Глава 16 УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В БИЗНЕСЕ Изменения в предпринимательском бизнесе. Системное реформирование бизнеса Репозиционирование и перепозиционирование бизнеса Реструктуризация стратегического ядра бизнеса Технологическая реконструкция бизнеса Ревитализация имиджа предпринимательской фирмы Регенерация команды бизнеса Реорганизация предпринимательской фирмы Слияние и присоединение предпринимательских фирм Создание предпринимательских объединений Технологии полного предпринимательского объединения Разделение и выделение предпринимательских фирм Реинжиниринг бизнеса Преодоление сопротивления нововведениям и организация системы последовательного внедрения предпринимательских инноваций Сетевые преобразования в бизнесе.
Транснациональный бизнес Выход из бизнеса. Перевод бизнеса в другие руки. Продажа бизнеса Ликвидация предпринимательской фирмы Банкротство предпринимательской фирмы 16.1. Изменения в предпринимательском бизнесе.
Системное реформирование бизнеса Управление изменениями в бизнесе является важным направлением предпринимательского администрирования на всех стадиях жизнен ного цикла любой фирмы. Изменения в бизнесе могут иметь количе ственный и качественный характер. Количественные изменения в бизнесе, имеющие положительную динамику, называются ростом бизнеса.
Как собрать команду для бизнеса. Формирование успешной команды.
Если количественные изменения имеют отрицательную ди намику, налицо сокращение бизнеса. Наряду с количественными изменениями в бизнесе субъекты предпринимательства сталкиваются с неизбежностью постоянного качественного обновления процесса ведения дел. Изменения включа ют становление нового и преодоление отжившего, ставшего анахро низмом и помехой в движении вперед. Такой помехой являются кон курентные недостатки, от которых следует освободиться, а новое за ключается в конкурентных преимуществах, которые необходимо вернуть либо приобрести впервые. Постоянные изменения в бизнесе могут иметь опережающий харак тер по отношению к эволюции межфирменного и внутрифирменного
666 | Университетская серия |
16.1. Изменения в предпринимательском бизнесе. Системное реформирование бизнеса окружения субъектов предпринимательства. Их природа может также обусловливаться реакциями на действия этого окружения.
Изменения в бизнесе могут быть: активными ( проактивными ), если они опираются на внутренние стимулы; реактивными , если они опираются на внешние стимулы; активными и реактивными одновременно. Чаще всего в предпринимательстве наблюдаются изменения, ко торые опираются на совмещение проактивных и реактивных стиму лов.
Эти изменения могут иметь конъюнктурное, тактическое либо стратегическое значение. Ситуационные изменения происходят с фирмой постоянно и яв ляются естественной реакцией на постоянные изменения конкрет ной обстановки бизнеса.
Они проявляются, например, в админист ративных решениях по замене сотрудников, готовящих заключение сделки, в уточнении несущественных условий проведения сделки, в изменении названий структурных подразделений фирмы. Такие из менения отражаются на схемах взаимодействия владельцев бизнеса со своим окружением и имеют форму ситуационного маневрирования в бизнесе.
Они направляются на конъюнктурное развитие бизнеса. Многообразие ситуаций в бизнесе, конъюнктурных возможностей извлечения выгоды и ситуационных рисков делает неизбежным и многообразие ситуационных моделей поведения фирмы. К быстрой смене этих моделей в случае необходимости должен быть готов каж дый профессиональный предприниматель.
Тактические изменения проявляются в следующем: выход из од них цепочек ценностей и вхождение в другие, изменение состава структурных подразделений и задач, стоящих перед каждым из них, обновление кадрового состава фирмы, изменение веб сайтов, каналов товародвижения, тактических моделей конкурентных действий, а так же другие элементы предпринимательской деятельности. Такие изме нения также отражаются на схемах взаимодействия владельцев бизне са со своим окружением, имеют форму тактического маневрирования в бизнесе и направляются на тактическое развитие бизнеса. Многообразие тактических вопросов, с которыми постоянно сталкивается каждый профессиональный предприниматель, делает неизбежным и многообразие тактических моделей поведения фирмы, тактических соперников и союзников. К своевременной смене этих моделей все владельцы бизнеса должны быть постоянно готовы. В том случае когда ситуационные и тактические изменения обу словлены изменениями на стратегическом уровне, налицо страте гические изменения в бизнесе. Эти изменения всегда затрагивают
Университетская серия | 667 |
Глава 16. Управление изменениями в бизнесе стратегические приоритеты в бизнесе, стратегии взаимодействия со сво им окружением и направляются на стратегическое развитие бизнеса.
Стратегическое развитие бизнеса опирается на формы предпри нимательского планирования, стимулирования, организации и кон троля, а также на использование всего арсенала стратегических дейст вий в сферах сотрудничества и соперничества. Это сочетание дейст вий можно определить как стратегическое маневрирование в бизнесе.
В литературе чаще встречаются понятия «стратегическое разви тие», «стратегические изменения», но не «стратегическое маневриро вание». С термином «маневрирование» нередко связывают лишь незна чительные, мелкие, несущественные изменения.
Между тем всякие стратегические изменения непременно имеют характер стратегиче ского развития, которое, в свою очередь, проявляется посредством стратегического маневрирования. Стратегическое развитие бизнеса всегда опирается на изменение стратегических установок фирмы.
Такая смена установок может быть обусловлена внешними причинами (утрата доверия контрагентов, действия конкурентов, партнеров по бизнесу, сотрудников, измене ния в законодательстве). Фирмы реагируют на такие изменения во из бежание ошибок и с целью их исправления.
Стратегические измене ния, базирующиеся на реактивных действиях субъектов предпринима тельства, следует определить как реабилитацию бизнеса — возвращение бизнесу совокупности утраченных или поставленных под сомнение способностей — работоспособности, платежеспособности, творче ской способности, конкурентоспособности. Смена стратегических установок может быть обусловлена внут ренними причинами и опираться на активные действия субъектов предпринимательства. Так происходит, когда владельцы бизнеса зара нее намечают стратегические перемены и готовят стратегические ма невры, опираясь на собственное стратегическое видение бизнеса, глу бокое понимание интересов, способностей, компетенций, намерений, планов межфирменного и внутрифирменного окружения, эволюции общественных настроений и преференций. Если владельцы бизнеса стремятся к навязыванию окружению собственных стратегических установок и не склонны плестись в хво сте перемен, следуя за контрагентами, партнерами по бизнесу и тем более за прямыми конкурентами, повторяя их ошибки и подчиняя им собственные интересы, им необходимо изначально принять установ ку на опережающее проведение изменений в бизнесе. Стратегические изменения, базирующиеся на активных, опере жающих действиях субъектов предпринимательства, определяют как рефрейминг бизнеса. Рефрейминг бизнеса (от англ. reframing — измене
668 | Университетская серия |
16.1. Изменения в предпринимательском бизнесе. Системное реформирование бизнеса ние рамок) представляет собой установление нового стратегического порядка в бизнесе для самих себя и своего окружения.
Если такие ма невры планируются заранее, а сами опережающие изменения застают окружение врасплох, можно предполагать, что новые стратегические рамки будут, хотя и без восторга, восприняты окружением как неиз бежность. Смена предпринимательской стратегии посредством и реабилита ции бизнеса, и его рефрейминга всегда болезненна.
Она обязательно влечет за собой экономические издержки (надо признать уже совер шенные затраты бессмысленными, а предпринятые действия — из лишними) и психологические потери (трудно преодолеть собствен ные иллюзии, к которым успеваешь изрядно привыкнуть). Тем не ме нее серьезный предприниматель всегда предпочтет смену стратегии деятельности фирмы ее краху.
Субъектам предпринимательства следует не только быть готовыми к проведению рефрейминга, но и по мере необходимости иницииро вать его. Поставив рефрейминг бизнеса на плановую основу, владель цы бизнеса имеют возможность вовремя произвести нужные действия для стимулирования изменений, организации процесса обновления, осуществления контроля проводимых мероприятий и реакций на них со стороны окружения.
Стратегическое развитие бизнеса предполагает использование вла дельцами различных типов его обновления. К ним относятся: системное реформирование бизнеса; репозиционирование или перепозиционирование бизнеса; реструктуризация стратегического ядра бизнеса; технологическая реконструкция бизнеса; ревитализация имиджа бизнеса; регенерация команды бизнеса; реорганизация предпринимательской фирмы; реинжиниринг бизнеса. Системное реформирование бизнеса основано на внесении ее вла дельцами в деятельность предпринимательской фирмы комплекса из менений, которые затрагивали бы различные стороны деятельности фирмы. Таковыми являются изменение профиля фирмы и стратеги ческого ядра бизнеса, освоение новых видов предпринимательства и диверсификация бизнеса, изменение стратегий конкурентного пове дения, изменение приоритетов в сотрудничестве, полная смена коман ды бизнеса, проведение глубоких преобразований в менеджменте фирмы, изменение названия фирмы и торговых марок товаров/ус луг/работ, изменение структуры предпринимательской власти и реор ганизация состава участников фирмы.
Университетская серия | 669 |
Глава 16. Управление изменениями в бизнесе Эти изменения могут охватывать одновременно все названные стороны работы предпринимательской фирмы. В таком случае в чис ло объектов изменения в бизнесе попадает, по сути, весь бизнес, за исключением личности самих владельцев бизнеса. Системное реформирование бизнеса, как правило, осуществляет ся в особые периоды жизни фирмы.
Таковыми являются период фи нансового оздоровления (санации) фирмы в целях восстановления ее платежеспособности, начальный период деятельности наследников бизнеса после вступления в права наследования. Стратегические из менения бизнеса в период вступления наследников бизнеса в свои права, по сути, является для них стадией раскрутки их нового бизнеса.
В других случаях стратегические изменения бизнеса не имеют столь масштабного характера и концентрируются на отдельных на правлениях преобразований. 16.2. Репозиционирование и перепозиционирование бизнеса Изменение позиций предпринимательской фирмы осуществляет ся в форме репозиционирования или перепозиционирования бизнеса.
Репозиционирование бизнеса представляет собой изменение предпри нимательской фирмой своих позиций в сферах сотрудничества и со перничества с окружением в форме восстановления ранее утраченных позиций. Перепозиционирование бизнеса — это приобретение новых позиций, которых ранее данная фирма не имела.
В обычной предпринимательской практике репозиционирование и перепозиционирование бизнеса, как и его позиционирование, могут иметь ситуационный, тактический либо стратегический характер. Однако если в основе репозиционирования/перепозиционирования бизнеса не лежат стратегические соображения, изменение позиций фирмы оказывается всего лишь тактическим либо ситуационным ма неврированием.
Ведь тактика позиционирования фирмы внутри не изменной стратегии состоит в обеспечении конкурентных преиму ществ и выгод от сотрудничества/соперничества в пределах тактиче ского цикла. В свою очередь, ситуационное позиционирование при неизменной тактике означает быстрое реагирование на изменение конъюнктуры. Изменение позиций фирмы в сферах сотрудничества и соперни чества на стратегическом уровне — это интегральное явление, кото рое призвано отражать изменения в различных элементах бизнеса. Но в отличие от системного реформирования бизнеса его нельзя сводить к совокупности изменений в них. Опираясь на изменения в сферах
670 | Университетская серия |
Источник: studfile.net
Перечень вопросов к семинарам по дисциплине:
1. Сущность предпринимательства и коммерческой деятельности. Виды коммерческой деятельности.
2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
3. Деятельность предпринимателя по отбору, анализу и реализации предпринимательских идей.
4. Сфера принятия управленческих решений. Технология принятия предпринимательских решений.
Семинар 2
5. Выбор сферы деятельности нового предприятия. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия.
6. Государственная регистрация предприятий. Учредительные документы. Лицензирование деятельности предприятий.
7. Способы вхождения субъектов предпринимательства в состав участников фирмы. Предпринимательские холдинги.
8. Реорганизация действующих фирм. Разгосударствление.
Семинар 3
9. Стадия освоения бизнеса. Раскрутка бизнеса. Сегментация межфирменного окружения.
10. Потенциал конкурентоспособности фирмы. Правила раскрутки. Тим-билдинг. Имидж-билдинг.
11. Разработка стратегии и тактики нового предприятия. Организация управления предприятием
12. Организация планирования деятельности предприятия. Механизм функционирования предприятия.
Семинар 4
13. Репозиционирование и перепозиционирование бизнеса.
14. Реструктуризация стратегического ядра бизнеса. Технологическая реконструкция бизнеса.
15. Ревитализация имиджа. Регенерация команды бизнеса.
16. Реорганизация предпринимательской фирмы. Слияние и присоединение.
Источник: helpiks.su