Хочу начать с очевидного, на мой взгляд, постулата – малое и среднее предпринимательство являются неотъемлемой частью экономики. К сожалению не все это понимают.
Одним из главных завоеваний рыночной экономики является наличие конкуренции, как важнейшего инструмента регулирования экономических процессов. И, по нашему мнению, наличие и рост малого и среднего бизнеса является именно показателем развитости конкуренции в отрасли, регионе, в экономики в целом.
Одной из проблем советской экономики было то, что малое предпринимательство практически отсутствовало, как и конкуренция (хотя на бумаге существовало социалистическое соревнование). Предпринимателей не то, что не поддерживали, иногда их даже сажали в тюрьму именно за предпринимательство.
В настоящее время в российской экономике ситуация несколько изменилась. Так, 29 июня 2015 года Президент России подписал Федеральный закон №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Малый и средний бизнес — проблемы и решения!
Была создана рабочая группа по разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. За короткий срок сотрудниками Министерства экономического развития и другими членами рабочей группы была проделана довольно большая работа. Ее результаты уже можно увидеть. Разработана стратегия малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В ней обозначены достаточно четкие ориентиры.
В ходе работы над Стратегией было предложено определить несколько важнейших вопросов разработки Стратегии развития МСП, среди которых:
- Необходимость маркетинговой составляющей Стратегии.
- Региональный характер и специфику МСП.
- Антикоррупционная направленность поддержки МСП.
По результатам разработки Стратегии создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», то есть появилась специальная структура, ответственная как за реализацию Стратегии, так и за развитие малого и среднего предпринимательства в целом.
Очень важным является понимание значимости маркетингового подхода ко многим аспектам МСП, присутствующее в Стратегии.
Так, на наш взгляд, состояние малого и среднего предпринимательства требует довольно детального и глубокого маркетингового анализа. В частности постоянно приходится сталкиваться с тем, что фактические и статистические данные по МСП в России существенно отличаются, что определяет необходимость их актуализации. При проведении исследований в регионах России мы постоянно сталкиваемся с несовпадением фактических данных по МСП с данными официальной статистики.
Вообще необходимо подчеркнуть, что МСП во многом носит региональный характер, и при этом каждый регион имеет свою специфику развития малого предпринимательства и разработка Стратегии должна учитывать эту специфику. Отчего же зависит специфика развития МСП в регионах? Отметим несколько ключевых факторов:
Малый и средний бизнес в текущей экономической ситуации. Проблемы, решения, возможности
- Отношение региональных властей к МСП.
- Развитость инфраструктуры бизнеса.
- Наличие и направленность крупного бизнеса в регионе.
- Возможность кооперации, например создание кластеров, в которых МСП играет такую же важную роль, как и другие участники кластера.
- Равные условия бизнеса для МСП.
Хочу выделить конкретное предложение, сделанное по результатам встреч с предпринимателями в регионах России. Это участие в тендерах. Что, к сожалению, происходит сегодня в разных регионах? Например, в регионе есть несколько предприятий, естественно малых, занимающихся уборкой территории.
Но часто они не могут участвовать в тендерах на выполнение таких работ по государственным подрядам, объявляемым местными властями. Вопрос – почему? Потому что на тендер заведомо выносится такой большой лот, какой ни одно малое предприятие его не сможет взять на себя. Тендер выигрывает крупное предприятие, которое, как ожидается, должно выполнять работы по тендеру.
Но фактически ничего подобного не происходит. Победитель тендера отдает эти работы тем самым малым предприятиям, фактически являясь посредником, получающим основную прибыль.
Немного о малом предпринимательстве через призму глобальных рынков. Ответ на вопрос – почему начала дешеветь нефть знает каждый. Причем вариантов и версий много и каждый считает, что та версия, которой придерживается он – единственно правильная. Я позволю себе предложить версию, основанную на мнении специалистов, конечно спорную, но которая, возможно, тоже имеет право на жизнь.
Так вот, цена на нефть начала снижаться тогда (конечно не сразу, но в прямом следствии) когда США отказались от монополии на производство и экспорт нефти. На сегодня в Америке действуют около 25000 компаний (уточняю – 25 тысяч) так или иначе связанных с нефтегазовым комплексом. И, конечно, они, работая в высококонкурентной среде, стремятся как к повышению качества, так и к снижению издержек и, как следствие, к снижению цены. То есть это чисто рыночная экономика.
Говоря о развитии нефтегазового комплекса, как сектора отечественной экономики директор ЗапСибБурНИПИ, профессор Яраги Курбанов также предлагает делать акцент на малые и средние предприятия. Цитата: «В мировой практике до 70% (производства) приходится на малые и средние предприятия. На Западе именно они являются локомотивами отрасли. Именно скудное присутствие малых и средних компаний (в России) на рынке является причиной отсутствия уникальных разработок и, как следствие, низкого коэффициента извлечения нефти».
Теперь о маркетинговой составляющей стратегии развития МСП в регионах России. Мы сейчас дружим с Китаем. Так почему бы не поучиться тому, как китайские регионы, конкурируя друг с другом, добиваются больших результатов в различных отраслях? А происходит это через поддержку малых предприятий своего региона.
Есть и другие примеры. Так весьма поучительно как конкурируют регионы Финляндии за туристов из разных стран, да и местных туристов. И какое внимание при этом уделяется местным малым предприятиям, обеспечивающим для туристов комфортные условия. Изучение передового опыта и внедрение лучших практик в своем регионе – одна из маркетинговых составляющих Стратегии на региональном уровне.
Среди многих вопросов, которые относятся к маркетинговой составляющей Стратегии, можно отнести следующие:
- определение наиболее острых проблем, мешающих развитию МСП в региональном разрезе;
- изучение лучших практик МСП как в России, так и за рубежом;
- обеспечение инфраструктурной поддержки МСП;
- поддержка продвижения продукции МСП.
Еще одним важным пунктом Стратегии должно стать понимание того, что формирование региональной составляющей Стратегии развития МСП не может быть осуществлено без ее инновационной составляющей.
Понятно, что развитие экономики региона зависит от многих факторов, среди которых достаточно большое значение имеет инновационная активность предприятий и организаций, расположенных и/или работающих на данной территории.
При этом важно понимать, что инновационное предпринимательство также, в первую очередь, относится к сектору МСП. Меры стимулирования субъектов инновационной деятельности на региональном уровне чаще всего реализуются именно в рамках местных программ государственной поддержки малого предпринимательства. В различных регионах, в зависимости от степени важности для региона разрабатываемых инноваций, предлагаются разные направления поддержки малого инновационного предпринимательства. Но все программы поддержки должны предусматривать следующие основные направления:
- формирование и поддержка региональной инфраструктуры развития научно-инновационного предпринимательства;
- участие в подготовке специалистов — инноваторов;
- разработка программ инвестиционной привлекательности региона;
- формирование комплекса финансовой и имущественной поддержки инновационно-активных предприятий;
- обеспечение равного доступа к получению государственных региональных заказов предприятий различных форм собственности;
- принятие комплекса мер по информационному обеспечению инновационной деятельности;
- поддержка внешнеэкономического сотрудничества в инновационной сфере и другие.
Одним из важных инструментов поддержки малых инновационных предприятий (МИП) является их включение в инновационные производственные кластеры на равных правах с другими участниками кластера (крупными предприятиями или вузами).
Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует определенный разрыв между фактической (и достаточно ощутимой) поддержкой малого инновационного предпринимательства федеральным центром и той помощью, которую МИПы получают от региональных властей.
К числу положительных тенденций можно отнести наблюдаемый в последние 1-2 года рост активности предпринимателей в регионах, что означает не только их веру в то, что их поддержат федеральные и местные власти, но и то, что они реально эту поддержку получают. И действительно, за последние годы многие предприниматели получили финансирование в рамках различных программ поддержки. Конечно, не везде помощь является существенной и не всегда она объективна, но то, что такая работа проводится, является, без сомнения, положительным фактом.
Подводя итог, хочу отметить, что региональным властям в России пора осознать, что зарабатывать деньги нужно научиться самим. Нужно прийти к тому, чтобы поддерживать те местные предприятия, которые действительно работают в регионе, пополняют его бюджет, снижают социальную напряженность и т.д. А это в первую очередь МСП.
Хочется верить, что малому и среднему предпринимательству в России, в том числе на региональном уровне, с разработкой Стратегии и созданием Корпорации начнут действительно уделять внимание, которого оно заслуживает.
Источник: smallbusiness.ru
Решение проблем развития малого и среднего бизнеса
Ивентичева Т.В.,Смольянинова Н.С.
Пути решения проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне
Выборгский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
Пути решения проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне
Малый и средний бизнес становится все более значимой частью российской экономической и социальной жизни. Эта предпринимательская форма содействует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства. Способность к быстрому восприятию и распространению технических новшеств, а нередко и к самостоятельной деятельности в сфере НИОКР делает этот сектор полноправным участником инновационного процесса.
Однако, несмотря на существенные усилия со стороны различных уровней власти, предпринимаемые в области развития предпринимательства в России, малый и средний бизнес продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа. В силу ряда объективных и субъективных причин потенциал этого сектора далеко не реализован.
Следует отметить, что спектр основных проблем, волнующих предпринимательские слои населения с 2000 г. по настоящее время практически не изменяется. Это административные проблемы, недостатки налоговой системы, финансово-кредитные проблемы, а также несовершенство законодательства. Однако некоторые проблемы в результате усилий как федеральных, так и региональных и местных органов власти постепенно решаются. К подобным проблемам относятся упрощение бухгалтерского учета, координация структур поддержки предпринимательской деятельности.
Ранжирование проблем развития предпринимательского сектора на муниципальном уровне возможно только при проведении регулярного мониторинга субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, результаты социологического исследования субъектов МСП на территории МО «Выборгский район» Ленинградской области, проведенного в 2013 году, позволили выявить следующие наиболее острые проблемы предприятий:
— бюрократические процедуры – 59,1%;
— доступ к внешнему финансированию – 45,4%;
— нехватка грамотного персонала на рынках труда – 40,9%;
— ставка % за кредит – 36,4%;
— отстаивание правоты в судах общей юрисдикции и Арбитраже – 22,7%;
— взаимодействие с органами власти – 18,2%;
— проверки и инспекции – 18,1%;
— взаимоотношения с контрагентами и поставщиками ресурсов – 13,6%.
Следует отметить, что спектр основных проблем развития МСП на муниципальном уровне практически совпадает с общероссийской проблематикой.
На наш взгляд, в рамках инновационного подхода к решению основных проблем развития субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне, необходимо:
1. Реализовывать программно – целевой подход к формированию политики в отношении малого и среднего предпринимательства, который предполагает:
— выстраивание «дерева целей»;
— определение путей осуществления каждой из целей исходя из четко зафиксированного ожидаемого результата;
— установление оптимальных объемов ресурсного обеспечения и поиск источников финансирования.
2. Использовать современные методы и инструменты научного анализа и прогнозирования процессов и явлений в сфере малого и среднего бизнеса. Процесс целеполагания и определения результативности системы поддержки субъектов МСП должен базироваться на информации о реальном состоянии объекта, а не на субъективных пожеланиях государственных региональных или муниципальных органов управления.
3. Соблюдать принцип обратной связи, включающий мониторинг происходящих в бизнесе процессов, на основе которого осуществлять необходимую корректировку методов поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, средств и ресурсов, направляемых на реализацию задач поддержки.
4. Разработать ряд эффективных мер, способствующих выравниванию шансов в осуществлении предпринимательской деятельности.
5. Акцентировать внимание на поддержке жизнеспособных представителей малого и среднего бизнеса.
6. Разработать систему эффективных мер, ограждающих малые и средние предприятия от воздействия негативных факторов нерыночного происхождения.
7. Создать систему взаимной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства и органов местного самоуправления за выполнение своих обязательств. При этом необходимо разработать систему контроля за выполнением указанных обязательств.
Таким образом, существующие условия функционирования субъектов МСП предопределяют необходимость специально проводимой на государственном уровне политики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. При этом следует учитывать региональный аспект развития МСП. Именно на уровне регионов и местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. Евстафьева Е.В., Ивентичева Т.В., Исаев Н.В. Комплексный подход к разработке системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне: Монография. – СПб.: СПбГУСЭ, 2009
2. Евстафьева Е.В., Ивентичева Т.В. Отчет по результатам социологического исследования «Анкетирование субъектов малого и среднего предпринимательства с целью выявления проблем и перспектив развития бизнеса на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области», 2013
3. Ивентичева Т.В., Смольянинова Н.С. Отчет по результатам социологического исследования «Анализ потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в молодежных трудовых ресурсах и профессиональных кадрах», 2013
Источник: be5.biz
Предложения по решению проблем развития малого и среднего бизнеса
В целях создания условий, способствующих сохранению и эффективному развитию малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, вносятся следующие предложения:
1. Обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой:
— ускорить отмену обязательного применения контрольно-кассовой
техники для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
В первом чтении законопроект принят Гос.Думой РФ в 2007г.
— ускорить принятие закона об увеличении предельного объема годового
оборота, дающего право работы по упрощенной системе налогообложения
до 60 млн. рублей;
— принять закон о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате налогов
для субъектов малого и среднего предпринимательства на срок до 1 года
при сумме задолженности более 1 млн.рублей;
— принять закон по освобождению малых инновационных предприятий от
уплаты налога на прибыль организаций в течение первых 2 лет работы
( налоговые каникулы), а также уплату 50% суммы данного налога в
последующие два года;
— исключить из Федерального Закона от 22.07.08г. №159-ФЗ « Об
особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в
государственной собственности субъектов Российской Федерации
или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого
и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 2 статьи 3 предусматривающий критерий «добросовестности» (надлежащее перечисление арендной платы за все время аренды предпринимателями, являющимися претендентами на преимущественное право выкупа арендуемого ими государственного и муниципального помещения). Продлить действие данного закона до 01.01.2012г.
— перенести с 01.01.2010года на 01.01.2015 года сроки перехода деятельности
рынков в капитальные строения (ст.24 Федерального Закона от 30.12.06г.
№271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой
Кодекс Российской Федерации»);
— разработать систему мер по взаимодействию крупных предприятий с
малыми, применяющими упрощенную систему налогообложения,
ЕНВД, в части вопросов касающихся НДС;
— поэтапно снизить налог на добавленную стоимость до 8-10%.
Освободить от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации
технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к
ним;
— отменить решение о замене единого социального налога отчислениями
страховых взносов с 01.01.2010г, при котором налоговая нагрузка
возрастет с 26% до 34% ( от фонда заработной платы);
— принять Закон « Об административных регламентах и стандартах
государственных услуг». Ввести запрет на занятие определенных
должностей теми чиновниками, которые нанесли своими действиями
ущерб бизнесу. Определить порядок возмещения материальных и
моральных потерь предпринимателям;
— сократить и упорядочить в сторону смягчения меры административного
и уголовного наказания за неумышленные правонарушения совершаемые
субъектами малого бизнеса в процессе своей деятельности;
— провести инвентаризацию ведомственных инструкций, положений,
приказов. Отменить, имеющиеся в них требования, к малым предприятиям
и ИП, которые устарели, а во многих случаях просто невыполнимы, но тем
не менее действуют, ставя предпринимателей в позицию нарушителя;
— в Федеральный Закон от 02.05.06г. « О порядке рассмотрения обращений
граждан РФ», внести дополнение, устанавливающее гражданско-правовую
ответственность граждан за заведомо ложные обращения и определить
порядок защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
от действий недобросовестных лиц ( так называемый «потребительский
экстремизм»);
— установить мораторий на все виды проверок на период экономического
кризиса.
Советник ВТПП,
Председатель Комитета
по развитию предпринимательства,
малого и среднего бизнеса
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях и мессенджерах:
Источник: www.vcci.ru