Текст научной статьи на тему «РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»
Роль малого предпринимательства в решении проблемы занятости сельского населения
Аннотация. Малое предпринимательство является, одним из ключевых элементов устойчивого развития российской экономики, способствующего формированию «здоровой» конкурентной среды, увеличению производства внутреннего валового продукта, обеспечению занятости населения, росту его реальных доходов, повышению качества жизни. Обосновано развитие малого предпринимательства как одного из основных стратегических направлений государственной политики. Обозначены проблемы и предложены способы активизации предпринимательской деятельности на селе.
Abstract. Small business is one of the key elements of sustainable development of the Russian economy, contributing to the formation of a «healthy» competitive environment, increase the production of the gross domestic product , employment , real income growth it , improve quality of life. Reasonably small business development as one of its main strategic directions of the state policy. The problems and suggestions for enhancing business activity in rural areas.
Поддержка бизнеса в 2022 году НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ! Занятость и безработица! Гранты для бизнесменов!
Ключевые слова: малое предпринимательство, занятость, экономический рост, государственная поддержка, сельское население.
Keywords: small business, employment, economic growth, government support, the rural population.
Малое предпринимательство является составной частью экономической системы. В развитых странах мира субъекты малого бизнеса уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Доля малого бизнеса в ВВП и занятости этих стран составляет 50-80%, в то время как в Российской Федерации этот показатель не превышает 17-50%. Учитывая долю данного сектора в экономике, на одного занятого в малом и среднем бизнесе в России приходится меньшая доля в ВВП, чем в странах с развитой и быстроразвивающейся экономикой. Но дело не только в количественных характеристиках. Этот
сектор является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как в первую очередь способствует формированию «здоровой» конкурентной среды экономики. Субъекты малого бизнеса обеспечивают увеличение занятости и рост реальных доходов населения, повышение качества его жизни, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают инновационные и рисковые виды деятельности.
Вместе с тем, мы можем наблюдать относительно невысокие темпы роста количества малых предприятий (рис. 1).
2000 1600 1200 800 400 0
малые предприятия микропредприятия Рис. 1. Количество малых предприятий, тыс. (всего по РФ на 1 января 2013 г.).
Причиной тому стали неблагоприятные условия для развития малого бизнеса, в том числе, неразвитость инструментов государственной политики в отношении регулирования сферы малого предпринимательства, несовершенство законодательства, чрезмерно высокие
Начать дело с нуля без денег. Написать бизнес план и взять у государства субсидию ЦЗН на открытие ИП
налоги, бюрократизм общества и экономики в целом.
При этом среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по стране за аналогичный период осталась практически неизменной (рис 2).
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
малые предприятия ■ микропредприятия
Рис. 2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. (всего по РФ на 1 января 2013 г.).
В 2008 г в данном секторе было занято 10366,2 тыс. чел., по итогам 2012 года — численность занятых составила 10481,0 тыс. чел.
Анализ данных по отраслевой принадлежности малого бизнеса в стране свидетельствует о том, что наибольшее количество малых
Рис. 3. Число малых предприятий по видам экономической
В структуре среднесписочной численности работников малых предприятий по видам экономической деятельности в 2012 году на долю занятых в оптовой торговле приходилось 28,9%, 20,4 % — были заняты в операциях с недвижимостью, 14,8% — на обрабатывающих производствах, 13,7 % — в строительстве, наименьшее количество работников занято в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых 5,4% и 1,8 % соответственно [4].
В связи с вышеизложенным особую значимость и актуальность приобретают исследования, связанные с созданием условий для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства на макро- и региональ-
предприятий в 2012 году приходилось на оптовую и розничную торговлю и операции с недвижимым имуществом, соответственно — 39,6% и 20,8%, доля предприятий, занимающихся сельским хозяйством, составляет всего 3,5% (рис.3)
В Строительство 0 Сельское хозяйство ПШ Другие виды деятельности □ Оптовая и розничная торговля Е1 Транспорт и связь
Ю Операции с недвижимым имуществом ■ Добыча полезных ископаемых Н Обрабатывающие производства
ости в РФ, % (на 1 января 2013 г.) [4].
ном уровнях, что является одной из первостепенных задач государственной политики и серьезным шагом к экономической и социальной стабильности общества в целом.
В большинстве регионов России значительный удельный вес занимают сельские территории. Им принадлежит две трети площади страны с населением 39,2 млн. человек, что составляет 27% от общей численности. Это позволяет считать уровень развития сельской местности целевым индикатором роста экономики регионов и страны в целом, а также отражает степень ее устойчивости и готовности к решению современных задач модернизации.
В тоже время на селе сегодня сложилась
довольно не простая ситуация. После форсированной приватизации предприятий экономика сельской местности продолжает деградировать. Теряется культурное наследие и самобытность российской деревни. Решение проблемы возможно путем создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сельской местности, а также принятия своевременных мер для поддержки предпринимательской инициативы.
Сферой занятости субъектов малого предпринимательства в сельской местности может быть практически любая хозяйственная деятельность: помимо традиционного сельскохозяйственного производства и переработки продукции, следует интенсивно развивать несельскохозяйственные виды деятельности, в том числе сельский туризм, общественное питание, бытовое обслуживание населения, торговлю, ремонтные мастерские, и др., выполняя тем самым роль интегрирующего начала в повышении взаимосвязей внутри экономики региона и способствуя доступности для сельских жителей городских стандартов жизни.
В этой связи значимой будет оценка тру-доресурсного потенциала развития малого бизнеса на селе. Опрос сельских жителей, проведенный в 2011 году Центром социальной политики и мониторинга сельского развития Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства показал, что доля жителей, готовых создать и развивать собственное дело составляет 37%. При этом 20% контингента, выражающего готовность к ведению малого бизнеса, займутся им только при наличии материальной поддержки государства в виде субсидий или льготных кредитов.
В перечне причин, по которым жители не готовы создать свой бизнес даже в случае потери работы, преобладают причины социально-психологического и демографического характера, такие как возраст и состояние здоровья, нехватка знаний, нежелание обременять себя и нести ответственность, боязнь «прогореть», а также финансовые проблемы, в том числе отсутствие стартового капитала.
Касаемо выбора сферы самозанятости и предпринимательства, здесь предпочтение отдается сельскому хозяйству. 45% опрошенных занялись бы сельскохозяйственным предпринимательством при условии получения субсидии в необходимом, по их мнению, размере, далее следует торговая деятельность (29%) и бытовое обслуживание населения (14%). Организация сельского туризма, промысловая и ремесленническая деятельность, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод привлекает всего 46 % респондентов. [1]. Таким образом, для развития этих видов деятельности на селе надо создавать дополнительные преференции.
Малый бизнес в российском сельском хозяйстве представлен в основном крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х) и личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). В законе Российской Федерации «О личных подсобных хозяйствах» все они отнесены к некоммерческим
организациям, в то же время многие из них реализуют на рынке до 30%, а иногда и более, произведенной продукции, то есть ведут предпринимательскую деятельность. Поэтому к субъектам малого аграрного бизнеса можно отнести примерно 260 тыс. К(Ф)Х и около 25% личных подсобных хозяйств с обшей долей этого бизнеса в товарной продукции сельского хозяйства около 20%.
Эта доля могла бы быть еще более значительной, если бы малому бизнесу не приходилось сталкиваться с серьезными преградами и ограничениями, в том числе экономического и правового порядка. В итоге число личных подсобных хозяйств с 2000 г. почти не увеличилось и составляет не более 15% общего числа малых форм рыночного предпринимательства в стране. В тоже время в условиях сокращения спроса на труд со стороны коллективных сельскохозяйственных предприятий, расширение занятости в КФХ и ЛПХ способствует предотвращению роста безработицы и становится важным источником получения доходов.
Однако малый бизнес в российских регионах развивается крайне медленно и неравномерно. Наиболее общие причины сложившегося положения: различия в региональной отраслевой структуре экономики; экономико-географическое положение объектов инфраструктуры необходимых для развития малого предпринимательства, рынки сбыта и прочее. Различны также региональные приоритеты в поддержке малого бизнеса, местные нормативно-правовые акты, действия органов власти,
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
Научные статьи
Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с другой — незащищенными перед форсмажорными обстоятельствами. Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капитала, недостаточная информированность, отсутствие эффективного механизма судебной защиты негативно сказываются на развитии малых предприятий.
Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.
Преимущества лизинга как формы финансирования производства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собственности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко проявляются в отраслях с высокой долей основного капитала.
Прогрессивной формой организации и развития малого бизнеса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса, Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
В качестве рычагов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне используются:
установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий;
передача на уровень органов местного самоуправления основных полномочий по распределению собственности (помещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доходной базы путем увеличения налоговых поступлений от малых предприятий и развития малого бизнеса на своей территории;
создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса;
совершенствование и дальнейшее развитие новых организационно-правовых форм малых предприятий;
обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориальных структур поддержки.
Переподготовка кадров традиционно рассматривается как важнейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, поддержание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер императива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс.
Приоритетом государственной политики занятости в территориальном разрезе становится содействие занятости и профессиональному обучению безработных в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.
В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов фонда занятости населения расходуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработных или на реализацию программ с низкой финансовой эффективностью.
Ключевым элементом нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».
Налаживание эффективной деятельности региональной службы занятости
Для реализации политики занятости населения в России создана Федеральная служба занятости. Аналогичные службы функционируют в регионах страны. В краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге образованы центры занятости населения. Имеются центры занятости населения в районах и городах[6].
Источник: xn--80aalkilw1f.xn--p1ai
Решение проблемы занятости малым бизнесом
Становление малого бизнеса — необходимое условие роста благосостояния населения Краснодарского края. Малые предприятия способны оперативно реагировать на динамику спроса и насыщать рынок необходимыми услугами, создавать рабочие места, обеспечивать высокую окупаемость затрат.
В целях развития предпринимательства (инфраструктура, инновационный потенциал, эффективные организационно-правовые формы и др.) между администрацией края и сектором малого бизнеса должна быть двухсторонняя связь. Необходимо всесторонне изучать запросы малых предприятий и эффективно их удовлетворять посредством формирования научно-обоснованной системы регулирования и стимулирования малого предпринимательства, которая содействует их социально-экономическому успеху.
В настоящий момент в определенной мере решены задачи по формированию инфраструктуры, по созданию льготных условий использования финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; упрощен порядок регистрации, лицензирования, сертификации продукции; представления отчетности в налоговые органы.
Малый и средний бизнес нуждается не в поддержке, а в стимулировании своего развития. И в этом процессе стимулирования на первый план выходит подготовка квалифицированных кадров (управленческих в том числе) для обеспечения конкурентоспособности сферы малого и среднего бизнеса.
В связи с чем распоряжением главы администрации Краснодарского края 7 июля 2004 г. создан Краевой центр бизнес-образования Кубанского государственного университета (далее — Центр). За прошедший период в Центре прошли обучение и повысили свою квалификацию более 500 предпринимателей («Основы предпринимательской деятельности», «Кредитование малого и среднего бизнеса», «Управление персоналом малого предприятия», «Инновационный менеджмент» и др.).
В Центре подготовлено 350 преподавателей школ и лицеев края для ведения занятий со старшеклассниками по предпринимательству в сфере малого и среднего бизнеса. Разработан и распространен среди учащихся образовательных учреждений инновационный учебно-методический комплекс «Основы предпринимательской деятельности». Внедряются программы переподготовки в сфере высшего профессионального образования «Организация предпринимательской деятельности» и «Корпоративное управление».
Реализована российско-австрийская учебная программа, состоялась стажировка на австрийских предприятиях, заключены договора, что несомненно повысит конкурентоспособность кубанского бизнеса на международном уровне.
Источник: fundamental-research.ru