Результаты программы поддержки малого бизнеса

1 Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Особое место в современной экономике каждого развитого государства занимает малое предпринимательство, которое призвано стать важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) должна строиться таким образом, чтобы по ее итогам было получено максимальное количество положительных социально-экономических эффектов. Наиболее важную значимость при решении поставленной задачи принимает результативная и эффективная реализация программ поддержки и развития малого предпринимательства. Настоящая статья проводит разграничения понятий «результативность» и «эффективность». В статье предлагается использование авторской разработки: комплексного подхода оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на основе таких критериев, как полезность, необходимость, достаточность.

Какие федеральные меры поддержки малого и среднего бизнеса приняты на сегодняшний день?

результативность
эффективность
реализация государственной политики
малое предпринимательство

1. Балекин Е.В. Методические аспекты государственного управления развитием и поддержкой промышленного малого предпринимательства в Москве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 2. – С. 137–141.

2. Гражданкин В.А. Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 93. – С. 117–122.

3. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. Моделирование инвестиционной деятельности в жилищном секторе. – М.: ЦЭМИ РАН, 1998. – 90 с.

4. Кнышов А.В., Пономарев А.И. Потребление, потребительский спрос и маркетинг. – Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003. – 167 c.

5. Курганов А. Результативность поддержки малого бизнеса // Государственная служба. – 2009. – № 1. – С. 83–85.

6. Преодоление региональных диспропорций. Опыт России, Сербии и некоторых стран ЕС. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2009. – 159 с.

7. Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография. – М.: Финансы, 2009. – 720 с.

8. Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: особенности формирования и повышения эффективности // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2009. – № 8. – С. 30–35.

Государственная политика может считаться результативной и эффективной, в случае, если наряду с решением одной из ее задач происходит параллельное решение других по принципу мультипликативного эффекта.

Так, развитие малого предпринимательства увеличивает уровень занятости населения, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня доходов населения. Повышение уровня доходов населения ведет к повышению спроса на товары и услуги, а также спроса на расширение их спектра, что порождает рост предложения. Вследствие этих процессов развивается инфраструктура регионов, повышаются показатели их социально-экономического развития и, как следствие, уровень жизни населения.

Первые итоги программы поддержки малого бизнеса и самозанятости «Новый отсчет»

Социально-экономическая значимость малого предпринимательства и его гибкость особо важны при решении такой стратегической задачи государственной политики нашей страны, как выравнивание региональных диспропорций. Поскольку малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, благодаря своей эластичности, способствует интенсивному и эффективному развитию экономики, результативная и эффективная государственная политика по поддержке малого предпринимательства посредством мультипликативного эффекта приводит к выравниванию диспропорций регионов.

Учитывая эти факты, своевременным является поиск ответа на вопрос о результативности и эффективности программ поддержки малого предпринимательства.

Прежде всего, целесообразно разграничить понятия «результативность» и «эффективность», на которых базируется наше исследование.

Результативность – это взаимосвязь между поставленными в программных документах целями и достигнутыми результатами [6, с. 7], а также оценка того, все ли результаты соответствуют установленным целям и в какой мере [7, с. 26].

Классически эффективность определяется как соотношение результата к затрат [7, с. 169]. Соответственно, чем большее значение принимает это отношение, тем эффективность выше.

Балекин Е.В. предлагает результативность использования выделенных средств на поддержку малого предпринимательства оценить по эффекту, который произвели выделенные средства на значение следующих показателей:

1) количество малых предприятий;

2) численность занятых на малых предприятиях;

3) объем инвестиций в основной капитал малых предприятий;

4) оборот малых предприятий;

5) фонд заработной платы на малых предприятиях [1, с. 139−140].

Однако динамика данных показателей является результатом реализации программы поддержки малого предпринимательства, а значит, целесообразно их отнесение к числу критериев эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

Оценку результативности программ поддержки малого предпринимательства целесообразно осуществлять по следующей формуле:

Eqn175.wmf

(1)

где R – результативность; F – фактическое значение показателей по итогам реализации программы; P – значение плановых показателей программы; при этом, если R ≥ 1 – программа результативна; R < 1 – программа не результативна.

Оценка результативности программ развития субъектов малого предпринимательства должна базироваться на расчетах таких показателей, как создание новых рабочих мест (Rраб.мест), доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (Rналог), оборот (Rоборота), вклад в валовой региональный продукт (RВРП).

Перечисленные показатели оценки результативности высчитываются отдельно и впоследствии применяются при определении результативности программы поддержки малого предпринимательства в целом:

Eqn176.wmf

Углублению анализа способствует оценка эффективности программ развития субъектов малого предпринимательства.

Для определения эффективности может быть использована следующая формула [4, с. 152]:

Eqn177.wmf

(2)

где Э – эффективность потребления; У – удовлетворенность; x, y, z – полезность, необходимость, достаточность; З – затраты.

Удовлетворенность (полезность, необходимость, достаточность) – это те критерии эффективности, которые следует определять в первую очередь.

Тем не менее, отсутствует единый подход к оценке эффективности государственной поддержки. Так, Курганов А. для оценки эффективности поддержки малого бизнеса предлагает использовать следующие критерии [5, с. 83–85]:

  • изменения в количестве зарегистрированных малых предприятий;
  • изменения среднесписочной численности занятых на малых предприятиях;
  • состояние инвестиционной эффективности деятельности малых предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • создание условий для роста капитализации малого бизнеса и обеспечение субъектов малого бизнеса нежилыми помещениями;
  • расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • вовлечение предпринимателей в процесс их профессиональной подготовки и переподготовки;
  • расширение доступа субъектов малого предпринимательства к информационным базам данных о профессиональной деятельности.

Гражданкин В.А. выделяет другой перечень критериев, исходя из которых и предлагает рассчитывать эффект от реализации программы поддержки малого бизнеса [2, с. 122]:

  • прирост оплаты труда;
  • прирост численности занятых в малом предпринимательстве;
  • налоговые вычеты;
  • норматив отчислений исследуемого налога в соответствующий бюджет пропорционально объему выданных субсидий.

Иного подхода придерживается Романенко Е.В. Он оценивает эффективность реализации региональных программ поддержки посредством коэффициента активности малого предпринимательства, состоящего из следующих показателей [8, с. 34]:

  • доля малого бизнеса в валовом региональном продукте;
  • доля числа малых предприятий в общем количестве;
  • доля числа занятых на малых предприятиях к числу занятых на всех предприятиях региона;
  • доля налоговых поступлений малых предприятий в общем числе налоговых поступлений.

Приведенные подходы могут быть обобщены и структурированы в соответствии с формулой (2), по признакам полезности, необходимости и достаточности.

В этом случае, полезность программы поддержки отражает динамика (прирост)следующих показателей развития малого предпринимательства:

  • количества субъектов;
  • среднесписочной численности занятых;
  • фонда заработной платы;
  • оборота;
  • инвестиций в основной капитал.

При оценке эффектов государственной политики по поддержке малого предпринимательства, помимо динамики указанных показателей, необходим, по нашему мнению, учет индикаторов социально-экономического развития региона.

Необходимость программы поддержки может быть отражена динамикой следующих показателей развития малого предпринимательства:

  • доступность государственной поддержки;
  • доля нуждающихся в государственной поддержке.

Доступность государственной поддержки малого предпринимательства мы предлагаем оценить при помощи следующей формулы:

Eqn178.wmf

(3)

где D – доступность государственной поддержки; P – количество субъектов малого предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой; N1 – количество субъектов малого предпринимательства, нуждающихся (подавших заявления) в оказании государственной поддержки.

Пределы этого показателя находятся в границах 0 < D ≤ 1. Они интерпретируются следующим образом:

D = 0,01–0,4 – программа не доступна;

Читайте также:  Какие обязанности у собственника бизнеса

D = 0,5–0,8 – средняя доступность к программе поддержки;

D = 0,9–1,0 – программа доступна.

Долю нуждающихся в государственной поддержке предлагается оценивать при помощи формулы на базе подхода Егоровой Н.Е. и Хачатрян С.Р. [3, с. 7], адаптированного для малого предпринимательства:

Eqn179.wmf

(4)

N – общее количество субъектов малого предпринимательства.

Достаточность программы поддержки оценивается следующими показателями:

  • доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений (прирост);
  • доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте (прирост);
  • уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке;
  • коэффициент активности малого предпринимательства.

Уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке можно оценить, интерпретировав формулу Егоровой Н.Е. и Хачатрян С.Р. [3, с. 7] для малого предпринимательства:

где U – уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке, при 0 ≤ U ≤ 1. Чем меньше значение U, тем ниже удовлетворение потребности в государственной поддержке, соответственно ниже ее достаточность, и наоборот.

Коэффициент активности малого предпринимательства оценивается при помощи следующей формулы, предложенной Романенко Е.В.:

Eqn180.wmf

[8, с. 34] (6)

Итак, для того чтобы оценить доступность анализируемой программы в целом необходимо произвести расчет по следующей формуле

Eqn181.wmf

где n1, n2, n3 – это годы реализации программы, т.е., в случае если программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства разработана, к примеру, на 2011–2013 годы, то указанная формула приобретает следующий вид:

Eqn182.wmf

Оценка доли нуждающихся в государственной поддержке в среднем за период реализации программы производится следующим образом:

Eqn183.wmf

где n1, n2, n3 – годы реализации программы.

Оценка уровня удовлетворения потребности в государственной поддержке рассчитывается отдельно по результатам каждого года, затем определяется среднее значение за период реализации программы.

Eqn184.wmf

где n1, n2, n3 – годы реализации программы.

Оценка активности малого предпринимательства определяется на основе среднего значения коэффициентов активности предпринимательства за каждый год реализации программы поддержки малого предпринимательства:

Eqn185.wmf

где n1, n2, n3 – годы реализации программы.

Предлагаемый способ апробирован при оценке результативности и эффективности республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике на 2009–2011 годы», что позволило сделать соответствующие выводы о результативности и эффективности реализации указанной программы. Получаемые по итогам оценки выводы позволяют сделать более качественные и разносторонние корректировки в течение реализации текущей и при разработке новых программ поддержки и развития малого предпринимательства. Таким образом, используя предлагаемый способ определения оценки результативности и эффективности программ поддержки малого предпринимательства, представляется возможным комплексно оценить степень и качество реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства, рассмотреть критерии определения результативности и эффективности реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства с качественно новой стороны, заостряя внимание не только на количественных показателях деятельности субъектов малого предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой, но и на признаках полезности, необходимости и достаточности программ поддержки.

Рецензенты:

Келарев В.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ростов-на-Дону:

Черкасова Т.П., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ростов-на-Дону.

Работа поступила в редакцию 29.10.2013.

Источник: fundamental-research.ru

Подведены итоги поддержки предпринимателей в 2022 году

Рассказываем краткие итоги работы Корпорации МСП в текущем году, а также о других мерах поддержки, которые продлеваются на 2023 год.

Итоги нацпроекта «МСП» в 2022 году

Их подводили на совещании первого заместителя председателя Правительства Андрея Белоусова с представителями регионов. Главный итог — реализация национального проекта достигает 98%, а по некоторым показателям даже наблюдается перевыполнение планов.

Было отмечено, что достижению показателей способствовало изменение условий программы льготного кредитования 1764 (по номеру постановления Правительства). В 2022 году воспользовались программой в 3 раза большее число субъектов МСП по сравнению с 2021 годом.

Отдельно отметили молодёжь — в 2022 году количество ИП и самозанятых в возрасте до 35 лет достигло 4,4 млн человек, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2021 годом. Из них количество получивших поддержку превысило 500 тыс., что на 18% больше прошлогодних показателей. Новое в 2022 году — гранты на создание и развитие своего дела, которые получили 1,6 тыс. человек в возрасте до 25 лет.

Общее число занятых в секторе МСП выросло до 22 млн человек, не считая самозанятых. Это на 500 тыс. больше, чем в 2021 году, и превышает планы текущего года.

В текущем году началась стандартизация региональных мер поддержки — чтобы по всей стране был единый подход. До конца 2023 года будет стандартизировано 20 мер, что поставляет половину региональных мер поддержки.

Уже 25 регионов интегрированы в платформу МСП.рф, остальные пока работают в Личных кабинетах, где принимают заявки от бизнеса, коммуницируют с госорганами.

Итоги работы Корпорации МСП

В 2022 году каждый 17-ый предприниматель получил поддержку Корпорации МСП, в 2025 году поддержку планируют оказывать каждому 5-ый.

По предоставлению льготных кредитов, гарантий и поручительств — в 2022 году их получил каждый 147-ой предприниматель против каждого 400-го в 2020 году, т.е. рост составил в 2,6 раза.

Участие в госзакупках — в 2022 году поддержку получил каждый 34-ый предприниматель против каждого 48-го в 2020 году, т.е. рост в 1,4 раза.

Пользователя платформы МСП.рф с запуска в феврале 2022 года стали более 265 тыс. человек, присоединился каждый 41-ый предприниматель.

Росту финансовой поддержки помогло внедрение «зонтичных» поручительств и специальные программы льготного кредитования.

Среди специальных программ отметили совместную программу инвесткредитования Минэкономразвития, Банка России и Корпорации МСП, запущенную в августе 2022 года. Как отмечается, четверть инвестиций в экономике приходится на субъектов МСП.

Только в первые 2 месяца действия программы льготные кредиты получили 85 проектов в сферах гостиничного бизнеса, логистики, сельского хозяйства на общую сумму 9,8 млрд. рублей. Интересно, что 2/3 полученных кредитов приходятся на производственные МСП. Сейчас около 60% льготных кредитов приходится на инвестиционные кредиты для МСП.

Получить такой кредит помогает специально созданный сервис-помощник на цифровой платформе МСП.рф. Общий объём программы на 2022 год 50 млрд. рублей.

Механизм «зонтичных» поручительств был запущен в сентябре 2021 года, он позволяет привлекать средства тем, кому без гарантийного механизма не хватало собственного залога, и кредитные организации отказывали.

По данным Банка России, почти 90% получателей кредитов до 50 млн. рублей были представителями МСП. Около 10% кредитов выдано с поручительствами Корпорации МСП (в 2021 году было 6,1%).

Если брать все механизмы поддержки Корпорации МСП, то доля малого и микробизнеса, получившего финансовую поддержку, составила 98%.

Цифровой профиль предпринимателя

Как одна из мер поддержки, созданная для упрощения доступа бизнеса к мерам господдержки, а также предоставления проактивного подбора госпрограмм.

Благодаря цифровому обмену данными между госорганами, все сведения об ООО и ИП можно собрать в «едином окне». Уже сейчас в цифровом профиле информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестра МСП, также данные о банковских счетах, долгах по налогам, бухгалтерская и налоговая отчетность, информация из «Госуслуг» и др. Данные предоставляют Минцифры, Минэкономразвития, ФНС, Банк России и Корпорация МСП.

Профиль позволяет подбирать индивидуализированные предложения по мерам поддержки и создавать предзаполненные заявления, исключая заполнение до 50 полей и предоставление порядка 10 документов. Также упрощается проверка со стороны банка, т.к. данные предоставляются из госисточников.

Чтобы воспользоваться цифровым профилем, нужно авторизоваться на МСП.рф и дать согласие на предоставление данных. Напомним, что МСП.рф — это государственная платформа поддержки предпринимателей, разработана Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития в соответствии с нацпроектом «МСП».

Читайте также:  Открыть бизнес аренда инструмента

Источник: bereganevy.ru

Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса

В 2022 году правительство Москвы выделило гранты на приобретение оборудования 447 высокотехнологичным компаниям столицы. Как рассказала заммэра Наталья Сергунина, общая сумма финансовой поддержки превысила 1,4 миллиарда рублей. Благодаря этому малые и средние предприятия открывают новые производственные линии и увеличивают объемы выпускаемой продукции.

По условиям программы, при покупке отечественного оборудования можно вернуть половину его стоимости, а в случае приобретения импортного — 35 процентов. Прием заявок проходил на портале Московского инновационного кластера с 4 апреля по 1 июня и с 1 августа по 15 сентября 2022 года. Наиболее востребованным грант оказался среди микропредприятий — это 61 процент получателей, 32 процента — малый бизнес, еще семь — средний.

Так, 523 тысячи рублей выделили одной из столичных ИТ-компаний — разработчику платформы для создания высокоточных моделей зданий и оцифровки местности на основе данных аэрофотосъемки. Такие решения, в частности, применяются в строительстве. За счет гранта предприятие закупило новое геодезическое оборудование.

Максимальная сумма финансовой поддержки составила 30 миллионов рублей. Такой грант, например, получила одна из московских компаний по производству металлообрабатывающих станков и инструментов. Она приобрела новое оборудование для создания инновационных систем хранения металла большего объема. А еще это помогло предприятию принять на работу дополнительных сотрудников.

Грант в размере 17,5 миллиона рублей выделили компании, которая выпускает высокотехнологичную электронику — системы диспетчерской связи и оповещения. Такая продукция востребована на объектах энергетического комплекса, в сфере агропромышленности, авиационного и железнодорожного транспорта, здравоохранения и ЖКХ. Полученные средства позволили предприятию модернизировать производство.

Поддержку также получили производители систем очистки воды, компактных городских велосипедов, комплектующих для горнодобывающей промышленности и многие другие.

Порядка 9,5 тыс. предпринимателей Подмосковья приобрели российское ПО со скидкой

Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса появилась осенью 2021 года. Компании могут приобретать отечественное программное обеспечение в два раза дешевле.

Чтобы приобрести ПО со скидкой 50%, предприниматели должны находиться в Едином реестре МСП. Других условий не предусмотрено, предоставлять документы или отчитываться не нужно. Купить ПО можно на сайте производителя, перечень компаний размещен на портале.

Программные продукты помогут решить задачи по управлению производством, продажами и закупками, оптимизации бизнес-процессов и логистики, повышению качества обслуживания клиентов, организации управленческого учета и анализа, внедрению электронного документооборота, работе с персоналом и т.д.

Мера поддержки была запущена Минцифры в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Оператором является Российский фонд развития информационных технологий.

Предприниматели приобрели полмиллиона лицензий на российское ПО со скидкой 50%

Представители малого и среднего бизнеса приобрели более 500 тысяч лицензий на российское облачное программное обеспечение по программе Минцифры России. Эта мера поддержки позволяет покупать российское ПО со скидкой 50%, государство компенсирует половину стоимости лицензии его производителям. Об этом сообщили в Минцифры России 7 октября 2022 года.

Самыми известными оказались продукты для сфер торговли, общественного питания и гостиничного бизнеса.

Регионы, где самый высокий процент представителей малого и среднего бизнеса, воспользовавшихся программой:

  • Астраханская область;
  • Курганская область;
  • Республика Марий Эл;
  • Республика Тыва;
  • Республика Хакасия.

прокомментировал замглавы Минцифры России, Максим Паршин.

Чтобы купить ПО в два раза дешевле, от предпринимателей не требуется предоставления дополнительных документов и отчетности, нужно только находиться в реестре МСП. Компания совершает покупку привычным способом на сайте производителя и получает скидку.

отметил директор фирмы «1С», Борис Нуралиев.
рассказал Аскар Рахимбердиев, генеральный директор «МойСклад».

Проект реализуется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Оператор меры поддержки — Российский фонд развития информационных технологий.

Проект «Малый бизнес Москвы» помог горожанам открыть более пяти тысяч предприятий в 2022 году

23 августа 2022 года Аппарат Мэра и Правительства Москвы сообщил о том, что в 2022 году при поддержке городского проекта «Малый бизнес Москвы» (МБМ) было открыто более пяти тысяч новых предприятий. Подробнее здесь.

Минцифры расширило перечень льготного отечественного ПО

Участниками программы поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса стали еще десять правообладателей программного обеспечения. Об этом стало известно 11 июня 2022 года. Ранее Минцифры приглашало компании предложить свои цифровые решения для участия в программе. Подробнее здесь.

Малый бизнес теперь может покупать российское ПО с 50%-й скидкой

8 апреля 2022 года было объявлено о начале работы программы по компенсации половины стоимости покупки отечественного программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. К моменту ее запуска предпринимателям доступно со скидкой более 130 продуктов от 29 российских производителей.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на заявление аппарата вице-премьера Дмитрия Чернышенко, для получения меры поддержки не нужно предоставлять дополнительные документы и отчетности, достаточно находиться в реестре малого и среднего бизнеса и совершить покупку привычным способом на сайте производителя.

Малый бизнес теперь может покупать российское ПО с 50%-й скидкой

По прогнозам Чернышенко, в 2022 году воспользоваться этой мерой сможет большее количество компаний – объём финансирования из федерального бюджета увеличен вдвое и составляет около 2 млрд рублей.

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Оператором меры поддержки является Российский фонд развития информационных технологий. На финансирование программы предусмотрено 7 млрд рублей до 2024 года. В 2021 году был предусмотрен 1 млрд рублей, в 2022, 2023 и 2024 годах — по 2 млрд рублей. [1]

Правительство выделило 500 млн рублей малому и среднему бизнесу, пользующемуся системой быстрых платежей

Правительство РФ продлило на полгода программу компенсации малому и среднему бизнесу (МСП) расходов на использование отечественной системы быстрых платежей. На неё выделяется 500 млн рублей. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Об этом Правительство РФ сообщило на своем сайте 4 марта 2022 года.

Средства пойдут на возмещение предприятиям банковской комиссии за пользование системой быстрых платежей с 1 января по 1 июля 2022 года. Источник финансирования – резервный фонд Правительства.

Банк, подключённый к системе, передаёт в Минэкономразвития данные о количестве транзакций и уплаченной предприятиями комиссии. Далее в течение 20 дней деньги на компенсации поступают в банк, а затем в течение пяти дней он перечисляет их бизнесу.

Решение о субсидировании предприятий МСП, пользующихся системой быстрых платежей, было принято в июле 2021 года и действовало до 1 января. Продление программы позволит бизнесу сэкономить на платежах за обслуживание безналичных расчётов, а также дополнительно простимулирует предпринимателей, ещё не подключившихся к системе, это сделать.

Правительство РФ подготовило меры по смягчению регулирования для поддержки МСП

Правительство РФ 4 марта 2022 года сообщило о подготовке комплекса мер поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), направленных на смягчение регулирования и упрощение отдельных процедур для бизнеса.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов провёл селекторное совещание с главами регионов и руководителями деловых объединений.

Первый вице-премьер озвучил те меры поддержки бизнеса, которые будут запущены в ближайшие дни и должны быть реализованы регионами максимально быстро. Они направлены на смягчение регулирования и упрощение отдельных процедур.

На поддержку бизнеса также будут переориентированы действующие меры поддержки. В первую очередь это гарантийная поддержка и донастройка механизма зонтичных поручительств Корпорации МСП, а также корректировка программы кредитования (постановление 30 декабря 2018 года №1764) в рамках отраслевого нацпроекта.

Отдельным блоком на совещании обсуждался вопрос поддержки экспортёров из числа МСП. Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что в Правительство Российской Федерации уже внесены предложения по смягчению условий получения мер господдержки и доступа к электронной торговле. По её словам, РЭЦ аккумулирует предложения экспортёров по новым мерам поддержки и расширению действующих. Для этого Российский экспортный центр запустил горячую линию, она станет центром сбора информации от компаний.

Читайте также:  Магазин пряжи как бизнес

Предложенный комплекс мер для бизнеса на селекторном совещании поддержали представители деловых объединений.

По итогам совещания Андрей Белоусов акцентировал внимание на необходимости активизации региональных мер поддержки и дал поручение главам регионов создать специальные штабы по вопросам поддержки бизнеса и задействовать весь арсенал мер, который на март 2022 года есть в регионах [3] .

2021

Ставка 8% и без страховых взносов. ФНС разработала новый налоговым режим для малого бизнеса

В конце сентября 2021 года стало известно о новом налоговом режиме для малого бизнеса, который разработала Федеральная налоговая служба (ФНС) России.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на этот документ, он предполагает освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) от взносов на пенсионное, социальное и медицинской страхование за себя (в случае ИП) и сотрудников при одновременном увеличении налоговой нагрузки. В частности, для компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), «доходы» ставка увеличится с 6 до 8% от выручки, с режимом «доходы минус расходы» – с 15 до 20% от прибыли. Сумма налога к уплате уменьшается на величину торгового сбора, который действует в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Микропредприятия на УСН смогут не платить страховые взносы при росте основного налога до 8 или 20%

При этом компании освободят от обязанности вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации. Инициатива ФНС также предлагает поднять минимальный уровень налога для предприятий с режимом «доходы минус расходы» с 1% до 3% от годовой выручки.

В то же время законопроект не предусматривает права регионов снижать ставки, как в базовом варианте УСН, переход на новый налоговый режим будет добровольным, подчеркнул президент «Опоры России» Александр Калинин: для этого достаточно будет подать заявку через личный кабинет налогоплательщика; в случае согласования всеми участниками процесса режим будет действовать в отношении узкой категории МСП — с численностью до пяти работников и выручкой до 60 млн рублей в год, подтвердил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По оценке бизнес-объединения «Опора России», новый налоговый режим покроет около 60–70% предприятий на «упрощенке». На УСН к сентябрю 2021 года работают более 3,5 млн налогоплательщиков, их число увеличилось после отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД). [4]

Небольшие компании в России теперь могут покупать ПО с 50%-й скидкой

28 сентября 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило о запуске нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса. Небольшие компании получили возможность закупать российское программное обеспечение (CRM-, ERP- и другие решения) с 50-процентной скидкой — половину стоимости лицензий вернет государство.

Подать заявку на участие в программе могут российские правообладатели и разработчики облачного программного обеспечения. Требования к компаниям и условия участия в конкурсном отборе утверждены постановлением Правительства РФ № 1031.

Небольшим компаниям в РФ предоставлена возможность покупать ПО с 50%-й скидкой

По словам замглавы Минцифры России Максима Паршина, данная инициатива призвана повысить эффективность работы субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за счет цифровизации и внедрения отечественных облачных решений.

Генеральный директор РФРИТ Александр Павлов добавил, что мера поддержки позволит тысячам МСП легально использовать качественное российское ПО.

Мера поддержки МСП, связанная с выплатой компенсации при покупке российского ПО, реализуется РФРИТ в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На реализацию инициативы выделено 7 млрд рублей до конца 2024 года. [5] [6]

Мишустин утвердил правила субсидирования малого бизнеса для закупки отечественного ПО

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ об утверждении правил предоставления субсидий на закупку программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 1 июля 2021 года.

Согласно документу, величина скидки должна составлять 50% от средней рыночной цены. Субсидии предоставляются напрямую разработчикам ПО. Те, кто получил такую выплату, обязуются снизить стоимость своей продукции для малого и среднего бизнеса, чтобы такие предприятия могли сократить свои издержки на приобретение софта.

Михаил Мишустин утвердил правила субсидирования малого бизнеса для закупки отечественного ПО

Согласно правилам, установленным документом, правообладатели – разработчики отечественного ПО, которые рассчитывают на получение субсидии, должны иметь в штате не менее 15 сотрудников за предшествующий календарный год составляет и показать не менее 10 млн рублей выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без учета НДС).

На финансирование этой меры поддержки в 2021 году выделяется 1 млрд рублей, в 2022-2024 гг. – по 2 млрд рублей ежегодно. Конкурсный отбор компаний-разработчиков, которые будут участвовать в программе, организует Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) при содействии Минцифры.

РФРИТ должна будет публиковать на своём сайте информацию о проведении отбора претендентов с указанием сроков проведения конкурса, требованиях, правилах подачи заявок участников, а также результатах предоставления льготы.

В Правительстве РФ рассчитывают, что нововведение простимулирует внедрение российского программного обеспечения и поддержит отечественный ИТ-сектор. Субсидии будут предоставляться в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». [7]

Минцифры запускает для малого бизнеса программу 50%-го кэшбека за облачные сервисы

2 июня 2021 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили о запуске программы, в рамках которой малый бизнес сможет рассчитывать на компенсацию 50% от стоимости лицензии на облачные сервисы. Нововведение заработает до конца месяца.

По его словам, на такие субсидии выделяется 1 млрд рублей. Всего в 2021 году Минцифры должно предоставить в ходе этой программы 63 тыс. лицензий.

Максим Паршин сообщил о запуске для малого бизнеса программы 50%-го кэшбека за облачные сервисы

Как отметил замминистра, по программе льготного кредитования для цифровизации малого и среднего бизнеса уже выдано займов на 42 млрд рублей. По его словам, нижнюю планку получения кредита снизили с 20 млн рублей до 5 млн рублей. Он также уточнил, что льготный кредит предоставляется по ставке от 1% до 5%.

Ранее Минцифры разработало проект постановления правительства, согласно которому Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) возместит субъектам малого и среднего предпринимательства покупку российских облачных продуктов. В документе говорилось о выделении 7 млрд рублей в 2021-2024 гг. на реализацию этой программы.

Поддержку получат и компании, которые выводят свои ИТ-продукты на экспорт. Отдельное направление появится в рамках Российского фонда развития информационных технологий. Кроме того, на базе реестра отечественного ПО появится своего рода «маркетплейс» российских экспортно ориентированных ИТ-продуктов. Те продукты, которые уже продаются за рубежом, станут более доступны для более широкого круга покупателей, отметил Паршин. [8]

Запуск платформы «Мой бизнес» для поддержки малого бизнеса

В январе 2021 года стало известно о запуске Министерством экономического развития России платформы, которая легла в основу цифровой экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Благодаря этому проекту компании смогут получить господдержку и необходимые им услуги по принципу «одного окна». Подробнее здесь.

Программы по развитию малого бизнеса не приводят к результату из-за высокого уровня бедности – Миронов

Все программы по развитию малого бизнеса становятся неэффективными из-за высокого уровня бедности и регионального неравенства, считает глава партии «Справедливая Россия – За Правду» Сергей Миронов.

При этом он отметил, что малый бизнес необходимо поддерживать и развивать, однако «для этого необходимо сперва создать условия, ключевое из которых – платежеспособный спрос».

Источник: www.tadviser.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин