Одним из основных направлений работы по управлению риском является анализ политической и экономической ситуации, состояния финансово-кредитной сферы в отдельных странах и мировом сообществе в целом. На основе такого анализа выявляются факторы риска. Они играют важную роль в принятии решений об инвестировании инновационных проектов компаниями, имеющими долгосрочные инвестиционные портфели. Сложность факторного анализа заключается в том, что одни и те же факторы в одних условиях могут оказаться решающими, а в других — совсем незначительными. Кроме того, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимное влияние различных факторов, определять совокупный результат их взаимодействия.
Политические факторы риска — наиболее важная группа факторов. Сюда входят:
- • войны, конфликты, высказывания политических деятелей;
- • отставка (смена) правительства или главы Центрального банка;
- • угроза национализации;
- • смена политического строя и т.д.
Факторы (или источники возникновения) рисков, связанные с исполнением рисковых решений, обычно разделяют на две группы: внешние и внутренние.
Риск и Бизнес.Нужно ли Рисковать? Успех в Жизни! Предпринимательство это Риск..
Внешние факторы риска включают в себя:
- • рыночные факторы риска — определяются изменением рыночной конъюнктуры рынков, на которых предприятие осуществляет свои операции по продаже продукции, закупке сырья, материалов, комплектующих изделий;
- • состояние рынков труда, финансовых рынков и др.;
- • разработки конкурентов, связанные с выпуском конкурирующей или заменяющей продукции;
- • внеэкономические факторы риска (политическая стабильность, политика в области налогового, финансового, социального законодательства, природно-климатические условия, социальные и демографические факторы и т.д.).
Особенность воздействия внешних факторов риска заключается в том, что в процессе управления менеджеры или предприниматели могут только учитывать их и принимать те или иные защитные меры от их воздействия, но не могут оказывать на них прямого влияния.
Внутренние факторы риска оказывают свое влияние внутри предприятия или фирмы, к ним относятся:
- • производственные факторы;
- • финансовое состояние предприятия;
- • уровень квалификации и взаимоотношения персонала;
- • просчеты менеджеров и предпринимателей при принятии рисковых решений и управлении их исполнением.
Внутренними факторами риска, в отличие от внешних, менеджеры могут управлять, ослабляя их нежелательное влияние или усиливая благоприятное воздействие на результаты деятельности.
Некоторые факторы риска проявляются одновременно и как внешние, и как внутренние. Например, экологические факторы могут иметь и внутреннее, и внешнее происхождение для данного предприятия.
Остановимся подробнее на характеристике производственных факторов риска и финансовом состоянии предприятия.
К производственным факторам риска предприятия относятся:
- • уровень развития отрасли, которой принадлежит предприятие, рыночная конъюнктура и перспективы расширения рынков сбыта и их емкость;
- • отраслевая принадлежность предприятия (для предприятий добывающих отраслей важны производственные расходы и тенденции изменения цен на выпускаемое сырье; для машиностроительных предприятий — доступность сырья и наличие комплектующих узлов и деталей, длительность производственного цикла, возможность быстрой переналадки оборудования и смены номенклатуры выпускаемой продукции и т.д.);
- • стадия жизненного цикла предприятия, степень внедрения передовых технологий, производство принципиально новой продукции и т.д.;
- • организация и политика менеджмента предприятия: либо агрессивная, направленная на увеличение своей доли на рынках сбыта, завоевание позиций на новых сегментах рынков, укрепление позиций в конкурентной борьбе, либо пассивная, связанная с сохранением имеющихся позиций на рынке;
- • уровень используемых технологических процессов и надежность применяемых машин, механизмов (технологические риски);
- • квалификация и заинтересованность персонала в качественном выполнении производственных заданий и др.
На основе анализа производственных факторов оценивается их влияние на уровень доходов предприятия и их колеблемость, а также на объемы дивидендов, выплачиваемых по акциям данного эмитента, т.е. оцениваются степень рисковости материальных инвестиций предприятия и финансовые риски собственников капитала, вкладывающих свой капитал в его акции.
Почему я не верю в бизнес на тендерах? Три фактора риска
Финансовое состояние предприятия определяет возможности финансирования развития бизнеса и погашения долго- и краткосрочных обязательств.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет определить факторы риска, которые зависят от его финансовых средств и перспектив их изменения. Эти факторы оказывают влияние на возможные колебания будущих доходов предприятия и могут привести к его банкротству и ликвидации. Таким образом, анализ финансового состояния предприятия позволяет судить о целесообразности инвестирования капитала в данное предприятие с точки зрения его финансовой устойчивости и возможности получения ожидаемых доходов, а также о целесообразности предоставления кредита с точки зрения его возврата и уплаты процентов за его использование.
Финансовое состояние предприятия оценивается по таким критериям, как ликвидность активов, платежеспособность и ликвидность самого предприятия.
Ликвидность активов — возможность обращения имеющихся активов в денежные средства. Чем короче период обращения, тем выше степень ликвидности.
Платежеспособность — возможность погашения имеющейся задолженности за счет собственных денежных средств и иных финансовых активов.
Оценки ликвидности и платежеспособности предприятия проводятся на основе анализа бухгалтерской отчетности.
О степени ликвидности судят по значению коэффициента покрытия (отношение текущих активов предприятия к сумме текущих обязательств), коэффициента абсолютной ликвидности (характеризует часть краткосрочных обязательств фирмы, которая может быть погашена практически немедленно) и др. По этим коэффициентам могут задаваться нормативные значения, превышение которых свидетельствует о возможных проблемах предприятия и повышении риска инвестиций в него. О неплатежеспособности можно судить по статьям отчетности «Убытки», «Кредиты и займы, не погашенные в срок» и по объему денежных средств на расчетном счете.
Соотношение собственного и заемного капитала характеризует финансовую устойчивость предприятия в будущем. Ее измеряют с помощью коэффициента концентрации собственного капитала (отношение собственного капитала к общей сумме авансированных средств; чем оно ближе к единице, тем более устойчиво предприятие, тем меньше его зависимость от кредиторов), коэффициента финансовой зависимости от внешних источников, коэффициента структуры долгосрочных вложений (характеризует долю основных средств предприятия, профинансированную внешними инвесторами) и др.
При анализе финансового состояния учитываются также определенные соотношения между показателями, характеризующими деятельность предприятия. Например, в модели факторного анализа фирмы «Дюпон» рентабельность собственного капитала представляется как произведение рентабельности авансированного капитала на коэффициент финансовой зависимости, характеризующий отношение суммы собственного и заемного капитала к объему собственного капитала. На основе анализа указанных факторов и их составляющих делаются выводы о рисках инвестирования в данное предприятие или его кредитования.
Анализ возможности банкротства по моделям проводится по совокупности факторов. Так, в модели Э. Альтмана выделяются следующие факторы (коэффициенты):
- • соотношение собственных оборотных средств к общей сумме активов;
- • соотношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов;
- • соотношение прибыли до вычета налогов и уплаты процентов к сумме активов;
- • соотношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала;
- • отношение выручки от реализации к общей сумме активов.
Указанные факторы используются при оценке специального индекса, на основе которого составляют прогнозы вероятности возможного банкротства.
Данные коэффициенты представляют собой отношение соответствующих абсолютных показателей, характеризующих деятельность предприятия (собственный и заемный капитал, объем краткосрочной задолженности, сумма нераспределенной прибыли, прибыли до вычета налогов и процентов, общая сумма активов и др.), поэтому они выступают факторами риска, и управление такими рисками сводится к управлению абсолютными показателями. Кроме того, каждый из коэффициентов учитывает только те факторы риска, которые представлены в его числителе или знаменателе, и заведомо не является полной и обобщающей характеристикой факторов риска, определяемого финансовым состоянием предприятия. Эти факторы порождают колеблемость его доходов, а значит, и колеблемость доходов тех собственников, которые инвестируют свой капитал в его активы. В этом смысле рассматриваемые факторы порождают инвестиционные риски, однако это не единственные факторы, которые обусловливают указанные виды рисков.
Факторы, определяющие финансовое состояние предприятия, могут вызывать колебания доходов предприятия ниже определенного уровня и такие изменения суммы и структуры его активов, при которых данное предприятие не сможет погашать свои кратко- и долгосрочные обязательства.
Источник: studref.com
Бизнес-риск
- Что такое «Бизнес-риск»
- РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бизнес-риска»
- Конкретные виды бизнес-рисков
Поделиться видео // www. Investopedia. ком / термины / б / businessrisk. asp
Что такое «Бизнес-риск»
Бизнес-риск — это вероятность того, что компания будет иметь меньшую прибыль, чем ожидаемая прибыль, или потеряет прибыль, а не получит прибыль. На бизнес-риск влияют многочисленные факторы, в том числе объем продаж, цена за единицу, затраты на ввод, конкуренция, общий экономический климат и правительственные постановления. Компания с более высоким бизнес-риском должна выбрать структуру капитала, которая имеет более низкий коэффициент задолженности, чтобы гарантировать, что она может выполнять свои финансовые обязательства в любое время.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Бизнес-риска»
бизнес-риск ухудшает способность компании предоставлять своим инвесторам и заинтересованным сторонам достаточную доходность. Компания также подвержена финансовому риску, риску ликвидности, систематическому риску, курсовому риску и страновому риску. Это делает все более важным минимизировать бизнес-риск. Чтобы рассчитать риск, аналитики используют четыре простых соотношения: маржа вклада, эффект рабочего рычага, эффект финансового рычага и общий эффект рычага. Для более сложных расчетов аналитики могут включать статистические методы.
Конкретные виды бизнес-рисков
Бизнес-риск обычно возникает одним из четырех способов: стратегический риск, риск соответствия, операционный риск и репутационный риск.
Стратегический риск возникает, когда реализация бизнеса не идет в соответствии с бизнес-моделью или планом. Стратегия компании становится менее эффективной с течением времени, и она пытается достичь своих определенных целей. Если, например, Wal-Mart стратегически позиционирует себя как низкозатратный поставщик, и Target решает снизить цены Wal-Mart, это становится стратегическим риском.
Второй формой бизнес-риска является риск соблюдения. Этот тип риска возникает в отраслях и секторах, сильно регулируемых законами. Например, винодельческая промышленность должна придерживаться трехуровневой системы распределения, где требование к оптовику продавать вино продавцу, который, в свою очередь, продает его конечному потребителю. Винные заводы не могут напрямую продаваться в розничные магазины. Тем не менее, существует 18 государств, которые не имеют такой системы распределения, и риск соответствия возникает, когда бренд не понимает индивидуальные требования и становится несоответствующим государственным законам о дистрибуции.
Третий тип бизнес-риска — это операционный риск. Этот риск возникает, когда повседневная работа компании не выполняется. Например, HSBC столкнулся с операционным риском и тяжелым штрафом, когда его внутренняя группа по борьбе с отмыванием денег не смогла адекватно прекратить отмывание денег в Мексике.
В любой момент, когда репутация компании разрушена, либо одним из предыдущих бизнес-рисков, либо чем-то другим, она рискует потерять клиентов на основе отсутствия лояльности к бренду. Использование HSBC в качестве второго примера, компания столкнулась с высоким риском потери своей репутации, когда $ 1. 9 миллионов штрафов было наложено на плохие методы борьбы с отмыванием денег.
Источник: rus.financedjournal.com