Каждому человеку важно уметь анализировать свой опыт, выделяя в нем хорошие и плохие моменты — это называется рефлексией. На уровне команды разработки, этот процесс называется ретроспектива. Это необходимое и важное мероприятие в agile методологии, которое желательно проводить в целях оптимизации своей работы. В этой статье, мы разберем этот процесс подробнее и научимся правильно проводить ретро встречи.
Как ретроспектива решает проблемы?
На этих встречах, каждый участник команды может высказать свое мнение о процессах, сложностях, проблемах и в принципе о любых вещах, которые мешают продуктивной работе на проекте. Главная цель ретро — общими усилиями найти решение для проблем которые были озвучены.
Классическая ретро встреча проходит следующим образом. Сначала все члены команды по очереди высказываются о положительных и негативных моментах итерации или спринта. Чтобы определить приоритет исправления, все члены команды высказываются по очереди и каждый новый человек, соглашается с пунктами предыдущих людей. На основе встречи этого формируется список проблем.
Дорогая суббота, играем 1050$ Сикрет! Покер по высоким ставкам с Minthon19!
Для их устранения, можно использовать разные способы поиска решения. Иногда плохие моменты, это только “симптомы”, а не сама “болезнь”, и чтобы докопаться до сути, можно использовать технику 5 вопросов. Эта стандартная ретроспективная практика — задать пять вопросов, где ответив на пятый мы точно найдем решение, хотя может понадобиться всего лишь два.
Второй вариант, не задавать вопросы, а с ходу накидывать решение для сразу нескольких пунктов, если у них прослеживается общая составляющая. В итоге принимается какой-то один шаг к решению, который решает сразу несколько проблем.
Для того чтобы увидеть все возможные решения проблем для проведения ретроспективы можно использовать карточную игру — ретропокер. В игре процесс разбивается на три части, где в первой части мы определяем все хорошие моменты спринта, во второй соответственно плохие, а третьей частью является поиск решения. Она подходит для использования на каждом ретро и предоставляет нам очень много разных вариантов решения проблем.
Когда лучше проводить ретро?
Ретроспектива должна стать постоянным спутником разработки, то есть проводится регулярно и не охватывать очень большой отрезок времени. Встречи желательно проводить в конце итераций.
Ретроспектива нужна когда команда только учится работать друг с другом или когда она уже сыгралась друг с другом, но есть какие-то проблемы с продуктом. То есть если вы на этапе развития вашей команды, дошли до того, что после ретро у вас получается больше положительных пунктов, чем негативных, то ретроспектива вам в целом уже не нужна. Но в любом случае это решение нужно принимать учитывая мнение каждого члена команды.
Проблемы ретроспективы.
Некоторым членам команды бывает тяжело высказываться о каких-то проблемах на проекте, из-за стеснения или невозможности правильно сформулировать или донести свою мысль. Результат от ретро-встреч возможен только при наличии должного уровня доверия между членами команды. Необходимо создавать такую атмосферу, при которой команда будет способна озвучить слабые стороны менеджмента или архитектуры, взаимодействий с заказчиком и так далее.
Ретро-бонус, который работает на Вашу компанию
Кто должен отвечать за процесс ретроспективы?
Ретроспективу может проводить любой член команды. Для этого у вас должен быть некий шаблон, с помощью которого вы будете фиксировать проблемы и отслеживать результаты. Фасилитировать ретро довольно просто и для этого не нужно обладать специальными знаниями, а если есть ретропокер то это просто вдвойне.
Но нужно понимать, что ведущий должен проактивно подходить к поиску решения. То есть если у команды нет каких-то идей, то людей нужно уметь вывести людей на диалог. Добиться этого можно, например, вовлекая каждого отдельного сотрудника вопросами в общий диалог.
Как отслеживать результат?
Важным пунктом ретро должно стать отслеживание выполненных шагов. Проводя очередное ретро, уделите в самом начале несколько минут, чтобы проверить были ли выполнены задачи по результатам предыдущей встречи. Для этого вы можете взять список проблем и задач с предыдущего ретро и по пунктам добавить те артефакты, которые подтверждают выполненность шагов.
Это важный этап, которые нельзя пропускать. Потому что, если вы находите решения, которые затем не внедряете, весь смысл процесса теряется. Это приведет к стагнированию развития команды, и потери мотивации активно проявлять себя на ретро отдельных ее членов.
Источник: secreate.io
Что такое ретро и как их проводить, чтобы улучшить коммуникации в команде и бизнес-процессы
Я Анастасия Циммерман — product-менеджер IT-компании Kolesa Group. Моя работа — вместе с командой развивать продукт Krisha.kz. Помогать продавать, покупать, арендовать недвижимость. Поддерживать порядок в процессах и коммуникациях с командой мне помогает ретро (ретроспектива).
Ретро в IT-командах — это уютные встречи с командой за кофе, на которых мы обсуждаем, как шёл проект, где можно ускориться, каких ошибок нужно избегать в будущем. Результат ретро — улучшение процессов, чтобы проекты шли быстрее, а команде при этом комфортно работалось.
В этой статье я расскажу:
— Зачем нужно проводить ретро с командой;
— Инструменты: подготовка к встрече и проведение;
— Как обратная связь на менеджера улучшает процессы в команде.
Анастасия Циммерман
Зачем нужно проводить ретро с командой
1. Навести порядок в процессах и коммуникациях.
2. Ускорить разработку проектов.
3. Получить большую вовлечённость команды.
4. Вырастить NPS менеджера —. отчасти эта метрика показывает, насколько менеджеру доверяет команда.
Инициатором ретро-встречи необязательно должен быть менеджер. Любой член команды может даже посреди проекта организовать встречу, подсветить проблему и предложить решение, чтобы проект шёл быстрее и легче. Осознанность — одна из ценностей нашей компании.
Инструменты: подготовка к встрече и проведение
Подготовка к встрече
Важно провести ретро как можно раньше. Офлайн, онлайн, гибридный формат — неважно. Главное собраться. Запланируйте встречу в календаре сразу после завершения проекта. Желательно не позднее, чем через неделю, пока свежи в памяти все важные моменты проекта.
Подготовка команды
1. Составьте список участников. Важно услышать мнение всех: не только разработки, но и дизайнеров, маркетологов, специалистов службы заботы о пользователях и др.
2. Забейте встречу в календарь.
3. Скиньте анонс (или адженду) встречи в чат рабочей группы. Попросите ребят подготовиться к встрече, чтобы она прошла максимально эффективно.
а) Кратко напомните о проекте/событиях недели;
б) Сообщите, что цель встречи — обсуждение процессов и коммуникаций, а не поиск виноватых;
в) Если ретро не первое, попросите вспомнить резюме прошлой встречи и проанализировать, были ли решены обозначенные проблемы. Если нет, на встрече нужно штурмить новые решения.
Как подготовиться менеджеру к встрече:
1. Отметьте кратко: кто за что был ответственен и как справился. Это нужно для того, чтобы во время встречи вы были во всеоружии. Если команда будет отмалчиваться, мягко напомните им ситуации, которые хотелось бы обсудить.
2. Соберите своё видение проекта — что понравилось, а что можно улучшить. Свои косяки тоже не забудьте — это один из инструментов, который поможет разговорить ребят.
Если формат — онлайн, у всех должны быть включены камеры. Модератор должен контролировать встречу и давать всем высказаться.
Как часто нужно проводить ретро
• Еженедельно, пока настраиваете процессы.
• По завершению периода/проекта, когда процессы налажены.
Спустя несколько таких встреч команда начнёт «высасывать проблемы из пальца». Это будет сигналом, что процессы выстроены и пора переходить на следующий этап — ретро по завершению каждого проекта или большего периода времени.
Чек-лист «Как подготовиться к встрече»
1. Ретро — сразу после завершения недели/периода/проекта. Но если что-то идёт не так, не нужно ждать завершения.
2. Перед встречей отправьте адженду в чат рабочей группы, попросите команду подготовиться, подготовьтесь и сами.
3. На этапе выстраивания процессов в команде проводите ретро каждую неделю.
Как провести встречу
1. «Предварительные ласки» в начале встречи
«Ретро — это страшно, там будут морально избивать, не хочу туда» — такое мнение бытует во многих командах. Ваши ребята должны понять, что ретро нужно самой команде, чтобы остановиться, выдохнуть, попить кофеёк и дружелюбно поболтать.
Я обычно захожу на встречку заранее, минут за 5. Всегда есть пара человек, которые тоже подключаются заранее. И я начинаю разгонять настроение встречи — болтаю с ребятами на нерабочие темы, шучу. Постепенно подключаются другие члены команды, слышат приветливую беседу и заряжаются хорошей энергетикой. Такие «предварительные ласки» помогают ребятам переключиться и стать более открытыми для общения
2. Сбор комментариев
• Первая ретро-встреча с командой начинается со сбора комментариев (Miro, стикеры, маркерная доска).
• Вторая и последующие — с резюме прошлой встречи. Ваша задача — пройтись по решениям, которые вы наштурмили с командой в прошлый раз и понять, решены ли проблемы. Если нет — ищите новые решения.
Команды бывают разные — активные, которые встретив вас в коридоре расскажут, какие процессы считают не очень и как можно исправить, скромняги — которые доверяют вам не на 100% и чаще отмалчиваются. Задача менеджера — превратить скромняг в активных котиков, наладить дружелюбную атмосферу в команде.
а) Команда скромняг
Пока команда в статусе «скромняг», экспериментируйте! Например, перед встречей соберите комментарии ребят через анонимную google-форму. Где будет достаточно нескольких вопросов: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Свободный комментарий».
Перед ретро-встречей выгрузите все эти комментарии в Miro и сгруппируйте их. Во время встречи попросите ребят проголосовать в Miro. Пусть те, кто сталкивался с такими же моментами, ставят отметки. Так вы узнаете главные сложности (и «приятности») в ходе реализации проекта, сможете приоритезировать список и брейнштормить решения с самых важных проблем.
б) Активная команда
Это уже эмоционально зрелые ребята, которые доверяют менеджеру и смело говорят о проблемах, которые видят. Встречи с ними не требуют анонимных опросов. У активной команды можно собирать комментарии во время встречи. Выстраивайте очередь спикеров хоть по желанию, хоть «по журналу».
Очень важно вырастить в команде культуру вовлечённости, свободной обратной связи и дружелюбной атмосферы.
Чек-лист «Как провести встречу»
1. «Предварительные ласки»: cоздайте атмосферу праздника на встрече, кратко напомните о завершённом этапе, дайте команде понять: «мы не топим людей, мы топим плохие процессы».
2. Если это не первая ретро-встреча, начните с резюме прошлой.
3. Сбор комментариев.
— Открытая встреча или анонимный опрос
— Выберите удобный инструмент для сбора комментариев
Как фиксировать решения
• Краткое описание проблемы;
• Проговорите с командой сценарий решения, своеобразный критерий приёмки. Решения предлагает команда. Менеджер может только направлять или советовать;
• Обозначьте ответственного, который проконтролирует реализацию. Подсказка — это не менеджер;
• Дедлайн, когда улучшение будет внедрено в процесс.
Нет ответственного и дедлайна — значит, вы зря потратили время, ведь ничего не будет реализовано. Фиксируйте резюме встречи в таком месте, чтоб постоянно было на виду — например, закреп в Telegram, доска в опенспейсе.
Чек-лист «Собрать и проработать комментарии»
1. Решения предлагает команда, менеджер направляет.
2. Зафиксируйте резюме в формате:
Проблема → Решение → Ответственный → Дедлайн
3. Добавьте в процесс улучшения.
4. На следующей встрече проговорите результат. Если проблема не решена, ищите другое решение.
5. Проговорите с командой сценарий решения.
6. Резюме отправьте в чат рабочей группы в Telegram. При необходимости попросите проставить реакции, чтобы убедиться, что все прочли сообщение.
Как обратная связь на менеджера улучшает процессы в команде
Фидбэк помогает увидеть пробелы в процессах и коммуникации с командой. Благодаря обратной связи на менеджера можно выявить больше проблем в процессах, чем даже во время ретро.
Примеры вопросов для опросника:
— Как менеджер организовал процесс в работе над проектом?
— Насколько хорошо были поставлены задачи?
— Выполнялись ли обещания от менеджера и других членов команды вовремя?
— Есть ли какие-то пожелания или комментарии, что исправить в работе менеджера?
Что полезного мне прилетало от команды в опроснике:
— Зависимости внутри разработки: одни не уложились в срок, другие ждали.
— Кто-то хвалил частые синхи, кто-то осуждал.
— Дискоммуникация между отделами.
— Не все готовятся к встречам.
1. Ретро — встречи с командой, цель которых улучшить процессы и коммуникации в команде. Помогает вырастить NPS менеджера.
2. Инструменты ретро:
— готовьтесь к встречам и готовьте команду;
— адженду встречи в чат;
— сбор обратной связи может быть открытым или анонимным;
— в начале встречи нужны «предварительные ласки»;
— решения предлагает команда, менеджер направляет.
3. Проводите ретро чаще, пока выстраиваете процессы;
4. В начале встречи оцените решения, которые наштурмили на прошлой встрече. Резюме встречи в формате: Проблема → Решение → Ответственный → Дедлайн;
5. Оставляйте резюме встречи на видном месте. Например, в закреплённом сообщении в Telegram, на доске в опенспейсе.
6. Проговорите с командой сценарий решения.
7. Обратная связь на менеджера — дополнительный источник информации к ретро.
Показать ещё
3 комментария
Развернуть ветку
Комментарий удален модератором
Развернуть ветку
как может быть «уютным» разбор ошибок? для кого он «уютный»? для вас?
ваша болтавня это не «ласки» и не «поглаживания».. это просто болтавня. и человек, который, возможно, и так «отхватил» на проекте точно ощутит, что его опять будут «сношать». снова и снова. Каждый сочтёт своим «долгом» пройтись по чьим то косякам в качестве защитной реакции, а
вам просто доставляет удовольствие смотреть на это действо.
на следующий проект это никак не повлияет, если это не однотипная, штампованная задача. кто тупил так и будет тупить, кто бухал будет бухать, кто быстрее всех бежал вперёд — побежит и тд и тп. и всё повторится по причине того, что менеджер проекта как не умел планировать ресурсы, так и не научился, а на ваши посиделки ему пох
Развернуть ветку
Спасибо за статью! Со своей стороны хотел бы предложить попробовать проводить ретро в интерактивном формате, где все ручные операции по сбору участников, формированию карточек, формированию плана действий (smart) уже решены.
7 советов для эффективного ретро: миксуем дисциплину и картинки с котиками
Привет, меня зовут Ольга Муттер, я ведущий менеджер проектов в СберМаркете и бизнес-консультант — помогаю IT-компаниям оптимизировать их процессы управления. По просьбе Purrweb я расскажу о ретроспективе, а точнее — как проводить ее эффективно. Эта статья будет интересна тем, кто уже знает, что такое ретро, и хотел бы усилить пользу от встреч со своей командой.
Время чтения: 8 минут
Ретроспектива — это инструмент , который пришел к нам из гибких методологий, а именно из Скрама. Все понимают его примерно одинаково: в конце спринта команда собирается и обсуждает свои успехи и проблемы, а затем составляет план действий — как закрепить все хорошее и исправить плохое.
У ретро сложилась своя теория и набор общепринятых правил, но даже с ними есть риск потратить время впустую. Многое зависит от навыков ведущего и настроя команды.
За свою практику я провела около 350 встреч и собрала чеклист эффективного ретро: подборку советов и инструментов, которые помогут вам проводить ретро с пользой для команды и для бизнеса. Всего семь пунктов.
1. Готовиться к ретро ответственно
Любой ретроспективе предшествует подготовка. На этом этапе мы собираем данные и строим сценарий встречи. Без подготовки ретро рискует превратится в спонтанное совещание, от которого не будет никакой пользы. Так что о некоторых моментах стоит позаботиться заранее.
Во-первых, нужно определиться, какую ретроспективу мы проводим. В зависимости от того, зачем мы собираем команду, бывают несколько видов ретро: по конкретной проблеме, по течению проекта и по итогу работы. Периодически можно проводить health check — на таком ретро мы оцениваем общее состояние команды, ее мотивацию и работоспособность.
Следующий шаг — подготовить метрики. То есть собрать статистические данные о работе команды, а затем выбрать, какие из них обсудить на ретро. Вот некоторые из метрик, которые можно использовать:
- План-факт: списки задач, которые команда хотела выполнить, и которые выполнила;
- Burndown chart: график, с какой скоростью мы решали задачи;
- Cycle time: как долго и в каком статусе задача находилась и почему.
Для аутсорс-команд как Purrweb, которые работают с внешними заказчиками, на ретро добавляется больше метрик. Мы отслеживаем еще попадание в дедлайн и попадание в бюджет. Так проект легче контролировать и нам, и заказчику.
Саша,
проектный менеджер в Purrweb
Кроме метрик пригодится любая другая информация, которую команда собрала во время спринта. Какими-то проблемами люди делились на дейликах, а что-то они записали в форму, которую вы предварительно разослали — так тоже можно делать.
Когда данные готовы, приходит время собрать шаблон ретроспективы. Это канва, которая помогает последовательно обсуждать проблемы, искать решения и строить планы. В ретро есть несколько общепринятых этапов, и мы готовим шаблоны к каждому из них. Подробнее об этом — в следующем пункте.
2. Не пренебрегать планом ретро и этапами
Ретро состоит из пяти этапов: открытие, сбор данных, генерация идей, план действий и закрытие. Каждый из них несет свою ценность, так что не стоит их пропускать или менять местами. Пройдемся по этапам и выделим их ценность.
Нужно, чтобы переключить внимание участников с рабочих задач на саму встречу.
На этом этапе чаще всего используются шаблоны с игровыми элементами. Кого-то может смутить такая несерьезность. Команда должна понимать, что на открытии важны эмоции — мы настраиваемся на положительный лад и начинаем обсуждение. Некоторым трудно перестроиться между видами деятельности, и открытие помогает им расслабиться.
Эффективный шаблон из моей практики: «Кто ты сегодня?». Картинки могут быть любыми — главное, что на них изображены эмоции и различные состояния. Человек указывает на близкое по духу и объясняет свой выбор. Так участники делятся переживаниями и выстраивают доверительные отношения.
По ответам можно понять общий эмоциональный фон и мнение команды о самом ретро
Сбор данных
Нужен, чтобы понять общий контекст успехов и проблем. Здесь мы показываем метрики и остальные «заготовки», а участники делятся вопросами, которые их волнуют. В конце происходит голосование — ранжируем собранные проблемы.
Для сбора данных есть хороший шаблон Mad-Sad-Glad. Это доска с тремя столбцами: что раздражало, что печалило, а что радовало за это время. Участник клеит стикеры со своими вариантами в каждый раздел.
Советы по шаблону: говорим о периоде не больше месяца назад; одна проблема — один стикер
Некоторые считают, что этот этап можно пропустить, а все данные собрать заранее. Можно, но участник во время ретро может вспомнить что-то еще. Кроме того, не факт, что собранные вами проблемы окажутся приоритетными. Обсуждение актуальности и ранжирование — важная часть сбора данных.
Генерация идей
На этом этапе мы ищем первопричины проблем и закономерности. Некоторые пренебрегают генерацией идей, сразу переходят к следующему этапу и пишут план действий. При таком подходе мы рискуем пойти по ложному пути и потратить больше времени, чем сэкономили.
На этапе генерации идей отлично подходит известный шаблон «Пять почему». Исследуя проблему, мы задаем к ней несколько вопросов «почему?». Так мы отсеиваем начальные варианты пока не доходим до первопричины. Из этой техники порой выходят неожиданные выводы, которые заставляют пересмотреть предыдущие планы.
План действий
На этом этапе мы формируем конкретный план решения проблем. В нем мы пишем, какие из идей берем в работу, кто исполнитель, какой эффект хотим получить и когда. Задачи распределяются по команде, чтобы каждый участник ретро чувствовал свою ответственность.
Важно: не ведущий назначает исполнителя, а участники говорит, чем они могут помочь. Каждый сам решает, сможет ли он справиться с задачей, и какая дополнительная помощь ему понадобится.
Типичный шаблон для плана действий: задача, ответственный и сроки
Нужно, чтобы собрать обратную связь. Здесь мы обсуждаем, как прошло ретро и фиксируем все решения. На этом этапе можно договориться, когда вы проверите прогресс по задачам, или запланировать следующее ретро.
Ретроспектива должна нести пользу для каждого участника и для всей команды, поэтому обратная связь необходима. Ее можно собрать и заочно — разослать всем форму после ретро. Но на самой встрече, пока люди в контексте, они потратят на оценку гораздо меньше времени.
Один вариантов для закрытия ретро — обмен благодарностями. В этом шаблоне участники говорят друг другу теплые слова по итогам встречи или работы. Ретро заканчивается на положительной ноте, поднимается командный дух. Часто на работе этого не хватает.
Если команда отвергает один из этапов: узнать, как участники его понимают, переформатировать его с учетом пожеланий, поэкспериментировать с шаблонами. Без помощи команды ретроспектива может превратиться в мероприятие для менеджера.
Если времени все-таки не хватает: сократить один из этапов, перейти на следующий или увеличить время ретро. Ведущий должен определить приоритеты и не прерывать обсуждение, если оно критично. Следовать плану важно, но не вслепую — людям не понравится формальность встреч, и они быстро потеряют интерес к ретро.
3. Проводить ретро регулярно
Желательно, чтобы ретроспектива проходила в одно и то же время, в один и тот же день. На регулярное ретро в календаре проще настроиться, его психологически труднее пропустить. А в случае форс-мажора, когда ведущий не успел подготовиться, оно пройдет успешно — команда знает, что делать, а с прошлого ретро остались наработки.
Как часто проводить ретроспективу зависит от того, чем занимается команда. Если мы говорим о продуктовой разработке и Скраме, то ретро проводится по результатам спринта — то есть раз в две недели. Если команда не работает по Скраму, то ретро проводится по итогам периода, который определят сами участники — раз в квартал, раз в месяц, раз в неделю.
Лучше проводить ретроспективу не реже раза в месяц. За это время накапливается массив данных для обсуждения, но не так много, чтобы растягивать ретро на несколько часов. К тому же месяца хватает, чтобы внедрить решения, которые вы принимаете на ретроспективах.
При этом проводить ретро каждую неделю — плохая затея. В какой-то момент не о чем говорить. Нужно убедиться, что между ретро вы накопили достаточно данных, которые вы можете обсуждать и оценивать.
Планировать встречи лучше на конец недели и на вторую половину дня, чтобы накопить больше информации, и не снижать продуктивность — хорошая ретроспектива отнимает много сил.
4. Не забывать об эмоциях
Некоторые этапы ретроспективы, чаще открытие и сбор данных, предполагают, что мы говорим не только о проблемах и цифрах. Мы говорим об эмоциях.
Любая команда — это живой организм, который состоит из самых разных характеров. Не все готовы сразу делиться переживаниями, поэтому иногда проще зайти на них через эмоции. Например, спросить человека о его самочувствии.
Полезный шаблон, связанный с эмоциями, — график настроения. Можно попросить участника нарисовать график изменения настроения за неделю и вместе понять, какие моменты его больше всего порадовали и огорчили.
График настроения разработчика Вани
А у этого настроение всю неделю было подавленным и только к концу улучшилось. Человек явно живет от выходных до выходных, стоит это обсудить. Ему может не хватать мотивации или интересных задач.
Разговаривая о чувствах, мы понимаем риски выгорания и ухода участников, быстро замечаем конфликты и можем на них повлиять. Очень простая истина, но не каждый ей пользуется.
График настроения тестировщика Пети
5. Сохранять атмосферу доверия
Атмосфера доверия — незаменимое условие эффективной ретроспективы. Без нее участники вряд ли будут говорить правду, ограничиваясь дежурным «все хорошо».
На желание высказываться в основном влияют порядки, царящие в компании. Например, в некоторых коллективах бурно реагируют на любую ошибку разработчика — он же профессионал и не может ошибаться. В такой атмосфере будет трудно говорить по душам.
Иногда участники ретро могут говорить о заказчиках, начальстве и процессах внутри компании. Очень важно, чтобы эти разговоры не выходили за пределы встречи. Если менеджер, выслушав жалобы, пойдет решать вопросы, ссылаясь на участников ретро — это отобьет у команды любое желание доверять информацию.
Бывает, что без мнения со стороны все-таки не обойтись. В таком случае позаботьтесь, чтобы ни один участник ретро от этого не пострадал.
Чтобы создать атмосферу доверия, на первых встречах стоит завести правило — все, что было на ретро, остается на ретро.
Еще одно правило — не переходить на личности. Если участники вместо обсуждения проблемы критикуют друг друга за ошибки, на следующем ретро никто не захочет высказываться. Попросите не обсуждать персональные качества, а найти первопричину — часто все не так очевидно.
При этом наивно требовать открытости на первых ретро, особенно если вы только пришли в команду. Доверие нужно заслужить действиями. Команда должна понимать, что вы говорите честно, при этом никого не высмеиваете и не критикуете. Такое поведение передастся и участникам.
6. Следить за вовлеченностью участников
Разнообразие точек зрения помогает в решении проблем. Поэтому ситуацию, когда в обсуждении участвует только пара самых активных, нужно избегать.
Если вовлеченность низкая, нужно разбираться в причинах. Можно остановить ретро и выяснить их напрямую. Если ответа не последовало, поговорить с человеком отдельно после встречи. Возможно, так ему будет комфортнее.
Причины могут быть разными: занят, стесняется, сомневается в пользе от ретроспективы. С каждым из таких случаев нужно работать отдельно.
- Не верит, что решения с ретро будут выполнены — показать, что это не так;
- Стесняется — поработать над доверием в команде, поддержать человека;
- Занят — высвободить ему время, чтобы он не отвлекался на рабочие задачи.
Для большей вовлеченности стоит добавлять в свои шаблоны персонификацию: имена или фотографии участников над полями для заполнения и карточками. В некоторых шаблонах в этой статье вы уже могли их заметить.
Участники команды привыкают и активно работают со всеми остальными шаблонами, даже когда нет подписей и фотографий
7. Подсвечивать результаты ретро
Важно подсвечивать результаты решений, которые мы приняли на прошлых ретроспективах. Это можно делать не только на ретро, но и на других мероприятиях с командой. Так мы показываем пользу от встреч и поощряем на поиски выхода из других проблем. При этом желательно подкрепить результат показателями из метрик.
Еще одно условие: отсеивать проблемы, на которые мы не можем повлиять. Вряд ли мы сможем изменить привычки заказчика или бизнес-стратегию компании. Невыполнимые задачи накапливаются и морально давят на ведущего и команду, обесценивая ретро.
Задача ведущего ретро и команды — не только внедрять решения, но и отказываться от тех, что не приносят пользу. Для этого нужно регулярно оглядываться назад и проводить валидацию.
Кратко: чеклист эффективного ретро
Ретроспектива — полезный инструмент в арсенале менеджера. Она помогает команде справляться с проблемами и подчеркивает успехи. Ретро улучшает эмоциональный фон сотрудников, помогает бороться с выгоранием и сохранять ценные кадры в компании. Резюмируем основные правила эффективного ретро:
- Тщательно готовиться ко встрече: собирать метрики, готовить шаблоны и строить сценарии ретроспективы;
- Стараться не пропускать этапы: учитывать специфику каждого этапа, показывать их ценность участникам, но не ударяться в формальности;
- Проводить ретро регулярно: не реже раза в месяц, в одно и то же время — стабильное ретро поможет при форс-мажорах;
- Не забывать про эмоции: интересоваться чувствами и следить за их проявлениями внутри команды;
- Сохранять атмосферу доверия: пресекать критику, подавать личный пример, соблюдать правило «что было на ретро — остается на ретро»;
- Вовлекать всех участников: помогать в частном порядке, добавлять персонализацию в шаблоны;
- Подсвечивать результаты ретро: рассказывать об успехах и отказываться от бесполезных решений, брать только посильные задачи.
Насколько публикация полезна?
Оцени эту статью!
8 оценок, среднее 5 из 5.
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Так как вы нашли эту публикацию полезной.
Подписывайтесь на нас в соцсетях!
Источник: www.purrweb.com