бы возник прецедент, компании стали бы наводить порядок в своих процессах. Они бы понимали, что даже одно нарушение будет стоить серьезных денег», — поделился размышлениями Замиховский.
«Отмена ряда проверок даже вредна, потому что угрожает безопасности зданий и сооружений и соответственно людям, которые в них живут или работают», — высказал свое мнение Денис Коробкин.
Например, уже не требуется согласовывать новое строительство с эксплуатирующими организациями. Зачастую только эксплуатирующая организация знает, как расположены объекты в подземных сооружениях, каково их техническое состояние. Отмена согласования – потенциальная авария, и виновата будет эксплуатирующая организация. В итоге руководители этих предприятий вынуждены искать выход, система взаимоотношений в бизнесе еще больше запутывается.
Что еще надо бы отменить
Однако несовпадение результатов с ожиданиями, уверены эксперты, — не повод, чтобы сворачивать регуляторную гильотину. Напротив, надо двигаться дальше. Сергей Замиховский перечислил несколько ситуаций, которые надо бы пересмотреть.
Когда коммерческая организация берет на работу бывшего сотрудника госорганизации, хоть министра, хоть уборщицу, в соответствии с антикоррупционным законодательством она обязана уведомить этот госорган. Несколько лет назад на компанию «Датум Групп» был наложен штраф 120 тысяч рублей, за то что взяли программиста из такой бюджетной структуры и не уведомили ее.
Следующая излишняя норма – предрейсовые медосмотры для водителей (конечно, если речь не идет о перевозке пассажиров). Если сотрудник ездит по рабочим делам на своей машине, у него нет такой обязанности, пересел на служебную – будь добр, явись на осмотр.
Люди научились вписываться в ненужные требования, приносят медсестре пачку путевых листов, и она проставляет отметки.
Еще пример – валютный контроль. Часть требований осталась с советских времен и проблематична для исполнения, допустим, репатриация выручки, паспорта контракта, дорогие и сложные механизмы валютных платежей.
ИТ-компаниям сложно подготовить паспорт контракта, потому что бывает, что не известна его полная стоимость. Объем продаж в зарубежных интернет-магазинах или магазинах приложений не предсказуем, и еще у них нет такого понятия, как акты выполненных работ.
«Некоторые ИТ-компании были вынуждены создавать отдельные структуры по работе с иностранными клиентами и размещать их в других странах, что никак не пополняет наш бюджет», — сказал Сергей Замиховский.
Что даст цифровизация
Мероприятия по оцифровке госуслуг проводятся и сами по себе, и как часть регуляторной гильотины. Здесь свои парадоксы, например, срок, в течение которого госорганизации должны ответить на запросы граждан и юрлиц, много лет уже все тот же – 30 дней.
«Когда-то он был, наверное оправдан, потому что надо было запрашивать документы, идти в архив, перебирать бумаги, и это занимало много времени, — отметил С.Замиховский. – Сейчас, когда все госорганы перешли на электронный документооборот, появились цифровые архивы, базы данных, 30 дней – немыслимый срок для подготовки ответа».
По мнению эксперта, можно вполне безболезненно уменьшить данный период до 14-15 дней, тем более что такая практика существует. Столько времени, например, готовится ответ на запрос депутата.
Сейчас автор обращения может прождать ответа месяц и узнать, что вопрос непонятен или не в компетенции данного ведомства. Если переписка продолжается, заявитель снова месяц ждет ответ.
«Плюсы электронных услуг – удобство, можно собрать все материалы в своем офисе за компьютером. Минусы – зависание сервера, подделка электронной цифровой подписи. Появились умельцы, способные копировать, взламывать подпись», — продолжила Мария Головина.
Денис Коробкин добавил, что цифровизация мало касается собственника бизнеса, потому что экспертизой, проверками, согласованиями занимаются наемные сотрудники. Они никуда не денутся, и не имеет значения, ведется переписка на бумаге или по электронной почте.
«Вдобавок многое, если не все: запрос архивной документации, прохождение экспертизы, получение разрешений на строительство – решается на личных контактах. Есть некая формальная сторона вопроса, и есть личные взаимоотношения, которые определяют решение вопроса», — объяснил Коробкин.
Что будет после завершения гильотины
Некоторые предприниматели считают, что регуляторная гильотина затеяна не ради них, а ради облегчения работы чиновников. Им надоело давать разъяснения и отвечать на письма бизнес-ассоциаций. К слову, часть общей гильотины – гильотина пояснений к правовым актам.
Идет поиск новых отношений бизнеса и власти. Минэкономразвития РФ рекомендует организовывать профилактические визиты, то есть предприниматель вправе сам пригласить к себе контролеров.
Реакция деловых сообществ неоднозначна. Одни эксперты опасаются, как бы профилактические визиты не стали платными и обязательными для бизнеса. Другие были бы не против. Сейчас предпринимателей проверяют 60 госструктур. Было бы удобнее, если бы они пришли все сразу и выполнили свою работу.
Есть еще предложения страхования бизнеса от нарушений при проверках и тестирования предприятий. Не исключено, что кто-то увидит здесь для себя нишу для нового, антипроверочного, бизнеса.
Источник: geoinfo.ru
Оптимизация регуляторной нагрузки
Банк России знает о существовании устаревших и неэффективных нормативных документов. Для их устранения создана рабочая группа по оптимизации регуляторной нагрузки. В нее входят представители Банка России и участники рынка.
Цель рабочей группы — выявить следующие нормы:
- невыполнимые;
- дублирующие друг друга;
- противоречивые;
- избыточные;
- содержащие регуляторный арбитраж;
- неактуальные;
- неоптимальные.
По результатам рассмотрения таких норм принимается решение об их отмене или корректировке.
В случае необходимости могут быть подготовлены предложения по оптимизации требований, содержащихся в федеральных законах, актах Правительства РФ, нормативно-правовых актах иных федеральных органов власти РФ.
Рабочая группа будет существовать до тех пор, пока от участников рынка будут поступать предложения.
Рассмотрение предложений участников рынка проводится в два этапа: предварительно — на уровне подгрупп, далее результаты работы подгрупп выносятся на рассмотрение рабочей группы.
Всего создано 15 подгрупп:
- по формированию и направлению в Банк России отчетности кредитными организациями;
- по формированию и направлению в Банк России отчетности некредитными финансовыми организациями;
- по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;
- по корпоративным отношениям, раскрытию информации и эмиссии ценных бумаг;
- по привлечению к административной ответственности (в соответствии с КоАП РФ);
- по инструментам финансового рынка, инфраструктуре финансового рынка и профессиональным сервисам;
- по вопросам допуска финансовых организаций;
- по банковской деятельности;
- по деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- по деятельности субъектов рынка коллективных инвестиций;
- по деятельности участников страхового рынка;
- по деятельности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов;
- по деятельности субъектов, оказывающих платежные услуги;
- по информационной безопасности;
- по оптимизации издержек участников финансового рынка при подготовке ответов на запросы и предписания.
Руководитель Рабочей группы — первый заместитель Председателя Банка России В.В. Чистюхин. В состав Рабочей группы также входят заместители Председателя Банка России и руководители структурных подразделений Банка России, участвующие в процессе регулирования финансового рынка.
Рабочая группа рассматривает предложения участников финансового рынка об оптимизации регуляторной нагрузки, готовит предложения об актуализации и представляет их на рассмотрение Председателю Банка России.
Перечень одобренных предложений обновляется ежегодно. Данный документ также содержит пояснения о случаях изменения первоначальных сроков и форм реализации одобренных инициатив.
Источник: cbr.ru
Регуляторная гильотина: специфика и правовое регулирование.
В январе прошлого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме выдвинул предложение о проведении тотальной ревизии контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма. В дальнейшем его назвали «регуляторной» или «правовой» гильотиной, а главной целью ее проведения – создание в сферах регулирования новой системы четких требований, понятной и бизнесу, и проверяющим органам.
В данной статье рассмотрим само понятие «регуляторная гильотина», какие грядут изменения в деятельности контрольно-надзорных органов и какими инструментами должны вооружиться юристы.
В нашей стране есть множество требований, которыми не владеют в полной мере ни контролеры, ни те, кого они проверяют. Подавляющая часть этих правил не просто технически устарели, они еще и бессмысленны. Поэтому цель объявленной «регуляторной гильотины» как раз в замене старых требований актуализированными, в соответствии с реальным временем и технологиями. Плюс «регуляторной гильотины» в том, что в ней заложена принципиально новая методология, согласно которой доказывать необходимость оставить тот или иной акт обязаны чиновники, а не представители бизнеса.
Алгоритм выглядит следующим образом : уполномоченный орган по дерегулированию посылает запрос государственному, а тот, в свою очередь в течение 30 – 45 дней не просто делает заключение о необходимости той или иной нормы, но и доказывает это цифрами. Проще говоря, если специалист профильного органа не может доказать необходимость существования нормы, значит она подлежит отмене. Но есть важный нюанс: данную процедуру должен проводить специальный надведомственный орган (центральная власть).
В настоящее время Минэкономразвития и Минюст России вместе с другими ведомствами активно прорабатывают аспекты мероприятий, направленных на внедрение этого механизма. Бесспорно, сокращение регуляторной и надзорной нагрузки на бизнес положительным образом скажется на деловом и инвестиционном климате России. Но важно соблюдать баланс и провести ревизию требований таким образом, чтобы обеспечить безопасность государства, защиту жизни и здоровья людей. А излишняя детализация правил тормозит их соблюдение. Один из способов снижения регуляторного давления – «электронное правительство», позволяющее упростить и ускорить административные процедуры.
«Регуляторная гильотина» не может заменить реформу законодательства и модернизацию системы регулирования, поскольку важно не только сократить число уже принятых нормативных актов, но и обеспечить принятие эффективных законов в будущем. Государство должно иметь четкое понимание, когда и как необходимо регулировать рыночную экономику.
Расскажу о процедурах, каковые предполагается сократить либо отменить.
В действии сейчас более 700 контрольно-надзорных актов, принятых еще во времена СССР и РСФСР. Требования, которые никто не соблюдает и которых быть не должно. Они не снижают риски, но вмешиваются в бизнес.
Например: по санитарным правилами для салонов красоты, волосы с пола собирают в совок закрытого типа и помещают в герметичные емкости.
Вопрос: какая разница между уборкой закрывающимся и незакрывающимся совком, если цель — соблюдение чистоты?
Итог: технически неактуальные правила.
Пример судебной практики: Десятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 04.05.2018 по делу № А41-10458/18 решил, что доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание. Согласно п. 2.11 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утв. Минприроды России 15.07.1994, объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизы.
Но каким образом применить Временные правила 1994 года, если Закон об экологической экспертизе был принят в 1995-м, его действующая редакция кардинально отличается от первоначальной. Более того, не существует такого института как геологическая экспертиза.
Из перечисленных выше случаев предельно ясно: избавление от избыточных и устаревших требований пойдет на пользу и бизнесу, и государству.
Какие законы планируют принять в рамках «гильотины»:
· «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вступление в силу планируется с 01.07.2021 года, исключая положений, для которых определены иные сроки.
«Об обязательных требованиях в РФ». Он уже действует с 01 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Благодаря документу будет создана новая модель управления рисками; введено понятие «контрольно-надзорного производства», закрепляющего процедуры, права и обязанности всех участников; будут предусмотрены отказ от проверок в формате основного инструмента контроля и введение новых контрольных мероприятий.
В приоритете будут такие профилактические меры, как: рекомендации, информирование и консультирование.
В новом Законе — большое количество процессуальных норм. Закреплены термины «контрольно-надзорное производство», «контрольно-надзорные мероприятия», «контрольно-надзорные действия».
Семь видов контрольно-надзорных мероприятий:
В числе новых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, экспертиза, эксперимент, запрос документов. Все это будут выполнять инспекторы, чтобы собрать доказательств того, что обязательные требования соблюдаются. Взаимосвязь между контрольно-надзорными мероприятиями и действиями такова, что при конкретном мероприятии перечень действий строго регламентирован.
Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в рамках контрольно-надзорного производства, будут проводиться в четыре этапа:
· открытие контрольно-надзорного производства;
· проведение контрольно-надзорного мероприятия;
· оформление результатов контрольно-надзорных мероприятий;
· исполнение решений контрольно-надзорного органа.
Отдельно выделены нормы для обжалования решений и действий контрольно-надзорных органов. Появилось детальное описание всех контролирующих субъектов, установлен круг их прав и обязанностей. Впервые подробно описан статус инспектора, как ключевой фигуры в государственном контроле. Введено дополнительное понятие «контрольно-надзорного дела», как пакета документов контрольно-надзорного мероприятия в отношении конкретного лица.
Теперь вернемся к Закону «Об обязательных требованиях в РФ» . Он определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, дает определение понятию «обязательные требования»; определяет цели, принципы и полномочия по их установлению; порядок разработки и вступление в силу нормативно-правовых актов, содержащих такие требования.
В нем сформированы такие принципы:
— обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства;
— применение обязательных требований по аналогии не допускается;
-при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и другие.
Новым Законом введены запрет на контроль и надзор по:
— требованиям, которые официально не опубликованы;
— требованиям, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
— обязательным требованиям, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года.
В новый Кодекс об административных правонарушениях РФ предполагается включить три раздела:
«Субъекты административной юрисдикции».
В Особенную часть нового кодекса предлагают ввести 36 глав, которые будут объединять составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства. Действие административного законодательства об административных правонарушениях в пространстве расширено и предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов РФ.
В проекте выделена категория грубых административных правонарушений. В их числе правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, административные правонарушения в сфере оборота оружия. Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.
Как повлияют изменения на деятельность хозяйствующих субъектов?
Ключевая особенность Закона о государственном контроле — его процессуальность. Качественно разработанный понятийный аппарат будет привычным и удобным для восприятия, контролирующие органы будут действовать только в рамках установленных процедур и мероприятий. Все это поможет юристам более эффективно защищать интересы организации при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Отмечу, что вышеперечисленные законы содержат значительную оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Однако все эти высказывания сформулированы в теории. Как реально будут работать обновленные механизмы, увидим в ближайшее время.
Правила Минприроды России (Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ) от 15.07.1994 Нормативный документ
Источник: hseblog.ru