Беларусь — важнейшее инвестиционное направление для российского бизнеса Беларусь является активным участником всех интеграционных процессов России, занимает третье место среди ее торговых партнеров после ЕС и Китая. Неудивительно, что обширные экономические связи двух стран поддерживаются и на предпринимательском уровне: крупный российский и белорусский бизнес активно заходит к соседям, развивает собственные проекты, а также вкладывается в уже работающие предприятия.
К рейтингу ↓ Согласно данным Белстата, в 2019 году республика привлекла из-за рубежа $10 млрд инвестиций, а ключевым инвестором оставалась Россия — на ее долю пришлось 45,1% от этой суммы. В свою очередь Беларусь инвестировала за рубеж $5,8 млрд, и основной поток пришелся на Россию (61,9% от всех направленных средств).
Тесные экономические связи между двумя братскими странами существуют не только на уровне государств, но и на уровне бизнеса, причем далеко не только крупного. Партнерство равных.
По информации Аналитического центра НАФИ, около 30% всех компаний России либо уже работают, либо планируют начать сотрудничество с белорусскими компаниями — дистрибуторами или поставщиками продукции. Наиболее развито сотрудничество российских и белорусских компаний в сферах обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, сельского и лесного хозяйства.
ТОП 10 БИЗНЕС ИДЕЙ для БЕЛАРУСИ на 2020 год. Бизнес идеи 2020. ЗАРАБОТАТЬ с минимальными вложениями
Одно из главных направлений — покупка действующих предприятий и открытие новых, в том числе совместных. За последнее десятилетие крупный российский бизнес сделал не одну попытку по приобретению компаний из топ-10 предприятий по выручке, которые продолжает удерживать в своих руках государство.
Однако каждый раз планы по приватизации того или иного ценного актива срывались: по версии правительства Беларуси — потому, что за него не давали достойную цену, а по версии покупателей — потому, что владелец выставлял непомерные требования. В итоге, как отмечал в начале нынешнего года глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, на смену попыткам купить какие-то ценные белорусские предприятия приходит политика равноправного сотрудничества, которая будет заключаться в создании новых совместных предприятий. «Переговоры о покупке или вхождении в капитал белорусских предприятий российскими интегрированными структурами, как правило, упирались в оценку стоимости.
Начинались споры, и все уходило в песок. Сейчас мы говорим не о покупке друг у друга каких-то активов, а о сложении этих активов в рамках совместных предприятий и интегрированных структур», — объяснил Рогозин. Представители Беларуси не раз отмечали, что такой подход устраивает их гораздо больше, чем скупка местных предприятий на корню. Высокоприбыльные активы.
Крупнейшие совместные проекты в Беларуси реализуют российские нефтегазовые компании, которые являются не только крупными инвесторами в экономику республики, но и значимыми налогоплательщиками, а также работодателями. Согласно данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», крупнейшим предприятием, в капитале которого участвовали российские и белорусские компании или физлица, считается нефтеперерабатывающий завод «Нафтан».
ЗАЗ 968М 1987 год и АгроУсадьба Клевер. #обзоравто #беларусь #подпишись #отдых #малиновка
В 1990-е и 2000-е ряд компаний РФ, в том числе «Лукойл», пытались приобрести актив в управление, однако им удалось получить лишь небольшую долю в обмен на инвестиции, при этом в дальнейшем и это сотрудничество было свернуто. Сейчас одно из самых успешных предприятий Беларуси (большая часть его продукции идет на экспорт, преимущественно в государства ЕС) является лакомым куском для крупных сырьевых транснациональных компаний.
Однако решения о его приватизации принимаются с такой же легкостью, как и отменяются: слишком важное значение завод имеет для экономики страны, в том числе с точки зрения получения валютной выручки. Долей во втором крупном нефтеперерабатывающем заводе Беларуси — Мозырском НПЗ — владеет «Роснефть», а его контрольный пакет принадлежит государству.
Российские нефтяники неоднократно предпринимали попытки купить предприятие, однако, как и в случае с «Нафтаном», белорусское правительство предпочитает сохранять этот высокоприбыльный актив в собственности республики. Также в тройке главных российско-белорусских активов — крупнейшая строительная компания Беларуси «Эталон», которая также активно строит в России, преимущественно в Северо-Западном федеральном округе.
Рыбное место. Российско-белорусских компаний, в том числе образованных государственными структурами или же с госучастием, много в нефтегазовой сфере, оборонном комплексе, высокотехнологичных разработках, ИТ, связи, телекоммуникациях, транспорте. Есть целые отрасли, которые контролируются совместными предприятиями двух стран.
Так, не имеющая своего выхода к морям Беларусь пользуется российской квотой на вылов рыбы в Баренцевом и Балтийском морях. В 2019 году эта квота для республики составила около 5400 тонн.
Вылов рыбы в Балтийском море ведет ООО «СП Росбелрыба», учредителями которого выступают белорусское госпредприятие «Белрыба» и две российские компании — селхозкооператив «За Родину» и ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». В Баренцевом море ловлей рыбы заняты ООО «СП «Союзрыба», учрежденное ООО «Белорусско-германское предприятие «Санта-Бремор», и российское ООО «Сити проджект менеджмент». Это один из самых значимых и крупных российско-белорусских проектов в сфере АПК, цель которого — обеспечить рынки двух стран качественной рыбной продукцией и заместить импорт из Северной Европы. Проект направлен не только на вылов и переработку рыбной продукции, но и на создание предприятий по производству рыбоперерабатывающего оборудования, упаковочной тары.
ТОП-25 совместных российско-белорусских компаний
Итого: 28 440
№ | Название компании | Количество рабочих мест |
6 | Молодечненский трубопрокатный завод | 1 813 |
7 | «Белросстрах» | 1 790 |
8 | «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» | 1 630 |
9 | «Запад-Транснефтепродукт» | 1 298 |
10 | НИАЭП — АСЭ | 1 011 |
11 | «БелЭнвижн» | 1 000 |
12 | «Росбелагро» | 800 |
13 | ТАСК | 514 |
14 | «Международные космические технологии» | 480 |
15 | «БелТрансТелеКом» | 475 |
16 | «РН-Запад» | 445 |
17 | «Брянсксельмаш» | 399 |
18 | «Август-Бел» | 375 |
19 | «Элит Эстейт» | 300 |
20 | «Газпромнефть-Белнефтепродукт» | 290 |
21 | «Белагротерминал» | 255 |
22 | «Белагротерминал» | 210 |
23 | «Славнефтехим» | 208 |
24 | «Татбелнефтепродукт» | 202 |
25 | «Славянская топливная компания» | 160 |
В рейтинг вошли компании, в учреждении которых участвовали граждане, юридические лица, органы государственной власти России и Беларуси, а также компании с участием капитала, имеющего российское и белорусское происхождение. Основанием для ранжирования стало количество созданных рабочих мест. При составлении рейтинга использована информация, предоставленная самими участниками исследования, а также данные из открытых источников: годовых финансовых отчетов, официальных сайтов, официальных страниц в соцсетях, выступлений топ-менеджеров в СМИ. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Источник: eurasianmagazine.ru
Названы наиболее эффективные бренды и агентства Беларуси 2022
Быть эффективными в маркетинге стремятся бренды и агентства по всему миру, а показателем эффективности, как правило, служит рейтинг, признанный профессиональным сообществом в той или иной стране. Рейтинги эффективности маркетинга брендов и агентств призваны продвигать эффективные маркетинговые практики, служить индустриальным ориентиром при выборе партнера для работы на рынке, указывать векторы развития сферы коммуникации, повышать конкурентоспособность брендов на внутреннем и внешних рынках.
В Беларуси рейтинги эффективности маркетинга брендов и агентств формирует Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств (АКМА). Целью рейтинга является профессиональная и компетентная оценка маркетинговых практик и наиболее успешных проектов и кампаний, реализованных на белорусском рынке или белорусскими компаниями и на основе результатов престижной премии ADMA.
В рейтинги эффективности маркетинга брендов и агентств 2022 вошли наиболее успешные по уровню эффективности маркетинга международные и локальные бренды и агентства, представленные на рынке Беларуси.
Награждение победителей рейтингов эффективности маркетинга брендов и агентств состоится в рамках конференции «ДНИ МАРКЕТИНГА, РЕКЛАМЫ И БРЕНДИНГА 2023», которая пройдёт 2-3 марта в Минске.
На церемонии награждения также состоится награждение победителей РЕЙТИНГА КРЕАТИВНОСТИ 2022, и впервые будут награждены победители ПЕРСОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТОЛОГОВ.
РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРЕНДОВ 2023 И РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГЕНТСТВ 2023 стартует 10 февраля с открытием нового сезона премии эффективности ADMA 2023.
Источник: probusiness.io
Топ крупнейших российских частных бизнесов в Беларуси
Как отмечают составители рейтинга 2011 года, несмотря на кризис, суммарный оборот 200 крупнейших непубличных российских компаний увеличился на 20% и достиг рекордных 7,9 трлн российских рублей (около 260 млрд долларов). Это самый высокий показатель за всю историю составления рейтинга.
Выделяя компании, которые ведут бизнес в Беларуси, в белорусский субрейтинг, мы отметили только наиболее значимые для отдельных отраслей белорусской экономики – в настоящем или будущем.
Исходя из этого рейтинга, больше всего сейчас активов в Беларуси у Михаила Гуцериева. «Русснефть», «Интеко», «Моспромстрой» – это три компании из вошедших в топ, к которым бизнесмен имеет отношение.
Владеющий 16 дилерскими центрами на территории России «Атлант-М» Forbes отнес также к российским бизнесам, хотя два из трех учредителей холдинга – граждане Беларуси (Олег Хусаенов и Сергей Савицкий) и штаб-квартира компании располагается в Минске.
Источник: bel.biz