Конкурентная экономика зависит от транспортных систем. Это стратегически значимая отрасль и ее нормальное развитие невозможно без грамотного управления рисками.
Перевозка грузов всегда связана с риском случайного повреждения и даже потери перевозимых товаров. Это зона повышенной ответственности и опасности. Главная обязанность транспортной компании — предотвратить потери и негативные последствия.
Управление рисками — необходимый элемент стратегии любой транспортной компании. Риски требуется идентифицировать, анализировать и оценивать. Это предотвратит потери и тяжелые последствия.
Да просто поможет минимизировать кризисные ситуации. А еще достичь конкурентного преимущества. Ведь в каждом рейсе случаются накладки и иногда все идет не по плану.
Для управлении рисками требуется:
- Предусмотреть все нужные меры для стратегии управления рисками.
- Найти надежную, гибкую и максимально адаптированную под требования клиента логистическую цепочку.
Но это не 100% гарантия защиты от предотвращения рисков в грузоперевозках.
Бизнес на диспетчерской грузоперевозок.
Транспортные компании должны так обеспечить безопасность и сохранность перевозимых товаров, чтобы сохранить прибыльность и рентабельность. Как вариант, — передать в руки страховщиков все риски.
Виды рисков в автомобильных грузоперевозках
Безопасность и надежность в сфере логистики и грузоперевозок зависит от:
- погодных условий;
- состояния дорог;
- безопасности транспортных средств,
- надежность контрагентов,
- политической обстановки,
- госрегулирования.
Наиболее характерные для России и Ближнего Зарубежья грузоперевозок такие виды рисков:
Повреждение перевозимых товаров
Наиболее распространенный риск в логистике. Возникает из-за ненадлежащей упаковки, непринятых мер по герметизации, из-за неисправности кузова, тента. Например, залив водой, возгорание. Может возникнуть из-за погодных условий и стихийных бедствий.
- Своевременное страхование грузов.
- Прописывать условия в договорах и дополнительных соглашениях, чтобы четко формировать ответственность сторон
Возникает в связи с криминалом, недостачей, ошибкой в отгрузке третьим лицом. Может случиться вследствие аварий, социальных явлений, климатических происшествий, техногенного фактора.
- Своевременное страхование грузов.
- Проверка будущих партнеров в сервисах. Например, СБИС или За честный бизнес.
- Прописывать условия в договорах и дополнительных соглашениях., чтобы четко формировать ответственность сторон.
Нарушение срока поставки
Простой, несвоевременная отгрузка, неоплата, конфликты и иное нарушение условий договоренностей от контрагентов. В результате, груз может испортится, пропасть, предприятие рискует недополучить прибыль или нарушить технологические цепочки.
- Рекомендуется проверять партнеров через сервисы.
- Прописывать условия в договорах и дополнительных соглашениях, чтобы четко формировать ответственность сторон.
Ненадлежащее оформление сопроводительных документов
Бизнес на грузоперевозках фурами! Бизнес-план грузоперевозок. Эксплуатация фуры, как бизнес-идея!
Неверно заполненные накладные, ТТН, CMR, просроченные декларации соответствия и сертификаты. Могут привести к простоям на таможне, конфискации груза, запрета на продажу.
Установить четкий механизм по оформлению документов. Периодически можно проводить обучение сотрудников о том, как правильно заполнять в соответствии с таможенным законодательством и иными правилами.
Раскрытие информации, являющейся коммерческой тайной
Перевозимый груз может представлять собой технологически уникальный продукт. Или у него высокая маржинальность. Такого рода информация должна быть скрыта и защищена от свободного доступа. Чтобы не терять конкурентные позиции.
- Также рекомендуется проверять партнеров через сервисы.
- Прописывать условия в договорах и дополнительных соглашениях, чтобы четко формировать ответственность сторон
Чек-лист «Как свести риски в грузоперевозках к минимуму»
Для того чтобы минимизировать риски, следуйте такому плану:
- Всегда страхуйте грузы. Убытки от порчи и потери могут существенно превысить затраты, которую вы планируете сэкономить на страховке.
- Выбирайте надежных контрагентов. Купите платный доступ к системам проверки контрагентов. Они не стоят дорого, но если ваша компания работает с разными юрлицами, то лучше каждый раз мониторить их надежность.
- Важные моменты, которые касаются ответственности сторон и минимизации рисков лучше всего фиксировать в договоре или доп.соглашении.
- Каждый раз рассчитывайте и делайте оценку возможных рисков при перевозке, исходя из вашего маршрута и перевозимого груза. Оценивайте каждый маршрут по факторам: модель машины, водители, детали маршрута, характеристика груза, погода в регионе.
- Обязательно следите за сроками в сертификатах и декларациях соответствия. Задержка, простой или конфискация груза станет неизмеримо дороже.
Автор материала
Элина Симцова
Контент-маркетолог. Любимые темы про бизнес, продажи, логистика, маркетинг, онлайн-образование, инвестиции.
Источник: maintransport.ru
Государство больше не будет мириться со схемами грузоперевозчиков. Дисклеймер: статья от налоговика
После отмены лицензирования автоперевозок в 2005 г. любой гражданин РФ имеет возможность заниматься коммерческой деятельностью в области внутрироссийских грузоперевозок. Это притянуло на рынок множество недобросовестных участников. Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету РФ.
Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Эти схемы порождают коммерческие риски как для самой отрасли грузоперевозок, так и для их заказчиков.
Сегодня налоговые органы отходят от традиционной модели, когда ведомство несло карательную функцию и осуществляло тотальный контроль. Налоговая служба стремится строить партнерские отношения с налогоплательщиками и совместно создавать правовое поле, где исполнение налоговых обязательств в полном объеме происходит добровольно.
Основное достижение такого подхода в том, что служба подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей, направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства. Мы выявляем риск налогового нарушения, характерного для выбранной отрасли, доводим его до налогоплательщиков данной отрасли, предлагаем самостоятельно проанализировать риски и добровольно уточнить свои обязательства. И завершающей стадией проекта является мониторинг со стороны налоговых органов, в случае отказа от самостоятельной корректировки — документирование таких нарушений отдельного плательщика (составление акта налоговой проверки и решение вопроса о включении в план выездных налоговых проверок за предшествующие периоды).
Все про налоговые проверки — в легендарном курсе “Клерка”.
Обучение проводит эксперт по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, защищаться при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Налоговые органы Приморского края в настоящее время также реализуют отраслевые проекты по «обелению» наиболее значимых отраслей экономики региона. На сегодняшний день в крае при регистрации в качестве основного вида деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» заявили 249 субъектов предпринимательской деятельности. По предварительным подсчетам, в результате неправомерных действий транспортно-логистических компаний края в бюджет не поступает налогов более чем на 60 млн руб. ежегодно. Кроме того, перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, поскольку зачастую используют схемы минимизации своих налоговых обязательств. Схемы, которые применяют компании транспортно-логистической отрасли, конечно же, имеют свою специфику, но базово не сильно отличаются от других отраслей. Так, налоговыми органами края установлено, что грузоперевозчики в основном практикуют занижение базы по налогу на прибыль и неправомерное возмещение НДС за счет:
— деления бизнеса (так называемого дробления); — использования компаний-однодневок для неправомерного возмещения НДС; — ухода от НДФЛ через «серую» заработную плату; — сокрытия доходов, получаемых за счет наличной оплаты.
Большинство крупных компаний отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний. Такими действиями создается нечестная ценовая конкуренция, благоприятная среда для коррупционной составляющей, повышаются риски безопасности водителей и грузов. Также возникают негативные последствия в виде неуплаты налогов в бюджет. По результатам анализа, за последние три года потери бюджета от недопоступивших налогов в целом по стране составляют порядка 400 млрд руб.
Государство больше не собирается мириться с тем, что более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне. Если еще около десяти лет назад выявление «серых» схем было для налоговых органов сложной задачей, требующей кропотливой работы и глубокого анализа, то сейчас, во времена big data («больших данных»), всеобщей автоматизации и технологий, этот процесс значительно упростился.
Сегодня проверки возмещения НДС идут в автоматическом режиме: благодаря автоматизированной системе контроля НДС (АСК «НДС-2») оперативно обрабатываются несколько миллионов электронных деклараций по НДС и около миллиарда электронных счетов-фактур в год. Это позволяет мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия по всей цепочке поставок.
Не так давно внедрена третья модификация этой программы, обладающая расширенными возможностями, которая позволяет отслеживать цепочку из более чем десятка компаний; предыдущая версия отслеживала цепочку до шестого уровня связей. Налоговые органы в кратчайшие сроки выявляют действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур. При проведении камеральных налоговых проверок в первую очередь учитывается уровень налогового риска, присвоенный налогоплательщику системой управления рисками АСК «НДС-2»: высокий, средний, низкий. Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе АСК «НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».
1. Налогоплательщик с низким налоговым риском ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), соответственно, подвергается упрощенному контролю. 2. Налогоплательщик с высоким налоговым риском, как правило, обладает признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой экономии, в том числе третьими лицами, не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (или исполняет в минимальном размере). К такому налогоплательщику применяется максимальный комплекс мероприятий налогового контроля. 3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском, которые подлежат обычному контролю.
В таких условиях риск-ориентированный подход в организации камерального контроля позволяет отойти от модели сплошных проверок и сосредоточить усилия на контрольных мероприятиях в отношении тех налогоплательщиков, деятельность которых имеет наиболее высокие налоговые риски. При этом одновременно обеспечивается снижение административного бремени в отношении добропорядочных налогоплательщиков, чья деятельность не имеет признаков наличия нарушений.
На деле нередко получается, что владелец готовой продукции заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги или вообще штата нет.
Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными.
А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону. Это, безусловно, риски для заказчика.
При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие не подтвержденные документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и, соответственно, подтверждаться первичными документами. Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС.
Подрядчик, используя организации-однодневки, «рисует» налог «из воздуха» для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет. Так, с 1 июля 2019 г. уже начали действовать новые правила перевозки для участников агропромышленного комплекса, направленные на вывод с этого рынка «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.
Сегодня назрела необходимость формирования хартии (то есть ассоциации) добросовестных участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом. Компании, подписавшие хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса: 1.
Не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую экономию за счет: — неуплаты налоговых платежей; — использования схем дробления бизнеса; — привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений; — нарушений требований устава автомобильного транспорта и правил перевозок грузовым автомобильным транспортом. 2.
Не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике. И, безусловно, обязаны соблюдать определенные правила: 1. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и транспортными средствами (находящимися в законном владении перевозчика).
2. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки): — организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами; — организаторы перевозки при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг — в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность. С целью снижения налоговых рисков привлекаемый перевозчик должен владеть транспортными средствами, необходимыми для осуществления грузоперевозок, в том числе на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга. Также перевозчик должен иметь необходимые трудовые ресурсы: водителей, привлеченных на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. Безусловным условием снижения рисков будет предоставление перевозчиком (агентом), в зависимости от правоотношения сторон, необходимых документов, подтверждающих наличие у перевозчика соответствующих ресурсов. Такими документами являются договоры, свидетельства о регистрации транспортных средств, формы отчетности и прочее.
Таким образом, реализация отраслевых проектов (разработка так называемых хартий) осуществляется налоговыми органами с целью побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научиться самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.
Исходя из данной задачи, налоговые органы Приморского края именно так сегодня строят работу с налогоплательщиками: — информируют участников экономических отношений о возможных рисках; — проводят рабочие встречи с налогоплательщиками, как общие (аналогичные настоящей встрече), так и точечно с конкретными организациями; — предлагают самостоятельно оценить риски и доплатить налоги в полном объеме. Самостоятельное устранение налогоплательщиками своих налоговых рисков, в том числе путем исключения договорных отношений с неблагонадежными контрагентами, позволит избежать риска негативных последствий в виде налоговой проверки и сохранить свою деловую репутацию. Мы внимательно следим за динамикой налогов по отрасли грузоперевозок и намерены перейти к активным действиям в случае отсутствия положительного отклика со стороны налогоплательщиков и отказа от добровольного уточнения своих обязательств. Источник — интернет-издание Konkurent.ru.
- перевозка грузов
- налоговая схемотехника
- НДС
Источник: www.klerk.ru
Риски при перевозке грузов: классификация, способы минимизации
Международные перевозки – это сложный процесс, состоящий из различных этапов. Во время транспортировки нередко возникают непредвиденные ситуации, которые могут привести к порче или утрате груза. Также много жалоб поступает по факту пропажи перевозимой продукции. Грамотное управление рисками транспортных перевозок поможет снизить влияние негативных факторов.
Что такое риск
Риск – это предполагаемое неблагоприятное событие, способное нанести кому-либо материальный ущерб. Зная вероятность наступления неблагоприятных событий, можно попытаться по специальной формуле определить вероятность благоприятных событий. Для оценки рисков, из-за которых владелец груза может понести финансовые потери, необходимо установить их источники и последствия. Возможные риски обязательно надо включить в договор перевозки.
Риск в транспортных системах имеет такие характеристики:
- существует вероятность понести убытки;
- события носят случайный характер;
- имеются альтернативные решения;
- вероятный исход событий можно определить заранее.
Классификация рисков
Существует такая классификация рисков при перевозках:
- Природно-экологические: стихийные бедствия, воздействие плохих погодных условий на груз и др.
- Технические: механическое воздействие на перевозимую продукцию, выход из строя транспортных средств, износ оборудования, пожар в месте хранения груза.
- Политические: законодательные ограничения, вероятность закрытия границы, военные действия.
- Коммерческие: нарушение обязательств контрагентами, неустойчивость спроса, невыполнение условий договора перевозки, конфликт с перевозчиком.
- Финансовые: валютные, кредитные, инфляционные риски.
- Социальные: кражи, поджоги, иные злоумышленные действия.
Риски международных перевозок можно разделить на две группы:
- Объективные – неподвластны человеческому контролю, их последствия имеют огромный масштаб. К объективным рискам относятся природные катаклизмы, сложная политическая обстановка.
- Субъективные – связаны с человеческим фактором. К ним относятся кражи, мошенничество, создание аварийных ситуаций и пр.
Для страховой компании все риски носят вероятностный характер. Страховщик определяет наиболее характерные для конкретного вида перевозки риски, оценивает вероятность возникновения каждого из них и рассчитывает тариф с учетом значимости и вероятности наступления неблагоприятных ситуаций.
С какими рисками чаще всего сталкиваются перевозчики и владельцы грузов
Для логистической компании риск перевозки груза связан с такими событиями:
- Возмещение расходов владельцу продукции в случае ее утраты, повреждения или порчи.
- Возмещение финансового ущерба грузовладельцу вследствие ошибок и упущений рабочего персонала.
- Возмещение ущерба третьим лицам при причинении им вреда транспортируемой продукцией. К примеру, причинение ущерба здоровью работника в результате падения груза при его выгрузке.
- Возникновение расходов при расследовании происшествий, защите интересов во время судебных разбирательств.
- Возникновение расходов непосредственно перевозчика: крушение транспортных средств, дорожно-транспортные происшествия, простой транспорта, срыв сроков перевозки.
Ответственность логистической компании за риски при транспортных перевозках регламентируется нормативно-правовыми документами и договорными отношениями с владельцем продукции, грузоотправителем или грузополучателем.
Грузовладельцы несут следующие риски:
- повреждение или утрата продукции;
- простой транспортного средства;
- отказ грузополучателя в получении товара;
- невыполнение условий договора экспедитором;
- повышение тарифной стоимости перевозки;
- возникновение форс-мажорных ситуаций;
- неверно оформленная сопроводительная документация;
- невыдача груза перевозчиком;
- решение проблем в судебном порядке;
- изменение транспортного законодательства в период сделки;
- налоговые риски по перевозкам;
- разрыв контракта из-за действий властей страны, в которой находится контрагент;
- непредвиденное снижение объема заявки на покупку продукции.
Согласно статистике, грузовладельцы несут наибольшие потери от кражи и потери продукции, а также от повреждения груза в пути.
Как свести к минимуму риски при перевозке товаров
- Всегда страхуйте грузы. На страховании рисков перевозок не стоит экономить, так как убытки могут значительно превысить сумму, которую предприниматель планировал сберечь при отказе от услуг страхования.
- Соблюдайте правовые нормы и законодательные правила.
- Выбирайте надежную транспортную компанию с большим опытом работы на рынке перевозок и хорошей репутацией. Не стоит обращаться в фирмы, которые обещают «золотые горы» за невысокую цену.
- Согласовывайте все важные моменты в договоре.
- Правильно классифицируйте различные группы товаров.
- Преждевременно делайте оценку рисков при перевозке, исходя из маршрута и специфики перевозимого.
- Своевременно готовьте документацию (разрешения, сертификаты качества и др.). Это сократит время пребывания груза на границе и сведет к минимуму вероятность его изъятия.
Сервис Consollex.ru создан для компаний, которых интересует доставка сборных грузов из стран Европы. С его помощью можно за считанные минуты спланировать и организовать импортную доставку по лучшей цене. Вы сможете управлять поставками из «Личного кабинета» с компьютера и мобильных устройств. Страхование рисков обеспечивает компания AON.
Источник: consollex.ru