Сегодня побывать в ресторане хотя бы раз в неделю — в порядке вещей. Собираетесь в очередной раз провести время с любимым или отправляетесь на деловой обед? Тогда этот материал для вас. Возможно, есть что-то, о чем вы не знали.
Комментарии
Выбор места
Поход в ресторан следует планировать заранее, рассказывает наш консультант Ольга Мерц, руководитель Школы хороших манер. Выбор места зависит от ваших личных предпочтений, повода и того, с кем вы идете. В Москве множество разных ресторанов, информацию о которых легко найти даже в Интернете.
Безусловно, это очень удобно: можно сэкономить время и прочитать отзывы посетителей или узнать информацию о меню и ценах на сайте. Однако если вы планируете важное мероприятие и хотите иметь полное представление о том, как все устроено в заведении, то я рекомендую приехать и ознакомиться с местом заранее. Это поможет вам избежать возможных разочарований. Если речь идет о бизнес-ланче, незначительных деловых переговорах или просто встрече подруг, которые давно не виделись, и у вас нет возможности подготовиться, в этом нет ничего страшного.
Как открыть ресторанный бизнес — кофейню, бар, ресторан, фаст фуд, и нужно ли вам это делать
Ольга Мерц
Руководитель, педагог по этикету «Школы хороших манер»
Резервирование столика
После того, как вы определились с местом, необходимо забронировать столик. Резерв должен быть на имя одного человека, но с уточнением количества персон. Здесь и пригодится ваше знание особенностей данного заведения. Если это статусные авторские рестораны, подумайте, какой именно столик вас интересует, потому что от этого будет зависеть общее настроение и комфорт.
Вход в ресторан: кто первый?
Вопрос, кто входит первым в ресторан, очень важен, но для многих непонятен. Если это мужчина и женщина, то стоит учитывать, в каких отношениях они находятся. Согласно французскому этикету, первым входить обязан, как ни странно, мужчина. Считается, что он должен внимательно осмотреться, понять, насколько все благополучно, и лишь затем в заведение заходит дама. Этому есть историческое объяснение: в XVIII веке в ряд французских ресторанов первой входила женщина лишь в том случае, если она являлась представительницей одной из древнейших профессий — швейцар сразу понимал, кто их клиент.
В России принято пропускать даму вперед, приоткрывая ей дверь. Как поступать в такой ситуации, каждый решает сам. На мой взгляд, правильнее будет, если мужчина приоткроет дверь так, чтобы он мог видеть обстановку внутри, а затем даст женщине возможность пройти вперед, а не оставит ее ожидать за дверью, что может быть неверно истолковано. В случае, если в ресторане есть швейцар или портье, то здесь действует следующее правило: мужчина пропускает вперед даму. Если мы говорим о встрече друзей, то следует пропускать того, кто более почтенен по возрастному цензу.
Как вести себя в гардеробе
Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе. Исключением для женщины может быть легкое меховое манто или боа: именно эти вещи в холодное время можно взять с собой в зал ресторана.
Этикет с А. Добровинским: Правила поведения в ресторане (часть 1)
Если на встречу приходят бизнес-партнеры, то каждый раздевается сам. Женщина при помощи портье, а мужчина самостоятельно. Сотрудник ресторана, работающий в гардеробе, может помочь раздеться мужчине — это абсолютно нормально.
Когда в ресторан приходит влюбленная или семейная пара, швейцар помогает женщине раздеться, или же мужчина сам ухаживает за дамой, а затем передает одежду сотруднику гардероба. Галантность и проявление вежливости должны исходить от мужчины. Это естественно и закономерно. В разных странах мнения по поводу верхней одежды сильно отличаются.
Например, в Европе вещи не всегда сдают в гардероб. Если человек одет в легкую ветровку или плащ, он может взять их с собой и повесить на спинку стула. Это ментальная особенность, характерная для северной Европы, Германии, Голландии, так как они относятся к ресторанам не с такой торжественностью, как в России.
Тяжелые сумки и мужские кейсы обязательно следует сдавать в гардероб. Исключением являются только ценные вещи, которые лучше взять с собой. Женщине позволительно брать в зал женскую сумочку или клатч. Зонт следует оставлять в гардеробе в сложенном виде, но если вы хотите просушить его, обратитесь с просьбой к сотруднику, работающему в фойе.
Вход в зал и рассадка
Первенство здесь принадлежит мужчине, который следует за мэтром или официантом: он проходит вперед, чтобы оценить обстановку. Если это бизнес-партнеры или друзья, то роли распределяются таким образом: первым идет тот, кому принадлежит инициатива. Если даме нужно привести себя порядок, поправить макияж и прическу, делать это следует в туалетной комнате.
Мужчина в это время ожидает спутницу, после чего их провожают к столику. Прихорашиваться за столиком — моветон, поэтому даме следует позаботиться о внешнем виде заранее. Подходя к столу, мужчина усаживает женщину, затем садится сам. Если за гостями ухаживает официант, то мужчина не садится до тех пор, пока не сядет его спутница.
Источник: www.passion.ru
Основные правила ресторанного этикета
Первое свидание, званный ужин, празднование важной даты в тесном семейном кругу – все это отличный повод организовать пир в запоминающемся месте. Любой поход в ресторан является особенным событием и сопровождается подбором соответствующего образа в гардеробе. Стильно подобранная одежда, аккуратный макияж и аксессуары останутся неоцененными, если близкие, намеревающиеся разделить с вами важную трапезу, не знакомы с базовыми правилами этикета.
Особенности
В основах ресторанного сервиса и этикета существуют свои особые отличительные черты и, казалось бы, незначительные мелочи, из которых складывается общее впечатление о вечере. Простые правила начинают действовать еще задолго до встречи, например, издавна считается, что столик в ресторане должен бронироваться мужчиной, и также по возможности он должен подходить на место встречи немного раньше девушки.
Первым заходит в заведение также мужчина, если же вечер проходит в компании гостей, то по всем правилам «ведет» тот, кто являлся инициатором встречи, также изначально подтверждая свое последующее согласие в оплате.
Данное правило может частично утрачивать свою актуальность, но по-прежнему работает при светских и деловых встречах лидеров компаний и званых ужинах при проведении переговоров.
Посетителей у самого входа по всем правилам встречает администратор, также называемый метрдотелем, или главный официант ресторана. Встреча предполагает приветствие и сверку брони стола. При наличии гардероба стоит оставить там верхнюю одежду, а также покупки или, к примеру, рабочий портфель. Мужчина всегда помогает женщине раздеться, предлагая руку помощи.
Посадка происходит следующим образом: мужчина всегда уступает женщине более выгодное место посадки, например, с видом в окно или на сцену, если вечер предполагает музыкальное сопровождение. Отодвинув один из стульев, он приглашает тем самым даму присесть. Расположившись за забронированным столиком и изучив представленное меню, нужно сделать заказ.
В этот момент нужно правильно позвать официанта. Очень невежественным считается любой способ привлечь внимание посредством всевозможных звуков: постукивание столовых приборов о стол или посуду, попытка окликнуть. В такой ситуации достаточно простого жеста – взмаха руки или кивка головы, сопровождающегося прямым контактом глазами с обслуживающим персоналом. Самым правильным вариантом будет – обращение к любому представителю обслуживающего персонала прямо по имени, которое всегда написано на прикрепленном к форме бейдже.
Возможность первым выполнить заказ блюда всегда предоставляется гостю или девушке, мужчины же идут следом, что касается выбора алкогольных напитков, то его доверяют мужскому полу. В принципе изначально распределение меню происходит следующим образом: основное – женской половине, барная карта – мужской.
Старайтесь заказывать такое же количество блюд, как ваш компаньон.
Источник: vplate.ru
Ресторанный этикет: как не облажаться в приличном месте
Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук.
Правильного платья, макияжа и укладки, увы, недостаточно, чтобы произвести хорошее впечатление, тем более в ресторане. Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук и выпытали у нее все секреты того, как показать себя на высоте в приличном месте.
Юлия Савчук
Юлия Савчук управляющая компанией Wine Service
Признаки хорошего ресторана?
– Хороший ресторан, безусловно, должен удовлетворять гастрономические потребности гостя. Однако еда далеко не единственный критерий оценки. Расположение и парковка, вежливое обслуживание, приятная атмосфера, уютный интерьер – все это тоже имеет значение.
В моем понимании, хороший ресторан – это место, где персонал при встрече всегда улыбаются каждому гостю, место, куда хочется вернуться. А распознать таковое можно только благодаря советам друзей и знакомых или отзывам в Интернете. Я называю это «сетевым подходом в маркетинге».
Как вести себя в ресторане
Ждать ли, пока мужчина отодвинет стул, или сделать это самой?
– Давно позабыты те красивые хрестоматийные основы этики, о которых мы читали у классиков. Ресторанный этикет сегодня подразумевает под собой удобство, и в первую очередь для себя. Поэтому, наверное, не стоит ждать от окружающих чего-то экстраординарного. Если речь идет о кавалере, то он пододвинет вам стул еще до того, как вы успеете об этом подумать. Если же встреча формальная, деловая, то тут права равны.
Ресторанный этикет
Бизнес-этикет. Когда ждешь коллегу, можно ли заказать кофе/сок или лучше подождать и сделать общий заказ?
– Если вы пришли раньше оговоренного времени, то лучше всего подождать. В случае если ваш деловой партнер опаздывает, вы можете заказать себе какой-нибудь легкий напиток. Однако в этом случае вы рискуете подчеркнуть его непунктуальность. Отсутствие заказа, впрочем, может быть истрактовано так же. Поэтому действуйте на свое усмотрение.
Ресторанный этикет
Как подозвать официанта?
– «Молодой человек»! «Девушка»! «Судари/товарищ» уже давно канули в лету и в современной бытности нет как такового обращения к человеку, поэтому, пожалуй, не стоит акцентировать на этом вопросе внимание. В хорошем ресторане официант всегда знает, когда ему стоит подойти к столику, и непременно представится. Так что в дальнейшем вы сможете обращаться к нему по имени. А для привлечения к себе внимания можно использовать жест «поднятой руки». Такая, на первый взгляд, незначительная мелочь, как мне кажется, подчеркивает всю ответственность и сложность работы обслуживающего персонала в ресторане, ведь квалифицированные сотрудники сейчас на вес золота.
Ресторанный этикет
Можно ли класть локти на стол, не поменялись ли правила?
– Опять-таки смотря как. Если аккуратно, то, безусловно, можно. Главное – вести себя естественно.
Ресторанный этикет
Можно ли стереть помаду полотняной салфеткой?
– Матерчатая салфетка в первую очередь предназначена для того, чтобы покрывать ею колени. Еще ею можно слегка промокнуть губы. Во всех остальных лучше использовать специальные бумажные салфетки.
Ресторанный этикет
Как с помощью приборов подать сигнал о том, чтобы унесли блюда?
Достаточно просто аккуратно сложить приборы в тарелку параллельно друг другу.
Ресторанный этикет
Что можно есть руками?
Руками можно и нужно кушать то, перед чем приносят «ошибори» (влажное махровое полотенце) либо так называемые «фингербол» (посуда с лимоном и теплой водичкой). Без столовых приборов можно обойтись и в случае с дичью, которая подается на кости. Что еще?! Хлеб, пирожки, некоторые виды канапе – словом все, что удобно держать руками.
И, кстати, нет ничего страшного, если гость поинтересуется у официанта, как правильно есть то или иное блюдо. Ведь порой случается, что ты просто не знаешь, с какой стороны подойти к тарелке.
Ресторанный этикет
Что делать с косточками (фруктовыми и рыбными)?
– Обычно для косточек сервируют дополнительную тарелку. Если, например, вы заказываете суп с морепродуктами, официант обязан принести отдельную тарелку, предназначенную для панцирей моллюсков.
Ресторанный этикет
Как есть борщ в белой рубашке? Можно или запихивать салфетку в воротничок?
– Я считаю, что каждый уважающий себя ресторан, заботясь о своем госте, должен предусматривать подобные нюансы, поэтому в наших заведениях мы подаем специальные одноразовые фартучки. Если же в заведении, где вы обедаете, такой приятной опции нет, можно воспользоваться матерчатой салфеткой. Лучше перестраховаться, чтобы потом не пришлось судорожно застирывать одежду в уборной.
Ресторанный этикет
Можно ли пользоваться зубочисткой?
– Конечно! Если она есть, то лучше ее использовать. Разговаривать с остатками еды на зубах и цокать языком вам самим будет неприятно.
Ресторанный этикет
Что можно положить с собой на стол (телефон, очки…)
– По большому счету сейчас об этом никто не заботится.
Ресторанный этикет
Насколько неприлично есть все блюда одной вилкой/ложкой?
– Ни для кого не секрет, что под каждое блюдо полагается подавать определенные столовые приборы, и хорошие рестораны всегда обучают свой персонал правилам сервировки. Однако если гостю комфортно орудовать за столом одной только ложкой, никто не вправе это ему запретить.
Ресторанный этикет
Когда можно вставать из-за стола при общем застолье, и что при этом нужно говорить?
– В случае если вам вдруг понадобилось встать из-за общего стола, извиниться и выйти, не привлекая к себе дополнительного внимания. Молча уходить тоже неприлично.
Ресторанный этикет
Что делать, если зазвонил телефон?
– Согласно ресторанному этикету, разговор по телефону за столом даже сегодня считается плохим тоном. Если же дело не терпит отлагательств, извинитесь и отлучитесь из-за стола, чтобы никто не мог слышать ваш разговор. А если вы посещаете прекрасный ресторан, я бы советовала вам стараться не отвлекаться от гастрономического удовольствия и отложить дела на потом. Нельзя отказывать себе в мелких удовольствиях наслаждения любимой едой. Как нас учили мамы: «Когда я ем, я глух и нем» – хороший совет современному работяге.
Ресторанный этикет
Можно ли давить лимон в чай?
– Если подается половинка, то да. Но, так как лимоны обычно приносят уже порезанными на дольки, то их, конечно, не давят.
Источник: www.wmj.ru