В статье рассмотрены современные практические вопросы создания региональных «Стартап-центров» в разрезе организационных и экономических аспектов, их перспективной деятельности. Особое внимание уделено организационно-правовой форме собственности «Стартап-центров», основным источникам их финансирования и алгоритму построения процессной работы по выбору и реализации бизнес-идей молодых предпринимателей. Также в ходе научно-практических изысканий экспертным путем конкретизированы выборочные индикативные общие и частные параметры эффективности функционирования региональных «Стартап-центров».
Молодежное бизнес-предпринимательство играет главную роль в решении социальноэкономических проблем и ориентировано на создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы, подготовку квалифицированных кадров.
Как показывает международный опыт, правильно построенная, целенаправленная поддержка молодежного предпринимательства обеспечивает развитие регионального малого и среднего бизнеса в целом, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту и повышению инвестиционной привлекательности всей страны.
Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только повышению трудоустройства среди населения и подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития.
Согласно Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 гг. и Программе «Дорожная карта бизнеса 2020» одним из основных приоритетов является развитие инновационного производственного сектора, что невозможно без формирования ее основы — сообщества молодых, инициативных, инновационно-мыслящих предпринимателей [1].
По нашему мнению, можно обозначить следующие сильные стороны молодежного предпринимательства:
- высокая инновационная активность, инновационность мышления;
- высокая мобильность, гибкость подходов, быстрота реакции в освоении новых рынков;
- высокий уровень возможностей систематического обновления своих предпринимательских знаний и навыков в соответствии с меняющимися требованиями производства и рынка;
- потенциальная способность молодых людей выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, сопровождающие предпринимательскую деятельность, особенно на ее стартовом этапе;
- предрасположенность молодежи к риску.
Таким образом, на сегодняшний день молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и требует разработки соответствующих механизмов активизации и развития. Одним из таких механизмов может быть создание региональных «Стартап-центров».
«Стартап-центр» — это организация, занимающаяся поддержкой «стартап-проектов» молодых бизнесменов, предпринимателей (студентов университета, магистрантов, докторантов) на всех этапах развития — от разработки идей до их коммерциализации. Региональный «Стартап-центр» — организация, деятельность которой комплексно ориентирована на развитие молодежного бизнеспредпринимательства в регионе. Основные целевые ориентиры деятельности регионального стартапцентра представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные целевые ориентиры деятельности регионального «Стартап-центра»
Предметом деятельности «Стартап-центра» является разработка стартап-проектов.
Стартап-проект — инновационная бизнес-идея определенного отраслевого направления, имеющая статус рискового (венчурного) инвестирования и вероятностного успеха на отечественных и зарубежных рынках [2, 3].
Функционирование регионального «Стартап-центра» непосредственно должно быть ориентировано на решение следующих задач:
- создание мультипликативных источников финансирования инфраструктурной поддержки молодежного бизнес-предпринимательства;
- создание мультипликативных источников финансирования молодежных стартап-проектов;
- внедрение в практику механизмов консалтинга и профессионального наставничества для молодежного предпринимательства;
- создание основ для формирования и развития «энаумент-фондов» региональных университетов;
- повышение конкурентоспособности молодежи на региональном рынке труда.
В системе своей деятельности «Стартап центр» имеет статус научно-практического, образовательного и исследовательского центра. «Стартап-центр» должен функционировать на принципах хозяйственного расчета и комплексной самоокупаемости. Деятельность «Стартап-центра» также должна основываться на фундаментальных знаниях, образовательных и научно-практических разработках профессорско-преподавательского состава региональных вузов, региональных бизнесменовпрактиков.
С юридической точки зрения организация функционирования «Стартап-центра» может иметь общественно-свободный статус, который основывается на лидерских качествах ведущих ученых в регионах, предпринимателей-бизнесменов (практиков), в том числе из числа молодежи. В рамках организационно-правовой формы «Стартап-центр», по нашему мнению, может быть представлен в форме неправительственной общественной организации (НПО). Концепция юридических основ функционирования «Стартап-центра» представлена в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2. Концепция юридических основ функционирования «Стартап-центра»
Финансовой платформой функционирования организационно-хозяйственной деятельности «Стартап-центра» является общественный негосударственный денежный фонд, который формируется за счет взносов заинтересованных организаций в развитии молодежного предпринимательства.
Основные услуги «Стартап-центра» будут предоставляться на бесплатной, безвозмездной основе, что в полном объеме соответствует статусу неправительственной общественной организации НПО [4].
Несмотря на изложенное выше, для успешных «Стартап-проектов» может быть определен размер квот для создания эндаумент-фондов региональных вузов.
Основным источником инвестиций «Стартап-проектов» будут являться:
- кредиты банков второго уровня;
- фонд развития предпринимательства «Даму»;
- международные инвестиционные фонды;
- частные инвесторы;
- бизнес-ангелы.
Методология финансирования «Стартап-центра» и «стартап-проектов» представлена на рисунке 3.
Процессная работа «Стартап-центра» будет реализовываться по следующим взаимосвязанным этапам:
- подготовительный этап;
- первичная акселерация стартап-проектов;
- фандрайзинг стартап-проектов;
- запуск стартап-проектов;
- автономия стартап-проектов.
Рисунок 3. Методология финансирования «Стартап-центра» и «стартап-проектов»
Подготовительный этап процессной работы «Стартап-центра» непосредственно связан с системным поиском бизнес-идей по приоритетным отраслям экономики с учетом сложившихся региональных рыночных конъюнктур.
Системный поиск идей может быть осуществлен в ходе таких организационных мероприятий, как:
- посещение будущими предпринимателями выставок по направлению «бизнес-партнерство»;
- посещение выставок «франшиз»;
- проведение курсов по предпринимательству и бизнес-тренингов;
- проведение консалтинга по перспективному «бизнес-моделированию».
На основании выбранной бизнес-идеи выстаивается второй процессный этап работы «Стартап-центра» — первичная акселерация. Суть данного процесса сосредоточена на научном обосновании жизнеспособности бизнес-идеи и оценке возможно-вероятностной степени ее реализации.
Первичная акселерация стартап-проектов будет охватывать следующие этапы:
- проведение маркетинговых исследований, включая прогнозируемые аспекты;
- обоснование производственной программы;
- оценка потребности стартап-проекта в инвестиционных ресурсах, включая финансовые;
- выработка организационно-управленческой системы будущего бизнес-процесса;
- проработка логистических и инжиниринговых аспектов организации производственнохозяйственной деятельности;
- расчет экономических и технико-экономических показателей, финансового-плана;
- оформление бизнес-плана.
Акселерация стартап-проектов является одним из этапов, формирующих устойчивые гарантии успешности будущих бизнес-проектов в системе молодежного бизнес-предпринимательства.
Одним из результирующих вариантов акселерации стартап-проектов может стать принятие окончательного решения о реализации какой-либо бизнес-идеи. Если такая идея имеет место, то работа «Стартап-центра» переходит на следующий процессный этап — фандрайзинг.
Фандрайзинг — процесс формирования, привлечения внешних ресурсов для реализации стартап-проекта.
Под ресурсами в фандрайзинге понимаются материальные и нематериальные ресурсы, такие, например, как человеческие ресурсы, информационные, финансовые, юридические, маркетинговые, прочие.
Оптимальным результирующим аспектом фандрайзинга (на примере Павлодарского региона) может стать динамика привлечения инвестиций, представленная на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика привлечения инвестиций в рамках реализации фандрайзинга стартап-проектов (на примере Павлодарской области)
Конечный результат фандрайзинга — запуск стартап-проектов. Данный этап предполагает:
- формирование HR-ресурсов;
- формирование производственных мощностей;
- запуск производства;
- выход на рынок и продвижение бренда;
- освоение рынка;
- коммуникативную работу с потребителями.
Успешный запуск стартап-проектов и их выход на устойчивую рентабельность в перспективе создают основу для завершающего процессного этапа — автономии стартап-проектов.
Автономия стартап-проектов предполагает:
- финансовую устойчивость молодежного бизнес-предпринимательства;
- динамичное формирование фондов накопления начинающих предприятий (фонд расширенного воспроизводства, фонд дивидендов, фонд социального развития);
- совершенствование организационно-управленческих и производственных структур;
- внедрение современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами;
- реализация программ по развитию HR-ресурсов.
В обобщенном варианте поэтапный процессный подход реализации стартап-проектов представлен в таблице.
Поэтапный процессный подход реализации стартап-проектов
Посещение будущими предпринимателями выставок по направлению «бизнеспартнерство»; посещение выставок «франшиз»; проведение курсов по предпринимательству и бизнес-тренингов; проведение консалтинга по перспективному
Проведение маркетинговых исследований, включая прогнозируемые аспекты; обоснование производственной программы; оценка потребности стартаппроекта в инвестиционных ресурсах, включая финансовые; выработка организационно-управленческой системы будущего бизнес-процесса; проработка логистических и инжиниринговых аспектов организации производственнохозяйственной деятельности; расчет экономических и технико-экономических показателей, финансового плана; оформление бизнес-плана
Формирование и привлечение внешних ресурсов для реализации стартаппроектов; привлечение материальных и нематериальных ресурсов (HR-ресурсы, информационные, финансовые, юридические, маркетинговые, прочие ресурсы)
Формирование HR-ресурсов; формирование производственных мощностей; запуск производства; выход на рынок и продвижение бренда; освоение рынка; коммуникативная работа с потребителями
Финансовая устойчивость молодежного бизнес-предпринимательства; динамичное формирование фондов накопления начинающих предприятий (фонд расширенного воспроизводства, фонд дивидендов, фонд социального развития); совершенствование организационно-управленческих и производственных структур; внедрение современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами; реализация программ по развитию HR-ресурсов
Весь процессный подход функционирования «Стартап-центра» базируется на принципе оказания профессиональных консалтинговых услуг со стороны научных сотрудников молодым начинающим предпринимателям и бизнесменам, владельцам стартап-идей.
В системе деятельности «Стартап-центра» могут получать широкое применение следующие виды профессиональных консалтинговых услуг:
- консалтинг по общему управлению и организации предпринимательской деятельности;
- консалтинг по администрированию производственно-хозяйственных процессов;
- консалтинг по экономическо-финансовому управлению (научный и финансовый фандрайзинг);
- консалтинг по управлению HR-ресурсами;
- консалтинг по маркетингу;
- производственно-технический консалтинг.
Для организации консалтинговых услуг и сопровождения стартап-проектов «Стартап-центр» в организационно-управленческом аспекте может охватывать деятельности таких служб (отделов), как:
- дирекция (директор);
- научно-исследовательский отдел;
- служба акселерации стартап-проектов;
- отдел фандрайзинга;
- служба запуска стартап-проектов;
- отдел поддержки автономных стартап-проектов.
Частными результирующими аспектами функционирования региональных «Стартап-центров» с экспертной точки зрения могут стать:
- ежегодное обучение молодежи предпринимательству — от 250 до 300 человек;
- ежегодная акселерация — от 25 до 50 проектов;
- ежегодное привлечение инвестиций на реализацию стартап-проектов — до 200 млн тенге;
- создание новых рабочих мест для молодежи — от 400 до 500 новых рабочих мест;
- ежегодный выход на автономию стартап-проектов — 5–10 проектов;
- ежегодный инвестиционный доход по реализации стартап-проектов — 70–75 млн тенге.
Общими результирующими аспектами функционирования региональных «Стартап-центров» будут являться:
- активизация инновационного креативного малого и среднего молодежного предпринимательства в регионах Республики Казахстан;
- повышение конкурентоспособности выпускников региональных вузов на отечественном и международных рынках труда;
- совершенствование системы занятости молодежи и создание новых конкурентоспособных мест на рынке труда;
- комплексная диверсификация источников финансирования системы региональных вузов;
- перспективное фундаментальное совершенствование материальной и научноисследовательской базы региональных вузов;
- улучшение позиционирования региональных вузов в мировых академических рейтингах;
- интенсификация интеграции образования, науки и производства.
В комплексе прикладные исследования показывают, что на современном этапе создание региональных «Стартап-центров» может послужить эффективным инструментом интенсификации становления и развития молодежного бизнес-предпринимательства в стране. Молодежные стартап-проекты в перспективе на определенном этапе должны сформировать новый этап развития инновационного креативного предпринимательства в Республике Казахстан, что позволит стране занять достойные позиции в мировых рейтингах.
Список литературы
- Молодежное предпринимательство. Территория бизнеса для Вашего развития. — [ЭР]. Режим доступа: http://business.gov.kz/ru/youth-entrepreneurship/
- Blank What’s A Startup? First Principles. (25 January 2010). — [ER]. Access mode: http://www.thecrimson.com/article/2011/11/17/startup-language-idea/
- Sun K. In and Around Language: What’s Up with «Startup»? (17 November 2011). — [ER]. Access mode:: http://steveblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/
- Неправительственная общественная организация. — [ЭР]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ 1059794/Неправительственная
- Тульчинская Т. Азбука фандрайзинга: как собрать средства на ваш проект. — [ЭР]. Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/azbuka-fandrajzinga-kak-sobrat-sredstva-na-vash-proekt/
Источник: articlekz.com
Результат создания системы стартап центров как это поможет малому и среднему бизнесу
Пресс-служба
Корпорация МСП разработала специальный гарантийный продукт для стартапов Рассылка
- Новости Корпорации
- Новости МСП
- Фото материалы
- Видео материалы
- Информационный обмен
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) разработала специальный гарантийный продукт для стартапов. Он станет дополнительной мерой поддержки компаний, реализующих высокотехнологичные и инновационные проекты в приоритетных отраслях экономики.
Новый гарантийный продукт предусматривает предоставление Корпорацией МСП стартапам независимой гарантии с покрытием до 70% от суммы основного долга. Срок действия гарантии может составлять до 184 месяцев.
Размер гарантийной поддержки в рамках специального продукта – до 500 млн рублей. При этом, если объем гарантии составляет менее 50 млн рублей, она может обеспечивать исполнение обязательств заемщика по возврату банку в пределах 100% от суммы кредита. Данное условие действует для стартапов, реализуемых в области информационных технологий, биотехнологий, робототехники, фармацевтики, здравоохранения с использованием высокотехнологичного медицинского оборудования, экологии (сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья), а также машиностроения, приборостроения, авиастроения, автомобилестроения, станкостроения и критических технологий Российской Федерации.
Кредиты и займы стартапам, обеспечиваемые независимой гарантией, предоставляются банками и организациями-партнерами Корпорации (подробнее: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/) на инвестиционные цели, а также на пополнение оборотных средств.
Дополнительным условием нового гарантийного продукта является необходимость вложения собственных средств инициаторами проекта в размере не менее 10% от суммы инвестиционного бюджета без учета уплаты процентов по кредиту на инвестиционной фазе проекта.
Стартап определяется как субъект МСП, с даты регистрации которого на дату представления заявки на получение гарантии прошло не более 5 лет, или как субъект МСП, который с даты государственной регистрации не осуществлял производство (реализацию услуги) или осуществлял в незначительном объеме. Незначительный объем производства (реализации услуги) определяется как доля менее 25% от максимального объема, запланированного бизнес-планом проекта.
- Проект реализуется в высокотехнологичных отраслях или в отраслях, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники, а также критические технологии Российской Федерации;
- Проект реализуется в приоритетной отрасли экономики и создает новый продукт, продукт с более высокими качественными характеристиками или экспортно ориентированный импортозамещающий продукт;
- Проект реализуется в приоритетной отрасли экономики, проект масштабируем; ежегодный прирост выручки составляет не менее 20% на протяжении трех лет.
Источник: corpmsp.ru
Выдержки из стратегических документов
Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» Государственной программы Республики Крым «Экономическое развития и инновационная экономика» на 2015-2017 годы утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 542 (далее – Подпрограмма).
В рамках реализации мероприятий Подпрограммы субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить следующие виды государственной поддержки: льготные микрозаймы через Фонд микрофинансирования предпринимательства РК, поручительства под кредиты в коммерческих банках через Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства, грант на начало ведения бизнеса, компенсацию части затрат по уплате процентов за кредиты, привлеченные в коммерческих банках, а также информационно-консультационные и образовательные услуги в Крымском государственном фонде поддержки предпринимательства.
Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (2014 г.)
Приоритеты развития Республики Крым по ключевым сферам
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Стратегическая цель: обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства – источника создания новых рабочих мест, развития приоритетных секторов экономики; создание системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
отсутствие доступных финансовых инструментов, острая необходимость в нормализации банковской системы (сложности в получении дешевых и долгосрочных кредитных ресурсов),
отсутствие залогового имущества у субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов (в связи с необходимостью переоформления прав собственности на землю и недвижимость);
неразвитая сеть общественных организаций, выражающих интересы предпринимателей, и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
недостаточное информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, затрудняющее принятие управленческих и коммерческих решений.
— увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности;
— построение инфраструктуры поддержки предпринимательства;
— создание новых рабочих мест;
— финансовая поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства;
— удешевление кредитных средств путем компенсации процентной ставки по кредитам, привлеченным в коммерческих банках, а также путей предоставления льготных микрозаймов и поручительств.
поддержка МСП в приоритетных сферах;
развитие системы финансово-кредитной поддержки субъектов МСП;
создание инфраструктуры поддержки субъектов МСП,
пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Задания в рамках кейса «Формирование инновационной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в республике Крым»
1. Проанализируйте актуальность создания и использования стартап-центров в Крыму. К каким положительным экономическим результатам приведет создание системы стартап-центров в этом регионе? Заполните таблицу.
Результат создания системы стартап-центров | Как это поможет малому и среднему бизнесу? |
2. Как Вы считаете, что должны делать органы власти различных уровней для развития системы стартап-центров в Республике Крым? Заполните таблицу.
Уровень власти | Действия (не менее трех для каждого органа власти) |
Региональный: Правительство Республики Крым | |
Местный: Руководители муниципальных образований |
3. Предложите формы участия малого и среднего бизнеса в развитии стартап-центров в Республике Крым и укажите положительные результаты этого участия. Заполните таблицу.
4. Определите, какие выгоды получат предприниматели от функционирования стартап-центров в Крыму. Заполните таблицу.
Факторы инвестиционной привлекательности стартап-центров для частных инвесторов | Доказательства привлекательности данного фактора |
5. Определите, какие выгоды получат государственные инвесторы, финансируя создание стартап-центров в Крыму. Приведите факторы, доказывающие инвестиционную привлекательность проекта создания стартап-центров в Республике Крым, для государственных инвесторов. Заполните таблицу.
Факторы инвестиционной привлекательности стартап-центров для государственных инвесторов | Доказательства привлекательности данного фактора |
6.Назовите конкретные формы и механизмы ГЧП наиболее эффективные, по Вашему мнению, для реализации в рамках проектов, обозначенных в «Перечне объектов государственного (республиканского) значения, предлагаемых для реализации проектов на основе механизма государственно-частного партнёрства».
7. Предложите варианты взаимодействия Правительства Республики Крым с Федеральной корпорацией развития малого и среднего бизнеса.
[2] Построено на основе: Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2015. 129 с.
Источник: cyberpedia.su